Программы для профильных классов

Сендажы Чойган Валерьевна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рабочая программа 10 класс

Профильный биолого-химический класс

Пояснительная записка

Рабочая  программа  составлена  на основе  Федерального Государственного образовательного стандарта,  примерной программы полного  общего  образования  (профильный уровень )по биологии  МО РФ  для 10-11 классов  естественнонаучного профиля  по авторской программе к.б.н. О.В.Саблина и доцента СУНЦ НГУ, проф., д.б.н. Г.М.Дымшиц. «Общая биология», 2012 года. Программа авторская и модифицированная с дополнениями практических и лабораторных уроков.  Рабочая программа предусматривает некоторые изменения  часов в изучение тем: более расширена практическая часть.

Рабочая программа ориентирована на учебник:   Бородин П.М., Высоцкая Л.В.,  Г.М.Дымшиц. «Биология» издательства «Просвещение».

Цель рабочей программы: создание условий для планирования, организации и управления образовательным процессом по биологии в профильных  биолого-химических 10 и 11 классах.

Задачи программы:

  • конкретно определить содержание, объем, порядок изучения учебной дисциплины (курса) с учетом целей, задач обучающихся.

Задачи:

  1. отбор учебного материала;
  2. разработка КТП;
  3. разработка КИМ;
  4. отбор ФОПД, методов и технологий в соответствии с уровнем развития познавательных и коммуникативных возможностей класса.)

структура программы

Сегодня биология – наиболее бурно развивающаяся область естествознания. Революционные изменения в миропонимании ученых-естественников, произошедшие в середине ХХ века, были обусловлены открытиями в молекулярной и клеточной биологии, генетике, экологии. За полвека биология превратилась из описательной науки в аналитическую, имеющую многочисленные прикладные отрасли. Биологические знания лежат в основе развития медицины, фармакологической и микробиологической промышленности, сельского и лесного хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности, системы охраны окружающей среды.

Курс «Общая биология» в старших классах на профильном уровне должен быть направлен на формирование у учащихся целостной системы знаний о живой природе, ее организации от молекулярного до биосферного уровня, ее эволюции. У школьника должно быть сформировано биоцентрическое мировоззрение, основанное на глубоком понимании взаимосвязи элементов живой и неживой природы, осознании человека как части природы, продукта эволюции живой материи.

Изучение биологии в старшей школе  естественнонаучного  профиля направлено на достижение следующих целей:

освоение знаний об основных биологических теориях, идеях и принципах, являющихся составной частью современной естественнонаучной картины мира; о методах биологических наук (цитологии, генетики, селекции, биотехнологии, экологии); строении, многообразии и особенностях биосистем (клетка, организм, популяция, вид, биогеоценоз, биосфера); выдающихся биологических открытиях и современных исследованиях в биологической науке;

овладение умениями характеризовать современные научные открытия в области биологии; устанавливать связь между развитием биологии и социально-этическими,  экологическими проблемами человечества; критически оценивать естественнонаучную информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, ресурсах Интернета; самостоятельно проводить биологические исследования (наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование) и грамотно оформлять полученные результаты; анализировать и использовать биологическую информацию; пользоваться биологической терминологией и символикой;

развитие интеллектуальных, творческих способностей и критического мышления в процессе изучения проблем современной биологической науки, проведения экспериментальных исследований, решения биологических задач, моделирования биологических объектов и процессов;

воспитание убеждённости в познаваемости мира и возможности использования достижений естественных наук для развития цивилизации; осознанного отношения к возможности опасных экологических последствий, связанных с достижениями естественных наук;

ИИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИОБРЕТЕННЫХ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ ДЛЯ ОЦЕНКИ ПОСЛЕДСТВИЙ СВОЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОТНОШЕНИЮ К ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЕ, СОБСТВЕННОМУ ЗДОРОВЬЮ; ВЫРАБОТКИ НАВЫКОВ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ; ОБОСНОВАНИЯ И СОБЛЮДЕНИЯ МЕР ПРОФИЛАКТИКИ ЗАБОЛЕВАНИЙ.

Требования к уровню подготовки выпускников

В результате изучения  биологии на профильном уровне ученик должен

 знать:

основные положения биологических теорий (клеточная теория; хромосомная теория наследственности; синтетическая теория эволюции, теория антропогенеза); учений (о путях и направлениях эволюции; Н.И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений; В.И. Вернадского о биосфере); сущность законов (Г.Менделя; сцепленного наследования Т.Моргана; гомологических рядов в наследственной изменчивости; зародышевого сходства); закономерностей (изменчивости; сцепленного наследования; наследования, сцепленного с полом; взаимодействия генов и их цитологических основ); правил (доминирования Г.Менделя; соотношения генотипов в популяции Харди-Вайнберга, экологической пирамиды); гипотез (чистоты гамет, сущности и происхождения жизни, происхождения человека); имена великих ученых и их вклад в формирование современной естественнонаучной картины мира; 

строение биологических объектов: клеток прокариот и эукариот (химический состав и строение); генов, хромосом, женских и мужских гамет,; вирусов; одноклеточных и многоклеточных организмов; вида и экосистем (структура);

сущность биологических процессов и явлений: обмен веществ и превращения энергии в клетке, фотосинтез, брожение, хемосинтез, митоз, мейоз, развитие гамет у цветковых растений и позвоночных животных, размножение, оплодотворение у цветковых растений и позвоночных животных, индивидуальное развитие организма (онтогенез), взаимодействие генов, действие искусственного, движущего и стабилизирующего отбора, географическое и экологическое видообразование, влияние элементарных факторов эволюции на генофонд популяции, формирование приспособленности к среде обитания, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере, эволюция биосферы;

использование современных достижений биологии в селекции и биотехнологии (гетерозис, полиплоидия, отдаленная гибридизация, трансгенез);

современную биологическую терминологию и символику;

уметь:

объяснять: роль биологических теорий, идей, принципов, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира, научного мировоззрения; единство живой и неживой природы, родство живых организмов, используя биологические теории, законы и правила; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции видов, человека, биосферы, единства человеческих рас, наследственных и ненаследственных изменений, наследственных заболеваний, генных и хромосомных мутаций, устойчивости, саморегуляции, саморазвития и смены экосистем, необходимости сохранения многообразия видов;

решать задачи разной сложности по биологии;

составлять схемы скрещивания, путей переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания, пищевые сети);

описывать клетки растений и животных (под микроскопом), особей вида по морфологическому критерию, экосистемы и агроэкосистемы своей местности; готовить и описывать микропрепараты;

выявлять приспособления организмов к среде обитания, ароморфозы и идиоадаптации у растений и животных, отличительные признаки живого (у отдельных организмов), абиотические и биотические компоненты экосистем, взаимосвязи организмов в экосистеме, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своего региона;

сравнивать биологические объекты (клетки растений, животных, грибов и бактерий, экосистемы и агроэкосистемы), процессы и явления (обмен веществ у растений и животных; фотосинтез и хемосинтез; митоз и мейоз; бесполое и половое размножение; оплодотворение у цветковых растений и позвоночных животных; внешнее и внутреннее оплодотворение; формы естественного отбора; искусственный и естественный отбор; способы видообразования; макро- и микроэволюцию; пути и направления эволюции) и делать выводы на основе сравнения;

анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, человеческих рас, глобальные антропогенные изменения в биосфере, этические аспекты современных исследований в биологической науке;

осуществлять самостоятельный поиск биологической информации в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах, ресурсах Интернет) и применять ее в собственных исследованиях;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: профилактики различных заболеваний (инфекционных, врожденных, наследственных); никотиновой, алкогольной и наркотической зависимостей; оценки опасного воздействия на организм человека различных загрязнений среды обитания; личных действий по защите и охране окружающей среды; оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).

Место предмета

Программа разработана на основе федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений РФ, в соответствии с которым на изучение курса биологии выделено 210 часов, в том числе в 10 классе – 105 часов (3 часа в неделю), в 11 классе – 105 часов (3 часа в неделю).

Для проверки уровня усвоения учебного материала после изучения будут проведены контрольные тесты. Содержание контроля будет содержать задания, позволяющие выяснить уровень подготовленности учащихся в соответствии с требованиями. При составлении контрольных заданий также будут использованы материалы ЕГЭ последних трех лет.

Критерии оценивания

Оценка устного  ответа учащихся

Отметка "5" ставится в случае:

1. Знания, понимания, глубины усвоения обучающимся всего объёма программного материала.

2. Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации.

3. Отсутствие ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах устранение отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдение культуры устной речи.

Отметка "4":

1. Знание всего изученного программного материала.

2. Умений выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике.

3. Незначительные (негрубые) ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, соблюдение основных правил культуры устной речи.

Отметка "3" (уровень представлений, сочетающихся с элементами научных понятий):

1. Знание и усвоение материала на уровне минимальных требований программы, затруднение при самостоятельном воспроизведении, необходимость незначительной помощи преподавателя.

2. Умение работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизменённые вопросы.

3. Наличие грубой ошибки, нескольких негрубых при воспроизведении изученного материала, незначительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.

Отметка "2":

1. Знание и усвоение материала на уровне ниже минимальных требований программы, отдельные представления об изученном материале.

2. Отсутствие умений работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы.

3. Наличие нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала, значительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.

Оценка выполнения практических (лабораторных) работ

Отметка "5" ставится, если ученик:

1. Правильно определил цель опыта.

2. Выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений.

3. Самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью.

4. Научно грамотно, логично описал наблюдения и сформулировал выводы из опыта. В представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, графики, вычисления и сделал выводы.

5. Проявляет организационно-трудовые умения (поддерживает чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно использует расходные материалы).

6. Эксперимент осуществляет по плану с учетом техники безопасности и правил работы с материалами и оборудованием.

Отметка "4" ставится, если ученик:

1. Опыт проводил в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений.

2. Или было допущено два-три недочета.

3. Или не более одной негрубой ошибки и одного недочета.

4. Или эксперимент проведен не полностью.

5. Или в описании наблюдений из опыта допустил неточности, выводы сделал неполные.

Отметка "3" ставится, если ученик:

1. Правильно определил цель опыта; работу выполняет правильно не менее чем наполовину, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы.

2. Или подбор оборудования, объектов, материалов, а также работы по началу опыта провел с помощью учителя; или в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки в описании наблюдений, формулировании выводов.

3. Опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большей погрешностью; или в отчёте были допущены в общей сложности не более двух ошибок (в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, и т.д.) не принципиального для данной работы характера, но повлиявших на результат выполнения.

4. Допускает грубую ошибку в ходе эксперимента (в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с материалами и оборудованием), которая исправляется по требованию учителя.

Отметка "2" ставится, если ученик:

1. Не определил самостоятельно цель опыта; выполнил работу не полностью, не подготовил нужное оборудование и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов.

2. Или опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно.

3. Или в ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке "3".

4. Допускает две (и более) грубые ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые не может исправить даже по требованию учителя.

Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.

Отметка "5" ставится, если ученик:

1. Выполнил работу без ошибок и недочетов.

2. Допустил не более одного недочета.

Отметка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:

1. Не более одной негрубой ошибки и одного недочета.

2. Или не более двух недочетов.

Отметка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 работы или допустил:

1. Не более двух грубых ошибок.

2. Или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета.

3. Или не более двух-трех негрубых ошибок.

4. Или одной негрубой ошибки и трех недочетов.

5. Или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.

Отметка "2" ставится, если ученик:

1. Допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3".

2. Или если правильно выполнил менее половины работы.

 Формы контроля

Формами контроля и средствами обучения учеников являются тестовые работы по темам курса, лабораторные работы, организация самостоятельной работы учащихся и осуществление контроля за ходом их выполнения, практические работы, уроки (повторения, закрепления, обобщения). Осуществление контроля за выполнением домашних заданий.


Учебно-тематический план 10 класс

Название темы

Кол-во часов

1

Введение

2

2

Биологические системы: клетка, организм.

 

10 час

3

Клеточные структуры и их функции.

7

4

Обеспечение клеток энергией.

8

5

Наследственная информация и реализация ее в клетке.

12

6

Индивидуальное развитие и размножение организмов.

17

7

Основные закономерности явлений наследственности.

18

8

Основные закономерности явлений изменчивости.

9

9

Генетические основы индивидуального развития.

6

10

Генетика человека.

14

итого

105

Содержание тем учебного курса биологии 10 профильного  класса (105 час.)

ВВЕДЕНИЕ. ЖИВОЕ И ЖИЗНЬ (2 часа)

Биология как наука. Биологические дисциплины, их связи с другими науками. Единство живого. Основные свойства живых организмов. Многообразие живого.  Уровни  организации  живой  материи. Методы познания живой природы.

Демонстрации:

Биологические системы

Уровни организации живой природы

Методы познания живой природы

БИОЛОГИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ: КЛЕТКА, ОРГАНИЗМ (100 час)

  1. Молекулы и клетки. Цитология – наука о клетке. Клеточная теория. Многообразие форм и размеров  клеток в зависимости от их функций. Клетка как целостная система. Методы изучения клетки.
  2. Макро- и микроэлементы. Вода. Водородные связи. Гидрофильные и гидрофобные молекулы.

     Биополимеры. Регулярные и нерегулярные полимеры.

Строение белков. Аминокислоты. Пептидная связь. Уровни организации белковой молекулы. Биологические функции белков.

Углеводы. Моносахариды рибоза, дезоксирибоза, глюкоза. Дисахариды – сахароза, лактоза. Полисахариды – крахмал, гликоген, целлюлоза, хитин. Функции углеводов.

Липиды. Химическое строение липидов. Жирные кислоты. Насыщенные и ненасыщенные жирные кислоты. Жиры, воски, фосфолипиды. Функции липидов.

Нуклеиновые  кислоты. Строение нуклеиновых кислот. Типы нуклеиновых кислот. Функции нуклеиновых кислот.

АТФ, макроэргические связи.

Клеточные структуры и их функции

     Биологические мембраны. Строение и функции плазматической мембраны.

Мембранные органоиды. Интерфазное ядро. Прокариоты и эукариоты, их сравнение. Немебранные органоиды. Движение клеток.    

       

Демонстрации

Элементарный состав клетки

Строение молекул воды, углеводов, липидов

Строение молекулы белка

Строение молекулы ДНК

Строение молекул РНК

Строение клетки

Строение плазматической мембраны

Строение ядра

Строение клеток прокариот и эукариот 

Обеспечение клеток энергией.

Обмен веществ в клетке. Понятие метаболизма, анаболизма, катаболизма.

Источники энергии живых организмов. Автотрофы и гетеротрофы. АТФ. Макроэргические связи. Использование энергии клеткой. Окислительно-восстановительные реакции в клетке. Биологические окислители-восстановители – НАД+, НАДН,НАДФ+, НАДФН. Ацетил-КоА.

Фотосинтез.

Фиксация энергии солнечного света растениями. Хлорофилл. Строение хлоропласта. Фотосинтез. Световая фаза фотосинтеза. Фотолиз воды.  Темновая фаза фотосинтеза. Хемосинтез.

Использование энергии гетеротрофными организмами. 

Расщепление полисахаридов – крахмала и гликогена.

Анаэробное расщепление глюкозы. Брожение.

Цикл Кребса. Цепь переноса электронов. Роль кислорода. Аэробы и анаэробы.

Демонстрации

Обмен веществ и превращения энергии в клетке

Строение хлоропласта

Фотосинтез

Строение митохондрии

Хемосинтез

Выделение кислорода водорослями (в аквариуме) на свету

Передача и реализация наследственной информации в клетке.

        Белки - основа специфичности клеток и организмов. Генетическая  информация.  Понятие матричного синтеза. Информационная РНК. Генетический код и его свойства.

Транскрипция. Регуляция транскрипции.

Транспортные РНК. Биосинтез белка. Регуляция синтеза белка.

Удвоение ДНК. Принципы репликации.

Современное представление о строении генов. Понятие генома. Строение хромосом. Особенности репликации ДНК хромосом эукариот. Теломеры, теломераза и старение.

Генная инженерия. Методы трансгенеза. Использование трансгенных организмов в медицине и сельском хозяйстве.

Строение вирусов. Размножение вирусов. Вирус иммунодефицита человека. Обратная транскрипция.

Демонстрации

Репликация

Таблица генетического кода

Синтез белка на рибосоме

Регуляция транскрипции у прокариот

Строение вируса

Хромосомы

Индивидуальное развитие и размножение организмов        

Самовоспроизведение клеток.

     Деление клеток про- и эукариот. Митотический цикл. Хромосомы. Фазы митоза. Амитоз.

     

Онтогенез.

Периоды онтогенеза. Развитие зародыша животных. Дифференцировка клеток. Эмбриогенез растений.

Постэмбриональное развитие животных и растений. Апоптоз. Многоклеточный организм как единая система. Стволовые клетки. Регенерация. Контроль целостности организма. Иммунитет.

Половое и бесполое размножение. Мейоз. Определение пола у животных. Чередование гаплоидной  и диплоидной стадий. Партеногенез.

Образование половых клеток у животных и растений. Оплодотворение  у  животных  и растений.

Демонстрации

Ткани растений и животных

Способы бесполого размножения

Оплодотворение у растений и животных

Стадии развития зародыша позвоночного животного

Постэмбриональное развитие

Основные закономерности явлений наследственности и изменчивости

     Наследственность и изменчивость. Работы Г.Менделя.  Методы  изучения наследственности.

     Аллели. Генотип и фенотип. Доминантные и рецессивные признаки. Единообразие гибридов первого поколения. Закон расщепления. Гомозиготы и гетерозиготы. Закон чистоты гамет.

     Дигибридное скрещивание. Закон независимого наследования. Анализирующее скрещивание.

Взаимодействие аллельных генов. Неполное доминирование. Кодоминирование. Взаимодействие неаллельных генов. Полигенные признаки. Статистическая природа генетических закономерностей.

Сцепленное наследование. Кроссинговер. Карты хромосом. Современные методы картирования хромосом.

Наследование, сцепленное с полом. Инактивация Х-хромосомы у самок. Признаки, ограниченные  полом.

        Наследственная и ненаследственная изменчивость. Комбинативная изменчивость.

         Мутационная изменчивость. Геномные, хромосомные, генные  мутации. Генеративные и соматические мутации. Закон гомологических рядов Н.И.Вавилова.

Цитоплазматическая  наследственность. Митохондриальные и хлоропластные гены.

Причины возникновения мутаций. Мутагенные факторы среды. Экспериментальный мутагенез.

        Взаимодействие генотипа и среды. Качественные  и  количественные признаки. Норма реакции признака. Модификационная изменчивость.

        Генетические основы индивидуального развития. Функционирование генов в ходе индивидуального развития. Детерминация и дифференцировка. Дифференциальная активность генов. Действие генов в эмбриогенезе. Перестройки генома в онтогенезе. Иммуноглобулиновые гены млекопитающих. Мобильные генетические элементы.

Множественное действие генов. Летальные мутации.

Наследование дифференцированного состояния клеток. Химерные и трансгенные организмы. Клонирование.

        Генетические основы поведения. Генетические основы способности к обучению.

        Генетика человека. Методы изучения генетики человека. Близнецы. Кариотип человека и «хромосомные» болезни. Картирование хромосом человека. Возможности лечения и предупреждения наследственных заболеваний. Медико-генетическое консультирование.

Демонстрации

Моногибридное скрещивание и его цитологические основы

Дигибридное скрещивание и его цитологические основы

Сцепленное наследование

Неполное доминирование

Наследование, сцепленное с полом

Перекрест хромосом

Взаимодействие генов

Наследственные болезни человека

Модификационная изменчивость. Норма реакции

Мутационная изменчивость

Механизм хромосомных мутаций

Закон гомологических рядов в наследственной изменчивости

Исследования в области биотехнологии

Лабораторные работы в 10 классе

тема

1

Устройство световых микроскопов и техника микроскопирования.

2

Наблюдение клеток растений, животных, бактерий под микроскопом, их изучение и описание.

3

Наблюдение клеток растений, животных, бактерий под микроскопом, их изучение и описание.

4

Изучение клеток дрожжей под микроскопом.

5

Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений.

6

Изучение движения цитоплазмы в клетках кожицы лука.

7

Наблюдение плазмолиза и деплазмолиза.

8

Наблюдение хлоропластов в живых растительных клетках (замыкающие клетки устьиц листа традесканции).

9

Обнаружение белков, углеводов и липидов в биологических объектах.

10

Изучение каталитической активности ферментов в живых тканях.

11

Изучение специфичности ферментов (амилазы слюны).

12

Изучение хромосом на готовых микропрепаратах.

13

Изучение под микроскопом препаратов митоза в растительных клетках.

14

Изучение под микроскопом готовых препаратов половых клеток животных и растений.

15

Составление схем скрещивания

16

Решение  генетических задач на моно- и дигибридное скрещивание

17

Решение генетических задач на промежуточное наследование признаков

18

Решение генетических задач на сцепленное наследование

19

Решение генетических задач на наследование, сцепленное с полом

20

Решение генетических задач на взаимодействие генов

21

Построение вариационного ряда и вариационной кривой

22

Выявление источников мутагенов в окружающей среде (косвенно)

23

Выявление изменчивости у особей одного вида

24

Сравнительная характеристика пород (сортов)

25

Анализ и оценка возможных практических выходов и этических проблем развития исследований про трансгенезу и клонированию.

        

Учебно-тематический план 11 класс

Название темы

Кол-во часов

1

ЭВОЛЮЦИЯ ОРГАНИЧЕСКОГО МИРА

64

2

Возникновение и развитие жизни на Земле

3

Возникновение и развитие человека – антропогенез

4

Селекция и биотехнология

5

ЭКОЛОГИЯ.

30

итого

105

Содержание тем учебного курса биологии 11 профильного  класса (105 час.)

ЭВОЛЮЦИЯ ОРГАНИЧЕСКОГО МИРА (64 часа)

Возникновение и развитие эволюционных идей. Эволюционная теория Ламарка. Жизнь и труды Ч.Дарвина. Основные принципы эволюционной теории Ч.Дарвина. Формирование синтетической теории эволюции. Работы С.С.Четверикова и И.И.Шмальгаузена. Палеонтологические, биогеографические, сравнительно-анатомические, эмбриологические и молекулярные свидетельства эволюции.

         Популяция – элементарная единица эволюции. Генетическая структура популяций. Мутации как источник генетической изменчивости популяций. Случайные процессы в популяциях. Дрейф генов. Популяционные волны. Борьба за существование. Естественный отбор – направляющий фактор эволюции. Формы естественного отбора. Половой отбор. Адаптация – результат естественного отбора.

Понятие вида. Критерии вида. Пути видообразования. Аллопатрическое и симпатрическое видообразование.

Направления эволюции. Ароморфоз, идиоадаптация и дегенерация. Дивергенция, конвергенция и параллелизм. Генетические и онтогенетические основы эволюции.

Единое древо жизни – результат эволюции.

Демонстрации

Формы сохранности ископаемых растений и животных

Аналогичные и гомологичные органы

Рудименты и атавизмы

Доказательства эволюции органического мира

Критерии вида  

Популяция – структурная единица вида, единица эволюции

Движущие силы эволюции

Движущий и стабилизирующий отбор

Возникновение и многообразие приспособлений у организмов

Образование новых видов в природе.

Географическое и экологическое видообразование

Формы эволюции: дивергенция, конвергенция, параллелизм

Пути эволюции: ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация

Основные ароморфозы в эволюции растений и животных

Эволюция растительного мира

Эволюция животного мира

Возникновение и развитие жизни на Земле

Сущность жизни. Определения живого. Гипотезы о возникновении жизни. Опыты Ф.Реди, Л.Пастера. Современные представления о возникновении жизни.

Атмосфера древней Земли. Абиогенный синтез органических веществ. Образование и эволюция биополимеров. Роль ДНК и РНК в образовании систем с обратной связью. Образование и эволюция биологических мембран. Образование первичных гетеротрофов.

Изучение истории Земли. Палеонтология. Методы геохронологии. Изменения климата на Земле. Дрейф континентов. Развитие жизни в криптозое. Симбиотическая теория образования эукариот. Вспышка разнообразия животных в конце протерозоя. Развитие органического мира в палеозое. Развитие жизни в мезозое. Развитие жизни в кайнозое.

Демонстрации

Ископаемые останки живого – окаменелости, отпечатки.

Флора и фауна позднего протерозоя

Флора и фауна палеозоя

Флора и фауна мезозоя

Флора и фауна кайнозоя (ледниковый период)

Возникновение и развитие человека – антропогенез

        Место человека в системе живого мира. Сравнительно- морфологические, этологические, цитогенетические и молекулярно-биологические доказательства родства человека и человекообразных обезьян.

Палеонтологические данные о происхождении и эволюции предков человека. Австралопитеки. Первые представители рода Homo. Неандертальский человек. Место неандертальцев в эволюции человека. Кроманьонцы.

Биологические факторы эволюции человека. Социальные факторы эволюции человека – мышление, речь, орудийная деятельность. Роль социальной среды в формировании человеческих индивидуумов. Соотношение биологических и социальных факторов в эволюции человека.

Человеческие расы. Роль изоляции в формировании расовых признаков. Ложность расистских теорий.

Демонстрации

Предки человека – австралопитек, неандерталец, кроманьонец

Орудия труда человека умелого, неандертальца, кроманьонца

Палеолитическое искусство

Селекция и биотехнология

Селекция как процесс и как наука. Одомашнивание как первый этап селекции. Центры происхождения культурных растений. Происхождение домашних животных и центры их одомашнивания.

Искусственный отбор. Массовый и индивидуальный отбор.

Явление гетерозиса и его использование в селекции. Применение цитоплазматической мужской стерильности. Полиплоидия и отдаленная гибридизация в селекции растений. Экспериментальный мутагенез и его значение в селекции.

Клеточная инженерия и клеточная селекция. Хромосомная инженерия. Применение генной инженерии в селекции.

Крупномасштабная селекция животных.

Успехи селекции

Демонстрации

Методы селекции

Селекция растений

Селекция животных

Успехи селекции

Исследования в области биотехнологии

ЭКОЛОГИЯ. (ЗО ЧАСОВ)

Взаимоотношения организма и среды. Экологические факторы. Популяция как природная система. Структура популяций. Понятие экологической ниши. Сообщества и экосистемы. Компоненты экосистемы.

Пищевые связи в экосистеме. Трофические уровни. Правила экологической пирамиды.

Устойчивость и динамика экосистем. Стадии развития экосистемы. Сукцессия.

Биосфера. Учение В.И. Вернадского о биосфере. Живое вещество и биогенные круговороты в биосфере. Биосфера и человек. Глобальные антропогенные изменения в биосфере. Проблема устойчивого развития биосферы.

Биологические основы охраны природы.

Демонстрации

Экологические факторы и их влияние на организмы

Экосистема

Аквариум как модель экосистемы

Пищевые цепи и сети

Трофические уровни экосистемы

Правила экологической пирамиды

Межвидовые отношения: паразитизм, хищничество, конкуренция, симбиоз

Круговорот веществ и превращения энергии в экосистеме

Сукцессия

Агроэкосистема

Биосфера

Круговороты углерода, азота, фосфора,  кислорода

Биоразнообразие

Глобальные экологические проблемы

Последствия деятельности человека в окружающей среде

Биосфера и человек

Заповедники и заказники России

Редкие и исчезающие виды

Лабораторные и практические работы 11 класс:

тема

1

Наблюдение и описание особей вида по морфологическому критерию

2

Выявление изменчивости у особей  одного вида

3

Выявление приспособлений у организмов к среде обитания

4

Сравнительная характеристика особей разных видов одного рода по морфологическому критерию

5

Сравнение процессов движущего и стабилизирующего отбора

6

Сравнение процессов симпатрического и аллопатрического видообразования

7

Сравнительная характеристика микро- и макроэволюции

8

Сравнительная характеристика путей эволюции и направлений эволюции

9

Выявление ароморфозов у растений

10

Выявление идиоадаптаций у растений

11

Выявление ароморфозов у животных

12

Выявление идиоадаптаций у животных

13

Наблюдение и выявление приспособлений у организмов к влиянию различных экологических факторов

14

Выявление абиотических и биотических компонентов экосистем (на отдельных примерах)

15

Выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности

16

Составление схем переноса  веществ и энергии в экосистемах (пищевых цепей и сетей)

17

Сравнительная характеристика экосистем и агроэкосистем

18

Описание экосистем своей местности (видовая и пространственная структура, сезонные изменения, наличие антропогенных изменений)

19

Описание агроэкосистем своей местности (видовая и пространственная структура, сезонные изменения, наличие антропогенных изменений)

20

Исследование изменений в экосистемах на биологических моделях (аквариум)

21

Решение экологических задач

22

Составление схем круговоротов углерода, кислорода, азота

23

Анализ и оценка глобальных антропогенных изменений в биосфере

Учебные пособия для учащихся
научно-популярной литературы для учащихся:

Энциклопедия для детей. Т. 2. Биология. — 5-е изд., перераб. и доп. / глав. ред. М. Д. Аксенова М.: Аванта+, 1998. —704 с.: ил.;

Я познаю мир: детская энциклопедия: миграции животных / автор А. Х. Тамбиев. — М.: 000 «Фирма «Издательство АСТ»; 000 «Астрель», 1999. —464 с.: ил.;

Энциклопедии по биологии.

Авилова В.Г. Биология для самостоятельной подготовки  в вузы. Волгоград: Учитель, 2003. – 128 с.

Богданова Т.Л., Солодова Е.А. Биология: Справочник для старшеклассников и поступающих в вузы. М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2011. – 816 с.

Богданов Н.А. Биология. Подготовка к ЕГЭ. Вступительные испытания. М.: Издательство «Экзамен», 2012. – 349 с.

Большая детская энциклопедия. 1001 вопрос для очень умных. Минск. 2004. – 127 с.

Большая книга «Почему» Вопросы и ответы, любопытная и полезная информация, викторины и занимательные опыты. Москва «Росмен» 2007. – 239 с.  

Бровкина Е.Т., Сивоглазов В.И.  Животные луга. М.: Дрофа, 2007.–63 с.

ГИА – 2013, 2014: Экзамен в новой форме: Биология: 9-й кл.: Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения государственной аттестации в новой форме. / авт.-сост. Рохлов В.С., Лернер Г.И., Теремов А.В., Трофимов С.Б. – М.: АСТ: Астрель, 2011. – 120 с.

        ГИА-2012. Биология: типовые экзаменационные варианты. 10 вариантов. / под ред. Рохлова В.С. – М.: национальное образование. 2011. – 128 с.

Кузнецова А.А., Рыжакова Современная школьная энциклопедия. М.: Олма Медиа Групп, 2010.-816 с.

Онищенко А.В. Биология в таблицах и схемах. Для школьников и абитуриентов. СПб, ООО «Виктория плюс», 2011. – 128 с.

Электронные мультимедийные носители (CD – диски).

  1. Большая детская энциклопедия. Биология. ИДДК, Россия 2008.
  2. Энциклопедический справочник школьника.

 литература для учителя:

Козлова, Т. А. Тематическое и поурочное планирование по биологии  к учебнику А. А. Каменского. К. А. Криксунова, В. В. Пасечника «Общая биология. 10—11 классы». — М.: Экзамен, 2008.

ЯрыгинВ.Н. Биология  -М;Высшая школа,2001

Петросова Р.А. основы генетики- М, Дрофа ,2005

БогдановТ. Л.Биология.справочник для старшеклассников и поступающих в вузы. — М.: Аст-пресс, 2001;

Заяц Р. Г. И другие Биология. ЕГЭ.в таблицах, схемах и рисунках. — Ростов –на- Дону.: Феникс, 2010;

Гигани О.Б., Сперанская О.Н. Общая биология- М.: «Уникум-центр», 2001;

Сухова Т.С. Контрольные и проверочные работы по биологии 9-11 классы-М.: «Дрофа»-2001

ЯрыгинВ.Н. Биология  -М;Высшая школа,2001

Петросова Р.А. основы генетики- М, Дрофа ,2005

БогдановТ. Л.Биология. справочник для старшеклассников и поступающих в вузы. — М.: Аст-пресс, 2001;

Заяц Р. Г. И другие Биология.ЕГЭ. в таблицах, схемах и рисунках. — Ростов –на- Дону.: Феникс, 2010;



Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование

Для биолого-химического профильного 10 класса.(105 часов в год)

К учебнику Бородина П.М., Высоцкая Л. В., Дымшиц Г.М. и другие.

«Биология»

№ урока

Разделы и темы уроков, часы

Новые понятия и термины, содержание

Практические и лабораторные уроки

Домашнее задание

Введение  ( 1 час)

1.

Основные признаки живых систем. Уровни организации живой материи.

Биология как наука. Биологические дисциплины, их связи с другими науками. Единство живого. Основные свойства живых организмов. Многообразие живого.  Уровни  организации  живой  материи. Методы познания живой природы.

Методы изучения живой природы.

Биологические системы: клетка, организм.

100 часов  (10 часов)

2.

Клетка: история изучения. Клеточная теория

  1. Цитология – наука о клетке. Клеточная теория. Многообразие форм и размеров  клеток в зависимости от их функций. Клетка как целостная система. Методы изучения клетки.

     

Параграф 1

3-4.

Особенности химического состава клетки. Неорганические вещества.

Макро- и микроэлементы. Вода. Водородные связи. Гидрофильные и гидрофобные молекулы. Биополимеры. Регулярные и нерегулярные полимеры.

2

5.

Биополимеры. Белки.

Строение белков. Аминокислоты. Пептидная связь. Уровни организации белковой молекулы.

3

6.

Биологические функции белков.

Биологические функции белков.

4

7.

Углеводы.

Углеводы. Моносахариды рибоза, дезоксирибоза, глюкоза. Дисахариды – сахароза, лактоза. Полисахариды – крахмал, гликоген, целлюлоза, хитин. Функции углеводов.

5

8.

Липиды.

Липиды. Химическое строение липидов. Жирные кислоты. Насыщенные и ненасыщенные жирные кислоты. Жиры, воски, фосфолипиды. Функции липидов.

6

9.

Нуклеиновые кислоты. АТФ.

Нуклеиновые  кислоты. Строение нуклеиновых кислот. Типы нуклеиновых кислот. Функции нуклеиновых кислот.

АТФ, макроэргические связи.

7

10.

Ферментативная активность белков.

Лабораторная работа «Белки-ферменты»

11.

Контрольная работа.

Клеточные структуры и их функции.(7 часов)

12

Биологические мембраны. Функции плазмалемы.

     Биологические мембраны. Строение и функции плазматической мембраны.

 

8

13

Мембранные органеллы клетки.

Мембранные органоиды. Интерфазное ядро.

9

14

Немембранные органеллы клетки.

Немебранные органоиды. Движение клеток.  

10

15

Строение прокариотической клетки и клеток эукариот. Сравнение.

Прокариоты и эукариоты, их сравнение.

16

Лабораторная  работа «Строение клеток под микроскопом»

Лабораторная работа

17

Плазмолиз и деплазмолиз в клетках чешуи лука

Лабораторная работа

18

Контрольная работа.

Обеспечение клеток энергией.

(8 часов)

19-20

 Обмен веществ в клетке.

Понятие метаболизма, анаболизма, катаболизма.

Источники энергии живых организмов. Автотрофы и гетеротрофы. АТФ. Макроэргические связи. Использование энергии клеткой. Окислительно-восстановительные реакции в клетке. Биологические окислители-восстановители – НАД+, НАДН,НАДФ+, НАДФН. Ацетил-КоА.

21

Фотосинтез. Световая фаза.

Фотосинтез.

Фиксация энергии солнечного света растениями. Хлорофилл. Строение хлоропласта. Фотосинтез. Световая фаза фотосинтеза. Фотолиз воды.  

11

22

Темновая фаза фотосинтеза. Хемосинтез.

Темновая фаза фотосинтеза. Хемосинтез.

12

23

Обеспечение клеток энергией вследствие окисления органических веществ.

Использование энергии гетеротрофными организмами. 

Расщепление полисахаридов – крахмала и гликогена.

Анаэробное расщепление глюкозы. Брожение.

13

24

Цикл Кребса.

Цепь переноса электронов. Роль кислорода. Аэробы и анаэробы.

Цикл Кребса. Цепь переноса электронов. Роль кислорода. Аэробы и анаэробы.

25

Практическая работа. Решение задач.

26

Контрольная работа

Наследственная информация и реализация ее в клетке.(12 часов)

27

Генетическая информация.

Белки - основа специфичности клеток и организмов. Генетическая  информация.  

14

28

Транскрипция. Генетический код.

Понятие матричного синтеза. Информационная РНК. Генетический код и его свойства.

15

29

Биосинтез белков. Регуляция транскрипции и трансляции.

Транскрипция. Регуляция транскрипции.

Транспортные РНК. Биосинтез белка. Регуляция синтеза белка.

Удвоение ДНК. Принципы репликации.

16

30

Репликация ДНК.

Особенности репликации ДНК хромосом эукариот. Теломеры, теломераза и старение.

17

31-32

Практическая работа. Решение  задач по молекулярной генетики.

Решение  задач по молекулярной генетики.

33

Гены, геномы, хромосомы.

Современное представление о строении генов. Понятие генома. Строение хромосом.

18

34 -35

Генная инженерия.

Генная инженерия. Методы трансгенеза. Использование трансгенных организмов в медицине и сельском хозяйстве.

19

36-37

Вирусы.

Строение вирусов. Размножение вирусов. Вирус иммунодефицита человека. Обратная транскрипция.

20, сообщения

38

Контрольная работа

Индивидуальное развитие и размножение организмов.(17 часов)

39-40

Самовоспроизведение клеток.

     Деление клеток про- и эукариот. Митотический цикл. Хромосомы. Фазы митоза. Амитоз.

     

 

21

41

Практическая работа. Решение задач на митотическое деление.

Практическая работа.

42

Онтогенез. Эмбриональное развитие.

Периоды онтогенеза. Развитие зародыша животных. Дифференцировка клеток.

22

43-44

Эмбриогенез растений.

Эмбриогенез растений.

45

Постэмбриональное развитие.

Постэмбриональное развитие животных и растений. Апоптоз.

23

46-47

Практическая работа. Решение заданий на эмбриональное развитие.

Практическая работа.

48

Многоклеточный организм как единая система.

Многоклеточный организм как единая система. Стволовые клетки. Регенерация.

24

49

Целостность многоклеточного организма.

Контроль целостности организма. Иммунитет.

25

50

Мейоз.

Мейоз. Стадии. Конъюгация и кроссинговер.

26

51

Размножение организмов.

Определение пола у животных. Чередование гаплоидной  и диплоидной стадий. Партеногенез.

Половое и бесполое размножение.

27

52

Образование половых клеток и оплодотворение.

Образование половых клеток у животных и растений. Оплодотворение  у  животных  и растений.

28

53-54

 Практическая работа. Решение задач по мейозу, хромосомному набору и развитию организмов.

Практическая работа.

55

Контрольная работа

Основные закономерности явлений наследственности.(18 часов)

56-57

Моногибридное скрещивание. Первый и второй законы Менделя.

     Наследственность и изменчивость. Работы Г.Менделя.  Методы  изучения наследственности.

     Аллели. Генотип и фенотип. Доминантные и рецессивные признаки. Единообразие гибридов первого поколения. Закон расщепления. Гомозиготы и гетерозиготы. Закон чистоты гамет.

     

29

58-59

Решение задач по моногибридному скрещиванию.

Практическая работа.

60-61

Дигибридное и полигибридное скрещивания. Третий закон Менделя.

Дигибридное скрещивание. Закон независимого наследования. Анализирующее скрещивание.

30

62-63

Практическая работа. Решение задач.

Практическая работа.

64

Взаимодействие генов.

Взаимодействие аллельных генов. Неполное доминирование. Кодоминирование. Взаимодействие неаллельных генов. Полигенные признаки.

31

65

Статистическая природа генетических закономерностей. Отклонения от теоретически ожидаемых расщеплений.

Статистическая природа генетических закономерностей.

32

66

Наследование сцепленных генов.

Сцепленное наследование. Кроссинговер.

33

67-68

Практическая работа. Решение задач.

Практическая работа.

69

Картирование хромосом.

Карты хромосом. Современные методы картирования хромосом.

34

70

Сцепленное с полом наследование.

Наследование, сцепленное с полом. Инактивация Х-хромосомы у самок. Признаки, ограниченные  полом.

35

71-72

Практическая работа. Решение задач.

Практическая работа.

73

Контрольная работа

Основные закономерности явлений изменчивости.(9 часов)

74

Комбинативная изменчивость.

Наследственная и ненаследственная изменчивость. Комбинативная изменчивость.

         

        

        

36

75-76

Мутационная изменчивость. Генные мутации.

Мутационная изменчивость. Геномные, хромосомные, генные  мутации.

37

77-78

Геномные и хромосомные мутации.

Геномные, хромосомные, генные  мутации. Генеративные и соматические мутации. Закон гомологических рядов Н.И.Вавилова.

38

79

Внеядерная наследственность.

Цитоплазматическая  наследственность. Митохондриальные и хлоропластные гены.

39

80

Причины возникновения мутаций. Искусственный мутагенез.

Причины возникновения мутаций. Мутагенные факторы среды. Экспериментальный мутагенез.

        

40

81

Взаимодействие генотипа и среды.

Взаимодействие генотипа и среды. Качественные  и  количественные признаки. Норма реакции признака. Модификационная изменчивость.

        

41

82

Контрольная работа

Генетические основы индивидуального развития.(6 часов))

83

Основные закономерности функционирования генов в ходе индивидуального развития.

Генетические основы индивидуального развития. Функционирование генов в ходе индивидуального развития. Детерминация и дифференцировка. Дифференциальная активность генов. Действие генов в эмбриогенезе.

42

84

Перестройки генома в онтогенезе.

Перестройки генома в онтогенезе. Иммуноглобулиновые гены млекопитающих. Мобильные генетические элементы.

 

43

85

Проявление генов в онтогенезе.

Множественное действие генов. Летальные мутации.

44

86

Наследование дифференцированного состояния клеток. Химерные и трансгенные организмы.

Наследование дифференцированного состояния клеток. Химерные и трансгенные организмы. Клонирование.

45

87

Генетические основы поведения.

Генетические основы поведения. Генетические основы способности к обучению.

46

88

Контрольная работа

Генетика человека.( 14 часов)

89

Доминантные и рецессивные признаки у человека.

Генетика человека. Методы изучения генетики человека.

47 сообщения

90

Близнецы и близнецовый метод исследования в генетике человека.

Близнецы.

48 сообщения

91

Цитогенетика человека.

Кариотип человека и «хромосомные» болезни.

49

92

Картирование хромосом человека. Программа «Геном человека».

Картирование хромосом человека.

50

93-94

Наследственные заболевания человека.

сообщения

95

Предупреждение и лечение некоторых наследственных болезней человека

Возможности лечения и предупреждения наследственных заболеваний. Медико-генетическое консультирование.

51 сообщения

96-97

Практическая работа. Решение задач по генетике человека.

98

 Практическая работа. Решение задач по родословной.

99-10

Практическая работа. Составление родословной.

101

Обобщающий урок

102

Контрольная работа

103-104

Зачет.

1 час

резерв