Папка в помощь родителям

Попова Елена Васильевна

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей
«Правила безопасности для детей.
Безопасность на дорогах»

  1. Переходя улицу, всегда надо смотреть сначала налево, а дойдя до середины дороги - направо.
  2. Переходить улицу можно только по пешеходным переходам. Они обозначаются специальным знаком « Пешеходный переход»
  3. Если нет подземного перехода, ты должен пользоваться переходом со светофором.
  4. Вне населенных пунктов детям разрешается идти только с взрослыми по краю навстречу машинам.
  5. Если твои родители забыли, с какой стороны нужно обходить автобус, трамвай, можешь им напомнить, что эти транспортные средства опасно обходить как спереди, так и сзади. Надо дойти до ближайшего пешеходного перехода и по нему перейти улицу.
  6. Ни в коем случае нельзя выбегать на дорогу. Перед дорогой надо остановиться.
  7. Нельзя играть на проезжей части дороги и на тротуаре.
  8. Безопаснее всего переходить улицу с группой с группой пешеходов.

Рекомендации для родителей

1. При движении по тротуару:

- придерживайтесь правой стороны тротуара;

- не ведите ребенка по краю тротуара: взрослый должен находиться со стороны проезжей части;

2. Готовясь перейти дорогу:

- остановитесь или замедлите движение, осмотрите проезжую часть;

- привлеките ребенка к наблюдению за обстановкой на дороге;

- подчеркивайте свои движения: поворот головы для осмотра улицы, остановку для осмотра дороги, остановку для пропуска автомобилей;

- учите ребенка различать приближающиеся транспортные средства;

- не стойте с ребенком на краю тротуара, так как при проезде транспортного средство может зацепить, сбить, наехать задними колесами;

- неоднократно показывайте ребенку, как транспортное средство останавливается у перехода, как оно движется по инерции.

3. При выходе из дома:

- сразу обратите внимание ребенка на движение транспортных средств у подъезда и вместе посмотрите, не приближается ли к вам автомобиль, мотоцикл, мопед, велосипед;

- если у подъезда стоят транспортные средства или растут деревья, закрывающие обзор, приостановите свое движение и оглянитесьнет ли за препятствием опасности.

4. При ожидании общественного транспорта:

- стойте вместе с детьми только на посадочных площадках, а при их отсутствиина тротуаре или обочине.

5. При переходе проезжей части:

- переходите дорогу только по пешеходным переходам или на перекрестках по отмеченной линиизебре, иначе ребенок привыкнет переходить где придется;

- не спешите и не бегите; переходите дорогу всегда размеренным шагом;

- не переходите дорогу наискосок; подчеркивайте, показывайте и рассказывайте ребенку каждый раз, что идете строго поперек улицы, что это делается для лучшего наблюдения за авто-, мототранспортными средствами;

- не торопитесь переходить дорогу, если на другой стороне вы увидели друзей, родственников, знакомых. Не спешите и не бегите к ним, внушите ребенку, что это опасно;

- не начинайте переходить улицу, по которой редко проезжает транспорт, не посмотрев вокруг;

- объясните ребенку, что автомобили могут неожиданно выехать из переулка, со двора дома;

6. При посадке и высадке из общественного транспорта:

- выходите впереди ребенка, так как малыш может упасть, а ребенок постарше может выбежать из-за стоящего транспорта на проезжую часть;

- подходите для посадки к двери транспортного средства только после полной остановки: ребенок, как и взрослый, может оступиться и попасть под колеса;

- не садитесь в общественный транспорт в последний момент при его отправлении; особую опасность представляет передняя дверь, так как можно попасть под колеса транспортного средства;

- научите ребенка быть внимательным в зоне остановкеособо опасном месте для него: стоящий автобус сокращает обзор дороги в этой зоне.

7. При движении автомобиля:

- приучайте детей сидеть в автомобиле только на заднем сиденье; не разрешайте сидеть рядом с водителем, если переднее сиденье не оборудовано детским креслом;

- не разрешайте малолетнему ребенку во время движения стоять на заднем сиденье: при столкновении или внезапной остановке он может перелететь через спинку сиденья и удариться о переднее стекло;

- не разрешайте детям находиться в автомобиле без присмотра.

Памятка для родителей: Безопасные шаги на пути к безопасности на дороге.

Что должны знать родители о своем ребенке?

В 3-4 года ребенок может отличить движущуюся машину от стоящей, но он уверен, что машина останавливается мгновенно.

В 6 лет- боковым зрением он видит примерно 2/3 того, что видят взрослые; не умеет определить, что движется быстрее: велосипед или спортивная машина; не умеет правильно распределять внимание и отделять существенное от незначительного.

В 7 лет - более уверенно отличать правую сторону дорогу от левой.

В 8 лет - может мгновенно отреагировать на отклик и т.д.; имеет опыт пешеходного передвижения на дороге; активно осваивает основные навыки езды на велосипеде; умеет определять источник шума; устанавливать связь между величиной предмета, его удаленностью и временем (чем ближе автомобиль, тем он больше).



Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

Возрастные особенности детей 6-7 лет

Анатомо-физиологические особенности

Седьмой год жизни — продолжение очень важного целостного периода в развитии детей, который начинается в пять лет и завершается к семи годам. На седьмом году продолжается становление новых психических образований, появившихся в пять лет. Вместе с тем дальнейшее развертывание этих образований создает психологические условия для появления новых линий и направлений развития. В шестилетнем возрасте идет процесс активного созревания организма. Вес ребенка увеличивается в месяц на 200 граммов, рост на 0,5 см, изменяются пропорции тела. В среднем рост 7-летних детей равен 113—122 см, средний вес — 21—25 кг. Области мозга сформированы почти как у взрослого. Хорошо развита двигательная сфера. Продолжаются процессы окостенения, но изгибы позвоночника еще неустойчивы. Идет развитие крупной и особенно мелкой мускулатуры. Интенсивно развивается координация мышц кисти. Общее физическое развитие тесно связано с развитием тонкой моторики ребенка. Тренировка пальцев рук является средством повышения интеллекта ребенка, развития речи и подготовки к письму. 

Развитие личности

Изменения в сознании характеризуются появлением так называемого внутреннего плана действий — способностью оперировать различными представлениями в уме, а не только в наглядном плане. Одним из важнейших изменений в личности ребенка являются дальнейшие изменения в его представлениях о себе, его образе Я. Развитие и усложнение этих образований создает к шести годам благоприятные условия для развития рефлексии — способности осознавать и отдавать себе отчет в своих целях, полученных результатах, способах их достижения, переживаниях, чувствах и побуждениях; для морального развития, и именно для последнего возраст шести-семи лет является сензитивным, то есть чувствительным. Этот период во многом предопределяет будущий моральный облик человека и в то же время исключительно благоприятен для педагогических воздействий. В процессе усвоения нравственных норм формируются сочувствие, заботливость, активное отношение к событиям жизни. Существует тенденция преобладания общественно значимых мотивов над личными. Самооценка ребенка достаточно устойчивая, возможно ее завышение, реже занижение. Дети более объективно оценивают результат деятельности, чем поведения. Ведущей потребностью детей данного возраста является общение (преобладает личностное). Ведущей деятельностью остается сюжетно-ролевая игра. В сюжетно-ролевых играх дошкольники седьмого года жизни начинают осваивать сложные взаимодействия людей, отражающие характерные значимые жизненные ситуации. Игровые действия становятся более сложными, обретают особый смысл, который не всегда открывается взрослому. Игровое пространство усложняется. В нем может быть несколько центров, каждый из которых поддерживает свою сюжетную линию. При этом дошкольники оказываются способными отслеживать поведение партнеров по всему игровому пространству и менять свое поведение в зависимости от места в нем. Одной из важнейших особенностей данного возраста является проявление произвольности всех психических процессов.

Развитие психических процессов

Восприятие продолжает развиваться. Однако и у детей данного возраста могут встречаться ошибки в тех случаях, когда нужно одновременно учитывать несколько различных признаков. Внимание. Увеличивается устойчивость внимания — 20—25 минут, объем внимания составляет 7—8 предметов. Ребенок может видеть двойственные изображения. Память. К концу дошкольного периода (6—7 лет) у ребенка появляются произвольные формы психической активности. Он уже умеет рассматривать предметы, может вести целенаправленное наблюдение, возникает произвольное внимание, и в результате появляются элементы произвольной памяти. Произвольная память проявляется в ситуациях, когда ребенок самостоятельно ставит цель: запомнить и вспомнить. Можно с уверенностью сказать, что развитие произвольной памяти начинается с того момента, когда ребенок самостоятельно выделил задачу на запоминание. Желание ребенка запомнить следует всячески поощрять, это залог успешного развития не только памяти, но и других познавательных способностей: восприятия, внимания, мышления, воображения. Появление произвольной памяти способствует развитию культурной (опосредованной) памяти — наиболее продуктивной формы запоминания. Первые шаги этого (бесконечного в идеале) пути обусловлены особенностями запоминаемого материала: яркостью, доступностью, необычностью, наглядностью и т. д. Впоследствии ребенок способен усилить свою память с помощью таких приемов, как классификация, группировка. В этот период психологи и педагоги могут целенаправленно обучать дошкольников приемам классификации и группировки в целях запоминания. Мышление. Ведущим по-прежнему является наглядно-образное мышление, но к концу дошкольного возраста начинает формироваться словесно-логическое мышление. Оно предполагает развитие умения оперировать словами, понимать логику рассуждений. И здесь обязательно потребуется помощь взрослых, так как известна нелогичность детских рассуждений при сравнении, например, величины и количества предметов. В дошкольном возрасте начинается развитие понятий. Полностью словесно-логическое, понятийное, или абстрактное, мышление формируется к подростковому возрасту. Старший дошкольник может устанавливать причинно-следственные связи, находить решения проблемных ситуаций. Может делать исключения на основе всех изученных обобщений, выстраивать серию из 6—8 последовательных картинок. Воображение. Старший дошкольный и младший школьный возрасты характеризуются активизацией функции воображения — вначале воссоздающего (позволявшего в более раннем возрасте представлять сказочные образы), а затем и творческого (благодаря которому создается принципиально новый образ). Этот период — сензитивный для развития фантазии. Речь. Продолжают развиваться звуковая сторона речи, грамматический строй, лексика, связная речь. В высказываниях детей отражаются как все более богатый словарный запас, так и характер обобщений, формирующихся в этом возрасте. Дети начинают активно употреблять обобщающие существительные, синонимы, антонимы, прилагательные и т.д. В результате правильно организованной образовательной работы у детей оказываются хорошо развиты диалогическая и некоторые виды монологической речи. В подготовительной группе завершается дошкольный возраст. Его основные достижения связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой культуры; дети осваивают формы позитивного общения с людьми, развивается половая идентификация, формируется позиция школьника. К концу дошкольного возраста ребенок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития, что и позволяет ему в дальнейшем успешно обучаться в школе.

Основные компоненты психологической готовности к школе

Начало систематического обучения детей в школе выдвигает целый ряд важных задач. От того, как ребенок подготовлен к школе всем предшествующим дошкольным периодом развития, будут зависеть успешность его адаптации, вхождение в режим школьной жизни, его учебные успехи, его психологическое самочувствие. Психологическая готовность к школьному обучению многокомпонентна. Можно выделить несколько параметров психического развития ребенка, наиболее существенно влияющих на успешное обучение в школе. • Личностная готовность к школе включает формирование у ребенка готовности к принятию новой социальной позиции школьника, имеющего круг важных обязанностей и прав, занимающего иное по сравнению с дошкольниками положение в обществе. Эта готовность выражается в отношении ребенка к школе, учителям и учебной деятельности. • Мотивационная готовность. Ребенок, готовый к школе, хочет учиться и потому, что у него уже есть потребность занять определенную позицию в обществе людей, а именно позицию, открывающую доступ в мир взрослости (социальный мотив учения), и потому, что у него есть познавательная потребность, которую он не может удовлетворить дома. • Интеллектуальная готовность. Под интеллектуальной зрелостью понимают дифференцированное восприятие, концентрацию внимания, аналитическое мышление, выражающееся в способности постижения основных связей между явлениями; возможность логического запоминания, умение воспроизводить образец, а также развитие тонких движений руки и сенсомоторную координацию. Можно сказать, что понимаемая таким образом интеллектуальная зрелость в существенной мере отражает функциональное созревание структур головного мозга. • Волевая готовность (произвольная сфера) заключается в способности ребенка напряженно трудиться, делая то, что от него требуют учеба, режим школьной жизни.



Предварительный просмотр:

Памятка для родителей

     Наказывая, подумай: зачем?

Семь правил для всех  (Владимир Леви)

- Наказание не должно вредить здоровью – ни физическому, ни психическому. Более того, наказание должно быть полезным, не так ли? Однако наказывающий забывает подумать…

 - Если есть сомнение, наказывать или не наказывать, - не наказывайте. Никаких наказаний в целях «профилактики, «на всякий случай»!

 - За один раз – одно. Даже если поступков совершено сразу необозримое множество, наказание может быть суровым, но только одно, за всё сразу. Наказание не за счёт любви. Чтобы не случилось, не лишайте ребёнка заслуженной похвалы и награды.

 - Срок давности. Лучше не наказывать, чем наказывать запоздало. Даже в суровых взрослых законах принимается во внимание срок давности правонарушения.

 - Наказан – прощён. Инцидент исчерпан. Страница перевёрнута, как ни в чём не бывало. О старых грехах ни слова.

 - Наказание без унижения.  Что бы не было. Какая бы не была вина, наказание не должно восприниматься ребёнком как торжество вашей силы над его слабостью, как унижение. Если ребёнок считает, что вы несправедливы, наказание подействует в обратную сторону!

 - Ребёнок не должен бояться наказания. Не наказания он должен страшиться, не гнева вашего, а вашего огорчения.

Не ругайте ребят утром-солнце покажется им тусклым;  

Не ругайте ребят днём – небо покажется им хмурым;  

Не ругайте ребят на ночь – звёзды померкнут для них.

 Вообще не ругайте! Любите их, и они ответят вам взаимностью.



Предварительный просмотр:

Консультация для родителей.

«Роль семьи в воспитании ребенка»

Дошкольное детство – уникальный период в жизни человека, когда формируется здоровье, осуществляется развитие личности.
В тоже время в этот период, в течении которого ребенок находится в полной зависимости от окружающих взрослых – родителей, педагогов. 
Известно, что в настоящее время детские сады в России, посещают только 50% детей дошкольного возраста.
В современном российском обществе существует несколько слоев, имеющих различный уровень доходов, и оплатить пребывание ребенка в ДОУ могут не все родители.
Дети, воспитывающиеся в семьях с большим достатком, только на первый взгляд кажутся благополучными: они хорошо питаются, одеваются, окружены большим количеством игрушек. однако в этих семьях, где мать одновременно и «бизнес – вумен», внимание к ребенку с ее стороны часто оказывается ограниченным.
В таких семьях дети воспитываются бабушками и дедушками или после детского сада передаются на попечение гувернанток. Из – за этого они постоянно испытывают дефицит в общении с родителями. Так возникает отчуждение.
В семьях с низким достатком существуют другие трудности. Чтобы как – то обеспечить семью, родителям приходится работать по совместительству или искать иные источники дохода, что требует значительных трат времени.
Дети в этих семьях лишены возможности носить красивую одежду, у них ограниченное количество игрушек, художественной литературы. Занятость родителей порождает детскую безнадзорность, а скудность в питании – нарушение в здоровье.
Издавна ведется спор, что важнее в становлении личности ребенка: семья или общественное воспитание ребенка, одни педагоги склонялись в пользу семьи, другие – общества.
Семья обладает объективными возможностями для включения ребенка с первых 6 лет жизни в разнообразные виды деятельности: складывают игрушки, помогают маме или папе, выполняют поручение.
Выражение «дети – зеркало семьи» иногда передает смысл ориентации ребенка на те духовные и моральные ценности, которые исповедует его семья.
Не зря многие великие педагоги считали, что семейное воспитание – это прежде всего самовоспитание родителей: очень сложно привить ребенку те качества, которыми они сами не обладают.
Таким образом, современная наука подчеркивает приоритет семьи в воспитании ребенка.

Значительная часть родителей полагает, что педагоги и психологи могут помочь только советом, а действовать все равно должны в первую очередь они сами.
В семьях с низким уровнем педагогической культуры родителей нередко возникают проблемы, с которыми взрослые не могут справиться адекватным способом. Причиной возникновения конфликтных ситуаций в таких семьях становится нарушение показателей семейной гибкости и семейной сплоченности.
В семьях с среднем уровнем педагогической культуры родителей показало, что их показатели семейной гибкости и семейной сплоченности нарушаются реже. У родителей отмечается непонимание или неумение создавать условия для полноценного развития ребенка в семье.
В семьях с высоким уровнем педагогической культуры родителей также нередко возникает ряд проблем. У таких родителей отмечается первостепенность целей формирования интеллектуальной сферы ребенка в сравнении с его коммуникативной компетенцией.
К сожалению, не хватает методик, направленных на оценку эффективности сотрудничества детского сада и родителями, относящимися к разным уровням педагогической культуры.
        Необходимо как можно больше разрабатывать методических рекомендаций по оптимизации семейного воспитания в группах родителей с разным уровнем педагогической культуры, что может быть полезным для организации эффективного сотрудничества педагогов и психологов ДОУ с семьями своих воспитанников.



Предварительный просмотр:

Консультации для родителей

Формирование культуры трапезы

К 2-3 годам у малыша появляются все молочные зубы, и ребенок может и должен хорошо освоить и закрепить навык жевания. Его организму нужны только доброкачественные продукты; кулинарная обработка должна быть щадящей. Очень важен правильный подбор продуктов, содержащий белок, соли кальция, фосфора, фтора, витамины D, А. Полезны плотные продукты, в которых много клетчатки, например, сырая морковка, яблоки, кусочки свежей капусты.

У каждого малыша есть свои привычки и вам придется считаться с ними. Часто дети отказываются есть нелюбимую или незнакомую пищу. Здесь стоит пойти на компромисс:

  • можно уменьшить порцию, убрав часть гарнира,
  • нарезать бутерброд или яблоко на несколько частей,
  • попросить малыша только попробовать блюдо,
  • замаскировать незнакомую пищу уже знакомой.

НА ЧТО НАДО ОБРАЩАТЬ ВНИМАНИЕ ВО ВРЕМЯ ЕДЫ

  • Последовательность блюд должна быть постоянной.
  • Перед ребенком можно ставить только одно блюдо.
  • Блюдо не должно быть ни слишком горячим, ни холодным.
  • Полезно класть пищу в рот небольшими кусочками, хорошенько пережевывать.
  • Не надо разговаривать во время еды.
  • Рот и руки - вытирать бумажной салфеткой.

ЧЕГО НЕ СЛЕДУЕТ ДОПУСКАТЬ ВО ВРЕМЯ ЕДЫ

  • Громких разговоров и звучания музыки.
  • Понуканий, поторапливания ребенка.
  • Насильного кормления или докармливания.
  • Осуждения малыша за неосторожность, неопрятность, неправильное использование столовых приборов.
  • Неэстетичной сервировки стола, некрасивого оформления блюд.

После окончания еды малыша нужно научить полоскать рот.

КАК НЕ НАДО КОРМИТЬ РЕБЕНКА (из книги В. Леви "Нестандартный ребенок")

СЕМЬ ВЕЛИКИХ И ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ "НЕ"

1. не принуждать. Поймем и запомним: пищевое насилие - одно из самых страшных насилий над организмом и личностью, вред и физический и психический. Если ребенок не хочет есть - значит, ему в данный момент есть не нужно! Если не хочет есть только чего-то определенного, - значит, не нужно именно этого! Никаких принуждений в еде! Никакого "откармливания"! Ребенок не сельскохозяйственное животное! Отсутствие аппетита при болезни есть знак, что организм нуждается во внутренней очистке, сам хочет поголодать, и в этом случае голос инстинкта вернее любого врачебного предписания.

2. не навязывать. Насилие в мягкой форме: уговоры, убеждения, настойчивые повторения предложения. Прекратить - и никогда больше.

3. не ублажать. Еда - не средство добиться послушания и не средство наслаждения; еда - средство жить. Здоровое удовольствие от еды, конечно, необходимо, но оно должно происходить только от здорового аппетита. Вашими конфетками вы добьетесь только избалованности и извращения вкуса, равно как и нарушения обмена веществ.

4. не торопить. Еда - не тушение пожара. Темп еды - дело сугубо личное. Спешка в еде всегда вредна, а перерывы в жевании необходимы даже корове. Если приходится спешить в школу или куда-нибудь еще, то пусть ребенок лучше не доест, чем в суматохе и панике проглотит еще один недожеванный кусок.

5. не отвлекать. Пока ребенок ест, телевизор должен быть выключен, а новая игрушка припрятана. Однако, если ребенок отвлекается от еды сам, не протестуйте и не понукайте: значит, он не голоден.

6. не потакать, но понять. Нельзя позволять ребенку есть что попало и в каком угодно количестве (например, неограниченные дозы варенья иди мороженого). Не должно быть пищевых принуждений, но должны быть пищевые запреты, особенно при диатезах и аллергиях. Соблюдение всех прочих "не" избавит вас от множества дополнительных проблем.

7. не тревожиться и не тревожить. Никакой тревоги, ни-какого беспокойства по поводу того, поел ли ребенок вовремя и сколько. Следите только за качеством пищи. Не приставать, не спрашивать: "Ты поел? Хочешь есть?" Пусть попросит, пусть потребует сам, когда захочет, так будет правильно - так, только так!

Если ребенок постарше, то вы можете сообщить ему, что завтрак, обед или ужин готов, предложить поесть - все, более ничего. Еда перед тобой: ешь, если хочешь.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

УЧИМСЯ ФАНТАЗИРОВАТЬ

Игра «Что было бы, если…»

Используем любые объекты и любые действия, соединяя их в предложении.

 «Что было бы, если…»:

– облака ползли бы по земле;

– дождь шел бы всегда;

– солнце всегда было бы закрыто тучами;

– дома летали бы, как облака;

– свет был бы не белым, а черным;

– пчелы были бы величиной с курицу (слона);

– собаки были бы величиной с горошину;

– весь мир, окружающий человека, стал бы очень медленным (день длится год, капля дождя падает перед глазами в течение дня, комар делает взмах крыльями – 3 дня висит в воздухе и т.д.);

– или наоборот: сам человек медленный, а мир – очень быстрый. (Мы делаем вдох, а за это время солнце встает и заходит 3 раза, за 1 час деревья вокруг нас успевают вырасти, дать плоды и уснуть в зиму, каждую минуту – то дождь, то солнце, облака несутся – мы не успеваем увидеть это и т.д.);

– автомобиль стоил бы 1 копейку, самолет – 1 рубль, подводная лодка – 5 рублей, космический корабль – бесплатно (конечно, эти цены – только для хороших детей).

В этой игре важно привести детей к выводам:

Игра «Оживление предметов»

В эту игру можно играть и с детьми разного возраста. Только в первом случае придумывать и рассказывать будет взрослый, периодически задавая малышу вопросы, а во втором случае, дети будут сами фантазировать, надо лишь задать им направление игры:

1. Взаимоотношения ребенка и его вещей (обувь, одежда, головные уборы, посуда, игрушки, кровать и т.д. (Что они делают? О чем говорят между собой? Что хотели бы спросить у него (ребенка)? Что хотели бы сказать (рассказать) ему?):

– веселые вещи – все время смеются (шарф-смешинка, рубашка-хаханька, варежка-хиханька)

– вещи, которые не умеют ничего, вещи-неумехи (шнурок-неумейка, шапочка-неумеечка, носок-неумейчик и др.)

– вещи, которые не хотят ничего делать,

– вещи-нехотейки (сапожок-нехотей, пуговичка-нехотейка, замочек-нехотейчик, ложечка-нехотеечка и др.)

– вещи плаксы, капризанчики, упрямцы и упрямицы (шапочка-упрямица, шнурок-капризка, носовой платочек-плакса, штанишки-капризанчики и др.).

 В эту игру удобно играть во время одевания, раздевания; играя с куклами, наряжая их; за обедом и т.п.

2. Взаимоотношения вещей друг с другом. Надо придумать их характер: одни будут обидчивые, другие – сварливые, третьи – ворчуны, четвертые – дружелюбные, пятые – завистливые, шестые – неуклюжие, спорщики, драчуны, весельчаки и т.д.

3. Вещи-путешественники (ложка пошла гулять, ботинок-самолет, ботинок –лодочка, стол с мотором, стул – реактивный самолет, кровать – лошадь и др.).

4. Вещи приходят в гости (к лесным жителям; опускаются на дно речки – к рыбам и ракам; вещи-альпинисты; вещи летят на воздушном шаре).

5. Вещи с характером (наделяем вещи характером животных: коза-упрямая, бык-драчун, петух-забияка, конь-трудяга, курица-хлопотунья).

Игра «Ответь на вопрос»

Предметные и сюжетные картины лежат «рубашкой» вверх. Взрослый задает вопрос, а ребенок переворачивает картинку, смотрит на нее и, основываясь на том, что там нарисовано, отвечает на этот вопрос. Если у него не получается, то ему помогает сосед. Следующий вопрос – следующая картинка и т.д. Дети по очереди отвечают на очередной вопрос.

Возможные вопросы:

 Кто изображен (что изображено)?

Где это находится (живет)?

Из чего состоит?

Что делает?

Что говорит (что отвечает)?

Что будет дальше?

Что было прежде (до этого)?

Кто не изображен (почему)?

Куда путь держит?

Почему так мало?

Кто сейчас придет?

Как это связано с лесом (речкой, морем, дорогой)?

И другие вопросы. Можно задавать любые вопросы. Если дети не могут ответить, взрослый помогает. Из всех ответов детей можно попытаться составить рассказ.



Предварительный просмотр:

Памятка для родителей

«Маленькие хитрости» по развитию связной речи дошкольников.

  • Занимайтесь с ребенком каждый день. Продолжительность занятий – от 20 (дети до 6 лет) до 30 минут (дети от 6 лет) в день.
  • В общении с ребёнком следите за своей речью. Говорите с ним не торопясь, при чтении не забывайте о выразительности. Объясняйте ребёнку непонятные слова, которые встречаются в тексте.
  • После каждого прочтения книги, обязательно рассматривайте иллюстрации. Попробуйте вместе с ним придумать новый рассказ, используя игру «Машину времени».
  • Поощряйте малыша, чаще хвалите, радуйтесь его успехам, подбадривайте его, если что-то не получается.
  • Обращайте внимание и устраняйте недостатки речи ребёнка. Если ребёнок торопится высказать свои мысли или говорит тихо, напоминайте ему: говорить надо внятно, чётко и не спеша.
  • Никогда не оставляйте без ответа вопросы ребёнка.

Памятка для родителей

«Маленькие хитрости» по развитию связной речи дошкольников.

  • Занимайтесь с ребенком каждый день. Продолжительность занятий – от 20 (дети до 6 лет) до 30 минут (дети от 6 лет) в день.
  • В общении с ребёнком следите за своей речью. Говорите с ним не торопясь, при чтении не забывайте о выразительности. Объясняйте ребёнку непонятные слова, которые встречаются в тексте.
  • После каждого прочтения книги, обязательно рассматривайте иллюстрации. Попробуйте вместе с ним придумать новый рассказ, используя игру «Машину времени».
  • Поощряйте малыша, чаще хвалите, радуйтесь его успехам, подбадривайте его, если что-то не получается.
  • Обращайте внимание и устраняйте недостатки речи ребёнка. Если ребёнок торопится высказать свои мысли или говорит тихо, напоминайте ему: говорить надо внятно, чётко и не спеша.
  • Никогда не оставляйте без ответа вопросы ребёнка.



Предварительный просмотр:

Серия сюжетных картин по развитию речи. Конспект занятия по речевому развитию в подготовительной группе

Серия сюжетных картин по развитию речи. Конспект занятия по речевому развитию в подготовительной группе

https://i0.wp.com/img1.liveinternet.ru/images/attach/c/6/93/410/93410821_Risunok__8_.jpg

Воздушный шарик.

Взрослый просит ребёнка разложить сюжетные картинки в логической последовательности, ответить на вопросы полным ответом и самостоятельно составить рассказ

1. Ответить на вопросы:
Кто и где потерял воздушный шарик?
Кто нашёл шарик на поле?
Какой был мышонок и как его звали?
Чем мышонок занимался на поле?
Что мышонок стал делать с шариком?
Чем закончилась игра с шариком?

2.Составить рассказ.

Образец рассказа «Воздушный шарик».

Девочки рвали в поле васильки и потеряли воздушный шарик. Маленький мышонок Митька бегал по полю. Он искал сладкие зёрнышки овса, но вместо них в траве нашёл воздушный шарик. Митька стал надувать шарик. Он дул, дул, а шарик становился все больше и больше, пока не превратился в огромный красный шар. Подул ветерок, подхватил Митьку с шариком и понес над полем.

https://i0.wp.com/img0.liveinternet.ru/images/attach/c/6/93/410/93410940_Risunok__9_.jpg

Домик для гусеницы.

1. Ответить на вопросы:
Про кого будем составлять рассказ?
Расскажи, какая была гусеница и как её звали?
Чем гусеница занималась летом?
Куда однажды заползла гусеница? Что там увидела?
Что гусеница сделала с яблоком?
Почему гусеница решила остаться в яблоке?
Что гусеница смастерила в своём новом жилище?
2.Составить рассказ.

Образец рассказа «Домик для гусеницы».

Рассказ ребёнку не читается, а может использоваться в качестве помощи в случае затруднений при составлении детского, авторского рассказа.

Жила – поживала молодая, зелёная гусеница. Звали её Настя. Хорошо ей жилось летом: лазила по деревьям, лакомилась листочками, нежилась под солнышком. Вот только дома у гусеницы не было и она мечтала его найти. Один раз гусеница заползла на яблоню. Увидела красное большое яблоко и начала его грызть. Яблоко было такое вкусное, что гусеница не заметила, как прогрызла его насквозь. Гусеница Настя решила остаться жить в яблоке. Ей там было тепло и уютно. Скоро гусеница смастерила в своём жилище окошко и дверцу. Получился чудесный домик.

«Неудачная рогулка»

https://i2.wp.com/img0.liveinternet.ru/images/attach/c/6/93/411/93411188_Risunok__14_.jpg

https://i2.wp.com/img0.liveinternet.ru/images/attach/c/6/93/411/93411130_Risunok__13_.jpg

Неудачная прогулка.

Взрослый просит ребёнка разложить сюжетные картинки в логической последовательности, ответить на вопросы полным ответом и самостоятельно составить рассказ.

1. Ответить на вопросы:
Назови, кого ты видишь на картинке. Придумай имя мальчику и кличку собаке.
Где гулял мальчик со своей собакой
Что увидела собака и куда побежала?
Кто вылетел из яркого цветка?
Что маленькая пчёлка делала в цветке?
Почему пчёлка укусила собаку?
Что случилось с собакой после укуса пчелы?
Расскажи, как мальчик помог своей собаке?
2.Составить рассказ.

Образец рассказа «Неудачная прогулка».

Рассказ ребёнку не читается, а может использоваться в качестве помощи в случае затруднений при составлении детского, авторского рассказа.

Стас и собака Сойка гуляли по аллее парка. Сойка увидела яркий цветок и побежала его нюхать. Собака носом коснулась цветка и он закачался. Из цветка вылетела маленькая пчёлка. Она собирала сладкий нектар. Пчелка разозлилась и укусила собаку за нос. У собаки распух нос, из глаз потекли слезы. Сойка опустила хвост. Стас забеспокоился. Он достал из сумки пластырь и заклеил им собаке нос. Боль успокоилась. Собака лизнула Стаса в щёку и завиляла хвостом. Друзья поспешили домой.

Как мышонок забор красил.

Взрослый просит ребёнка разложить сюжетные картинки в логической последовательности, ответить на вопросы полным ответом и самостоятельно составить рассказ.

«Как мышонок забор красил»

https://i1.wp.com/img1.liveinternet.ru/images/attach/c/6/93/411/93411033_Risunok__12_.jpg

«Как мышонок забор красил»

1. Ответить на вопросы:
Придумай кличку мышонку, о котором будешь рассказывать в рассказе.
Чем решил заняться в выходной день мышонок?
Что мышонок купил в магазине?
Расскажи, какого цвета была краска в вёдрах
Какой краской мышонок стал красить забор?
Красками какого цвета мышонок нарисовал на заборе цветы и листочки?
Придумай продолжение этого рассказа.
2.Составить рассказ.

Образец рассказа «Как мышонок забор красил».

Рассказ ребёнку не читается, а может использоваться в качестве помощи в случае затруднений при составлении детского, авторского рассказа.

В выходной день мышонок Прошка решил покрасить забор около своего домика. Утром Прошка сходил в магазин и купил в магазине три ведра с краской. Открыл и увидел: в одном ведре- красная краска, в другом - оранжевая, а в третьем ведре зеленая краска. Мышонок Проша взял кисточку и стал красить забор оранжевой краской. Когда забор был покрашен, мышонок обмакнул кисточку в красную краску и нарисовал цветы. Зеленой краской Проша нарисовал листочки. Когда работа была выполнена, к мышонку в гости пришли друзья, чтобы посмотреть на новый забор

«Утёнок и цыплёнок»

Взрослый просит ребёнка разложить сюжетные картинки в логической последовательности, ответить на вопросы полным ответом и самостоятельно составить рассказ.

https://i2.wp.com/img0.liveinternet.ru/images/attach/c/6/93/411/93411254_Risunok__15_.jpg
https://i0.wp.com/img0.liveinternet.ru/images/attach/c/6/93/411/93411272_Risunok__16_.jpg

1. Ответить на вопросы:
Придумай клички утёнку и цыплёнку.
Какое время года изображено на картинках?
Как ты думаешь куда направились утёнок с цыплёнком?
Расскажи, как друзья переправлялись через реку:
Почему цыплёнок не пошёл в воду?
Как утёнок помог цыпленоку переплыть на другой берег?
Чем закончилась эта история?
2.Составить рассказ.

Образец рассказа «Утёнок и цыплёнок».

Рассказ ребёнку не читается, а может использоваться в качестве помощи в случае затруднений при составлении детского, авторского рассказа.

Летним днём утенок Кузя и цыпленок Цыпа пошли в гости к индюшонку. Индюшонок жил с папой индюком и мамой индюшкой на другом берегу реки. Утенок Кузя и цыпленок Цыпа подошли к реке. Кузя плюхнулся в воду и поплыл. Цыпа в воду не пошел. Цыплята плавать не умеют. Тогда утенок Кузя схватил зеленый листок кувшинки и посадил на него Цыпу. Цыплёнок плыл на листике, а утёнок подталкивал его сзади. Скоро друзья переправились на другой берег и встретились с индюшонком.


«Удачная рыбалка». Взрослый просит ребёнка разложить сюжетные картинки в логической последовательности, ответить на вопросы полным ответом и самостоятельно составить рассказ.

https://i2.wp.com/img1.liveinternet.ru/images/attach/c/6/93/411/93411291_Risunok__17_.jpg

1. Ответить на вопросы:
Кто однажды летом пошел на рыбалку? Придумай клички коту и псу.
Что взяли с собой друзья?
Где друзья устроились для ловли рыбы?
Как ты думаешь,что стал кричать кот, когда увидел, что поплавок ушёл под воду?
Куда кот кинул пойманную рыбку?
Почему кот решил украсть рыбку, которую выловил пёс?
Расскажи, как псу удалось поймать вторую рыбку.
Как ты думаешь кот и пёс ходят ещё вместе на рыбалку?
2.Составить рассказ.

Образец рассказа «Удачная рыбалка».Рассказ ребёнку не читается, а может использоваться в качестве помощи в случае затруднений при составлении детского, авторского рассказа.Однажды летом Кот Тимофей и пёс Полкан пошли на рыбалку. Кот взял ведро, а пёс удочку. Сели на бережок реки и стали ловить. Поплавок ушёл под воду. Тимофей стал громко кричать: «Рыбка, рыбка, тяни, тяни». Полкан вытянул рыбку, а кот кинул её в ведро. Пёс во второй раз кинул удочку в воду, но на этот раз поймал старый сапог. Увидев сапог, Тимофей решил с Полканом рыбкой не делиться. Кот быстро подхватил ведро и побежал домой обедать. А Полкан вылил воду из сапога, а там была другая рыбка. С тех пор пёс и кот на рыбалку вместе не ходят.



Предварительный просмотр:

Игры на развитие воображения и внимания

Что умеет делать?

Цель: на формирование умения выявлять функции объекта

Правила игры: Ведущий называет объект. (Объект можно показать или загадать с помощью игры "Да-Нет" или загадки). Дети должны определить, что умеет делать объект или что делается с его помощью.

Ход игры:

Воспитатель: Телевизор.

Дети: Может сломаться, может показывать разные фильмы, мультфильмы, песни, может пылиться, включаться, выключаться.

В: Что может мяч?

Д: Прыгать, катиться, плавать, сдуться, потеряться, лопнуть, подпрыгивать, пачкаться, лежать.

В: Давайте пофантазируем. Наш мяч попал в сказку " Колобок". Как он может помочь Колобку?

Примечание: Можно перемещать объект в фантастические, нереальные ситуации и смотреть, какими дополнительными функциями обладает объект.

Базис личностной культуры.

В: Вежливый человек - это какой и что умеет делать?

Д: Здороваться, вежливо провожать гостей, заботиться о больном человеке или собаке, он может уступать место в автобусе или трамвае старушке, а еще сумку донести.

В: Еще?

Д: Выручить из беды или трудного положения другого человека.

В: Что может растение?

Д: Расти, пить воду, расцветать, закрываться, может качаться от ветра, может погибнуть, может вкусно пахнуть, а может и невкусно, может колоться.

В: Что может слон?

Д: Слон умеет ходить, дышать, расти. Слон добывает себе пищу, перевозит грузы, людей, выступает в цирке. Он помогает людям в хозяйстве: бревна даже таскает.

В: Что может дождь?

Д: Растворить лед.

В: Когда и почему?

Д: Когда ярко светит солнце, тепло.

В: Что еще может лед?

Д: Лед может расколоться, треснуть.

В: А какие полезные функции у льда?

Д: Его нужно прикладывать к шишке (ушибу). Продукты хранятся в холодильнике, а там есть лед.

В: Что можно делать со льдом?

Д: Можно раскрашивать красками, сделать разноцветные льдинки. Можно кататься по льду на коньках и просто на ногах. Льдинками можно украшать всякие снежные постройки.

В: Что может дождь?

Д: Капать, литься как из ведра, создать лужи, поливать растения. Дождь делает воздух свежим, моет дороги, чтобы они были чистыми и красивыми. Дождь может моросить.

Раньше-позже

Цель: учить детей составлять логическую цепочку действий, закреплять понятия"сегодня","завтра","вчера"…  развивать речь, память.

Правила игры:

Ведущий называет какую-либо ситуацию, а дети говорят, что было до этого, или что будет после. Можно сопровождать показом (моделирование действия). Для наглядности можно использовать ось времени, где будет видна пошаговая последовательность событий вперед или назад.

Ход игры:

В: Мы сейчас с вами на прогулке. А что было до того, как мы вышли на прогулку?

Д: Мы одевались на прогулку.

В: А до этого?

Д: Перед тем как одеться, мы складывали игрушки, а до этого мы играли в строителей, а еще раньше завтракали…

В: Мы пришли с прогулки. Что будет дальше?

Д: Мы разденемся, помоем руки, дежурные накроют столы….

В: Я сшила платье. А что я сделала раньше? Покажите мне!

Д: Вы пошли в магазин, купили ткань (ребенок молча показывает действиями), взяли ножницы, раскроили ткань….

  При закреплении понятий "сегодня","завтра","вчера"…

В: Какой сегодня день недели?

Д: Вторник.

В: А какой день недели был вчера?

Д: Понедельник.

В: Какой день недели будет завтра? А послезавтра?…

В: Посмотрите, какое это растение?

Д: Тыква большая.

В: Она всегда такая была? Что было с ней раньше?

Д: Была маленькая тыквочка, а до этого растение зацвело.

В: Правильно, а еще раньше?

Д: Маленький росточек.

В: А еще раньше?

Д: Семечко.

В: А что было до того, как семечко попало в землю? Покажите мне это!

В: Это блюдце с водой. Что будет с водой дальше?

Д: Ее может кто-то выпить. Или вылить.

В: А дальше?

Д: Если ее выльют, то она впитается в землю, а если там было какое-нибудь семечко, то оно прорастет, будет дерево…

В: Вот какую пользу приносит вода. А если она в чашке, ее никто не выливал, что будет дальше?

Д: Она испариться, превратиться в тучку и в дождик.

В: Конечно, от небольшого количества воды в чашке дождик не прольет, а влажность в воздухе увеличиться. Почему?

Д: Потому, что жидкие человечки воды встретятся с бегущими человечками воздуха.

Паровозик

Цель: учить выстраивать логические цепочки, развивать внимание память, мышление.

Правила игры:

Ведущий готовит 5-6 вариантов изображения одного объекта в разные временные периоды: дерево или птица, или цветок, человек и так далее (объекты живой системы). Карточки с изображением одного объекта раздаются играющим.

Ход игры:

Ведущий - педагог, а позже ребенок-паровозик, а остальные дети - вагончики. Выстраивается "поезд времени".

В: Давайте отправимся на поезде времени человека. На столе вразнобой изображения младенца, маленькой девочки и мальчика, школьника, подростка, взрослого, пожилого человека.

Каждый ребенок выбирает понравившуюся ему картинку. Ведущий берет свою, встает, а за ним встает ребенок со следующей по смыслу картинкой и так далее.

(При ознакомлении с понятиями "система сейчас", "система в прошлом", "система в будущем".)

(При расширении представления о росте и развитии представителей животного мира, при наблюдениях за обитателями уголка природы, а также ознакомлении с временами года).

В: Вот картинка с изображением зеленого листика. (Заранее подобраны картинки листика в разные временные отрезки: желтый листочек, опавший листочек, листик под снегом, маленький листик со светло-зеленой окраской и так далее).

Дети выбирают картинки и выстраиваются в паровозик.

В: Какое сейчас время года?

Д: Зима.

В: Что происходит зимой?

Д: Снег идет, мороз.

В: Это хорошо?

Д: На санках можно кататься.

В: На санках кататься плохо почему?

Д: Упасть можно и удариться.

В: Я ставлю первый вагончик поезда времени. На картинке снег идет, на коньках катаются. Какое время года будет следующим?

Дети выбирают картинки.

Примечание: Для детей старшего дошкольного возраста можно выстраивать более сложный "поезд времени". Берется объект из неживой системы: машина - как вид транспорта или как средство для перевоза груза.

В: Сейчас мы будем выстраивать"поезд времени" машины. На чем раньше ездили люди?

Д: Телега, карета…

В: А в будущем, на чем будет ездить человечество?

Дети выбирают предложенные картинки и выстраиваются в "поезд".

Что будет, если…

Цель:  на развитие мышления,  речи, гибкость ума, воображения,знакомят со свойствами предметов, окружающим миром.

Правила игры.

Эта игра построена на вопросах и ответах. «Что будет, если в ванну с водой упадет бумага, камень, жук?», «Что будет, если летом пойдет снег?»

Вопросы могут быть разными — как житейские, так и «фантазийные», например: «Что будет, если ты окажешься на Марсе?»

Ход игры:

Воспитатель задаёт вопрос ребёнку «Что будет, если  в ванну с водой  упадёт бумага » Ребенок отвечает бумага намокнет, растает, поплывёт и т.д.

На что похоже

Цель: Развитие ассоциативности мышления, обучение детей сравнениям разнообразных систем.

Правила игры:

Ведущий - воспитатель, а в старшем возрасте - ребенок называет объект, а дети называют объекты, похожие на него.

Примечание: Похожими объекты могут по следующим признакам: по назначению (по функции), по подсистеме, по надсистеме, по прошлому и будущему, по звуку, по запаху, по цвету, по размеру, по форме, по материалу. Похожими могут быть даже самые разные объекты. Можно использовать картинки предметные, особенно на этапе ознакомления с игрой. Ведущий просит объяснить, почему играющий решил, что названные объекты похожи.

Неживая природа.

В: На что похож дождь?

Д: На лейку, когда из лейки что-то поливают, на душ.

В: А душ какой бывает?

Д: Холодный и теплый. И дождь летом бывает теплым, а осенью холодным. А еще дождь похож на разбрызгиватель, который мама ставит на огороде и поливает ягоды и овощи.

Развитие речи

(при расширении словарного запаса, обозначающих названия предметов).

В: На что похожа иголка?

Д: На булавку, на кнопку, на гвоздь, на лезвие ножа, на стержень от ручки.

В: То есть все эти предметы объединяются одним признаком: острые и металлические.

Д: Еще на колючки у ежика и кактуса, на застежку у сережки, которая в ухо вставляется, она тоже острая.

Звуковая культура речи

В: На что похож звук "Р"?

Д: На шум мотора, пылесоса, на рычание льва или собаки.

В: Произнесите звук "Р". Назовите слова, в которых есть этот звук. (Переход к занятию).

Уменьшаем и увеличиваем (с 3-х лет).

Цель игры: обогащать словарный запас детей, учить образовывать при помощи суффиксов: - ок, - чик, - чек, -ище.

Правила игры.

 Скажите: «Я буду называть кого-нибудь или что-нибудь, а ты сделай его маленьким». Например, гриб — грибок, стул — стульчик, лист — листочек.

Следите за тем, чтобы ребенок не называл вместо правильного ответа детенышей животных: не заяц — зайчонок, а заяц — зайчик; не корова — теленок, а корова — коровка.

То же самое можно делать и в обратном направлении. Взрослый называет «уменьшенное» слово, а ребенок дает его обычный вариант.

Такие же игры можно проводить с «увеличивающими» суффиксами: кот — котище, урок — урочище.

Мои друзья (проводится с 4-х лет).

Цель: учить детей находить общие свойства, функции с объектом, развивать словарный запас детей, логическое мышление, речь.

Правила игры:

Ведущий просит детей назвать себя в качестве чего-либо или кого либо. Дети определяют, кто они (берут роль объекта материального мира). Затем воспитатель выбирает любое свойство и называет его. Дети, объект которых имеет это свойство, подходят (подбегают) к ведущему.

Примечание: Игру можно сделать подвижной, дети могут подбегать, а не подходить. Дети, взявшие на себя образ объекта, могут показать его мимикой и жестами.

В старшем дошкольном возрасте можно брать "сложные" объекты по функции. В 5- 6-и летнем возрасте роль ведущего может выполняться ребенком.

Ход игры:

В: Я - ковер - самолет. Мои друзья - это то, что умеет летать.

К воспитателю подходят дети, взявшие на себя образ самолета, птицы, комара, космической ракеты, листочка, перышка.

В: Самолет летает сам? Почему? Птица летает сама? Почему? А как летает перышко? Почему оно летит? Ведущий уточняет, исправляет, обращаясь ко всем детям.

В: Мои друзья - это то, что может говорить.

К ведущему подходят дети, взявшие образ человека, радио, книги, телевизора, робота, говорящей куклы…

Примечание: Ведущий может использовать игру при ориентировки в помещении, при формировании понятия обобщения и др.:

В: Мои друзья - это то, на чем можно сидеть в квартире.

К ведущему подходят дети, взявшие образ дивана, стула, ковра, мягкой игрушки, мяча.

В: Выберете слова, обозначающие название техники. Мои друзья - это то, что может перевозить грузы.

К ведущему подходят те дети, которые выбрали машину, трактор, поезд, корабль.

В: Мои друзья - это то, что умеет жужжать.

К ведущему подходят дети, взявшие образ пчелы, стрекозы, пылесоса, фена… и произносят в качестве упражнения : ж-ж-ж.

В: Я - рыба. Мои друзья - это те слова, в которых есть звук "р" (в начале слова, в середине, в конце).

К ведущему подходят дети со словами: рак, воробей, фары.

Как усложнения для 6-7 лет.

Мои друзья - это слова, обозначающие действие, в которых есть звук "А".

Д: Бегать, прыгать, летать.

Примечание: Воспитатель заранее раздает детям по 2 предметные картинки с разными объектами. Например,

ребенок 1: стол и вода

ребенок 2: сахар и стакан с водой

ребенок 3: ручка и стол

ребенок 4: молоко и чашка чая

ребенок 5: краска и вода

ребенок 6: зонт и дождь

ребенок 7: часы и шкаф.

В: Что же взаимодействует между собой?

К ведущему подходят дети с картинками сахара и стакана с водой, молоком и чашкой чая, краски и воды.

В: Мои друзья - это то, что умеет отталкиваться друг от друга. К ведущему подходят дети с картинками зонта и дождя.

В: Мои друзья - это то, что не взаимодействуют.

К воспитателю подходят дети с картинками стола и воды, часов и шкафа, ручки и стола.

Примечание: В ходе игры дети объясняют причину взаимодействия - не взаимодействия, учатся строить предложения, тем самым решается задача развития монологической речи, формируется умение выражать свои мысли.

Вариантов игры много. Можно усложнять условия игры через объединение функции и надсистемы:

В: Мои друзья - это те, кто живет в лесу, и умеют быстро бегать.

Д: Лиса, волк.

В: Мои друзья - это то, что находиться дома и помогает в хозяйстве человеку.

Д: Пылесос, утюг, веник, комбайн, лошадь…

Примечание: Данную игру можно использовать и при отработке под- и над-системы, а также прошлого конкретного объекта.

В:  Я - телефон. Мои друзья - это, что может передавать информацию на расстоянии.

Д: Книга, почтальон, голуби с записками, компьютер.

В:  Я - цветок. Мои друзья - это те объекты, которые в прошлом были семечком.

Д: Огурец, подсолнух, тыква, дыня.



Предварительный просмотр:

Памятка для родителей

«Маленькие хитрости» по развитию связной речи дошкольников.

  • Занимайтесь с ребенком каждый день. Продолжительность занятий – от 20 (дети до 6 лет) до 30 минут (дети от 6 лет) в день.
  • В общении с ребёнком следите за своей речью. Говорите с ним не торопясь, при чтении не забывайте о выразительности. Объясняйте ребёнку непонятные слова, которые встречаются в тексте.
  • После каждого прочтения книги, обязательно рассматривайте иллюстрации. Попробуйте вместе с ним придумать новый рассказ, используя игру «Машину времени».
  • Поощряйте малыша, чаще хвалите, радуйтесь его успехам, подбадривайте его, если что-то не получается.
  • Обращайте внимание и устраняйте недостатки речи ребёнка. Если ребёнок торопится высказать свои мысли или говорит тихо, напоминайте ему: говорить надо внятно, чётко и не спеша.
  • Никогда не оставляйте без ответа вопросы ребёнка.



Предварительный просмотр:

Игры картиной

1 Этап «Определение состава картины»

Игра «Фотоаппарат».

Задачи:

  • Учить детей определять объекты, изображенные на картине и схематизировать их.
  • Активизировать словарь в соответствии с сюжетом картины (называние объектов и их частей).
  • Учить детей запоминать эмблему этапа и озвучивать правило: «Смотрю на картину и называю объекты».

Ход:

– Ребята, посмотрите на картину. Хотели бы вы, поиграть в игру, которая называется «Фотоаппарат»? По очереди будет необходимо наводить свой фотоаппарат, на какой-либо объект и описывать его в подробностях. Нужно назвать все объекты на картине. Посмотрим, кто назовет больше всех объектов, кто самый внимательный.

Я показываю пример. Приготовлены разрезанные объекты картины. По ходу называния детьми объектов, воспитатель вывешивает их на доске.

– Ребята, в игре есть правило – не выкрикивать, поднимать руку, отвечать полными предложениями.

– Семен, что ты увидел. Хочешь это описать? (Когда я смотрю на картину, я вижу...).

В итоге перечисляются все названые объекты. Хвалю детей, выделяя самых внимательных.

Посмотрите и запомните правило: «Смотрю на картину и называю объекты картины…»

Дети рассматривают картину. Описывают предметы на картине по очереди, соблюдая правило. Дети выстраивают полный ответ.

Вывешиваю эмблему «фотоаппарат».

2. Этап «Установление взаимосвязей между объектами на картине»

Игра «Сыщики»

Задачи:

  • Упражнять детей в объяснении взаимосвязей объектов изображенных на картине, обозначать эти связи стрелками.
  • Поддерживать проявление субъектной позиции ребенка в речевом общении со взрослыми и сверстниками.
  • Учить детей запоминать эмблему этапа и озвучивать правило: «Один объект связан с другим».
  • Активизировать словарь детей в соответствии с сюжетом картины (называние действий и взаимодействий объектов).

Ход:

– Ребята, вы хотите поиграть в игру «Сыщики»; раскрыть тайну картины. На картине все объекты связаны, давайте найдем эти связи.

– Девочка и кораблик (они между собой связаны, потому что девочка держит в руке кораблик).

– Кораблик и кукла (они связаны между собой, потому, что кукла сидит в кораблике).

– Береза и листик (они взаимосвязаны, потому что листик растет на березе).

– Мальчик и шапка (они взаимосвязаны, так как шапка одета на голову мальчика) и т. д.

Последовательность объединения объектов получается случайная, в зависимости от выбора детей.

– Ребята, а в какую игру мы играли? Что мы делали?

Воспитатель вывешивает эмблему данного этапа (лупа).

– Посмотрите и запомните ее правило: «Один объект связан с другим, потому что…»

3 Этап «Преобразование объектов во времени»

«Машина времени»

Задачи:

  • Учить детей составлять речевые зарисовки об изменении объекта во времени.
  • Развивать речевое творчество, учитывая индивидуальные способности и возможности детей.
  • Учить детей запоминать эмблему этапа и озвучивать правило: «Я выбираю объект и представляю, что с ним было раньше и что будет потом».

Ход:

– Ребята, я предлагаю вам поиграть в игру «Машина времени», (выбирайте конкретный объект картины и описывайте его настоящее, прошлое, предлагаем подумать, что с ним будет в будущем).

– Я выбираю объект и представляю, что было с ним раньше и что будет с ним потом. Я выбираю девочку и представляю, что рано утром она была ещё дома и позавтракав, сделала вместе с папой кораблик, а вечером она с мамой пойдет в гости к бабушке и расскажет ей о этой прогулке.

– В рассказе следует использовать словесные обороты: было-будет, утро-вечер, раньше-позже, до того-после того).

– Ребята, представьте, пришел Волшебник Времени и переместил мальчика в прошлое. Даня,  расскажи нам про мальчика (Я выбираю мальчика и представляю…)

Дети по очереди составляют рассказы.

– Ребята, какие интересные истории вы придумали, мне так было интересно слушать их.

– Как вы думаете, как можно назвать эту картину?

Давайте вспомним, как можно придумать название.

1. В названии рассказа даются обозначения главного героя и объекта. Например: «Коля с Машей».

2. В названии рассказа вводится глагол, обозначающий главное действие. Например: «Как Коля и Маша пускали кораблик».

3. В названии рассказа проговаривается результат действия героя или его жизненное правило: «Как хорошо, что Маша и Коля сделали кораблики».

4. В названии рассказа обозначается место действия («В лесу») или время действия («Весенняя прогулка»)

– Лера, как ты думаешь? (Я бы назвала эту картину...)

Вывешиваю эмблему данного этапа и говорит: «Посмотрите и запомните правило «Я выбираю объект и представляю, что с ним было раньше и что будет потом».

Дети отвечают на вопросы и высказывают свое мнение, составляют рассказ.

4 Этап «Описание восприятия картины с точки зрения различных органов чувств»

Игры «К нам пришел волшебник (Я могу слышать)

           «К нам пришел волшебник (Я чувствую запахи)

           «К нам пришел волшебник (Я могу ощущать рукой)

Задачи:

  • Научить детей «входить» в пространство картины и описывать воспринимаемое через различные органы чувств,
  • учить представлять  и описывать различные признаки предметов,
  • учить представлять различные звуки, возможные запахи, представлять возможные осязательные ощущения, а так же разделять объекты на съедобные-несъедобные.

Ход:

– Ребята, давайте закроем глаза и представим, что мы идем по лесу. Вслушайтесь. Скажите, что вы можете услышать в лесу? (В лесу кукует кукушка. Слышу, как веточка хрустнула. А я слышу, что совсем рядом бежит ручеек…). Дети по очереди говорят.

Вешаю эмблему (Ухо).

– А теперь откройте глаза, и представьте, что вы трогаете снег, что вы почувствовали? (Снег очень колючий и холодный. Я чувствую, как от снега остаются капельки воды…).

  • Кто хочет рассказать о тех чувствах, если он будет трогать другие предметы?

Вешаю эмблему (Рука).

– А кто хочет попробовать описать какой запах он может почувствовать в лесу? (Я чувствую запах свежести, воздух очень чистый, и хорошо дышится…).

Вешаю эмблему (Нос).

5. Составление рассказов от лица разных героев

Задача:

  • Учить детей вживаться в образ и составлять связный рассказ от первого лица.

Ход:

  1. Предложить детям «превратиться» в кого-либо или во что-нибудь (целый объект или его часть, например: береза или ее ветка.
  2. Выбрать специфическую характеристику объекта, например: старая береза или больная ветка.
  3. Предложить детям описать картину с точки зрения выбранного объекта.

– Дети послушайте! Мы с вами уже играли в игру фотоаппарат и можем выделять много объектов на картине. А теперь я вам предлагаю выбрать объект и сочинить небольшой рассказ от его имени, как будто вы это он. Вот например, я буду мудрой березой.

«Я – береза. Я живу много лет. Мне очень нравится весна, потому что я зеленею. Мои листочки наливаются и становятся красивые. Я могу наблюдать, что происходит вокруг меня: вчера, например, пробегала собака, она стащила у хозяина перчатку и он бегал за ней. Я думаю, что они завтра опять придут».

– Кто хочет попробовать?

6. Игра «Да-Нет»

Задача: учить классифицировать объекты по заданным признакам.

Ход:

– Ребята, я загадаю сейчас какой-нибудь объект на картине, а вы будете угадывать, задавая мне вопросы, я могу отвечать только «да или нет».

(Я загадала кукла). Дети задают разные вопросы: «Это человек? Это большое? Маленькое? У него есть руки?..)

Обязательное условие, кто отгадал – описывают этот предмет).

– Это кукла. Она очень маленькая и легкая, потому что помещается на бумажном кораблике. У нее черные волосы и повязка на голове…)

7. Игра «Аукцион»

Задача: учить как можно более полному перечислению составляющих объекта; формировать понятия об отношениях «целое-часть-подчасть».

Ход:

– Ребята, посмотрите внимательно на шапку. Кто может сказать из каких частей состоит шапка. (Шапка синего цвета – у нее 3 булубона красного цвета, белая полоска, разноцветные сердечки…)

8. Игра «Что с ним связано»

Задача: учить описывать объект с точки зрения его разнообразных связей с окружающим.

Ход:

– Ребята, а скажите посмотрите на девочку. Как вы думаете, с кем она дружит? (С мальчиком).

– А давайте посмотрим с чем она еще связана дружбой… Она может быть связана (дружить) с корабликом (да – она держала его в руке и отпустила поплавать)?

– А она может дружить с ветерком? (Да – он на нее дует).

– А с кем или чем еще может дружить девочка, с чем она связана.

Дети должны придумать разные версии о том с кем или с чем связан тот или иной предмет.

Игра «Путешествие на машине времени»

Задача: учить составлять рассказ об объекте с точки зрения времени его существования.

Ход:

– Ребят, а давайте придумаем рассказ о том, что делала девочка этим утром. Кто хочет попробовать.

Дети могут составлять рассказ опираясь на свой жизненный опыт. Потом стоит усложнять задачу и предлагать составить рассказ о не живом предмете, например, а кто может рассказать, чем этим же утром занималась куколка.

6. Этап продуктивной деятельности

Задачи:

  • Организовать продуктивную деятельность.
  • Развивать речевое творчество в составлении рассказа по картине методами ТРИЗ.
  • Воспитывать умение слушать других, не перебивая их. Воспитатель организует продуктивную деятельность детей.

Ход:

– Ребята, на картине, с которой мы играли, изображено, как мальчик и девочка пошли в лес пускать в ручейке кораблик.

– Кто хотел бы составить рассказ по картине?

Дети составляют творческий рассказ по картине.

7. Этап рефлексии

Задачи:

• Учить детей анализировать свою деятельность.

• Развивать связную грамматически правильную диалогическую и монологическую речь.

Воспитатель стимулирует детей к самоанализу собственной деятельности, задаёт им вопросы.

– Ребята, что мы с вами делали?

– Как мы это делали?

– Зачем мы это делали?

– В какие игры мы играли? «Подзорная труба», «Машина времени», «Сыщики».

– Какая игра вам понравилась больше всего?

– Что было труднее всего?

– Вам было интересно играть с картиной?

– Ребята, вы так хорошо играли, мне так понравилось с вами играть. Дети высказывают свое мнение, слушают воспитателя.

5. Этап оценки уровня творческих работ

Задача: побуждать детей к обсуждению своих действий. Воспитатель оценивает уровень оригинальности работы.

-Ребята, вам понравилось составлять рассказы?

- Кому чей рассказ понравился больше всего? Почему?

- Мне понравились все ваши рассказы, вы такие молодцы.

У Лизы получился очень интересный рассказ о веточке, а у Семена про мальчика и девочку. Дети отвечают на вопросы, высказывая свое мнение. Дети проявили инициативность, отвечая на вопросы, обсуждают свои действия.

8. Открытость.

Задача: ориентировать детей на самостоятельную деятельность.

– Ребята, мы записали ваши рассказы на листочках. Что мы можем сделать с этими рассказами? Я хочу предложить вам составить альбом. Его можно назвать "Как мы гуляли в березовой роще". Вы можете нарисовать, как вы ходили в лес, и ваши рисунки можно поместить в наш альбом. Дети высказывают свое мнение.



Предварительный просмотр:

Игра «Говорящие предметы»

Цель: развивать у ребенка способность к отождествлению себя с кем-то или с чем-то, учить детей сопереживать.

Описание игры: в ходе игры дети берут на себя разные роли и описывают свое состояние, причины действий, систему отношений с действительностью.

Начинает первый ребенок: «Я не Саша, я шарик. Мне бы понравилось, если бы я был не одноцветным, а разукрашенным веселым узором. Мне бы хотелось, чтобы меня не держали на веревочке, а отпустили свободно летать,

куда захочу». Продолжает следующий ребенок: «Я не Боря, я мяч. Я из резины и хорошо надут. Дети радуются, когда перебрасывают меня друг другу!»

Ведущий предлагает названия следующих предметов: пальто, автобус, мыло и т.п. Дети также предлагают свои варианты.

Игра «Росинки»

Наступило утро. Солнышко еще дремало. В лесу все спали, только птички проснулись и запели «Чирик-чирик». На травинках проснулись росинки. Они покачивались, кивнули птичкам, потянулись и захлопали в ладоши и сказали всем радостно «С добрым утром!».

Вместе со всеми разбудили росинки и злую крапиву. Она выставила свои колючки и обожгла росинки. Сжались росинки от боли, испугались, притихли. Но ветерок откатил росинок от крапивы. И она и упали в домик-колокольчик. Удивились росинки, осмотрелись и обрадовались, что нет рядом злючки-колючки. Голубой колокольчик был очень красивым. Вот таким. Колокольчик закачался и зазвенел «Динь-динь» росинки умыли колокольчик, его стебелек, лепестки, листочки. Попрощались и покатились дальше.

Игра «Из семени в цветок»

Садовник предлагает детям превратиться в маленькое сморщенное семечко (сжаться в комочек).

Садовник очень бережно относится к своим семенам, поливает их, ухаживает.

С теплым весенним солнышком семечко начинает прорастать. У него раскрываются листочки, появляются бутончики и появляется цветок. Цветок улыбается соседям, он красив. Все им любуются.

Игра «Береза»

Наконец после долгой зимы наступила весна. Белоствольные березки распустили свои нежные листочки, протянули свои тоненькие веточки к солнцу и ощутили их долгожданное тепло и улыбнулись березки солнышку. Вдруг подул ветер и предложил поиграть с ним. Сначала ветер подул тихо, а потом сильнее и сильнее. Ветер спрятал солнышко, обиделась березка и обняла себя веточками, чтобы согреться. Но шалун ветер принес с собой тучу, и закапал дождь. Вымокла березка, повисли ее ветки как нитки. Испугался ветер, что березка заболеет – разогнал тучи. Выглянуло солнышко и березка вздохнула спокойно.



Предварительный просмотр:

О пользе чтения книг дошкольникам 5-7 лет.

Многие родители задаются вопросом, что читать детям в том или ином возрасте. Мнений на этот счет великое множество.

Задача взрослого - открыть ребёнку то необыкновенное, что несёт в себе книга, то наслаждение, которое доставляет погружение в чтение. Взрослый, чтобы привлечь к книге ребёнка, должен сам любить литературу, наслаждаться ею как искусством, понимать сложность, уметь передавать свои чувства и переживания детям.

В дошкольном возрасте дети знакомятся с русским и мировым фольклором во всём многообразии его жанров - от колыбельных песен, потешек, считалок, дразнилок, загадок, пословиц до сказок и былин, с русской и зарубежной классикой. С произведениями В. А. Жуковского, А. С. Пушкина, П. Г. Ершова, Ш. Перро, братьев Гримм, Х. К. Андерсена, С. Я. Маршака, К. И. Чуковского, и многих других.

Не секрет, что современные дети мало читают, предпочитая книгу просмотру телепрограмм и видеофильмов, компьютерным фильмам. Эта печальная реальность должна заставить родителей задуматься и попытаться, как то исправить положение вещей. 
Взрослые должны обращать внимание на возраст ребенка, уровень интеллектуального развития, интерес к читаемому и в связи с этим подбирать книги для чтения. Не следует стремиться прочесть все: надо думать, не о количестве, а о пользе прочитанного и воспринятого.
Детям нужно читать как можно больше книг. Очень важно, чтобы он полюбил это занятие. Книга может заинтересовать, как мальчишек, так и девчонок, главное найти такой вариант, который понравится ребенку.

Учеными установлено, что ребенок, которому систематически читают, накапливает богатый словарный запас. 

Читая вместе с мамой, ребенок активно развивает воображение и память.

Именно чтение выполняет не только познавательную, эстетическую, но и воспитательную функцию. Поэтому, родителям необходимо читать детям книжки с раннего детства.

Очень важно обращать внимание детей на образный язык сказок, рассказов, стихотворений, привлекая дошкольников к повторению запомнившихся им отдельных слов, выражений, песенок персонажей.

Усваивая содержания сказки, дети учатся передавать слова разных героев, повторяют интонации. Это закладывает основы для дальнейшего самостоятельного развития интонационной выразительности в более старшем возрасте. 

С 5-летнего возраста начинается новая стадия в литературном развитии ребёнка. Самыми любимыми у детей становятся волшебные русские народные сказки с их чудесным вымыслом, фантастичностью, развитым сюжетным действием, полным конфликтов, препятствий, драматических ситуаций, разнообразных мотивов (коварство, чудесная помощь, противодействие злых и добрых сил и многое другое), с яркими сильными характерами героев. Русские народные сказки («Морозко», «Сивкабурка», «Царевна-лягушка», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», и другие). Открывают простор для чувств и мыслей ребенка о сложном мире, где сталкиваются в непримиримой борьбе добрые и злые силы, где дети утверждаются в непременной, неизбежной победе добра над злом, удивляются чудесам и тайнам и пытаются раскрыть и осмыслить их. В старшем возрасте ребёнок приобретает способность понимать текст без помощи иллюстраций. Дети уже способны понимать в книге такие события, каких под час не было в их собственном опыте. У ребёнка формируются умения воспринимать литературное произведение в единстве содержания и формы, осмысливать словесный образ, относиться к нему как к авторскому приёму. Возникает также умение не только замечать выразительное, яркое слово, но и осознавать его роль в тексте.

Во время чтения может возникнуть чувство эмоциональной близости между взрослым и ребенком, постарайтесь не разрушать это волшебное чувство. 

Читая ребенку, не отвлекайтесь на телефонные звонки, домашние дела, разговоры с другими членами семьи, тогда этот процесс доставит удовольствие и вам, и вашему ребенку

Как читать.

  • В спокойной обстановке. Уберите игрушки, которые могут отвлечь ребенка, и выключите компьютер с телевизором.
  • Выразительно и эмоционально декламируйте, тщательно проговаривая все звуки. Говорите ниже, выше, быстрее и медленнее – в общем, добросовестно развлекайте малыша.
  • Показывайте крохе картинки: хорошо, если у вас есть разные варианты изображений одних и тех же существ.
  • Демонстрируйте ребенку те действия, о которых говорится в стихах и потешках. Бодайтесь за козу рогатую, топайте за мишку косолапого и рычите за тигра.
  • Как только книга надоест младенцу, прекратите чтение отложите ее на денек.
  • Рекомендуемая литература для детей 5-7 лет:

Русские народные сказки:

Заюшкина избушка.

Мужик и медведь.

Лиса и журавль.

Заяц-хваста.

Хвосты.

Лиса и кувшин.

Журавль и цапля.

Лисичка со скалочкой.

Кот и лиса.

Волк и семеро козлят.

Петушок-Золотой гребешок.

Маша и Медведь.

Храбрый баран.

Лисичка-сестричка и серый волк.

Сказка про ерша.

Зимовье.

Полкан и медведь.

Лиса и козел. 

Авторские сказки:

С.Т. Аксаков «Аленький цветочек»,

П.П. Бажов «Серебряное копытце»,

сказки А.С. Пушкина,

А.Н. Толстой «Приключения Буратино»,

Носов «Приключения Незнайки».

Стихотворения А. Барто, Б. Заходера, С. Маршака, К. Чуковского, В. Жуковского. 

Произведения о природе:

Мамин-Сибиряк «Серая шейка»,

А. Некрасов «Дед Мазай и зайцы». 

Произведения зарубежных авторов:

Марк Твен «Приключения Тома Сойера»,

Ю. Олеша «Три толстяка»

Р. Толкиен «Хоббит или туда и обратно».