Кружок "Шахматы"

Милкина Анастасия Валерьевна

В раздели находятся материалы кружка "Шахматы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_shahmaty_milkina_av.docx93.91 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное учреждение

детский сад №1 «Улыбка» п.г.т. Смирных

Муниципального образования городской округ «Смирныховский»

Сахалинской области

Принято:

Педагогическим советом  

«Улыбка

«__»_______2021

«Утверждаю»

Заведующий МБДОУ

_________Г.А.Кудинова

«__»__________2021

Дополнительная общеобразовательная программа «Шахматы»

Срок реализации– 3 года

Возраст детей – 4-7 лет

        Составила воспитатель: Милкина А.В.

пгт. Смирных

2021 г

Содержание программы:

п/п

 Раздел Программы

Страница

Паспорт Программы

3

1.

Целевой раздел программы

7

1.1

Пояснительная записка

7

1.2

Возрастные особенности детей среднего и старшего дошкольного возраста

13

1.3

Планируемые результаты освоения программы

16

2

Содержательный раздел программы

18

2.1

Описание образовательной деятельности по программе

18

2.2

Учебно-тематический план дополнительной образовательной программы

20

2.3

Мониторинг реализации программы

34

3

Список используемой литературы

43

4.

Приложение

49

Паспорт Программы:

1.

Наименование Программы

Программа дополнительного образования по обучению детей игре в шахматы «Белая ладья»

2.

Основание для разработки Программы

* Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»;

* Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;

* СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;

* Приказ Министерства образования Российской Федерации от 18 мая 2004 года №2211 «О развитии шахматного образования в системе образования Российской Федерации» Конституция РФ, ст. 43, 72.

* Конституция о правах ребенка (1989 г.).

* ФГОС ДОУ

* Устав МБДОУ № 1 «Улыбка» пгт. Смирных

3.

Разработчики Программы

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №1 «Улыбка» пгт. Смирных муниципальное образование городской округ «Смирныховский» Сахалинской области

Воспитатель: Милкина А.В.

4.

Адрес образовательного учреждения – исполнителя Программы

694350, Сахалинская область, пгт. Смирных, ул.Пирогова, 18А.

5.

Целевые группы

Программа рассчитана на организацию образовательной работы с детьми 4-7 лет

6.

Срок реализации программы

 3 года

7.

Вид программы

Авторская компилятивная

8.

Источники финансирования

Бюджетное финансирование.

9.

Цель Программы

Знакомство детей с игрой «шахматы»; формирование первичных умений игры в шахматы

10.

Задачи Программы

*Вызвать интерес воспитанников к игре в шахматы.

*Познакомить с шахматными фигурами, их названиями и игровыми возможностями.

*Познакомить с шахматным полем, основными понятиями (белые, черные поля, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр)

*Познакомить с начальной расстановкой фигур на шахматном поле.

*Дать представления и формировать игровые умения приемов игры в шахматы (правила ходов и взятие фигур)

*Учить детей играть шахматными фигурами не нарушая правил.

*Формировать умения строить внутренний план действий для достижения цели шахматной партии (шах, мат, ничья.)

11.

Ожидаемые результаты

*У дошкольников сформирован устойчивый интерес к игре в шахматы.

*Дети знают шахматные фигуры, их названия и игровые возможности.

*Дети знакомы с шахматным полем и основными понятиями.

*Дети знакомы с начальной расстановкой фигур на шахматном поле.

*У детей сформированы игровые умения приемов игры в шахматы.

*Дети умеют играть в шахматы не нарушая правил.

*Дети умеют строить внутренний план действий для достижения цели шахматной партии.

12.

Система организации контроля за исполнением Программы.

Исполнение представленной программы анализируется два раза в год в соответствии с педагогическим мониторингом.

  Отчет об исполнении заслушивается один раз в год на итоговом педагогическом совете ДОУ, родительском собрании.

  1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ
  1. Пояснительная записка

Шахматы – это по форме игра, по содержанию –

искусство, а по трудности овладения – наука.

Шахматы могут доставить столько же радости,

 сколько хорошая книга или музыка.

(Т. Петросян)

Игра для дошкольника ведущий вид деятельности, в котором ребенок учится, развивается и растет, а игра в шахматы – очень мощный инструмент гармонического развития интеллекта ребенка в игровой форме. Обучение детей шахматам помогает развитию у них способности ориентироваться на плоскости, развитию мышления, учит ребёнка сравнивать, обобщать, запоминать, содействует формированию таких ценных качеств, как внимательность, усидчивость, собранность, самостоятельность

Игра в шахматы способствует формированию основных компетенций у дошкольников и позволяет обеспечить более комфортное вхождение ребенка в учебный процесс начальной школы, позволяет снизить уровень стресса, благотворно влияет как на процесс обучения, так и на развитие личности ребенка, повышение продуктивности его мышления.

Исследования, проведенные современными российскими психологами Л.Венгером, В.Давыдовым, В.Мухиной и др., свидетельствуют о том, что возможности маленького человека велики и путем специально организованного обучения можно сформировать у дошкольников такие знания и умения, которые ранее считались доступными лишь детям значительно более старших возрастов.

Если до недавнего времени основное внимание ученых было обращено на школьный возраст, где, как казалось, ребенок приобретает необходимые каждому знания и умения, развивает свои силы и способности, то теперь положение коренным образом изменилось. Сегодня становится все больше детей с ярким общим интеллектуальным развитием, их способности постигать сложный современный мир проявляются очень рано.

Игорь Георгиевич Сухин предлагает начинать обучение игре в шахматы как можно раньше, но, безусловно, на уровне, доступном для ребенка.

   Актуальность создания подобной программы обусловлена тем, что в дошкольном учреждении на первый план выдвигается развивающая функция обучения, и, следовательно, необходимо совершенствовать методы, приемы и средства познавательного развития детей, использовать те, которые в значительной степени способствуют становлению личности дошкольников и наиболее полному раскрытию их творческих способностей.

      Шахматы – игра, помогающая подготовить дошкольника к скорому и успешному постижения общеобразовательных школьных дисциплин, в первую очередь математики. Занятия шахматами укрепляют память, учат мыслить логически, сравнивать и предвидеть результат, планировать свою деятельность, развивают воображение и аналитические способности, помогают вырабатывать организованность, целеустремленность, объективность. Увлекшись игрой, маленький непоседа становиться усидчивее, озорник – выдержанней, зазнайка – самокритичнее. Шахматы учат быть предельно внимательным, собранным. К тому же, шахматы – замечательный повод для общения людей, способствующий взаимопониманию, укреплению дружеских и добропорядочных отношений.

 В дошкольном возрасте шахматы играют важную роль в развитии ребенка. Они выполняют сразу несколько функций.

1. Познавательную. Играя в шахматы, ребенок учится мыслить, логически рассуждать, сравнивать, просчитывать свои действия, а также предвидеть реакцию соперника. Кроме того, игра способствует развитию фантазии и творческих способностей.

2. Воспитательную. Придя в школу, многие дети не могут усидеть на одном месте и сосредоточиться на уроках. Шахматы же вырабатывают выдержку, собранность, внимательность. Дети учатся самостоятельно принимать решения и спокойнее относиться к неудачам.

  Шахматы учат дошкольников логически мыслить, запоминать, сравнивать, предвидеть результат, планировать свою деятельность, дисциплинируют мышление, воспитывают сосредоточенность, развивают память.

   Таким образом, шахматная игра дарит ребенку радость творчества и обогащает его духовный мир. Переходя от взрослых к детям, удивительная игра может стать средством воспитания и обучения, причем ненавязчивого, интересного, увлекательного.

Цели программы: 

*знакомство детей с игрой «шахматы»; формирование первичных умений игры в шахматы

Задачи программы:

*вызвать интерес воспитанников к игре в шахматы;

*познакомить с шахматными фигурами, их названиями и игровыми возможностями;

*познакомить с шахматным полем, основными понятиями (белые, черные поля, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр)

*познакомить с начальной расстановкой фигур на шахматном поле.

*дать представления и формировать игровые умения приемов игры в шахматы (правила ходов и взятие фигур)

*учить детей играть шахматными фигурами не нарушая правил.

*формировать умения строить внутренний план действий для достижения цели шахматной партии (шах, мат, ничья)

Обучение игре в шахматы осуществляется на основе общих методических принципов:

*принцип развивающей деятельности: игра не ради игры, а с целью развития личности каждого участника и всего коллектива в целом.

*принцип активной включенности каждого ребенка в игровое действие, а не пассивное        созерцание со стороны;

*принцип доступности, последовательности и системности изложения программного материала.

  Основой организации работы с детьми в данной программе является система дидактических принципов:

принцип психологической комфортности - создание образовательной среды, обеспечивающей снятие всех стрессообразующих факторов образовательного процесса

принцип минимакса - обеспечивается возможность продвижения каждого ребенка своим темпом;

принцип целостного представления о мире - при введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира;

принцип вариативности - у детей формируется умение осуществлять собственный выбор и им систематически предоставляется возможность выбора;

принцип творчества - процесс обучения сориентирован на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности;

Использование данных принципов позволяет рассчитывать на проявление у детей устойчивого  интереса к занятиям шахматами, появление умений выстраивать внутренний план действий, развивать пространственное воображение, целеустремленность, настойчивость в достижении цели,  учит принимать самостоятельные решения и нести ответственность за них.

Процесс обучения игре в шахматы необходимо сделать максимально наглядным, доступным, эмоционально-насыщенным, интересным и желанным. Использование различных технологий позволит увлечь ребенка:

Развивающее обучение – при развивающем обучении ребёнок самостоятельно приобретает какую – либо информацию, самостоятельно приходит к решению проблемы в результате анализа своих действий.

Игровое обучение – влияет на формирование произвольности поведения и всех психических процессов – от элементарных до самых сложных. Выполняя игровую роль, ребёнок подчиняет этой задаче все свои сиюминутые действия. В условиях игры дети лучше сосредотачиваются и запоминают, чем по прямому заданию взрослого.

Эвристическое обучение позволяет подвести детей с помощью умелой постановки вопросов воспитателя и благодаря собственным усилиям к самостоятельному мышлению и приобретению новых знаний.

На начальном этапе работы преобладают игровой, наглядный и репродуктивный методы. Они применяется:

1. При знакомстве с шахматными фигурами.

2. При изучении шахматной доски.

3. При обучении правилам игры;

4. При реализации материального перевеса.

Словесный метод даёт возможность передать детям информацию, поставить перед ними учебную задачу, указать пути его решения. Игровой метод предусматривает использование разнообразных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приёмами. При использовании игрового метода за воспитателем сохраняется ведущая роль: он определяет характер и последовательность игровых и практических действий.

Наглядный - один из основных, ведущих методов дошкольного образования. Ведущая роль этого метода связана с формированием основного содержания знаний дошкольников – представления о предметах и явлениях окружающего мира. Наглядный метод соответствует основным формам мышления дошкольника. Наглядность обеспечивает прочное запоминание.

Большую роль играют общие принципы ведения игры на различных этапах шахматной партии, где основным методом становится продуктивный. Для того чтобы реализовать на доске свой замысел, ребёнок овладевает тактическим арсеналом шахмат, вследствие чего формируется следующий алгоритм  мышления:  анализ позиции - мотив - идея - расчёт - ход.

Метод проблемного обучения. Разбор партий мастеров разных направлений, творческое их осмысление помогает ребенку выработать свой собственный подход к игре.

Использование этих методов предусматривает, прежде всего, обеспечение самостоятельности детей в поисках решения самых разнообразных задач.

Основные формы и средства обучения:

Дидактические игры и задания;

Решение шахматных задач, комбинаций и этюдов;

Практическая игра;

Теоретические занятия, шахматные игры;

Шахматные турниры.

  1. Возрастные особенностей детей  среднего и старшего дошкольного возраста.

           Возрастные особенности детей 4 -6 год жизни

Пятый год жизни является периодом интенсивного роста и развития организма ребенка.

Возникает и совершенствуется умение планировать свои действия, создавать и воплощать определенный замысел, который, в отличие от простого намерения, включает представление не только о цели действия, но и способах ее достижения.
Восприятие становится более расчлененным. Дети овладевают умением обследовать предметы, последовательно выделять в них отдельные части и устанавливать соотношение между ними.

Важным психическим новообразованием детей среднего дошкольного возраста является умение оперировать в уме представлениями о предметах, обобщенных свойствах этих предметов, связях и отношениях между предметами и событиями. Понимание некоторых зависимостей между явлениями и предметами порождает у детей повышенный интерес к устройству вещей, причинам наблюдаемых явлений, зависимости между событиями, что влечет за собой интенсивное увеличение вопросов к взрослому: как?, зачем?, почему? На многие вопросы дети пытаются ответить сами, прибегая к своего рода опытам, направленным на выяснение неизвестного. Если взрослый невнимателен к познавательным запросам дошкольников, то во многих случаях дети проявляют черты замкнутости, негативизма, упрямства, непослушания по отношению к старшим. Иными словами, нереализованная потребность общения со взрослым приводит к негативным проявлениям в поведении ребенка.

На пятом году жизни дети активно овладевают связной речью, могут пересказывать небольшие литературные произведения, рассказывать об игрушке, картинке, о некоторых событиях из личной жизни.

Важнейшими новообразованиями данного возраста являются:

 завершение в основном процесса формирования активной речи и выход сознания за пределы непосредственно воспринимаемой действительности. Взрослый теперь представляет интерес в первую очередь как источник увлекательной и компетентной информации. Общение носит внеситуативно - деловой характер.

 Мышление по-прежнему носит наглядно - образный характер.

Возрастные особенности детей  6-7 года жизни

Мотивационная сфера старших дошкольников расширяется за счёт развития таких социальных мотивов, как познавательные, просоциальные (побуждающие делать добро), самореализации. Поведение ребёнка начинает регулироваться также его представлениями о том, что хорошо и что плохо. С развитием морально-нравственных представлений напрямую связана и возможность эмоционально оценивать свои поступки. Ребёнок испытывает чувство удовлетворения, радости, когда поступает правильно, хорошо, и смущение, неловкость, когда нарушает правила, поступает плохо. Общая самооценка детей представляет собой глобальное, положительное недифференцированное отношение к себе, формирующееся под влиянием эмоционального отношения со стороны взрослых. К концу дошкольного возраста происходят существенные изменения в эмоциональной сфере. С одной стороны, у детей этого возраста более богатая эмоциональная жизнь, их эмоции глубоки и разнообразны по содержанию. С другой стороны, они более сдержанны и избирательны в эмоциональных проявлениях. К концу дошкольного возраста у них формируются обобщённые эмоциональные представления, что позволяет им предвосхищать последствия своих действий. Это существенно влияет на эффективность произвольной регуляции поведения — ребёнок может не только отказаться от нежелательных действий или хорошо себя вести, но и выполнять неинтересное задание, если будет понимать, что полученные результаты принесут кому-то пользу, радость и т. п. Благодаря таким изменениям в эмоциональной сфере поведение дошкольника становится менее ситуативным и чаще выстраивается с учётом интересов и потребностей других людей.

Ребёнок уверенно владеет культурой самообслуживания и культурой здоровья. В играх дети 6—7 лет способны отражать достаточно сложные социальные события — рождение ребёнка, свадьба, праздник, война и др. В игре может быть несколько центров, в каждом из которых отражается та или иная сюжетная линия. Дети этого возраста могут по ходу игры брать на себя две роли, переходя от исполнения одной к исполнению другой. Они могут вступать во взаимодействие с несколькими партнёрами по игре, исполняя как главную, так и подчинённую роль. Ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать В этом возрасте продолжается развитие наглядно-образного мышления, которое позволяет ребёнку решать более сложные задачи с использованием обобщённых наглядных средств (схем, чертежей и пр.) и обобщённых представлений о свойствах различных предметов и явлений. Действия наглядно-образного мышления (например, при нахождении выхода из нарисованного лабиринта) ребёнок этого возраста, как правило, совершает уже в уме, не прибегая к практическим предметным действиям даже в случаях затруднений. Возможность успешно совершать действия сериации и классификации во многом связана с тем, что на седьмом году жизни в процесс мышления всё более активно включается речь. Использование ребёнком (вслед за взрослым) слова для обозначения существенных признаков предметов и явлений приводит к появлению первых понятий. Дети способны конструировать по схеме, фотографиям, заданным условиям, собственному замыслу постройки из разнообразного строительного материала, дополняя их архитектурными деталями; делать игрушки путём складывания бумаги в разных направлениях; создавать фигурки людей, животных, героев литературных произведений из природного материала. Наиболее важным достижением детей в данной образовательной области является овладение композицией.

1.3.Планируемые результаты освоения основной программы  (первый год)

Дошкольники проявляют интерес к игре в шахматы.

Различают шахматные фигуры от других по форме и цвету.

Знакомы с шахматной доской,  

Дети по – своему расставляют шахматные фигуры и с удовольствием играют в них

Планируемые результаты освоения основной Программы       (второй год)

Дошкольники проявляют желание учиться играть в шахматы.

Дети знают названия шахматных фигур и умеют отличать их друг от друга.

Дети умеют ориентироваться на шахматном поле.

Владеют умением играть «по частям» (фрагменты игры)

Планируемые результаты освоения основной Программы       (третий год)

У дошкольников сформирован устойчивый интерес к игре в шахматы.

Дети знают шахматные фигуры, их названия и игровые возможности.

Дети знакомы с шахматным полем и основными понятиями.

Дети знакомы с начальной расстановкой фигур на шахматном поле.

У детей сформированы игровые умения приемов игры в шахматы.

Дети умеют играть в шахматы не нарушая правил.

Дети умеют строить внутренний план действий для достижения цели шахматной партии.

2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ

2.1.Описание образовательной деятельности по программе.

Обучение игре в шахматы – не самоцель, использование шахмат как средства обучения позволит наиболее полно использовать потенциал, заложенный в мудрой игре.

     Программа реализуется с детьми 4 -7 лет и рассчитана на   3 года обучения.

     В кружке занимаются дети, имеющие высокий уровень познавательного развития, выявленный по результату мониторинга, проведенной психологом детского сада и

желающие научиться играть в шахматы.

Научной основой нашей программы стала теория д.пс.н Петра Яковлевича Гальперина о поэтапном формировании умственных действий, а также исследования д.пс.н Якова Александровича Пономарёва о психологии творчества и стадиях развития внутреннего плана действий. Достоверность данной теории проверена временем.

   И.Г. Сухин в книге «Шахматы для самых маленьких» предлагает к игре деревянных королей приобщать малышей с младшего возраста. Цель ее – не столько дать методику обучения будущих чемпионов, сколько привить малышам интерес к мудрой игре, ненавязчиво помочь им самим разобраться в силе фигур и, главное, содействовать формированию качеств, необходимых для успешной учебы.

Внимание малыша необходимо тренировать, не переутомляя его одним и тем же занятием, а разнообразя его деятельность, вводя в нее новые игровые моменты.

В среднем возрасте можно построить процесс начального обучения шахматной игре. Весь вопрос лишь в том, чтобы сделать его максимально наглядным, доступным, предметным, эмоционально насыщенным, интересным и желанным.

В этой программе изложен новый, нестандартный подход к процессу обучения азам древней игры, предложенный И.Г.Сухиным, позволяющий приобщить к ней детей среднего возраста, ориентируясь на уровень психофизического развития ребенка. Двух занятий по 15–20 минут в неделю, как правило, достаточно, чтобы интерес к шахматам не ослабевал.

Разработанный сравнительно простой курс начального обучения шахматным азам И.Г. Сухиным, доступен детям с шестилетнего возраста. Предлагаемый курс создан с учетом мирового опыта преподавания шахмат и опирается на ряд нетрадиционных авторских наработок. В их числе: акцент не на спортивное совершенствование, а на планомерное и последовательное формирование умственных действий; планирование учебного процесса таким образом, чтобы не было проигравших детей; широкое использование игры на фрагментах шахматной доски; применение нестандартных дидактических заданий и игр; инсценировка оригинальных дидактических сказок; детальное изучение возможностей каждой шахматной фигуры; преимущественное использование в учебном процессе игровых положений с ограниченным количеством фигур; выявление стержневой игры первого этапа обучения "Игры на уничтожение": фигура против фигуры; неспешный подвод к краеугольному шахматному термину "мат".

Разработанные дидактические задания и игры имеют несколько уровней сложности, максимально простые и учитывают знания и умения, свойственные для детей старшего дошкольного возраста.

 

2.2.Учебный план:

Группа

                                                     Количество занятий

в неделю

 в месяц

в год

4-5 лет (1 год обучения)

1

4

32

5-6 лет (2 год обучения)

1

4

32

6-7 лет (3 год обучения)

1

4

32

Перспективный план программы

(1 год обучения)

месяц

неделя

содержание работы

октябрь

Тема 1

«В стране шахматного королевства»

Познакомить детей с понятием «Шахматная игра», способствовать развитию интереса к игре в шахматы.

Тема 2

«Волшебство начинается»

Продолжать знакомить детей с понятием «Шахматная игра», знакомство с шахматной студией.

Тема 3

«В шахматной стране»

Продолжать знакомить детей с шахматной студией, познакомить с новыми понятиями «Шахматная доска» и «Шахматные фигуры»

Тема 4

«Удивительные клетки»

Продолжать знакомить детей с понятием «шахматная доска», «белые и черные поля», чередование белых и черных полей, шахматная доска и шахматные поля квадратные

ноябрь

Тема 5

«Шахматная доска»

Продолжать знакомить детей с понятием «шахматная доска», «белые и черные поля», чередование белых и черных полей, шахматная доска и шахматные поля квадратные, «центр» шахматной доски.

Тема 6

«Шахматное поле»

Продолжать знакомить детей с шахматной доской. Учить правильно располагать доску между партнерами.

Тема 7

«Шахматные клетки»

Познакомить детей с полями шахматной доски: «Вертикаль», «Горизонталь»

Тема 8

«Волшебная доска»

Повторить понятие горизонтальных и вертикальных линий и познакомить с новым понятием «Диагональ».

декабрь

Тема 9

 «Шахматные фигуры»

Познакомить детей с понятием «шахматные фигуры», учить сравнивать между собой, делить на белые и черные.

Тема 10

«В стране шахматных чудес»

Формирование первоначальных представлений о понятиях: пешка, фигура; развитие слухового и зрительного восприятия, мыслительных операций анализа и синтеза

Тема 11

«Мудрец»

Развитие умения различать пешки и фигуры. Формирование первоначальных представлений о начальном положении, понятиях:, ход, партнер, последовательности ходов

Тема 12

«Шахматные фигуры»

Продолжать знакомить детей с шахматными фигурами, белыми и черными, учить сравнивать между собой, упражнять в нахождении той или иной фигуры в ряду остальных.

январь

Тема 13

Ладья

Продолжать знакомить детей с шахматной фигурой – ладья. Учить сравнивать с другими фигурами, упражнять в нахождении ее в ряду остальных.

Тема 14

Слон

Продолжать знакомить детей с шахматной фигурой – слон. Учить сравнивать с другими фигурами, упражнять в нахождении ее в ряду остальных.

Тема 15

Конь

Продолжать знакомить детей с шахматной фигурой – конь. Учить сравнивать с другими фигурами, упражнять в нахождении ее в ряду остальных.

Тема 16

Ферзь

Продолжать знакомить детей с шахматной фигурой – ферзь. Учить сравнивать с другими фигурами, упражнять в нахождении ее в ряду остальных.

февраль

Тема 17

Король

Продолжать знакомить детей с шахматной фигурой – король. Учить сравнивать с другими фигурами, упражнять в нахождении ее в ряду остальных.

Тема 18

«Шахматные фигуры»

Продолжать знакомить детей с шахматными фигурами (ладья, слон, конь, ферзь, король) белыми и черными, учить сравнивать между собой, упражнять в нахождении той или иной фигуры в ряду остальных.

Тема 19

«Пешка»

Познакомить детей с шахматной фигурой «Пешка». Место в начальном положении.

Тема 20

«Пешка»

Продолжать знакомить детей с шахматной фигурой «Пешка», вспомнить место в начальном положении. Ход пешки

март

Тема 21

«Пешка»

Продолжать знакомить детей с шахматной фигурой «Пешка», вспомнить место в начальном положении, ход пешки. Взятие.

Тема 22

«Пешка»

Продолжать знакомить детей с шахматной фигурой «Пешка», вспомнить место в начальном положении, ход пешки, взятие. Правило «взятие на проходе»

Тема 23

«Пешечный бой»

Продолжать знакомить детей с шахматной фигурой «Пешка», вспомнить место в начальном положении, ход пешки, играть по правилам.

Тема 24

«Пешечный бой»

Продолжать знакомить детей с шахматной фигурой «Пешка», вспомнить место в начальном положении, ход пешки. Играть по правилам, уточнить что победы можно добиться тремя способами: добраться до конца доски быстрее соперника, срубить все пешки противника, лишить ходов пешки противников

апрель

Тема 25

«Пешка»

Продолжать знакомить детей с шахматной фигурой «Пешка», вспомнить место в начальном положении, ход пешки, взятие, правило «взятие на проходе». Познакомить с новым понятием «Превращение пешки»

Тема 26

«Начальная расстановка фигур»

Познакомить детей с новым понятием «начальное положение» или «начальная позиция»: черные и белые фигуры расположены друг напротив друга; слева направо: ладья, конь, слон, ферзь, король, слон, ладья, следом за ними одним рядом выстраиваются пешки.

Тема 27

«Начальная расстановка фигур»

Продолжать знакомить детей с новым понятием «начальное положение» или «начальная позиция»: черные и белые фигуры расположены друг напротив друга; слева направо: ладья, конь, слон, ферзь, король, слон, ладья, следом за ними одним рядом выстраиваются пешки.

Тема 28

«Партия»

Продолжать знакомить детей с понятиями «начальное положение» или «начальная позиция». Познакомить с понятием «партия», запомнить правило «ферзь любит свой цвет»

май

Тема 29

«Шахматные часы»

Познакомить детей с часами, которыми пользуются шахматисты во время партии. Познакомить с новым понятием «шахматные часы» время отведенное на партию, контроль времени.

Тема 30

«Шахматные фигуры»

(закрепление)

Закрепить знания детей о шахматных фигурах. Упражнять в правильном названии фигур. Учить определять ту или иную фигуру в ряду остальных.

Тема 31

Так много их, но мы уже их знаем

Закрепление знаний о правильном расположении доски м/у партнерами, расстановкой фигур перед игрой; развитие интереса к игре, памяти, внимания творческих  способностей.

Тема 32

Закрепление пройденного материала:

Закрепление пройденного материала. Развлечение «Шахматный праздник»

Перспективный план программы

(2 год обучения)

месяц

неделя

содержание работы

октябрь

Тема 1 «В стране шахматных чудес»

Продолжать знакомить детей с игрой в шахматы, способствовать развитию интереса к этой игре. Вспомнить названия шахматных фигур, как располагается доска и ее основные понятия: вертикаль, диагональ, центр.

Тема 2

«Ладья»

Познакомить детей с шахматной фигурой «Ладья», новым понятием «Ход фигуры»

Тема 3

«Ладья»

Продолжать знакомить детей с шахматной фигурой «Ладья», вспомнить место ладьи в начальном положении, ход фигуры, познакомить с новым понятием «взятие»

Тема 4

«Бить или не бить»

Учить детей выполнять взятие – брать фигуру противника, которая стоит перед боем, не подставлять свою ладью под удар.

ноябрь

Тема 5 «Ладья»

Закреплять полученные знания детей о шахматной фигуре «Ладья» в игровой практике на шахматной доске, упражнять в умении ходить ладьей, отслеживать взаимодействие между белой и черной ладьей на шахматной доске, учиться предвидеть события на шахматной доске на один ход вперед.

Тема 6 «Ладья»

Повторить и закрепить данные детям знания о шахматной фигуре «Ладья»  - место ладьи в начальной позиции, ход, взятие , решение простейших шахматных задач.

Тема 7 «Слон»

Познакомить детей с шахматной фигурой «Слон». Место слона в начальном положении. Ход слона. Белопольные и чернопольные слоны.

Тема 8 «Слон»

Продолжать знакомить детей с шахматной фигурой «Слон». Место слона в начальном положении, ход слона, что такое белопольные и чернопольные слоны. Показать детям, как слон выполняет взятие.

декабрь

Тема 9

 «Слон против слона»

Познакомить с ходами слонов, подвести детей к пониманию того, что разноцветные слоны никогда не могут встретится. Поупражнять детей в игре двумя слонами против одного, двумя против двух.

Тема 10

«Ладья против слона»

Закреплять полученные знания детей о шахматных фигурах «Ладья»  и «Слон» в игровой практике на шахматной доске, учить детей следовать определенным правилам во время шахматной партии – делать ходы поочередно, учитывая предыдущий ход соперника и предвидя ответный ход: учить детей понимать и правильно решать поставленную перед ними учебную задачу.

Тема 11

«Ладья против слона»

Подвести детей к пониманию того, что ладья сильнее слона. Поупражнять детей в игре на фрагментах доски из 4, 6, 8 полей

Тема 12

Ферзь

Познакомить детей с шахматной фигурой «Ферзь». Место ферзя в начальной позиции, как ходит ферзь.

январь

Тема 13

Ферзь

Продолжать знакомить детей с шахматной фигурой «Ферзь». Место ферзя в начальной позиции, как ходит ферзь. Познакомить детей с правилами взятия ферзем.

Тема 14

Ферзь

Закреплять полученные знания детей о шахматной фигуре «Ферзь» в игровой практике на шахматной доске; учить детей следовать правилам ведения шахматной партии: делать ходы поочередно, учитывая ход соперника и проведя ответный ход; учить детей понимать и правильно решать поставленную перед ними учебную задачу.

Тема 15

Ферзь против ладьи и слона

Уточнить знания детей о передвижении на шахматной доске ладьи, слона и ферзя. Объяснить детям. Объяснить детям, что слону и ладье нельзя нападать на ферзя – он их побьет. Ладью и ферзя называют тяжелыми фигурами, а слона и коня – легкими фигурами

Тема 16

Конь

Познакомить детей с шахматной фигурой «Конь». Место коня в начальной позиции.

февраль

Тема 17

Конь

Продолжать знакомить детей с шахматной фигурой «Конь», вспомнить место в начальной позиции, ход коня, взятие. Упражнять в ходе коня и во взятии. Учить детей правильно понимать и решать поставленные перед ними учебную задачу.

Тема 18

Конь против коня

Продолжать учить детей играть конем против коня на фрагментах доски их 6,8,12 полей. Закрепить ход коня.

Тема 19

Пешка

Продолжать знакомить детей с шахматной фигурой «Пешка», вспомнить место в начальном положении, ход пешки, взятие, правило «взятие на проходе».

Тема 20

Пешка

Продолжать знакомить детей с шахматной фигурой «Пешка», вспомнить место в начальном положении, ход пешки, взятие, правило «взятие на проходе», «превращение пешки».

март

Тема 21

Король

Познакомить детей с шахматной фигурой «Король». Место короля в начальной позиции. Ход короля. Взятие.

Тема 22

Король

Продолжать знакомить детей с шахматной фигурой «Король», вспомнить знания, полученные на предыдущем занятии (место короля в начальной позиции, ход короля, взятие). Дать новое понятие «контролируемое поле»

Тема 23

Шах

Познакомить детей с новым понятием «шах», тремя вариантами защиты от шаха. Учить находить позиции, в которых объявлен «шах», в ряду остальных, где шаха нет.

Тема 24

Шах

Объяснить детям, как определять, объявлен ли шах в тои или ином положении: если ближайшим ходом можно побить короля, то этому королю объявлен шах.

апрель

Тема 25

Ставим шах

Учить детей ставить шах. Закрепить названия полей.

Тема 26

Не иди король под шах

Уточнить, что королей в шахматах не бьют, но и под шах их ставить нельзя, нужно подбирать для короля неатакованные поля. Если король нечаянно встанет под бой ему разрешается переходить. Уважая шахматного владыку, игроки разрешают исправить ошибку.

Тема 27

Защита от шаха, пат

Продолжение книги – сказки И. Сухина. Учить детей защищаться от шаха. Объяснить детям, если противник не сумел объявить шах, то король отделывается патом. Пат – это почетная ничья.

Тема 28

Умный «шах»

Продолжение чтения книги – сказки И. Сухина. Расширять знания детей о «шахе», учить выбирать из двух возможных -  лучший.

май

Тема 29

Мат

Объяснить детям, что мат – цель шахматной партии, сильного игрока выделяет умение ставить своему сопернику «мат» за кротчайшее время и за наименьшее число ходов.

Тема 30

Ферзь, ладья и слон дают мат в один ход.

Объяснить детям, что в шахматах выигрывает тот. Кто побьет неприятельского короля. Но чтобы побить короля, на него нужно напасть. Шахматную игру принято прекращать за ход до того, как король будет побит. Это и есть мат. Он обозначается - «X».

Тема 31

Конь, пешка и король дают мат в один ход

Учить детей ставить мат конем, пешкой и королем. Д/и «Да и нет», Загадки из тетрадки». Повторить, что такое пат.

Тема 32

Закрепление пройденного материала:

Д/и «Волшебный мешочек», «Чего не стало?»

- закрепление основных терминов и понятий;

- лепка шахматных фигур;

- рисование в клетчатой тетради шахматной доски с фигурами,

Перспективный план программы

                                                   

 (3 год обучения)

месяц

неделя

                   Содержание работы

октябрь

Тема 1

История шахмат

Краткая историческая справка о возникновении 
шахматной игры, шахматная доска, фигуры, горизонтали, вертикали, 
диагонали, центр, край, угол. 

Тема 2

В Стране   Шахматных Чудес. 

Вспомнить шахматные фигуры: белые и черные; ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король. правила игры в шахматы.  Просмотр мультфильма «Советы тетушки совы «Шахматы»

Тема 3

Волшебная шахматная доска. Горизонталь.  Вертикаль

Горизонтальная линия. Количество полей в горизонтали. Количество г горизонталей на доске. Игра «Нарисуй горизонталь» Вертикальная линия. Количество полей в вертикали. Количество вертикалей на доске. Чередование белых и черных полей в горизонтали и вертикали. Игра «Исправь ошибку»

Тема 4

Волшебная шахматная доска. Диагональ. Центр доски.

Диагональ. Отличие диагонали от горизонтали и вертикали. Количество полей в диагонали. Большая белая и большая черная диагонали. Короткие диагонали. Игра «Раскрась диагональ». Центр доски. Количество полей в центре. Игра «Собери шахматную доску». Упражнение «Правильно положи перед собой шахматную доску».

ноябрь

Тема 5

Начальное положение

Расстановка фигур перед шахматной партией. Правило: «Ферзь любит свой цвет». Связь между горизонталями и начальным положением фигур. Дидактические задания и игры «Мешочек», «Да и нет», «Мяч», «Расставь фигуры». Упражнять детей безошибочно расставлять фигуры начального положения. Д/и «Войско из коробки», «Соседи».

Тема 6

Знаки - символы

Объяснить детям, что шахматная доска помогает записывать шахматные позиции. Не будь этих записей, не смогли бы люди восстановить сыгранные партии. Запись шахматных партий называют шахматной нотацией. Познакомить детей со знаками – символами при записи партий.

Тема 7

Шахматная нотация: адреса фигур. 

Игры: «Прогуляйся по улице» (а, в, с ...), «Поднимитесь на лифте» (до 
нужной цифры), «Ракеты на старте» (пролететь по черным диагоналям, по белым, по самым длинным, по диагоналям из пяти белых клеток, четырех черных и т.д.) 

Тема 8

Ладья

Место ладьи в начальном положении. Ход ладьи. Взятие. Дидактические задания и игры «Лабиринт», «Перехитри часовых», «Один в поле воин», «Игра на уничтожение» (ладья против ладьи, две ладьи против одной, две ладьи против двух), «Ограничение подвижности».

декабрь

Тема 9

Слон

Место слона в начальном положении. Ход слона, взятие. Белопольные и чернопольные слоны. Разноцветные и одноцветные слоны. Дидактические задания «Лабиринт», «Перехитри часовых», «Один в поле воин», «Кратчайший путь». «Игра на уничтожение» (слон против слона, два слона против одного, два слона против двух), «Ограничение подвижности».

Тема 10

Ладья и слон.

Дидактические задания «Перехитри часовых», «Сними часовых», «Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар», «Взятие», «Защита», «Выиграй фигуру». Дидактические игры «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля», «Игра на уничтожение» (ладья против слона, две ладьи против слона, ладья против двух слонов, две ладьи против двух слонов, сложные положения), «Ограничение подвижности».

Тема 11

Ферзь

Место ферзя в начальном положении. Ход ферзя, взятие. Ферзь – тяжелая фигура. Дидактические задания «Лабиринт», «Перехитри часовых», «Один в поле воин», «Кратчайший путь! Просмотр диафильма «Волшебные шахматные фигуры. Третий шаг в мир шахмат».

Дидактические игры «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля», «Игра на уничтожение» (ферзь против ферзя), «Ограничение подвижности».

Тема 12

Ферзь против ладьи и слона

Дидактические задания «Перехитри часовых», «Сними часовых», «Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар», «Взятие», «Выиграй фигуру». Дидактические игры «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля», «Игра на уничтожение» (ферзь против ладьи, ферзь против слона, ферзь против ладьи и слона, сложные положения), «Ограничение подвижности».

январь

Тема 13

«Путешествие в Шахматное королевство»

(развлечение)

Тема 14

Король и ферзь.

Ходы, взятия, удары, сила, понятие «шах». 
Игра: «Огонь» (отметить фишками, сколько полей обстреливает 
король и ферзь в центре, сбоку, в углу, определить силу) 
Игра: «Поставь шах королю» (посоревноваться, кто больше шахов 
поставит королю за один ход). 
Игра: «Гости». (Белый и черный ферзь ходят в гости друг к другу. 
Варианты.) Правило двух королей (нельзя подходить близко). 

Тема 15

Конь

Ходы, взятие, сила, удары. 
Нарисовать букву «Г» в восьми положениях. Показать, как скачет конь по шахматной доске. Игра «Огонь» (выложить фишками все поля, которые обстреливает конь, определить силу, напомнив, что он еще 
может перепрыгивать через фигуры). 
Игра «Гости». (Путешествие конями из угла в угол - сосчитать углы). 
Можно с элементом соревнования на двух досках. 
Игра «Гости» (путешествие конями с поля вl на д8 и с а2 на п7). 

Тема 16

Конь.

Закрепление. Понятие «Вилка». 
Игра «Соберем урожай» ( съесть конем все пешки, можно с элементами соревнования). Нападение конем на две фигуры - вилка 
(варианты с шахом и без шаха) - показ. Затем дети придумывают вилки сами. 
Игра «Кто быстрее - передвижение коня из угла в угол; на соседнее с 
ним поле. 

февраль

Тема 17

Конь против ферзя, ладьи, слона.

Дидактические задания «Перехитри часовых», «Сними часовых», «Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар», «Взятие». Дидактические игры «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля», «Игра на уничтожение» (конь против ферзя, конь против ладьи, конь против слона, сложные положения), «Ограничение подвижности».

Тема 18

Пешка.

Ходы, взятия, правило превращения, сила (без правила взятия на проходе) 
Игра «Огонь» (определить, сколько полей обстреливает пешка) 
Игра «Соберем урожай» (побить пешкой как можно больше фигур и 
провести на последнюю горизонталь) 
Игра «Война пешею> (играют одни пешки, действуя по шахматным 
правилам, выигрывает тот, кто проведет больше пешек или съест больше пешек противника). 

Тема 19

Пешка против ферзя, коня, ладьи, слона

Дидактические задания «Перехитри часовых», «Сними часовых», «Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар», «Взятие». Дидактические игры «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля», «Игра на уничтожение» (пешка против ферзя, пешка против ладьи, пешка против слона, пешка против коня, сложные положения), «Ограничение подвижности».

Тема 20

 Король

Место короля в начальном положении. Ход короля, взятие. Короля не бьют, но и под бой его ставить нельзя. Дидактические задания «Лабиринт», «Перехитри часовых», «Один в поле воин», «Кратчайший путь». Дидактическая игра «Игра на уничтожение» (король против короля). Чтение и инсценировка сказки «Лена, Оля и Баба Яга».

март

Тема 21

Король против других фигур

Дидактические задания «Перехитри часовых», «Сними часовых», «Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар», «Взятие». Дидактические игры «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля», «Игра на уничтожение» (король против ферзя, король против ладьи, король против слона, король против коня, король против пешки),

Тема 22

Шах

Шах ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой. Защита от шаха. Дидактические задания «Шах или не шах», «Дай шах», «Пять шахов», «Защита от шаха»

Открытый шах. Двойной шах. Дидактические задания «Дай открытый шах», «Дай двойной шах». Дидактическая игра «Первый шах».

Тема 23

Мат

Цель игры. Мат ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой. Дидактическое задание «Мат или не мат».

Мат в один ход. Мат в один ход ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой (простые примеры). Дидактическое задание «Мат в один ход».

Мат в один ход: сложные примеры с большим числом шахматных фигур.

Тема 24

Шах и мат.

Примеры. Способы защиты от шаха. 
Поставить короля на шахматное поле. Предложить обстрелять короля 
фигурой противника. Вспомнить что такой «обстрел» называется 
нападение, а нападение называется «шах».
Поведение короля при шахе: 
• Побить фигуру противника другой фигурой или королем. 
• Поставить защиту (закрыться какой-либо фигурой) 
• Уйти из-под шаха на другое поле. 
Продемонстрировать несколько вариантов матов (можно линейных, с 
помощью пешек, ферзя и др.). предложить спасти короля от этого «шаха». 
Сделать вывод, что «мат» - это шах, от которого нет защиты и конец 
шахматной игры. 
«Шаху - мат» - королю пришел конец (в переводе с индийского). Шах 
обозначается знаком «+», мат - «х», 

апрель

Тема 25

Ничья. Пат

Отличие пата от мата. Варианты ничьей. Примеры на пат. Дидактическое задание «Пат или не пат».

Тема 26

Рокировка.

Закрепление понятий «шах» и «мат» , 
Дать понятие «рокировка». В этом ходе принимают участие две фигуры: король и ладья. Поставить на начальную позицию короля и две ладьи. Показать, как делать рокировку в длинную и короткую сторону (король делает два шага по направлению к ладье, вставая на поле того же цвета, а ладья через него перепрыгивает и 
становится рядом). Запись о - о; о - о - о. 

Тема 27

Начало шахматной партии (дебют).

Развитие фигур (8 - 10 ходов). 
Показать несколько вариантов начала партий. Игры в парах. Цель - 
развитие фигур (8 – 10 ходов). 
Оценка с позиции трех главных правил дебюта (занять центр, развить

Тема 28

Шахматная партия

Игра всеми фигурами из начального положения (без пояснений о том, как лучше начинать шахматную партию). Дидактическая игра «Два хода»,

май

Тема 29

Шахматная партия

Самые общие рекомендации о принципах разыгрывания дебюта. Игра всеми фигурами из начального положения.

Тема 30

Шахматная партия

Демонстрация коротких партий. Игра всеми фигурами из начального положения.

Тема 31

Праздник «Королевство шахмат»

Викторина

Тема 32

Итоговое

Шахматный турнир

3. Мониторинг реализации программы

Мониторинг подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы (1 год)

Количественный анализ результатов мониторинга:

№ п\п

Ф.И  ребенка

Знание шахматных фигур

Шахматная доска

Проявление фантазии в игре с шахматными фигурами

Увлечение игрой

Итог

Умение отличать фигуры по цвету и форме

Знает некоторые названия шахматных фигур (королева, пешка, конь)

Основные характеристики (квадратная и ее клетки окрашены в темный и светлый цвет)

Расположение между соперниками: справа от каждого игрока угловое поле будет белого цвета

Качественный анализ

№ п/п

Название кружка

Показатели, наиболее успешно освоенные детьми

Показатели, которые недостаточно освоены детьми.

Причины недостаточного уровня освоения отдельных показателей

Пути решения

«Обучение детей игре в шахматы»

Условные обозначения:

2- высокий уровень.

1 – средний уровень

0 – низкий уровень

Критерии уровней развития детей 

 

9 – 12 Высокий уровень – Дети с интересом рассматривают шахматные фигуры, сами ставят рядом одинаковые фигуры, сравнивают две группы фигур по цвету: черные и белые, размеру: длиннее – короче, выше – ниже, больше – меньше. Различать левую и правую руку и пространственные направления от себя: справа, слева, впереди, позади, вверх, вниз. Знают некоторые названия шахматных фигур, с удовольствием по – своему играют в них.

6 - 8 Средний уровень – Интерес у детей к шахматной игре не продолжительный, затрудняются найти две одинаковые фигуры. Сравнивают две группы фигур по цвету: черные и белые, размеру: длиннее – короче, выше – ниже, больше – меньше с небольшой помощью взрослого. Допускают ошибки при различии левой и правой руки. Игра с шахматными фигурами однообразная.

0 – 5 Низкий уровень – Самостоятельно не проявляют интерес к шахматной игре. Сравнивают две группы фигур по цвету: черные и белые, размеру: длиннее – короче, выше – ниже, больше – меньше с помощью взрослого. Не умеют различать левую и правую руку. Не хотят играть с шахматными фигурами.

Мониторинг подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы (2 год)

Количественный анализ результатов мониторинга:

№ п\п

Фамилия, имя ребенка

Знание шахматных фигур

Шахматная доска

Умеют играть по частям, знают правила

Увлечение игрой

Итог

Дети знают названия шахматных фигур и умеют отличать их друг от друга

Правила хода и взятия каждой фигуры

Правильно помещать шахматную доску между партнерами, расставлять фигуры перед игрой

Различать горизонталь, вертикаль, диагональ

Качественный анализ

№ п/п

Название кружка

Показатели, наиболее успешно освоенные детьми

Показатели, которые недостаточно освоены детьми.

Причины недостаточного уровня освоения отдельных показателей

Пути решения

«Обучение детей игре в шахматы»

Условные обозначения:

2 - высокий уровень.

1 – средний уровень

0 – низкий уровень

Критерии уровней развития детей 

9 -12 Высокий уровень – Дети с интересом самостоятельно играют в шахматы «по частям» (фрагмент игры), добиваясь победы. Знают названия шахматных фигур, правила хода и взятия каждой фигуры. Умеют ориентироваться на шахматном поле

6 - 8 Средний уровень – Интерес у детей к шахматной игре не продолжительный, играют с помощью воспитателя. Ошибаются в названии шахматных фигур, путают правила хода и взятия каждой фигуры. Ориентируются на шахматном поле с помощью воспитателя, не всегда различают горизонталь, вертикаль, диагональ.

0 – 5 Низкий уровень – Самостоятельно не проявляют интерес к шахматной игре. Знают несколько шахматных фигур, не знают правила хода и взятия каждой фигуры. Не умеют ориентироваться на шахматном поле.

Мониторинг подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы (3 год)

Количественный анализ результатов мониторинга:

Фамилия, имя ребёнка

Шахматные термины

Названия шахматных фигур

Правила хода и взятия каждой фигуры

Ориентироваться на шахматной доске

Играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами

Правильно помещать шахматную доску между партнёрами

Правильно расставляют фигуры перед игрой

Различать горизонталь, вертикаль, диагональ

Рокировать

Объявлять шах

Ставить мат

Решать элементарные задачи на мат в один ход

итог

с

и

с

и

с

и

с

и

с

и

с

и

с

и

с

и

с

и

с

и

с

и

с

и

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

Качественный анализ

№ п/п

Название кружка

Показатели, наиболее успешно освоенные детьми

Показатели, которые недостаточно освоены детьми.

Причины недостаточного уровня освоения отдельных показателей

Пути решения

«Обучение детей игре в шахматы»

Условные обозначения:

2 - высокий уровень.

1 – средний уровень

0 – низкий уровень

Критерии уровней развития детей 
17 – 24 баллов - высокий: ребенок имеет представление о «шахматном королевстве». Умеет быстро и правильно находить поля, вертикали и диагонали, показывая и называя их вслух. Знает, различает и называет шахматные фигуры. Знает ходы шахматных фигур и их отличия. Понимает важность первых ходов. Имеет понятие о приёмах взятия фигур. Имеет понятие «рокировка», «шах» и «мат». Умеет записывать шахматные партии.
9 - 16 баллов - средний: ребенок затрудняется в умении быстро и правильно находить поля, вертикали и диагонали, показывать и называть их вслух. Путает название шахматных фигур, ходы шахматных фигур и их отличия. Путает понятия «равно», «неравно», «больше», «меньше».
0 - 8 - низкий: ребенок не умеет быстро и правильно находить поля, вертикали и диагонали, показывать и называть их вслух. Не знает, не различает и не называет шахматные фигуры. Не знает ходов шахматных фигур и их отличия. Не имеет понятие «рокировка», «шах» и «мат». Не умеет записывать шахматные партии.

                 

Литература:

Весела И., Веселы И. Шахматный букварь. – М.: Просвещение, 1983.

Гончаров В. Некоторые актуальные вопросы обучения дошкольника шахматной игре. – М.: ГЦОЛИФК, 1984.

Гришин В., Ильин Е. Шахматная азбука. – М.: Детская литература, 1980.

Зак В., Длуголенский Я. Я играю в шахматы. – Л.: Детская литература, 1985.

Князева В. Уроки шахмат. – Ташкент: Укитувчи, 1992.

Сухин И. Волшебные фигуры, или Шахматы для детей 2–5 лет. – М.: Новая школа, 1994.

Сухин И. Волшебный шахматный мешочек. – Испания: Издательский центр Маркота. Международная шахматная Академия Г. Каспарова, 1992.

Сухин И. Необыкновенные шахматные приключения.

Сухин И. Приключения в Шахматной стране. – М.: Педагогика, 1991.

Сухин И. Удивительные приключения в Шахматной стране. – М.: Поматур, 2000.

Сухин И. Шахматы для самых маленьких. – М.: Астрель, АСТ, 2000.

Сухин И. Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес и тайн полны: Учебник для 1 класса четырёхлетней и трёхлетней начальной школы. – Обнинск: Духовное возрождение, 1998.

Сухин И. Шахматы, первый год, или Учусь и учу: Пособие для учителя – Обнинск: Духовное возрождение, 1999.

Шахматы – школе/ Сост. Б. Гершунский, А. Костьев. – М.: Педагогика, 1991.

Веселых Инна, Веселых Иржи. Шахматный букварь.– М: Просвещение 1983.

Гончаров В. Некоторые актуальные вопросы обучения дошкольника шахматной игре.– М.: ГЦОЛИФК, .1984.

Гришин В., Ильин Е. Шахматная азбука.– М.:. Детская литература, 1980.

Дидактические шахматные сказки

 

Сухин И. Котята-хвастунишки // Сухин И. Книга-выручалочка по внеклассному чтению. – М.: Новая школа, 1994. – Вып. 3.

Сухин И. Лена, Оля и Баба Яга // Сухин И. Книга-выручалочка по внеклассному чтению. – М.: Новая школа, 1995. – Вып. 5.

Сухин И. От сказки – к шахматам.

Сухин И. Удивительные превращения деревянного кругляка // Сухин И. Книга-выручалочка по внеклассному чтению. – М.: Издательство фирмы ACT, 1993.

Сухин И. Удивительные приключения шахматной доски.

Сухин И. Хвастуны в Паламеде.

Сухин И. Черно-белая магия Ущелья Великанов // Сухин И. Книга-выручалочка по внеклассному чтению. – М.: Новая школа, 1994. – Вып. 2.

Сухин И. Шахматная сказка // Сухин И. Приключения в Шахматной стране. – М.: Педагогика, 1991.

 Сказки и рассказы для детей о шахматах и шахматистах

 Аматуни П. Королевство Восемью Восемь.

Гришин В., Осипов Н. В гостях у Короля // Гришин В., Осипов Н. Малыши открывают спорт. – М.: Педагогика, 1978.

Добрыня, посол князя Владимира (былина).

Драгунский В. Шляпа гроссмейстера.

Ильин Е. В стране деревянных королей. – М.: Малыш, 1982.

Кумма А., Рунге С. Шахматный Король.

Медведев В. Как капитан Соври-голова чуть не стал чемпионом, или Фосфорический мальчик.

Молодцу и семидесяти искусств мало (узбекская сказка).

Остер Г. Полезная девчонка.

Пермяк Е. Вечный Король.

Сендюков С. Королевство в белую клетку. – М.: Малыш, 1973.

Сухин И. О злой волшебнице, драконе и Паламеде.

Сухин И. Котята-хвастунишки. М,

Сухин И. Лена, Оля и Баба-Яга.

Сухин И. Удивительные превращения деревянного кругляка//Сухин И. Книга-выручалочка по внеклассному чтению.– М.: Издательство фирмы ACT, 1993.

Сухин И Удивительные приключения шахматной доски.

Сухин И. Черно-белая магия Ущелья Великанов//Сухин И. «Книга-выручалочка по внеклассному чтению. Вып.. 2.– М.: Новая школа, 1994.

Сухин И Шахматная сказка/УСухин И. Приключения в Шахматной стране.– М.: Педагогика, 1991.

Тихомиров О. Чемпион Гога Ренкин.

Шаров А. Сказка о настоящих слонах.

Стихотворения о шахматах и шахматистах

 Берестов В. В шахматном павильоне.

Берестов В. Игра.

Ильин Е. Приключения Пешки. – М.: ФиС, 1975.

Ильин Е. Средневековая легенда.

Квитко Л. Турнир.

Никитин В. Чья армия сильней? – Красноярск, 1977.

Сухин И. Волшебная игра.

 Художественная литература для детей по шахматной тематике

 Булычев К. Сто лет тому вперед.

Велтистов Е. Победитель невозможного.

Кассиль Л. Кондуит и Швамбрания.

Крапивин В. Тайна пирамид.

Кэрролл Л. Алиса в Зазеркалье.

Лагин Л. Старик Хоттабыч.

Надь К. Заколдованная школа.

Носов Н. Витя Малеев в школе и дома.

Носов Н. Незнайка в Солнечном городе.

Рабле Ф. Гаргантюа и Пантагрюэль.

Раскатов М. Пропавшая буква.

Семенов А. Ябеда-Корябеда и ее проделки.

Сухин И. Страна Грез // Сухин И. Книга-выручалочка по внеклассному чтению. – М.: Новая школа, 1995. – Вып. 4, 5.

Томин Ю. Шел по городу волшебник.

Чжан-Тянь-И. Секрет драгоценной тыквы.

Чеповецкий Е. Приключения шахматного солдата Пешкина.

Приложение

Дидактические игры

(для подгруппы детей)

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.   Для первоначального знакомства с шахматами предпочтительны деревянные фигуры крупного размера, с диаметром основания 3–4,5 см, строгой формы. Также можно использовать гигантские шахматы (как в домах отдыха).

          Цель: ребёнок должен запомнить, как называется каждая из фигур;

уметь отличать одни фигуры от других по форме и цвету;

ставить рядом одинаковые фигуры;

вызвать интерес к рассматриванию шахматных фигур;

желание играть в них.

Дата

Игра.

«Кто быстрее?». Все шахматные фигуры покоятся на столе. Предложите ребёнку посостязаться с вами в такой игре: кто быстрее соберёт в определенном месте две-три одинаковые шахматные фигуры.

«На стуле». Поставьте на стул какую-нибудь шахматную фигуру. По разные стороны от стула, но на равном расстоянии от него встаньте с ребёнком. Досчитайте до трёх и на счет “три” бегите к стулу. Тот, кто первым схватит шахматную фигуру, должен назвать её.

«Над головой». Назовите какую-нибудь шахматную фигуру. Её должен быстро найти и поднять над головой ребёнок.

«Ряд».  Предложите ребёнку поставить в один ряд пешки; коней; слонов; ладей; ферзей; королей. Затем ребёнок должен попросить об этом вас и проконтролировать выполнение задания.

«Белые и чёрные». В беспорядке поставьте на столе по шесть разных белых и чёрных фигур. Начиная дидактическую игру, отставьте в сторону одну из фигур, называя её и её цвет. Например, “Белый ферзь”. Ребёнок продолжает игру и должен выбрать шахматную фигуру иного названия и цвета (таково условие), обязательно называя её. Например, “Чёрный король”. Затем новую шахматную фигуру представляете вы и т. д.

«Что общего?» Возьмите две любые шахматные фигуры и спросите малыша: “Чем они похожи? Чем отличаются?” (цветом, формой).

«Большая и маленькая». Поставьте перед ребёнком шесть разных шахматных фигур. Попросите выбрать самую высокую, назвать её, отставить в сторону. Потом малыш выделит самую высокую из оставшихся фигур и т. д.

«Запретная фигура». Поставьте шахматные фигуры перед ребёнком в один ряд. По вашей просьбе малыш будет называть показываемые фигуры, кроме “запретной”, которая выбирается заранее. Вместо названия “запретной” фигуры надо сказать “секрет”. Затем поменяйтесь ролями и, называя фигуры, на которые указывает малыш, иногда “ошибайтесь”. Если ребёнок не заметит вашу ошибку, сами укажите на неё.

«Волшебный мешочек» По очереди прячьте в непрозрачном мешочке шахматные фигуры и просите малыша на ощупь определить, какая фигура спрятана. Для большего эффекта позвольте и ребёнку прятать фигуры, а сами угадывайте, какая фигура в мешочке. Иногда вы “не угадаете”, и малыш с восторгом укажет на вашу ошибку. В другом варианте игры в мешочек прячутся все фигуры сразу, и ребёнок на ощупь ищет определённую фигуру.

«Шахматный теремок». Сделайте из деревянной шахматной доски “теремок”. Сюда, следуя сказочному сюжету, по очереди забегут шесть разных белых фигур: от пешки до короля. Король может забраться на “теремок” и уронить его, а остальные фигуры помогут “теремок” “построить” – поднять.

«Шахматный колобок». Дидактическую игру-инсценировку сказки “Колобок” можно провести так: “дед” – король, “баба” – ферзь, “заяц” – пешка, “лиса” – конь, “волк” – слон, “медведь” – ладья, а колобок – шарик или клубок. Малыш должен назвать все шахматные фигуры, от которых убегает колобок. Но в конце сказки “лиса” колобка не съест – колобок от неё убежит.

«Шахматная репка». Посадите “репку” – клубок. Около него малыш по росту выстраивает белые или чёрные фигуры, поясняя: “дед” – это король, “бабка” – ферзь, “внучка” – слон, “Жучка” – конь, “кошка” – ладья, “мышка” – пешка.

Пальчиковая гимнастика:

Раз, два, три, четыре, пять!             (сжимаем – разжимаем кулаки)

Вышли пешки погулять!                 (пальчики шагают по столу)

Король на месте, по привычке,       (сжатые кулаки на столе)

А куда ему спешить?                        (разводят руки, пожимают плечами)

Прыгнет конь! Подковы звяк!        (ладони вперёд и хлопок)

Необычен каждый шаг!                  (указательный палец)

А ладья упряма,                               (раскрытые ладошки скользят по столу

Ходит только прямо!                     вперёд)

Все фигуры встали стеной,            (выпрямленные ладони перед собой на столе)

Им начинать этот сказочный бой.

                                                            Дидактические игры

(для индивидуальных занятий)

Цель: ребёнок должен запомнить, как называется каждая из фигур;

уметь отличать одни фигуры от других по форме и цвету;

ставить рядом одинаковые фигуры;

вызвать интерес к рассматриванию шахматных фигур;

желание играть в них.

Игра

Ф.И.ребёнка

Дата

«Волшебный мешочек». По очереди прячьте в непрозрачном мешочке шахматные фигуры и просите малыша на ощупь определить, какая фигура спрятана. Для большего эффекта позвольте и ребёнку прятать фигуры, а сами угадывайте, какая фигура в мешочке. Иногда вы “не угадаете”, и малыш с восторгом укажет на вашу ошибку. В другом варианте игры в мешочек прячутся все фигуры сразу, и ребёнок на ощупь ищет определённую фигуру.

«Шахматный теремок». Сделайте из деревянной шахматной доски “теремок”. Сюда, следуя сказочному сюжету, по очереди забегут шесть разных белых фигур: от пешки до короля. Король может забраться на “теремок” и уронить его, а остальные фигуры помогут “теремок” “построить” – поднять.

«Шахматный колобок». Дидактическую игру-инсценировку сказки “Колобок” можно провести так: “дед” – король, “баба” – ферзь, “заяц” – пешка, “лиса” – конь, “волк” – слон, “медведь” – ладья, а колобок – шарик или клубок.  Малыш должен назвать все шахматные фигуры, от которых убегает колобок. Но в конце сказки “лиса” колобка не съест – колобок от неё убежит.

«Шахматная репка». Посадите “репку” – клубок. Около него малыш по росту выстраивает белые или чёрные фигуры, поясняя: “дед” – это король, “бабка” – ферзь, “внучка” – слон, “Жучка” – конь, “кошка” – ладья, “мышка” – пешка.

«Запретная фигура». Поставьте шахматные фигуры перед ребёнком в один ряд. По вашей просьбе малыш будет называть показываемые фигуры, кроме “запретной”, которая выбирается заранее. Вместо названия “запретной” фигуры надо сказать “секрет”. Затем поменяйтесь ролями и, называя фигуры, на которые указывает малыш, иногда “ошибайтесь”. Если ребёнок не заметит вашу ошибку, сами укажите на неё.

«Угадай-ка». Загадайте какую-нибудь шахматную фигуру и спрячьте её в кулаке. Предложите ребёнку догадаться, что это за фигура. Когда ребёнок назовет загаданную фигуру, новую фигуру прячет он сам (лучше всего за спиной) и т. д.

«Пирамида». Посоветуйте малышу на белую ладью поставить чёрную, затем снова белую и чёрную, а на самый верх белую пешку. Спросите у ребёнка, нельзя ли построить пирамиду из других фигур.

«Прятки». Спрячьте в комнате несколько шахматных фигур. Ребёнок должен найти их и назвать. Потом фигуры прячет малыш. Правда, в этом случае вы рискуете остаться с неполным комплектом шахматных фигур.

«Догонялки». Выберите одну из белых фигур, например, пешку, имитируйте её бег по столу. После этого предложите ребёнку выбрать и назвать какую-либо чёрную фигуру и пуститься ей вдогонку за вашей фигурой. Пусть ваша шахматная фигура “бежит” не очень быстро, и фигура малыша её догонит. Потом поменяйтесь ролями.

«Школа». Переверните шахматную доску клетками вниз, в углубления поставьте шахматные фигуры и скажите ребёнку: “Это твои ученики. Как зовут этого ученика?.. А этого?..”

«Убери такую же». Все шахматные фигуры стоят или лежат на столе. Уберите одну из фигур в коробку. Попросите малыша назвать эту фигуру и положить в коробку другую аналогичную шахматную фигуру и т. д.

«Полна горница». Полный набор шахматных фигур располагается на столе. Рядом клетками вниз лежит раскрытая шахматная доска (или коробка для фигур). Предложите ребёнку взять одну из шахматных фигур, назвать её и уложить “спать” в коробку или шахматную доску. И так следующую фигуру.