Методический семинар "Работа с одаренными детьми"

Кудряшова Валентина Михайловна

Цели: выявить одаренных детей и создать условия для их оптимального развития.

Задачи:

  • организация разнообразной творческой и научной деятельности, способствующей самореализации личности школьника, совершенствование практического мышления;
  • выявление и развитие природных задатков и творческого потенциала каждого ребенка, реализация его склонностей и возможностей;
  • интеграция урочной и внеурочной деятельности учащихся;
  • организация проектной деятельности;
  • забота о сохранении физического и психического здоровья учащихся, сохранение высокой самооценки, формирование умения учиться как базисной способности саморазвития;
  • использование инновационных педагогических и информационных технологий на уроках с целью достижения максимального уровня развития детей;
  • проведение различных конкурсов, олимпиад, интеллектуальных игр, и др., позволяющих учащимся проявить свои способности;
  • сформировать банк данных «Одарённые дети».

Актуальность: у каждого ребенка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Все, что нужно для того, чтобы они могли проявить свои дарования, — это умелое руководство со стороны взрослых.

Новизна заключается в поддержке одарённых детей, повышении  социального статуса творческой личности.

Практическая значимость состоит в том, чтобы развивать интеллектуальные способности учащихся на основе формирования у ребенка умений управлять процессами творчества: фантазированием, пониманием закономерностей, решением сложных проблемных ситуаций. Это дает школьнику возможность раскрыть многие качества, лежащие в основе творческого мышления, помочь учащимся стать более раскованными и свободными в своей интеллектуальной деятельности.

 

Одаренность человека – это маленький росточек,

едва проклюнувшийся из земли и требующий

к себе огромного внимания.

Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним,

сделать всё, чтобы он вырос и дал обильный плод.
В.А. Сухомлинский

Скачать:


Предварительный просмотр:

Слайд 1    

Муниципальный конкурс «Учитель  года» - 2019

G:\учительский грант 2019\X77k4uuWQgU.jpg

«Одаренность человека — это маленький росточек,            едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания» ,- говорил В.А. Сухомлинский.

Кудряшова Валентина Михайловна, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории МАОУ «СОШ № 6 с углубленным изучением иностранных языков»

Слайд 2

                                 Задачи

1.Создать в классе благоприятные условия для интеллектуального, творческого и личностного роста каждого  обучающегося.

2.Выявить их способности: учебно-познавательные, научно-исследовательские, интеллектуальные и творческие.

3.Постепенно повышать уровень знаний, мотивацию через урочную деятельность и внеклассную работу.



Предварительный просмотр:

Слайд 3

                 Принципы работы

●          принцип индивидуализации обучения;

● принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества;

● принцип максимального разнообразия предоставляемых возможностей;

● принцип возрастания роли внеурочной деятельности при снижении в определенном смысле и в определенной мере учебных требований;

● принцип особого внимания к проблеме межпредметных связей в индивидуальной работе с учащимися;

●     принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя.

Слайд 4

                       Методы

1.Исследовательский

2.Частично-поисковый

3.Проблемный

4.Проектный



Предварительный просмотр:

Слайд 5

Как выявить одаренного ребенка?

1. Они не удовлетворены работой с учебником.

2. Их привлекает чтение словарей и энциклопедий.

3. Их интересуют разные науки, они не ограничивают себя чем-то одним.

4. Обладают лидерскими качествами.

5. Интеллектуальные способности выше среднего.

Слайд 6

                Система работы

http://images.myshared.ru/4/67062/slide_6.jpg



Предварительный просмотр:

Слайд 7

                   Банк одаренных детей

Для успешной реализации программы необходимо создание банка данных одаренных детей, в который будут входить: анкетно-биографические сведения об одаренных детях, психодиагностические обследования среди учащихся, анкетирование детей. Диагностическая работа во время проведения интеллектуальных и художественных, внеклассной и урочной деятельности, портфолио учащихся.

 

№ п/п

ФИО

Год рождения

Домашний адрес

Класс

Виды одаренности

Участие в олимпиадах и конкурсах.

Результативность

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 8

                 Анкетирование

 Тест Гилфорда

Методика «Интеллектуальный портрет»
Методика «Характеристика ученика»

Методика родительского исследования

«Карта одаренности»

Методика оценки общей одаренности



Предварительный просмотр:

Слайд 9

Индивидуальный образовательный маршрут одарённого ребёнка

Слайд 10

Развитие одаренности детей в урочное время. Апробация новых УМК

Русский язык

https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=33cd25c553849dd17e66ac4d5ab8011e-l&n=13  https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=d36b973b41b2bd687a0fdba8f86ff7ae&n=13  https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=c6417b815b67d57541db6501e3d2146b&n=13 https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=ad92870c0eadbb098f8a669ead11a454&n=13 https://cache3.youla.io/files/images/780_780/5c/fa/5cfa1242e7696a95803c3503.jpg



Предварительный просмотр:

Слайд 11

Развитие  одаренности детей в урочное время. Апробация новых УМК.       

Литература

http://900igr.net/up/datai/76933/0002-015-.png http://bookmirs.ru/media/Pic/386f38a3-768a-11e4-9529-003048d50275.jpghttp://na-uroki.ru/img/1003885319.jpg  https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=e7c50fe5d88d5a572e1c71d771c520cc&n=13

Слайд 12

                        Элективные предметы

https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=4bc83de4962f211864febb8d006e3f3f-srl&n=13   

https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=d93d128afc7b5172be1a4e4eb6e67ed3-l&n=13

http://900igr.net/up/datas/88366/023.jpg 



Предварительный просмотр:

Слайд 13

Методическое пособие – рабочая тетрадь по русскому языку «Практическая стилистика»

https://sun9-39.userapi.com/c850732/v850732800/1e14d1/254fA8jOYFY.jpg 

Слайд 14

Развитие одаренности детей через исследовательскую деятельность

Исследовательская деятельность учащихся - есть  творческий процесс совместной деятельности учащегося и учителя по поиску решения неизвестного, в ходе которого осуществляется передача между ними культурных ценностей, результатом является формирование научного мировоззрения.

Урок    ●●● Индивидуальные занятия ●●● Дополнительное образование ●●● Вебинары ●●● Конференции



Предварительный просмотр:

Слайд 15

                        Исследовательские работы

                         Тематика работ обучающихся

Учебный год

Русский язык

Литература

2015/16

Какая наука изучает происхождение слов?" ( Скрыль А.)

«Словари русского языка» (Девдера Л.)

«Имена прилагательные в названиях художественных произведений» (Худяков М.)

Роль эпитетов в произведении К.Г. Паустовского «Корзина с еловыми шишками» (Конева С.)

«Образ домового в славянской мифологии« (Попова С.)

«Роль эпитетов в рассказе Ф.А. Абрамова «Слон голубоглазый» (Ермушина Д.)

2016/17

Значение и происхождение фамилий одноклассников» (I место в школьном конкурсе проектных работ «Шаг в будущее») (Федоровцева К.)

«Учимся писать письма» (Стрекаловская Т.)

«Русский язык в нашей жизни» (Федорова О.)

Гадание в русской литературе и в жизни» (I место в школьном конкурсе проектных работ «Шаг в будущее») (Конева С.)

«Олицетворения в стихотворениях С.А. Есенина» (Милькова С.)

 

2017/18

"Этот нерусский русский язык« (Федоровцева К.)

(II место в школьном конкурсе проектных работ «Шаг в будущее»)

«Употребление причастий в текстах разных стилей» (Рычкова М.)

 «Люди и рукописи» (Булдакова А.)

«Типы речевых ошибок школьников» (Климова П.)

«Чувство первой, юношеской любви в произведении Фраермана «Дикая собака Динго, или Повесть о первой любви» (II место в школьном конкурсе проектных работ «Шаг в будущее») (Конева С.)

«Что читают в нашем классе?» (Торопов С.)

«Три пророка в русской литературе» (Федорова О.)

Слайд 16

                           Проекты

Проектно-исследовательская работа в школе — это новый, инновационный метод, соединяющий учебно-познавательный компонент, игровой, научный и творческий. Основное отличие такой деятельности - это то, что ученики прежде всего получают первые навыки исследования, благодаря чему развиваются специфические качества особого склада мышления. Проект может быть групповой или индивидуальный.

◊ Всероссийский  проект «Книга класса»  

https://psv4.userapi.com/c848132/u163712932/docs/d10/8edf7b603139/1.jpg?extra=fbS_1C35F5iOeiws7kUJ2XO_30tcH-nkHpIolBh5HlLnDwaT-BjtapHBLq-ISkIJIjULAWgHbuzWrqDCSwfvfNZQS873qB2OIfCg-c2pgJus1GVxkR4OyS9-tMw4_ZS0RvZPXayTmPOxfnxwMh2t7zTs  https://psv4.userapi.com/c848236/u163712932/docs/d13/e7cab0cb86ea/2.jpg?extra=X9l2AopoT5mx4w3VwzSAH58Q4vlRKyr34quAMNqiW4B9TKxmeWbESJm0rZN3TCbX7Gsenwq5qAp9BBmN6fnbL0PujDHCLE-g9DZD60xo_IWj9z2DkghKNFxsgIbAzN4spr-3fRcUzOpxM1H35poprlQB  https://psv4.userapi.com/c848320/u163712932/docs/d15/ef145a722065/3.jpg?extra=3WjP7hwAjd83ZQAf6cdvqW5BqASibAjAvEp90VUq22VERk424YWRFl8xm-aFeveo2OJzw3nVLPZ3sc1TPbejFN5hn2NlUerJuYQj2sbZWdLI2klpA-BYsTvjM_oXaTdYoffu846vtXORo25TAnTGYSwI

 Городской проект «Русская сказительница М.Д. Кривополенова»

https://sun9-13.userapi.com/c858424/v858424747/9b67a/Vb3rCSNDwfI.jpg

 МСПП «Киноград». Проект. Мультфильм «Северодвинск – 2116» 

 G:\Мультик\как это снималось. эпизод 5и6\DSC_0003.JPG  G:\Мультик\как снималось эпизод 3и4\DSC_0013.JPG   G:\Мультик\озвучка 2\IMG_1013.JPG



Предварительный просмотр:

Слайд 17

                                   Выразительное  чтение

Выразительное чтение подразумевает декламацию на память или прочтение по книге с выдерживанием принципов литературного произношения. При этом наиболее полно выражается образная и идейная суть произведения. Выразительное чтение употребляется как приём обучения языку.

Способы развития выразительного  чтения:

Конкурсы чтецов «Таланты земли поморской», «Живая классика», «И Севера хрустальная душа», «Поэты русские сильны», Чемпионат по чтению «Страница – 18,19»

         https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=25a5c7ead546cc73c5f77c87ebd6ec26-l&n=13

Слайд 18

                           Интеллектуальное  развитие

Интеллектуально развитый человек – это, прежде всего, гармоничная личность, которая с легкостью адаптируется к любым жизненным ситуациям и может:

- быть успешным в учении, быстро и легко усваивать новые знания;

- применять приобретенные знания на практике;

- на основе усвоенных знаний уметь создавать что-то новое.

Способы развития интеллектуальных способностей:

- Всероссийская олимпиада школьников по русскому языку и литературе

- Филологические турниры

- «Черный квадрат»

https://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/1813549/db4463e6-96e2-4b0b-99cd-049cb83da0fe/s1200    https://100urokov.ru/images/obshchestvoznanie/10klass/3urok/7.jpg

Слайд 19

                               Творческие  работы

Творческие способности – это развитие наблюдательности, речевой и общей активности, общительности, хорошо натренированной памяти, привычки анализировать и осмысливать факты, воображения; это систематическое создание ситуаций, позволяющих самовыразиться индивидуальности ученика.

Система мероприятий, развивающих творческие способности учащихся:

◊ Всероссийское сочинение

◊ Сочинение «Лучший урок письма»

◊ Проба пера (создание собственных стихотворений)

◊ Экскурсии в музеи, выставочные залы

◊ Встреча с людьми творческих профессий

◊ Совместная работа с ДЮЦ, библиотекой им. Гоголя, библиотекой «Бестселлер»



Предварительный просмотр:

Слайд 20

                                Результаты

Федеральный уровень

Участие в телевизионной гуманитарной олимпиаде «Умники и умницы» – полуфинал - Прокофьев Максим

Региональный уровень

Победитель  ВОШ по литературе – Пластинина Ирина

Финалист Чемпионата по чтению «Страница-18» – Прокофьев Максим

Финалист Чемпионата по чтению «Страница-19» – Ануфриева Софья

Абсолютный победитель  гуманитарной телевизионной олимпиады «Наследники Ломоносова – Прокофьев Максим

Победитель конкурса чтецов «Поэты русские сильны» – Ануфриева Софья

Победители конкурса сочинений «Лучший урок письма» – Цветкова Анна, Автономов Владимир, Стрекаловская Татьяна.

Муниципальный уровень

Победитель ВОШ по русскому языку – Булдакова Анна

Призеры ВОШ по русскому языку – Федорова Ольга, Котцова Ольга, Молчанова Алина, Шубина Рада, Шадрина Ирина, Корсакова Татьяна

Призеры ВОШ по литературе – Шадрина Ирина, Пластинина Ирина, Прокофьев Максим, Ануфриева Софья, Федорова Ольга, Худяков Максим.

Победители конкурса сочинений «Лучший урок письма» – Несов Андрей, Шадрина Ирина, Наговицына Полина, Хромов Артем, Рашева Анастасия

Призеры конкурса сочинений «Лучший урок письма» - Баринова Екатерина, Песчанникова Валерия, Сударикова Алла, Конева Софья

Победители конкурсов  чтецов – Ануфриева Софья, Хромов Артем, Прокофьев Максим.

Победитель Всероссийского сочинения среди 8-9 кл. – Наговицына Полина

Призер Всероссийского сочинения среди 8-9 кл – Булдакова Анна

Призеры конкурсов чтецов – Девдера  Елизавета, Коптяева Лейла, Наговицына Полина, Шкиль Борис, Рашева Анастасия