Методический семинар "Работа с одаренными детьми"
Цели: выявить одаренных детей и создать условия для их оптимального развития.
Задачи:
- организация разнообразной творческой и научной деятельности, способствующей самореализации личности школьника, совершенствование практического мышления;
- выявление и развитие природных задатков и творческого потенциала каждого ребенка, реализация его склонностей и возможностей;
- интеграция урочной и внеурочной деятельности учащихся;
- организация проектной деятельности;
- забота о сохранении физического и психического здоровья учащихся, сохранение высокой самооценки, формирование умения учиться как базисной способности саморазвития;
- использование инновационных педагогических и информационных технологий на уроках с целью достижения максимального уровня развития детей;
- проведение различных конкурсов, олимпиад, интеллектуальных игр, и др., позволяющих учащимся проявить свои способности;
- сформировать банк данных «Одарённые дети».
Актуальность: у каждого ребенка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Все, что нужно для того, чтобы они могли проявить свои дарования, — это умелое руководство со стороны взрослых.
Новизна заключается в поддержке одарённых детей, повышении социального статуса творческой личности.
Практическая значимость состоит в том, чтобы развивать интеллектуальные способности учащихся на основе формирования у ребенка умений управлять процессами творчества: фантазированием, пониманием закономерностей, решением сложных проблемных ситуаций. Это дает школьнику возможность раскрыть многие качества, лежащие в основе творческого мышления, помочь учащимся стать более раскованными и свободными в своей интеллектуальной деятельности.
Одаренность человека – это маленький росточек,
едва проклюнувшийся из земли и требующий
к себе огромного внимания.
Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним,
сделать всё, чтобы он вырос и дал обильный плод.
В.А. Сухомлинский
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Задачи работы с одаренными детьми | 67.69 КБ |
Принципы и методы работы | 15.8 КБ |
Как выявить одаренного ребенка | 84.18 КБ |
Индивидуальный маршрут ребенка | 16.76 КБ |
9_i_10_slaydy.docx | 187.73 КБ |
Апробация новых УМК | 298.89 КБ |
Методическое пособие | 79.86 КБ |
Исследовательские работы | 387.05 КБ |
Выразительное чтение | 201.17 КБ |
Результаты | 16.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Слайд 1
Муниципальный конкурс «Учитель года» - 2019
«Одаренность человека — это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания» ,- говорил В.А. Сухомлинский.
Кудряшова Валентина Михайловна, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории МАОУ «СОШ № 6 с углубленным изучением иностранных языков»
Слайд 2
Задачи
1.Создать в классе благоприятные условия для интеллектуального, творческого и личностного роста каждого обучающегося.
2.Выявить их способности: учебно-познавательные, научно-исследовательские, интеллектуальные и творческие.
3.Постепенно повышать уровень знаний, мотивацию через урочную деятельность и внеклассную работу.
Предварительный просмотр:
Слайд 3
Принципы работы
● принцип индивидуализации обучения;
● принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества;
● принцип максимального разнообразия предоставляемых возможностей;
● принцип возрастания роли внеурочной деятельности при снижении в определенном смысле и в определенной мере учебных требований;
● принцип особого внимания к проблеме межпредметных связей в индивидуальной работе с учащимися;
● принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя.
Слайд 4
Методы
1.Исследовательский
2.Частично-поисковый
3.Проблемный
4.Проектный
Предварительный просмотр:
Слайд 5
Как выявить одаренного ребенка?
1. Они не удовлетворены работой с учебником.
2. Их привлекает чтение словарей и энциклопедий.
3. Их интересуют разные науки, они не ограничивают себя чем-то одним.
4. Обладают лидерскими качествами.
5. Интеллектуальные способности выше среднего.
Слайд 6
Система работы
Предварительный просмотр:
Слайд 7
Банк одаренных детей
Для успешной реализации программы необходимо создание банка данных одаренных детей, в который будут входить: анкетно-биографические сведения об одаренных детях, психодиагностические обследования среди учащихся, анкетирование детей. Диагностическая работа во время проведения интеллектуальных и художественных, внеклассной и урочной деятельности, портфолио учащихся.
№ п/п | ФИО | Год рождения | Домашний адрес | Класс | Виды одаренности | Участие в олимпиадах и конкурсах. Результативность |
|
|
|
|
|
|
|
Слайд 8
Анкетирование
◊ Тест Гилфорда
◊Методика «Интеллектуальный портрет»
◊ Методика «Характеристика ученика»
◊ Методика родительского исследования
«Карта одаренности»
◊ Методика оценки общей одаренности
Предварительный просмотр:
Слайд 9
Индивидуальный образовательный маршрут одарённого ребёнка
Слайд 10
Развитие одаренности детей в урочное время. Апробация новых УМК
Русский язык
Предварительный просмотр:
Слайд 11
Развитие одаренности детей в урочное время. Апробация новых УМК.
Литература
Слайд 12
Элективные предметы
Предварительный просмотр:
Слайд 13
Методическое пособие – рабочая тетрадь по русскому языку «Практическая стилистика»
Слайд 14
Развитие одаренности детей через исследовательскую деятельность
Исследовательская деятельность учащихся - есть творческий процесс совместной деятельности учащегося и учителя по поиску решения неизвестного, в ходе которого осуществляется передача между ними культурных ценностей, результатом является формирование научного мировоззрения.
Урок ●●● Индивидуальные занятия ●●● Дополнительное образование ●●● Вебинары ●●● Конференции
Предварительный просмотр:
Слайд 15
Исследовательские работы
Тематика работ обучающихся
Учебный год | Русский язык | Литература |
2015/16 | Какая наука изучает происхождение слов?" ( Скрыль А.) «Словари русского языка» (Девдера Л.) «Имена прилагательные в названиях художественных произведений» (Худяков М.) | Роль эпитетов в произведении К.Г. Паустовского «Корзина с еловыми шишками» (Конева С.) «Образ домового в славянской мифологии« (Попова С.) «Роль эпитетов в рассказе Ф.А. Абрамова «Слон голубоглазый» (Ермушина Д.) |
2016/17 | Значение и происхождение фамилий одноклассников» (I место в школьном конкурсе проектных работ «Шаг в будущее») (Федоровцева К.) «Учимся писать письма» (Стрекаловская Т.) «Русский язык в нашей жизни» (Федорова О.) | Гадание в русской литературе и в жизни» (I место в школьном конкурсе проектных работ «Шаг в будущее») (Конева С.) «Олицетворения в стихотворениях С.А. Есенина» (Милькова С.)
|
2017/18 | "Этот нерусский русский язык« (Федоровцева К.) (II место в школьном конкурсе проектных работ «Шаг в будущее») «Употребление причастий в текстах разных стилей» (Рычкова М.) «Люди и рукописи» (Булдакова А.) «Типы речевых ошибок школьников» (Климова П.) | «Чувство первой, юношеской любви в произведении Фраермана «Дикая собака Динго, или Повесть о первой любви» (II место в школьном конкурсе проектных работ «Шаг в будущее») (Конева С.) «Что читают в нашем классе?» (Торопов С.) «Три пророка в русской литературе» (Федорова О.) |
Слайд 16
Проекты
Проектно-исследовательская работа в школе — это новый, инновационный метод, соединяющий учебно-познавательный компонент, игровой, научный и творческий. Основное отличие такой деятельности - это то, что ученики прежде всего получают первые навыки исследования, благодаря чему развиваются специфические качества особого склада мышления. Проект может быть групповой или индивидуальный.
◊ Всероссийский проект «Книга класса»
◊ Городской проект «Русская сказительница М.Д. Кривополенова»
◊ МСПП «Киноград». Проект. Мультфильм «Северодвинск – 2116»
Предварительный просмотр:
Слайд 17
Выразительное чтение
Выразительное чтение подразумевает декламацию на память или прочтение по книге с выдерживанием принципов литературного произношения. При этом наиболее полно выражается образная и идейная суть произведения. Выразительное чтение употребляется как приём обучения языку.
Способы развития выразительного чтения:
Конкурсы чтецов «Таланты земли поморской», «Живая классика», «И Севера хрустальная душа», «Поэты русские сильны», Чемпионат по чтению «Страница – 18,19»
Слайд 18
Интеллектуальное развитие
Интеллектуально развитый человек – это, прежде всего, гармоничная личность, которая с легкостью адаптируется к любым жизненным ситуациям и может:
- быть успешным в учении, быстро и легко усваивать новые знания;
- применять приобретенные знания на практике;
- на основе усвоенных знаний уметь создавать что-то новое.
Способы развития интеллектуальных способностей:
- Всероссийская олимпиада школьников по русскому языку и литературе
- Филологические турниры
- «Черный квадрат»
Слайд 19
Творческие работы
Творческие способности – это развитие наблюдательности, речевой и общей активности, общительности, хорошо натренированной памяти, привычки анализировать и осмысливать факты, воображения; это систематическое создание ситуаций, позволяющих самовыразиться индивидуальности ученика.
Система мероприятий, развивающих творческие способности учащихся:
◊ Всероссийское сочинение
◊ Сочинение «Лучший урок письма»
◊ Проба пера (создание собственных стихотворений)
◊ Экскурсии в музеи, выставочные залы
◊ Встреча с людьми творческих профессий
◊ Совместная работа с ДЮЦ, библиотекой им. Гоголя, библиотекой «Бестселлер»
Предварительный просмотр:
Слайд 20
Результаты
Федеральный уровень
Участие в телевизионной гуманитарной олимпиаде «Умники и умницы» – полуфинал - Прокофьев Максим
Региональный уровень
Победитель ВОШ по литературе – Пластинина Ирина
Финалист Чемпионата по чтению «Страница-18» – Прокофьев Максим
Финалист Чемпионата по чтению «Страница-19» – Ануфриева Софья
Абсолютный победитель гуманитарной телевизионной олимпиады «Наследники Ломоносова – Прокофьев Максим
Победитель конкурса чтецов «Поэты русские сильны» – Ануфриева Софья
Победители конкурса сочинений «Лучший урок письма» – Цветкова Анна, Автономов Владимир, Стрекаловская Татьяна.
Муниципальный уровень
Победитель ВОШ по русскому языку – Булдакова Анна
Призеры ВОШ по русскому языку – Федорова Ольга, Котцова Ольга, Молчанова Алина, Шубина Рада, Шадрина Ирина, Корсакова Татьяна
Призеры ВОШ по литературе – Шадрина Ирина, Пластинина Ирина, Прокофьев Максим, Ануфриева Софья, Федорова Ольга, Худяков Максим.
Победители конкурса сочинений «Лучший урок письма» – Несов Андрей, Шадрина Ирина, Наговицына Полина, Хромов Артем, Рашева Анастасия
Призеры конкурса сочинений «Лучший урок письма» - Баринова Екатерина, Песчанникова Валерия, Сударикова Алла, Конева Софья
Победители конкурсов чтецов – Ануфриева Софья, Хромов Артем, Прокофьев Максим.
Победитель Всероссийского сочинения среди 8-9 кл. – Наговицына Полина
Призер Всероссийского сочинения среди 8-9 кл – Булдакова Анна
Призеры конкурсов чтецов – Девдера Елизавета, Коптяева Лейла, Наговицына Полина, Шкиль Борис, Рашева Анастасия