Описание педагогического опыта

Леонтьева Варвара Николаевна

Здравствуйте, коллеги!  Я, Леонтьева Варвара Николаевна, воспитатель МБОУ «Курташкинская СОШ», хочу предоставить Вашему вниманию опыт своей работы.

                В жизни каждого человека наступает момент когда надо сделать выбор. Выбрать профессию, которая будет тебя удовлетворять как личность. Мой выбор профессии воспитатель.

Почуму я выброла именно эту профессию? Во – первых, я очень люблю детей. Верное определение дал С.В. Образцов воспитательской профессии: «Человек воспитывающий детей, должен очень любить их, тогда и он, и они будут счастливы». Каждый ребенок это тонкая натура, которая откроется тебе лиш. Тогда, когда почувствует , что ты его любишь.

Во- вторых, работая  с детьми невозможна стоять на месте, , это всегда поиск чего-то нового, интересного, увлекающего. Эти качества так же по душе и мне.

Воспитание начинается в детстве, это верно, но в чьём? В детстве родителей. Воспитание зависит от трёх переменных: взрослые, дети и отношения между ними. Дети, которых растили в добре, честности, справедливости, творчестве, любви, детство которых было счастливым, - эти дети вырастают сильными духом. И такими же стараются воспитывать уже своих детей. Переступая порог школы, ребенок из дошкольника превращается в ученика, а это значит, что меняется его социальный статус, впервые в своей жизни он становится членом общества со своими обязанностями. Учитель и воспитатель выступают представителями общества: они ориентируют ребенка в том, как надо себя вести, что и как делать.

  Детям свойственна доброта и любознательность, но не хватает опыта и знаний, поэтому главная задача эстетического образования – формирование у детей экологической культуры, духовно - нравственного ответственного отношения к природе, к жизни понимания неразрывной связи человеческого общества и природы, включающего систему экологических знаний, умений и мышления.

Эстетическое воспитание развивает вкус, умение замечать прекрасное и безобразное; оно важно еще и потому, что связано со многими сторонами воспитания: нравственным воспитанием, которое развивает в ребенке чувство любви, гордости; с трудовым воспитанием, которое помогает ребенку с уважением относиться к труду людей, видеть красоту сделанного. Все эти качества необходимы для воспитания всесторонне развитого человека.

Цель эстетического воспитания — формирование эстетической культуры личности. Эстетическая культура — важнейший компонент духовной культуры личности, характеризующий степень овладения ею эстетическими знаниями, потребностями, чувствами, идеалами, интересами, эстетическим вкусом, эстетическим отношением к природе и искусству, а также опытом эстетической деятельности.

Учебный процесс закладывает основы понимания детьми красоты действительности и искусства, формирования эстетического отношения к жизни. Творческая художественная деятельность учащихся получает дальнейшее развитие в процессе внеклассной и внешкольной работы. Во внеурочное время на основе добровольного выбора занятий по интересам, продолжается углубленное формирование у детей эстетического отношения к искусству и действительности; духовное обогащение их личности; организация свободного времени; регулирование восприятия влияний средств массовой информации.

В воспитании личности и эстетическом развитии школьника особую роль играет художественная самодеятельность. Она является для детей одним из деятельностных способов отражения и познания мира, предоставляет условия для самовыражения и самоутверждения личности. Ребенок в процессе жизни и учения стремится обогатить свой опыт, выразить себя, свое понимание происходящих событий, проявить творческую активность.

Самодеятельность интенсивно расширяет опыт жизненных и эстетических отношений, помогает детям через активные личные переживания совершить переход к более глубокому познанию искусства, к постижению серьезного художественного- творчества. Ребята особенно охотно рисуют то, что сами непосредственно наблюдают в жизни, находят и фотографируют прекрасные картины природы, разучивают стихотворения, участвуют в разнообразных пьесах. Художественная самодеятельность является также действенным средством развития эмоциональной сферы ребенка. В процессе музыкального, изобразительного, литературного или театрального творчества школьники развивают свое воображение, расширяется, обогащается и углубляется сфера эмоциональных переживаний. Организуя самодеятельность, педагоги получают возможность практически управлять развитием эстетических чувств детей путем специального подбора содержания произведений искусства, видов художественной самодеятельности. Самодеятельность знакомит школьника с секретами художественного творчества, развивает их дарования, образует и закрепляет технические исполнительские навыки, доставляет наслаждение от участия в творческом труде. Исполнение ребенком роли в пьесе побуждает его к творческому воплощению образа воображаемого героя. На репетициях он отрабатывает умения выразительно и четко произносить фразы, своевременно подавать реплики, соблюдать условности, двигаться по сцене. Участие в творческих поисках, переживание школьником чувства удовлетворения, радости, разочарования и преодоления, стимулирует, побуждает его к более прилежной и усердной работе над собой, к самовоспитанию. На всех занятиях в ГПД нитью проходит привитие чувства доброты и прекрасного. Эстетическое воспитание книгой начинается в семье уже тогда, когда ребёнок, затаив дыхание, слушает первые сказки о репке, о козлятах, о красной шапочке. Сказочные образы, действуя на воображение ребёнка, вызывают в нём симпатию к смелым поступкам, любовь к животным, к природе, отвращение к злобному, низкому, прививает любовь к художественному слову. Чем старше становятся дети, тем большее значение приобретают художественные произведения как средства воспитания прекрасного, формирования убеждений.

«В человеке всё должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли». (А.П.Чехов) «Впервые прочёл хорошую книгу – словно приобрёл большого задушевного друга. Прочёл читанную – словно встретился вновь со старым другом. Кончаешь читать – словно расстаёшься с лучшим другом, и кто знает, встретишься ли с ним вновь».(китайская мудрость) В тех семьях, где читают вслух и обсуждают книгу, школьники приучаются обращать внимание на поэтическое описание природы, на характеристику персонажей, лирические отступления, красоту языка произведения. Чтение хороших стихов приучает к рифме, к красивым оборотам речи, прививает любовь к поэзии. В семьях, где часто звучат строки из стихотворений Пушкина, Лермонтова, Твардовского и других замечательных поэтов, дети с раннего возраста начинают любить поэзию.

Огромное воспитательное значение имеют небольшие домашние концерты. И обычно в танцевальные, музыкальные кружки записываются те дети, у которых в семье кто – либо из взрослых поёт, танцует или играет.

   Нужно воспитывать любовь к прекрасному и через изобразительное искусство. Потребность рисовать проявляется у детей очень рано. Уже в дошкольном возрасте дети пытаются изображать то, что волнует их детское воображение. Первые «творческие муки», испытывают все маленькие рисовальщики, особенно когда видят, что на бумаге у них получается совсем не то, что подсказывает воображение. Даже самые неудачные детские рисунки нельзя называть «мазнёй», доказывать ребёнку, что его изображение ни на что не похоже. Младшие школьники с карандашом в руках учатся не только рисовать, но и наблюдать, замечать вокруг себя красоту, чувствовать особый прилив радости, бодрости, счастья при виде красивого вокруг себя. Пусть цветок, который пытался изобразить ребёнок, не очень напоминает розу. Но прежде, чем рисовать, ребёнок любовался ею, рассматривал оттенок цветов, вдыхая аромат. И это самое важное. Ведь художниками станут единицы. А вот людьми, которым доступна красота, должны быть все. Об этом важно помнить взрослым, когда они разглядывают рисунки детей.

Эстетические чувства у ребёнка просыпаются в минуты, когда он переживает радость открытия, когда он радуется и пушистому снегу, и первому листочку на дереве, когда он счастливыми глазами следит за полётом птиц. Чем чаще он будет переживать такие минуты, тем восторженнее станет ко всему прекрасному. «А вода, а простор, а природа, прекрасная окрестность города, а душистые овраги и колыхающиеся поля, а розовая весна и золотистая осень разве не были нашими воспитателями? Бедное дитя, если оно выросло, не сорвав полевого цветка, не помявши на воле зелёной травки. Никогда оно не разовьётся с той полнотой и свежестью, к какой способна душа человеческая». (Ушинский) Возможность воспитывать у детей чувство прекрасного на лоне природы имеют все родители. Наблюдения в природе обостряют глаз, обогащают чувства юных рисовальщиков. У них возникает желание изобразить то, что они увидели и пережили.

Кино и театр любят все дети уже с дошкольного возраста. Здесь родителям нужно заботиться не столько о том, чтобы вызвать интерес к ним, сколько о том, чтобы педагогически правильно использовать их для воспитания. Ведь задача театра и кино состоит в том, чтобы воспитывать зрителей, а не забавлять, чтобы раскрывать человеку глаза на высокие идеалы, делать его чище, умнее, полезнее . Хорошие спектакли и фильмы не только расширяют познания детей, но и учат их вглядываться в жизнь, заставляют осуждать недостойное в людях, окружающей действительности, показывают зрителям красоту, благородство мыслей, переживаний и поступков человека. Что и как часто могут смотреть дети младшего возраста в кино, театрах и по телевизору? Конечно, огромную ошибку совершают в тех семьях, где разрешают смотреть детям по телевизору передачи для взрослых. Ничего, кроме вреда, не получат дети от передач, если будут в них видеть только возможность ежедневно развлекаться. Детям нужно разрешать смотреть только передачи, предназначенные для них . У детей не подходящие им по возрасту картины могут вызвать неправильное представление о наиболее сложных чувствах, поступках взрослых, кроме того, они преждевременно привлекают их внимание к таким вопросам, над которыми им ещё рано задумываться. Чрезмерное увлечение кино и театром приносит вред, поскольку обилие впечатлений утомляет их нервную систему. А.С Макаренко рекомендовал родителям разрешать детям бывать в кино не более трёх раз в месяц, чтобы из-за кино не забывалась школьная работа, а также другие обязанности.

 Творческая деятельность, которая посильна детям, очень многообразна, а поэтому даёт возможность всесторонне воспитывать художественные способности школьников.

  Танцуя, школьники развивают чувство ритма, пластичность, грациозность. Занимаясь пением, они совершенствуют свой слух, учатся глубже понимать музыкальные произведения, отличать плохую музыку от хорошей. Художественное чтение развивает речь школьника, обогащает его память, прививает вкус к чтению. В процессе занятий рисованием, лепкой, изготовлением игрушек школьники начинают чувствовать и лучше понимать красоту линий, гармонию красок. Вот почему ошибаются те родители, которые думают, что заниматься пением, рисованием, необходимо только тому ребёнку, который имеет голос, хорошо рисует и в будущем собирается избрать профессию пианиста или художника. Родителям вместе со школой нужно развивать творческие способности детей. Если ребёнок увлекается каким-либо видом творчества, то родителям нужно поддерживать его, но не в ущерб урокам. В искусстве нет дороги без знаний, а поэтому нельзя забрасывать учебных занятий, увлекаясь первыми успешными шагами в кружке. И очень важно найти ту меру похвалы одобрения, чтобы не вскружить ребёнку голову и не убить в нём интерес к художественной самодеятельности.

А все ли взрослые задумывались над тем, какие огромные возможности для развития творческих способностей детей даёт сам по себе любой труд? Тому, кто красиво работает, для кого труд- творчество и работа в радость. Плоды его работы радуют окружающих, дают ему огромное удовлетворение не только своим практическим назначением, но и ощущением красоты своего труда. Мы приучаем детей к труду, но не всегда обращаем внимание на эстетическую сторону, на развитие творческих способностей в процессе труда. Это не так уж трудно. Главное - замечать и педагогически верно  реагировать словом, делом, примером, как на плохую недоброкачественную работу, так и на добротную, красивую. Если у детей возникает желание переделать работу, выполненную кое – как, неряшливо, или сделать ещё совершеннее хорошую работу, значит, ваша реакция была правильной. Развитие творческих способностей в труде предполагает бесконечное стремление созидать всё лучше и лучше, искать всё более совершенные формы работы.

 «Человек творит по законам красоты»,- говорил К.Маркс. Помните об этих словах, когда наблюдаете за работой детей, дайте им совет.  

Таким образом, средства, методы и приёмы эстетического воспитания, которые можно использовать во внеурочное время, очень многообразны. Однако они требуют определённого уровня эстетического развития, правильного отношения и от самих родителей, и от воспитателя.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Описание педагогического опыта37.85 КБ

Предварительный просмотр:

Представление педагогического опыта

воспитателя

Атюрьевского муниципального района

МОБУ «Курташкинская средняя общеобразовательная школа»

Леонтьевой Варвары Николаевны

«Использование новейших педагогических технологий для развития эстетического воспитания учащихся во внеурочное время»

«Кто был глух к природе с детства,

 кто в детские годы не подобрал выпавшего из гнезда птенца,

не открыл для себя красоты первой весенней травы,

 к тому потом с трудом достучится чувство прекрасного,

чувство поэзии, а может быть, и простая человечность» 

(В.А. Сухомлинский)


Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значения для совершенствования учебно-воспитательного процесса

В наше время проблема эстетического воспитания очень актуальна.

Чудесный мир звуков и красок поэзии, красоты природы открывается только тому, кто любознателен и пытлив, кто чувствует потребность расширять и углублять знания, связанные с восприятием прекрасного, кто много читает, размышляет, наблюдает.

       Не каждый человек может стать композитором, писателем, художником, но каждый может научиться любить, ценить и понимать прекрасное в искусстве, в природе, в общественной жизни, в поступках человека, в быту. Кем бы ни был человек, жизнь его должна быть духовно богатой, он должен видеть прекрасное и уметь любоваться им. Умение чувствовать красоту делает жизнь человека более осмысленной, богатой, яркой. Однако прекрасное не только доставляет наслаждение, радует, вдохновляет на высокие добрые чувства и мысли, на большие дела и подвиги. Стремление к красивому в поведении, в быту, в одежде понимание красоты творческого труда неразрывно связано с правильными нравственными убеждениями с воспитанием хорошего вкуса. Умение чувствовать, понимать прекрасное не приходит само собой, его надо систематически развивать с ранних лет. Стремиться к этой цели – это и значит осуществлять эстетическое воспитание, которое способствует развитию гармонической личности, занимает важное место в общей системе воспитательного процесса в школе.

В чём же заключаются задачи эстетического воспитания детей младшего возраста во внеурочное время? В том, чтобы средствами искусства оказывать благотворное влияние на мировоззрение, нравственные понятия, поведение детей; воспитывать способность замечать, понимать красоту в природе, в общественной жизни, в искусстве; развивать эстетический вкус,  художественные способности детей, приобщая их не только к художественному творчеству, но и к духовно – нравственному, патриотескому, экологическому пониманию жизни.

        Эстетическое воспитание школьников проводится на уроках чтения, русского языка, музыки, изобразительного искусства, на внеклассных занятиях, в кружках (изобразительного искусства, в музыкальных школах, актёрского мастерства).

Главная задача - показать ребенку, как надо жить на основании нравственных категорий добра, Истины, Красоты уже сейчас, сегодня, а не потом, когда вырастешь, подготовить человека к восприятию прекрасного в жизни. При этом не просто к созерцанию, а к деятельности, направленной на его охрану и созидание.

Воспитание начинается в детстве, это верно, но в чьём? В детстве родителей. Воспитание зависит от трёх переменных: взрослые, дети и отношения между ними. Дети, которых растили в добре, честности, справедливости, творчестве, любви, детство которых было счастливым, - эти дети вырастают сильными духом. И такими же стараются воспитывать уже своих детей. Переступая порог школы, ребенок из дошкольника превращается в ученика, а это значит, что меняется его социальный статус, впервые в своей жизни он становится членом общества со своими обязанностями. Учитель и воспитатель выступают представителями общества: они ориентируют ребенка в том, как надо себя вести, что и как делать.

  Детям свойственна доброта и любознательность, но не хватает опыта и знаний, поэтому главная задача эстетического образования – формирование у детей экологической культуры, духовно - нравственного ответственного отношения к природе, к жизни понимания неразрывной связи человеческого общества и природы, включающего систему экологических знаний, умений и мышления.

Эстетическое воспитание развивает вкус, умение замечать прекрасное и безобразное; оно важно еще и потому, что связано со многими сторонами воспитания: нравственным воспитанием, которое развивает в ребенке чувство любви, гордости; с трудовым воспитанием, которое помогает ребенку с уважением относиться к труду людей, видеть красоту сделанного. Все эти качества необходимы для воспитания всесторонне развитого человека.

Цель эстетического воспитания — формирование эстетической культуры личности. Эстетическая культура — важнейший компонент духовной культуры личности, характеризующий степень овладения ею эстетическими знаниями, потребностями, чувствами, идеалами, интересами, эстетическим вкусом, эстетическим отношением к природе и искусству, а также опытом эстетической деятельности.

Учебный процесс закладывает основы понимания детьми красоты действительности и искусства, формирования эстетического отношения к жизни. Творческая художественная деятельность учащихся получает дальнейшее развитие в процессе внеклассной и внешкольной работы. Во внеурочное время на основе добровольного выбора занятий по интересам, продолжается углубленное формирование у детей эстетического отношения к искусству и действительности; духовное обогащение их личности; организация свободного времени; регулирование восприятия влияний средств массовой информации.

В воспитании личности и эстетическом развитии школьника особую роль играет художественная самодеятельность. Она является для детей одним из деятельностных способов отражения и познания мира, предоставляет условия для самовыражения и самоутверждения личности. Ребенок в процессе жизни и учения стремится обогатить свой опыт, выразить себя, свое понимание происходящих событий, проявить творческую активность.

Самодеятельность интенсивно расширяет опыт жизненных и эстетических отношений, помогает детям через активные личные переживания совершить переход к более глубокому познанию искусства, к постижению серьезного художественного- творчества. Ребята особенно охотно рисуют то, что сами непосредственно наблюдают в жизни, находят и фотографируют прекрасные картины природы, разучивают стихотворения, участвуют в разнообразных пьесах. Художественная самодеятельность является также действенным средством развития эмоциональной сферы ребенка. В процессе музыкального, изобразительного, литературного или театрального творчества школьники развивают свое воображение, расширяется, обогащается и углубляется сфера эмоциональных переживаний. Организуя самодеятельность, педагоги получают возможность практически управлять развитием эстетических чувств детей путем специального подбора содержания произведений искусства, видов художественной самодеятельности. Самодеятельность знакомит школьника с секретами художественного творчества, развивает их дарования, образует и закрепляет технические исполнительские навыки, доставляет наслаждение от участия в творческом труде. Исполнение ребенком роли в пьесе побуждает его к творческому воплощению образа воображаемого героя. На репетициях он отрабатывает умения выразительно и четко произносить фразы, своевременно подавать реплики, соблюдать условности, двигаться по сцене. Участие в творческих поисках, переживание школьником чувства удовлетворения, радости, разочарования и преодоления, стимулирует, побуждает его к более прилежной и усердной работе над собой, к самовоспитанию. На всех занятиях в ГПД нитью проходит привитие чувства доброты и прекрасного. Эстетическое воспитание книгой начинается в семье уже тогда, когда ребёнок, затаив дыхание, слушает первые сказки о репке, о козлятах, о красной шапочке. Сказочные образы, действуя на воображение ребёнка, вызывают в нём симпатию к смелым поступкам, любовь к животным, к природе, отвращение к злобному, низкому, прививает любовь к художественному слову. Чем старше становятся дети, тем большее значение приобретают художественные произведения как средства воспитания прекрасного, формирования убеждений.

«В человеке всё должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли». (А.П.Чехов) «Впервые прочёл хорошую книгу – словно приобрёл большого задушевного друга. Прочёл читанную – словно встретился вновь со старым другом. Кончаешь читать – словно расстаёшься с лучшим другом, и кто знает, встретишься ли с ним вновь».(китайская мудрость) В тех семьях, где читают вслух и обсуждают книгу, школьники приучаются обращать внимание на поэтическое описание природы, на характеристику персонажей, лирические отступления, красоту языка произведения. Чтение хороших стихов приучает к рифме, к красивым оборотам речи, прививает любовь к поэзии. В семьях, где часто звучат строки из стихотворений Пушкина, Лермонтова, Твардовского и других замечательных поэтов, дети с раннего возраста начинают любить поэзию.

Огромное воспитательное значение имеют небольшие домашние концерты. И обычно в танцевальные, музыкальные кружки записываются те дети, у которых в семье кто – либо из взрослых поёт, танцует или играет.

   Нужно воспитывать любовь к прекрасному и через изобразительное искусство. Потребность рисовать проявляется у детей очень рано. Уже в дошкольном возрасте дети пытаются изображать то, что волнует их детское воображение. Первые «творческие муки», испытывают все маленькие рисовальщики, особенно когда видят, что на бумаге у них получается совсем не то, что подсказывает воображение. Даже самые неудачные детские рисунки нельзя называть «мазнёй», доказывать ребёнку, что его изображение ни на что не похоже. Младшие школьники с карандашом в руках учатся не только рисовать, но и наблюдать, замечать вокруг себя красоту, чувствовать особый прилив радости, бодрости, счастья при виде красивого вокруг себя. Пусть цветок, который пытался изобразить ребёнок, не очень напоминает розу. Но прежде, чем рисовать, ребёнок любовался ею, рассматривал оттенок цветов, вдыхая аромат. И это самое важное. Ведь художниками станут единицы. А вот людьми, которым доступна красота, должны быть все. Об этом важно помнить взрослым, когда они разглядывают рисунки детей.

Эстетические чувства у ребёнка просыпаются в минуты, когда он переживает радость открытия, когда он радуется и пушистому снегу, и первому листочку на дереве, когда он счастливыми глазами следит за полётом птиц. Чем чаще он будет переживать такие минуты, тем восторженнее станет ко всему прекрасному. «А вода, а простор, а природа, прекрасная окрестность города, а душистые овраги и колыхающиеся поля, а розовая весна и золотистая осень разве не были нашими воспитателями? Бедное дитя, если оно выросло, не сорвав полевого цветка, не помявши на воле зелёной травки. Никогда оно не разовьётся с той полнотой и свежестью, к какой способна душа человеческая». (Ушинский) Возможность воспитывать у детей чувство прекрасного на лоне природы имеют все родители. Наблюдения в природе обостряют глаз, обогащают чувства юных рисовальщиков. У них возникает желание изобразить то, что они увидели и пережили.

Кино и театр любят все дети уже с дошкольного возраста. Здесь родителям нужно заботиться не столько о том, чтобы вызвать интерес к ним, сколько о том, чтобы педагогически правильно использовать их для воспитания. Ведь задача театра и кино состоит в том, чтобы воспитывать зрителей, а не забавлять, чтобы раскрывать человеку глаза на высокие идеалы, делать его чище, умнее, полезнее . Хорошие спектакли и фильмы не только расширяют познания детей, но и учат их вглядываться в жизнь, заставляют осуждать недостойное в людях, окружающей действительности, показывают зрителям красоту, благородство мыслей, переживаний и поступков человека. Что и как часто могут смотреть дети младшего возраста в кино, театрах и по телевизору? Конечно, огромную ошибку совершают в тех семьях, где разрешают смотреть детям по телевизору передачи для взрослых. Ничего, кроме вреда, не получат дети от передач, если будут в них видеть только возможность ежедневно развлекаться. Детям нужно разрешать смотреть только передачи, предназначенные для них . У детей не подходящие им по возрасту картины могут вызвать неправильное представление о наиболее сложных чувствах, поступках взрослых, кроме того, они преждевременно привлекают их внимание к таким вопросам, над которыми им ещё рано задумываться. Чрезмерное увлечение кино и театром приносит вред, поскольку обилие впечатлений утомляет их нервную систему. А.С Макаренко рекомендовал родителям разрешать детям бывать в кино не более трёх раз в месяц, чтобы из-за кино не забывалась школьная работа, а также другие обязанности.

 Творческая деятельность, которая посильна детям, очень многообразна, а поэтому даёт возможность всесторонне воспитывать художественные способности школьников.

  Танцуя, школьники развивают чувство ритма, пластичность, грациозность. Занимаясь пением, они совершенствуют свой слух, учатся глубже понимать музыкальные произведения, отличать плохую музыку от хорошей. Художественное чтение развивает речь школьника, обогащает его память, прививает вкус к чтению. В процессе занятий рисованием, лепкой, изготовлением игрушек школьники начинают чувствовать и лучше понимать красоту линий, гармонию красок. Вот почему ошибаются те родители, которые думают, что заниматься пением, рисованием, необходимо только тому ребёнку, который имеет голос, хорошо рисует и в будущем собирается избрать профессию пианиста или художника. Родителям вместе со школой нужно развивать творческие способности детей. Если ребёнок увлекается каким-либо видом творчества, то родителям нужно поддерживать его, но не в ущерб урокам. В искусстве нет дороги без знаний, а поэтому нельзя забрасывать учебных занятий, увлекаясь первыми успешными шагами в кружке. И очень важно найти ту меру похвалы одобрения, чтобы не вскружить ребёнку голову и не убить в нём интерес к художественной самодеятельности.

А все ли взрослые задумывались над тем, какие огромные возможности для развития творческих способностей детей даёт сам по себе любой труд? Тому, кто красиво работает, для кого труд- творчество и работа в радость. Плоды его работы радуют окружающих, дают ему огромное удовлетворение не только своим практическим назначением, но и ощущением красоты своего труда. Мы приучаем детей к труду, но не всегда обращаем внимание на эстетическую сторону, на развитие творческих способностей в процессе труда. Это не так уж трудно. Главное - замечать и педагогически верно  реагировать словом, делом, примером, как на плохую недоброкачественную работу, так и на добротную, красивую. Если у детей возникает желание переделать работу, выполненную кое – как, неряшливо, или сделать ещё совершеннее хорошую работу, значит, ваша реакция была правильной. Развитие творческих способностей в труде предполагает бесконечное стремление созидать всё лучше и лучше, искать всё более совершенные формы работы.

 «Человек творит по законам красоты»,- говорил К.Маркс. Помните об этих словах, когда наблюдаете за работой детей, дайте им совет.  

Таким образом, средства, методы и приёмы эстетического воспитания, которые можно использовать во внеурочное время, очень многообразны. Однако они требуют определённого уровня эстетического развития, правильного отношения и от самих родителей, и от воспитателя.

Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта.

Темой эстетического воспитания детей во внеурочное время я начала заниматься, как только пришла на работу в школу. Для меня было не понятно с чего начать, чем заинтересовать детей, так как вся работа велась на уроках окружающего мира, музыки, рисования, технологии и т.д. Мною была разработана программа по внеурочной деятельности экологического клуба

« Почемучка» и программа духовно – нравственного воспитания « Духовный мир». На протяжении с 2011 – 2016 уч.г. я проводила занятия по внеурочной деятельности. На этих занятиях мы не только вели беседы, но и проводили исследования и опыты, ходили на экскурсии, принимали активное участие в школьных и районных мероприятиях.

«Конечная цель эстетического воспитания – это гармоничная личность, всесторонне развитый человек… образованный, прогрессивный, высоконравственный, обладающий умением трудиться, желанием творить, понимающий красоту жизни и красоту искусства» (М.М.Рукавицин).

Одним из важных источников эстетического опыта школьников является разнообразная внеклассная и внешкольная работа. В ней удовлетворяются насущные потребности в общении, и происходит творческое развитие личности. На внеклассных мероприятиях дети имеют большие возможности для самопроявления.

     Эстетически воспитывает буквально все, вся окружающая нас действительность. В этом смысле к важным источникам эстетического опыта детей относится и искусство, так как: "Искусство является наиболее концентрированным выражением эстетического отношения человека к действительности и поэтому играет ведущую роль в эстетическом воспитании".

Полагаясь на сложившуюся практику воспитательной работы, обычно выделяют следующие структурные компоненты эстетического воспитания:

-эстетическое образование, закладывающее теоретические и ценностные основы эстетической культуры личности;

-художественное воспитание в его образовательно-теоретическом и художественно-практическом выражении, формирующее художественную культуру личности в единстве знаний, ценностных ориентации, вкусов;

-эстетическое самообразование и самовоспитание, ориентированные на самосовершенствование личности;

-воспитание творческих потребностей и способностей.

Теоретическая база опыта.

В современной отечественной педагогике исследованием развития эстетического воспитания занимаются многие ученые и педагоги на опыт которых я пытаюсь опираться в своей работе .

Опыт имеет теоретическое обоснование, позволяющее грамотно организовать процесс эстетического воспитания младших школьников в условиях группы продленного дня.

В наше время проблема эстетического воспитания, развития личности, формирования ее эстетической культуры одна из важнейших задач, стоящих перед школой. Указанная проблема разработана достаточно полно в трудах отечественных и зарубежных педагогов и психологов. Среди них Д. Н. Джола, Д.Б.Кабалевский, Н.И.Киященко, Б.Т.Лихачев, А.С.Макаренко, Б.М.Неменский, В.А.Сухомлинский, М.Д.Таборидзе, В.Н.Шацкая, А.Б.Щербо и другие.

В книге "Общие вопросы эстетического воспитания в школе" под редакцией известного специалиста по эстетическому воспитанию В.Н. Шацкой я нашла такую формулировку: "Советская педагогика определяет эстетическое воспитание как воспитание способности целенаправленно воспринимать, чувствовать и правильно понимать и оценивать красоту в окружающей действительности - в природе, в общественной жизни, труде, в явлениях искусства".

В книге "Общие вопросы эстетического воспитания в школе" под редакцией известного специалиста по эстетическому воспитанию В.Н. Шацкой я нашла такую формулировку: "Советская педагогика определяет эстетическое воспитание как воспитание способности целенаправленно воспринимать, чувствовать и правильно понимать и оценивать красоту в окружающей действительности - в природе, в общественной жизни, труде, в явлениях искусства".

Фактор эстетического развития личности - эстетизация быта - выделяется в работах А.С. Макаренко, Г.С. Лабковской, К.В. Гавриловец и др  К.В. Гавриловец в своей работе «Нравственно-эстетическое воспитание школьников». "Эстетика школьного быта - это обстановка классов, кабинетов, залов, коридоров и т.д. Убранство вестибюля, оформление отрядного уголка, стендов - все это либо молчаливые помощники педагога в эстетическом, а, следовательно, и в нравственном воспитании школьников, либо его враги.

В научной литературе достаточно полно освещены различные аспекты эстетического воспитания. В работах Ю.В. Борева, А.И. Бурова, Э. А. Верба, А.Н. Зиминой, Д. Б. Кабалевского, Б.Т. Лихачева, Л.П. Печко, В.А. Разумного и др. выявляются специфика и сущность эстетического воспитания, его основные принципы, формы и методы.

Анализ программ по эстетическому воспитанию позволяет утверждать, что образовательные программы, разработанные для детей младшего школьного возраста Н. А. Ветлугиной, Э. Н. Горюновой, Д.Б, Кабалевским, А.А. Мелик-Пашаевым, Б.М. Неменским, О.С. Нечаевой, М.В. Петровой и др. выступают как прием, помогающий освоению конкретного вопроса или темы, что способствует привнесению в образовательный процесс эмоциональной окраски, а так же глубокому выявлению специфических особенностей  изучаемого материала и разных видов искусств.

Данные теоретического анализа полученные в ходе работы с научными источниками составили основу системного изложения теоретической части работы.

Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приёмы воспитания и обучения.

Внеклассная и внеурочная работа преследует в основном те же задачи и цели, что и учебные занятия, но она помогает решать эти задачи шире и глубже, в более серьезной форме, с привлечением нового материала, с опорой на творческую инициативу и активный интерес учащихся. Внеклассную работу надо строить таким образом, чтобы дети продолжали развиваться, совершенствовали свое мастерство, чтобы изображения в детских рисунках были грамотные, реалистические. Необходимо также убедить детей в процессе занятий, что искусство не забава, не развлечение, а серьезный труд, требующий усилий и приносящий большую радость. Учитель должен найти такие методы учебно-воспитательной работы, которые бы возбуждали у детей интерес к прекрасному, потребность к красоте, стремление жить и творить по законам красоты.

Для успешного руководства внеклассной работой необходимо заранее составить план всех мероприятий, наметить их тематику. Необходимо также учитывать время внеклассных занятий, количество мероприятий и возрастные особенности учащихся. Форма и характер планов внеклассной работы должны быть весьма разнообразными. На занятиях по внеурочной деятельности эстетическому восприятию, дети не только узнают о прекрасном, учатся им восхищаться, но и сами активно участвуют в создании прекрасного в жизни, труде, искусстве, поведении, отношениях. Это требует развитие у ребёнка эмоционально - чувственной сферы и нравственных качеств. 

Педагогическая наука и практика определяет ряд наиболее эффективных  методов, способствующих формированию у детей эстетических чувств, отношений, суждений, оценок, практических действий:  метод убеждения, направленный на развитие эстетического восприятия, оценки, первоначальных проявлений вкуса;  метод приучения, упражнения и практических действий, предназначенных для преобразования окружающей среды и выработки навыков культуры поведения;  метод проблемных ситуаций, побуждающий к творческим и практическим действиям;  метод побуждения к сопереживанию, эмоционально положительной отзывчивости на прекрасное и отрицательному отношению к безобразному в окружающем мире.

Приемы эстетического воспитания:

- приемы развития сознательного отношения, умения анализировать, сопоставлять и приемы, побуждающие к эмоциональным переживаниям;

- слово воспитателя (пояснения, указания) и наглядные методы, заключающиеся в демонстрации произведений искусства, показе приемов исполнения;

- показ действий, которым надо точно следовать, и приемы, формирующие способы самостоятельных действий;

- приемы, направленные на упражнение, тренировку в навыках, и творческие задания, предполагающие оригинальность, своеобразие исполнения, выдумку, вариативность.

Традиционные общие формы: конкурсы, викторины, лектории, школьные праздники, кружки, творческие объединения, а также новые формы работы в первичном коллективе - кольцовка песен, концерт «молния», кукольный театр, литературно-художественные конкурсы, турнир знатоков поэзии, эстафета любимых занятий.

Организуя занятия по эстетическому воспитанию, во внеурочное время, я учитываю:

1. Возрастные особенности младших школьников (возраст и ведущий вид деятельности);

2. Индивидуальные особенности младших школьников (проявление характера, личностные характеристики);

3. Познавательный интерес учащихся (уровень усвоения учащихся);

4. Благоприятную атмосферу в коллективе;

5. Ресурсное обеспечение процесса формирования эстетических навыков учащихся (материальная техническая база, методические и дидактическое оснащение);

6. Ориентацию на творческую деятельность (мотивировать на создание новых продуктов деятельности);

7. Комплексный подход (в эстетическом воспитании школьников различные виды искусства взаимодействуют между собой, комплексно воздействуют на ребенка);

8. Свободу самоопределения и самореализации ребенка (самостоятельность темы и цели деятельности, модели поведения);

9. Разнообразие форм, методов, приемов воспитания;

10. Создание широкого общекультурного фона для позитивного восприятия (учет положительных примеров, выбор самых ярких шедевров мировой художественной культуры).

Анализ результативности

Я работаю воспитателем в группе продленного дня. Что значит для меня, быть воспитателем? В моем представлении воспитатель- это, прежде всего друг по отношению к детям, их помощник, советчик и союзник. Быть воспитателем – огромная ответственность, но и огромное счастье. Ведь суть профессии воспитателя – дарить… Дарить ребенку этот красочный мир, удивлять прекрасным. Детям нужно тепло, осознание своей необходимости, и если ты даешь это, связь с ними становится многолетней.

Главным в своей работе считаю:

-воспитание доброго отношения к людям, жизни, умение находить в ней радость и желание творить добро;

-помощь учащимся и их родителям находить путь к сердцу друг друга, не терять душевный контакт и веру в близких людей;

-воспитание гордости за свой район, уважение к его истории и культуре, интерес к его судьбе.

- воспитание бережного отношения к природе, понимания того, что мы сами в ответе за то, что происходит в мире.

- развитие чувства прекрасного, бережного отношения и уважения к культуре своего народа и культуре других народов.

Таким образом, эстетическое воспитание играет большую роль в воспитании высокообразованного, культурного и нравственного человека, обеспечивает комплексный подход к развитию личности, и проявляется это в его отношении к людям, к труду, к искусству, к жизни.

Эстетическое воспитание младших школьников происходит лишь в случае разнообразия и цикличности занятий. Поэтому я выделила несколько основных видов деятельности:

- художественное творчество:

- выполнение различных изделий руками с использованием картона, цветной бумаги, клея, ножниц и других подсобных материалов;

- спортивно-оздоровительная деятельность: спортивные игры, развлечения, психологические тесты, психологические игры, беседы на темы здорового образа жизни, викторины.

- чтение книг, рисование иллюстраций, спектакли, инсценировки, театральные постановки, викторины;

- изобразительная деятельность: занятия, связанные с рисованием;

- научно-познавательная деятельность: конкурсы, тесты, викторины на различные темы, связанные с развитием мышления;

- экскурсии.

Основные методы, которые я использую в своей работе, являются:

  1. Наблюдение за окружающей действительностью; сюда входит и рассматривание иллюстраций, картин, и простые наблюдения за природой, за снежинками, за облаками и т.д.
  2. Также большое значение имеют беседы и рассказы, в них ребенок может высказать свое мнение.
  3. Развитие самостоятельных действий –я предлагаю найти способ решения намеченного задания или собственного замысла.
  4. Включение в трудовое воспитание – учить детей познавать красоту труда.

Методы эстетического воспитания помогают воспитать такого человека, и направлены на обучение думать, искать, пробовать и находить решение.

Опираясь на данные системы занятий и методические рекомендации, я могу эффективно реализовывать работу с младшими школьниками по эстетическому воспитанию во внеурочной деятельности.

Можно сделать вывод, что для эстетического развития школьников в условиях ГПД созданы все условия:

· творческие мастерские разной направленности,

· игры развивающего и творческого характера, дидактические, сюжетно-ролевые,

·использование технологии КТД, проведение досуговых мероприятий, праздников,

· творческие задания познавательного характера,

· организация развивающей среды в ГПД,

· наблюдения, исследования, экскурсии,

· создание и поддержка положительной мотивации во время творческой деятельности, комфортная психологическая обстановка.

Использование данного опыта в работе группы привело к следующим результатам:

-формирование нравственных качеств: трудолюбие, проявление творчества, поиск рациональных нестандартных путей решения задач в любой сфере деятельности,   максимальное развитие творческий способностей.

-формированию дружного коллектива детей, родителей, педагога.

-успешной реализации индивидуальных творческих способностей в конкурсной и коллективной  деятельности и раскрытие потенциала каждого ребенка.

Благодаря проводимой работе в группе, мои воспитанники принимают активное участие в различных конкурсах и мероприятиях за рамками учебного процесса. С удовольствием участвуют в подготовке и проведении фольклорных и тематических праздников, участвуют в алипмиадах, занимают призовые места. О чем говорят грамоты и дипломы победителей. В классе подготовлена выставка детских работ.

  По моему мнению, эффективное эстетическое развитие детей могут обеспечить только система эстетического воспитания. Опираясь на разработанную систему занятий и методические рекомендации, я могу эффективно реализовывать работу с младшими школьниками по эстетическому воспитанию во внеурочной деятельности, решать задачи по развитию творческих возможностей, нестандартности мышления, креативности, живости мыслительных ассоциаций, воображения, самостоятельности, инициативности. Эти качества личности, заложенные в младшем школьном возрасте и получившие свое развитие на более старших ступенях образования, помогут выпускникам успешно реализовать себя в современном обществе.