Здоровый образ жизни

Богданова Татьяна Николаевна

 

Тренинг для подростков "Остановись-подумай!"

Формирование у подростков ценностного отношения к своему духовному и физическому здоровью и  к своему будущему, через понимание  собственной позиции в вопросах, связанных с    курением.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trening_ostanovis-podumay.docx35.6 КБ
Файл prezentatsiya_ostanovis_-podumay.pptx2.67 МБ
Файл nazvaniya_k_slaydam.docx18.67 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект тренинга: «Остановись- подумай»

Цель:

 - Формирование у подростков ценностного отношения к своему духовному и физическому здоровью и  к своему будущему, через понимание  собственной позиции в вопросах, связанных с    курением.

Задачи:

  1. Формирование представлений подростков о вреде курения и его воздействии на организм.
  2.  Повышение уверенности  в отстаивании и защите   своей точки зрения, осознанного и уверенного умения сказать  «Нет» через  создание ситуаций, стимулирующих проявление выбора в отношении  курения.
  3.  Актуализировать  внутренние ресурсы  подростков к поиску способов разрешения проблемы курения в молодёжной среде.
  4.  Инвентаризация имеющихся и недостающих  ресурсов для реализации  своей личной позиции в вопросах курения.
  5.  Мотивирование подростков к поддержанию здорового образа жизни, заботе о своем здоровье.

План:

I.Введение в тему тренинга.

  1. Знакомство.
  2. Игры – разминки.
  3. Обсуждение и принятие правил работы.
  4. Мини-лекция «Из истории табакокурения».

      II.Основная часть:

  1. Дискуссия с участниками на тему: «Курение как угроза»
  2. Упражнение «Незаконченные предложения»
  3. Работа в группах - синквейн «Вредная привычка»
  4.  Мозговой штурм «Курению - нет»
  5. Упражнение «Отказ»

III.Заключительная часть:

1.Обобщение участниками полученного опыта.

2. Рефлексия участников по завершению тренинга.

Введение в тему.

  1. Знакомство участников тренинга с темой и целью тренинга.

      Ведущий тренинга представляется, сообщает  участникам цель данной работы, что в ходе работы  каждый участник получит возможность расширить представления  о курении, способах профилактики и формировании навыков здорового образа жизни, а также познакомиться с упражнениями, направленными на обучение конструктивным формам поведения.

Затем психолог предлагает каждому участнику представиться, назвать свое имя и ассоциацию, с которой он соотносит понятие курение.

В процессе представления, ведущий уточняет, какой смысл каждый  вкладывает  в данное понятие, каков характер ассоциаций, затем по завершению данного задания ведущий обобщает то, что прозвучало.

  1. Упражнение разминка «Сели – встали».

Цель упражнения: снятие  напряжения, поддержание  положительного эмоционального  настроя. Создание условий для сплочения  группы.

Ведущий говорит: «Я называю число,  поднимается соответствующее количество участников. Задание выполняется молча. Будьте внимательны».

 По завершению задания  психолог предлагает участникам поделиться  своими впечатлениями.

  1.  Обсуждение и принятие правил работы.

Ведущий говорит о том, чтобы успешно взаимодействовать, общаться, необходимо поговорить и принять  правилах работы. Подростки совместно в групповом взаимодействии обсуждают правила.

 Некоторые из них озвучивает ведущий:

  • Работать активно, участвовать в предлагаемых упражнениях.
  • Уважительно относиться к мнению другого участника.
  • Говорить от своего лица «Я думаю», «Мне хочется» и т.д.
  • Не обсуждать то, что происходит за пределами занятий.
  • Дополнительно можно предложить еще варианты правил.

  1. Мини-лекция «Из истории табакокурения».

Табак как представитель дикой флоры известен был еще в древности в Европе, Азии и Африке. Листья его сжигались на костре, и их дым оказывал одурманивающее действие. Курение было частью религиозных ритуалов. Распространение табака среди народов мира связывают с именем Колумба, который вместе со своей командой впервые увидел индийца, «пьющего дым». Очень скоро табак распространился из Испании по всей Европе. В Россию табак начал поступать в начале 17 века. В 1634 году в Москве был пожар, горела половина города, причиной было курение. Поэтому курить было запрещено под страхом смерти. В России торговля табаком и курение были разрешены в царствовании Петра I, который сам после посещения Голландии стал заядлым курильщиком. В России в настоящее время растет количество курящих детей и подростков. В старших классах курят 50% мальчиков и 40% девочек. Сейчас в России курит каждый третий, что составляет около 55 миллионов человек. Если тенденция роста потребления табачных изделий в мире сохраниться, к 2020 году число связанных с курением преждевременных смертей возрастет до 10 миллионов в год, а к 2030 году курение станет одним из наиболее существенных факторов преждевременной смертности во всем мире. Сегодня ежегодно от связанных с курением болезней умирают более 5 миллионов человек.

Основная Часть:

  1. Дискуссия с участниками на тему: «Курение как угроза …»

Цель.  Формирование представлений о вреде курения на организм подростков.

Инструкция.

Сегодня я предлагаю вам обсудить тему: «Курение как угроза…» Безусловно, выбор остается всегда за человеком , курить или нет, дружить или нет, курить или вести здоровый образ жизни. Но прежде каждый человек и вы тоже должны владеть информацией о различных последствиях, отрицательных проявлений, сформировать отношение к социальным явлениям, как курение и т.п. Ответственное поведение, самоуважение позволяет человеку обоснованно отказываться от опасных для здоровья и жизни действий курения. Наше занятие нацелено на то, чтобы вы все увидели в себе ресурсы для сохранения здоровья. Предлагаю продолжить обсуждение.

Каждый участник может высказаться, психолог тоже поддерживает диалог.

Никотин – являющийся нейротропным ядом  становится привычным и без него в силу установившихся рефлексов становится трудно обходиться. Многие болезненные изменения возникают не сразу, а при определённом «стаже» курения (рак легких и других органов, инфаркт миокарда, гангрена ног и др.)

Сильно страдает память. Эксперименты показали, что курение снижает скорость заучивания и объёме памяти.  Замедляется реакция в движении, снижается мышечная сила, под влиянием никотина ухудшается острота зрения.

-Истощаются нервные клетки, вызывая преждевременное утомление и снижение активирующей способности мозга при решении задач логико-информационного типа.

-Изменяется зрительное слуховое восприятие.

-Учащается пульс, повышается температура, возникает жажда, раздражительность, нарушается сон

 -Возникают поражения кожи: угри, себорея.

- Слишком раннее курение задерживает рост, ухудшает координацию и скорость движений. Поэтому спорт и курение несовместимы (футболисты, пловцы).

  1. Упражнение «Незаконченные предложения»

Цель: формирование навыков самоанализа.

Участникам группы зачитываются предложения под диктовку; во время паузы подростки должны их закончить:

  • Когда стоящий рядом со мной человек курит, я чувствую...
  • Когда я наблюдаю за курящим человеком, я понимаю...
  • Главным признаком никотиновой зависимости, как мне кажется, является...
  • Люди курят, потому что…
  • Сигарета в руке - это…
  • Для того, чтобы бросить курить, надо…
  1. Работа в группах - синквейн «Вредная привычка»

Цель:  выявление личностных особенностей курящих людей.

Разбиваемся на небольшие группы по 3-4 участника, и составляем синквейн. Составьте синквейн: напишите стихотворение по представленному алгоритму на тему: «Вредная привычка»

Правила составление синквейна:

1 строка – одно существительное, ключевое слово, определяющее содержание;

2 строка – два прилагательных, характеризующих ключевое слово;

3 строка – три глагола, раскрывающих действие понятия;

4 строка – фраза на тему (короткое предложение, где отражается ваше отношение к понятию);

5 строка – одно слово (в котором вы выражаете свои чувства и ассоциируете связь с понятием)

 8.Мозговой штурм

«Курению – нет!» (Актуализация знаний по проблеме курения у детей)

Всех участников группы случайным образом делят на три подгруппы, каждой из которых по вариантам предлагается определить причины и последствия курения. Далее каждая группа по очереди представляет результаты своей работы на ватмане, выписывая в один столбик причины возникновения зависимости, а в другой — ее последствия.

Пример:

Причины

Последствия

Скука

Скандалы дома

Поиск новых приключений

Денежные трудности

За компанию

Плохое самочувствие

Чтобы расслабиться

Столкновение с законом

Для вдохновения

Истощение

      Далее все участники группы, работая вместе, пытаются определить альтернативные позитивные способы удовлетворения возникающих потребностей, которые могут являться следствием возникновения различных зависимостей.

10.Упражнение «Отказ»

      Цель: развитие умения отстаивать и защищать свою точку зрения, тренинг осознанного и уверенного умения сказать   «Нет».

 Разбиваемся на группы. Раздаем  карточки с ситуацией «просьба». Предложите  придумать как можно больше аргументов для отказа в данной ситуации. После этого каждая группа «проигрывает свою ситуацию». Один играет роль «уговаривающего», другой – «отказывающегося». В каждой ситуации использовать два стиля отказа: уверенный, неуверенный.

Ситуации группам:

  1. группа - Одноклассник просит разрешения  у тебя в комнате покурить.
  2. группа - Одноклассник предлагает попробовать покурить "за компанию".
  3. группа - Одноклассник просит достать для него сигареты.

После проигрывания ситуаций задаю вопрос:

 - Легко ли было отказаться?

 - Какой из стилей отказа был для вас наиболее приемлемым?

И помните - Ваш выбор определяет, как сложится в дальнейшем ваша жизнь.

III.Заключительная часть:

Рефлексия участников по завершению тренинга

Цель: Обобщение участниками полученного опыта.

- Что нового узнали для себя?

- Что было самым интересным?

- Над чем хочется поразмышлять?

Используемая литература:

  1. Программа профилактики социально опасных явлений «Курс жизни» М.В. Куликова 2013 НП «Преображение»
  2. Здоровье: Учебно-методическое пособие для учителей 1-11классов. Под редакцией В.Н.Касаткина, Л.А. Щеплягиной.  Ярославль: Аверс Пресс, 2005.
  3. Орлова Т.Г. как помочь подростку войти во взрослую жизнь.- М.:ЗАО Ценрполиграф,2005.
  4. Сазонов А.Н., Хриптович В.А. Модульный курс профилактики курения. Школа без табака.5-11класс, ПТУ.М.: Дако;2004.
  5.  Лабиринты психологии. Под ред. С.В. Трушковой. М.: Издат. отдел УНЦ ДО МГУ, 1996.
  6. Марасанов Г. И. Социально-психологический тренинг. М., 1998.
  7. Сайт: http://osoboeserdce.ru


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ГАУ Калининградской области для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Центр диагностики и консультирования детей и подростков» Тренинг с подростками: «Остановись-подумай» Педагог-психолог: Богданова Т.Н.

Слайд 2

ЖИЗНЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ НАЧИНАЕТСЯ С ПЕРВЫМ ВДОХОМ И ЗАКАНЧИВАЕТСЯ С ПОСЛЕДНИМ ВЫДОХОМ …

Слайд 3

Личность формируется с детства. Поэтому профилактикой употребления курения необходимо начинать заниматься, прежде всего, с детского и подросткового возраста, с формирования здоровой в психическом и физическом плане личности.

Слайд 4

Цель тренинга: - Формирование у подростков ценностного отношения к своему духовному и физическому здоровью и к своему будущему, через понимание собственной позиции в вопросах, связанных с курением.

Слайд 5

Задачи тренинга: Формирование представлений подростков о вреде курения и его воздействии на организм. Повышение уверенности в отстаивании и защите своей точки зрения, осознанного и уверенного умения сказать «Нет» через создание ситуаций, стимулирующих проявление выбора в отношении курения. Актуализировать внутренние ресурсы подростков к поиску способов разрешения проблемы курения в молодёжной среде. Инвентаризация имеющихся и недостающих ресурсов для реализации своей личной позиции в вопросах курения. Мотивирование подростков к поддержанию здорового образа жизни, заботе о своем здоровье.

Слайд 6

I этап тренинга Организационный блок: Введение в тему тренинга. Знакомство. Игры –разминки. Обсуждение и принятие правил работы. Мини-лекция: «Из истории табакокурения ».

Слайд 7

Знакомство: Упражнение разминка «Сели – встали ». Обсуждение и принятие правил работы : -Работать активно, участвовать в предлагаемых упражнениях; - Уважительно относится к мнению другого участника; - Говорить от своего лица «Я думаю», «Мне хочется»; - Не обсуждать то, что происходит за пределами занятия; - Дополнительно можно предложить еще варианты правил

Слайд 8

II этап тренинга Основная часть: Дискуссия с участниками на тему: «Курение как угроза» Упражнение «Незаконченные предложения» Работа в группах - синквейн «Вредная привычка» Мозговой штурм «Курению - нет» Упражнение «Отказ»

Слайд 9

Дискуссия с участниками на тему: «Курение как угроза»

Слайд 10

Вред курения для подростков -Сильно страдает память . Эксперименты показали, что курение снижает скорость заучивания и объёме памяти. Замедляется реакция в движении, снижается мышечная сила, под влиянием никотина ухудшается острота зрения. -Истощаются нервные клетки , вызывая преждевременное утомление и снижение активирующей способности мозга при решении задач логико-информационного типа. -Изменяется зрительное слуховое восприятие. - Учащается пульс, повышается температура, возникает жажда, раздражительность, нарушается сон -Возникают поражения кожи: угри, себорея. - Слишком раннее курение задерживает рост, ухудшает координацию и скорость движений. Поэтому спорт и курение несовместимы (футболисты, пловцы).

Слайд 11

Упражнение «Незаконченные предложения» - Когда стоящий рядом человек курит, я чувствую… - Когда я наблюдаю за курящим человеком, я понимаю… - Главным признаком никотиновой зависимости, как мне кажется, является … - Люди курят, потому что … - Сигарета в руке – это… - Для того, чтобы бросить курить…

Слайд 12

Работа в группах - синквейн «Вредная привычка» Правила составление синквейна : 1 строка – одно существительное, ключевое слово, определяющее содержание; 2 строка – два прилагательных, характеризующих ключевое слово; 3 строка – три глагола, раскрывающих действие понятия; 4 строка – фраза на тему (короткое предложение, где отражается ваше отношение к понятию); 5 строка – одно слово(в котором вы выражаете свои чувства и ассоциируете связь с понятием)

Слайд 13

Работа в группах - синквейн «Вредная привычка»

Слайд 14

Мозговой штурм «Курению – нет!» Причины Последствия Скука Скандалы дома Поиск новых приключений Денежные трудности За компанию Плохое самочувстие Чтобы расслабиться Столкновение с законом Для вдохновения Истощение

Слайд 15

Упражнение «Отказ» Ситуации группам: Одноклассник просит разрешения у тебя в комнате покурить. Одноклассник предлагает попробовать покурить "за компанию". Одноклассник просит достать для него сигареты.

Слайд 16

III этап занятия. Обобщение участниками полученного опыта. Рефлексия участников по завершению занятия.

Слайд 17

Литература Программа профилактики социально опасных явлений «Курс жизни» М.В.Куликова 2013г НП «Преображение» Здоровье: Учебно-методическое пособие для учителей 1-11классов. Под редакцией В.Н.Касаткина, Л.А. Щеплягиной . Ярославль: Аверс Пресс, 2005. Орлова Т.Г. как помочь подростку войти во взрослую жизнь.- М.:ЗАО Ценрполиграф,2005. Сазонов А.Н., Хриптович В.А. Модульный курс профилактики курения. Школа без табака.5-11класс, ПТУ.М.: Дако;2004. Лабиринты психологии. Под ред. С.В. Трушковой. М.: Издат . отдел УНЦ ДО МГУ, 1996. Марасанов Г. И. Социально-психологический тренинг. М., 1998.



Предварительный просмотр:

                              Тренинг: «Остановись- подумай» 

1 слайд - Тренинг:  «Остановись- подумай»

2 слайд – Жизнь человеческая начинается с первым вдохом и заканчивается с последним вздохом

3 слайд -   Личность формируется с детства. Поэтому профилактикой употребления курения необходимо начинать заниматься, прежде всего, с детского и подросткового возраста, с формирования здоровой в психическом и физическом плане личности.

4 слайд

Цель- Формирование у подростков ценностного отношения к своему духовному и физическому здоровью и  к своему будущему, через понимание  собственной позиции в вопросах, связанных с    курением.

5 слайд

Задачи:

- Формирование представлений подростков о вреде курения и его воздействии на организм.

 - Повышение уверенности  в отстаивании и защите   своей точки зрения, осознанного и уверенного умения сказать  «Нет» через  создание ситуаций, стимулирующих проявление выбора в отношении  курения.

- Актуализировать  внутренние ресурсы  подростков к поиску способов разрешения проблемы курения в молодёжной среде.

- Инвентаризация имеющихся и недостающих  ресурсов для реализации  своей личной позиции в вопросах курения.

-Мотивирование подростков к поддержанию здорового образа жизни, заботе о своем здоровье.

6 слайд

 I этап тренинга

Организационный блок:

  • Введение в тему тренинга.
  • Знакомство.
  • Игры –разминки.
  • Обсуждение и принятие правил работы.
  •  Мини-лекция: «Из истории табакокурения».

7 слайд - Знакомство
Упражнение разминка «Сели – встали».
Обсуждение и принятие правил работы:
-Работать активно, участвовать в предлагаемых упражнениях;
- Уважительно относится к мнению другого участника;
- Говорить от своего лица «Я думаю», «Мне хочется»;
- Не обсуждать то, что происходит за пределами занятия;
- Дополнительно можно предложить еще варианты правил

8 слайд– II этап тренинга

  • Основная часть:
  • Дискуссия с участниками на тему: «Курение как угроза»
  • Упражнение «Незаконченные предложения»
  • Работа в группах - синквейн «Вредная привычка»
  • Мозговой штурм «Курению - нет»
  • Упражнение «Отказ»

9 слайд - Дискуссия с участниками на тему: «Курение как угроза»

10 слайд - Вред курения для подростков

11 слайд - Упражнение «Незаконченные предложения»


-  Когда стоящий рядом человек курит, я чувствую…
- Когда я наблюдаю за курящим человеком, я понимаю…
- Главным признаком никотиновой зависимости, как мне кажется, является …
- Люди курят, потому что …
- Сигарета в руке – это…
- Для того, чтобы бросить курить…

12 слайд - Работа в группах - синквейн «Вредная привычка»

  • Правила составление синквейна:
  • 1 строка – одно существительное, ключевое слово, определяющее содержание;
  • 2 строка – два прилагательных, характеризующих ключевое слово;
  • 3 строка – три глагола, раскрывающих действие понятия;
  • 4 строка – фраза на тему (короткое предложение, где отражается ваше отношение к понятию);
  • 5 строка – одно слово(в котором вы выражаете свои чувства и ассоциируете связь с понятием)

13 слайд - Мозговой штурм «Курению – нет!»

Причины

Последствия

Скука

Скандалы дома

Поиск новых приключений

Денежные трудности

За компанию

Плохое самочувствие

Чтобы расслабиться

Столкновение с законом

Для вдохновения

Истощение

14 слайд - Упражнение «Отказ» Ситуации группам.

15 слайд -III  этап занятия.
Обобщение участниками полученного опыта. Рефлексия участников по завершению тренинга.

16 слайд - литература