Конспект ООД по развитию речи "Космос"

Кощеева Наталья Валентиновна

Конспект НОД по развитию речи

и формированию целостной картины мира в подготовительной группе

Тема «Космос».

Подготовила: воспитатель Кощеева Н.В

 

Цель: сформировать у детей понятие «космос».

Задачи:

1. Образовательные:

- продолжать расширять знания о государственных праздниках;

- рассказать детям о Ю. А. Гагарине и других героях космоса.

- познакомить с понятием «космос» (Вселенная); Солнцем (раскаленным космическим объектом); строением солнечной системы (название, размеры планет, расположением их к солнцу);

- ввести понятия «космонавт», «спутник», «планета»;

- объяснить, для чего проводятся исследования космоса.

2.Воспитательные:

- воспитывать чувство патриотизма.

- воспитывать чувство гордости за родную страну, которая стала первой в освоении космоса

3.Развивающие:

- продолжать развивать речь, как средство общения в повседневной жизни в играх;

- развивать фантазию, воображение;

-активизировать мыслительную и речевую деятельность, зрительное внимание и восприятие;

- поощрять знания детей о космосе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi.docx23.96 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по развитию речи

и формированию целостной картины мира в подготовительной группе

Тема «Космос».

Подготовила: воспитатель Кощеева Н.В

Цель: сформировать у детей понятие «космос».

Задачи:

1. Образовательные:

- продолжать расширять знания о государственных праздниках;

- рассказать детям о Ю. А. Гагарине и других героях космоса.

- познакомить с понятием «космос» (Вселенная); Солнцем (раскаленным космическим объектом); строением солнечной системы (название, размеры планет, расположением их к солнцу);

- ввести понятия «космонавт», «спутник», «планета»;

- объяснить, для чего проводятся исследования космоса.

2.Воспитательные:

- воспитывать чувство патриотизма.

- воспитывать чувство гордости за родную страну, которая стала первой в освоении космоса

3.Развивающие:

- продолжать развивать речь, как средство общения в повседневной жизни в играх;

- развивать фантазию, воображение;

-активизировать мыслительную и речевую деятельность, зрительное внимание и восприятие;

- поощрять знания детей о космосе.

Ход занятия:

В.:12 апреля 1961 года на космическом корабле «Восток» Ю. А. Гагарин совершил полет в космос. Полет продолжался  48 минут. Корабль «Восток» совершил один оборот вокруг Земли. С тех пор каждый год 12 апреля страна отмечает День космонавтики.

Ребенок:          Стихотворение «Космонавт» В. Степанова.

                        В темном небе звезды светят,

                        Космонавт летит в ракете.

                        День летит и ночь летит

                        И на землю вниз глядит.

                        Видит сверху он поля,

                        Горы, реки и моря.

                        Видит он весь шар земной,

                        Шар земной – наш дом родной.

Презентация «Космос»

 Рассказ о космосе:

В.: Подняв голову к небу, мы часто задаем себе вопрос: «Где начало и где конец космоса?»

Мир звезд разнообразен. В безоблачный ясный вечер небо усыпано множеством звезд. Они кажутся маленькими, потому что находятся далеко. На самом деле звезды – это огромные раскаленные газовые шары, похожие на солнце.

Вокруг нашего Солнца вращаются девять планет: Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон. Это солнечная система.

Земля - третья от Солнца планета. Она представляет собой огромный каменный шар, большая часть поверхности которого покрыта водой. Землю окружают слои воздуха, которые называются атмосферой. Наша планеты находится в постоянном движении: она вращается вокруг своей оси и вокруг Солнца.

Для проведения некоторых исследований нужно, чтобы человек долгое время находился в космосе. Были придуманы космические дома - орбитальные станции. Спутники, запущенные человеком в космос присылают на Землю снимки нашей планеты и снимки космического пространства.

Солнце вместе с большими и маленькими планетами составляет Солнечную систему. Солнце— источник жизни на Земле. Если посмотреть на небо, то солнце кажется плоским и маленьким. Но на самом деле — это огромный огненный шар, состоящий из раскалённых газов. Температура поверхности солнца 6 тысяч градусов! Солнце кажется нам небольшим потому, что находится очень далеко от нас. Земля вращается вокруг солнца, правда мы этого движения не замечаем. Если бы Солнце не согревало и не освещало своими лучами Землю, то наша планета превратилась бы в мёртвую ледяную пустыню, на ней царила бы вечная ночь. Погибли бы растения. Ведь для жизни им необходимы солнечный свет и тепло.

Вокруг Солнца движутся 9 планет с 68 спутниками, миллиарды астероидов, метеоритов и комет, а также огромное количество пыли и газа. Каждая планета движется по своему пути – орбите, вокруг Солнца. Люди живут только на Земле, на других планетах нет живых существ. Космонавты на другие планеты не летали. Их изучение ведётся с помощью автоматических межпланетных станций.

Луна – это каменный шар размером намного меньше Земли. Днём на Луне стоит жара до 130 градусов, а ночью, наоборот, страшный холод -170 градусов. На Луне нет ни капли воды. Никогда не идёт дождь, не бывает снега. Луна Спутник - небесное тело, которое движется вокруг более крупного тела.

– Так вот, ребята, спутники, которые создала сама природа и, которые вращаются вокруг планет, называются природными, или естественными. Таким спутником для нашей Земли является Луна.

– А спутники, созданные человеком, называются искусственными.

– Человек запускает их в космос для определённых целей, например: для наблюдения за погодой, для научных исследований и других своих целей.

Физкульт.минутка «Космонавты»

Будем очень мы стараться, (дети делают рывки согнутыми                  руками перед грудью)

Дружно спортом заниматься:

Бегать быстро, словно ветер, (бегут на носочках)

Плавать лучше всех на свете. (делают гребки руками)

Приседать и вновь вставать (приседают)

И гантели поднимать. (выпрямляют согнутые руки вверх)

Станем сильными, и завтра (руки на поясе)

Всех возьмут нас в космонавты! (маршируют на месте)

Дидактическая игра «Полет в космос»

  • - Кто первым увидел Землю из космоса? (Первым человеком покорившим космос, был советский космонавт Юрий Алексеевич Гагарин)
  • - Какой был Юрий Гагарин?

(смелый, мужественный, выносливый, веселый, находчивый)

  • - На какой планете мы живем?
  • - Как называются люди на этой планете?
  • -Сейчас мы с вами отправимся в космос. Кем мы будем в полете? (Космонавтами, астронавтами)
  • - Где стартуют космические корабли? (С космодрома)
  • - Что наденем, когда полетим в космос? (Шлем, скафандр, специальную обувь) 
  • Мы будем находится в состоянии невесомости. Как вы понимаете это слово?

Это такое состояние, когда космонавты и вещи ничего не весят и плавают в космическом корабле, словно рыбки в аквариуме. Нет ни верха, ни низа. Пролитая вода не растекается лужицей на полу, а собирается в шар, и шар висит в воздухе.

В.: Внимание! Приготовиться к полету. Обратный отсчет: 5, 4, 3, 2, 1 – пуск!(Дети изображают разные позы в состоянии невесомости)

Пилот в космической ракете

На Землю глянул с высоты.

Еще никто, никто на свете

Такой не видел красоты.

Ах, какая красота!

Не страшна нам высота.

Пролетаем над лесами,

Над высокими горами.

       Игра «Один – много»

  • - Космонавт – космонавты;
  • - Ракета – ракеты;
  • - Планета – планеты ;
  • - Звезда - звезды;
  • - Скафандр - скафандры;
  • - Шлем - шлемы;
  • - Космодром - космодромы;
  • - Спутник - спутники;
  • - Корабль - корабли;
  • - Астронавт - астронавты.

Игра «Подбери словечко»

Цель: активизировать и расширить словарь по теме «Космос». Развивать восприятие, память, логическое мышление.

Ход игры. У детей по одной звездочке и воспитатель просит подобрать к слову «звезда» родственное слово. Если дети затрудняются, допускаются наводящие фразы:

  • -человек, который считает звезды – звездочет,
  • -космический корабль, летящий к звездам – звездолет,
  • -скопление звезд на небе- созвездие,
  • -момент, когда звезды «падают» - звездопад,
  • -небо, на котором много звезд – звездное,
  • -небо, на котором нет звезд – беззвездное,
  • -бывает большая звезда, а бывает маленькая – звездочка.

 Игра «Посчитай»

Цель: согласование числительных с существительными

  • - Одно созвездие, два созвездия, три созвездия, четыре созвездия, пять созвездий;
  • - Одна далёкая планета, две… .
  • - Один искусственный спутник… .
  • - Одна быстрая ракета,.
  • - Одно яркое солнце,.

 Загадки:

  • - Ни начала, ни конца,

                                  Ни затылка, ни лица.

                                  Знают все, и млад и стар,

                                  Что она – большущий шар. (земля)                                           - Бродит одиноко

Огненное око.

Всюду, где бывает,

Взглядом согревает. (солнце)

  • - Ночью по небу гуляю,

                                  Тускло землю освещаю.

                                   Скучно, скучно мне одной,

                                   А зовут меня…. (луной).

- Он не летчик, не пилот,

Он ведет не самолет,

А огромную ракету,

Дети, кто, скажите, это? (космонавт)

  • - Не в первый раз, не в первый раз

                                   В огне и звуках грома

                                   Ракета в воздух поднялась

                                   С земного…. (космодрома)

- У нас сбываются мечты:

Покажут в телекадре,

Как по Сатурну ходишь ты

В космическом…. (скафандре)

Итог:

- Дети, о каком событии мы сегодня говорили?

- Как называется этот праздник?

- Что особенно запомнилось?

- Как называются люди, летающие в космос на космических кораблях? (космонавты)

- Как звали первого в мире космонавта? (Юрий Гагарин)

- А как назывался корабль, поднявший его в небо? («Восход»)

- Какие вы молодцы ребята, так внимательно слушали.

     В.:В ряду десятилетий,

Каждый год мы метим новыми космическими вехами,

Но помним: к звездам начался поход

С гагаринского русского «Поехали!»