Для Вас родители!

Безменова Татьяна Анатольевна

Статьи и рекомендации для родителей

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей детей младшего возраста 

«Первый раз в детский сад»

Редко можно встретить родителей, которые с приближением момента, когда их ребёнок должен пойти в ясли или детский сад, не испытывают тревоги, тревоги по разным вопросам. (Как примут малыша? Какие отношения сложатся у него с воспитательницей? Не будет ли он часто болеть? И т.д.)

Конечно, больше всего волнений связано с тем, насколько быстро ребёнок привыкнет, адаптируется к новой обстановке.

И это понятно. Ведь для ребёнка, не посещавшего детские учреждения непривычно всё:

  • незнакомые взрослые
  • большое количество детей
  • новый распорядок дня
  • отсутствие близкого человека

Всё это, навалившись на малыша, вызывает у него психоэмоциональное напряжение, которое может выражаться и в эмоциональных нарушениях:

  • ребёнок может много плакать,
  • не отпускать от себя родителей,
  • долго плакать после их ухода, а приход вновь встречать слезами,
  • выглядеть вялым и подавленным,
  • сильно уставать, отказываться от «детсадовской еды»,
  • плохо спать днём
  • и в снижении иммунитета, ребёнок начинает чаще обычного болеть.

Различают 3 степени адаптации:

  • лёгкая: продолжительность адаптации 2 недели. Она характеризуется тем, что ребёнок болеет не чаще обычного…..
  • средняя: продолжительность адаптации месяц. Она характеризуется тем, что ребёнок болеет чаще обычного
  • тяжелая: продолжительность до 6 месяцев.

Ребёнок считается адаптированным, если он болеет не чаще обычного, из его поведения исключены крайности.

Насколько быстро ребенок адаптируется к условиям детского сада зависит от индивидуальных особенностей малыша и раннее приобретенного социального опыта: часто ли он общался с другими детьми, оставался ли ребёнок когда-нибудь с «чужими взрослыми», какое общение предпочитает малыш: эмоциональное или предметное и конечно от эмоционального настроя и поведения самого родителя,   особенно  внутреннего настроя мамы, ее готовности эмоционально отпустить малыша в детский сад.

Так как же помочь крохе?

  • Будьте уверены и последовательны в своем решении: отдать малыша в детский сад.
  • Будьте оптимистичны, ребёнок чувствует Ваше настроение.
  • Если у Вас в детстве был негативный опыт посещения детского сада - не переносите его на ребёнка.

Если Вам в садике было плохо – это не значит, что Ваш ребёнок пройдёт тот же путь. Тем более, что выбирая сад, вы постарались выбрать лучший.

  • В первые дни приводите ребёнка только на прогулку, где легче ориентироваться в окружающей обстановке, знакомиться с воспитателями и детьми, так как условия напоминают домашний двор.

  • Если ребёнок теряется, жмётся к Вам, не настаивайте, чтобы он сразу подошел к незнакомому человеку, пусть немного освоиться.

  • Хорошо приводить малыша на вечернюю прогулку, тогда можно обратить внимание малыша на то, как родители приходят за детьми, как они радостно встречаются, как забирают детей домой. Это поможет малышу по утрам спокойно переносить расставание, привыкнуть к тому, что короткая ежедневная разлука не означает разрыв, отторжение от дома.

  • В первые дни можно принести ребёнку свою игрушку. Это создаст для него фон уверенности, обеспечит комфорт. Любимая, знакомая игрушка поможет отвлечься от расставания с родителем. (Игрушка лучше мягкая, чтобы можно было с ней спать).

  • Не делайте перерывов в посещении сада.

      (После перерывов в посещении детского сада: отпуск, болезнь, просто по семейным обстоятельствам -  ребёнок снова начинает  адаптироваться)

  • Не опаздывайте в детский сад.

Ребёнку необходимо время, что бы войти в коллектив, проснуться. К тому же воспитатель не сможет уделить Вашему малышу внимание, так как будет занят режимными моментами: кормление, привитием культурно-гигиеническим навыкам и т.д.

 

  • Старайтесь малыша забирать из сада пораньше, особенно в пятницу.

(Малыш эмоционально устаёт в этом возрасте от 12 часового пребывания в коллективе, а к концу недели накапливается усталость)

  • Соблюдайте режим группы даже в выходные дни.

(«Понедельник – день тяжелый»)

Нарушая режим ребенка, в выходные, вы снова заставляете ребенка адаптироваться)

  • Когда ребёнок дома: проводите с ним всё время, чаще обнимайте    его и играйте.

(Воспитатель физически не может уделить внимание Вашему ребенку в таком количестве, к которому он привык дома)

 

Не только малыш готовиться к своему первому дню в новом коллективе.

Мама тоже  должна  подготовиться:

  • Заранее подготовить всё необходимое, что надо иметь с собой в первый и последующие дни.
  • Узнать режим дня группы и постараться придерживаться его дома.
  • Если малыш не умеет пользоваться горшком, попытайтесь приучить его сообщать о том, что он сделал. Если ваш кроха ходит «по большому» регулярно» в одно и то же время, предупредите об этом воспитательницу.
  • Познакомьтесь с воспитательницами группы, запомните их имена.
  • Запишите все телефон садика.
  • Сообщите воспитателю:
  • все Ваши телефоны
  • если ваш малыш склонен к аллергии на тот или иной продукт или лекарство
  • привычки и особенности характера ребёнка
  • Адаптировать малыша к новым условиям постепенно.

Что надо иметь с собой в первый и последующие дни

У ребёнка, посещающего ясельную группу, в шкафчике обязательно должны быть сменные вещи:  

  • Одежда:

Трусики (5 шт.)

Носки (2 шт.)

Носовые платки (2 шт.)

Комплект сменной верхней одежды (по сезону):

шорты, футболки, кофточки и т.д.

Вся одежда должна быть обязательно промаркирована.

Брючки на бретельках не очень удобны, так ребёнку сложно будет научиться самостоятельно садиться на горшок.

Одежда лучше не слишком дорогая, так как она может быстро прийти в негодность, когда ребёнок будет играть с  песком, пластилином, красками, супом.

  • Обувь:

      Обувь должна быть с фиксированным задником, на жесткой подошве (сандалии,босоножки) - лучше на липучках, тогда ребёнок быстрее сам научиться снимать и одевать обувь.

 

Не грустите, когда-то это должно было произойти, Ваш птенец понемногу расправляет крылышки и пробует вылететь из теплого и мягкого маминого гнёздышка


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Подготовила: Безменова Т.А. воспитатель «Ребенок в период адаптации» Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение детский сад 8

Слайд 2

«Ребенок в период адаптации» Содержание 1. Адаптация ребенка к новым социальным условиям 2. Портрет ребенка, поступившего в детский сад 3. Как подготовить ребенка к детскому саду 4. Советы родителям

Слайд 3

1. Адаптация ребенка к новым социальным условиям Адаптация - это приспособление организма к новой обстановке, а для ребенка детский сад, несомненно, является новым, еще неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями. Адаптация включает широкий спектр индивидуальных реакций, характер которых зависит от психофизиологических и личностных особенностей ребенка, от сложившихся семейных отношений, от условий пребывания в дошкольном учреждении. . От того, как пройдёт привыкание ребёнка к новому распорядку дня, к незнакомым взрослым и сверстникам, зависит дальнейшее развитие малыша и благополучное существование в детском саду и в семье. Каждый ребенок по-разному реагирует на новую ситуацию. По наблюдениям психологов средний срок адаптации в норме составляет: В младшем дошкольном возрасте - 7-10 дней В среднем дошкольном возрасте- 2-3 недели В старшем дошкольном возрасте - 1 месяц К основным критериям адаптации ребенка к условиям детского сада относятся: поведенческие реакции; уровень нервно-психического развития; заболеваемость и течение болезни; главные антропометрические показатели (рост, вес).

Слайд 4

Степени тяжести прохождения адаптации к детскому саду: Легкая адаптация: ребенок активен, внешних изменений нет, сдвиги в поведении нормализуются в течение 1-2 недель; Средняя адаптация: в течение всего периода настроение может быть неустойчивым, может наблюдаться отсутствие аппетита, кратковременность, беспокойность сна. Этот период длится 20-40 дней; Тяжелая адаптация: длится от 2 до 6 месяцев. Ребенок болеет, теряет в весе, появляются привычки: грызение ногтей, сосание пальцев и др. Очень тяжелая адаптация: около полугода и более. Встает вопрос – стоит ли ребенку оставаться в детском саду, возможно, он «несадовский» ребенок. Успешная адаптация ребенка к условиям детского сада во многом зависит от взаимных установок семьи и детского сада. Важно, чтобы родители были уверены в хорошем отношении педагога к ребенку; чувствовали компетентность педагога в вопросах воспитания; но главное – ценили его личностные качества (заботливость, внимание к людям, доброту). Как бы мы ни готовили ребенка к детскому саду, все равно он, особенно в первые дни находится в состоянии стресса. Всегда нелегко привыкают к детскому саду единственные в семье дети, особенно чрезмерно опекаемые, зависимые от матери, привыкшие к исключительному вниманию, неуверенные в себе.

Слайд 5

До 2-3 лет ребенок не испытывает потребности общения со сверстниками, она пока не сформировалась. В этом возрасте взрослый выступает для ребенка как партнер по игре, образец для подражания и удовлетворяет потребность ребенка в доброжелательном внимании и сотрудничестве. Сверстники этого дать не могут, поскольку сами нуждаются в том же. Поэтому ребенок не может быстро адаптироваться к яслям, поскольку сильно привязан к матери, и ее исчезновение вызывает бурный протест ребенка, особенно если он впечатлительный и эмоционально чувствительный. Дети 2-3 лет испытывают страхи перед незнакомыми людьми и новыми ситуациями общения, то как раз и проявляется в полной мере в яслях. Эти страхи - одна из причин затрудненной адаптации ребенка к яслям. Нередко боязнь новых людей и ситуаций в яслях приводит тому, что ребенок становится более возбудимым, ранимым, обидчивым, плаксивым, он чаще болеет, т. к. стресс истощает защитные силы организма.

Слайд 6

Типичные ситуации, с которыми сталкиваются родители, когда ребенок начинает ходить в детский сад (начало адаптационного периода) "НЕ ХОЧУ!" Ребенок плачет, капризничает каждый раз, когда приходит время идти в садик. Это позволяет ребенку открыто говорить о том, что ему не нравится. Родители могут ему сочувствовать, говорить, что им действительно жалко, когда он грустит, расставаясь с ними, но "так уж устроен мир - мамы и папы работают, а дети ходят в садики и в школы". Ребенок, который открыто протестует против садика, чаще всего довольно хорошо адаптируется, если родители не ругают его, не стыдят, а выражают сочувствие, оставаясь уверенными в том, что садик - хороший выбор для их ребенка. ЧАСТЫЕ БОЛЕЗНИ. Ребенок начинает болеть буквально с первых дней посещения садика: "неделя в садике - неделя (а порой и две) дома". Многие родители сетуют на садик: мол, недосмотрели, сквозняки, детей заболевших принимают, инфекция... Считая, что дело в конкретном садике, родители переводят ребенка в другой, в третий, но ситуация радикально не меняется. Почему? Чаще всего виноват не садик, а сама ситуация перехода ребенка к самостоятельному пребыванию где-то без родителей. Как известно , физическое и психическое развитие ребенка взаимосвязаны, и организм ребенка иногда помогает ему справляться с тревогами и переживаниями. Чаще всего болеют именно те дети, которые не очень сильно капризничают и плачут, не выражая явно, словами и слезами, нежелание идти в садик. Это "послушные" дети, они хотят, чтобы мамы и папы были довольны их самостоятельностью, и стараются их не расстраивать. Но если адаптация для такого ребенка происходит сложно, организм дает эмоциям "передышку": ребенок болеет, остается дома. Многие родители замечают, что спустя несколько месяцев после того, как ребенок пошел в садик, он болеет все реже и становится активнее, разговорчивее, взрослее. ДОМА - КАПРИЗЫ, В САДИКЕ - УСПЕХИ. "Удивительно, но мой сын в садике совершенно не такой, как дома. Мне даже обидно, ведь я дома так стараюсь, а он там гораздо лучше себя ведет, чем со мной. Во-первых, он там ЕСТ. Причем воспитательница говорит, что старается съесть первый и поднимает тарелку похвастаться! А дома я за ним бегаю с ложкой! Во-вторых, он сам ОДЕВАЕТСЯ! Дома может часами ходить в одном носке! Такое впечатление, что всеми плодами моего воспитания и моих усилий пользуются воспитатели в садике: я с ним дома борюсь, а там - "Какой у вас самостоятельный, развитый ребенок!". Дело в том, что в садике ребенок часто видит именно то место, где его готовы воспринять таким, каким он себя ПОКАЖЕТ.

Слайд 7

Он пока не может постоянно БЫТЬ таким самостоятельным, целеустремленным и "взрослым", он набирается сил и выражает все свои тревоги и сомнения дома, маме, в виде капризов и непослушания, а в садик он приносит ту форму поведения, которая, как он считает, больше всего ценится в обществе. Он хочет общественного уважения! Скорее всего, скоро он сможет так же "достойно" себя вести и в других местах, а дома будет иногда безобразничать, отдыхая от тяжелой социальной роли "хорошего ребенка". Однако важно понимать, что это непослушание ребенка именно с близкими людьми означает, что он старается приспособиться к обществу и тратит на это много сил. ДОМА - "ХОРОШИЙ", В САДИКЕ - "УЖАСНЫЙ". "По-моему, воспитательница предвзято относится к моему сыну. Каждый день она рассказывает мне, как он безобразно себя ведет, дерется, забирает у детей игрушки и т. д. Но этого не может быть: он очень послушный, вежливый мальчик! Мы всегда проводили с ним очень много времени, пока я не вышла на работу, я всегда объясняла ему, что можно и что нельзя. Он всегда спрашивает у меня разрешения, если хочет что-то взять! Я просто не понимаю, разве может так быть, что я вижу одно, а без меня происходит совсем другое?.." Такое вполне возможно. Дело в том, что если родители очень много внимания уделяют правильному воспитанию, слишком контролируют ребенка, оберегают от принятия неверных решений, то ребенок трех-четырех лет, оставшись в садике без них, просто теряется. Он как бы остается без своей СОВЕСТИ, как говорит пословица - "без царя в голове", ведь его способность к самоконтролю еще не развилась, а дома его совестью и контролем были мама и папа. Оставшись один, ребенок пытается найти взрослого, который смог бы, как мама, помогать ему быть "правильным". Именно для этого он ведет себя вызывающе, этот вызов говорит: "Пожалуйста, обуздайте меня, укажите мне мои границы, ВЫДЕРЖИТЕ меня!" Чаще всего доброжелательность окружающих взрослых помогает в скором времени ребенку поверить, что для того чтобы быть достаточно хорошим, вовсе не обязателен постоянный контроль взрослых. Успокоившись по поводу отсутствия постоянного постороннего контроля за собой, ребенок начинает чувствовать себя увереннее и лучше общаться как со взрослыми, так и со своими сверстниками.

Слайд 8

2. Портрет ребенка, поступившего в детский сад 1. Эмоции ребенка: в первые дни пребывания в саду практически у каждого ребёнка сильно выражены отрицательные эмоции: от хныканья, "плача за компанию" до приступообразного плача. Особенно яркими являются проявления страха (малыш боится неизвестной обстановки, встречи с незнакомыми детьми, новых воспитателей, а главное , того, что вы забудете о нем, уйдя из сада на работу. Он очень расстроен расставанием с мамой и привычной средой. Если ребенок успокаивается в течение некоторого времени после ухода мамы, то все в порядке. 2.Контакты со сверстниками и воспитателем: в первые дни у ребенка снижается социальная активность. Даже общительные, оптимистичные дети становятся напряженными, замкнутыми, беспокойными, малообщительными. Нужно помнить, что малыши 2-3 лет играют не вместе, а рядом друг с другом. О том, что адаптация идет успешно , можно судить по тому, что кроха все охотнее взаимодействует с воспитателем в группе, откликается на его просьбы, следует режимным моментам. 3. Познавательная активность: первое время познавательная активность бывает снижена или даже вовсе отсутствовать на фоне стрессовых реакций. 4. Навыки: по д влиянием новых внешних воздействий в первые дни адаптации к детскому саду ребёнок может на короткое время "растерять" навыки самообслуживания (умение пользоваться ложкой, носовым платком, горшком и т.д.). Успешность адаптации определяется тем, что ребенок не только "вспоминает" забытое, но вы, с удивлением и радостью, отмечаете новые достижения, которым он научился в саду. 5. Особенности речи: у некоторых детей словарный запас скудеет или появляются "облегченные" слова и предложения. Речь восстановится и обогатится , когда адаптация будет завершена. 6. Двигательная активность: некоторые дети становятся "заторможенными", а некоторые — неуправляемо активными. Признаком успешной адаптации является восстановление нормальной активности дома ,в садике. 7. Сон: в первые дни ребенок будет засыпать плохо. Иногда дети вскакивают, или, уснув, вскоре просыпаться с плачем. Дома также может отмечаться беспокойный дневной и ночной сон. К моменту завершения адаптации сон и дома, и в саду обязательно нормализуется. 8. Аппетит: в первое время у ребенка бывает пониженный аппетит. Это связано с непривычной пищей и со стрессовыми реакциями. 9.Здоровье: Стресс приводит к тому, что ребёнок слабеет, снижается сопротивляемость организма инфекциям и он может заболеть в первый месяц (а то и раньше) посещения садика.

Слайд 9

3. Как подготовить ребенка к детскому саду Для того, чтобы адаптация ребенка прошла менее болезненно, очень важно заранее - месяца за 3-4 заняться самостоятельной подготовкой ребенка к детскому саду. 1. Объясняем, что такое детский сад Расскажите р е бенку, что такое детский сад, зачем туда ходят дети, почему вы хотите, чтобы малыш пошел в детский сад. Например: “Детский сад - это такой большой дом с красивым садиком, куда мамы и папы приводят своих детей. Тебе там очень понравится: там много других детишек, которые все делают вместе - кушают, играют, гуляют. Вместо меня там будет с тобой тетя-воспитательница, которая станет заботиться о тебе, как и о других малышах. В детском саду очень много игрушек, там замечательная детская площадка, можно играть с другими детьми в разные игры и т.д.”. 2. Формируем позитивный настрой Когда вы идете мимо детского сада, с радостью напоминайте ребенку о том, как ему повезло - он сможет сюда ходить. Рассказывайте родным и знакомым в присутствии малыша о своей удаче, говорите, что гордитесь своим ребенком, - ведь его приняли в детский сад. И через некоторое время ваш ребенок будет сам с гордостью говорить окружающим о том, что скоро он пойдет в детский сад. 3.Рассказываем о том, что ждет ребенка в детском саду Подробно расскажите ребенку о режиме детского сада: что, как и в какой последовательности он будет там делать. Чем подробнее будет ваш рассказ - тем спокойнее и увереннее будет чувствовать себя ваш малыш, когда пойдет в детский сад. Спрашивайте у малыша, запомнил ли он, что он будет делать в саду после прогулки, куда он будет складывать свои вещи, кто ему будет помогать раздеваться, и что он будет делать после обеда. Задавая эти вопросы, вы сможете проконтролировать, хорошо ли ребенок запомнил последовательность действий. 4. Честно говорим о возможных трудностях Поговорите с ребенком о трудностях, которые могут возникнуть у него в детском саду. Обговорите, к кому в этом случае он сможет обратиться за помощью, и как он это сделает. Например: “Если ты захочешь пить, подойди к воспитателю и скажи: “Я хочу пить”, и воспитатель нальет тебе воды. Если захочешь в туалет, скажи об этом воспитателю”.Не создавайте у ребенка иллюзий, что все будет исполнено по его первому требованию и так, как он хочет

Слайд 10

5. Участвуем в общении ребенка с детьми и воспитателями Научите ребенка знакомиться с другими детьми, обращаться к ним по имени, просить, а не отнимать игрушки, в свою очередь, предлагать игрушки другим детям. Ребенок привыкнет к детскому саду тем быстрее, чем с большим количеством детей и взрослых он сможет построить отношения. Помогите ему в этом. 6. Выбираем любимую игрушку Пусть малыш сам выберет себе в компаньоны любимую игрушку, с которой он сможет ходить в детский сад - ведь вместе намного веселее! 7. Сами готовимся к тому, что нужно будет расставаться с ребенком Существуют разные мнения о том, стоит ли находиться маме рядом с малышом в начальный период адаптации к детскому саду. Казалось бы, что тут плохого, если мама посещает садик вместе с ребенком? Все довольны, малыш не плачет, мама спокойна. Но тем самым неизбежное расставание только затягивается. Да и другие дети, глядя на чужую маму, не могут понять - а где же в таком случае моя? Поэтому будет лучше для всех, если с первого же дня ребенок попытается остаться в группе один, без опеки мамы. А опытные воспитатели возьмут заботу о малыше в свои руки. 8. Выбираем ритуал прощания Разработайте вместе с ребенком несложную систему прощальных знаков внимания - так ему будет проще отпустить вас. Например, поцелуйте его в одну щечку, в другую, помашите ручкой, после чего он спокойно идет в садик. 9. Не колеблемся! Ребенок отлично чувствует, когда родители сомневаются в целесообразности детсадовского воспитания. Любые ваши колебания хитрый малыш сумеет использовать для того, чтобы остаться дома и помешать расставанию с родителями. Легче и быстрее привыкают дети, для родителей которых детский сад является единственной альтернативой. 10. Не позволяем себе негативных высказываний, связанных с детским садом в присутствии ребенка

Слайд 11

4. Советы родителям 1. Постарайтесь создать в семье дружескую атмосферу. 2. Установите четкие требования к ребенку и будьте последовательны в их предъявлении. 3. Формируйте у ребенка навыки самообслуживания и личной гигиены. 4 . Поощряйте игры с другими детьми, расширяйте круг общения со взрослыми. 5. Помните, что на привыкание ребенка к детскому саду может потребоваться до полугода. Рассчитывайте свои силы, возможности и планы. Лучше, если на этот период у семьи будет возможность подстроиться к особенностям адаптации своего ребенка. 6 . Никогда не пытайтесь ускользнуть незаметно от ребенка, если хотите, чтобы он вам доверял. 7. Придумайте забавный ритуал прощания и строго придерживайтесь его, например, всегда целуйте ребенка в щечку, а потом нежно потритесь носиками или что-нибудь подобное. 8. Положите ребенку в кармашек какую-нибудь памятную вещицу, которая будет напоминать о вас и о том, как сильно вы его любите. 9. Не пытайтесь подкупить ребенка, чтобы он остался в детском саду за новую игрушку. 10. Четко дайте ребенку понять, что какие бы истерики он не закатывал, он все равно пойдет в детский сад. Если вы хоть раз ему поддадитесь, в дальнейшем вам будет уже гораздо сложнее справиться с его капризами и слезами. В период адаптации эмоционально поддерживайте малыша. Чаще обнимайте его и целуйте. Удачи! Пусть ваш ребенок почувствует себя в детском саду членом дружного коллектива и получит новый толчок для развития.

Слайд 12

Список литературы Адаптация ребенка к ДОУ./ Автор-сост. Т.В.Иванова. – Волгоград: ИТД «Корифей». – 96 с. Адаптация ребенка к условиям детского сада: управление процессом, диагностика, рекомендации/ авт.-сост. Н.В.Соколовская. – Волгоград: Учитель, 2008. – 188 с. Аксарина М.Н. Воспитание детей раннего возраста. – М.: Медецина 2007- 64с. Белкина Л.В. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ. – Воронеж: Учитель, 2006- 36с. Организация и содержание работы по адаптации детей в ДОу: практ. Пособие / Н.В.Кирюхина. – М.: Айриспресс, 2005. – 112 с. Печора К.Л., Пантюхина Г.В. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях - М.: Владос, 2007 - 76с.



Предварительный просмотр:

Консультация

 

                                «Не надо другого образца,

когда в глазах пример отца»16

А.С.Грибоедов

    Отцовская любовь, как и материнская, необходима для нормального развития ребёнка. Отсутствие внимания со стороны мамы или папы может привести к искажению мироощущения и нарушению поведения ребёнка. Ведь от обоих родителей зависит, каким вырастет их чадо. И, несмотря на то, что в реальной жизни главенствующая роль в воспитании детей принадлежит все-таки маме, мужчина при любых обстоятельствах должен участвовать в этом процессе и всегда оставаться папой.

      Для нормального развития и стабильного эмоционального состояния детей необходимо как женское, так и мужское влияние. Мать, как правило, действующая на них лаской, добротой, играет большую роль в воспитании гуманистических черт характера. А формирование целеустремленности, настойчивости, смелости – предмет заботы отца. 

    Заинтересованность, требовательность, демократизм в семейных отношениях со стороны папы оказывает огромное влияние на эмоциональную сферу ребёнка, формирование его положительной самооценки.

   Как показывают социологические и психолого-педагогические исследования последних

 лет, роль отца в семейном воспитании претерпела значительные изменения, причём в лучшую сторону, по сравнению с ролью матери. Несколько десятилетий назад обязанности отца заключались преимущественно в том, чтобы добыть пропитание и защитить семью.

От внешней опасности, тогда как сегодня оба супруга обеспечивают семью материально.

     Психологи отмечают, что современные папы глубже переживают интимность семейной жизни, чем отцы прошлых десятилетий, большинство из них достаточно устойчивы в эмоциональном отношении, умеют сгладить «острые углы» внутрисемейных отношений, уйти от ссоры.

    Современные отцы более изобретательны, поэтому от них исходит инициатива усовершенствования быта, организации семейного досуга. Они проводят с детьми гораздо больше времени, чем это было ранее, что благоприятно влияет на детское развитие. Но все эти замечательные качества могут и не проявиться, если их не ценят, не стимулируют главу семьи другие её члены.

    Мальчику необходим постоянный контакт с мужчиной. Наблюдая за взрослыми, мальчики безошибочно выбирают жесты, движения и манеры, присущие сильному полу. И в первую очередь копируют поведение своего папы. Если отец хочет, чтобы его ребёнок вырос настоящим мужчиной, он должен проводить с ним больше времени, проявлять понимание, выражать доверие и уважение.

     Такие качества, как мужское достоинство, умение брать на себя ответственность, рыцарское отношение к женщине и многие другие черты, присущие настоящему мужчине, мальчику прививаются в процессе общения с папой.

     Для полноценного воспитания девочек, формирования гармоничного женского характера им, как и мальчикам, крайне необходимы постоянные контакты, совместная деятельность с отцами. В отличие от мальчика дочь обычно не подражает отцу, но его одобрение придает ей уверенности в себе. Очень важно показать дочери, что папа ценит её мнение, интересуется её делами, советуется с ней. Не нужно забывать и о таком «важнейшем» для девочки обстоятельстве, как её внешность – следует похвалить красивое платье или прическу дочери, манеру держаться и голос. Отцовское принятие воспитывает уверенность в себе, женское достоинство.

ИМЕННО В СЕМЬЕ, НАБЛЮДАЯ РОЛИ ОТЦА И МАТЕРИ, ДЕТИ ПОЛУЧАЮТ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ПОЛНОЦЕННЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЯХ МУЖЧИНЫ И ЖЕНЩИНЫ, ОБ ИХ РОДИТЕЛЬСКИХ РОЛЯХ, ОБЯЗАННОСТЯХ, СЕМЕЙНЫХ ЗАБОТАХ, ПРОБЛЕМАХ И РАЗУМНЫХ СПОСОБАХ ИХ РАЗРЕШЕНИЯ.

2



Предварительный просмотр:

Консультация 

Малыш не любит оставаться в одиночестве.17

   Он постоянно требует внимания, и родители ставят ребенку мультфильмы. Этот способ работает безотказно, тем не менее, у него есть свои минусы. Малышам не рекомендуется смотреть телевизор более 2 часов в день. У детей, которые много смотрят телевизор, рассеивается внимание, возникают проблемы со сном, и даже появляется склонность к агрессии. Что же делать родителям, чтобы отвлечь ребенка на некоторое время без помощи телевизора?

Позвольте ребенку помочь вам. Дети любят делать взрослые дела. При этом вы не только освободите несколько минут для себя, но и поможете ребенку научиться выполнять несложную работу по дому.

Дорогие родители!

Для развития вашего малыша нужно:

  1. В течение дня читать книги. Даже если почитали всего пять минут - это уже много. Главное, чтобы после минут, проведенных с книгой, у малыша остались приятные воспоминания. Сочиняйте новые истории, говорите от имени животных или других персонажей. Фантазируйте!
  2. Развивающая игра. Это игра, в которой ребенку нужно подумать. В нее можно играть в любом месте, в любое время. Просто играйте, не надо усаживать ребенка. Ребенок всему учится у взрослых. И то, как он играет - результат нашей работы.
  3. Подвижная игра. Подвижные игры очень важны для физического развития малыша. В играх со спортивными игрушками движения малышей приобретают точность, ловкость, силу, легкость, грацию, изящество. Удачным местом для подвижных игр является прогулка.
  4. Сюжетная игра. На сюжетных играх малыш учится себя вести, учится быть успешным в жизни. Такая игра учит придумывать сюжет, соединять детали, предметы, игрушки по смыслу, перевоплощению в образы предметов, животных, действиям «понарошку». Ребенок играет сам, но взрослый - восхищающийся, радоваться или печалиться. Играя, дети много разговаривают, дополняя игровые действия словом. Постепенно малыши становятся более самостоятельными и инициативными. Хорошая игра - залог прекрасного настроения, крепкого здоровья.

Свободное время, почему- то считается, что самостоятельная игра не является важным видом игры для ребенка. Это не так. Не старайтесь все время занимать своего малыша. У него тоже должно быть свободное время.

Итак: если ребенок увлекся, занялся, если ему что- то интересно, что – то он разбирает, куда – то пополз, куда – то пошёл, что – то разглядывает – постарайтесь убрать себя. Наблюдайте тихонько издалека, боковым зрением, не вмешивайтесь. Не надо навязывать себя детям, когда они чем – то заняты. Потому что это очень важный процесс развития. Без этого мы не получим самостоятельного мыслящего человека. 

Игры: для возраста 2-х лет

1.- Даем имена. Для каждого пальчика придумываем какое-нибудь смешное имя.

2.- Играем в дорожное движение. Толстой кистью и красками рисуем на большом листе бумаги улицы. Когда краски высохнут, начинаем кружить по дорогам игрушечной машинкой.

3.- Играем в прятки. Один прячется в квартире, а другие должны его найти.

4.-Кегли. Кубики расставляем на ковре, как кегли, и сбиваем их теннисным мячиком.

5.- Рассматриваем фотографии. Придумываем и рассказываем истории к фотографиям.

6.-Сортируем кубики. Все кубики сортируем по цвету и форме.

7.-Танцы. Включаем музыку, затем танцуем, как сумасшедшие.

8.- Футбол сидя. Два или более игрока садятся друг напротив друга, расставив широко ноги, и катают руками небольшой мячик. Можно радостно кричать «Го-о-ол!»

9.- Стираем кукольную одежду. Можно устроить купание кукол. Для этого поставьте на пол пластиковый тазик с чуть теплой водичкой, добавив немного шампуня.

10.- Рисование. Попробуем все раскрасить яркими красками!9

«Веселый поезд". Нарисуйте на листе бумаги паровозик. Теперь начнем пририсовывать к паровозику вагончики, а в окошках по очереди с малышом изображать пассажиров. Может быть, в поезде едет вся ваша семья (и не забудьте про кошку, хомячка или попугайчика), или же это герои любимых сказок и мультфильмов:
– Чебурашка с Крокодилом Геной или симпатичные смешарики? Главное, чтобы всем им было весело, а вокруг, на зеленых лугах, цвели яркие цветы и порхали разноцветные бабочки.

Строим город. Если у вас найдется большой лист ватмана или другой белой бумаги, он станет тем местом, где "будет заложен город". Расстелите его прямо на полу, прихватите карандаши и фломастеры и приступайте вместе с малышом к "строительству" своего собственного города. Какие здесь будут дома, магазины, машины, деревья? А кто здесь будет жить? Возможно, все будет самое обыкновенное и привычное, или наоборот - удивительное и сказочное? Но в любом городе непременно нарисуйте магазин со сладостями, зоопарк и цирк. Как же без них? Такая "рисовальная" игра хороша и тем, что играть в нее можно не один день.

Надоело рисовать - свернули бумагу в рулон и убрали подальше. Зато через некоторое время интерес малыша разгорится с новой силой. А рисовать можно не только город, но и морское дно, космос, птичий рынок, детский сад, доисторическую землю с древними ящерами, Африку или Антарктиду, в общем, все, что в данный момент волнует и интересует маленького художника. А на большом листе да при мамином участии его фантазия и художественные способности раскроются в полной мере!

Маленький водитель. Рисуем на большом листе бумаги улицы. Когда разметка готова, начинаем кружить по дорогам игрушечной машинкой.


Возраст от 3-х лет .

1.-Попросите малыша принести из комнаты куклу в синем платье, 2 маленьких мячика и один большой, 3 оранжевых тарелочки и т.д. Поиск нужных игрушек отвлечет ребенка на некоторое время и поможет повторить счет, названия цветов, а также потренировать память. Когда ребенок справится с первым заданием, дайте ему следующее. Не исключено, что перебирая игрушки, малыш увлечется, и некоторое время будет играть самостоятельно.

Скажите ребенку, что его любимый мишка/котенок/зайчик заболел (хочет спать или кушать). Пусть малыш полечит игрушку, уложит в кроватку или сварит кашу – в зависимости от условий игры.

2.-Позвольте ребенку помочь вам. Что бы вы ни делали – готовите ужин, гладите белье или убираетесь, позвольте вашему малышу принять в этом участие. Спросите, хочет ли он помочь вам – и вы, наверняка, получите положительный ответ. Дети любят делать «взрослые» дела. При этом вы не только освободите несколько минут для себя, но и поможете ребенку научиться выполнять несложную работу по дому, а заодно и почувствовать себя взрослым. В некоторых случаях малыш действительно сможет облегчить вашу работу.

Например, если вы гладите недавно постиранное белье, попросите дочку или сына разобрать носки по парам.
Ребенок закрепит свое знание цветов, потренирует внимание и сэкономит вам пару минут на выполнение этой работы.

Если вы хлопочите на кухне, используйте продукты питания для развлечения и развития ребенка. Кусочек теста прекрасно заменяет пластилин, но выглядит более привлекательным в глазах малыша, если мама в этот момент тоже возится с тестом. Соль, насыпанная на небольшой поднос, позволит ребенку рисовать небольшие картинки. А игры с мелкими предметами, такими, как горох или семечки помогут развить тонкую моторику. Малыш может составлять из них узоры, сортировать по цвету или размеру, складывать в коробочки. Можно заранее покрыть стеклянную бутылочку тонким слоем пластилина и предложить малышу сделать вазу, украшенную рисом, гречкой, горохом, арбузными семечками, ягодами рябины и проч. Эти задания принесут двойную пользу – помогут не только занять ребенка, но и развить его таланты.


Лепка из соленого теста. Такое тесто готовится очень просто. Смешайте равные части соли, муки и воды в миске и размешайте, пока консистенция не станет пастообразной. При желании можно добавить пищевые красители. И начинайте лепить все, что угодно. В дальнейшем «произведения искусства» подсушивают при комнатной температуре либо в духовке, после чего раскрашивают гуашевыми красками, при желании покрывают лаком (с лаком работать лучше одному взрослому).

3.-Еще малыши очень любят разглядывать разные комиксы. Почему бы, например, не придумать для них историю в картинках? Возьмите пачку старых глянцевых журналов и вырежьте из них яркие картинки: людей, животных и растений. Потом придумайте вместе с детьми сюжет сказки и наклейте картинки на большой лист ватмана. Если каких-то персонажей не хватило, можно их дорисовать. В общем, фантазируйте!

4.-Устройте необычное рисование пальчиками. Чтобы краска после занятия легче отмывалась от рук, смешайте гуашевые краски с зубной пастой.

5.-Бег с "яйцом". Шарик от пинг-понга кладем на чайную ложку и бегаем по всей квартире, стараясь удержать шарик на ложке.

8.-Болтуны. Быстро-быстро говорим. Кто сможет дольше?

9.-Держим равновесие. С вытянутыми в стороны руками идем, как канатоходец, по самому краешку ковра.



10.-Забиваем голы. Веревочкой обозначаем на ковре ворота. С некоторого удаления бросаем по воротам шарики от пинг-понга. Каждое попадание приносит очко.

11.-Играем в кафе-мороженое. Наполняем стаканчик из-под йогурта фруктовым соком, йогуртом и т.п. и замораживаем. Мороженое украшаем и подаем на стол.

12.-Картинки-кляксы. Брызнуть тушь на бумагу. Бумагу сложить кляксой внутрь, затем снова развернуть. Из отпечатков нарисовать картинку.

13.-Напеваем. Один из играющих начинает напевать мелодию. Другие должны ее узнать

14.-Опустошаем кошелек. Все монетки из кошелька высыпаем на стол и сортируем.

15.-Пинг-понг в комнате. Садимся на пол. При помощи картонки бьем шариком от пинг-понга о стену.

16.-Птицы летают высоко. Игроки барабанят пальцами по краю стола. Каждый по очереди называет какое-нибудь животное. Если оно летает - все поднимают руки вверх, если не летает - продолжают барабанить. Если кто-то ошибется, то отдает свой "фант".

17.-"Раздуваем" картинки. Набрызгиваем на бумагу разную краску, добавив побольше воды. Дуем через соломинку, получаются разноцветные пятна.

18.-Наводим чистоту. Влажной тряпочкой или губкой протираем неполированные двери, дверцы шкафов или полы. Можно также заняться протиркой игрушечных машинок, кукольных домиков, корабликов . Дети помладше могут смахивать пыль мягкой щеточкой.

19.-Занимаемся творческим безобразием. Если снабдить малыша красками, клеем, бумагой и детскими ножницами (с круглыми концами), он получит огромное удовольствие, даже если ему еще нет и трех лет. Застелите стол газетой, чтобы не запачкать, наденьте на ребенка взрослую рубашку или тенниску в качестве рабочего халата. Пользуйтесь водорастворимым клеем, не содержащим химических растворителей (он не даст ядовитых
испарений и легко отстирывается).

20.-Пускаем кораблики. Сложенные родителями из бумаги лодочки или маленькие игрушечные пластмассовые кораблики пускаем в плавание в пластиковом тазике, стоящем на полу.

21.-Наряжаемся. Достаньте для детских нарядов из недр гардероба несколько старых платьев, шалей, шляп, перчаток и кофт.

22.-Волшебный мешочек. В небольшой мешочек (или наволочку) положите несколько детских игрушек, сильно отличающихся по форме, скажем, кубик, резиновый мишка и кольцо от пирамидки. Малыш, не заглядывая в мешочек, запускает в него руку и на ощупь определяет, какую из игрушек он взял. Только после этого можно
вытаскивать руку с игрушкой. Игрушки можно заменять овощами, фруктами, геометрическими фигурками.

23.- Рисование на бумажных тарелках. Их можно расписать орнаментом или даже изобразить пейзажи и натюрморты. А почему бы не сделать галерею «тарелочных» портретов? Заодно можно рассказать, как в прошлые века семейными портретами украшались стены знатных домов. Или познакомьте малыша с понятием генеалогического древа. Тогда портреты родителей размещаем под портретами бабушек-дедушек, братьев и сестер – на одной линии и т.п.

24.-Прятки. В эту игру можно играть даже в малогабаритной квартире. Всегда найдется, где спрятаться, и дети сделают это с легкостью. Играть в прятки дома любят не только 2-3 летние крохи,

 но даже подростки. Конечно, маме придется подыграть детям, "не находя" их какое-то время. И не забудьте разучить приговорку: "Раз, два, три, четыре, пять! Я иду искать! Кто не спрятался - я не виноват!"

25.- Веселая ладошка. Руку кладем на бумагу. Карандашом обрисовываем по контуру. Вырезаем и разрисовываем красочными узорами. Можно изобразить мордашку с торчащими вверх волосами).

12



Предварительный просмотр:

Компьютер: «за» и «против»

Наверное, большинство родителей сталкиваются сейчас с тем компьютерным бумом, которому подвержены почти все дети. Сегодня притягательность компьютера не сравнить ни с телевизором, ни с любым другим занятием. Магия компьютерных игр охватила сейчас почти все  юное поколение во всем мире. Родителей чаще всего беспокоит влияние компьютера на зрение и вред излучений, а также возможность получить в лице собственного ребенка будущего компьютерного фаната, погруженного в искусственный виртуальный мир, уводящий его от реальной жизни.

Какую картину мы наблюдаем почти во всех семьях, где есть компьютер? Ребенок, придя домой, бросается к компьютеру, вяло отбрыкиваясь от наших настойчивых попыток накормить свое современное чадо обедом. И бесконечные игры до вечера. Знакомо?

          Поверьте, вы не одиноки.

Многие родители, купив своему ребенку компьютер, вздыхают облегченно, т.к. этим в какой-то степени решаются проблемы свободного времени ребенка, его обучения (по обучающим программам) или развития (по развивающим программам), а также получения им заряда положительных эмоций от любимой игры и т.п.

Маленький ребенок – очень чувствительный организм, все физиологические системы которого, в том числе и необходимые для успешного взаимодействия с компьютером, развиваются в дошкольном и младшем школьном возрасте. Неограниченные занятия на компьютере на фоне постоянно увеличивающейся информационной нагрузки могут ускорить неблагоприятные изменения в самочувствии ребенка, повлиять на его психику. Советуем обратить внимание родителей на следующие моменты.

  • Покупайте для вашего ребенка компьютер и дисплей хорошего качества, не экономьте на здоровье детей.
  • Расположите компьютер на столе в углу комнаты, задней частью к стене, в хорошо освещенном месте, но так, чтобы на экране не было бликов.
  • Правильно организуйте рабочее место ребенка. Подберите мебель, соответствующую его росту.

         Для детей ростом 115 – 130 см рекомендуемая высота стола – 54 см, высота сидения стула (обязательно с твердой спинкой) – 32 см. Расстояние между ребенком и дисплеем не менее 50 – 70 см (чем дальше, тем лучше). Поза ребенка – прямая или слегка наклоненная вперед, с небольшим наклоном головы, посадка устойчивая. Пространство между корпусом тела и краем стола – не менее 5 см.

  • Делайте ежедневную влажную уборку в помещении, где используется компьютер. Проветривайте чаще комнату; для увеличения влажности воздуха установите аквариум или другие емкости с водой.
  • Протирайте экран чистой тряпочкой или специальной салфеткой до и после работы на компьютере.
  • Рядом с компьютером поставьте кактусы: эти растения поглощают его вредные излучения.
  • Особенно тщательно отбирайте для детей компьютерные программы: они должны соответствовать возрасту ребенка как по содержанию, так и по качеству оформления.
  • Помните: без ущерба для здоровья дошкольники могут работать за компьютером не более 15 минут, а дети близоруких родителей и дети с отклонениями в состоянии здоровья – только 10 минут в день, причем 3 раза в неделю, через день.
  • После каждого занятия проводите с ребенком упражнения для глаз и общеукрепляющие упражнения.