Самообразование

Фазлыева Чулпан Билусовна

План работы по самообразованию воспитателя: "«Позновательные проекты,как средство экологическое воспитание дошкольников»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie-2015-2019.docx26.47 КБ
Файл samoobrazovanie-2019-2024.docx45.77 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА – ДЕТСКИЙ САД № 92 «ЛАДУШКИ»

План работы по самообразованию воспитателя

МАДОУ «ЦРР – д/с №92 «Ладушки»

Фазлыевой Чулпан Билусовны

Тема: «Экологическое воспитание дошкольников»

г. Нижнекамск

План повышения квалификации (самообразования)

воспитателя МАДОУ

«Центр развития ребенка – детский сад №92 «Ладушки»

Ф.И.О. Фазлыева Чулпан Билусовна

Должность: воспитатель

Образование: (какое образовательное учреждение, когда закончили, специальность по диплому. Если есть переподготовка, указываете так же) Высшее, Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Елабужский государственный педагогический университет».Учитель татарского языка и литературы по специальности «Родной язык и литература».2007 год.;  «Набережночелнинский институт социально-педагогических технологий и ресурсов», «Дошкольная педагогика и психология», 2011 год.;

Повышение квалификации: (курсы за 3 года: тема, в каком учреждении проходили, сколько часов) Краткосрочные курсы повышения квалификации по теме «Обучение государственным языкам детей дошкольного возраста в условиях билингвального образования», в объеме 72 часов, ГАОУ СПО «Нижнекамский педагогический колледж» РТ, 2013 год.

-- Курсы повышение квалификации для воспитателей по проблеме « Современные подходы к организации образовательной деятельности, обеспечивающие реализацию ФГОС ДО»,в объеме 72 часов., Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образоввания «Казанский (Приволжеский)федеральный университет» , 25.11.2016г.

Квалификационная категория:1 квалификационная категория.

Дата составления плана:

 Тема самообразования: «Экологическое воспитание дошкольников»

  1. Актуальность темы и ее обоснованность: 

Формирование гуманного отношения к природе – основная задача экологического воспитания, которая реализуется путем развития в детях сострадания, сопереживания и сочувствия ко всем живым существам на планете. Человек – часть природы, но зачастую именно он оказывает пагубное влияние на окружающий мир. Формирование активной позиции «защитника и друга» мира природы является основой в воспитании экологической культуры дошкольников. Дети особенно впечатлительны и отзывчивы, поэтому активно включаются во все мероприятия по защите тех, кто в этом нуждается. Важно показать детям, что люди занимают более сильную позицию по отношению к миру природы (например, растения завянут без полива, птицы зимой погибнут от холода без кормежки). Поэтому нам следует направить все усилия на то, чтобы все живое на земле развивалось и приносило радость (например, утреннее пение птиц под окном будет приятно тем, кто их кормил зимой, а цветущий цветок на окне порадует тех, кто его поливал).

                 

  1. Цель: 

формирование положительного отношения к природе, воспитание защитников природы, формирование экологических знаний, обучение детей быть милосердными, любить и беречь природу (землю, воду, воздух, флору, фауну), по-хозяйски, а значит, бережно распоряжаться её богатствами.

  • Задачи: обогащать у детей представления о ценности природы и правилах поведения в ней;
  • расширять кругозор детей на основе знакомства с природой родного края;
  • расширять и систематизировать знания о растительном и животном мире;
  • развивать у детей эмоционально-чувственную сферу и желание помогать природе;
  • поддерживать и развивать детскую любознательность, познавательную активность;
  • развивать поисково-исследовательскую деятельность детей;
  • развивать познавательный интерес к объектам окружающего нас мира через чтение стихов, рассказов, сказок о природе, через практическую деятельность;
  • развивать художественное творчество, организуя выставки рисунков, поделок на тему «Берегите природу!»
  • Развивать память и связную речь, обогащать словарь детей, образное и вариативное мышление, фантазию, воображение, творческие способности;
  • Воспитывать у детей доброе отношение к природе родного края.

  1. Ожидаемый результат:
  • Создать развивающую среду для овладения детьми новыми знаниями о природных богатствах.
  • Развить познавательные способности детей.
  • Воспитать у детей бережное отношение к природе.
  • Овладение ребёнком эстетической и экологической грамотности при использовании и созерцании природных богатств.

Блок «Родители». У родителей повышается потребность в бережном отношении к природе.

Блок «Педагог». Повышение уровня использования мною современных технологий по ознакомлению с окружающим миром, использование наблюдения, экспериментирования, беседы, игры в различных видах образовательной деятельности.

Блок « Дети»:

•        учить детей различать по существенным признакам объекты живой и неживой природы (признаки живого: двигаются, размножаются, дышат, питаются, у них бывают детки);

•        знакомить детей с ростом, развитием и размножением живых организмов (животных и растений), их потребностью в пище, свете, тепле, воде;

•        формировать у детей навыки экологически грамотного поведения в природных условиях (во время прогулок, экскурсий, и в процессе повседневной жизни);

•        приобщать детей к экспериментированию с природными и искусственными материалами (камешки, шишки, песок, глина, пластмасса и др.).

•        использовать разные методы и формы ознакомления дошкольников с природой;

•        воспитывать эмоционально-положительное отношение к природе.

•        привлечь родителей к сотрудничеству при ознакомлении дошкольников с природой.

  1. Механизм реализации:

- сроки 5 лет

- блоки.

Подготовительный этап.

- Создание условий для развития когнетивных способностей дошкольников.

Теоретический этап.

- Изучение научно-методической литературы, передового педагогического опыта по проблеме.

Аналитико-диагностический:

- проведение диагностирования по проблеме (дети, педагоги, родители);

- задачи для каждого этапа (для достижения промежуточного результата);

- перспективные планы (технологическая карта).


Перспективный план работы на 2015 – 2019 уч.г.

Изучение методической литературы по теме

Оформление и пополнение папки

Постоянно

Разработка экологического проекта по теме «Забайкалье мой край родной»

Работа в проекте

Постоянно

Изготовление демонстрационного и раздаточного материала для образовательной деятельности с детьми.

Пособия для практической деятельности

Ноябрь-январь

Изготовление игр, пособий экологической направленности в соответствии с возрастом детей

Выставка игр, пособий для практической деятельности

Февраль-март

Подготовка анкет, памяток, рекомендаций для педагогов, родителей и детей.

Наглядный материал

В течение года

Подбор информационного материала по теме (стихи, приметы, иллюстрации, художественная литература).

Картотеки, пополнение книжного уголка

В течение года

Консультация для педагогов на тему: «Экологическое воспитание детей»

Наглядный материал

Декабрь

Разработка конспектов образовательной деятельности по экологии

Картотека конспектов

В течение года

Открытое занятие для воспитателей

Конспект

Февраль

Работа с детьми

Беседы на темы «Что нас окружает?», «Домашние животные», «Дикие звери» и др.

Картотека бесед

В течение года

Беседы на темы:

· «Что такое природа?»

· «Деревья нашего края».

· «Птицы – наши друзья».

· «О правилах поведения на природе».

· «Лес и наше здоровье».

Картотека бесед

В течение года

Рассматривание картин и иллюстраций:

· «Дикие животные».

· «Картины из жизни животных».

В течение года

Чтение произведений:

· А. Яшина «Покормите птиц зимой».

· В. Степанов «Животные наших лесов».

· Т. А. Шорыгина «Какие звери в лесу».

· Разучивание стихотворений о птицах, о животных, о деревьях.

· В. Бианки «Лесной хор».

В течение года

Загадывание загадок:

· О птицах.

· О диких животных.

· О деревьях.

· О природе.

Картотека

В течение года

Пальчиковые игры:

· «Есть у каждого свой дом».

· «Воробьи»;

· «Птички»;

· «Кто спит зимой?»;

· «Осенние листья»;

· «Дикие животные»;

· «Зайка».

· «Сорока».

Картотека

В течение года

Дидактические игры:

· «Кто в домике живет?».

· «Кого не стало?».

· «Назови ласково».

· «Кто где?».

Картотека

В течение года

Экспериментальная деятельность:

· Сравнение еловых и сосновых шишек.

· Сравнение веточек сосны и ели.

В течение года

Экологический проект по теме «Зелёный лучок»

Наблюдение

Март-апрель

Целевая прогулка «Здравствуйте, травушка-муравушка и золотой одуванчик»

Организация и проведение прогулок

Май

Работа с родителями

Консультация «Занимательная прогулка с ребёнком»

Конспекты

Октябрь

Буклет «Использование лекарственных растений при лечении частоболеющих детей»

Буклет

Октябрь-ноябрь

Конкурс «Самая красивая кормушка»

Выставка

Январь

Анкетирование родителей на тему «Экологическое образование в семье»

Результаты анкетирования родителей

Январь

Консультация на тему «Экологическое образование в семье»

Конспект

Февраль

Папка-передвижка «Люби и охраняй окружающую природу»

Выставка

Март

Акция «Берегите природу» (рисование плакатов в защиту природы).

Выставка

Апрель

Акция «Юный эколог» (посадка цветочной рассады на территории детского сада)

Участие

Май-Июнь

Фотоколлаж на тему «Отдыхаем, не вредя! » (семейные фотографии – отдых на природе: лес, на даче)

Выставка

Август



Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА – ДЕТСКИЙ САД № 92 «ЛАДУШКИ»

План работы по самообразованию воспитателя

МАДОУ «ЦРР – д/с №92 «Ладушки»

Фазлыевой Чулпан Билусовны

Тема: «Экологическое воспитание детей дош-

кольного возраста»

г. Нижнекамск

План повышения квалификации (самообразования)

воспитателя МАДОУ

«Центр развития ребенка – детский сад №92 «Ладушки»

Ф.И.О. Фазлыева Чулпан Билусовна

Должность: воспитатель

Образование: (какое образовательное учреждение, когда закончили, специальность по диплому. Если есть переподготовка, указываете так же) Высшее, Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Елабужский государственный педагогический университет».Учитель татарского языка и литературы по специальности «Родной язык и литература».2007 год.;  «Набережночелнинский институт социально-педагогических технологий и ресурсов», «Дошкольная педагогика и психология», 2011 год.;

Повышение квалификации: (курсы за 3 года: тема, в каком учреждении проходили, сколько часов) Краткосрочные курсы повышения квалификации по теме «Обучение государственным языкам детей дошкольного возраста в условиях билингвального образования», в объеме 72 часов, ГАОУ СПО «Нижнекамский педагогический колледж» РТ, 2013 год.

-- Курсы повышение квалификации для воспитателей по проблеме « Современные подходы к организации образовательной деятельности, обеспечивающие реализацию ФГОС ДО»,в объеме 72 часов., Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образоввания «Казанский (Приволжеский)федеральный университет» , 25.11.2016г.

- Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение «Нижнекамский педагогический колледж», 72 часа,  «Образовательные технологии игрового обучения детей дошкольного возраста в условиях ФГОС ДО», 19.02.2019г.

Квалификационная категория:1 квалификационная категория.

Стаж: 17 лет.

Дата составления плана:

 Тема самообразования: «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста»

  1. Актуальность темы и ее обоснованность: 

Формирование гуманного отношения к природе – основная задача экологического воспитания, которая реализуется путем развития в детях сострадания, сопереживания и сочувствия ко всем живым существам на планете. Человек – часть природы, но зачастую именно он оказывает пагубное влияние на окружающий мир. Формирование активной позиции «защитника и друга» мира природы является основой в воспитании экологической культуры дошкольников. Дети особенно впечатлительны и отзывчивы, поэтому активно включаются во все мероприятия по защите тех, кто в этом нуждается. Важно показать детям, что люди занимают более сильную позицию по отношению к миру природы (например, растения завянут без полива, птицы зимой погибнут от холода без кормежки). Поэтому нам следует направить все усилия на то, чтобы все живое на земле развивалось и приносило радость (например, утреннее пение птиц под окном будет приятно тем, кто их кормил зимой, а цветущий цветок на окне порадует тех, кто его поливал).

                 

  1. Цель: 
  • формирование знаний о природе, природных явлениях, растительном и животном мире;
  • развитие эстетических чувств: любви, уважения, бережного отношения по отношению к миру природы;
  • побуждение в детях желания ухаживать за природой и животными, беречь и сохранять природные богатства.

  1. Задачи: 

-Обогащать детей знаниями о природе, её многообразии, целостности живого организма, его потребностях, отличительных особенностях, чертах приспособления к окружающей среде, образе жизни.

- Формировать понятия о взаимосвязях и взаимозависимости всех компонентов природы; животных друг с другом, растений и животных, живой и неживой природы, человека и природы.

-Прививать практические навыки и умения по уходу за растениями и животными своего ближайшего окружения.

- Развивать художественные способности, эстетические чувства; умение замечать прекрасное, любоваться и восторгаться объектами природы, оберегать и по возможности преумножать красоту и богатства родной природы.

- Развивать связную речь детей: обогащать и активизировать словарный запас, развивать диалоговую речь и речь доказательство, обучать составлению рассказов

  1. Ожидаемый результат:
  • Создать развивающую среду для овладения детьми новыми знаниями о природных богатствах.
  • Развить познавательные способности детей.
  • Воспитать у детей бережное отношение к природе.
  • Овладение ребёнком эстетической и экологической грамотности при использовании и созерцании природных богатств.

Блок «Родители». У родителей повышается потребность в бережном отношении к природе.

Блок «Педагог». Повышение уровня использования мною современных технологий по ознакомлению с окружающим миром, использование наблюдения, экспериментирования, беседы, игры в различных видах образовательной деятельности.

Блок « Дети»:

•        учить детей различать по существенным признакам объекты живой и неживой природы (признаки живого: двигаются, размножаются, дышат, питаются, у них бывают детки);

•        знакомить детей с ростом, развитием и размножением живых организмов (животных и растений), их потребностью в пище, свете, тепле, воде;

•        формировать у детей навыки экологически грамотного поведения в природных условиях (во время прогулок, экскурсий, и в процессе повседневной жизни);

•        приобщать детей к экспериментированию с природными и искусственными материалами (камешки, шишки, песок, глина, пластмасса и др.).

•        использовать разные методы и формы ознакомления дошкольников с природой;

•        воспитывать эмоционально-положительное отношение к природе.

•        привлечь родителей к сотрудничеству при ознакомлении дошкольников с природой.

  1. Механизм реализации:

- сроки 5 лет

- блоки.

Подготовительный этап.

- Создание условий для развития когнетивных способностей дошкольников.

Теоретический этап.

- Изучение научно-методической литературы, передового педагогического опыта по проблеме.

Аналитико-диагностический:

- проведение диагностирования по проблеме (дети, педагоги, родители);

- задачи для каждого этапа (для достижения промежуточного результата);

- перспективные планы (технологическая карта).

п/п

Блоки

Мероприятия

Сроки

проведения

Отметка о выполннии, качественая характестика выполнения

2019 – 2024 учебный год

1.

Теоретический

Изучение научно-методической литературы, передового педагогического опыта по проблеме.

2.

Практический:

  1. работа с детьми

работа с родителями

3. работа с педагогами

Сентябрь

Во саду ли, в огороде

Закреплять представления детей об овощах и фруктах; учить их классифицировать, правильно называть и различать; знать их место произрастания. Определить взаимосвязь сезона и развития растений (действия тепла и холода на растение).Развивать сенсорные чувства, речь, внимание.

 Наблюдения
-Сбор урожая
-Дидактические игры:
"Чего не стало"
"Угадай на ощупь"
"Узнай по описанию"
-Беседа "Что нам осень принесла"
-Пальчиковая гимнастика "Засолка капусты"".
-Игра "Дорисуй овощ"
-Рассматривание картины "В поле осенью"
-Лепка "Овощи для магазина


2. В хороводе деревьев.

Накапливать впечатления о деревьях; учить детей различать их по коре, листьям, цветам, плодам (берёза, клён, тополь, дуб, рябина).Продемонстрировать приспособленность растений к сезонным изменениям в природе; находить и называть отличия, сходство лиственных и хвойных деревьев. Воспитывать интерес к познанию.

Наблюдения
-Рассматривание листьев, коры, плодов деревьев
-Отгадывание загадок
-Игра "Дорисуй листочек", "Соедини листья с плодами"
-Дидактическое лото "С какого дерева листочек"
-Рисование "Разноцветные листочки"

3. "Зелёная аптека"

Познакомить детей с новыми лекарственными растениями: ромашкой и подорожником. Закрепить понятие о взаимосвязи растительного мира и человека. Воспитывать бережное отношение к растениям.

4 повторение

Рассматривание иллюстраций, альбомов, просмотр диафильмов

ОКТЯБРЬ

1.Путешествие в страну Осень.

Уточнять и расширять представления детей о сезонных изменениях в природе и их влиянии на жизнь растений, животных, на деятельность людей. Показать связь между живой и неживой природой. Воспитывать любовь к природе и интерес к её явлениям.

-Наблюдения за состоянием погоды на участке
-Наблюдения за трудом взрослых
-Чтение стих-я Ерихеева "Осень"
-Рассматривание картины "Времена года"
-Дидактические игры:
"Найди такой листок, как на дереве"
"Кто скорее соберёт"
"Так бывает или нет"
"Детки на ветке"
-Игра "Какая сегодня погода"
-Развлечение "Осень разноцветная"
-Песенка "Во поле рябинушка"
-Рисование "Грустная осень", "Радостная осень"
-Лепка "Как ёж готовится к зиме"

2.Тайны грибного царства

Познакомить детей с грибами, учить выделять съедобные и несъедобные грибы (рыжик, белый гриб, мухомор, поганка). Дать знания о полезных свойствах грибов.

 -Загадки Лесовичка о грибах
-Рассматривание муляжей грибов, иллюстраций
-Рассказ о месте произрастания грибов, их строении, размножении
-Аппликация "Поможем белочке заготовить грибы"

3.Чудо- ягодка.

Расширять знания детей о ягодах: лесных, садовых; их пользе, среде произрастания, качествах (лечат, имеют запах)

-Рассматривание иллюстраций, муляжей
-Отгадывание загадок
-Дидактическая игра "Лесные и садовые ягоды"

4. Воздух

 Учить выявлять свойства воздуха (невидим, без запаха, не имеет формы); учить сравнивать свойства воды и воздуха (воздух легче воды). Подвести детей к выводу о необходимости воздуха для роста растений.

Опыт с воздухом (вкус, запах, цвет)
-Надувание мыльных пузырей
-Пузырьки-спасатели
-Надувание шаров
-Поиск воздуха
-Загадочные пузырьки
-Опыт с растениями (как воздух в почве влияет на рост и развитие растения)
-Рассказ о значении чистого воздуха на жизнь людей

 НОЯБРЬ

1. Мир растений.

Учить различать и называть садовые и дикорастущие растения, классифицировать их по окраске, строению, запаху. Убеждать детей в необходимости ухаживать за растениями. Воспитывать эстетические чувства.

-Рассматривание иллюстраций с изображением знакомых садовых и дикорастущих растений
-Чтение рассказа "Зелёные страницы"
-Беседа "Мой любимый цветок"
-Дидактические игры:
"Собери букет"
"Узнай растение"
-Рисование "Поляна цветов"
-Опыт "Что любят растения",
"Как развивается растение"

2.Подводное царство

Познакомить с аквариумными рыбками (телескоп, гуппи), лягушкой. Учить выделять и называть части тела рыб, повадки. Дать понятие о том, что в водоёмах живут растения и животные; знакомить с особенностями внешнего вида рыб, позволяющими приспосабливаться к жизни в окружающей среде. Побуждать к наблюдениям за аквариумными рыбками. Воспитывать интерес и желание ухаживать за рыбками.

Наблюдения за аквариумными рыбками (дома,видео сюжет)
-Рассматривание иллюстраций с изображением лягушки, рыб, водорослей.
-Игра "Мы весёлые рыбки"
-Опыт "Кто живёт в воде"
-"Зачем лягушке такие лапки"
-Лепка "Рыбка"
-Аппликация "Аквариум" (коллективная)
-Рассказ Л. Берг "Рыбка.

3.Волшебница вода

Продолжать знакомить со свойствами и признаками воды (вода может быть холодной, тёплой, может нагревать другие вещества; вода прозрачная, но может менять окраску; имеет запах, если в ней растворить пахучие вещества: чем больше этого вещества, тем интенсивнее запах и цвет; чем теплее вода, тем быстрее растворяется вещество), с различным  его состоянием. Расширять знания детей о значении воды  в нашей жизни.

Беседа
-Чтение рассказа К. Д. Ушинского "Хотела галка пить"
-Чтение стих-я Н. Рыжовой "Вы слыхали о воде "
-Взаимодействие воды и снега
-Окрашивание воды (сравнение чистой и грязной воды)
-Опыт с водой
- Чтение рассказа Николаевой "Путешествие капельки"

4 повторение

Рассматривание иллюстраций, альбомов, просмотр диафильмов

 

ДЕКАБРЬ

На бабушкином дворе

Уточнить и расширить представления детей о домашних животных, их внешнем виде. Дать первоначальные знания детям об их образе жизни и приносимой ими пользе. Познакомить детей с трудом людей по уходу за домашними животными (их кормят, лечат, выгуливают). Прививать добрые чувства к животным.

-Отгадывание загадок о домашних животных

-Рассматривание игрушек, иллюстраций, картин с изображением домашних животных

-Рассматривание иллюстраций к сказкам, в которых героями являются домашние животные

-Дидактические игры:

"Назови детёнышей"

"Какая польза от домашних животных"

"Кто, где живёт"

-Игра "Угадай, это зверь или птица?" (по модели)

-Чтение сказки "Как собака друга искала"

2.Лесные жители

Дать первоначальное представление о лесе и жизни в нём диких животных (как передвигаются, чем питаются, как спасаются в зимних условиях, о запрещении охоты на диких животных). Воспитывать любовь и заботу к животным.

-Рассматривание картины "Звери в зимнем лесу"
-Игра- имитация "Звериная зарядка"
-Игровое упражнение "Придумай ласковые слова"
-Дидактические игры:
"Найди детёныша".
"Кто, что ест", "Кто, где живёт"
-Слайды "Времена года"
- -Рисование "животные в лесу" (трафарет)
-Сюжетно-ролевая игра "Зоопарк"
-Сказки "Лисичка-сестричка и волк", "Зимовье зверей", "Заюшкина избушка"
-Лепка  "Заяц-длинные уши"

3. Белый снег, пушистый

Способствовать установлению свойств и качеств снега и льда, их сравнение. Подвести детей к пониманию защитных свойств снега и  зависимости свойств снега от температуры воздуха ( на морозе снег рассыпчатый, чтобы можно было лепить, он должен быть влажным).

-Опыт со снегом
-"Нужен ли зимой растениям снег?"
-Цветные льдинки
-Рисование "Снежинки"
-Постройка горки с помощью взрослых.

4 повторение

Рассматривание иллюстраций, альбомов, просмотр диафильмов

  ЯНВАРЬ

 1. В гостях у птиц.

Продолжать знакомить детей с зимующими и перелётными птицами (сорока, ворона, голубь, скворец, грач). Расширять знания детей о жизни птиц зимой, об их повадках, питании. Воспитывать сочувствие, сопереживание к "братьям нашим меньшим"

Беседа о зимующих и перелётных птицах
-Отгадывание загадок 
-Рассматривание иллюстраций с изображением птиц
-Наблюдения за птицами на участке
-Дидактические игры:
"Кто , где живёт",
"Нарисуй птицам дорожку в сказку"
-Рассматривание альбома "Пернатые друзья"
-Рисование "Чудо- птица" (по мотивам дымковской игрушки)
-Слушание пения птиц (аудио запись "Голоса птиц").

2. Зимушка-зима.

Расширить представления детей о сезонных изменениях в природе и их влиянии на жизнь растений, животных, на деятельность людей. Показать детям связь между живой и неживой природой. Воспитывать любовь и интерес ко всему живому. 

Беседа о зиме
-Рассматривание картины "Зимние забавы"
-Рассказ и рассматривание картины "Как зимуют дикие звери"
-Игрушечный зайчик хочет узнать о жизни зайцев в лесу
-Диафильм "Зима в лесу"
-Рассматривание картины К. Коровин "Зима"
-Аппликация "Деревья зимой"  (коллективная, обрывание полосок)
-Рисование "Зимушка- зима"
-Лепка из снега крупных фигур (совместно со взрослыми)
-Чтение сказки "Зимовье"

3. Песок, глина, камень, почва

Научить узнавать и называть песок, глину, камень. Выявлять особенности взаимодействия с водой, влияние воды на их свойства. Дать представления о том, как образуется перегной.

-Опыт с песком, глиной
-Опыт: как почва влияет на рост и развитие растений (рыхление, прополка, удобрение)
-Рассмотреть песок, глину (сравнить)

4 повторение

Рассматривание иллюстраций, альбомов, просмотр диафильмов

ФЕВРАЛЬ

 1. Путешествие в царство комнатных растений.

 Познакомить с новыми растениями ( герань.,алоэ..) и со способами их черенкования. Закрепить названия знакомых комнатных  растений  (бальзамин, фикус). Продолжать обучать детей описывать растение, отмечая различие и сходство между ними, характерные признаки. Поддерживать интерес к комнатным растениям, желание наблюдать и ухаживать за ними.

-Рассматривание картины из серии "Уход за комнатными растениями"
-Игра "Какого  растения не стало"
-Пальчиковая гимнастика "Посадим цветы"
-Рассматривание растений
- -Игра "Цветы"
-Беседа о строении растений
-Беседа об уходе за комнатными растениями
-Рассматривание картины "Цветущий кактус"
-Лепка "Кактус"

2. Обитатели уголка природы

Познакомить детей с жителями уголка природы. Развивать интерес, наблюдательность, учить детей доброте, чуткости, вниманию по отношению к обитателям уголка природы. Воспитывать ответственность за тех, кого приручили.

- Длительное наблюдение за черепахой, хомяком.
-Беседа
-Рассказ о обитателях уголка природы
-Впечатления, высказывания детей
-Игра "Расскажи и покажи.

3.Стекло и металл

Познакомить детей с новым материалом (стекло, металл); учить определять признаки свойства материалов (структура поверхности, мягкость, твёрдость, прочность, хрупкость). Способствовать определению материала, из которого сделан предмет.

 -Опыт со стеклом, металлом
-Сравнение предметов
-Дидактическая игра "Из чего сделан предмет"
-Рассматривание иллюстраций с предметами из этих материалов

4 повторение

Рассматривание иллюстраций, альбомов, просмотр диафильмов

 МАРТ

 1. В гостях у Веснянки

 Расширить знания детей о весенних изменениях в неживой природе и их влиянии на жизнь растений и животных , на деятельность людей. Учить устанавливать связь сезонных изменений с наступлением тепла, появлением солнца. Воспитывать любовь к природе и интерес к её явлениям.

-Чтение К. Ф. Юон "Мартовское солнце", "Ранняя весна"
-А. К. Саврасов "Грачи прилетели"
-Стих-е С. Вангели "Подснежники"
-Дидактические игры : "Какие животные живут в лесу", "Когда это бывает", "Найди детёныша"
-В. Берестов "Песенка весенних минут"
-М. Пришвин "Мать-и -мачеха", "Одуванчик", "Ребята и утята"
-Игра "Покажи птиц, которые прилетают весной"
-П/и "Зайцы и волк", "Птицы и лиса"

2. Береги живое!

Познакомить детей с Красной книгой, редкими, находящимися под угрозой исчезновения видами растений и животных; вызвать чувство сопереживание, умение видеть взаимосвязь в природе. .Приучать бережно относится к цветам, животным, как части природы, источнику красоты, радости людей.

Рассматривание  Красной книги, беседа рассматривание иллюстрации.

 Игровое упражнение "Посели цветы там, где они выросли"
-Игра "Где живут животные"
-Игра "Какой цветок просит помощи, нарисуй его"

3.Резина и пластмасса

Познакомить с новым материалом (резина и пластмасса). Учить детей определять признаки и свойства материалов. Способствовать определению материала, из которого сделан предмет.

-Рассматривание предметов из этих материалов
-Сравнение резины и пластмассы
-Дидактическая игра "Из чего сделан предмет"
-Поделки из резины, пластмассы

4 повторение

Рассматривание иллюстраций, альбомов, просмотр диафильмов

АПРЕЛЬ

  1.Насекомые - наши помощники

 Дать элементарные знания о жуках (майский, носорог, божья коровка, пчела, кузнечик, муравей); бабочках (крапивница, капустница); на доступных примерах показать, что скрывается за названием некоторых бабочек. Показать пользу насекомых.
Воспитывать интерес и доброе отношение к насекомым.

-Отгадывание загадок
-Наблюдения за насекомыми
-Рассматривание иллюстраций
-Дидактические игры:
"Найди насекомых, поедающих листья"
"Как спрятаться бабочкам
-Чтение стих-й М. Пришвина "Божья коровка", "Кузнечик", "Майский жук" (из книги В. Зотова "Лесная мозаика")
-Рисование "Божья коровка"
-Лепка "Зелёная гусеница"

2.Экскурсия в плодовый сад в период цветения

 Познакомить с яркими особенностями весеннего состояния плодовых деревьев (цветением), учить различать 2-3 дерева по цветкам.Продолжать устанавливать связи между изменением условий (тепло, свет) и изменением состояния растений (рост и  цветение, между потребностями насекомых в пище и тепле и их поведением)..Воспитывать эстетические чувства.

Наблюдения за цветением деревьев
-Рассматриваниеиллюстраций "Сравнение различных периодов весны"
-Дидактические игры 
"Раскрась предметы живой и неживой природы"
"Подбери листок к дереву"
-Чтение художественной литературы
-Рисование "Яблоня в цвету"
- -Рассматривание картины "Цветущий сад"
-Игра "Пчёлки"

3.Земля- мой дом

Дать представления о суше и водном пространстве, разнообразии рельефа земной поверхности, водоёмов (пруд, болото, озеро, река, море), видах поселения (деревня, город, страна), о звёздах..Приветствовать стремление детей овладеть разнообразными способами получения информации..Поощрять желания делится своими впечатлениями с окружающими.

4 повторение

Рассматривание иллюстраций, альбомов, просмотр диафильмов

МАЙ

1.Экологическая тропинка

Приблизить детей к природе; учить их общаться с ней, любить ее. Уточнить имеющиеся знания детей об окружающей природе (о цветах на клумбе, о лесе, об огороде, о зелёной аптеке)Упражнять в практической помощи природе (уборка мусора, лечение деревьев.

Чтение стих-я Р. Рождественского "Береги природу"
- -Беседа
Игра "Что ты сделал доброе для природы?"
-Игра "Что будет, если:"
-Дидактическая игра "Кто больше"
-Подвижная игра "Раз, два, три- к дереву беги"
-Прослушивание аудиозаписи "Голоса природы".

2.Человек - живой организм

Подвести к осознанию себя как живого существа, имеющего особенности и потребности. Формировать представления детей о некоторых органах и системах строения человека, о "+" и "-" влиянии на них. Развивать сенсорную чувствительность при решении познавательных задач.

Рассматривание плакатов, иллюстраций со строением органов человека
-Дидактическая игра "Валеология"
"Понюхай и отгадай"
-Беседа о потребностях человека
-Рассказ о вредных привычках
-Язычок- помощник
-Игра "Угадай на вкус

3. Бумага, древесина, ткань

Расширять знания детей о свойствах и качествах различных материалов, уметь их сравнивать. Продолжать учить пользоваться различными материалами (бумага, мягкая проволка, ткань, нитки, "бумажное тесто", соломка, пробки, крышки и т. д.) и инструментами. Воспитывать интерес и желание преобразовывать из известных материалов в поделки.


Изготовление поделок, построек
-Оригами из бумаги
-Рассматривание предметов, игрушек из знакомых материалов
-Беседа
-Опыт с бумагой, древесиной
-Аппликация из ткани "Полянка цветов"

4 повторение

Рассматривание иллюстраций, альбомов, просмотр диафильмов

1. Проведение родительских собраний о воспитательно-образовательных возможностях занятий по ознакомлению с окружающим миром и экологическому воспитанию в развитии когнетивных способностей детей дошкольного возраста.

2. Проведение совместных мероприятий, досугов, развлечений, экскурсий в природу.

3. Выставки работ, выполненные детьми с родителями:

– «Осенние фантазии»;

– «У моей мамы-руки золотые» выставка поделок;

– «Зелёная красавица» – конкурс на изготовление ёлки из любого материала;

– Фоторепортаж: «Мой папа – самый смелый»

4. Консультации для родителей:

– «Восприятие  красоты окружающего мира природы»;

– «Развитие познавательных интересов у дошкольников в процессе ознакомления с природой»;

– «Широкая масленица»;

– «Навруз».

        

5. Провести анкетирование по теме: «Воспитание детей через природу».

6. Совместно с родителями пополнить природный уголок комнатными растениями, а книжный уголок познавательной литературой.

7. Благотворительная    акция «Покормите птиц зимой» по изготовлению кормушек для птиц.

1. Посещение занятий по проблеме.

2. Участие в семинарах-практикумах

3. Показ открытого занятия по проблеме

.

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

1 неделя

2 неделя

4 неделя

3 неделя

4 неделя

1неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

3.

Диагностический блок

Уровень освоения программного материала на н/г и на к/г.

отябрь, май

4.

Аналитический блок

Обоснованность уровня  освоения программы.

отябрь, май