Публикации

Поварницына Елена Александровна

Публикации в сборниках конференций, журналах

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

 ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

Подготовила

воспитатель

Поварницына Е.А.

 Детство - особый период жизни, который нужно прожить радостно и ярко, интересно и содержательно. Наша задача, как педагогов — создать для этого все необходимые условия. В этом может помочь театрализованная деятельность. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки. В наше современное время у детей отмечается недостаток фантазии и воображения, недостаточно развиты память, внимание, речь. Они недостаточно владеют четкой дикцией, разнообразной интонационной выразительностью и эмоциональностью.

Театрализованная деятельность – это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе, находит свое отражение стихийно, потому что связана с игрой. Малыши очень любят театрализованные представления. Волшебство, превращения, сказка очаровывают их. Игры-драматизации оказывают большое влияние на развитие речи ребенка, поэтому работу по данному направлению начинаем с детьми раннего возраста. Театрализованные игры всегда смешат и радуют малышей, пользуются у них неизменным успехом, так как они видят окружающий мир через образы, краски, звуки. Ребенок учится воспринимать действия героев, окружающий мир и адекватно реагировать на события, которые развертываются по ходу сюжета музыкального или литературного произведения, поэтому приобщение ребенка к миру игры и театра начинаем с раннего возраста. Театрализованные игры помогают в работе по успешной адаптации малышей. Обыгрывая любую игрушку принесенную ребенком или находящуюся в группе, и видя, как она поет и пляшет у ребенка на лице появлялась улыбка. Это отвлекает его и помогает привыкнуть к воспитателю и другим детям. В группе нужно постараться создать все условия для развития театрализованных игр и игровых упражнений: Пополнять и обновлять атрибуты, вызывать эмоциональный отклик ребенка, тем самым активизируя его речь.

• Ежедневно использовать игры-инсценировки с сюжетными игрушками, используя фольклорный материал.

• Ежемесячно планировать демонстрацию сказки с использованием разных видов театра. В рамках зонирования оформлены уголки: ряжения, театрализации, книжный уголок, музыкальный уголок. Данное направление педагогической деятельности осуществляется по перспективному плану работы, которая проводится с запланированными сказками циклично, демонстрация сказки с использованием разных видов театра:

1. Театр на фланелеграфе. Фланелеграф - картинки или персонажи выставляю на экран. Удерживает их фланель, вместо фланели можно приклеить на картинки кусочки бархатной или наждачной бумаги. Рисунки подбираем из старых книг, журналов или создаем самостоятельно.

2. Театр би-ба-бо. Атрибуты надеваются на руку, обычно действуем на ширме. Куклы можно изготовить, используя старые игрушки. После представления детям дается возможность пообщаться с куклами, куклы хвалят их за то, что они внимательно слушали и смотрели, интерес детей после этого не угасает, дети с удовольствием продолжают играть с ними. В процессе игры дети учатся взаимодействовать друг с другом, играть дружно, не ссориться, полюбившиеся персонажи брать по очереди.

3. Пальчиковый театр. Атрибуты надеваются на пальцы или на руку и играют за персонажа, изображение которого находится на руке. Можно изображать действия, находясь за ширмой, сидя свободно за столом или передвигаясь по комнате, по ходу разворачивания сюжета, проговаривать слова. Чтобы добиться определенных успехов в обучении детей приемам театрализованной деятельности выделяем 3 этапа работы. На первом этапе знакомим детей с сюжетными игрушками, показывая и называя разнообразные действия с ними (кукла идет, поет, танцует и т.д.). Речь воспитателя должна быть интонационно выразительной. Одни и те же слова при последующих повторениях можно произносить, меняя интонацию, силу голоса и темп произношения. На этом этапе предоставляем детям возможность развертывать разнообразную деятельность с игрушками, в процессе которой активизируется их речь и закрепляются игровые действия. Следующий этап - этап работы с потешками. Содержание потешек позволяет наглядно воспроизводить сценки с несколькими последовательно сменяющимися действиями. Потешку легко можно инсценировать даже тогда, когда дети еще не владеют активной речью. Под рассказ дети изображают движения действующих лиц или выполнять действия с игрушкой. В подготовке к самостоятельной творческой игре в развитии воображения большую роль играют подвижные игры с ролью. Малышей стараемся научить действовать от имени осторожных воробушков, смелых мышек или дружных гусей, перевоплощаться в собак, кошек и других знакомых животных. Полезно проводить игры с рифмованным текстом, ритмичными движениями. Первоначально воспитатель сама проговаривает и сама проделывает движения, а дети слушают и смотрят. Затем они точно выполняют движения соответственно тексту. И заключительный этап - проведение игр-драматизаций. Художественные произведения подбираем в соответствии с возрастными возможностями детей и программными требованиями. («Курочка ряба», «Репка», «Колобок», «Теремок», «Волк и семеро козлят»). При необходимости текст можно адаптировать. Текст произведения должен быть хорошо знаком детям, они должны узнавать персонажей на картинках и игрушках. Таким образом, проведению игры-драматизации должна предшествовать целая серия подготовительных дидактических игр. Например, прежде чем провести игру- драматизацию «Колобок», организовываем дидактические игры по знакомству с персонажами сказки с целью уточнения представления детей о зайце, медведе, лисе, научила изображать этих персонажей сказки (брать на себя роль) и вызвать эмоциональное положительное отношение. Первое знакомство со сказкой происходит на занятиях по развитию речи. Однако для детей необходимо неоднократное повторение, чтобы они смогли усвоить содержание сказки. Поэтому повторение знакомой сказки в кукольном театре оказывается необходимым элементом в подготовке к игре- драматизации. И только когда дети хорошо усвоят содержание сказки, у них сформируется эмоциональное отношение к персонажам и сюжету сказки и тогда можно проводить игру-драматизацию. Разыгрывая перед детьми небольшие спектакли, изменяя голос и интонацию в соответствии с персонажем, позволяет  в наблюдениях отметить что малыши, играя с мелкими игрушками, могут разыгрывать хорошо знакомые им русские народные сказки («Курочка Ряба», «Колобок», «Репка»). С ранних лет каждый малыш стремится проявить творчество, и поэтому создаю в детском коллективе атмосферу свободного выражения чувств и мыслей, поощряю желание ребёнка быть непохожим на других, важно разбудить его фантазию и попытаться максимально реализовать его способности. К 3 годам воспитанники узнают персонажи сказок, знают их содержание («Курочка Ряба», «Репка», «Колобок», «Теремок», «Волк и семеро козлят», «Усатый-полосатый», С. Я. Маршака). В своей работе по театрализованной деятельности привлекаем родителей, которые помогают изготовить атрибуты и костюмы. Часто при инсценировке какой-либо сказки предлагаем родителям принять участие. В беседах предлагаем посещать различные театрализованные детские спектакли, постановки, которые способствуют расширению кругозора ребенка, обогащают его внутренний мир. Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии. Театрализованные игры помогают детям закрепить коммуникативные навыки, развивать внимание, речь, память, творческое воображение. Очень важно с раннего возраста показывать детям примеры дружбы, правдивости, отзывчивости, находчивости, храбрости. Можно сказать, что театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Но не менее важно, что театрализованные занятия развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события. Театральная деятельность способствует не только развитию умственной деятельности, но и тесно связана с совершенствованием речи: работая над выразительностью и репликами персонажей, собственными высказываниями, ребенок активизирует свой словарь, совершенствует звуковую культуру речи, ее интонационный строй. Исполняемая ребенком роль ставит его перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. При этом совершенствуется диалогическая речь, ее грамматический строй.

Список литературы:

  1. Антипина, Е.А. «Театрализованные игры в детском саду» / Е.А. Антипина. - М.: Линка-пресс, 2003. – 135 с.
  2. Артемова, Л.А. «Театрализованные игры дошкольников» / Л.А. Артемьева. – М.: Пролсвещение, 1991. – 127 с.
  3. Маханьева М.Д. «Театральные занятия в детском саду» /М.Д. Маханьева. – М.: Сфера, 2004. – 122 с.
  4. Мигунова, Е.В. «Театральная педагогика в детском саду» /Е.В. Мигунова. - М.: Сфера., 2009, 128 с.
  5. Клюева, Н.В. «Учим детей общению» /Н.В. Клюева, Ю.В. Касаткина. – Ярославль, 1997. – 170 с.


Предварительный просмотр:

Поварницына Елена Александровна

Образовательный проект «Огород на окошке»

для детей среднего дошкольного возраста

Актуальность проекта

Для активизации познавательного интереса детей среднего дошкольного возраста реализуется образовательный проект «Огород на окошке», который направлен на расширение и обобщение знаний о культурных огородных растениях, ознакомление с ростом и развитием растений. Проект реализуется в весенний период, выращивая в помещении детского сада различные культуры из семян и луковиц, используя для этого огород на окне. Дети дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях, об условиях необходимых для их роста. Наблюдения за ростом всходов побуждают детей бережно относиться к растениям. Именно поэтому актуально становится разработка проекта «Огород на окошке». Научившись понимать состояние растений, ребенок будет видеть в зеленом ростке живое существо, жизнь которого целиком зависит от того, получает ли он уход или нет.

Таким образом, решаются задачи познавательно-исследовательского развития ребенка. Приобщение к посильному труду по уходу за растениями — это развитие таких качеств, как ответственность за выполнение поручения, за полученный результат.

Цель проекта:

Расширять представления детей об окружающем мире и прививать трудовые навыки, посредством совместного создания огорода.

Задачи проекта:

Расширять представление детей о жизни растений. Продолжить знакомить детей с особенностями выращивания культурных растений (горох, лук, цветы);

Способствовать развитию творческих способностей у детей; поощрять разнообразие детских работ, вариативность.

Учить наблюдать за посадкой и всходами семян. Продолжать развивать наблюдательность – умение замечать изменения в росте растений, связывать их с условиями, в которых они находятся, правильно отражать наблюдения в рисунке.

  Развивать чувство ответственности за благополучное состояние растений (полив, взрыхление, прополка сорняков). Развивать познавательные и творческие способности.

 Воспитывать бережное отношение к растениям, уважение к труду, бережное отношение к его результатам.

Способствовать взаимодействию семьи и детского сада. Воспитывать уважение к труду, бережное отношение к его результатам.

Участники проекта: дети средней группы, воспитатели, родители.

Тип проекта: познавательно- исследовательский, творческий.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально- коммуникативное развитие, художественное творчество, труд, чтение художественной литературы.

Предполагаемый результат.

Активизировать интерес детей к образовательной деятельности в области «Познавательное развитие»;

Повысить уровень личной самооценки детей за достигнутый результат;

Повышение степени участия родителей в педагогическом процессе.

1 этап-Подготовительный 

Планирование проекта;

Изучение материала по программе для детского сада по возрастной группе «Что должно присутствовать в «Огороде на окне» в средней группе.

Подбор методической литературы по теме;

Сбор художественной литературы: стихи, загадки, пословицы, поговорки, рассказы, сказки про овощи, экологические сказки.

Подбор и изготовление дидактического материала, наглядных пособий (альбомы для рассматривания, дидактические и настольно-печатные игры);

Приобретение необходимого оборудования (контейнеры, земля, удобрения, семена).

Разбивка огорода на подоконнике в совместной деятельности детей и воспитателей.

2 этап- Реализация проекта:

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» включает в себя:

Беседы с детьми «Что такое огород и что на нём растёт», «Какие растения можно вырастить на подоконнике».

Составление рассказов об овощах по моделям;

Составление сказок о луке «Как лук вырос на грядке»

Образовательная область «Познавательное развитие»

Игры – путешествия «Плоды и семена растений»

Беседа: «Семена растений отличаются друг от друга» Цель: выявить внешние отличия семян друг от друга.

Рассказ воспитателя «Витамины в овощах»

Беседы: «Солнце и растения».  Цель: определить роль солнца в жизни лука и других растений. «Тепло и растение» Цель: выявить потребности растения в тепле.

Рассматривание иллюстраций, картинок, муляжей овощей и фруктов, уточнение формы, цвета. Посадка семян укропа и петрушки, луковиц.

Беседы: «Земля – наш зеленый дом».

Цель: выявить свойства земли (имеет вес, черного цвета, сыпучая).

«Земля и растение» Цель: Выявить насколько земля необходима для роста растений.

«Вода и растения» Цель: Выявить насколько вода необходима для прорастания и роста растений.

Исследовательская деятельность:

«Солнце и растения».

Цель: Определить роль солнечного света в жизни растений.

Материалы, оборудование: 2 контейнера с всходами растений. (один -получает солнечный свет, другой закрыт коробкой)

«Человек и растение».

Цель: Выяснить насколько растение нуждается в уходе.

Материалы, оборудование: 2 контейнера с землей и проростками растений (одно растение получает уход, другое нет).

Наблюдения за ростом корневой системой лука в воде.

Продуктивная деятельность (конструирование).

Конструирование из бумаги «Пчелка на полянке»

Ознакомление с художественной литературой:

Чтение стихотворения С. В. Михалкова «Овощи», В. Коркина «Что растет у нас на грядке?».  Заучивание: А. Прокофьева «Огород» П/и «Огуречик» Чтение: А. Барто «Морковный сок», русской народной сказки «Вершки и корешки»

Чтение: И. Токмакова «Купите лук», Э. Успенский «Как капусту растили».

Разучивание потешек, пословиц, поговорок, песен, связанных с огородом, овощами и фруктами

 Дидактические игры:  

 «Что растет на огороде», «Собери из частей целое», «Вершки и корешки», «Чудесный мешочек». «Найди овощ по описанию», «Отгадай по вкусу».  «Что сначала, что потом»

Трудовая деятельность:

 «Посадка лука». Совместный с детьми уход за рассадой: полив, рыхление, прореживание. Посев семян гороха, бархатцев.  Полив и уход за растениями на «огороде».

Социально-коммуникативное развитие: Сюжетно-ролевая игра «Приготовим борщ для кукол»

Оформление мини выставки «Наш урожай».

Создание коллекции семян овощных культур, популярных в нашем регионе. «Как мы сажаем и ухаживаем за растениями».

Подвижные игры:

Игра малой подвижности «Огород у нас в порядке».

Оформление фотоальбома «Огород на подоконнике».

Работа с родителями: Консультация для родителей «О луке – детям».

3.Этап – итог проекта

В ходе работы над проектом был создан огород на подоконнике.

Дети познакомились с культурными растениями.

У детей сформировался интерес к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях.

В результате практической и опытнической деятельности дети получили необходимые знания об условиях для роста растений.

Дети увидели многообразие посевного материала.

Дети стали бережнее относиться к растительному миру.

Работа с родителями:

Беседа с родителями «Огород на окне».

Помощь родителей в приобретении инвентаря, посевного материла для огорода на окне.

Презентация фотоальбома «Чудо-огород»

  

   

 

Список литературы

  1. Веракса Н.Е. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений / Н.Е.Веракса, А.Н.Веракса. - М.: Мозаика-Синтез, 2008. - 112 с.
  2. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Инновационная программа дошкольного образования. / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой. — Издание пятое (инновационное), испр. и доп.— М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019. — c.336
  3. ФГОС ДО https://base.garant.ru/70512244/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 27 «Филиппок»

Мастер-класс для педагогов

«Межполушарное взаимодействие как основа интеллектуального развития детей дошкольного возраста»

https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/985972/pub_5d3ca888bc228f00c17ab9eb_5d3ead784735a600acedd738/scale_2400

Подготовила: воспитатель Поварницына Е.А.

Цель: повышение уровня профессиональной компетентности педагогов через освоение научно-методических и практических знаний о межполушарном взаимодействии.

Задачи

  • Познакомить педагогов с теоретическими положениями нейропсихологии об особенностях функциональной асимметрии полушарий.
  • Рассмотреть возможности применения данных нейропсихологии об особенностях функциональной асимметрии полушарий на практике.
  • Развивать аналитические способности и рефлексивную культуру педагогов.

Ход мастер-класса:

I. Организационная часть

- Добрый день, уважаемые педагоги! Рада нашей встрече. Начнем с приветствия. Я предлагаю поприветствовать друг друга необычным способом с целью установления контакта между участниками мастер-класса и изменения привычных стереотипов приветствия (работа в парах). Давай поприветствуем друг друга ладошками. Для этого потрём наши ладошки друг о друга с соседом. А теперь пусть поздороваются пальчики. Кончиком большого пальца правой руки касаемся кончиком большого пальца правой руки соседа, поочередно касаться кончиков указательного, среднего, безымянного пальцев и мизинца. Проделать то же самое левой рукой. Проделываем то же самое двумя руками одновременно.

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, вольный ветерок,

Здравствуй, маленький дубок!

Мы живем в одном краю

— Всех я вас приветствую!

- Молодцы!

- Вам понравилось? Было сложно или легко?

- Все люди не похожи друг на друга, и то, как вы выполняли задание, напрямую связано со свойствами вашей нервной системы, с работой мозга.

2. Целеполагание

Итак, тема нашего мастер-класса «Межполушарное взаимодействие как основа интеллектуального развития детей дошкольного возраста». Сегодня мы с вами рассмотрим деятельность больших полушарий головного мозга, и попробуем применить знания на практике.

3. Основная часть

Человеческий мозг имеет два полушария – правое и левое.

Правое регулирует координацию движений, восприятие пространства, гуманитарное развитие и креативные способности.

Левое носит аналитический характер, ответственно за развитие математических способностей, логики, речи.

Лишь в союзе с правым полушарием левое приобретает способность к самопознанию, творческому использованию полученного опыта и информации. Поэтому без слаженной работы обоих полушарий головного мозга не будет ни общения, ни познания. И только взаимосвязанная работа двух полушарий мозга обеспечивает нормальную работу всех психических процессов.

Рука тесным образом связана с мозгом. Причем связь эта перекрестная – правая рука связана с левым полушарием, а левая рука – с правым.

И.П. Павлов высказывал мысль о том, что развитие функций обеих рук и связанное с этим формирование речевых «центров» в обоих полушариях даёт человеку преимущество в интеллектуальном развитии.

Межполушарные связи позволяют передавать сигналы и взаимодействовать обеим половинкам мозга. Отсутствие слаженности в работе обоих полушарий – основная причина трудностей в обучении и адаптации.

Все это натолкнуло меня на работу по систематическому развитию межполушарного взаимодействия у детей. При помощи  специальных игр и упражнений можно  выявить скрытые способности ребенка дошкольного возраста и расширить границы возможностей, гармонизировать работу его мозга.

Цель таких игр и упражнений:

  • балансировка и синхронизация  межполушарного взаимодействия;
  • развитие памяти и мыслительной деятельности;
  • повышение продуктивной работоспособности;
  • развитие мелкой моторики;
  • развитие речи, навыков письма и чтения, мышления;
  • раскрытие внутреннего потенциала, творческого подхода и личного роста.

Рекомендации по выполнению упражнений:

  • четкое выполнение движений. Вначале сам педагог должен «отчеканить шаг», а потому уже показывать это детям;
  • все упражнения очень простые, поэтому их  можно проводить в любое время и в любом месте;
  • систематичность выполнения, ежедневно без пропусков;
  • постепенное увеличение темпа и сложности;
  • требуется точное выполнение движений и приёмов;
  • продолжительность занятий составляет оп 5 – до 10 минут в день.
  • внутри комплекса упражнения можно как угодно менять местами.

Главным инструментом при выполнении упражнений являются руки. Действуя двумя руками, развиваются оба полушария. Упражнения для развития межполушарного взаимодействия необходимо выполнять, каждый день, хотя бы по 5-10 минут. Сначала выполнять упражнения будет сложно, поэтому торопиться не надо. Когда начнет получаться — необходимо ускоряйть темп.

Вашему вниманию  представлю 5 комплексов упражнений

  1.  Упражнения, направленные на разогрев кистей рук и пальцев. Разогрев кистей рук и пальцев  - это основополагающая часть любого пальчикового занятия, основой которых является подготовка кистей рук и пальцев к выполнению дальнейших упражнений.

  1. Упражнения на основе синхронных движений кистей рук и пальцев. Данные упражнения помогают мягко «включить» в работу оба полушария головного мозга ребёнка. Выполнение синхронных движений кистями рук и пальцами тонизирует, стабилизирует мозговую деятельность, помогает повысить общую психофизическую работоспособность, развивает и совершенствует согласованность и точность движений кистей рук и пальцев.

Упражнение «Колечко»

Поочередно и как можно быстрее перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Упражнение выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. В начале движения выполняются каждой рукой отдельно, затем вместе.

Упражнение «Кулак-ребро-ладонь»

Ребенку показывают три положения руки, последовательно сменяющих друг друга. Ладонь на плоскости, ладонь, сжатая в кулак, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола. Ребенок выполняет движения вместе с инструктором, затем по памяти в течение 8-10 повторений моторной программы. Упражнение выполняется сначала правой рукой, потом—левой, затем—двумя руками вместе. При затруднениях в выполнении инструктор предлагает ребенку помогать себе командами («кулак-ребро-ладонь»), произносимыми вслух или про себя.

Упражнение «Ухо-нос»

Ребенку предлагают левой рукой взяться за кончик носа, а правой рукой – за противоположное ухо. Одновременно отпустить ухо и нос, хлопнуть в ладоши, поменять положение рук «с точностью до наоборот».

  1. Упражнения на основе асинхронных (попеременных) движений кистей рук и пальцев. Выполнение ассиметричных (попеременных) движений правой, левой руками повышает «контроль внимания» каждого из полушарий за координацией движений кистей рук и пальцев, обеспечивает особую «тренировку» баланса активности между полушариями головного мозга ребёнка.

Упражнение «Уши зайца»

Чередование пальчиковых позиций: пальцы правой руки собраны в кулак, на левой руке формируем пальчиковую позицию «ушки зайца».

Смена позиции: пальцы левой руки собраны в кулак, на правой руке формируем  позицию «ушки зайца»

  1. Упражнения на основе развития динамической координации кистей рук и пальцев. Направлены на развитие сложно – координированных движений. Систематическое выполнение таких упражнений обеспечит у ребёнка развитие статической и динамической выносливости; сформирует межсенсорные  (зрительно-двигательные) связи в схеме «глаз – рука»; усилит сознательное (произвольное) управление движениями, совершенствуя точность, координированность движений кистей рук и пальцев. Также упражнения обеспечат оптимизацию межполушарного взаимодействия, усиливая слаженность в работе правого и левого полушарий головного мозга.

Упражнение «Ёжик»

Кулак левой руки прижать к правой ладони  -«спинка ёжика». Большие пальцы обеих рук  соединить  - «носик». Остальные пальцы правой руки развести – «иголки».      

Смена позиции: кулачок правой руки прижать к левой ладони - «спинка ёжика». Большие пальцы обеих рук  соединить  - «носик». Остальные пальцы левой  руки развести – «иголки».

Упражнение «Петух»

Большой и указательный пальцы левой руки соединить подушечками  - «клюв петуха». Средний, безымянный пальцы и мизинец  поднять вверх – «гребешок». Пальцы правой руки широко развести. Подставить кисть к запястью левой руки – «хвост».

Смена позиции: большой и указательный пальцы правой руки соединить подушечками  - «клюв петуха». Средний, безымянный пальцы и мизинец  поднять вверх – «гребешок». Пальцы левой руки широко развести. Подставить кисть к запястью правой руки – «хвост».

  1. Упражнения на основе действий с предметами. Тренировка кистей рук и пальцев с помощью предметов  имеет комплексное развивающее воздействие. В процессе выполнения движений с предметами вырабатываются навыки тактильно-двигательных ощущений; развивается оптико-пространственное восприятие. Упражнения способствуют выработке дифференцированных и согласованных движений  рук укрепляют мышцы, активизируют работу суставов, связок.

Карандаши

  • Раскрытой ладонью правой руки, левой руки, двумя руками одновременно катать карандаш по поверхности стола. Затем покатать карандаш подушечками указательного, среднего, безымянного пальцев, мизинца правой руки, левой руки.
  • Удерживая карандаш вертикально перед собой, перехватывать его, чередуя пальцы правой/левой руки, одновременно вращая его от себя, затем к себе по 10 раз в каждую сторону.
  • Положить карандаш на стол, большим и указательным пальцами правой руки вращать карандаш по часовой стрелке, затем против часовой. Повторить упражнение для противоположной руки.

Прищепки

Кышь!

Сильно кусает

Котнок – глупыш!

Он думает, что это

Не палец, а мышь!

Но я же играю с тобою, малыш!

А будешь – кусаться – скажу тебе: «Кыш!»

Бельевой прищепкой дети прищепляют ногтевые фаланги пальцев правой, а затем левой руки на каждый ударный слог – от большого пальца к мизинцу.

Резинки для волос

Раз, два, три, четыре, пять -          Под счёт дети надевают резиночку

Пошли пальчики гулять!              на каждый палец руки, начиная

                                                            с большого пальца и заканчивая мизинцем.

Это пальчик – по дорожке!           Надевают резиночку на большой палец,

Этот пальчик – по тропинке!       на указательный,

Этот пальчик – за грибами!         на средний,

И, конечно же, очень эффективным средством является рисование двумя руками. 

В процессе выполнения упражнений (обводки одинаковых или симметричных рисунков поочерёдно сначала пальцами левой, правой руки, затем карандашами то левой, то правой, одновременно двумя руками) у ребёнка развиваются зрительно-пространственная координация и простарнственно-графическая ориентация, синхронизация работ глаз и рук, закрепляются навыки зрительного восприятия при дифференциации различных элементов, активизируется деятельность головного мозга в целом, что будет способствовать успешной подготовке старших дошкольников к обучению к школе.

Современная психолого – педагогическая практика предлагает множество игр и упражнений для развития межполушарного взаимодействия у детей.

Упражнения

  •  «Указательными пальцами правой и левой рук одновременно проведи по линиям до центра и обратно».
  • «Обведи и раскрась свою левую (правую) руку.
  •  «Одновременно двумя руками обведи рисунок по пунктирным линиям в заданном направлении.  Дорисуй и раскрась его».
  • «Чередуя правую и левую руку, дорисуй узор в заданном направлении. Верхний ряд выполняй правой рукой слева направо, посередине – левой рукой справа налево, нижний ряд – одновременно двумя руками двигаясь к центру».
  •  «Удобной рукой перенеси силуэт (картинку) вправо (влево). Раскрась его. Сравни оба рисунка»
  • «Правой (левой) рукой дорисуй и раскрась правильно вторую половину картинки.
  •  «Одновременно двумя руками нарисуй рисунок по образцу».
  •  «Цветными карандашами по клеточкам перенеси узор»
  •  «Найти 10 квадратов в каждой из рамок. Затем одновременно двумя руками нарисовать кружочки в одинаковых по величине и расположению квадратах»
  • «Обвести левой рукой  животных и птиц, которые смотрят в левую сторону. Обведи правой рукой животных и птиц, которые смотрят в правую сторону».
  • «Правой рукой зачеркнуть палочки, а левой рукой  - круги»
  • «Вычеркнуть цветочки и обвести крестики сначала правой рукой, затем – левой»
  • «Левой рукой раскрась шляпки грибов, где точек меньше пяти. Правой рукой раскрась шляпки грибов, где точек больше пяти».

Нейропсихологическая игра «Попробуй повтори»

В игре участник должен воспроизвести положение рук или позу, которую он видит на картинке. Игра способствует развитию внимания, пространственных представлений, улучшает реакцию. Не трудная и при этом посильная задача поднимает настроение и рождает поиск, а поисковая деятельность, в свою очередь, вызывает возбуждение в глубинных структурах мозга, которые активизируют работу полушарий.

  • «Межполушарные доски» - тренажер для развития у детей межполушарное взаимодействия. Провести по линиям одновременно двумя руками пальчиками, крышечками на пальцах, сверху вниз, снизу вверх.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Мастер-класс по рисованию (нетрадиционная техника рисования

оттиском - целлофановым пакетом)

Воспитатель Поварницына Е.А.

Тема: «Цветы для бабочки».

Цель:  Вызвать положительный отклик на результаты своего творчества.

 Задачи:

I. Образовательные

1. Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования «рисование целлофановым пакетом, втулкой – трафаретом».

2. Учить детей рисовать в нетрадиционной технике – целлофановым пакетом, втулкой – трафаретом и  гуашью.

II. Развивающие:

1.Развивать у детей интерес к живой природе, эмоциональную отзывчивость.

2.Развивать творческое мышление, воображение, фантазию, художественный вкус.

III. Воспитательные:

  1. Воспитывать у детей сочувствие к персонажу, желание помочь ему.

2. Воспитывать самостоятельность, аккуратность.

Материалы и оборудование: Листы альбомные формата А-4, гуашь (красная, жёлтая, зелёная), кисточки, влажные салфетки, бумажные салфетки, целлофановые пакеты, трафарет втулка от бумаги, колпачки, бабочка, волшебный сундучок, мольберт, аудиозапись, ноутбук, колонки, магнитная доска.

  Ход занятия:

Воспитатель:  Давайте мы подарим, друг другу свои улыбки, чтобы стало теплее. 
Вместе за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся
Нам преграды не страшны,
Если мы  с вами дружны
! (Дети улыбаются).

Воспитатель: 

Ребята, я сегодня шла на работу и на крыльце что – то нашла. Попробуйте угадать что в этой коробочке. Вы узнаете, если отгадаете загадку:

«Над цветком порхает, пляшет,

Веерком узорным машет».

Дети: бабочка

Воспитатель: Молодцы! Угадали!

Бабочки – одни из самых красивых живых существ на земле.

Посмотрите, ребята она такая испуганная, замерзшая.

Бабочка принесла нам письмо. Давайте прочитаем, что же тут написано.

«Я родилась и жила в замечательном волшебном саду, где всегда светило ласковое солнышко, цвело много красивых цветов. Но вдруг прилетела злая волшебница, подула ледяным ветром, и поникли нарядные цветы, все бабочки разлетелись по белу свету, надеясь снова найти цветущий сад. А меня порывом ветра подняло высоко вверх, потом бросило вниз, и я оказалась около вашего детского сада. Мне хочется снова очутиться в своём волшебном саду».

Воспитатель: – Ребята, как мы с вами поможем бабочке?

Дети: нарисуем цветы.

Воспитатель: – Вы ведь тоже можете быть волшебниками.

Давайте ребята пройдем и встанем в круг закроем глаза и скажем волшебное заклинание:

Раз, два, три,

ручками хлоп-хлоп,

ножкам топ-топ,

вокруг себя повернись,

в волшебников превратись! (дети выполняют движения по тексту)

(Звучит волшебная музыка)

Посмотрите, что у нас появилось? (волшебные колпачки).

Давайте, мы их наденем (дети надевают волшебные колпачки)

Вот мы и превратились в волшебников.

– Не расстраивайся бабочка. Сейчас наши маленькие волшебники нарисуют красивые цветы и подарят тебе тепло волшебного сада.

– Ребята, проходите на свои места.

Давайте посмотрим, что у нас на столах.

 Воспитатель: Ой ребята, посмотрите, а что это?

Волшебный сундучок, давайте его откроем и посмотрим, что там (воспитатель достаёт целлофановые мешочки). А это мешочки непростые, необыкновенные. При помощи волшебного мешочка создадим яркие необычные  цветы.

В-ль: Я вам покажу прием рисования, вы внимательно посмотрите и попробуйте сами.

Ребята возьмём целлофановый пакет, надуем уголок. Потом окунаем в тарелочку с гуашью  (какая вам нравиться) и прислоняем, делаем оттиск по бумаге быстрым движением. У вас должен получиться вот такой цветок. Потом берем тоненькую кисточку, и подрисовываете стебельки, а листочки можно нарисовать с помощью трафарета (от втулки бумаги). Цветок готов.

Воспитатель: Ну что приступим творить. У вас должен получиться красивый оттиск похожий на цветок, точнее на розу.

Но прежде, чем начнем рисовать, подготовим пальчики к работе.

Пальчиковая гимнастика «Цветок»

Я ладошки округляю

И друг к дружке прижимаю. (Соединить обе ладони вместе)

Пальцы широко раздвину

И немного отодвину. (Пальцы слегка согнуть и развести)

А теперь так подержу,

Вам цветочек покажу! (Раскрыть пальцы, показать чашечку цветка)

(дети выполняют задание, звучит аудиозапись)

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ (оказание посильной помощи)

Берем свои работы и создадим из наших цветов волшебный сад.

Бабочка летала,

Бабочка порхала,

по лугу кружилась,

на цветы садилась.

Ребята, смотрите, бабочка повеселела, ей очень нравятся ваши цветы. Она снова очутилась в своем волшебном саду.

- Но, чтобы наша бабочка не скучала сделаем для нее друзей. Проходите к столам. (на столах разрезные картинки - бабочки для каждого ребенка)

- У бабочки появились друзья, сейчас ей точно скучно не будет!

Ну а нам нужно вернутся в обычных ребят. Давайте встанем в круг и скажем волшебное заклинание:

Раз, два, три,

ручками хлоп-хлоп,

ножкам топ-топ,

вокруг себя повернись,

из волшебников в ребят превратись!

(Звучит волшебная музыка)

Итог: 

Ребята, на столе лежат солнышки и тучки. Если вам понравилось рисовать необычным способом и у вас не было затруднений, тогда берем солнышко. Если вам что – то показалось сложным, берем тучку.

Молодцы! И я хочу вас отблагодарить за помощь бабочке и вручить медальки.