Родителям

Каптилова Екатерина Евгеньевна

Предварительный просмотр:

10 ЗАКОНОВ СЕМЬИ или КАК СТАТЬ ДРУГОМ СВОЕМУ РЕБЕНКУ

    Каждый ребенок, живущий в семье, должен быть любим независимо ни от чего.http://www.tribuna-neo.ru/upload/iblock/fca/6_big.jpg

     Лишенный этого чувства человек не способен уважать своих близких, сограждан, Родину. Однако, при этом нужно помнить, что слепая неразумная материнская любовь (по словам известного русского ученого-педагога П. Лесгафта) «забивает ребенка хуже, чем розги», делает человека безнравственным потребителем.

Каждый ребенок должен жить в атмосфере искренности и доброты.http://otvet.imgsmail.ru/download/31464177_90e8b90872c62583a7c9cf292d601ab8_800.jpg

     Иногда родители прибегают ко лжи в самых различных обстоятельствах жизни, считая это спасением во многих жизненных обстоятельствах, например, уход отца из семьи или смерть близкого человека. Всякую фальшь, обман ребенок подмечает с чрезвычайной остротой и быстротой, а подметив, впадает в смущение и подозрительность. Если ребенку нельзя сообщить что-то, то честно и прямо откажите ему в ответе или проведите определенную границу в осведомлении. Только не обманывайте его.

Ребенок должен иметь право на разъяснение и рассуждение.

     Во-первых, чтобы слово воспитывало, оно должно оставлять след в мыслях и душе ребенка, а для этого надо учить их вникать в смысл слов, - только тогда можно рассчитывать на эмоциональное воздействие. http://blog.couponcactus.com/wp-content/uploads/2013/03/Mom1.jpg

     Во-вторых, надо задумываться над тоном и манерой разговора с детьми. Громкие нравоучения, разборы поступков в присутствии посторонних людей вызывают глухое устойчивое раздражение и нежелание хоть что-нибудь изменить в всей жизни в лучшую сторону или, что еще страшнее, - прямой и открытый протест с проявлением провоцирующей агрессии.

     В-третьих, ни при каких обстоятельствах не бросайте детям упрёки. Одни упрекают ребенка, что он уже большой, а все еще не понимает, что плохо учится. Другие ставят в упрек и возраст, и физическую силу: мол, ты такой большой, а такой хилый и т.д. Основное зло состоит в том, что такого рода упреки вызывают неверие в себя, а это, в свою очередь, расслабляет волю и парализует душу, мешает принимать самостоятельные решения в преодолении трудностей.

Исключение из правил организации жизни в семье безнравственных приемов наказания ребенка.

     Наказание имеет воспитательную силу в том случае, когда оно убеждает, заставляет задуматься над собственным поведением, над отношением к людям, но наказание никогда не должно оскорблять и унижать достоинство человека. Искусство порицания состоит в мудром сочетании строгости и доброты.http://www.life-and-style.ru/wp-content/uploads/2013/11/85911_shutterstock_52456513.jpg

Закон понимания ребенком слов «можно», «надо», «нельзя».

     В разъяснении этого закона можно было бы ограничиться одной фразой, принадлежащей В.А. Сухомлинскому: «Если старшие стремятся удовлетворять любое желание ребенка, вырастает капризное существо, раб прихотей и тиран ближних. Воспитание желаний – тончайшая филигранная работа «садовода» -воспитателя, мудрого и решительного, чуткого и безжалостного».

Традиции и обычаи семьи должны быть окрашены положительными эмоциями.

     Чувства не навязываются, а пробуждаются, а пробудить чувства можно лишь искренними совместными и личными переживаниями в семье. Это значит, что в определенной естественной обстановке или при созданных ситуациях у ребенка возникают и проявляются человеческие чувства доброты, желания помочь, соучастие, сопереживание, милосердие,  и, наконец, осознанная любовь.http://img12.nnm.me/3/4/f/3/3/7cdcb190c79550ced341869d915.jpg

Родители должны демонстрировать своим детям собственную работоспособность и блага, связанные с нею.

     Ребенок должен наглядно убедиться, что труд – это не наказание, а возможность сделать свою жизнь лучше. Ребенок должен видеть, что все члены семьи заняты созидательным трудом в меру своих сил и возможностей, что праздность не свойственна членам его семьи, что и от него родные и близкие ждут посильного включения в процесс совместного и созидательного труда.

Закон культивирования в семье положительных привычек и навыков.

      Можно много раз говорить своему ребенку о том, что нельзя, например, много есть сладкого, мотивируя тем, что испортятся зубы или потеряется аппетит, а при этом самому на его глазах съедать огромное количество конфет, мотивируя тем, что в родительском возрасте уже вышеизложенные проблемы не страшны. Можно много говорить о вреде курения, например, для детского организма, а самому при этом курить, почти не скрывая это от ребенка. Такие примеры – это провокация со стороны взрослых, в лучшем случае, а в худшем – подталкивание на подражание не только действием, но и в аморальном аспекте (ребенок учится двойным стандартам, лжи, фальши).http://belport.by/uploads/posts/2013-11/kurilschik-v-molodoy-seme-ili-o-tom-kak-ne-navredit-rebenku-svoey-vrednoy-privychkoy_1.jpeg

Ребенок должен общаться с нравственными людьми.

     Существует замечательная русская поговорка: «от осины не родятся апельсины».  Для того, чтобы ребенок вырос нравственно здоровым, его необходимо максимально оградить от контакта с безнравственными людьми. У ребенка существует, пожалуй, единственный способ овладения знаниями и опытом в семейном окружении – это имитация. Дети подражают своим родителям, пытаются воспроизвести все действия и поступки окружающих его близких людей. Только к семи годам ребенок вырабатывает свои собственные нравственные основания и может оценивать поведение и поступки не только свои, но и всех окружающих. Именно поэтому существует необходимость строго контролировать каждый свой шаг, чтобы не послужить детям примером безнравственного поведения.

Родители должны демонстрировать красоту своих отношений.

     Учитывая огромный и порой весьма скверный поток информации о свободе любовных отношений, родителям следует обращать внимание на целомудрие семейных уз.http://mufruf.com/uploads/posts/2015-04/1428600730_145.jpg

(Для уточнения целевого использования терминологии позволим себе процитировать значение слова «целомудрие»:

- из энциклопедии «Кругосвет»:

Целомудрие – положительная моральная характеристика человека, которая раскрывается в соблюдении сознательного само запрета на познание, переживание и совершение всего того, что может ослабить или разрушить способность противостоять и сопротивляться злу.

 - из толкового словаря русского языка под ред. Т.Ф. Ефремовой:

     Красивые взаимоотношения, основанные на уважении всех членов семьи, способны воспитать в ребенке силу воли, уберечь его от необдуманных поступков и непредсказуемых последствий; дают силы для того, чтобы научится управлять своими желаниями; дают непоколебимую уверенность в правильности выбранного пути.

     Однако, надо быть до конца честным, для начала, по отношению к себе. Даже идеально стараясь соблюдать все вышеизложенные Законы семьи, трудно избежать наказания или порицания ребенка в процессе воспитания его личности.

Выйти из ситуации, когда вдруг покажется, что нужно применить наказание, или предупредить ситуацию помогут вам, как мы очень верим и надеемся, следующие

Советы детских психологов и педагогов:

Прежде всего -  ПРОСТО ПОСТАРАЙТЕСЬ СДЕРЖАТЬСЯ от сиюминутного проявления гнева и жестокости.

1.      Прислушивайтесь к своему ребёнку, старайтесь услышать и понять его. Вникните в проблему ребёнка. Не обязательно соглашаться с точкой зрения ребёнка, но благодаря родительскому вниманию он почувствует свою значимость и ощутит своё человеческое достоинство. Пожалуйста, помните, что перед вами маленький, беззащитный, зависимый от вас человек, не имеющий права ответить адекватно на вашу жестокость.

2.      Принимайте решение совместно с ребёнком, а также дайте ему право принимать самостоятельные решения: ребёнок охотнее подчиняется тем правилам, которые устанавливал он сам. (При этом мы не отрицаем, что некоторые решения могут принимать только родители.) Предоставьте ребёнку право выбора, чтобы он реально почувствовал, что из нескольких возможностей.

3.      Постарайтесь предупредить ситуацию или изменить её так, чтобы ребёнку не нужно было бы.

4.      Предоставляйте ребёнку возможность отдохнуть, переключиться с одного вида деятельности на другой.

5.      Требуя что-то от ребёнка, давайте ему четкие и ясные указания. Но не возмущайтесь, если ребёнок, может быть, что-то не понял или забыл. Поэтому снова и снова, без раздражения, терпеливо разъясняйте суть своих требований. Ребенок нуждается в повторении.

7.      Не предъявляйте ребёнку непосильных требований: нельзя от него ожидать выполнения того, что он не в силах сделать.

8.      Не действуйте сгоряча. Остановитесь и проанализируйте, почему ребенок ведет себя так, а не иначе, о чем свидетельствует его поступок.

9.      Подумайте, в чем трудность ситуации, в которую попал ребёнок? Чем вы можете ему помочь в этой ситуации? Как поддержать его? Как его успокоить?

Начните разговор с добрых и поддерживающих ребенка слов.

6.      Не требуйте от ребенка сразу многого, дайте ему постепенно освоить весь набор

Пусть основным методом воспитания будет ненасилие!


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:



Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

«В здоровой семье - здоровые дети»

C:\Documents and Settings\User\Рабочий стол\ДЕТИ-КОТОРЫЕ-РОДИЛИСЬ-РАНЬШЕ-СРОКА-ВЕДУТ-МЕНЕЕ-АКТИВНЫЙ-ОБРАЗ-ЖИЗНИ.jpgC:\Documents and Settings\User\Рабочий стол\419800-svetik (1).jpg

«Берегите здоровье смолоду!» - эта пословица имеет глубокий смысл.

Формирование здорового образа жизни должно начинаться с рождения ребенка для того, чтобы у человека уже выработалось осознанное отношение к своему здоровью. Условия, от которых зависит направленность формирования личности ребенка, а также его здоровье, закладываются в семье. То, что прививают ребёнку с детства в семье в сфере нравственных, этических и других начал, определяет все его дальнейшее поведение в жизни, отношение к себе, своему здоровью и здоровью окружающих.

Здоровый образ жизни служит укреплению всей семьи. Ребёнок должен узнать лучшие семейные традиции, понять значение и важность семьи в жизни человека, роль ребёнка в семье, освоить нормы и этику отношений с родителями и другими членами семьи. Духовное здоровье - это та вершина, на которую каждый должен подняться сам.

Рассмотрим основные компоненты  здоровья, позволяющие при правильном использовании оставаться нашим детям здоровыми и жизнерадостными до глубокой старости.

Соблюдение режима дня. Режим дня - это чередование различных видов деятельности, отдыха, сна, питания, пребывания на воздухе, которое должно соответствовать возрастным особенностям детей. Домашний режим в выходные должен соответствовать режиму дошкольного учреждения. Установленный распорядок не следует нарушать без серьезной причины. Опыт показывает, что неуклонное соблюдение установленного распорядка изо дня в день постепенно вырабатывает активное стремление ребенка выполнять режим самостоятельно, без подсказки взрослых, без принуждения, а это способствует формированию таких важных качеств поведения, как организованность и самодисциплина, чувство времени, умение экономить его.

Правильное питание. Питание должно снабжать организм ребёнка необходимым количеством энергии для двигательной, психической и прочей активности. Питание должно быть сбалансированным, содержать пищевые вещества всех типов. Важно, чтобы питание было разнообразным, только это является условием его сбалансированности. Необходимо учитывать индивидуальные особенности детей, возможную непереносимость каких-либо продуктов. Важным условием является строгий режим питания, который предусматривает не менее 4 приемов пищи.

Оптимальный двигательный режим в семье. Трудно переоценить роль двигательной активности в расширении функциональных возможностей развивающего организма, в совершенствовании двигательной деятельности. Двигательная активность - биологическая потребность организма, от удовлетворения которой зависит здоровье детей, их физическое и общее развитие. Двигательная активность детей создает предпосылки для прочного включения физической культуры в жизнь детей, формирует у них потребность в здоровом образе жизни.

Закаливание - одно из лучших средств укрепления здоровья. Задача закаливания - приучить хрупкий, растущий организм ребенка переносить перемены температуры в окружающей среде. Основными средствами закаливания детей являются естественные факторы природы - воздух, вода, солнце. Виды закаливания: Умывание - самый доступный в быту способ, следует начинать с теплой воды, постепенно снижая температуру. Ножные ванны - действенный способ закаливания, поскольку  ноги наиболее чувствительны к охлаждению. Прогулки на свежем воздухе - можно использовать велосипед, ролики.

Соблюдение личной гигиены. Гигиеническое воспитание дошкольников - это часть всеобщего воспитания ребёнка. Такое воспитание в большинстве случаев строят, учитывая формирование условных рефлексов у ребенка. В этом случае, очень важная роль отводится родителям, ведь дети подражают взрослым. Именно поэтому правильное гигиеническое воспитание будет эффективно только в том случае, если взрослые из ближайшего окружения ребенка своим поведением будут их подкреплять. Гигиеническое воспитание дошкольников, очень ответственный этап в развитии и становлении ребёнка как личности. Ведь на этом этапе закладываются основы для существования ребёнка в социуме.

Положительные эмоции. Ребёнку необходим спокойный, доброжелательный психологический климат в семье. Вспомните, стоит нам улыбнуться - сразу становится легче, нахмуриться – подкрадывается грусть. Нахмурились - начал выделяться адреналин, способствующий грустному, тревожному настроению, улыбнулись - помогли другому гормону - эндорфину, обеспечивающему уверенное и бодрое настроение. Ведь один и тот же факт в одном случае способен быть незаметным для нас, а в другом - вызовет гнев, испортит настроение. А ведь наше раздражение механически переходит и на ребенка.

Отказ от вредных привычек в семье. Прежде всего, необходимо отметить, что в идеальном случае здоровый образ жизни предполагает не отказ от вредных привычек, но изначальное их отсутствие. Если же по каким-то причинам они уже имеются у человека, то необходимо принять все меры, чтобы освободить данного индивида от столь пагубных для него самого пристрастий. Регулярные физические упражнения, рациональное питание в большой степени способствуют преодолению вредных привычек.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Игры, в которые можно поиграть домаG:\myach-d-200-mm-lakir-sport.jpg

 «Найди игрушку». Спрячьте маленькую игрушку. Пусть ребенок поищет ее, а найдя, обязательно определит местонахождение: на ..., за ..., между ..., в ..., у ... и т.п.  Потом поменяйтесь ролями.

«Чего не стало?». Поставьте на стол десять игрушек в ряд. Предложите ребенку пересчитать их и запомнить расположение. Затем попросите его закрыть глаза. Уберите две любые игрушки. После чего ребенок открывает глаза и отвечает на вопросы: Игрушек стало больше или меньше? Какие игрушки исчезли? Какими они были по счету? 

«Назови соседей». Взрослый называет число, просит ребенка назвать соседей этого числа (предыдущее и последующее) и объяснить свой ответ. Потом, играющие меняются ролями.G:\5809ff8c5c933.jpg

«Кто знает, пусть дальше считает». Взрослый называет число, а ребенок должен назвать три последующих. Другие варианты: назвать три последующих числа и увеличить (уменьшить) каждое число на один. Поменяйтесь ролями.G:\48688-mjagkaja-igrushka-uchenyj-zajka-uchim-cveta-lamaze.jpg

«Найти столько же». Взрослый держит в руках веером карточки с цифрами так, чтобы ребенок их не видел. Предлагает ему вытащить одну из них. Ребенок выбирает одну карточку и, запомнив цифру, находит соответствующее число одинаковых (по любому признаку) предметов в комнате, затем столько же разных.

«Положи столько же». В игру можно играть везде. Взрослый выкладывает в ряд камешки (каштаны). Ребенок должен положить столько же, не считая (один под другим). Усложните игру, предложите положить больше камешков или меньше тоже в ряд.

«Чудесный мешочек». На столе лежит мешочек со счетным материалом (мелкие игрушки или пуговицы, фасолинки, бусинки, каштаны) и цифры. Взрослый хлопает несколько раз в ладоши, просит ребенка отсчитать столько же игрушек, сколько тот услышит хлопков, и положить рядом соответствующую карточку с цифрой или нужным количеством кружочков. Потом можно поменяться ролями. 

«Кто больше?». Перед играющими, на столе две кучки мелких пуговиц (фасолинок). По команде игроки в течение определенного времени откладывают из кучки пуговицы по одной. Потом считают, кто больше отложил. Можно усложнить игру: откладывать пуговицы левой рукой.

G:\depositphotos_9009097-stock-illustration-kids-playing.jpg



Предварительный просмотр:

Как разрешать конфликтыG:\image1_59f5bf280d265.jpeg

Трудно представить, чтобы наши отношения с ребенком развивались без разногласий и ссор. Не могут интересы и желания родителей и детей всегда и во всем совпадать. И все же так хотелось бы, чтобы отрицательных эмоций при этом было поменьше. Чтобы можно было выйти из конфликтной ситуации, не потеряв чувства самоуважения и не проживая ее потом про себя или вслух еще неделю-другую предлагаю Вам способ разрешения конфликтов, в котором выигрывают оба участника - и взрослый и ребенок.

Алгоритм решения включает в себя несколько шагов: прояснение конфликтной ситуации; сбор предложений; оценка предложений и выбор наиболее приемлемого; детализация решения; выполнение решения, проверка.

Первый шаг - прояснение ситуации. Взрослый активно слушает ребенка, стараясь понять его чувства, мотивы, затруднения. Замечено: когда взрослый начинает слушать и понимать чувства ребенка, накал эмоций значительно снижается. И тогда становится возможным принять позицию "противника" как заслуживающую внимания. Выслушав ребенка, нужно сообщить ему и о своих чувствах и желаниях. Но сделать это в форме "я-высказывания" вместо "ты-высказывания". Например: "Я устаю на работе и хотела бы, чтобы мне не приходилось гулять вечером с твоей собакой" (вместо "Ты всегда перекладываешь свои обязанности на других").

Второй шаг - сбор предложений. Начинается он с вопросов: "Как нам поступить в этой ситуации?", "Что можно сделать?". Важно, чтобы ребенок сам предлагал варианты решений. Взрослый высказывает свои соображения. При этом собираются все предложения. Даже если они на первый взгляд не слишком приемлемые.

Третий шаг - оценка предложений и выбор наиболее приемлемого. Это очень важный этап. Доброжелательно обсуждаются и учитываются все мнения, без раздражения и обид. И постепенно у детей вырабатывается навык разрешения конфликтов мирным путем. Когда в обсуждении участвует несколько сторон, наиболее приемлемым считается предложение, которое устраивает всех участников. Как быть, если такое решение не находится? Обычно при таком способе решения проблем в участниках пробуждается творческий подход и готовность идти навстречу друг другу. Но ведь ребенок может предложить просто неприемлемое решение. Тогда нужно исходить из реальной оценки ситуации. Если предложение ребенка опасно для жизни и здоровья, необходимо остановить его. Иногда же мы настаиваем на своем только из принципа, а реальной угрозы при этом нет.

Шаг четвертый - детализация принятого решения. Необходимо уточнить, как оно будет выполняться. Например, решено: сын сам будет заботиться о кормлении своей собаки. Что для этого понадобится? Возможно, придется выделять ему регулярно какую-то сумму для покупки корма, витаминных добавок и т. д. Или научить элементарным навыкам готовки (показать, как сварить, смешать и т. д.). Договориться о том, что собачью посуду он также будет мыть сам. Прикрепить на видном месте напоминание о часах кормления и т. д.

Пятый шаг - выполнение, проверка. Не исключено, что на первых порах не все пойдет гладко. Через какое-то время стоит спросить у ребенка, не нужна ли какая-то помощь?



Предварительный просмотр:

Консультация социального педагога для родителей

«Право на любящих и все понимающих родителей,

или Прежде чем воспитывать ребенка ...»

         Почему мы, родители, считаем, что воспитываем детей, когда читаем им нудные нотации или устраиваем шумные выволочки?

       Когда Вам в очередной раз захочется «повоспитывать» своего ребенка, возьмите себя в руки, не горячитесь, сядьте поудобнее, расслабьтесь задумайтесь: зачем? Какова цель Вашего очередного воздействия? Вам хочется:

  •  навязчиво поделиться с ребенком опытом или протянуть ему руку помощи?
  • еще раз подчеркнуть зависимость ребенка или вселить в него уверенность и чувство защищенности?
  • устроить ребенку очередное «военное сражение» и убить в нем веру в себя?
  •  сделать ребенка «удобным» для себя и «прополоть» неугодные качества, вырвать их с корнем, как бурьян?
  •  выместить на ребенке злобу и обиду на окружающих?

     А может, Вы собрались сегодня подсчитать очередные шалости и самоутвердиться во время «разбора полетов»?

     А может, Вы задумали устроить малышу очередную порку из-за собственной беспомощности и неумения воспитывать, которые надо скрыть за ширмой «воспитания»?

А может...

Еще раз проанализируйте: зачем и почему Вы вдруг вновь решили манипулировать ребенком? Может, просто потому, что ребенок слаб и безответен, да и попался под горячую руку?

Какие бы Вы ни испытывали чувства, ничего не надо предпринимать, когда Вы в состоянии аффекта и плохо контролируете собственное поведение. Нет более странной картины, чем мать, шлепающая своего ребенка со словами: «Драться нельзя! Нехорошо!». Похоже, что природная склонность родителей — учить на отрицательном примере. Вряд ли малыш поймет; что агрессия не лучший способ установления взаимоотношений с окружающими, если этим способом пользуются родители, доказывая, что «сила не право» добиваясь послушания от своего ребенка. Он непослушен, потому что непослушным его сделали Вы сами. Поэтому наказывать необходимо Вас. Вот ребенок и делает это своим непослушанием. Подумайте, каким будет конечный результат Ваших «воспитательных воздействий». Физические наказания совершенно бесполезны. Действительно, моральное поведение ребенка формируется исключительно под воздействием его собственного внутреннего контроля, а не из-за животного чувства страха перед наказанием. К тому же ребенок ведет себя по-другому только в присутствии того человека, который наказал. Не наказания должен бояться ребенок, не гнева Вашего, а
Вашего огорчённого взгляда и вида.

 Задумайтесь, какие отзвуки и отголоски вызовут Ваши «воспитательные воздействия»?

Физические наказания ранят не только тело, но главным образом, душу ребенка.

Унижение человеческого достоинства может привести к серьезным психическим нарушениям: формированию неуверенности в себе, комплекса неполноценности, занижению самооценки, подавлению личности, озлобленности, замкнутости, трусости или садизму.

Словесная агрессия (ругань, оскорбления), подобно физическим наказаниям, ведет к нарушению взаимоотношений ребенка со взрослыми и сверстниками, неудачам во взрослой жизни. Ваш ребенок — не Ваша собственность, и решать его судьбу, тем более ломать ее, никто не имеет права, даже Вы.

Откройте дверь в свое детство. Вспомните, какими были Вы. Вспомните, что самой главной Вашей потребностью была потребность в любви и одобрении. Поэтому ни в коем случае не лишайте ребенка родительской любви и внимания, не угрожайте в качестве наказания, что мама уйдет и оставит ребенка одного, не лишайте его заслуженной похвалы и награды. Не заставляйте его вымогать у Вас любовь, а дайте ему ее сами, не пользуясь эмоциональным шантажом. Право на любовь и заботу — первостепенное жизненное право Вашего ребенка. Не разочаровывайте его. Еще раз успокойтесь и расслабьтесь. Поймите своего ребенка, посмотрите на него со стороны, его глазами и с его позиций. Представьте, чем наполнен Ваш ребенок: каковы его стремления, желания, чувства и мечты? Семь раз отмерьте — один раз отрежьте, лишь тогда Вас ждет желаемый результат.

Вы — не судья, не Вам подвластен приговор. Не увлекайтесь так рьяно «управлением» ребенка, не дрессируйте его, а выбирайте самые удачные моменты для доверительных бесед наедине.

Дайте себе отчет: кто Вы в глазах ребенка — обличитель, диктатор или доброжелатель.

Итак, поймите своего ребенка, его очарованную душу и... помогите ему, защитите от самих себя, если можете.

Постарайтесь стать для него таким родителем, какого Вы мечтали иметь в детстве!



Предварительный просмотр:

Консультация социального педагога

«О том, как нельзя наказывать»

Иногда некоторые родители воспитание отождествляют с наказанием ребёнка. На самом же деле, наказание – лишь один из инструментов, который  можно использовать во благо своему ребёнку. Чтобы наказание не навредило ребёнку, известный специалист Владимир Леви в своей книге «Нестандартный ребёнок» приводит некоторые рекомендации.

«СЕМЬ ПРАВИЛ ДЛЯ ЛЮБЯЩИХ РОДИТЕЛЕЙ»

1.        Наказание не должно вредить здоровью ни физическому, ни психическому. Более того, по идее, наказание должно быть полезным, не так ли? Никто не спорит. Однако наказывающий забывает подумать…

2.        Если есть сомнение, наказывать или не наказывать, не наказывайте. Даже если уже поняли, что обычно слишком мягки, доверчивы и нерешительны. Никакой «профилактики», никаких наказаний «на всякий случай»!

3.        За один раз – одно. Даже если проступков совершено сразу необозримое множество, наказание может быть суровым, но только одно, за все сразу, а не поодиночке за каждый. Салат из наказаний – блюдо не для детской души!

НАКАЗАНИЕ – НЕ ЗА СЧЕТ ЛЮБВИ. ЧТО БЫ НИ СЛУЧИЛОСЬ, НЕ ЛИШАЙТЕ РЕБЕНКА ЗАСЛУЖЕННОЙ ПОХВАЛЫ И НАГРАДЫ. НИКОГДА  не отнимайте подаренного вами или кем бы то ни было – НИКОГДА!

Можно отменять только наказания. Даже если набезобразничал так, что хуже некуда, даже если только что поднял на вас руку, но сегодня же помог больному, защитил слабого…

4. Срок давности. Лучше не наказывать, чем наказывать запоздало. Иные чересчур последовательные воспитатели ругают и наказывают детей за проступки, обнаруженные спустя месяц, а то и год (что-то испортил, стащил, напакостил), забывая, что даже в суровых взрослых законах принимается во внимание срок давности правонарушения. Есть риск внушить маленькому негодяю мысль о возможной безнаказанности? Конечно. Но этот риск не так страшен, как риск задержки душевного развития. Запоздалые наказания ВНУШАЮТ ребенку прошлое, не дают стать другим.

5.        Наказан – прощен. Инцидент исчерпан. Страница перевернута. Как ни в чем не бывало. О старых грехах ни слова. Не мешайте начинать жизнь сначала!

6.        Без унижения. Что бы ни было, какая бы ни была вина, наказание не должно восприниматься ребенком как торжество нашей силы над его слабостью, как унижение. Если ребенок считает, что мы несправедливы, наказание подействует только в обратную сторону!

7.        Ребёнок не должен бояться наказания. Не наказания он должен бояться, не гнева нашего, а нашего огорчения…