статья "Театрализованная игра, как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста".

Каскевич Анна Александровна

Театрализованная игра, как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста.

Дошкольный возраст — благоприятный период для развития творчества. Именно в это время происходят изменения во многих сферах, совершенствуются психические процессы (внимание, память, восприятие, мышление, речь, воображение), активно развиваются личностные качества, а на их основе — способности и склонности.

Творческие способности являются одним из компонентов общей структуры личности. Развитие их способствует развитию ребёнка в целом. Именно театральная деятельность является уникальным средством развития творческих способностей.

Театрализованная игра очень тесно связана с сюжетно-ролевой игрой и является ее разновидностьюСюжетно-ролевая игра появляется у ребенка примерно в трехлетнем возрасте и достигает расцвета в 5-6 лет, театрализованная игра достигает вершины 6-7 лет.

Театрализованная игра появляется в определенный период и как бы вырастает из сюжетно-ролевой. Это происходит в тот момент, когда в  старшем возрасте дети не удовлетворяются только воспроизведением сюжетов реальных взаимоотношений  взрослых. Детям становится интересно основывать игру на литературных произведениях, раскрывать в ней свои чувства, воплощать мечты, совершать желаемые поступки, разыгрывать фантастические сюжеты, придумывать истории.

Сюжетно-ролевая и театрализованная игры имеют общую структуру (строение). Они включают  замысел, сюжет, содержание, игровую ситуацию, роль, ролевое действие, правила. Творчество проявляется в данных видах игр в том, что дети творчески воспроизводят все, что видят вокруг: ребенок передает свои чувства в изображаемом явлении, творчески претворяет замысел, варьирует свое поведение в роли, по-своему использует предметы и заместители в игре.

Различие между сюжетно-ролевой и театрализованной играми состоит в том, что в сюжетно-ролевой игре  дети отражают жизненные явления, а в театрализованной берут сюжеты из литературных произведений.

 В сюжетно-ролевой игре нет конечного продукта, результата игры, а в театрализованной может быть такой продукт — поставленный спектакль, инсценировка.

Театрализованные игры как один из видов игры, является эффективным средством социализации дошкольника в обществе в процессе осмысления им нравственного подтекста литературного или фольклорного произведения.

Театрализованная игра является средством самовыражения и самореализации ребенка, раскрывая его творческие способности, индивидуальность. Успешное развитие творческих способностей возможно лишь при создании определенных условий, благоприятствующих их формированию.

Такими условиями являются:

1. Раннее физическое и интеллектуальное развитие детей.

 2. Создание обстановки, опережающей развитие детей.

 3. Самостоятельное решение ребенком задач, требующих максимального напряжения сил, когда ребенок добирается до "потолка" своих возможностей.

 4. Предоставление ребенку свободы в выборе деятельности, чередовании дел, продолжительности занятий одни делом и т.д.

5. Умная, доброжелательная помощь (а не подсказка) взрослых.

 6. Комфортная психологическая обстановка, поощрение взрослыми стремления ребенка к творчеству. 

Взрослые должны создать безопасную психологическую базу для возвращения ребенка из творческого поиска и собственных открытий. Важно постоянно стимулировать ребенка к творчеству проявлять сочувствие к его неудачам, терпеливо относиться даже к странным идеям несвойственным в реальной жизни.

 Нужно исключить из обихода замечания и осуждения. Необходима целенаправленная работа по развитию творческого потенциала детей.

Творческие способности развиваются в основном стихийно и в результате, не достигают высокого уровня развития.

 Для исправления этой ситуации можно использовать следующие меры, направленные на эффективное развитие творческих способностей дошкольников:

 1. Введение в программу дошкольного воспитания специальных занятий, направленных на развитие творческого воображения и мышления детей.

 2. Использование театрализованных игр, развивающих творческие способности детей.

3. Управление взрослыми детской театрализованной игрой с целью развития в ней воображения детей.

Театрализованные игры различаются в зависимости от ведущих способов эмоциональной выразительности, посредством которых разыгрываются тема, сюжет