2.1. Наличие системы воспитательной работы

Ооржак Ирина Даш-ооловна

Вся воспитательная работа строится в соответствии с годовым планом педагогической работы, на основе этого плана разработали воспитательную программу «Мой дом». В 2017-2018 учебном году начали работать по программе «Мой дом», как система воспитательной деятельности. Программа разработана в соответствии с Типовым положением об образовательном учреждении для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Данная программа обеспечивает всестороннее развитие и воспитание детей, и подготовку их к самостоятельной жизни через семью, созданную в рамках интернатных учреждений. Программа рассчитана на долгосрочное пользование. Четко определен круг вопросов, которые воспитанникам необходимо освоить за время пребывания в Центре содействия семейному воспитанию и устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (содержание программы охватывает все стороны развития и воспитания ребенка, его подготовку к самостоятельной жизни через семью, созданную в рамках ЦССВ). Программа «Мой дом» включает в себя пять теоретико – практических блока:

1 блок - «Семья и её функции»;

2 блок - «Духовно - нравственные основы семьи»;

3 блок – «Домашний труд в семье»;

4 блок - «Хозяйство семьи и бюджет»;

5 блок – «Самосовершенствование личности».

В каждом блоке разработаны темы теоретических и практических занятий, которые реализуются в течение всего периода реализации программы. Представлен механизм реализации программы (не только перечислены вопросы, но и указанно как их решать). Сроки определяются календарным годом. Занятия проводятся 1 раз в неделю по каждому из блоков программы. Кроме основной части в программе предусмотрены дополнительные курсы: «Азбука кухни», «Мужчина в доме», «Рукодельница».

Цель этих занятий – дать более подробные, глубокие знания и сформировать навыки, необходимые для ведения конкретного вида домашнего хозяйства. В процессе реализации программы используюем следующие методы: объяснительно - иллюстративный, репродуктивный, деятельностный, эвристический, исследовательский, а также фронтальной, групповой и индивидуальной форм работы с воспитанниками.

В процессе работы с воспитанниками использую следующие методы и формы работы:

1. Специально организованные занятия: • Беседы; • Рассказы; • Работа с пословицами о семье, семейных отношениях; • Семейные чтения; • Разбор ситуации на определенную тему; • Разговор за семейным столом; • Демонстрация фильмов о семье и семейных праздниках; • Практические занятия; • Домашний «Эрмитаж» (рисунки на определенную тему или рукодельные изделия для украшения спальных комнат и групповой.); • Создание семейных альбомов;

2. Семейные походы, экскурсии.

2. Встречи с интересными людьми и специалистами разных областей.

3. Семейные вечера на выбранную тему.

4. Развлечения в кругу семьи (конкурсы, викторины, пение песен, инсценирование сказок, чтение стихов т.д.).

5. Семейные игры: (шашки, домино, шахматы, кроссворды).

6. Час семейного отдыха.

Создаем такие условия , чтобы у детей было полноценное детство, чтобы они научились всему, что умеют дети из благополучных семей. У них должно быть сформировано представление о жизни в нормальной семье, о взаимоотношениях между близкими людьми, о проблемах семейной жизни. Они должны быть готовы к ведению домашнего хозяйства, в организации быта.

Ожидаемые результаты программы:

1. Рост уровня общей социализированности воспитанников.

2. Адекватная полоролевая самоидентификация подростков, освоение ими социальных ролей в семье.

3. Развитие гуманных коллективистских отношений в группах - «семьях».

4. Установление прочных дружеских отношений с членами своей группы - «семьи».

5. Знание воспитанниками культуры российской семьи: (их традиций и праздников).

6. Преобладание личностной направленности воспитанников на здоровый образ жизни.

7. Готовность молодых людей к семейной жизнедеятельности.

8. Знание детьми и подростками норм и правил семейного общежития, общения и взаимодействия с соседями.