Конспекты занятий по развитию лексико - грамматических категорий

Андреева Ксения Валерьевна

Представлен материал по лексическим темам

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект подгруппового занятия по теме: «Фрукты»

Цели занятия:

  1. Расширять и пополнять словарный запас по теме «Фрукты»
  2. Учить детей подбирать существительные к прилагательным, согласовывая их в роде, числе, падеже
  3. Упражнять в согласовании существительных с притяжательными местоимениями МОЙ, МОЯ, МОЕ, МОИ
  4. Учить подбирать антонимы
  5. Закреплять умение образовывать относительные прилагательные

Ход занятия

  1. Организационный момент. Игра «Запомни и повтори».

Дети повторяют по памяти вслед за логопедом цепочки слов:

  • Яблоко, банан,  лимон,
  • Груша, абрикос, гранат
  • Банан, ананас, лимон
  • Яблоко, груша, слива, апельсин
  1. Объявление темы.

Логопед: Где растет яблоня7  (во фруктовом саду.)

А ухаживают за фруктовым садом садовник. И сегодня я предлагаю вам превратиться в юных садовников и как можно больше узнать о фруктах, которые растут в садах. Вы согласны?

  1. Вводная беседа

Фрукты

     Существует множество различных фруктов, которые растут по всему миру. Фрукты очень вкусные и полезные. Они сладкие, потому что в них есть особый сахар. Большую часть фруктов можно есть сырыми. Из них готовят варенье, компот, мармелад… А еще фрукты можно сушить.

      Из многих фруктов выжимают сок. Люди пьют сок таких фруктов, как апельсины, лимоны, ананасы, виноград. Если смешать фрукты с молоком или мороженым, то получится молочный коктейль.

  1. Развитие лексико-грамматических категорий

Логопед указывает на доску, на которой выставлены картинки с изображением фруктов.

Логопед: Посмотрите внимательно на фрукты, которые находятся перед вами. А теперь подумайте и скажите, к какому из фруктов подходит слово «Мой» («Моя», «Мое»).

  1. Игра «Мой, моя, мое». Дети подбирают слова – предметы к местоимениям.

Мой (Что?) - … (Апельсин)

Моя (Что?) – (Вишня)

Мое (Что?) – (Яблоко) и т.д.

Логопед: Ребята! Садовник может многое нам рассказать фруктах,  рассказать, какие они: сладкие,  кислые, вкусные, полезные, сочные, витаминные. Но мы ведь с вами тоже юные садовники. Поэтому к каждому слову, которое назвал садовник, подберем нужный фрукт.

  1. Игра «Про что можно так сказать?». Дети подбирают слова – предметы к словам – признакам.

Вкусный (что?) - …, ароматный (что?) - …, румяное (что?) - …, сочная (что?) - …, полезный (Что?) - …, витаминная (что?) -…, круглое (что?)-…, овальный - …, гладкая - …

Логопед: А теперь пусть каждый из вас выберет себе фрукт. Посмотрите, кто какой фрукт себе взял и чей это стал фрукт.

  1. Игра: «Чьи фрукты: Ванины или Машины?».

Логопед просит детей составить предложения по образцу.

Ваня взял яблоко. Это Ванино яблоко.

Сергей взял грушу. Это Сережина груша. И т.д.

Игра «Какой, какая?». Дети подбирают слова, характеризующие цвет и форму фруктов.

Пальчиковая гимнастика «Рано утром в сад пойдем»

Рано утром в сад пойдем,                        (Сжимать и разжимать пальцы

Фруктов много соберем!                        обеих рук).

Сливы, яблоки сорвем,                         (Разгибать пальчики из кулачка левой,

Груши, апельсины,                                а затем правой руки, начиная

А лимон мы возьмем                                с мизинца.)

Для бабушки Полины.

  1. Игра «Назови фрукты во множественном числе и ласково »

Лимон – лимоны – лимончик

Груша – груши – грушка

Яблоко – яблоки- яблочко

Банан – бананы – бананчик

Слива – сливы – сливка

Апельсин – апельсины – апельсинчик

  1. Игра «Скажи наоборот»

Логопед произносит начало фразы и бросает мяч одному из детей. Тот должен поймать мяч, закончить фразу и вернуть мяч логопеду.

  • Апельсин сладкий, а лук горький.
  • Помидор мягкий, а яблоко твердое
  • Груша крупная, а редиска мелкая.
  • Картошка грязная, а лимон чистый
  • Огурец сочный, а банан сухой.
  • Яблоко круглое, а морковь треугольная
  • Лимон кислый, а груша сладкая
  1. Игра «Из чего какой?»

Из яблок сок какой? – яблочный

Из сливы варенье какое? – сливовое

Из груши сок какой?- грушевый

Из яблока пирог какой? – яблочный

Из банана сок какой?- банановый

Из апельсина сок какой7 – апельсиновый

  1. Выучить загадку:

Круглое , румяное

Я росту на ветке.

Любят меня взрослые –

И маленькие дети.

                              (Яблоко)

  1. Итог занятия:

Кем сегодня вы были на занятии?

Как называются деревья, на которых растут фрукты?

Расскажите какие фрукты на вкус? (сладкие, сочные, кислые)

Загадку о каком фрукте мы учили?



Предварительный просмотр:

Подгрупповое занятие по теме: «Овощи»

Задачи:

1.Развивать и активизировать словарный запас детей по теме: «Овощи»

2. Упражнять в отгадывании предметов по и описанию

3. Учить детей образовывать существительные с уменьшительно – ласкательным значением.

4. Усвоение относительных прилагательных.

5. Развитие слогового анализа

Ход занятия.

  1. Организационный момент.

Сядет тот, кто назовет овощи красного цвета, зеленого, желтого…

  1. Объявление темы занятия.

Логопед: Ребята, сегодня мы с вами отправляемся в путешествие. А поедем мы к бабушке и дедушке на дачу, чтобы посмотреть ,какие овощи созрели на грядках. (Логопед и дети садятся на свои места, «едут»  - имитируют езду на поезде).  А чтобы не было скучно, я вам расскажу об овощах.

  1. Вводная беседа.

Овощи.

Логопед: Овощи растут в огороде или в поле. Некоторые растут на земле, некоторые под землей. Овощи очень вкусные и содержат все нужные для здоровья витамины и минеральные вещества. Их едят сырыми, жареными или вареными. Перед употреблением их нужно тщательно промыть.

  1. Развитие лексико-грамматических категорий.

Логопед: Вот мы и на огороде. Кто здесь нас встречает?

 Логопед выставляет кукол: бабушку и дедушку. Далее занятие ведется от имени бабушки и дедушки.

Бабушка предлагает детям отгадать, какой урожай овощей они собрали с дедушкой. Для этой цели используются муляжи овощей, которые находятся в корзине. Логопед дает описание овоща, дети отгадываю, что за овощ. После этого логопед достает овощ из корзинки.

Игра «Угадай по описанию»

Дети подбирают к ряду слов – признаков слово – предмет.

Круглый, красный, сочный, полезный, мягкий. (Помидор)

Овальный, зеленый, вкусный, шершавый, твердый. (Огурец.)

Круглая, зеленая, твердая, сочная.(Капуста.)

Треугольная, оранжевая, твердая, вкусная, хрустящая, витаминная. (Морковь)

Круглый, жгучий, витаминный, твердый. (Лук.)

Круглая, бордовая, твердая, полезная, сладкая. (Свекла.)

Логопед: Ребята! Дедушка и бабушка собрали много овощей. Дедушка собирал овощи большого размера, а бабушка маленького размера. Назовите бабушкины овощи ласковыми словами.

Игра «Назови ласково»

Дети образуют существительные с уменьшительно – ласкательным значением.

Огурец – огурчик, помидор- помидорчик, свекла- свеколка, баклажан – баклажанчик, лук – лучок, морковь – морковка, репа- репка, капуста- капусточка.

Пальчиковая гимнастика «Засолка капусты»

Логопед: А теперь пришла пока, что-нибудь приготовить из наших овощей.

Исправленные предложения дети должны повторить целиком.

Игра «Исправь ошибку».

Исправленные предложения дети должны приговорить целиком.

Картофельное пюре приготовили из моркови.

Свекольный салат приготовили из чеснока.

Морковный сок приготовили из лука.

Капустный пирог приготовили из кабачка.

Огуречный салат приготовили из помидоров.

Тыквенное повидло приготовили из укропа.

Капустную запеканку приготовили из картофеля.

Игра «Спрячь слоги в ладошку»

Выполнение слоговой структуры слов: по-ми-дор, кар-тош-ка, ре-дис – ка, свек-ла, ка- ба- чок, тык-ва, лук…

Учим считалку «Овощи»

Раз, два, три, четыре,

Дети овощи учили:

Лук, редиска, кабачок,

Хрен, морковка, чесночок.

  1. Итог занятия.

Логопед: Где мы с вами побывали? Урожай чего собрали дедушка и бабушка?

Почему овощи полезно употреблять в пищу? (Потому что они вкусные, витаминные, полезные.)

Литература:

О.С.Гомзяк. Говорим правильно в 5-6 лет. Конспекты фронтальных занятий I периода обучения в старшей логогруппе/ О.С.Гомзяк.- М.: Издательство ГНОМ, 2014.- 128с.

Л.Н.Смирнова. Логопедия в детском саду.Занятия с детьми 6-7 лет в ОНР:  Пособие для логопедов, дефектологов и воспитателей.-.:МОЗАЙКА-СИНТЕЗ, 2009.-96с.



Предварительный просмотр:

Цель:

  1. Расширение словаря по теме: «Овощи - фрукты».
  2. Образование существительных родительного падежа единственного числа от существительных именительного падежа единственного числа.
  3. Упражнение в образовании существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами.
  4. Образование относительных прилагательных
  5. Согласование существительных с числительными
  6. Учить составлять предложения

Оборудование:

Предметные картинки с изображением фруктов и овощей, натуральные фрукты и овощи, схема, «чудесный мешочек».

Ход занятия

Организационный момент

Логопед: Сядет тот, кто назовет мне фрукт.

  1.  Игра «Сад-огород». Дифференциация овощей и фруктов

Клава: Ребята, у нас с вами две картинки. Что нарисовано на одной картинке, Тимур? (Огород). Артем, а что - на другой? (Сад)

Клава: Я принесла в корзинке овощи и фрукты. Разложите их по тарелочкам: в одну - овощи, в другую – фрукты и расскажите почему.

Дети: Это помидор, он растет на  грядке.

Клава: Молодцы, ребята.

  1. Дидактическая игра: «Какой, какая, какие?». 

Употребление качественных прилагательных и согласование их с существительными.

Логопед:  Ребята, овощи и фрукты такие разные. Давайте расскажем Клаве, какие они! (по схеме)

Дети: Это помидор. Он красный и круглый.

  1. Дидактическая игра: «Назови ласково». 

Образование существи-тельных с уменьшительно-ласкательными суффиксами: -к-, -ик-,

-чик-.

Клава: Ребята, я шла, шла и нашла маленькое дерево и маленькую грядку. Очень захотела с вами поиграть (раздаются картинки).

Смотрите у меня яблоко, а на деревце маленькое яблочко.

Клава: умнички!

  1. Дидактическая игра: «Посчитай-ка». 

Согласование числительных с существительными.

Клава: Ребята, я так люблю ходить по магазинам. А вы?

Я купила вчера огурцы и яблоки, но не знаю сколько их. Посчитайте.

Тимур: Одно яблоко, два яблока, три яблока, четыре яблока, пять яблок…

Миша: Один огурец, два огурца, три огурца, четыре огурца, пять огурцов…

  1. Пальчиковая гимнастика «Засолка капусты». Развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

Логопед: Клава, мы с ребятами очень любим играть с пальчиками.

Клава: Вы меня научите?

Дети: Да научим!

Логопед вместе с детьми выполняет пальчиковую гимнастику.

Мы капусту рубим, рубим           (Резкие движения прямыми кистями вверх и вниз.)

Мы морковку трем, трем            (Трем кулаком о кулак.)

Мы капусту солим, солим           ( Движение пальцев, имитирующее посыпание

                                                                         солью.)

Мы морковку трем, трем        (Интенсивно сжимаем пальцы обеих рук в кулаки.)

  1. Дидактическая игра: «Отожмем сок». Образование относительных прилагательных.

Клава: Мне нравится пить по утрам сок. А вам?

Дети: Нам тоже  нравится пить сок.

Клава: Мне нравится пить сок из яблок - яблочный. А вам?

Артем: Мне нравится пить сок из бананов – банановый.

Миша: Мне нравится пить сок из груш – грушевый сок.

Тимур: Мне нравится пить сок из винограда – виноградный сок.

Кирилл: Мне нравится пить сок из персика – персиковый сок.

Клава: Ребята,  назовите,  пожалуйста, овощные соки.

Дети:

Сок из моркови – морковный

Сок из свёклы – свекольный

Сок из лука – луковый

Сок из картофеля – картофельный

Сок из томата – томатный

  1. Дидактическая игра: «Чудесный мешочек». Закрепляем умение узнавать предмет по характерным признакам с помощью тактильного восприятия.

Логопед: Клава, ты с нами так хорошо играла. Мы с ребятами решила сделать тебе подарок (Дети отгадывают по ощущениям овощ или фрукт, называют его и дарят Клаве)

Артем: Я дарю Клаве помидор.

Тимур: Я дарю Клаве огурец.

Миша: Я дарю Клаве яблоко.

Коля: Я дарю Клаве грушу.

  1. Дидактическая игра: «У меня есть, у тебя нет».  Образование родительного падежа существительных.

Логопед: Вы Клаве так много подарили интересного и вкусного.

У Клавы есть помидор, а у Тимура?

Тимур: У Клавы есть помидор, а у меня не помидора.

  1. Итог занятия

Логопед обсуждает с детьми пройденный материал на занятии.

Конспект занятия по теме:

«Падежные конструкции. Родительный падеж существительных»

Учитель- логопед

Андреева К.В.

г. Краснознаменск



Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию

                 лексико – грамматических категорий по теме: «Деревья»        

Цели занятия:

  1. Упражнять детей в подборе обобщающих слов
  2. Развивать и активизировать словарный запас по теме
  3. Учить образовывать и употреблять имена  существительные в родительном падеже
  4. Закреплять умение образовывать относительные прилагательные от существительных

Ход занятия:

  1. Организационный момент

Игра «Четвертый лишний»

Яблоко, апельсин, лимон – фрукты

Свекла, лук, перец – овощи

Паровозик, пирамидка, мяч – игрушки

  1. Объявление темы

Логопед: Сегодня я предлагаю вам превратиться в туристов и отправиться на прогулку в лес, чтобы лучше рассмотреть грибы, ягоды и деревья, которые там растут. Вы согласны? А как должны вести туристы в лесу?

  1. Вводная беседа

Логопед: Наше путешествие началось. Нас встречают деревья. Сейчас я вам о них расскажу.

Деревья

      Мы встречаем деревья повсюду. Нет их только в пустынях и на вершинах  гор. Одни деревья сбрасывают листья осенью, а покрываются новыми весной. Это лиственные деревья. У других, вечнозеленых, листья растут круглый год. К ним относятся хвойные деревья. У хвойных деревьев узкие листья, называются иголками, которым не страшны холода. В кронах деревьев живут птицы и белки. Лисы роют норы под корнями деревьев. Олени и кабаны прячутся в зарослях из деревьев.

  1. Развитие лексико-грамматических категорий

Игра «Лиственное и хвойное?». На доске появляются ветки лиственных и хвойных деревьев. Дети по одному выходят к доске и подбирают к каждой веточке картинку с изображением дерева (Береза, ель, осина, сосна) и объясняет свой ответ: «У березы на ветках листья – это лиственное дерево», «У ели на ветках иголки – это хвойное дерево» и т.д.

Логопед: Посмотрите внимательно и расскажите, какие части дерева вы знаете?

Игра «Части дерева».

      Детям предлагаются лиственное и хвойное деревья: рябина и сосна. Если дети затрудняются, логопед приходит им на помощь, называет части дерева, а дети повторяют а ним: «У сосны: ствол, ветки, корни, шишки, иголки», «У рябины: ствол, веки, корни, листья, ягоды».

     Можно задать вопрос, чем эти деревья похожи, а чем отличаются.

Физминутка.

      Дети поднимают руки вверх, услышав слово, относящееся к теме «Деревья» и приседают на любые другие.

Слова: колесо, ствол, желудь, карандаш, дупло, тетрадь,  молоко, листья, корни…

           Игра «День - ночь».

                 На доске выставлены предметные картинки (Липа, клен, ясень,    

           каштан, береза).

                 Дети должны запомнить картинки, закрыть глаза, а после ответить,

          что  исчезло, пока они спали: «Не стало липы», «Не стало клена»…

Игра «Назови листья и ветки».

На доске схемы листа и ветки. Детям раздаются картинки с изображением деревьев, а затем, выходя по очереди к доске, они подбирают к существительным прилагательные.

У дуба лист – дубовый, а ветка – дубовая.

У березы лист – березовый, а ветка- березовая.

У осины лист – осиновый, а ветка – осиновая.

У клена лист – кленовый, а ветка – кленовая.

У липы лист – липовый, а ветка – липовая.

У тополя лист тополиный, а ветка – тополиная.

Игра «Посчитай –ка ».

    Рядом с картинкой дерева логопед помещает цифру и  дети называют, сколько деревьев на поляне (3 ели, 5 берез, 7дубов и т.д. )

Итог занятия

Логопед: Кем вы были на занятии?

Какие деревья можно встретить в лесу? (Лиственные и хвойные)

Назовите части ели?

         



Предварительный просмотр:

Конспект занятия по РЛГ по теме: «Части тела»

Задачи занятия:

1.Активизировать, уточнять  и закреплять словарь по лексической теме.

2. Закреплять у детей умение образовывать имена существительные с помощью уменьшительно - ласкательных суффиксов.

3. Закреплять знания о назначении частей тела.

4. Развивать словарь антонимов.

5. Закреплять умение подбирать по смыслу имена существительные к ряду имен прилагательных.

6. Формировать навык ориентировки в собственном теле, различения правой и левой частей тела.  

Ход занятия:

  1. Организационный момент.  

Игра «Назови ласково»

Логопед: Сядет тот, кто назовет ласково.

Словарь: голова, нос, руки, грудь, лоб, живот, спина, рот, живот, язык, глаза, горло, плечи…

  1. Объявление темы.

Шуточный рассказ «Голова».

  «Жила – была голова. Вверху у нее темя, сзади – затылок, по бокам были уши, а впереди было лицо. У головы был трон – шея. Голова важно сидела на шее. А шея с туловищем дружила, шея туловищем дорожила. У туловища были руки и ноги. У рук были локти, а у пальцев ногти. Все части тела важны, все человеку нужны.»

  1. Развитие лексико- грамматических категорий.

Игра «Для чего?».

Логопед: Я буду называть часть тела, а вы полным предложением скажите, для чего нам нужна эта часть. Например, глаза- глаза нужны, чтобы видеть, плакать.

Словарь: нос – дышать, нюхать; уши- слушать; рот – говорить, смеяться, есть; язык- разговаривать, дразниться; ноги- бегать, ходить; кулаки – показывать, стучать; волосы- расти, мыть, расчесывать; зубы- чистить, жевать еду;  колени –сгибать, пальцы – стучать, лепить, рисовать, головой - думаем …

Игра «Скажи наоборот».

Логопед: Я буду кидать мячик и называть слова, а вы подберите к ним противоположные по смыслу слова.

Словарь: добрый – злой, большой – маленький,  высокий- низкий, толстый – худой, трудиться – лениться, старый – молодой, веселый – грустный, входит – выходит, залезает – слезает…

Речевая подвижная игра. Импровизация движений.

Левой рукой- по плечу,

Правой ручкой – покручу,

На носочки и на пятки,

вот и кончилась зарядка.

Логопед: Поднимите вверх правую руку, левую руку,  дотронься левой рукой до правой коленки, дотронься правой рукой до левой пятки и т.д.

Игра «Узнай по описанию».

Логопед: Отгадайте, о каком предмете идет речь.

Красивые, серые,  зеленые, голубые, большие (Что?) – Глаза

Густые, длинные, короткие, пышные, блестящие (Что?) – Волосы.

Большой, орлиный, маленький, горбатый (Что?) – Нос.

Пухлые, розовые, узкие, большие (Что?)  - Губы.

Игра «Один - много»

Логопед: я назову один предмет, а вы много…

Словарь: лоб – лбы,  рот – рты, локоть- локти, нос, носы, глаз – глаза, ухо – уши, щека – щеки, бровь – брови, палец – пальцы.

Игра «Он и Я»

Логопед: Образуйте по образцу: он ест, а я – ем…

Он нюхает, а я - …

Он купается, а я -…

Он думает, а я -…

Он смотрит, а я -…

Он лежит, а я -…

Игра «Сосчитай до пяти»

Логопед предлагает детям посчитать пальчики, руки, ноги, глаза…

Итог занятия: О чем сегодня говорили на занятии?

В какие игры играли?

Литература:

  1. О.С. Гомзяк. Говорим правильно в 5-6 лет. Конспекты фронтальных занятий.
  2. Смирнова Л.Н., Овчинникова С.Н. Логопедия в детском саду. Занятия с детьми 5-6 лет



Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию лексико-грамматических категорий

по теме: «Домашние животные и их детеныши»

Задачи:

  1. Закрепление представлений о домашних животных, их внешнем виде, образе жизни, повадках.
  2. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Домашние животные».
  3. Образование притяжательных прилагательных.
  4. Подбор антонимов к именам существительным.
  5. Подбор к ряду глаголов существительного, подходящего по смыслу.
  6. Усвоение категории творительного падежа.

Ход занятия:

  1. Организационный момент.

Игра «Кто как подает голос?»

Логопед: Ребята, давайте вспомним ,как животные подают голос.

Как подает голос собака? (она лает)

А кошка?  (Она мяукает)

А Свинья?  (Она хрюкает)

А Корова?  (Она мучит)

А как подает голос лошадь? (Лошадь ржет)

А овца? (Овца блеет)

  1. Объявление темы.

Логопед: Думаю, вы догадались, что сегодня мы будем говорить о домашних животных, о том, как они выглядят, какую пользу приносят человеку, как человек за ними ухаживает.

  1. Беседа о домашних животных.

Логопед предлагает детям рассмотреть картину «Домашние животные» и ответить, кто на ней изображен. (На картинке нарисованы домашние животные: коза с козленком, свинья с поросятами, овца с ягненком, лошадь с жеребенком, собака со щенком, кошка с котенком)

Каких животных можно назвать крупными (Лошадь и корова).

Вспомните, какую пользу приносят эти животные.

(Корова дает молоко и мясо.

Лошадь перевозит грузы, помогает пахать землю)

А каких животных мы считаем средними по размеру? (Овцу, козу, свинью)

Какую пользу приносят эти животные?

(Свинья дает мясо. Овца дает шерсть, мясо. Коза дает молоко, пух, шерсть.)

Каких животных можно считать мелкими? (Собака и кошка)

Расскажите, какую пользу они приносят.

(Собака охраняет хозяина и его дом. Кошка ловит мышей.)

Логопед. Человек за это ухаживает за домашними животными. Зимой он держит скот (корову, лошадь, козу, овцу) в теплом хлеву, дает им вкусное сено, убирает навоз. Кошка живет в доме. Собака в будке.

Все домашние  животные нужны человеку. Значит они какие? (Нужные). Все они приносят пользу. Значит они какие?(Полезные).

  1. Развитие лексико – грамматических категорий.

Логопед. Вы знаете различных домашних животных. А какие части тела этих животных вы можете назвать. (Дети называют части тела).

Игра «Чей, чья, чьи?».

Лапы собаки. Чьи лапы? (Собачьи).

Копыта коровы? Чьи копыта? (Коровьи).

Борода козы. Чья борода? (Козья).

Хвост лошади. Чей хвост? (Лошадиный).

Морда кролика. Чья морда? (Кроличья).

Лапы кошки. Чьи лапы?   (Кошачья).

Физминутка «Кошка».

    Импровизация движений: сесть на корточки, похлопать себя по животику, встать, потянуться  и погладить себя по животику.

Села кошка под кусточек,

Сыра скушала кусочек,

встала кошка, потянулась,

Ее шерстка развернулась.

Логопед. У многих животных есть одинаковые части тела, но они  могут отличаться размером, окраской, а могут быть противоположны друг другу. Посмотрите картинки и закончите предложения.

 Игра «Скажи наоборот»

У коровы длинный хвост, а у свиньи … (короткий).

У свиньи  толстые ноги, а у овечки… (тонкие).

У свиньи жесткая щетина, а у кошки шерсть … (мягкая).

У козы острые рога, а у барана… (тупые).

У козла длинная шерсть, а у лошади… (короткая).

Логопед. Вы много узнали о домашних животных, а теперь отгадайте их по повадкам и голосу.

Игра «Отгадай, что это за животное?».

Сторожит, грызет, лает. Кто это? (Собака).

Царапается, лакает, мяукает. Кто это? (Кошка).

Роет землю, хрюкает (Свинья).

Бегает, скачет, ржет (Лошадь).

Блеет, бодается (Овца).

Жует, ходит, дает молоко, мычит (Корова).

Игра «Кто кем будет?»

Логопед. У каждого домашнего животного есть детеныш. Взрослые животные находятся справа, а детеныши слева. У меня для вас есть задание. Вы должны соединить картинки и сказать: « Кто кем будет?».

Щенок будет (собакой).

Котенок будет (Кошкой).

Жеребенок будет (лошадью).

Ягненок будет (овцой).

Козленок будет (козой).

Теленок будет (коровой).

Поросенок буде (свиньей).

Упражнение «Предложение договори и его ты повтори».

Котенок лакает, а котята…     (лакают).

Теленок мычит, а телята… (мычат).

Щенок бежит, а щенята… (бегут).

Козленок скачет, а козлята… (скачут).

Поросенок ест, а поросята … (едят).

Жеребенок прыгает, а жеребята … (прыгают).

Ягненок жует, а ягнята … (жуют).

Итог занятия.

Логопед. О ком мы говорили на занятии? Как вы думаете, кто же самый нужный для хозяина? (Все животные важны и нужны по - своему).


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по формированию

лексико-грамматических категорий по теме: «Семья».

Задачи:

  1. Систематизация и уточнение знаний о семье, знакомство с роевыми отношениями в семье.
  2. Активизация и обобщение словаря по теме
  3. Закрепление навыка образования множественного числа имен существительных
  4. Образование и закрепление притяжательных прилагательных.
  5. Закреплять умение подбирать антонимы

Ход занятия:

  1. Организационная часть.

Логопед: Сядет тот, кто назовет имя и отчество мамы.

Сядет тот, кто назовет имя и отчество папы.

  1. Объявление темы.

Сегодня на занятии мы поговорим о семье.

  1. Развитие лексико – грамматических категорий.

Игра «Семья»

Логопед выставляет картинку «Семья»

- Моя знакомая девочка Катя принесла фотографии свое семьи. Рассмотрите ее. Назовите,  кто на ней изображен. Катя очень любит своих родственников и называет их ласково. И вы назовите ласково деда (дедушка, дедуля, дедулечка), бабу (бабушка, бабуля, бабулечка), маму , папу.

- Кто Катя маме и папе? (дочка)

- Кто Катя бабушке и дедушке?

- Кто Катя брату Ване?

- Кто Катя Сестре Наташе?

- Кто мама дедушке?

- Кто папа бабушке?

Игра «Покажи»

Логопед приглашает детей к доске, где вывешана карточка «Семья», и предлагает показать:

Где Ванин папа, а где папин сын Ваня?

Где Катина мама, а где мамина дочка Катя?

Где Катина и Ванина мама?

Где мамины и папины дети?

Где Катины и Ванины родители?

Игра «Один - много»

Логопед: Я буду называть одного члена семьи, а вы много. Например, Мама – много мам.

Папа-

Бабушка-

Дедушка-

Брат-

Сестра-

Тетя-

Дядя-

Пальчиковая гимнастика.

Этот пальчик – мамочка,

Этот пальчик- папочка,

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – я –

Вот наша дружная семья.

                                    (К. Бухарина)

Игра «Все наоборот»

Логопед называет, каким может быть человек и бросает мяч кому – то из детей. Тот, у кого мяч, должен подобрать и назвать слово – признак «наоборот», а затем  вернуть мяч.

Грустный человек – веселый человек

Злой дедушка – добрый дедушка

Дядя молодой – дедушка старый

Сын низкий- папа высокий

Тетя худая – тетя полная

Дедушка сильный – дедушка слабый

Игра «Чьи это вещи»

     На фланелеграфе логопед закрепляет изображения мамы, папы, бабушки, дедушки, девочки, мальчика, раздает ребятам картинки с изображением предметов одежды и уточняет – чья вещь…

- Чье это красное платье? (Это мамино красное платье)

- Куда пойдет мама в красном платье? (мама пойдет в красном платье в театр)

- Какая мама в красном платье? (Нарядная, красивая, стройная)

- Чей это синий костюм? (Это папин синий костюм)

- Каким папиным костюмом любуется мама? (Мама любуется папиным синим костюмом)

- Какой папа в этом костюме? (Красивый, подтянутый, стройный)

- Чей это желтый фартук? (Это бабушкин желтый фартук)

- Где бабушка будет готовить обед в желтом фартуке? (Бабушка в желтом фартуке будет готовить обед на кухне)

- Какая бабушка в желтом фартуке? (Красивая, добрая, ласковая)

- Чьи это коричневая шляпа? (Это дедушкина коричневая шляпа)

- Куда пойдет дедушка в коричневой шляпе? (В коричневой шляпе дедушка пойдет в парк на прогулку)

- Какой дедушка в коричневой шляпе? (Добрый, здоровый, веселый)

- Чьи это розовые сандалии? ( Это дочкины розовые сандалии)

- Где будет ходить в розовых сандалиях дочка? (В розовых сандалиях дочка будет ходить в детском саду)

- Какая дочка в  розовых сандалиях? (веселая, красивая, добрая)

Игра «Договори предложение»

Логопед начинает: Предложение договори и его ты повтори.

Я ем и папа(ест).

Я пою и мама (поет).

Я шью и бабушка (шьет).

Я  готовлю и сестра (готовит).

Я играю и брат (играет).

Я пилю и папа (пилит).

Я вяжу и бабушка (вяжет).

Я строгаю и дедушка (строгает).

Итог занятия.

Логопед: Скажи кем ты приходишься маме?_____ , дяде?_______, дедушке, сестре?_______.



Предварительный просмотр:

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических

категорий по теме: «Одежда. Головные уборы»

Задачи:

  1. упражнять детей в образовании относительных прилагательных;
  2. упражнять детей в правильном образовании форм родительного падежа множественного числа;
  3. упражнять в правильном употреблении предложно-падежных форм;
  4. обучать пересказу небольшого текста с опорой на серию сюжетных картин;
  5. развивать память, мышления, внимания, общую и мелкую моторику.

Оборудование:

  1. игра «Чего нет?» с предметами одежды;
  2. предметные картинки с изображением одежды, обуви, головных уборов;
  3. конверты с письмами от сказочных героев;
  4. мнемодорожки для составления предложений;
  5. сюжетные картинки «Помоги Незнайке найти его шляпы», «Помоги Незнайке найти его вещи»;
  6. мнемозагадки об одежде, обуви, головных уборах;
  7. сундучок;
  8. игра «Магазин»
  9. мнемотаблица к отрывку из стихотворения З.Александровой «Мой мишка»;
  10. шаблоны «штанишки», карандаши, листы бумаги по количеству детей;
  11. серия сюжетных картинок «Таня шьет штанишки»

Ход занятия:

I. Оргмомент
Игра «Чего нет?» - образование Р.п.мн.ч.
Дети рассматривают картинки на столах и фланелеграфе и составляют предложения:

  • У меня нет платьев.
  • У меня нет брюк. И т.д.

Картинки с изображением предметов одежды, которых нет на столах у детей,  помещаются на фланелеграф

II. Сообщение темы и задач занятия

  • О чем мы будем сегодня говорить?
  • Да, мы будем составлять предложения, рассказы, отгадывать загадки об одежде и обуви.
  • Я сегодня утром проверяла почту и нашла в почтовом ящике письма от сказочных персонажей и даже одну посылку. Хотите узнать, что они пишут?

III. Выполнение лексико-грамматических упражнений
1. Игра «Письмо от Незнайки»
а) упражнение в употреблении предложно-падежных конструкций.
Логопед достает первое письмо от Незнайки.

  • Незнайка прислал нам фотографии своего дома. Он просит вас подсказать, куда подевались его вещи. (Рисуно1)

Дети рассматривают картинку и составляют предложения о том, где лежат Незнайкины вещи:

  • Портфель стоит под столом.
  • Свитер лежит на диване.

И т.д.

б) Упражнение в составлении предложений по мнемодорожкам (Рисунок2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5)

  • Друзья подарили Незнайке много разноцветных шляп.
  • Какие шляпы подарили Незнайке друзья?

Дети составляют предложения по мнемодорожкам о том, кто какую шляпу подарил Незнайке: Знайка подарил голубую шляпу и т.д.

в) Упражнение в употреблении предложно-падежных конструкций

  • Но Незнайка носил только голубую шляпу, а остальные просто разбрасывал по комнате. Однажды он решил собрать все шляпы, но не смог. Давайте поможем Незнайке. Рассмотрите картинку, найдите все шляпы в комнате и составьте предложения: «Красная шляпа под столом. Незнайка достал красную шляпу из-под стола» (Рисунок7)

2. Игра «Письмо от портного Ежика» - упражнение в образовании относительных прилагательных

  • Следующее письмо пришло нам от портного ежика. Он решил для лесного народа сшить одежду. Хотите узнать, кому какую одежду сшил ежик?

Дети составляют предложения по мнемодорожкам. (в пустые клеточки приклеиваются кусочки материала, дети определяют, какой это материал и составляют предложения) (Рисунок8, Рисунок9, Рисунок10, Рисунок 11)
(В случае необходимости логопед подсказывает название материала:

  • Ежик сшил белке юбку из трикотажа. Какую юбку сшил ежик для белки?)

IV. Составление рассказов-описаний одежды по плану-мнемотаблице - Игра «Письмо от Василисы Премудрой»

  • Василиса Премудрая, как всегда, прислала нам свои мудреные загадки. На этот раз они о предметах одежды, обуви и головных уборах. (Рисунок12, Рисунок13, Рисунок14, Рисунок15)

Дети отгадывают мнемозагадки и объясняют, как они догадались
( Примерный рассказ по мнемотаблице: Я думаю это ботинки, потому что они бывают коричневого, черного и серого цвета. Они сделаны из кожи, они кожаные. У них есть шнурки, язычок, маленький каблучок, подошва. Ботинки носят осенью, зимой и весной. Ботинки – это мужская обувь)

Картинки-отгадки помещаются на фланелеграф.

V. Игра «Магазин» - упражнение в употреблении относительных прилагательных, согласовании прилагательных с существительными, образовании Р.п.мн.ч. существительных.
А еще нам пришла посылка. Интересно, что в ней.
Логопед достает из сундук.

  • Кто же его прислал? (Али-Баба)
  • Хотите посмотреть, что в нем лежит?
  • Это же деньги для покупок в нашем волшебном магазине.

Логопед раздает детям «деньги». (Рисунок16)

  • Посмотрите внимательно, что можно «купить» в нашем магазине на эти деньги.

Дети выходят к фланелеграфу и «покупают» предметы одежды, обуви, головные уборы, составляют предложения:

  • Дайте мне много платьев.
  • Дайте мне синюю юбку.
  • Дайте мне джинсовый сарафан.

VI. Динамическая пауза. Игра «Письмо от неряхи»

  • Наша почта еще не кончилась. От кого же это письмо? Оно такое грязное.
  • Это письмо от неряхи. Он просит нам помочь постирать его одежду.

Дети выполняют движения в соответствии с текстом стихотворения.

Ох, испачкалась одежда,
Мы ее не берегли,
Обращались с ней небрежно,
Мяли, пачкали в пыли.
Надо нам ее спасти
И в порядок привести.
В тазик воду наливаем,
Порошочку насыпаем.
Всю одежду мы замочим,
Пятна тщательно потрем,
Постираем, прополощем,
Отожмем ее, встряхнем.
А потом легко и ловко
Все развесим на веревках.
А пока одежда сушится,
Мы попрыгаем, покружимся.

VII. Игра «Письмо от Тани»
1. Рассказывание стихотворения по мнемотаблице (Рисунок17)

  • Нам письмо прислала Таня. Послушайте, я его прочитаю.
  • Давайте вместе его прочитаем.
  • Кто хочет прочитать все письмо полностью?

Я рубашку сшила мишке,
Я сошью ему штанишки.
Надо к ним карман пришить
И конфетку положить.

 Пересказ текста по серии сюжетных картинок. (Рисунок18)

  • Таня просит нас помочь ей сшить штанишки для мишки.
  • Что нужно сделать сначала? (выкройку)
  • Давайте сделаем выкройку: обводим по шаблону штанишки.
  • Теперь выкройка готова. Как вы думаете что Таня должна сделать дальше?
  • Выкроить штанишки из ткани.

Логопед выставляет на фланелеграф первую картинку.

  • Что сделала Таня.
  • Таня выкроила штанишки из ткани.
  • Что нужно сделать потом?

Логопед выставляет на фланелеграф вторую картинку.

  • Что делала Таня после?
  • Таня строчила на швейной машинке.
  • А что делал мишка в это время?
  • Мишка внимательно следил за Таниной работой.
  • Как вы думаете, что произошло дальше?

Дети высказывают свои предположения.
Логопед выставляет следующие картинки.

  • Таня примеряет штанишки и сажает мишку за стол

3. Послушайте, как Таня сшила обновку  
Однажды Таня решила сшить мишке новые штанишки. Она выкроила их из ткани. Потом строчила на швейной машинке. Мишка внимательно следил за Таниной работой. Шортики готовы! Таня примерила мишке обновку и усадила его за стол.

4. Рассказы детей

VIII. Подведение итогов занятия
Оформление сундучка знаний в групповой комнате: Дети рассказывают о том, чему они научились на занятии, а логопед помещает на стенки сундучка мнемотаблицы, серию сюжетных картинок.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию лексико - грамматических

категорий по теме: «Обувь»

Задачи:

  1. Активизация и обогащение  предметного словаря.
  2. Закрепить назначение и детали обуви
  3. Упражнять в подборе слов, противоположных по значению (антонимов)
  4. Упражнять в подборе относительных прилагательных
  5. Отрабатывать умение образовывать существительные в предложном падеже.
  6. Упражнять в умении отвечать полным предложением

Ход занятия.

  1. Организационный момент.

Игра «Четвертый лишний»

Логопед предлагает детям картинки, просит назвать их, указать лишнюю и объяснить, почему она лишняя.

Сандалии, валенки, шуба, ботинки.

Платье, сапоги, шорты, футболка.

  1.  Объявление темы.

Логопед: Сегодня на занятии мы будем говорить об обуви.

  1. Основная часть.
  1. Рассматривание картинок

     Логопед предлагает детям назвать предметы, которые изображены  на картинке. (На картинке изображены сапоги, кеды, тапочки, ботинки, туфли, босоножки.)

      Затем предлагает назвать эти предметы одним словом. (Это обувь)

      На картинке вы видите разную обувь. Почему она разная? (В разные времена года люди используют разную обувь)

  1. Сезонная обувь

      Какую обувь носят зимой? Назовите эту обувь одним словосочетанием.

(Зимой носят сапоги, валенки, ботинки. Это зимняя обувь.)

      Из какого материала делают валенки?(Валенки делают из овечьей шерсти)

     А если сапоги сделаны из кожи, то они какие? (Это кожаные сапоги)

      Какую обувь носят летом? Назови эту обувь одним словосочетанием. (Летом носят сандалии, туфли, шлепанцы, босоножки. Это летняя обувь)

     А какую обувь носят весной и осенью? Назовите эту обувь одним словосочетанием.  (Весной и осенью носят ботинки, туфли, кожаные и резиновые сапоги. Это демисезонная обувь.)  

  1. Обувь разного назначения: домашняя, спортивная и т.д.

     Если обувь, предназначенная для хождения по дому. Назови ее. (Дома мы ходим в тапочках, шлепанцах. Это домашняя обувь.)

     Назови обувь, в которой ходят по улице. (По улице ходят в сапогах, ботинках, сандалиях, туфлях и т.д.)

      А в какой обувь занимаются спортом? Назови. (Спортом занимаются вкедах, кроссовках. Это спортивная обувь.)

  1. Женская, мужская и детская обувь.

Логопед: вид обуви может зависеть от того, кто ее носит.

     Логопед показывает картинку туфлей и спрашивает: Кто носит эту обувь? Как ее можно назвать? (Это туфли. Эту обувь носят женщины. Это женская обувь)

      Логопед показывает картинку ботинок и спрашивает: Кто носит эту обувь? Как ее можно назвать одним словом? (Это ботинки. Эту обувь носят мужчины. Это мужская обувь)

       Логопед показывает сандалии и туфельки и спрашивает: Кто носит эту обувь? Как ее называют? (Это сандалии и туфельки. Ее носят дети. Это детская обувь.)

  Пальчиковая гимнастика «Ботинки»

Всюду, всюду мы вдвоем            (Средний и указательный пальчики

Неразлучные идем.                    «шагают» по столу.)

Мы гуляем по лугам,                     (Дети загибают по одному пальчику,

По зеленым берегам,              начиная с большого.)

Вниз по лестнице сбегаем,

Вдоль по улице шагаем,

После лезем под кровать,

Будем там тихонько спать.                (Укладывают ладони на стол.)

  1. Игра «Скажи наоборот»

Чистые ботинки – грязные ботинки

Новые сапоги - старые сапоги

Валенки большого размера – валенки маленького размера

Обувает сандалии – снимает сандалии

3.6  Части обуви

Логопед предлагает рассмотреть туфли и ботинки и назвать части обуви.

  • У туфель есть нос, задник, подошва, каблук, ремешок. Туфли бувают и без ремешка.
  • У ботинок есть нос, задник, подошва, каблук, шнурки.

  1. Упражнение «В чем я пойду гулять»

Логопед предлагает ребятам подумать, в чем пойдете гулять зимой (летом, осенью, весной).

 Например, Весной я пойду гулять в сапогах.

  1. Итог занятия. О чем мы сегодня беседовали?(об обуви)

Задания для закреплений вне занятий

 Игра «Чей, чья, чьи…»

Игра «Один-много»

Игра «Сосчитай»



Предварительный просмотр:

Конспект по развитию лексико-грамматических

категорий по теме: «Посуда»

Задачи:

  1. Уточнить и расширить словарь по теме.
  2. Формировать обобщающее понятие «Посуда»
  3. Учить строить фразы с дополнениями, выраженными именами существительными в творительном падеже без предлога.
  4. Образование качественных прилагательных.
  5. Учить в умении образовывать однокоренные слова

Ход занятия.

  1. Организационный момент.

Игровое упражнение «Посмотри и назови».

      В гости пришел Незнайка и принес картинки. Но он не знает, что на них нарисовано.

      Выставить на наборном полотне предметные картинки (нож, вилка, ложка, глубокая тарелка, мелкая тарелка, чашка, блюдце, чайник, кастрюля, сковорода) и предложить назвать, что на них изображено.

     Как эти предметы можно назвать одним словом.

  1. Объявление темы.

      Логопед: Сегодня мы с вами поговорим о посуде.

  1. Развитие лексико- грамматических категорий.

Игра «Помоги Незнайке»

Незнайка говорит, что суп варят в сковороде. Это правильно?

(Показать картинку)

- В чем варят суп?

- Суп варят в кастрюле. (Показать картинку.)

- Что еще варят в кастрюле? (В кастрюле варят кашу (компот и т.д.).)

Далее при назывании предмета посуды показывать соответствующую картинку.

Незнайка говорит, что котлеты жарят в кастрюле. Это правильно?

- На чем жарят котлеты? (Котлеты жарят на сковороде.)

- Что еще жарят на сковороде? (На сковороде жарят рыбу (картошку и т.д.).)

Что делают в кастрюле? (В кастрюле варят)

- Что делают на сковороде? (На сковороде жарят.)

Незнайка говорит, что суп едят вилкой. Это правильно?

- Чем едят суп? (Суп едят ложкой.)

- Что еще едят ложкой? (Ложкой едят кашу.)

Незнайка говорит, что рыбу едят ножом? Это правильно?

- Чем едят рыбу? (Рыбу едят вилкой.)

- Что еще едят вилкой? (Вилкой едят макароны, овощи и т.д.)

Незнайка говорит, что хлеб режут ложкой? Это правильно?

- чем режут хлеб? (Хлеб режут ножом.)

- Что еще режут ножом?

 Пальчиковая гимнастика «Маме помогали»

Раз, два, три, четыре, пять                  Загибают пальчики по одному к ладони.

Будем маме помогать.                        Прягают

Быстро чашки мы помыли                Трут ладошки.

Про тарелки не забыли.                     Трут ладошки.

Всю посуду мы убрали.                     Поднимают руки вверх и потягиваются.

Очень сильно мы устали.                   «Устали» опускают руки вниз

      Игра «Образуй новое слово»

Логопед: Незнайка говорит, что посуда сделана из разных материалов. Давайте поможем догадаться, какая это посуда.

Стакан из стекла – стеклянный.

Чашка из фарфора – фарфоровая.

Кастрюля из металла – металлическая.

Сковорода из чугуна – чугунная.

Пиала из керамики – керамическая.

Кувшин из глины – глиняный.

Тарелка из пластмассы – пластмассовая.

Бокал из хрусталя – хрустальная.

Ложка из дерева – деревянная.

Психоречевая гимнастика.

Логопед: Повтори цепочки однокоренных слов:

Чай – чайник - чайничек;

Кофе – кофейник – кофейничек;

Нож - ножик – ножичек;

Ковш – ковшик – ковшичек;

Таз - тазик – тазики;

Кувшин – кувшинчик – кувшинчики.

Игра «Где живут продукты?»

       Логопед объясняет детям и Незнайке, что у каждого продукта есть свой домик и просит угадать детей название домика.

Сахар живет в … сахарнице.

Соль живет в… солонке.

Сухари живут в …сухарнице.

Масло живет в… масленке.

Перец живет в… перечнице.

Чай живет в… чайнике.

Кофе живет в… кофейнике.

Селедка живет в… селедочнице.

Конфеты живут в… конфетнице.

Салат живет в… салатнице.

Упражнение «Прохлопай слова»

Слова: чай-ник, по-су-да, та-рел-ка, ско-во-ро-да, каст-рю-ля, си-то…

Итог занятия:

Ребята, кто сегодня приходил к нам в гости? О чем не знал Незнайка?

(О том, как называется посуда  и для чего она нужна; посуда бывает из разных материалов, продукты живут в своих домиках…)



Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию лексико-грамматических категорий

по теме: «Продукты питания»

Задачи:

1.Учить детей выделять общий признак в словах, развивать умение обобщать

2. Активизировать, расширять и обобщать знания детей по теме

3. Упражнять в образовании относительных прилегательных

4. Упражнять в составлении предложений, развивать связную речь

Ход занятия:

  1. Организационный момент.

Дети договаривают пропущенные слова.

Если мамы дома нет –

Кто сготовит нам … (обед)

Нужно мамочке помочь-

Помогает маме… (дочь)

Дочь наварит свежих щей,

В щи положит… (овощей).

Будет сытно, будет вкусно,

В щи нарезана… (капуста)

Ножик режет очень ловко –

В щи отправилась… (морковка.)

И, конечно же, немножко

Бросим мы туда… (картошки)

Чтобы вышли щи на славу,

Добавляем мы… (Приправу.)

Только входит мама в дом-

Мы  к столу ее… (Ведем)

(А. Герасимова)

  1. Объявление темы.

Логопед: Сейчас мы превратимся в поварят и будем учиться готовить разные блюда. Но сначала послушайте рассказ о продуктах.

  1. Вводная беседа.

Продукты

      Мы питаемся продуктами, которые дают организму все необходимое для жизни. Мясо, яйца и фасоль помогают организму оставаться сильным; хлеб, макароны и рис обеспечивают наш организм энергией; масло, молоко, сыр сохраняют энергию нашего организма.

     Организму человека необходимы разные продукты и вода для питья. Особенно необходимы  продукты, богатые витаминами, - овощи и фрукты.

  1. Развитие лексико-грамматических категорий.

Игра «Поварята». 

Логопед:

Пять братишек – поварят

У плиты стоял, ворчал:

«Дел у нас невпроворот,

Целый день полно хлопот».

Первый повар говорит:

Чтоб детишек накормить,

Надо кашу мне сварит.

Ребята! Скажите, какие продукты нужно взять:

  • Для манной каши – манную крупу, сахар, молоко, масло;
  • Для гречневой каши – гречневую крупу, сахар, молоко, масло;
  • Для рисовой каши – Рис, сахар, молоко, масло;
  • Для пшенной каши – пшено, сахар, молоко, масло.

           Логопед: а второй ему в ответ:

А мне салат из овощей

Надо сделать поскорей.

          Что нужно положить в овощной салат? (Огурцы, помидоры, редис, соль, лук, капусту, подсолнечное масло.)

          Логопед: Ну а третий поваренок говорит:

На обед сварю я щи,

Пусть хлебают малыши.

А какие же продукты понадобятся для щей? (капуста, морковь, картошка, приправа)

Логопед:

Тут четвертый подоспел,

И, довольный, пропыхтел:

«Плов готов уже давно.

Кушайте скорей его!»

Какие продукты положил  повар в плов? (рис, морковь, лук, мясо)

Логопед:

А пятый поваренок говорит:

Я пожарил вам котлет,

Будет вкусный  ваш обед.

Какие котлеты пожарил для нас пятый повар?

Котлеты из мяса – мясные котлеты

Котлеты из курицы –

Котлеты из рыбы –

Котлеты из капусты –

Котлеты из моркови –

Котлеты из свеклы –

Котлеты из риса –

Логопед: Как вы думаете, прежде чем начать готовить, где побывали веселые поварята?(В магазине.) А как называется магазин, в котором продаются продукты? (Продуктовый)

Представьте, что вы в продуктовом магазине и ходите по разным отделам. Я буду называть отделы, а вы мне расскажите, какие продукты там можно приобрести.

Игра «Что где продают?»

В мясном отделе – мясо, колбасу, сосиски и т.д.

В рыбном отделе – рыбу, кальмары, креветки и т.д.

В молочном отделе – молоко, сметану, творог, сливки и т.д.

В хлебном отделе – булки, батоны и т.д.

Пальчиковая гимнастика

Игра «Четвертый лишний».

Кекс, батон, сыр, хлеб.

Молоко, булка, сливки, сметана.

Чай, сок, квас, мороженое.

Котлеты, масло, колбаса, шашлык.

Масло, творог, ветчина, сметана.

Повидло, варенье, джем, шоколад.

Логопед: Я предлагаю вам из поваров превратиться в продуктовый магазин.

Перед вами отделы продуктового магазина. Выберете отдел, покупку и обращайтесь ко мне, продавцу этого магазина. Я вас с удовольствием обслужу.

 Игра «Магазин»

 Я пойду в хлебный отдел. Продайте мне ,пожалуйста, батон.

Я пойду в мясной магазин. Взвесьте мне пожалуйста колбасы.

Я пойду в рыбный отдел. Положите мне рыбы и т.д.

Итог занятия:

Логопед: Как называется магазин, в котором можно купить продукты?

В каком отделе можно купить сосиски?

В каком отделе продают хлеб?

В каком отделе продают рыбу, кальмары?

Как нужно вести себя в магазине?



Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию лексико – грамматических категорий по теме: «Зимние виды спорта»

Задачи:

  1. Уточнение знаний детей о зимних видах спорта.
  2. Установление простейших взаимосвязей между видами спорта и его атрибутами;
  3. Упражнять в образовании имен существительных женского рода от исходного мужского;
  4. Развитие фразовой речи;

Оборудование: картинки с изображением зимних видов спорта.

Ход занятия.

  1. Организационный момент.

Назовите, какое сейчас  время года?

А какие зимние  месяцы вы знаете?

Вспомним, чем  зима отличается от других времен года?

  1. Объявление темы.

Знаете ли вы, что нужно, чтобы вырасти сильным, здоровым, крепким? (Закаляться, делать зарядку, заниматься спортом)

А что значит спорт? (Спорт – занятие  физическими упражнениями, регулярные тренировки, спортивные соревнования)

А как называют людей, которые занимаются спортом? (Спортсмены)

Назовите, какие зимние виды спорта вы знаете? (Фигурное катание, хоккей, лыжные гонки, биатлон, сноубординг )

Сегодня мы с вами поговорим о зимних видах спорта.

  1. Развитие лексико – грамматических категорий.

Все зимние виды спорта можно разделить на две группы: виды спорта, проводимые на льду и  виды спорта, проводимые на снегу.

        Этот вид спорта называется хоккей – спортивная игра, которая заключается в соревновании команд. Спортсмены должны забить шайбу в ворота соперника, передавая ее с помощью клюшек. Но при этом нужно стараться защищать свои ворота. Кто больше забил – тот и выиграл.

       Фигурное катание – зимний вид спорта, в котором спортсмены перемещаются на коньках по льду с выполнением дополнительных элементов, под музыку.

        Лыжные гонки- гонки на лыжах на определенную дистанцию по специально подготовленной трассе.

         Биатлон – зимний вид спорта, сочетающий лыжную гонку и стрельбы из винтовки.

         Сноубординг – спуск по заснеженным склонам гор на специальном снаряде – сноуборде.

         Все виды спорта запомнили?

Отгадывание загадок.

Я катаюсь на нем до вечерней поры,

Но ленивый мой конь возит только с горы

Сам на горку пешком я хочу,

И коня своего за веревку вожу (Санки)

Деревянных два коня

Вниз с горы несут меня.

Я в руках держу две палки,

Но не бью коней, их жалко.

А для ускорения бега

Палками касаюсь снега.(Лыжи)

Два серебряных коня у меня,

По воде они возят меня,

А вода тверда, словно каменная.  (коньки)

Упражнение «Почему так назван?»

А сейчас задание на смекалку «Почему спортсмен так назван?»

- Саночник (катается на санках)

- лыжник (катается на лыжах)

- хоккеист (играет в хоккей)

- фигурист (занимается фигурным катанием)

- сноубордист (катается на сноуборде)

Ребята, а у кого есть коньки? Вы умеете на них кататься?

           Коньки – являются одним из самых древних изобретений человека. Раньше это были деревянные коньки, коньки, выточенные из костей животных…. Древние люди прикрепляли их к подошвам,  что позволяло быстро передвигаться по покрытой льдом земле. Со временем коньки усовершенствовались, лезвия стали з стали. А само катание на санках стало очень популярным. Есть много разных видов спорта на коньках (Конькобежный спорт,  фигурное катание, хоккей)

Физминутка «Зимние забавы»

Мы зимой в снежки играем, мы играем, мы играем.

По сугробам мы шагаем, мы шагаем, мы шагаем.

И на лыжах мы бежим, мы бежим, мы бежим.

На коньках по льду скользим, мы скользим, мы скользим.

И Снегурочку лепим мы, лепим мы, лепим мы.

Гостью зиму любим мы, любим мы, любим мы.

Игра «Назови спортсменку»

Логопед бросает мяч, называя спортсмена, дети должны назвать спортсменку.

Биатлонист – биатлонистка

Хоккеист –

Лыжник –

Фигурист –

Сноубордист –

Гимнаст –

Баскетболист –

Упражнение «Назови качества спортсмена»

- Как одним словом можно назвать хоккеиста, саночника, конькобежца?

Это кто? (спортсмены)

- Как спортсмен спускается с горы? (быстро , стремительно , несется, катится летит)

- Какими качествами должен обладать спортсмен? (Смелый, решительный, умный, отважный,   сильный, ловкий, меткий)



Предварительный просмотр:

Конспект занятия п развитию лексико-грамматических категорий

по теме: «Зимующие птицы»

Задачи:

1.Уточнение представлений о зимующих птицах.

2. Активизация и расширение словаря по теме.

3. Закрепление навыка употребления существительных в единственном и множественном числе в дательном, родительном и творительном падежах.

4. Закрепление навыка  образования сложных слов (путем слияния двух основ)

5. Закреплять умение преобразовывать деформированные фразы.

Ход занятия

  1. Организационный момент.

     Логопед просит детей сесть в определенном порядке: сначала сядет тот, у кого в имени есть гласная И, затем -  гласная  А ….

  1. Основная часть
  1. Припоминание (называние) зимующих птиц.

         Логопед предлагает детям вспомнить название птиц: сорока, ворона, воробей, сова, синица, снегирь, клест. Затем уточняет, почему этих птиц называют зимующими? (Зимующие птицы –это те птицы, которые не улетают в теплые края, а зимуют с нами.)

  1. Упражнение «Какой птицы не стало?»

       На доске – четыре – пять картинок с изображением зимующих птиц. Логопед незаметно убирает одну картинку и спрашивает: «Какой птицы не стало?». Дети отвечают: «Не стало совы». И так далее.

  1. Упражнение «Каких птиц много на дереве?»

На дереве много сорок.

На дереве много синиц.

На дереве много воробьев.

На дереве много дятлов.

На дереве много ворон.

На дереве много сов.

На дереве много клестов.

  1. Упражнение «Закончи предложение  словом «синица»».

       Логопед выставляет на мольберт картинку с изображением синицы.

       Логопед начинает фразу, дети заканчивают.

  • Желтая грудка и черные глаза у … (синицы).
  • Дети насыпают корм… (синице).
  • Ребята рады видеть … (синицу).
  • Дети встретились  в зимнем парке с … (синицей).
  • Маша расскажет своим подругам о … (синице).
  1.  Пальчиковая гимнастика «Кормушка»

Сколько птиц к кормушке      Дети ритмично сжимают и разжимают

Нашей прилетело?                   кулачки.

Мы расскажем:

Две синицы, воробей,              На каждое название птицы загибают

Шесть щеглов и голубей,        по одному пальчику.

Дятел в пестрых перышках.

Всем хватило зернышек.         Опять сжимают и разжимают кулачки.

  1. Психоречевая гимнастика «Спрячь слоги в ладоши»

Отхлопать в ладоши количество слогов в словах.

  1. Игра «Какая птица?»

Логопед задает каждому ребенку вопрос про одну из птиц:

У сороки белые бока, значит она … (белобокая).

Если у сороки длинный хвост, значит она какая?

Если у синицы грудка желтая, значит она какая?

Если у  воробья короткие лапы, значит он какой?

Если у дятла длинный клюв, значит он какой?

Если у дятла красная голова, значит он какой?

Если у совы большие глаза, значит она какая?

  1. Игра «Скажи наоборот»

Ворона большая, а воробей …(маленький).

У дятла длинный клюв, а у синички …(короткий).

Ворон черный, а полярная сова …(белая).

У совы большие глаза, а у снегиря …(маленькие).

(И т.д.)

  1. Игра «Путаница»

Воробьи, на, чирикать, дорожка. – Воробьи чирикают на дорожке.

Пень, скакать, на , сорока.- …

Сосна, сова, ухать, на.- …

Кормушка, синица, на, клевать, зерна.- …

Ягоды, снегирь, клевать, на, калина.-…

Улица, вороны, на, каркают. –

Крыша, воркуют, на, голуби - …

Дерево, клюв, на, стучит, дятел.- …

  1. Итог занятия. Каких зимующих птиц вы запомнили?