Русский язык

Оюн Аяна Викторовна

Конспекты уроков

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkr_urok_-_nazyvnye_predlozheniya.docx26.71 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Усть-Элегестинская средняя общеобразовательная школа

МР «Кызылский кожуун» Республики Тыва.

Технологическая карта урока по русскому языку

«Назывные предложения в стихах русских поэтов»

Оюн Аяна Викторовна,

учитель русского языка и литературы

первой категории

2019

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Название предмета_русский язык_________   Класс_8__________       Урок № __3____________             Дата ___24.01.2019г___

Тема урока__ Назывные предложения в стихах русских поэтов.__________________

Цели:

    -Образовательные: определить роль назывных предложений в стихах русских поэтов;_

   -Развивающие: развивать самостоятельное мышление, речь учащихся;

   -Воспитательные: _показать учащимся необычность и красоту  стихов русских поэтов____

Формируемые УУД:

  • Личностные: формирование навыков организации и своей деятельности в составе группы на основе знания этических норм.

регулятивные:_ умение понять свои  интересы, увидеть проблему, задачу. выразить её словесно________________________

  • познавательные:_ свободное восприятие и понимание текста (определение темы, основной мысли, средств выразительности).

коммуникативные:_ умение формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.________________________________

Тип урока: _ урок-исследование________________________________________________________

Основные термины и понятия _назывные предложения, гипотеза, вывод__________________________________________

Межпредметные связи__литература_____________________________________________________________________________

Оборудование: доска,  проектор, компьютер, презентация, толковые словари, раздаточный материал.

Формы работы на уроке__работа в группах__________________________________________________________________________

Этап урока

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Мобилизующий этап

Организационная беседа

Читает стихотворение, задает наводящие вопросы (Приложение 1)

Слушают,  воспринимают поэтический текст, отвечают на вопросы 

Регулятивные: нацеливать на успешную деятельность

Личностные: выражать положительное отношение к процессу познания

 Коммуникативные: формировать   умение слушать и слышать

Формулировка темы и цели урока

Слушание аудиозаписи

Ставит аудиозапись стихотворения А.Фета "Шёпот, робкое дыханье...", предлагает ответить на вопросы (Приложение 2), обобщает высказывания учащихся, предлагает учащимся самостоятельно определить тему, цели и задачи урока на основе предложенного и  ранее изученного материала  

Слушают,  воспринимают поэтический текст, отвечают на вопросы, выясняют по словарю значение непонятных слов, определяют и записывают  тему урока, формулируют цели и задачи урока

Познавательные:  уметь слушать, осмысливать, анализировать, извлекать информацию.

Коммуникативные:  уметь слушать других и выражать собственную мысль.

Регулятивные:  самостоятельно формулировать тему и  задачи   урока

Постановка исследовательской задачи, выдвижение гипотез.

Проблемные вопросы, формулировка гипотезы.

Организует работу по составлению проблемных вопросов и формулировки их гипотезы (Приложение 3)

Составляют проблемные вопросы, формулируют гипотезы (письменно).

Познавательные: уметь анализировать,  обобщать, делать выводы.

Коммуникативные:  уметь  участвовать в речевом общении.

Мини-исследовательская работа по поиску нужной информации

 

 

Работа в группах

Организует работу по микроисследованию текстов (в группах) (Приложение 4), при необходимости консультирует, советует,  помогает сделать выводы

Проводит динамическую

паузу  

   

Знакомятся с текстами, обсуждают задания, отвечают на вопросы, сопоставляют предложения, анализируют, делают выводы, сравнивают с теоретическим материалом в учебнике

Участвуют в динамической паузе

Познавательные:   уметь   осмысливать, анализировать, сравнивать,  извлекать информацию, делать выводы.

Коммуникативные: выражать свои мысли с точностью и полнотой, аргументировать свое мнение, учитывать мнения других.

Регулятивные:  уметь контролировать процесс и результаты своей деятельности в сотрудничестве с учителем и сверстниками

Итоги урока

Кластер

Просит учеников написать на листочках ответы на вопрос: С какой целью русские поэты используют в своих стихах назывные предложения? (Приложение 5)

Читают стихотворения, анализируют, корректируют написанное. Отвечают на вопросы. Взаимодействуют с учителем в процессе обобщающей беседы по материалу урока во фронтальном режиме

Регулятивные: осуществлять итоговый контроль

Личностные: оценивать собственную учебную деятельность.

Коммуникативная:  слушать и вступать в диалог

Домашнее задание

Творческая работа

Предлагает детям самим поработать поэтами и написать стихотворение с использованием назывных предложений

Записывают домашнее задание, задают вопросы

Коммуникативная:  слушать и вступать в диалог

Рефлексия

Синквейн

Организует рефлексию. Помогает составить стихотворение про назывные предложения (Приложение 6)

Осуществляют рефлексию. Взаимодействуют с учителем

Регулятивные: осуществлять итоговый контроль

Личностные: оценивать собственную учебную деятельность.

Коммуникативная:  слушать и вступать в диалог

Приложение 1.

Дом. Россия. Я и ты.

Дружба. Мир и теплота.

На душе легко – легко!

Без вражды.

-Ребята, в душе у меня именно такое настроение, поэтому и возникли эти стихи. Скажите пожалуйста, к какому одному слову приводит это стихотворение? (Толерантность) А что такое толерантность? Когда отмечают день толерантности?

- Что заметили? (назывные предложения)

- Перечислите их. (Дом. Россия…)

Приложение 2.

А. А. Фет

Шёпот, робкое дыханье,

Трели соловья,

Серебро и колыханье

Сонного ручья.

Свет ночной, ночные тени,

Тени без конца.

Ряд волшебных изменений

Милого лица

В дымных тучках пурпур розы,

Отблеск янтаря,

И лобзания, и слёзы,

И заря, заря!..

     Когда в печати появилось стихотворение А. Фета "Шёпот, робкое дыханье...", читатели восприняли его по-разному. Одни восхищались, удивлялись тому, как можно без глаголов так изобразить красоту мира. Лев Толстой восторженно отмечал: "В нём нет ни одного глагола. Каждое выражение - картина".  Другие усматривали в этой безглагольности нарушение законов поэтики. Но несмотря на это многие русские поэты использовали назывные предложения в своих стихах.

- Сформулируйте тему нашего урока (Назывные предложения в стихах русских поэтов)

- Поставьте цель. (Определить роль назывных предложений в стихах русских поэтов).

- Какие задачи будете решать? (выяснение, какие поэты при написании стихов использовали назывные предложения. С какой целью? Формирование выразительной и красивой речи. Воспитание любви к литературе. Развитие грамотного и красивого письма).

  1. О чём данное стихотворение?
  2. Какое впечатление произвело?
  3. Какая картина рисуется в вашем воображении?
  4. Какие слова непонятны?  Уточните значение этих слов по словарю.

Предполагаемые ответы на вопросы:

       1. Это стихотворение о чувствах, настроении, переживаниях лирического героя.

       2. Удивительное стихотворение. Поэт стремится передать красоту чудесных мгновений, запечатлеть их, уловить сиюминутное состояние  природы, мимолетные движения человеческой души, оттенки чувств и переживаний  лирического героя. Стихотворение необыкновенно музыкально.

       3. Волшебная ночь, сонный ручей, пение соловья, двое влюблённых. Приближается рассвет, меняются краски...

       4. "В дымных тучках пурпур розы" - это, по-видимому, рассветающее небо; "отблеск янтаря" - отражение его в ручье.

 (Пурпур - 1. Тёмно- или ярко-красный цвет [первонач. ценное красящее вещество].

                   2. Дорогая одежда из красной ткани как признак роскоши и величия (устар.).

 Лобзать -  (устар.) То же, что целовать. || существительное лобзание )

       

Приложение 3

Какие проблемные вопросы возникают?

  1. Нужны ли русской поэзии назывные предложения?
  2. С какой целью русские поэты используют в своих стихах назывные предложения?

Формулируем гипотезы (письменно)

  1. Я считаю, что русской поэзии нужны назывные предложения. ( не нужны, так как стихи можно создать и без назывных предложений.

  1. Варианты: А) Русские поэты в своих стихах используют назывные предложения, чтобы показать неподвижные картины мира.

Б) Русские поэты в своих стихах используют назывные предложения, чтобы передать красоту окружающего мира, красоту человеческой души.

В) Русские поэты в своих стихах используют назывные предложения, чтобы оценить окружающий мир.

Г) Русские поэты в своих стихах используют назывные предложения, чтобы показать обстановку, предметы или явления, движения кого-либо или чего – либо.

Приложение 4.

Работа в группах.

- Какие методы исследования нам подойдут для дальнейшей работы?

(Метод наблюдения и анализа лирических произведений разных авторов)

Группа 1.

Инструкция выполнения:

1.Выразительно прочитать стихотворение.

2.Определить тему стихотворения. (О чем?)

3.Перечислить назывные предложения. Определить их роль в стихотворении.

4.Сделать вывод опираясь на составленные гипотезы.

Александр Блок «Ночь, улица, фонарь, аптека…»

Ночь, улица, фонарь, аптека,

Бессмысленный и тусклый свет.

Живи еще хоть четверть века -

Все будет так. Исхода нет.

Умрешь - начнешь опять сначала

И повторится все, как встарь:

Ночь, ледяная рябь канала,

Аптека, улица, фонарь.

Вывод: Назывные предложения рисуют неподвижные картины мира. Гипотеза подтвердилась.

Группа 2

Инструкция выполнения:

1.Выразительно прочитать стихотворение.

2.Определить тему стихотворения. (О чем?)

3.Перечислить назывные предложения. Определить их роль в стихотворении.

4.Сделать вывод опираясь на составленные гипотезы.

Отрывок из стихотворения Бориса Пастернака «Осень»

Осень. Сказочный чертог,

Всем открытый для обзора.

Просеки лесных дорог,

Заглядевшихся в озера.

Как на выставке картин:

Залы, залы, залы, залы

Вязов, ясеней, осин

В позолоте небывалой.

Липы обруч золотой —

Как венец на новобрачной.

Лик березы — под фатой

Подвенечной и прозрачной.

Погребенная земля

Вывод:

- На первый взгляд кажется, что автор любуется осенним лесом и восхищается его красотой. На самом же деле он сравнивает эту пору года с тем отрезком жизни, когда человек становится опытным, мудрым и зрелым, но при этом понимает, что молодость ушла безвозвратно.

        Назывные предложения красиво передают обрисовывают картину мира природы, красоту человеческой души.

Гипотеза подтвердилась.

Группа 3.

Инструкция выполнения:

1.Выразительно прочитать стихотворение.

2.Определить тему стихотворения. (О чем?)

3.Перечислить назывные предложения. Определить их роль в стихотворении.

4.Сделать вывод опираясь на составленные гипотезы.

Отрывок из стихотворения А. Т. Твардовского « Ленин и печник»

Скрылась хата за пригорком.
Мчатся санки прямиком.
Поворот, усадьба Горки,
Сад, подворье, белый дом.
В доме пусто, нелюдимо,
Ни котенка не видать.
Тянет стужей, пахнет дымом -
Ну овин - ни дать ни взять.

Вывод:

- Автор включил в стихотворение назывные предложения, чтобы показать картины в движении. Кажется, будто ты на повороте проезжаешь мимо усадьбы «Горки», затем мимо сада и подворья, и вот, наконец, доезжаешь до белого дома.

Какие картины? (поворот, усадьба, сад, подворье, белый дом).

Одна из гипотез подтвердилась.

Группа 4

Инструкция выполнения:

1.Выразительно прочитать стихотворение.

2.Определить тему стихотворения. (О чем?)

3.Перечислить назывные предложения. Определить их роль в стихотворении.

4.Сделать вывод опираясь на составленные гипотезы.

Фрагмент стихотворения « Переправа»

Переправа, переправа!

Берег левый, берег правый,

Снег шершавый, кромка льда...

Вывод:

Назывные предложения позволяют запечатлеть, как на фотографии, одно мгновение, один кадр; фиксируют только настоящее время. В отрывке из стихотворения Твардовского «Василий Тёркин. Переправа» называются отдельные, но важные, выразительные детали, те, которые запечатлеваются с первого взгляда и на всю жизнь: два берега, снег, вода. Лаконизм односоставных предложений позволяет привлечь внимание к эпитетам. Они дополняют страшную картину переправы.

С помощью назывных предложений мы видим картину глазами самого солдатакоторому предстоит переправа. Волнение, страх, мысли о смерти не дают ему видеть полную картину, сравнивать. Он видит только мельчайшие, но важные детали. Перед ним два берега: тот, на котором он находится, и тот, которого он должен достигнуть).

Такая гипотеза не была формулирована. Но …………

-Исследование подошло к концу. Делаем выводы.

Приложение 5

-Какую цель ставили в начале урока? ( Определить роль назывных предложений в стихах русских поэтов)

-Определили? Какой сделаем вывод? ( Назывные предложения играют очень важную роль в стихах русских поэтов)

-Решили ли мы проблемные вопросы?

Какие проблемные вопросы возникли в начале урока?

1.Нужны ли русской поэзии назывные предложения? (да)

2.С какой целью русские поэты используют в своих стихах назывные предложения?

Подтвердились ли наши гипотезы?

Делаем общий вывод. Напишите на листочках в виде лепестков свои ответы и прикрепим вокруг  (Таким образом, русские поэты используют в стихах назывные предложения, чтобы передать картины природы, обстановку, состояние души героя, оценивают окружающий мир, рисуют неподвижные картины мира и передают движения).

Приложение 6

Рефлексия.

Настроение. Изобразите мимикой настроение на конец урока.

Деятельность. Так как сегодня у нас урок лирический, оцените свою работу, сравнив её с природным явлением.

Содержание. Синквейн

Назывные предложения

Точные, лаконичные, важные

Помогают, влюбляют, оживляют

Оценивают окружающий мир

Картины