Использование ментальных карт в образовательной деятельности.

Нижегородцева Альбина Александровна

1.Мастер-класс для родителей «Использования метода интеллект-карт в работе с дошкольниками».
2.Конспект  ООД с использованием  ментальной карты в старшей группе детского сада на тему «Огонь – друг, огонь – враг».
3.Конструктор ментальных карт.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл masterklass_dlya_roliteley.docx17.66 КБ
Файл zanyatie_ogon_starsh_gr.docx24.61 КБ
Файл konstruktor_mentalnyh_kart.docx13.82 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс для родителей «Использования метода интеллект-карт в работе с дошкольниками»

Цель: повышение компетентности родителей в использовании ментальных карт для познавательного развития детей старшего дошкольного возраста.

Оборудование, материалы, инструменты: мультимедийная установка, презентация, большие листы белой бумаги по количеству участников мастер класса, фломастеры.

Ход мастер-класса:

Воспитатель: Добрый день, уважаемые родители! Я рада видеть сегодня Вас на нашем мероприятии. С 1 сентября 2023 года детские сады начали работать по новой Федеральной образовательной программе  дошкольного образования. Главная цель  программы – разностороннее развитие дошкольников с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.

 В связи с этим возникает необходимость поиска новых средств, различных образовательных технологий и методик, которые способствуют приобретению дошкольниками таких качеств личности как: любознательность, самостоятельность, активность, инициативность.

 Одной из таких технологий является создание ментальных карт, которые обеспечивают высокую познавательную активность детей в разных видах деятельности, и способствует взаимодействию детей со взрослыми и сверстниками.

 Тема моего мастер-класса «Использование ментальных - карт с детьми старшего дошкольного возраста для познавательного развития», с  этим методом я хочу Вас познакомить.

Воспитатель: Этот метод был предложен и разработан английским психологом Тони Бьюзеном. Концепция ментальных - карт основана на особенностях восприятия информации человеческим мозгом. Дело в том, что мозгу трудно воспринимать символьную информацию в виде текстов, таблиц. Намного проще сознанию информация, которая основана на ассоциациях, визуализирована, дополнена цветом и картинками,  в соответствии с ассоциациями.

В мир дошкольных технологий ментальные карты пришли благодаря В.М.Акименко, которая предложила использовать этот метод для развития связной речи у детей.

Ментальные карты - это уникальный и простой метод запоминания информации, с помощью которого развиваются как творческие, так и речевые особенности детей, активизируется мышление.

К.Д. Ушинский писал: «Учите ребенка каким-нибудь неизвестным пяти словам, он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету». Метод ментальных - карт основывается на наглядно-образном мышлении ребенка, который является основным в дошкольном возрасте. Применение таких карт побуждает ребенка к изображению и осмыслению окружающего мира.

 Существуют правила составления ментальных-карт:

- При работе используются только цветные карандаши, маркеры, фломастеры

и т. д.

- Лист располагается горизонтально.

- Главная идея обводится в центре страницы  (для ее изображения можно

использовать рисунки, картинки).

- Для каждого ключевого слова проводятся расходящиеся от центра

ответвления (в любом направлении)

- Каждая главная ветвь имеет свой цвет.

- Над каждой линией – ветвью пишется одно ключевое слово.

- Писать надо разборчиво, печатными буквами.

- Для лучшего запоминания и усвоения желательно использовать рисунки,

картинки, ассоциации о каждом слове.

В интеллект- карте ключевой идеей является выбранная тема, а ветки

являются ее содержанием, которое наполняется в процессе работы.

II. Практическая часть

Воспитатель: уважаемые родители, давайте вместе составим интеллект – карту. Предлагаю Вам ключевую идею «Животные родного края». Пожалуйста, наклейте в середине листа картинку, соответствующую вашей теме. Нарисуйте главные ветки и напишите ключевые слова – названия разных животных, например, «волк», «медведь», «барсук» и др.

От центральной картинки приклеим изображение любого животного.  Далее, что мы знаем об этом животном? (где живѐт, чем питается, детѐныши данного животного).

А теперь заполните аналогично другие ветки нашей ментальной  карты

(участники мастер-класса работают самостоятельно).

Итак, вся ментальная карта заполнена:

А сейчас, я Вас попрошу составить рассказ по теме «Животные родного края» с помощью нашей ментальной  карты. (Участники составляют рассказы и рассказывают).

III. Рефлексия.

Воспитатель: Уважаемые родители, мы сегодня с Вами попробовали

составить ментальную карту. Скажите, в чем помог вам сегодня этот метод?

Будете ли вы использовать их детьми?

Спасибо за внимание.



Предварительный просмотр:

Конспект  ООД с использованием  ментальной карты в старшей группе детского сада на тему «Огонь – друг, огонь – враг».

Цели:

Формирование основ безопасного поведения, способности действовать грамотно в опасных  ситуациях, по возможности избегать их,  способствовать сохранению и укреплению здоровья.

Задачи:

Систематизировать знания детей об огне, с непосредственным источником опасности в быту.

Познакомить с правилами противопожарной безопасности и с необходимыми действиями в случае возникновения пожара.

Учить детей быстро принимать правильное решение в экстремальных ситуациях.

Закрепить знания о том, к чему может привести неосторожное обращение с огнем.

Учить детей рассказывать о том, какую пользу приносит огонь человеку и как человек научился управлять огнем.

Способствовать развитию речи, двигательной активности и изобразительным навыкам дошкольников.

Воспитывать чувство ответственности и уважительное отношение к профессии пожарного.

Интеграция образовательных областей:

« Социально - коммуникативное развитие»

« Речевое развитие»

« Физическое развитие»

« Художественно - эстетическое развитие»

Предварительная работа:

Экскурсия в пожарную часть, дидактическая игра « Кому что нужно», чтение художественной литературы:

рассказа Л.Н. Толстого « Пожарные собаки», стихотворение

С.Я. Маршак « Рассказ о неизвестном герое».

Заучивание стихотворения М. Лазарева « Если вдруг произошла с тобой беда».

Оборудование:

Мультимедийное оборудование, компьютерная презентация на тему «Огонь - друг, огонь – враг», мольберт с ватманским листом, маркеры, цветные карандаши, фломастеры ,клей – карандаш, игрушечный телефон, набор картинок для изготовления интеллект- карты.

 Словарная работа:

Пожарные, языки пламени, задымление, пена, огнетушитель, ожог.

Ход занятия.

Воспитатель: Дети! Я сейчас вам загадаю загадку , а вы постарайтесь отгадать:

Пообедать он готов.
Видишь: сколько языков!
Быстро ест дрова в печи,
Нагревая кирпичи.
Ты его рукой не тронь:
Может укусить...

Дети: Огонь!

Воспитатель: Верно, это – огонь! ( Показывает символ огня).

А сейчас, я вам расскажу сказку. Подходите, сюда поближе к экрану.

( Воспитатель обращает внимание детей на экран)

Сказка « Огонь – друг, огонь - враг».

Жил - был Огонь. Он был веселый и горячий. Гулял огонь где хотел- по лесам, домам, деревьям. Никого огонь не щадил на своем пути и был злейшим врагом всего живого.

Как вы думаете, почему?

Дети: Он сжигал все подряд.

Воспитатель: И вот однажды повстречался на его пути человек и сказал:

« Давай, Огонь, померяемся силой». Огонь отвечает: « Куда тебе, Человек, со мной силой мериться». А Человек настаивал на своем, Огонь и согласился.

Вот начался у них бой. Человек заманил Огонь к реке и прыгнул в воду. Схватил Человек мокрой рукой языки пламени и хотел затушить, Взмолился Огонь: « Не туши меня, Человек, верой и правдой служить тебя буду». Пожалел его человек , заставил служить себе. Вот и стал Огонь служить Человеку и стал его другом.

А сейчас я вам ребята предлагаю вместе составить волшебную карту , что бы и мы с вами могли  познакомиться с огоньком, с которым подружился человек.

( На мольберте прикреплен лист ватмана, с изображением огня в центре.)

Дети, скажите, зачем человеку огонь?

( Воспитатель обращает внимание детей на экран, на котором изображен костер, газовая плита, свеча, факел.)

Дети: Огонь нужен человеку, чтобы приготовить еду.

Огонь зажигает газовую плиту.

Огнем можно согреться, если разжечь печь или костер.

Огонь освещает, например, если зажечь факел или свечу.

Ребенок 1: Знают все - человек без огня

Не живет ни единого дня!

При огне, как при солнце светло,

При огне и зимою тепло!

Посмотрите, ребята вокруг,

Нам огонь - повседневный наш друг!

Ребенок 2: Нам без доброго огня

Обойтись нельзя и дня

Всем огонь хороший нужен

И за то ему почет,

Что ребятам греет ужин,

Режет сталь и хлеб печет.

Воспитатель: Без огня люди никогда бы не смогли ездить по земле, путешествовать по морям. В моторе автомобиля тоже работает огонь – сгорает бензин и приводит машину в движение. Полыхает огонь и на заводах в печах, плавит металл, в других варит стекло, из которых выдувают красивые стеклянные изделия. Космическая ракета взлетает ввысь, оставляя хвост пламени - это сгорает ракетное топливо ( На экране слайды с изображением автомобиля , паровоза, парохода, металлургического завода, кузницы, стеклодувы, полет ракеты в космос). Поэтому, огонь – наш друг!

Давайте найдем картинку, изображающую то, что огонь - друг нарисуем стрелочку, указывающую на это изображение!

( Дети, совместно с воспитателем рисуют стрелку и приклеивают картинку)

Воспитатель: Но когда огонь попадает в руки маленьких детей, он показывает свой характер, стремится убежать от них и гулять по дому, по лесу, по полю.
Из доброго слуги огонь превращается в огнедышащего дракона. Тогда может произойти беда.
Скажите, отчего может возникнуть пожар?

Дети: От спички, непотушенного окурка, зажигалки, от невыключенных газовой плиты и утюга.

Воспитатель: Да! Спички - это не игрушка!

Могут целый дом спалить,

Если взрослых не послушать,

Больше негде будет жить.

Обещайте мне сейчас же, что играть со мной не будете?!

Ребенок: Спичками играть не будем,

Зажигалку не возьмем,

И себя мы не погубим.

И квартиру не сожжем!

Воспитатель: Чем кроме огня ещё опасен пожар?

Дети: Пожар опасен дымом. Им можно задохнуться.

Воспитатель: Мы знаем это из пословиц и поговорок.

Дети:1.Нет дыма без огня.

2.Где огонь, там и дым.

3.С огнем не шутят.

4. Ни огня без дыма, ни дыма без огня.

5. Огонь без дыма не живёт.

Воспитатель: Молодцы много поговорок знаете! А давайте поиграем в игру

 Подвижная игра «Огонь - вода!»

(Воспитатель раздает детям красные и голубые ленточки)

Воспитатель: Дети с красной ленточкой – это огонь, а с голубой – вода. Дети с голубой ленточкой должны собрать все красные, то есть потушить огонь.

Игра « Не ошибись!».

Я буду называть предметы, а вы, если этот предмет горит , будете поднимать руки вверх и изображать языки пламени, а если не горит , то руки можно опустить.

Слова: бумага, гвоздь, шторы, столовая ложка, тетрадь, одежда, стол, мебель, сухая трава, листья , бензин, краска.

Воспитатель: Молодцы! Садитесь. Для вас, ребятки, ещё одна загадка:

В брезентовой куртке и каске,
Забыв про кольчужную бронь.

Решительно и без опаски
Бросается рыцарь в огонь! 

Как называется люди, которые тушат огонь, спасают людей и дома от пожара?

Дети: Это пожарные!

Игра « Что нужно пожарным?»

Воспитатель: Найдите лишний предмет, с помощью которого нельзя потушить огонь. ( Ведро с песком, ведро с водой, одеяло, огнетушитель, спички)

Дети: Это спички, они служат причиной пожара, а не помогают его тушить.

Воспитатель: А вот ещё загадка:

Мчится огненной стрелой

Мчится вдаль машина

И зальет пожар любой

Смелая дружина.

Дети: Пожарная машина.

Воспитатель: Правильно, пожарная машина. На ней можно быстро примчаться на пожар. Что нужно сделать, пожарные приехали? Да, правильно, В случае возникновения пожара нужно позвонить по телефону «112» и попросить о помощи, назвав точный домашний адрес

Воспитатель: А теперь встаньте, мы поиграем с мячом.

Игра « Лови - бросай, сразу отвечай»

Для чего пожарной машине нужна сирена? ( Чтобы все услышали и уступили дорогу)

Почему пожарная машина красного цвета? ( Чтобы её было заметно на дорогах: красный цвет- цвет огня).

Зачем пожарной машине раздвижная лестница?( Чтобы подниматься на высокие этажи)

Как называются длинные шланги, которыми тушат пожар? (Рукава)

Чем тушат бензин? ( Пеной)

Где пожарные берут воду, если она закончилась в машине? ( В колодцах, в реке)

Какими должны быть пожарные?( Сильными, смелыми, закаленными, ловкими , мужественными, находчивыми, решительными)

Почему пожарные должны быть сильными, смелыми?( Они выносят людей из огня, работают в огне, в дыму)

Зачем пожарные надевают противогаз? (Чтобы можно было дышать при задымлении).

Воспитатель: Всем людям нужно обязательно знать правила, как себя вести во время пожара. Мы их закрепим в игре

« Разрешается - запрещается»

Возьмите в руки светофорчики и показывайте красный кружок, если это делать нельзя, и зеленый кружок, если это делать можно:

1.В случае пожара вызвать пожарных по телефону «01»;

2.Бросать горящие спички;

3.Кричать и звать на помощь взрослых;

4.Оставаться в помещении, где начался пожар;

5.Открывать все окна и двери во время пожара;

6.Закрывать нос, рот, голову мокрым полотенцем;

7.Прятаться в угол, под шкаф, под кровать;

8.Оставлять без присмотра включенные электроприборы;

9.Двигаться ползком или пригнувшись к выходу;

10.Обливать водой стены и пол во время пожара;

11.Пользоваться лифтом;

12.Не бояться, слушаться во всём пожарных;

13.Тушить водой горящие электроприборы;

14.Обращаться к соседям за помощью;

15.По возможности пытаться тушить пожар;

16.Включать газ, электроприборы, свет.

Воспитатель: Молодцы, все правила назвали. Садитесь.

Огонь оставляет за собой страшный след: вместо леса , дома –пепел, зола, обгорелые головешки. А как страдает человек от пожара?

Дети: Получает ожоги, задыхается от дыма.

Воспитатель: Очень важно оказать медицинскую помощь пострадавшим от пожара людям.

Дети вы должны запомнить, что пожар – это не случайность, а результат неправильного поведения. Давайте, нарисуем стрелочки и прикрепим картинки, предупреждающие нас о том, что огонь может быть нам врагом, при неправильном обращении с ним, на нашу карту

Сегодня вы узнали о том, что огонь может быть для нас и другом, и врагом. Но всё-таки от огня больше пользы, чем вреда. Как вы думаете почему?

Дети: Огонь делает нашу жизнь теплее и уютнее.

Огонь нужен для работы транспорта.

Огонь нужен для пекарей, чтобы печь хлеб.

На огне готовят пищу.

Воспитатель: Я хотела бы, чтобы вы все были очень осторожны с огнем, внимательны и помнили об опасности, всегда соблюдали правила пожарной безопасности и беда обойдет вас стороной.



Предварительный просмотр:

Интеллект-карта (ментальная карта, mindmap, майнд-карта) — древовидная схема, которая изображает некие объекты, например, идеи, воронки, сегменты аудиторий, и связи между ними.
Этот инструмент помогает структурировать и визуализировать информацию, а также сам процесс мышления, генерации идей.

https://app.diagrams.net 

- пожалуй, самый функциональный сервис и при этом полностью бесплатный. Больше сотни шаблонов. Можно менять фигуры, стрелки, цвет текста и цвет фона. И даже добавлять математические формулы. В коллекции много значков, коннекторов и форм. Есть интеграции с GitHub, Google Drive, Jira, WordPress и возможность импортировать файлы из других популярных графических редакторов.