Внеурочная деятельность


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Астапковичская средняя школа»

Принято на заседании  педагогического совета

протокол

от «30»августа 2017 г. №1

УТВЕРЖДЕНО

Приказом директора МБОУ «Астапковичская средняя школа»

от «30» августа  2017 г. №_103/1-о

Рабочая программа  

кружка

____________ «Рукоделие»______________

Наименование предмета

__________5,6, 7 класс____________

Класс

Составлена  Федоровой Жанной

_______________Анатольевной

                                                                                                                                                       ФИО учителя

_____первая квалификационная

___________________категория

                                                                                                                                                 квалификационная категория

2017г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Кружок «Рукоделие» рассчитан для обучающихся 6-8-х классов средней общеобразовательной школы. Количество часов: 1 ч в неделю, всего 34 часа.

Кружок организуется в целях углубления знаний учащихся в разделе рукоделие в учебном предмете “Технология” и предпрофильной подготовки, который является ориентационным, так как направлен на ориентацию обучающихся в мире профессий или на выбор профиля в 9 классе, а именно технический и художественно- эстетический.

Вязание крючком - один из древнейших видов прикладного искусства. В наши дни стало модным украшать одежду и предметы быта изделиями, связанными коротким крючком и длинным. Данная программа рассматривает несколько видов вязания крючком. Это филейное вязание, ажурное вязание, тамбурное вязание, из которых можно создать различные изделия: салфетки, панно, прихватки, создать узоры для наволочек, манишек, кофточек, платьев, жилетов, пальто.

Увлекательное рукоделие, шитье из лоскутков, появилось в России в незапамятные времена, но особую популярность оно получило во второй половине 19 века. Рачительные хозяйки кроили и шили одежду, а лоскутки собирали, из которых впоследствии шили всевозможные изделия (панно, наволочки на диванные подушки, покрывала, одеяла, жилеты, сумочки, игрушки и др.).

В наше время техника пэчворк не потеряла своей актуальности, а, наоборот, набирает новый виток. Появились новые технологии в "Пэчворк", которые называются "ускоренные техники": треугольники, из отдельных полос, кайма, квилт в роли панно.

Занятие рукоделием имеет большое воспитательное значение - это одна из форм художественно-эстетического воспитания и профориентации школьников.

Работа в этой технике имеет много положительных моментов: возможность познакомиться с основами декоративно-прикладного искусства (ДПИ), приобщиться к народному творчеству, возможность самовыразиться.

Привлекает в этой работе относительная дешевизна используемых материалов. В этой технике могут работать дети, не имеющие швейной машинки и с небольшим материальным достатком.

Девочка, будущая хозяйка, подготавливается к семейной жизни, учится быть бережливой, практичной, расширяет познания в дальнейшем выборе профессии.

Цель программы: создание условий для развития природных творческих способностей детей через постижение мастерства традиционного русского рукоделия.

Задачи программы:

Воспитательные: воспитание трудолюбия, воспитание аккуратности, формирование самостоятельности, предприимчивости.

Обучающие: овладение техникой вязания крючком филейного вязания, ажурного вязания, тамбурного вязания, общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для проектной деятельности, навыкам безопасности труда, а также обучение мастерству ручного шитья, обучение искусству гармоничного подбора цветов, обучение технологии сборки изделий из лоскутов, обучение приемам шитья на швейной машинке.

Развивающие: знакомство детей с различными видами декоративно- прикладного искусства, знакомство детей с русским народным творчеством, развитие у детей художественного вкуса и творческого потенциала.

Система оценки результатов

Система оценки результатов включает: оценку базовых знаний и навыков, оценку умений и навыков допрофессиональной подготовки, оценку коллективно индивидуальную (качество индивидуальной работы).

Оценка знаний и умений в результате работы кружка проводится с помощью экспресс-опросов на каждом занятии, также в кружке проводятся выставки, где сами дети оценивают ту или иную работу. Итогом работы детей является участие их в городских и республиканских выставках и конкурсах.

Данная программа предусматривает изучение приемов вязания, ажурного вязания, филейного вязания, тамбурного вязания и применение его в современных условиях и умения: умение выполнять все виды ручных швов, используемых в технике пэчворк; умение конструировать несложные узоры, умение изготавливать несложные панно.

Содержание программы

Раздел 1. Вязание крючком 20 часов (4 теоретических и 16 практических).

1. История вязания крючком. Материалы и инструменты для вязания. Организация рабочего места. Подготовка материалов к работе. Положение крючка в руке. Приемы выполнения начальной и воздушных петель.

2-4. Практические занятия. Выполнение начальной и воздушных петель.

Выработка навыков работы с крючком. Вывязывание цепочек из воздушных петель для изготовления мини-картин.

5. Приемы выполнения двойной цепочки. Вывязывание закладок из двойных цепочек.

6. Приемы вывязывания столбиков без накида и полустолбиков. Условные обозначения. Схемы для вязания.

7-9. Формирование практических умений и навыков работы с крючком при выполнении круглой салфетки из воздушных петель и полустолбиков. Отработка техники вязания крючком.

10-12 Формирование практических умений и навыков работы с крючком при выполнении круглой подставки под горячее из цветных ниток. Приемы соединения ниток, выполнение переходов при вязании по кругу.

13. Приемы вывязывания столбиков с накидом, с двумя и тремя накидами. Вязание полотна рядами. Плотность вязания.

14. Формирование практических умений и навыков работы с крючком при выполнении столбиков с накидом, с двумя и тремя накидами. Вязание полотна рядами. Плотность вязания.

15-18. Вязание филейной сетки. Формирование практических умений и навыков работы со схемами.

19-20. Приемы вывязывания «Искусственного меха». Формирование практических умений и навыков работы с крючком при выполнении махровой мини-мочалки.

Раздел 2. Лоскутная техника 14 часов

(3 теоретических занятия и 11 практических).

История лоскутной техники. Материалы и инструменты, применяемые для лоскутной техники. Организация рабочего места. Подготовка материалов к работе. Виды ручных швов: "вперед иголку", "назад иголку", "через край", "петельный" и др.

Формирование практических умений и навыков работы при выполнении ручных стежков и швов на их основе ( "вперед иголку", "назад иголку", "через край", "петельный" и др)

Шаблоны для раскроя элементов орнамента. Изготовление шаблонов (треугольник, квадрат) из плотной бумаги или картона.

Подбор тканей по цвету, фактуре и рисунку. Раскрой деталей и соединение их между собой.

5-7. Технология выполнения прихватки по шаблонам: составление эскиза; изготовление шаблонов; раскрой; соединение деталей между собой и с подкладкой.

10-13.Практическая работа. Создание идеи (замысла) для выполнения творческого задания. Выполнение эскиза модели авторского декоративного изделия из лоскутков. Изготовление изделия.

Выставка работ учащихся. Прихватки, подставки под горячее, салфетки, игольницы.

Ожидаемые результаты.

В результате обучения в кружке в течение учебного года предполагается, что дети получат следующие знания и умения: умение выполнять все виды ручных швов, используемых в технике пэчворк; умение конструировать несложные узоры, умение изготавливать несложные панно, умение вывязывать изделия крючком по схеме.

Образовательный курс программы по рукоделию рассчитан на 1 год. Возраст детей в группе - 13-15 лет. Для успешного освоения программы количество детей: в группе начального обучения – до 7 человек.

Знать

Историю возникновения вязания крючком и его видов;

Сведения о нитках, крючках, используемых для вязания кружева;

Основные элементы вязания крючком

Основные правила лоскутного шитья

Уметь

Готовить материалы к работе;

Подбирать нити по цвету;

Читать схемы кружева;

Выполнять ажурные кружева; филейную сетку, тамбурное полотно

Выполнять все виды ручных швов, используемых в технике пэчворк; умение конструировать несложные узоры, умение изготавливать несложные панно.

Режим работы кружка -1 раз в неделю по 1 часу.

На изучение курса «Рукоделие» отводиться 34 часа, распределение происходит следующим образом:

Раздел 1. Вязание крючком 20 часов (4 теоретических и 16 практических).

Раздел 2. Лоскутная техника 14 часов (3 теоретических занятия и 11 практических).

Раздел 3. Выставка и презентация работ учащихся 1 час.

Тематическое планирование по кружку «Рукоделие»

Количество часов: 34 (1 ч в неделю)

№ занятия

Темы занятий

Кол-во занятий

Дата провед., (корректировка)

Форма проверки

Теорет.

Практи

Вязание крючком (20 часов)

1

История развития. Материалы и приспособления. Нитки. Крючки. Выполнение первой петли и вывязывание цепочки из воздушных петель.

1

Сдача образца

2-4

Изобретательные цепочки. Картины из цепочек.

3

Сдача готового изделия

5

Двойная цепочка. Вывязывание закладок из двойных цепочек.

1

Сдача готового изделия

6

Столбики без накида, полустолбики.

1

Сдача образца

7-9

Изготовление круглой салфетки из воздушных петель и полустолбиков.

3

Сдача готового изделия

10-12

Вывязывание подставки под горячее из цветных ниток.

3

Сдача готового изделия

13

Столбики с накидом, с двумя и тремя накидами.

1

Сдача образца

14

Вязание образцов с накидами.

1

Сдача образца

15-18

Вязание филейной сетки. Работа со схемами.

1

3

Сдача готового изделия

19-20

Вязание мини-мочалки.

2

Сдача готового изделия

Лоскутная техника (14часов)

21-22

Виды ручных швов: "вперед иголку", "назад иголку", "через край", "петельный" и др.

1

1

Сдача образца

23

Изготовление шаблонов.

1

Сдача образца

24

Гармония цвета

1

25-27

Конструирование узоров, сборка: техника "изба"

3

Сдача готового изделия

28-29

Конструирование узоров, сборка: "треугольники".

2

Сдача готового изделия

30-33

Выполнение проектной работы.

1

3

Сдача готового проекта

34

Выставка и презентация работ учащихся.

1

Всего занятий

7

27


Список литературы

Н. С. Шевченко “Волшебный крючок” Ростов-на-Дону “Феникс” 2003.

Н. В. Фарафошина “Художественное вязание” “Алфавит” 1993.

В.С. Кришталёва “Вязание узоров крючком” Москва Легпромбытиздат 1989.

Т.А. Терешкович “Школа вязания” Минск “Полымя” 1995.

Гильман Р.Я. Иголка и нитка в умелых руках. - М., 1993г.

Должностная инструкция руководителя кружка филиала ЦДТ, СЮТ,

Еременко Т.И. Иголка волшебница. - М., 1987г.

Лоскутное шитье: Швейная мастерская дома Справочное издание. Авт.-сост.

Н.М. Волчек - Мн.: Современный литератор, 2001.

Овчинникова О. Н. "Приемы изготовления изделий в лоскутной технике", 2001,



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Астапковичская средняя школа»

Принято на заседании  педагогического совета

протокол

от «30»августа 2016 г. №1

УТВЕРЖДЕНО

Приказом директора МБОУ «Астапковичская средняя школа»

от «01» сентября 2016 г. №_121-о

Рабочая программа групповых занятий

«Хозяйка сельского дома»

Наименование предмета

_______5 класс __________

Класс

__________базовый______________

Уровень программы

Программу  составила

учитель технологии

 1 квалификационной категории

Федорова Ж.А.

2017 г.

1.Пояснительная записка.

     

Программа «Хозяйка сельского дома» для  5, 6 классов создана в соответствии с требованиями ФГОС.

Актуальность данной программы обосновывается в соответствии с анализом современной общественно-экономической ситуации. Новые технологии приводят всё больше к интеграции домашнего хозяйства и производства, расширяют спектр непроизводственных видов деятельности на дому, ведут к доместикации (одомашниванию) производства и многообразной человеческой активности.

Ведущая идея программы - познакомить учащихся среднего звена с широким спектром знаний по рукоделию в различных техниках и традициях. Особо значимой является проблема приобретения учащимися адекватных представлений о профессиональной деятельности и собственных возможностях.

Данная программа способствует трудовому, эстетическому и нравственному воспитанию учащихся. Обучение искусству вышивки, шитья развивает усидчивость, аккуратность. Занятие рукоделием развивает мелкую моторику рук и мыслительную деятельность. Программа предназначена для учащихся 5 классов, рассчитана на 1 год обучения; 1 час в неделю (35 часов в год).

Цель программы:  

  • формирование представлений о технологической культуре производства, практических навыков в сфере декоративно-прикладного искусства;    
  • развитие творческих способностей и культуры труда подрастающих поколений;
  • становление системы технических и технологических знаний и умений;
  • воспитание трудовых, гражданских и патриотических качеств личности.

Задачами курса являются:

  • сформировать  у учащихся  необходимые  в повседневной жизни базовые приемы ручного и механизированного труда  с использованием распространенных инструментов, механизмов и машин;
  • овладеть способами управления отдельными видами распространенной в быту техники,  необходимой в обыденной жизни и будущей профессиональной деятельности;
  • научить применять в практической деятельности знания, полученные при изучении основ наук.

2.Планируемые результаты обучения

Личностными результатами освоения программы «Хозяюшка» являются:

  • проявление познавательных интересов и активности в данной области предметной технологической деятельности;
  • развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности;
  • овладение установками, нормами и правилами научной организации умственного и физического труда;
  • самооценка своих умственных и физических способностей для труда в различных сферах с позиций будущей социализации;
  • становление профессионального самоопределения в выбранной сфере профессиональной деятельности;
  • планирование образовательной и профессиональной карьеры;
  • бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам;
  • готовность к рациональному ведению домашнего хозяйства;
  • проявление технико-технологического мышления при организации своей деятельности;

Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы «Хозяюшка» являются:

– планирование процесса познавательно-трудовой деятельности;

– определение адекватных условиям способов решения учебной или трудовой задачи на основе заданных алгоритмов.

– комбинирование известных алгоритмов технического и технологического творчества в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них;

– проявление нестандартного подхода к решению учебных и практических задач в процессе моделирования изделия или технологического процесса;

– мотивированный отказ от образца объекта труда при данных условиях, поиск новых решений возникшей технической или организационной проблемы;

– самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по созданию технических изделий;

– виртуальное и натурное моделирование технических и технологических процессов объектов;

– приведение примеров, подбор аргументов, формулирование обоснованных выводов по обоснованию технико-технологического и организационного решения; отражение в устной форме результатов своей деятельности;

– выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных;

– использование дополнительной информации при проектировании и создании объектов, имеющих личностную или общественно значимую потребительную стоимость;

– согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими ее участниками;

– оценивание своей познавательно-трудовой деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам;

– обоснование путей и средств устранения ошибок или разрешения противоречий в выполняемых технологических процессах;

– соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства;

– соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда.

Предметными результатами освоения программы «Хозяюшка» являются:

  1. В познавательной сфере:
  • рациональное использование информации для проектирования и создания объектов труда;
  • оценка технологических свойств материалов и областей их применения;
  • ориентация в имеющихся и возможных технических средствах и технологиях создания объектов труда;
  • владение алгоритмами и методами решения технических и технологических задач;
  • распознавание видов, назначения материалов, инструментов и оборудования, применяемого в техническом труде;
  • владение методами чтения и способами графического представления технической и технологической информации;
  • применение знаний культурных традиций Кузбасса;
  • владение способами научной организации труда, формами деятельности, соответствующими культуре труда и технологической культуре производства;
  1. В трудовой сфере:
  • планирование технологического процесса и процесса труда;
  • подбор материалов с учетом характера объекта труда и технологии;
  • проведение необходимых опытов и исследований при подборе материалов и проектировании объекта труда;
  • подбор инструментов и оборудования с учетом требований технологии и материально-энергетических ресурсов;
  • проектирование последовательности операций и составление операционной карты работ;
  • выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов и ограничений;
  • соблюдение норм и правил безопасности труда и пожарной безопасности;
  • соблюдение трудовой и технологической дисциплины;
  • подбор и применение инструментов приборов и оборудования в технологических процессах с учетом областей их применения;
  • выявление допущенных ошибок в процессе труда и обоснование способов их исправления;
  • документирование результатов труда и проектной деятельности;
  1. В мотивационной сфере:
  • оценивание своей способности и готовности к труду в конкретной предметной деятельности;
  • выраженная готовность к труду в сфере материального производства;
  • согласование своих потребностей и требований с другими участниками познавательно-трудовой деятельности;
  • осознание ответственности за качество результатов труда;
  • осознание необходимости изучения национального наследия малой Родины;
  • стремление к экономии и бережливости в расходовании времени, материалов, денежных средств и труда.
  1. В эстетической сфере:
  • дизайнерское проектирование технического изделия;
  • моделирование художественного оформления объекта труда;
  • эстетическое и рациональное оснащение рабочего места с учетом требований эргономики и научной организации труда;
  • опрятное содержание рабочей одежды.

5. В коммуникативной сфере:

  • выбор знаковых средств для оформления информации в процессе коммуникации;
  • публичная презентация и защита проекта технического изделия;
  1. В психофизической сфере
  • развитие способностей к моторике и координации движений рук при работе с ручными инструментами и выполнении операций;
  • достижение необходимой точности движений при выполнении различных технологических операций;
  • соблюдение требуемой величины усилия, прикладываемого к инструменту с учетом технологических требований;
  • сочетание образного и логического мышления в процессе проектной деятельности.

 

Содержание программы

5 КЛАСС.

Тема: «ЛИЧНАЯ ГИГИЕНА»

Правила личной гигиены в течение дня. Умывание, чистка зубов,  ушей. Душ утренний. Вечерняя чистка зубов. Душ вечерний.

Предметы и средства личной гигиены: мочалка, зубная щетка, расческа, полотенце банное, для лица, для ног.

Уход за полостью рта. Чистка зубов, посещение стоматолога. Профилактика кариеса.

Уход за ушами. Чистка ушей (Ватный жгутик).

Сохранность зрения. Читать в хорошо освещенном помещении, смотреть телевизор не ближе 3-х метров.

Уход за волосами, кожей лица, ногтями.

Тема: «ОДЕЖДА И ОБУВЬ»

Виды одежды и головных уборов, их назначение. Повседневный уход за одеждой и ее хранение. Виды обуви, их назначение. Повседневный уход за кожаной обувью. Уход за обувью из замши и текстиля. Уход за мокрой обувью. Подготовка обуви к сезонному хранению. Наложение заплат на разорванное место на одежде. Штопка изделий. Стирка нижнего белья, носков.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ:

  • уход за обувью;
  • наложение заплат;
  • штопка изделий;

Тема: «ПИТАНИЕ».

Правила мытья и чистки посуды. Средства для чистки посуды. Губки, терки, щетки. Сервировка стола к завтраку. Застольный этикет. Санитарно-гигиенические требования к приготовлению пищи. Знакомство со стоимостью необходимых продуктов.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ:

  • Сервировка стола к завтраку.

Тема: «ЭТИКЕТ. КУЛЬТУРА ПОВЕДЕНИЯ».

Правила поведения за столом, правила этикета (строго установленный порядок) за столом. Правильный прием пищи, правильное пользование столовыми приборами. Опоздавший должен извиниться, не следует широко расставлять локти и опираться на них, не стоит говорить о плохом, не заводить разговор с человеком, сидящим далеко, если блюдо не нравится необходимо вежливо отказаться, не объясняя причин, разговаривать можно, если во рту нет пищи, закончив еду, необходимо столовые приборы положить в тарелку.

Правила приема пищи. Брать крайний кусок, который ближе, не брать нож в рот, не ковырять вилкой в зубах, не дуть на горячую еду, ждать когда остынет, не тянутся к блюду, попросить передать его, есть следует беззвучно, не следует брать много еды на тарелку, не стоит увлекаться одним блюдом, т.к. может не хватить другим.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ:

  • Упражнения по этикету за столом;
  • Проведение чаепития.

Тема: «ЖИЛИЩЕ».

Гигиенические требования к жилому помещению. Инвентарь и приспособления для уборки помещения. Чистящие и моющие средства. Правила вытирания пыли. Правила подметания пола, мытья посуды. Пылесос. Правила техники безопасности при работе с пылесосом.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ:

  • Регулярная уборка помещения.

Тема: «ДОМАШНИЙ ДОКТОР».

Первая помощь при ушибах. Наложение холода на место ушиба. Кровотечение из носа. Наложение салфетки, смоченной холодной водой, на переносицу.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ:

  • Первая помощь при ушибах;
  • Кровотечение из носа.

Тема: «РАБОТА С ТКАНЬЮ».

Изготовление игольницы «Яблоко». Раскрой по образцу деталей яблока. Сметывание. Скрепление деталей. Набивка. Изготовление прихватки в форме квадрата.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ:

  • Игольница «Яблоко» (2 час)
  • Прихватка (3 часа)

Тема: «ЗЕЛЕНЫЙ УГОЛОК».

Роль комнатных растений в жизни человека. Уход за комнатными растениями.

Цветы  - украшение квартиры, создают благоприятный климат и настроение повышают влажность, лимонное дерево убивает микроорганизмы в воздухе, очищают воздух.

Секреты полива, обмывания ( 1-2 раза в неделю), удаление сухих листьев, увядших, загнивших. Опрыскивать теплой водой.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ:

  • Обмывание комнатных растений;
  • Посадка лука.

Тема: «СЕМЬЯ, СЕМЕЙНЫЕ ОТНОШЕНИЯ. РОДСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ».

Состав семьи (брат, сестра, мама, папа, бабушки, дедушки, тети, дяди, племянники).

Семья – это люди, которые живут вместе. Ведут общее хозяйство.

Правила поведения в семье: доверие друг, другу, общий бюджет, выполнение обязанностей по дому. Решение всех проблем с учетом интересов каждого члена семьи, оказание посильной помощи и поддержки нуждающемуся члену семьи.

6 КЛАСС.

Тема: «ЛИЧНАЯ ГИГИЕНА».

Закаливание организма. Зарядка, обтирание. Уход за кожей лица (повторение). Уход за кожей рук, за ногтями. Кремы, маникюрные ножницы, пилочка. Уход за волосами (повторение). Гели, муссы. Инструменты для ухода за волосами: расческа, массажные щетки, зажимы, бигуди, фен.

Типы волос: сухие, нормальные, жирные.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ:

  • Проведение зарядки.
  • «Салон чистых рук».
  • Проведение укладки волос.

Тема: «ОДЕЖДА И ОБУВЬ».

Мелкий ремонт одежды. Пришивание пуговиц, кнопок, крючков, петель на шторы. Ручная стирка, сушка изделий и стирка белья из х/б  тканей. Утюжка изделий. Техника безопасности при работе с утюгом.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ:

  • Застрачивание разорвавшихся швов на одежде, утюжка белья;
  • Пришивание пуговиц, кнопок, крючков.
  • Пришивание петель на шторы.

Тема: «ПИТАНИЕ».

Мебель и оборудование на кухне. Средства чистки мебели и оборудования ( мясорубка). Приборы, посуда, сервировка стола к ужину. Режущие инструменты, кипяток. Хранение продуктов в холодильнике и без него.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ:

  • Сервировка стола к ужину..

Тема: «ЭТИКЕТ. КУЛЬТУРА ПОВЕДЕНИЯ».

 Осанка при ходьбе, в положении сидя, стоя. Мимика и жесты во время разговора. Не следует перебивать разговором собеседника. Формы обращения к старшим и сверстникам. Формы обращения с просьбой к старшим и сверстникам.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ:

  • Осанка при ходьбе, в положении сидя, стоя. Мимика.
  • Формы общения.

Тема: «ЖИЛИЩЕ».

Значение уборки жилых помещений. Периодичность проветривания. Требования к организации спального места. Гигиенические требования к постельному белью. Виды половых покрытий. Инвентарь, приспособления, средства по уходу за полами. Ковры и ковровые покрытия. Способы ухода за коврами и ковровыми покрытиями. Уход за мебелью.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ:

  • Организация спального места.

Тема: «ДОМАШНИЙ ДОКТОР».

Первая помощь при травмах. Обработка раны. Перекись водорода, зеленка. Наложение марлевых повязок. Домашняя аптечка (бинты, вата, зеленка, йод, анальгин, ацетилсалициловая кислота). Отравление. Симптомы отравления. Первая помощь при отравлениях.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ:

  • Обработка раны.
  • Наложение повязок.

Тема: «РАБОТА С ТКАНЬЮ».

Изготовление подставки под горячую посуду. Пошив полотняных салфеток.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ:

  • Подставка под горячую посуду (2 часа)
  • Салфетка (1 час)

Тема: «ЗЕЛЕНЫЙ УГОЛОК».

Роль комнатных растений в жизни человека (Повторение). Секреты размещения комнатных растений. Закладка грунта в горшок. Уход за растениями в зимний период. Пересадка. Период роста и покоя. Настенные вазочки. Вьющиеся растения на полках, крупные – на полу. Микродендрарий ( кактусы в керамическом блюде плюс различные растения.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ:

  • Размещение комнатных растений.
  • Закладка грунта в горшки. Пересадка.

Тема: «СЕМЬЯ, СЕМЕЙНЫЕ ОТНОШЕНИЯ».

Обязанности в семье. Распределение посильных обязанностей по дому. (ежедневная уборка помещения, вынос мусора, покупка хлеба, забота о младших детях). Семейный альбом – история семьи.

УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ:

Календарно-тематическое планирование:

5 класс

Содержание

(Раздел, тема)

Дата проведения

Аргументация изменений

По плану

По факту

ЛИЧНАЯ ГИГИЕНА

1.

2.

3.

Правила личной гигиены в течении дня.

Уход за полостью рта.

Уход за ушами. Правила охраны зрения (чтение, просмотр TV, освещение).

Уход за волосами. Тестирование.

ОДЕЖДА И ОБУВЬ

4.

5.

6.

7.

8.

Виды одежды и головных уборов, их назначение. Повседневный уход за одеждой и подготовка ее к хранению.

Виды обуви, их назначение. Повседневный уход за кожаной обувью.

Повседневный уход за обувью из замши, текстиля. Уход за мокрой обувью.

Подготовка обуви к сезонному хранению. Наложение заплат.

Правила стирки нижнего белья, носков, колготок. Тестирование

ПИТАНИЕ

9.

10.

11.

12.

Правила мытья и чистки посуды. Моющие и чистящие средства. Средства для чистки посуды. Что чем чистить (губка, щетка, терка)

Сервировка стола к завтраку. Застольный этикет. Санитарно-гигиенические требования к приготовлению пищи.

Экскурсия в продуктовый магазин.

Тестирование.

ЭТИКЕТ И КУЛЬТУРА ПОВЕДЕНИЯ

13.

14.

15.

Поведение за столом. Упражнения по этикету за столом.

Правила приема пищи.

Проведение чаепития.

ЖИЛИЩЕ

16.

17.

18.

19.

Гигиенические требования к жилому помещению. Инвентарь и приспособления для уборки

Чистящие и моющие средства для уборки помещения. Правила вытирания пыли. Практическая работа.

Правила подметания пола. Правила мытья пола.

Пылесос. Правила и техника безопасности при работе с пылесосом. Тестирование.

ДОМАШНИЙ ДОКТОР

20.

21.

22.

23.

Первая помощь при травмах (вывих) Первая помощь при травмах (перелом)

Первая помощь при травмах (ушиб). Первая помощь при ожогах.

Солнечный и тепловой удар. Кровотечение из носа.

Если заболел зуб.

Тестирование.

РАБОТА С ТКАНЬЮ

24.-25

26.-27

28.

Игольница «Яблоко»

Пошив прихватки в форме квадрата.

Пошив прихватки (продолжение).

ЗЕЛЕНЫЙ УГОЛОК

29.

30.

31.

32.

Роль комнатных растений в жизни человека.

Уход за комнатными растениями. Периодичность полива, рыхления почвы.

Способы размножения комнатных растений.

Тестирование

СЕМЬЯ, БЮДЖЕТ СЕМЬИ, СЕМЕЙНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

33.

34.

Семья. Родственные отношения.

Правила поведения в семье.

6 класс

Содержание

(Раздел, тема)

Дата проведения

Аргументация изменений

По плану

По факту

ЛИЧНАЯ ГИГИЕНА

1.

2.

3.

Закаливание организма (зарядка, обтирание).

Уход  за кожей лица.

Уход за ногтями.

Средства ухода за ногтями.

Инструменты для ухода за волосами. Тестирование.

ОДЕЖДА И ОБУВЬ

4.

5.

6.

7.

8.

Мелкий ремонт одежды (подготовительные работы)

Пришивание пуговиц

Пришивание кнопок, вещевых крючков.

Пришивание петель на шторы.

Правила ручной стирки и сушки изделий.

Стирка изделий из цветных х/б  и шелковых тканей.

Утюжка изделий, техника безопасности при работе утюгом. Тестирование.

ПИТАНИЕ

9.

10.

11.

12.

 Мебель и оборудование на кухне.

Средства чистки мебели и оборудования на кухне.

Посуда, приборы, приспособления.

Мытье и чистка посуды (повторение).

Режущие инструменты. Кипяток.

Хранение продуктов в холодильнике и без него.

Тестирование.

ЭТИКЕТ И КУЛЬТУРА ПОВЕДЕНИЯ

13.

14.

15.

Осанка при ходьбе, в положении сидя, стоя. Мимика и жесты во время разговора.

Формы обращения с просьбой к старшим и сверстникам. Ролевая игра.

Формы обращения к старшим и сверстникам при встрече и расставании.

Разговор со старшими и со сверстниками . Ролевая игра.

ЖИЛИЩЕ

16.

17.

18.

19.

Гигиенические требования к жилому помещению. (повторение).

Значение уборки жилых помещений. Периодичность уборки (ежедневная, недельная, сезонная).

Требования к организации спального места. Гигиенические требования к постельному белью.

Виды половых покрытий: деревянные, паркет, линолеум.

Инвентарь, приспособления, средства по уходу за полами.

Ковры и ковровые покрытия.

Способы ухода за коврами и половыми покрытиями. Тестирование.

ДОМАШНИЙ ДОКТОР

20.

21.

22.

23.

Инфекционные заболевания.

Инфекция дыхательных путей.

Обработка раны.

Способы наложения марлевых повязок.

Отравление грибами.

Отравление мясом и рыбой.

Домашняя аптечка. Тестирование. 

РАБОТА С ТКАНЬЮ

24,25,

26.

27 -28

Подставка под горячую посуду.

Салфетка.

ЗЕЛЕНЫЙ УГОЛОК

29.

30.

31.

32.

Роль комнатных растений в жизни человека (повторение). Посадка лука.

Секреты размещения комнатных растений. Закладка грунта.

Подкормка комнатных растений.

Тестирование.

СЕМЬЯ, БЮДЖЕТ СЕМЬИ, СЕМЕЙНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

33.

34.

Семейный фотоальбом.

Обязанности в семье.



Предварительный просмотр:

     Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Астапковичская средняя школа»

Принято на заседании  педагогического совета

протокол

от «31»августа 2018 г. №1

УТВЕРЖДЕНО

Приказом директора МБОУ «Астапковичская средняя школа»

от «31» августа 2018 г. №_128/1-о

Рабочая программа  групповых занятий

_____________»Хозяйка сельского дома»_______________

Наименование предмета

_______6 класс __________

Класс

__________базовый______________

Уровень программы

Программу  составила

учитель технологии

 1 квалификационной категории

Федорова Ж.А.

2018 г.

Рабочая программа курса «Хозяйка сельского дома»  (6 класс – занятие по выбору учащихся)  составлена на основе :

  • ФГОС основного общего образования;
  • базисного учебного плана на 2018-2019 учебный год;
  • федерального перечня учебников;

примерной программы по технологии  «Технология: программа: 5-8 классы / А.Т. Тищенко, Н.В. Синица. — М.: Вентана-Граф.»;

  • Рабочей программы по технологии  (Технология ведения дома. 6класс к УМК Н.В.Синицы, В.Д.Симоненко. М.: Вентана -Граф) ;
  • положением  о порядке разработки рабочих программ (РП).  

Планируемые результаты изучения технологии.

В результате освоения курса «Хозяйка сельского дома» 6 класса учащиеся должны овладеть следующими знаниями, умениями, навыками.

        Планируемые образовательные результаты:

Предметные результаты:

-осознание роли техники и технологий для прогрессивного развития общества;

-формирование целостного представления о сущности технологической культуры и культуры труда;

- формирование умений устанавливать взаимосвязь знаний по разным учебным предметам для решения учебных задач;

-планирование технологического процесса и процесса труда; подбор материалов с учётом характера объекта труда и технологии;

-оценивание своей способности к труду в конкретной предметной деятельности; осознание ответственности за качество результатов труда;

-практическое освоение умений, составляющих основу коммуникативной компетентности.

Метапредметные результаты:

-самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по созданию изделий;

-формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ);

-организация учебного сотрудничества и совместной  деятельности с учителем и сверстниками;

-оценивание правильности выполнения учебной задачи, собственных возможностей её решения;

-соблюдение норм и правил безопасности  познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда;

-практическое освоение  основ проектно-исследовательской деятельности;

-развитие умений применять технологии представления, преобразования и использования информации;

-развитие моторики и координации движений рук при работе с ручными инструментами и выполнении операций с помощью машин;

Личностные результаты:

-формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

-самооценка умственных и физических способностей при трудовой деятельности в раз личных сферах;

-развитие трудолюбия и ответственности за результаты своей деятельности;

-формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со свер стниками; умение общаться при коллективном выполнении работ или проектов с учётом

общности интересов и возможностей членов трудового коллектива;

-развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера; формирование индивидуально-личностных позиций учащихся.

Содержание курса «Технология» 6 класс (35ч)

Технология домашнего хозяйства (8  ч).

Интерьер  жилого дома (4 ч).

Теоретические сведения. Понятие о жилом помещении: жилой дом, квартира, комната, многоквартирный дом. Зонирование пространства жилого дома. Организация зон приготовления и приема пищи, отдыха и общения членов семьи, приема гостей, зоны сна, санитарно-гигиенической зоны. Зонирование комнаты подростка.

         Понятие о композиции в интерьере. Интерьер жилого  дома. Современные стили в  интерьере. Использование современных материалов и подбор цветового решения в отделке квартиры. Виды отделки потолка, стен, пола. Декоративное оформление интерьера.

Применение текстиля в интерьере. Основные виды занавесей для окон.

Лабораторно – практические и практические работы. Выполнение электронной презентации «декоративное оформление интерьера». Разработка плана жилого дома. Подбор современных материалов для отделки потолка, стен, пола. Изготовление макета оформления окон.

Комнатные растения в интерьере (4ч).

Теоретические сведения. Понятия о фитодизайне как искусстве оформления интерьера, создания композиций с использованием растений. Роль комнатных растений в интерьере. Приемы их размещения в интерьере: одиночные растения, композиция из горшочных растений, комнатный садик,

террариум.

            Требования растений к окружающим условиям. Светолюбивые, тенелюбивые и тенелюбивые растения. Разновидности комнатных растений: декоративнолистные, декоративноцветущие комнатные, декоративноцветуцие горшечные, кактусы и суккуленты. Виды растений по внешним данным: злаковидные, растения с прямостоячими стеблями, лианы и ампельные растения, розеточные, шарообразные и кустистые растения.

           Технологии выращивания комнатных растений. Влияние растений на микроклимат помещения. Правила ухода за комнатными растениями. Пересадка и перевалка комнатного растения. технологии выращивания цветов без почвы: гидропоника, на субстратах, аэропоника. Профессия садовник.

Лабораторно – практические и практические работы. Перевалка ( пересадка) комнатных растений. Уход за растениями в кабинете технологии, классной комнате, холлах школы.

 

   

Художественные ремёсла (14 ч)

Вязание крючком ( 7 ч).

Теоретические сведения. Краткие сведения из истории старинного рукоделия – вязания. Вязанные изделия в современной моде. Материалы инструменты для вязания. Виды крючков и спиц. Правила подбора инструментов в зависимости от вида изделия и толщины нити. Организация рабочего места при вязании. Расчет количества петель для изделия. Отпаривание и сборка готового изделия.

    Основные виды петель при вязании крючком. Условные обозначения, применяемые при вязании крючком. Вязание полотна: начало вязания, вязание рядами, основные способы вывязывания петель, закрепление вязания. Вязание по кругу: основное кольцо, способы вязание по кругу.

Лабораторно – практические и практические работы. Вывязывание полотна из столбиков с накидом несколькими способами. Выполнение плотного вязания по кругу.

 

Вязание спицами (7 ч).

Теоретические сведения. Вязание спицами узоров из лицевых и изнаночных петель: набор петель на спицах, применение схем узоров с условными обозначениями. Кромочные, лицевые и изнаночные петли, закрытие петель последнего ряда. Вязание полотна лицевыми и изнаночными петлями. Вязание цветных узоров. Создание схема для вязания с помощью ПК. Профессия вязальщица текстильно- галантерейных изделий.

 Лабораторно – практические и практические работы. Выполнение образцов вязок лицевыми и изнаночными петлями. Разработка схемы жаккардового узора  на ПК.  

Технологии творческой и опытнической деятельности (12ч).

Исследовательская и созидательная деятельность

Теоретические сведения. Цель и задачи проектной деятельности в 6 классе. Составные части годового творческого проекта шестиклассников.

Практические работы. Творческий проект по разделу «Технологии домашнего хозяйства». Творческий проект по разделу «Кулинария». Творческий проект по разделу «Создание изделий из текстильных материалов». Творческий проект по разделу «Художественные ремёсла». Составление портфолио и разработка электронной презентации. Презентация и защита творческого проекта.

Варианты творческих проектов: «Растение в интерьере жилого дома», «Планирование комнаты подростка», «Приготовление воскресного семейного обеда», «Наряд для семейного обеда», «Вяжем аксессуары крючком или спицами», «Любимая вязаная игрушка» и др.

По методическим рекомендациям часы раздела « Технологии творческой и опытнической деятельности» распределены по учебным разделам: Технологии домашнего хозяйства, Технологии творческой и опытнической деятельности. Добавлено 2 часа из резервного времени на раздел Художественные ремёсла.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ

ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

№ п/п

Тема урока

План

Факт

1

Вводный урок. Вводный инструктаж по технике безопасности

Технология домашнего хозяйства 7 ч

2,3

Интерьер жилого дома. Практическая работа № 1

4

Комнатные растения в интерьере.

5

Уход за комнатными растениями. Практическая работа №2.

6,7

Творческий  проект  « Интерьер моей комнаты»

8

Роль растений в интерьере дома.

Художественные ремесла 14 ч

9,10

Вязание крючком. Основные

Виды петель при вязании крючком.

11,12

Вязание полотна.  

12,13

Вязание по кругу.

14

Вязание по квадрату

15

Вязание спицами. Основные приемы вязания.

16

Вязание узоров из лицевых и изнаночных петель.

17

Вязание основного полотна.

18,19

Вязание цветных узоров. Работа со схемами

20,21

Вязание ажурных узоров.

Технологии творческой и опытнической деятельности (12ч).

22,23

Выполнение проекта «Вяжем аксессуары крючком и спицами». Выбор изделия.

24,25

Творческий проект «Вяжем аксессуары крючком и спицами». Этапы выполнения.

26,27

Выполнение проекта «Вяжем аксессуары крючком и спицами»

28,29

Выполнение проекта «Вяжем аксессуары крючком и спицами».

30,31

Выполнение проекта «Вяжем аксессуары крючком и спицами».

32,33

Творческий проект. Оформление пояснительной

записки.

34

Защита

Творческого проекта «Вяжем аксессуары крючком и спицами».

35

Промежуточная аттестация



Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

«Астапковичская средняя (полная) общеобразовательная школа»

Круглый стол

"Пища в жизни человека»

(VIII -XI КЛАССЫ)

Классный руководитель

Фёдорова Жанна Анатольевна

2010 год.

Развивающие: продолжать учить школьников анализировать информацию и делать выводы; развивать практические навыки при экологической экспертизе продуктов питания.

Воспитательные: формировать понятие о причинно-следственной связи между природой, деятельностью человека и его здоровьем; воспитывать чувство ответственности за собственное здоровье и природу.

Метод обучения: «круглый стол».

Основные понятия и термины: экологическая безопасность; категории качества продуктов питания; пищевые добавки; экспертиза продуктов питания.

Девиз урока: «Ты лучше голодай, чем что попало есть...» (О. Хайям)

«Круглый стол» начинается оглашением повестки дня:

1. Состав потребительской корзины учащихся нашей школы.

2.  Дискуссия о предупреждении загрязнения продуктов питания.

3. Секреты правильного питания.

    По первому вопросу докладывают участники социологического опроса, которые провели анкетирование во всех классах параллели. Вопросы анкеты

Название продуктов

Как часто вы употребляете продукты

Несколько

раз в день

1  раз в

день

2-3 раза в  неделю

1  раз в неделю

2-3 раза в месяц

Один раз в месяц

Реже одного

раза в месяц

Не

употребляю

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Мясные продукты

Мясо свежее

Мясо консерв.

Птица цел.

Куриные окор.

Колбаса:

варёная

копченая

сало

пельмени

Рыба

Крупы

Овощи

Сладости

Молочные продукты

Жиры

Масло подсолн.

Другое  раст.

Масло слив.

Топленое

Маргарин

Другие     животные

жиры

'

Яйца

Напитки

Газированные

Минерал. вода

Соки натур.

Чай

Кофе

Какао

Пиво

Вино

Другие алк. напитки

Сколько раз в день вы  едите

5-6

3-4

1-2

1

Завтракаете регулярно? (Да или нет)

Ежедневно ем первые блюда. (Да или нет)

Плотно ли вы ужинаете? (Да или нет)

Время еды до сна (вечером)

Едите ли вы ежедневно сырые овощи (свежие). (Да  или  нет)

Едите ли вы в промежутках между едой? Что?

Разнообразно ли ваше меню в течение дня, недели? (Да или нет)

   Официальная статистика показывает, что состояние здоровья человека зависит на 10% от медицины, 50% заболеваний и их лечение зависит от самого человека и примерно 40% заболеваний зависит от экологической и социальной обстановки (вода, еда, воздух и все, что окружает нас).

     Человек сознательно пренебрегает условиями, предоставленными ему природой для здорового образа жизни; он употребляет продукты питания по большей части не просто вредные, но и опасные для здоровья, к сожалению, этому способствует реклама.

Современные технологии приготовления пищевых продуктов массового потребления предусматривают широкое применение различных пищевых добавок.

Предлагается послушать сообщение учащегося.

Сообщение 1: «Что мы едим?»

Наверное, многие уже отмечали необычайные вкусовые качества пакетиков супа. А вот достоверные сведения о кулинарных хитростях. Каждый пакетик куриного супа содержит приправу — гидролизат протеина, искусственный бульон, рыбную муку, клейковину, соевый белок, пряности-экстракты, специфические ароматизаторы и, наконец, само мясо цыпленка (в 100 г супа на 4 персоны содержится всего 3 г курицы).

Учитель. Как же в такой ситуации обезопасить себя? Что нужно знать каждому, кто идет в магазин за продуктами?

Идет дискуссия. Обобщая ответы, учитель выделяет основную мысль — о необходимости применения экологических знаний при выборе продуктов питания.

    Учитель. На мировом рынке три категории качества продовольственных товаров, различающихся исходным сырьем, особенностями технологии производства. В продовольственных товарах первой категории количество и типы спецдобавок строго регламентированы.

Качество второй категории контролируется менее строго и с учетом требований страны-импортера.

На- товары третьей категории не распространяются многие ограничения на использование спецдобавок, себестоимость их ниже и цены тоже, поэтому их производство выгоднее.

К товарам третьей категории относится 80% продуктов питания, сигарет, напитков. Поэтому нужно выбирать товары, зная об этих категориях.

Приложение 1

Коды пищевых добавок

Запрещенные:   Е103,   Е105,   Elll,   Е121, Е123, Е125, Е126, Е130, Е152.

Опасные: Е102, Е110, Е120, Е124, Е127.

Подозрительные: Е104, Е122, Е141, Е150, Е171, Е173, Е180, Е241, Е477.

Ракообразующие: Е131, Е210, Е217, Е240, ЕЗЗО.

Вызывающие расстройство кишечника: Е221 —Е226.

Вредные для кожи: Е230 — Е232, Е239.

Вызывающие нарушение кровяного давления: Е250, Е251.

Провоцирующие появление сыпи: Е311, Е312.

Повышающие холестерин: Е320, Е321.

Вызывающие расстройство желудка: Е338 — Е341, Е407, Е450, Е461 — Е466.

Сообщение 2

Обязательно ознакомьтесь с тем, что написано на упаковке кондитерских изделий, напитков и другой продукции (смотрите там, где указан состав продукта). Обратите внимание на индекс — букву Е с цифрами, означающую виды пищевых добавок (эмульгаторы, пищевые красители, вкусовые и ароматизирующие вещества). Каждый индекс несет информацию о характере воздействия на организм человека входящего в продукт ингредиента. Предполагается, что покупатель решит сам, приобретать ему данный продукт или нет.

   Известны коды пищевых добавок, которым по воздействию на организм человека можно дать следующие характеристики: запрещенные, опасные, подозрительные, ракообразующие, вызывающие расстройство кишечника, вредные для кожи, вызывающие нарушение кровяного давления, провоцирующие появление сыпи, повышающие холестерин, вызывающие расстройство желудка.

     Есть отрасли пищевой промышленности, синтезирующие заменители сахара: сахарин, аспартам, ксилит. Они используются для диетического питания диабетиков.

Выяснилось, что синтетические заменители сахара тоже могут выступать в роли канцерогена. Так был запрещен к массовому употреблению сахарин. Многие синтетические красители вызывают рак. Запрещены  Е121 - цитрусовый красный, Е123 - амарант.

     Запрещен консервант Е240 - это 40%-ный водный раствор формальдегида, называемый формалином. А им часто обрабатывают импортные окорочка.

Сообщение 3

На территории России предусмотрена следующая маркировка металлических консервных банок. Маркировка сгущенки двурядная: в  первом ряду буква М — индекс молочных продуктов, во втором ряду — номер рабочей смены, месяц и год изготовления.  Для мясных, овощных  и некоторых рыбных консервов характерна  трехрядная  маркировка: в первом ряду указана дата изготовления, во втором — номер смены, третий ряд - тип консервов и номер предприятия (Р - рыбные, ДКП, ПС, МС, ОХ — мясные). Штамп на консервной банке позволяет узнать дату и изготовления, по которой можно определить срок  годности продукта.

Сообщение 4

      Важно   знать,   какие   вещества    выполняют роль антиканцерогенов (препятствуют образованиюнию злокачественных опухолей) и какие продукты способны эффективно выводить токсины из организма. Постоянное употребление витаминов А, С, Е, а также овощей семейства  крестоцветных (капуста кочанная, цветная, брокколи, брюссельская) в значительной степени снижает риск заболевания раком.

      Все желтые и зеленые фрукты и овощи обогащены каротином (предшественник витамина А, витаминами С и Е, которые хорошо  связывают токсины и выводят их из организма. Аскорбиновая кислота ингибирует синтез нитрозоаминов - сильнейших канцерогенов. Витамин Е -  один из самых сильных природных антиоксидантов; он препятствует образованию в организме  свободных радикалов и пероксидов. Источником витамина Е для человека служат растительные масла, капуста, злаки, печенка, яйца, отруби.

Секреты правильного питания.

Четвертый вопрос повестки дня

Валеолог рассказывает об итогах анкетирования о культуре питания учащихся. Основные недостатки в питании учащихся: многие учащиеся не завтракают по утрам, так как поздно просыпаются, лень приготовить самим или забывают; при просмотре утреннего блока телевизора некоторые едят быстро, пока смотрят передачу.

Нет постоянного времени питания, неполноценное или избыточное питание, поздний прием пищи.

Мы посмотрели записи о хронических болезнях у врача. Количество заболеваний, связанных с желудочно-кишечным трактом и почек, увеличивается с возрастом. Это результат неправильного питания, плохого качества воды и продуктов.

Врач-диетолог. Что такое диета? Этим словом обозначают состав пищи и режим питания. Известно 28 лечебных столов, разработанных при определенном заболевании. Если у вас хроническое заболевание, то нужно обязательно познакомиться с тем, как правильно питаться, чтобы избежать обострений или даже избавиться от заболевания с помощью диеты:

Но три общих правила должен знать каждый человек. Они распространяются и на больных, и на здоровых.

1. Питаться разнообразно.

Если пища включает яйца, молоко, творог, овощи, фрукты, каши, хлеб, то организм получит все необходимое без ваших усилий.

2. Питаться регулярно.

Вашему организму совсем небезразлично, когда получить пищу: через три часа или через десять. Когда с утра чай с бутербродом, а весь день пирожки, то ужин превращается в обед, а ужинают ночью. Есть надо четыре раза в день, не позднее, чем за 1,5-2 часа до сна, а перед сном выпить молока, сок, кефир.

3. Не будьте жадны в еде.

Лишние килограммы появляются от переедания, это риск развития сахарного диабета, желчнокаменной болезни, болезней сердца и позвоночника.

Кулинария - ключ к здоровью.

Ешьте больше сырой, вареной, пареной пищи, ограничьте жареное, острое, употребляйте больше растительных жиров, ограничьте употребление животных жиров.

После применения продуктов остаются упаковки, они становятся мусором, который засоряет нашу землю. Чтобы не утонуть в грудах мусора и не отравиться продуктами его разложения, его надо утилизировать. Послушаем сообщение учащегося.

Сообщение 5

Трудно найти более популярный овощ, чем картошка. Американские ученые собираются сделать из нее посуду, упаковки, пакеты. По их мнению, картофельные очистки, которых всегда полно, — прекрасное сырье для производства нового вида пластического материала с особыми свойствами.

Не распадающийся пластик вызвал загрязнение окружающей среды. Бед от него множество, а превращение картофельной «золушки» в «принцессу» приводит к получению пищевой пластмассы. Область применения пищевой пластмассы очень велика. Особенно она удобна для одноразовой посуды — пакетов, вилок, ложек. И самое главное преимущество этого вида изделия в том, что все они безвредны для природы.

Правила гигиены питания

Эти правила известны с давних времен, и большинство людей не задумывается, выполняя их. Давайте обсудим, почему нужно соблюдать эти правила: заслушав утверждения, обоснуйте их (дискуссия).

Правила гигиены питания (составляются учителем)

Обоснование правил

(предлагаемые учащимися

объяснения)

Большая часть пищи должна употребляться в вареном или жареном виде

Обработанные продукты легче расщепляются пищеварительными ферментами: варка и жаренье убивает микробов

В пищу нужно употреблять необходимое количество сырых овощей и фруктов

В них содержится много витаминов и питательных веществ

Принимать пищу нужно в определенные часы

Вырабатывается условный рефлекс выделения желудочного сока

Вредно съедать сразу много пищи

Ведет к заболеваниям сердечно-сосудистой системы и ожирению

За обедом важно сначала съедать салат, а затем суп

Активизируется работа пищеварительных желез

Не следует заставлять есть через силу

Вырабатывается привычка много есть

Хранение продуктов питания без холодильника опасно

Возможны отравления

Вредно во время еды читать и сердиться

Торможение рефлекторного отделения желудочного сока

Важно не торопиться, хорошо пережевывать пищу

Пережеванная пища лучше подвергается перевариванию; можно подавиться

Далее могут рассматриваться любые вопросы, интересующие учащихся, если  позволяет время.

В заключение читается стихотворение Санина "Теперь советуюсь с врачом".

О, диетические бденья!

 О, жизнь нелегкая моя!

 На тучной ниве похуденья

 Изрядно потрудился я.

Все расскажу вам по порядку,

 Во всем признаюсь наповал...

 Увы, не делал я зарядку,

 Ходьбу и бег не признавал.

Однажды стало не до шуток –

Я свой костюм не смог надеть,

Поголодав пятнадцать суток,

 Я начал на глазах худеть.

Осталось мне совсем немножко,

Чтоб в форму прежнюю войти...

Жена позвала "Неотложку" –

Успели все-таки спасти.

На голливудскую диету

 Я перебрался поскорей,

Но помешали три банкета,

Два дня рожденья, юбилей.

 Дни упоительно летели,

 Однако же не буду врать:

 За эту страшную неделю

 Я, сбросив два, прибавил пять...

Я взял контроль за повеленьем

В решеньях я и скор, и смел

 И занялся сыроеденьем,

 Не сыр я, а сырое ел.

Сначала было очень грустно,

 Но я, друзья, не унывал,

 Сырое мясо и капусту

Водой сырою запивал.

Я в этом трудном поединке

 Не отступал и не юлил

 И начал таять, словно льдинка,

Но вдруг желудок зашалил.

И так прихватывал порою,

Так прижимал, что хоть кричи!

 Тогда я плюнул на сырое,

 И снова перешел на щи.

И уксус дела не исправил

, И медью телу не помог...

Диеты модные оставил,

Когда не в шутку занемог.

Теперь советуюсь с врачами,

 Разумно ем и сплю ночами.

 С одышкой больше не знаком,

Купил эспандер и гантели –

Здоровый дух в здоровом теле.

Подведение итогов конференции.

Сегодня мы с вами узнали много нового, спорного, посмотрели на себя со стороны. Надеемся, что ваш интерес к здоровому питанию и образу жизни позволит сохранить свое здоровье и здоровье ваших будущих детей.

Наиболее активным участникам конференции вручаются призы.