Программа по самообразованию "Использование медиатехнологий в коррекционной работе учителя-логопеда"

Петрова Татьяна Николаевна

Предварительный просмотр:

 План работы по самообразованию на 2019 – 2022 учебные годы

№ п/п

Содержание работы

Сроки

2019-2020уч.год

1

Санитарно- гигиенические и медицинские аспекты применения новых информационных технологий в дошкольном детстве. Составление плана по самообразованию

сентябрь, октябрь

2

Изучение теоретических материалов (литературы, посещение мастер-классов, просмотр вебинаров, изучение опыта работы учителей-логопедов через интернет-ресурсы.) по теме.

В течение учебного года

3

Ознакомление с техническими и программными средствами обеспечения коррекционно-развивающего процесса (создание презентаций Microsoft Office PowerPoint, знакомство с разными видеоредакторами)

ноябрь, декабрь, январь

4

Создание коллекции презентаций и обучающих видео для развития фонематического слуха и автоматизации разных групп звуков.

февраль, март, апрель

5

Отчет о проделанной работе по теме.

май

2020-2021 уч.год

1

Изучение методических приемов использования компьютерных обучающих программ, флипчартов на коррекционно- развивающих фронтальных логопедических занятиях и в индивидуальной работе.

сентябрь, октябрь

3

Разработка флипчартов в ActivInspire по всем лексическим темам для работы с детьми с общим недоразвитием речи.

В течение учебного года

4

Создание банка компьютерных коррекционно-развивающих программ, флипчартов и мультимедийных презентаций.

апрель, май

5

Отчет о проделанной работе по теме.

май

2021-2022 уч.год

1

Создание программ по коррекции звукопроизношения, с использованием презентаций и мультимедийных материалов для работы с детьми с общим недоразвитием речи.

В течение учебного года

2

Подготовка буклетов «Ребенок и компьютер», «Медиатехнологии – новый вид развивающего обучения в работе учителя-логопеда».

март

3

Участие в мастер-классах, семинарах, конференциях,  в конкурсах педагогического мастерства.

В течение учебного года

4

Обмен опытом по итогам проведенной работы по теме самообразования. Разработка методических рекомендаций для педагогов и родителей.

апрель

5

Подготовка отчета о самообразовании.

май

 



Предварительный просмотр:

МБДОУ «Ярсалинский детский сад «Солнышко»

ПРОГРАММА

ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

Считай несчастным тот день или час,

в котором ты не усвоил ничего нового и

ничего не прибавил к своему образованию.

Я.О.Коменский

Петрова Татьяна Николаевна

(Ф.И.О. педагога)

Краткие сведения:

Должность

Учитель-логопед

Образование

Высшее дефектологическое

Педагогический стаж на 1.09.2019г.

19 лет

Квалификационная категория

Высшая

Тема по самообразованию

Использование медиатехнологий в коррекционной работе учителя-логопеда.

Дата начала работы над темой: 02.09.2019 г

Предполагаемая дата завершения работы над темой: 15.05.2022 г

Цели:

1. Формирование и развитие у детей полноценной речевой деятельности в результате оптимизации коррекционного процесса средствами медиатехнологий.

2. Разработка презентаций, флипчартов   в ActivInspire, видеоуроков для работы с детьми индивидуально и на фронтальных логопедических занятиях.

3.Создание программ по коррекции звукопроизношения, с использованием презентаций и мультимедийных материалов для работы с детьми.

Задачи:

1. Совершенствовать артикуляционную моторику, закреплять правильное произношение автоматизируемых звуков, обогащать словарь, совершенствовать грамматический строй речи, развивать связную речь.

2. Активизировать познавательную деятельность детей, повышать мотивацию к обучению на логопедических занятиях.

3. Осуществлять индивидуализацию коррекционного процесса, учитывая образовательные потребности каждого ребенка.

4. Создать программы по коррекции звукопроизношения, с использованием презентаций и мультимедийных материалов для работы с детьми .

5. Внедрить программы по коррекции звукопроизношения, с использованием презентаций и мультимедийных материалов в коррекционную работу.

Актуальность выбранной темы.

В последние годы врачами отмечается увеличение нарушений развития и явлений физиологической незрелости новорождённых. В дальнейшем такие отклонения в развитии часто проявляются в виде речевых нарушений различной степени выраженности.

Коррекция речевых нарушений имеет длительную и сложную динамику. Применение информационно-коммуникационных медиатехнологий и в сочетании с традиционными методами позволяет оптимизировать коррекционно-развивающий процесс, сделать его более результативным.

Известно, что использование в коррекционной работе разнообразных нетрадиционных методов и приемов позволяет дифференцировать обучение с учетом индивидуальных особенностей детей, предотвращает утомление детей, поддерживает у детей с различной речевой патологией познавательную активность, повышает эффективность логопедической работы в целом.

Преимуществом медиатехнологий для логопедической практики является:

· использование игровой формы обучения;

· полисенсорное воздействие, т.е. задействованы сохранные анализаторы что дает возможность создания эффективных компенсаторных механизмов;

· дифференцированный подход к обучению;

· объективность – фиксация начальных, промежуточных и итоговых данных состояния корригируемой функции;

· формирование стойкой мотивации и произвольных познавательных интересов;

· повышение самооценки ребенка (система поощрений – компьютерные герои, звуковые эффекты);

· формирование сотрудничества между ребенком, учителем – логопедом;

· активизация работы с родителями, повышение компетентности родителей в коррекционно–развивающем процессе;

· экономия временных ресурсов.

Методика использования медиатехнологий на логопедических занятиях.

Любое логопедическое занятие начинается с организационного момента («разминки для ума»). Тут могут быть использованы загадки, и ребусы и сюрпризные моменты.

В основной части логопедического занятия могут быть использованы различные (в зависимости от темы и целей занятия) материалы ИКТ, медиаматериалы. Это могут быть и ресурсы онлайн-сервисов, и самостоятельно созданные материалы (презентации, флипчарты   в ActivInspire, видеоуроки)

Очень удобно для учителя-логопеда создавать и затем использовать в работе занятия-презентации по конкретным темам. Эти презентации включают наглядный материал, схемы слов и предложений, тексты для прочтения, карточки с заданиями, анимированные кроссворды и ребусы, анаграммы и многое другое.

Физкультминутку -логоритмику тоже может провести компьютер. На экране монитора появляются схематичные изображения человечков в разных гимнастических позах. Существуют также компьютерные программы, видео-тренажёры для глаз, позволяющие дать отдых глазам ребёнка.

Заключительная часть занятия может стать поощрением за хорошую работу (любимые компьютерные игры детей).

Главное, чтобы были учтены требования:

·        В описании медиаматериала должен указываться возраст ребенка.

·         Программа, обучающее видео презентация, флипчарт в ActivInspire должны быть яркими, красочными, со звуковым оформлением.

·         Объекты, отображенные на экране, не должны быть мелкими или непонятными детям.

·         Программы, обучающие видео, презентации, флипчарты   в ActivInspire должны быть на русском языке.

·         Текст заданий, если он имеется, желательно должен быть озвучен диктором.

·         Задания — интересные, понятные ребёнку, простые для выполнения.

·         Периоды и эпизоды игры должны быть не более 3-5 минут (при применении в индивидуальной работе с ребенком время такое же)

·         Желательно, чтобы ребенок при индивидуальной работе работал с клавиатурой, так как справиться с мышкой ему еще сложно (в зависимости от упражнения, чаще учитель-логопед действует сам)

·         Программы, обучающие видео, презентации, флипчарты   в ActivInspire должны развивать детей, давать им знания, обучать навыкам в незатейливой игровой форме.

Перечень изучаемой литературы:

1. Дмитрий Лазарев. Презентация: Лучше один раз увидеть. - М.: «Альпина Паблишер», 2011. - С. 142.

2. Захарова И. Г. Информационные технологии в образовании: Учеб. пособие. – М.: «Академия», 2003.

3. Захарова И. Г. Информационные технологии в образовании: Учеб. пособие. – М.: «Академия», 2012. – 192.

4. Малкольм Кушнер Презентации для «чайников» = Presentations For Dummies. - М.: «Диалектика», 2007. - С. 544.

5. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие. / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров; Под ред.Е. П. Полат.- М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 272 с.

6.Базовый курс PowerPoint. Изучаем Microsoft Office. - М.: Современная школа, 2015. - 669 c.

7.Современные видеоредакторы Movie Maker, Movavi Video Editor, ВидеоМонтаж.

 / интернет-ресурсы/


8.Инструкция по работе с программным обеспечением Promethean

ActivInspire [Электронный ресурс]. URL:

 https://www.polymedia.ru/upload/2017/Promethean-ActiveInspireA4_print.pdf

9.Кирмайер Г. Мультимедия. М.: Малип, 1994. - 314 с.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Упражнение «Снежинка» Цель: Изолированное произнесение звука [ С ] Ветер свистит, Снежинка летит: С – С – С – С


Предварительный просмотр:

Отчет о работе по самообразованию

за 2019-2020 учебный год.

Тема по самообразованию "Использование медиатехнологий в коррекционной работе учителя-логопеда" взята для изучения на три учебных года (на 2019 – 2022 учебные годы).

Коррекция речевых нарушений имеет длительную и сложную динамику. Применение информационно-коммуникационных медиатехнологий и в сочетании с традиционными методами позволяет оптимизировать коррекционно-развивающий процесс, сделать его более результативным. Известно, что использование в коррекционной работе разнообразных нетрадиционных методов и приемов позволяет дифференцировать обучение с учетом индивидуальных особенностей детей, предотвращает утомление детей, поддерживает у детей с различной речевой патологией познавательную активность, повышает эффективность логопедической работы в целом.

  В течение этого учебного года были изучены теоретические материалы, освещающие санитарно- гигиенические и медицинские аспекты применения новых информационных технологий в дошкольном детстве, методики их применения в работе с детьми:

1. Дмитрий Лазарев. Презентация: Лучше один раз увидеть. - М.: «Альпина Паблишер», 2011. - С. 142.

2. Захарова И. Г. Информационные технологии в образовании: Учеб. пособие. – М.: «Академия», 2003.

3. Захарова И. Г. Информационные технологии в образовании: Учеб. пособие. – М.: «Академия», 2012. – 192.

4. Малкольм Кушнер Презентации для «чайников»  Presentations For Dummies. - М.: «Диалектика», 2007. - С. 544.

Изучила статьи в журналах :  «Логопед в детском саду» №7, 2012г. Тема: «Использование компьютерных технологий в работе учителя-логопеда»;  «Логопед в детском саду» №10, 2012г. Тема: «Использование элементов программированного обучения в коррекционной работе с дошкольниками с общим недоразвитием речи»;  «Логопед » № 6, 2012г. Тема: «Использование современных педагогических технологий в работе учителя-логопеда ».

Изучила опыт работы учителей-логопедов: Сидоровой Т.С.

Кантур Т. Г.  по теме: «Использование авторских интерактивных игр на разных этапах автоматизации звуков у детей с нарушениями речи»; Никитиной Е.В.  по теме: «Использование интерактивных игр в логопедической работе с детьми дошкольного возраста с нарушением речи и детьми с ОВЗ» на сайте http://io.nios.ru/ Интерактивное образование.

 На сегодняшний день являюсь активным пользователем ПК Microsoft Office Word, Microsoft Office Excel, Internet, Microsoft PowerPoint, начата работа по изучению программы ActivInspire по созданию флипчартов .

Ознакомление с техническими и программными средствами обеспечения коррекционно-развивающего процесса произошло благодаря посещению мастер-классов П.А. Стеценко «Работа в видеоредакторе Movie Maker», вебинаров и онлайн-курсов педагога Марии Прозументовой, самостоятельное ознакомление с работой видеоредакторов Movavi Video Editor, Видеомонтаж.

Итогом годовой работы по теме самообразования явилось создание коллекции презентаций и обучающих видео для развития фонематического слуха, речевого дыхания и автоматизации разных групп звуков.

В течение учебного года совместно с учителями-логопедами создали учебные видео:

  1. «Автоматизация свистящих- звук С»;
  2. «Автоматизация шипящих- звук Ш»;
  3. «Артикуляционная гимнастика с элементами логоритмики»;
  4. «Методическое пособие «Загони кораблики», на развитие силы воздушной струи»;
  5. Цикл аудиосказок «Сказки Умки»;
  6. «Сказка про зайца» для автоматизации звуков.

Самостоятельно сделала:

  1. «Логоритмика «У жирафа…»;
  2. «Пальчиковая гимнастика «Космос»;
  3. «Артикуляционная гимнастика для мальчиков «Машинка».

На сегодняшний день применение информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе – это одно из приоритетных направлений модернизации образования, позволяющее не только повысить качество обучения, но и достичь нового уровня отношений между участниками учебного процесса на всех этапах педагогической деятельности. Для дальнейшей реализации задач по теме самообразования "Использование медиатехнологий в коррекционной работе учителя-логопеда" планируется организовать рабочее место для ребенка в кабинете учителя-логопеда (ноутбук с наличием микрофона, приобретение интерактивных обучающих программ для детей). Установка программы ActivInspire на ноутбук в групповой, где будет организовано воспитание и обучение детей старшей группы, с компенсирующей направленностью в новом учебном году, позволит организовать обучение детей, облегчая процесс усвоения материала воспитанниками на основе устойчивого интереса, освободит от рутинной ручной работы по изготовлению демонстрационного материала, откроет новые возможности для дошкольного образования и коррекции, имеющихся нарушений.



Предварительный просмотр:

Правила при работе с компьютером с детьми дошкольного возраста.

При работе с компьютерной техникой в детском саду следуют СанПиНу 2.4. 1. 2660-10: — 6.9

При использовании интерактивной доски и проекционного экрана необходимо обеспечить ее равномерное освещение и отсутствие световых пятен повышенной яркости. Для индивидуальных занятий и для малочисленных групп больше подходит ноутбук или компьютерный комплекс с ЖК-монитором, так как жидкокристаллический экран более комфортен для просмотра изображений (в настоящее время такие мониторы считаются самыми безопасными Монитор должен соответствовать международным стандартам безопасности — MPR II или ТСО 99, иметь маркировку LR — Low radiation. Частота кадровой развертки должна быть не менее 85 Гц. Размер зерна не должен превышать 0,25–0,28 мм. На современном этапе лучшими по безопасности признаются мониторы на жидких кристаллах, системы LCD.

Занятия с использованием компьютеров для детей 5 — 7 лет следует проводить не более одного в течение дня и не чаще трех раз в неделю в дни наиболее высокой работоспособности: во вторник, в среду и в четверг.

Во время занятия или после с детьми проводят гимнастику для глаз.

Непрерывная продолжительность работы с компьютером на развивающих игровых занятиях для детей 5 лет не должна превышать 10 минут и для детей 6 — 7 лет — 15 минут. Для детей младшего дошкольного возраста время непрерывной работы с использованием компьютера лучше сократить до 5–6 минут. Важно чередовать упражнения на компьютере с игровыми моментами и другими видами деятельности.

Для детей, имеющих хроническую патологию, часто болеющих (более 4 раз в год), после перенесенных заболеваний в течение 2 недель продолжительность занятий с компьютером должна быть сокращена для детей 5 лет до 7 минут, для детей 6 лет — до 10 мин.

Игра может быть включена, как часть занятия на основном, или заключительном этапе.

Для снижения утомительности детей на занятиях с использованием компьютерной техники необходимо обеспечить гигиенически рациональную организацию рабочего места: соответствие мебели росту ребенка, достаточный уровень освещенности.

Вред компьютер приносит в том случае, когда не соблюдаются простые правила, предназначенные для того, чтобы свести к минимуму дурное влияние компьютера на здоровье (не испортить зрение, не искривить позвоночник).

Экран видеомонитора должен находиться на уровне глаз или чуть ниже, на расстоянии не ближе 50 см. Ребенок, носящий очки, должен заниматься за компьютером в них.Индивидуальные, дозированные нагрузки при зрительных нарушениях. Для детей, относящихся к группе риска по состоянию зрения, время, проведенное у компьютера, необходимо дозировать индивидуально.

При индивидуальных занятиях, особенно при коррекционной работе с детьми с особыми потребностями, важно отслеживать утомляемость ребенка.

При проявлении следующих признаков работу на компьютере нужно немедленно прекратить:

•    потеря интереса к компьютеру — ребенок часто отвлекается, вступает в

разговоры, обращает внимание на другие предметы, не желая продолжать работу;

•    утомленная поза — ребенок склоняется то в одну, то в другую сторону, откидывается на спинку стула, задирает ноги, упираясь в край стола и т.п.;

•    потеря самоконтроля — ребенок часто трогает лицо, гримасничает, кричит, подпрыгивает и т.п.

При работе с младшими дошкольниками и при коррекционной работе актуален вопрос: готов ли ребенок к использованию компьютера. Например, педагог должен понимать, связывает ли ребенок изображение на экране со звуками. Это касается также записи голоса и прослушивания этих записей (понимает ли ребенок, что он слышит свой собственный голос).

Противопоказания – эпилепсия.

Занятия детей с компьютером проводят в присутствии педагога или воспитателя (методиста).

Данные правила были разработаны в соответствии с Гигиеническими требованиями к ПЭВМ и организации работы. По нормам СанПин 2.2. 22. 4. 1340-03, утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 30. 05. 2003 (в ред. От 25. 04. 2007 №22) приложение 7 и СанПин 2.4. 1. 1249-03, (утв. 25. 03. 2003.) подп. 2. 12. 10.



Предварительный просмотр:

Анкета

«Готовность ребенка взаимодействовать с компьютером»

Распознает компьютер как предмет, который можно целенаправленно

использовать_____________________________________________________

Распознает устройства ввода (клавиатуру, мышь) и может манипулировать ими на базовом уровне_____________________________________________

Фиксирует взгляд на предметах, отображаемых на экране________________

Различает предметы на экране по значимости, не отвлекается на значки

навигации и технические изображения________________________________

Понимает роль мышки, осознает, что манипуляции с ней имеют влияние

на то, что происходит на экране_______________________________________

В состоянии осознавать изменения на интерактивном экране при ис-

пользовании мыши, клавиатуры или кнопки (при самостоятельном действии или действии взрослого) _____________________________________________

Во время работы с интерактивными компонентами понимает роль

позитивного отклика и получает достаточную мотивацию __________________________________________________________________

Дата предыдущего опроса:  __________________________________________________________________

Изменения уровня взаимодействия ребенка с компьютером по сравнению

с прошлым опросом:  __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________