Эссе "Я - учитель"

Эссе "Я - учитель"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esse_uchitelya_nachalnyh_klassov.docx23.99 КБ

Предварительный просмотр:

Эссе «Я – учитель»

«Вся гордость учителя в учениках, в росте посеянных им семян…»  

Дмитрий Менделеев.

На свете есть тысячи профессий, все они нужные и интересные. Но каждый человек должен выбрать ту, которая наиболее соответствует его природным способностям и наклонностям, а значит- найти своё призвание. Не секрет, что среди множества различных профессий учитель- самая интересная и привлекательная.

Учитель… Слово необыкновенное. Кто он? Вчерашний студент с записью в дипломе о квалификации? Или тот, кто каждый день приходит в школу и дает уроки математики, чтения, музыки? Думаю, тот, кто выше других, мудрее, сильнее. Кто сможет повести за собой, кто обладает силой созидания и талантом души. Учитель с древних времен -это духовный наставник, который никогда не скажет, что и как именно необходимо сделать. Он расскажет историю, притчу, приведет пример, заставит задуматься, и в итоге ученик сам поставит цель и пойдет к ней, каков бы тернист не был путь.

Учитель -профессия, ко многому обязывающая. Помочь ребёнку обогатить свой мир знаниями, развить его личностные качества, которые необходимы для успешной самореализации, мотивировать к успешной деятельности -это задача не из легких. Профессия учителя -не только возможность чему-то учить детей, а каждый день общаться с ними, открывая для себя много нового и интересного. Мне нравится смотреть на окружающий мир глазами детей. Я нахожу в этом радость и удовлетворение. Мне нравится думать о своих учениках. Для меня учитель -это не профессия, не общественное положение, не работа. Для меня быть учителем -это и значит жить.

Недавно я встретила в одной умной книге о науке учить и воспитывать сноску на слова Роттердамского: «Первый шаг на пути образования -это привязанность к своему наставнику». Я задумалась над этой фразой и попыталась понять ее глубину. Кто бы мог подумать, что я стану учителем! Но жизнь порой подталкивает нас к судьбоносным встречам. Ирина Анатольевна Пелых. Центр моей детской Вселенной. Человек, который стал для меня классным руководителем, учителем математики, наставником по жизни. Каждый день я с нетерпением бежала домой, чтобы вновь услышать ее очередной рассказ из школьной жизни, чтобы мысленно примерить на себя эту роль, роль человека, который из невозможного и непонятного делает возможное, доступное, яркое и настоящее. Это она, моя «вторая мама» -проводник в особый мир учителей и учеников, в котором каждый спешит к своей цели. Именно она помогла мне полюбить школу, тетрадки, взъерошенных драчунов и скромных отличниц. Я с замиранием сердца сидела у нее на уроках и говорила себе: «Я обязательно стану такой же!» Маленькие кусочки эмоциональных всплесков воспоминаний, ощущений, слов и мыслей сложились в общий пазл- мечту стать учителем! Прошли годы, и я понимаю, что я сделала правильный выбор, а со временем и пришло осознание того, что педагогическая деятельность будет делом всей моей жизни.

         Выбрав труд учителя, я, конечно же, понимала, что самое важное в учительском деле -это ребёнок. Следовательно, необходимо прежде всего научить этого маленького человека умению пользоваться полученными знаниями не только во благо себе, но и тех, кто его окружает. Но разве учитель-флешка -носитель и хранитель информации? Нет, учитель -личность.  Это преподаватель, наставник, воспитатель. Невозможно учить, не воспитывая. Рассказывая о реках и горах, о научных открытиях, о подвигах людей, о Родине и матери, учитель передает свое отношение к этим словам и событиям, а ученики, как в зеркало, смотрятся в учителя, считывая незримую информацию: как прекрасна земля, как вдохновенны подвиги, как широка любовь и преданность человека. Каждую минуту человек мыслит и чувствует. И большой, и маленький. Вчера для меня была наставником моя «вторая мама». Сегодня у руля я, завтра- кто-то из моих учеников. Пусть он ещё многое не умеет, но если захочет узнать, то я должна ему помочь овладеть основами научного познания: уметь обобщать, анализировать, сопоставлять информацию, выделять частные, но очень значимые детали. Детская любознательность тем и уникальна, что ее не нужно формировать. Она сформирована природой. Ее нужно только подпитывать задачками, исследованиями, наблюдениями, опытами. Такие методы позволяют даже в самых обычных предметах и явлениях находить неизвестное, вызывающее интерес и пробуждающее воображение. И не надо бояться, что ученик перерастёт учителя. Наставник должен быть готов к тому, что если он вложил душу в своего подопечного и постарался передать весь накопленный опыт, то талантливый ученик, в скором будущем, может достичь в своей профессиональной деятельности гораздо больших высот, чем его добрый старый учитель. Вот она- соль жизни…

Но что сейчас для меня профессия учителя? Для меня быть учителем -это возможность постоянно находиться в мире детства, и я понимаю: на меня возложена большая ответственность -помочь человеку стать самим собой, не потерять индивидуальность, научиться жить в согласии с миром и людьми. Являясь классным руководителем 4 класса, начинаешь осознавать: недостаточно быть просто справедливой по отношению к воспитанникам, очень важно уметь видеть в каждом неординарную личность, дарить тепло души, которое так необходимо каждому из них, и самой учиться у детей мудрому отношению к жизни. В школе, где я работаю, всегда была атмосфера любви и творчества, постоянного поиска, единства ученика и учителя. Не скрою, мне порой приходится бороться со своим юношеским порывом и быть более терпимой, тактичной и оптимистичной, и своим примером показывать детям - нельзя останавливаться на достигнутом, надо идти вперёд и вести за собой других, совершенствовать свои знания, чтобы соответствовать времени, в котором живёшь, месту, которое занимаешь.

Человечество не стоит на месте в своем развитии, идет вперед, но как ни странно, не меняется ценность роли учителя. А может, это и неудивительно? Развивается педагогическая наука, появляются новые педагогические технологии, развивается, идет в ногу со временем учитель, совершенствуется учительское мастерство. И, тем не менее, какие бы технологии ни изобретал человек, многое зависит и будет зависеть всегда от личности учителя, от его профессионализма, его нравственных и моральных качеств. Именно сейчас, когда многое изменилось в мире, и далеко не в лучшую сторону, когда порой происходит дезориентация человека в мире ценностей, идеалов, как никогда возрастает роль учителя в формировании нравственно здоровой личности. И поэтому в моем представлении современный учитель -это не только тот, кто разработал урок с использованием ИКТ, но, прежде всего, продолжил быть эталоном порядочности, примером для подражания. Школа была, есть и будет ядром учения и воспитания. Каждому учителю важно не только научить, но и воспитать, вложить в души детей всё светлое, хорошее и доброе. Каким будет результат этой работы сегодня, таким будет наше будущее.

Я часто перебираю в памяти свои мечты, тревоги, сожаления. Пусть стаж мой небольшой, но уже сейчас могу с уверенностью сказать: я сделала правильный выбор и никогда о нём не пожалею! Когда я вхожу в класс, испытываю разные чувства: и радость от встречи с учениками; и тревогу: какие они сегодня, как встретят; и ожидание маленьких и больших побед, которые обязательно должны быть, иначе мой труд не имеет смысла. Каждый урок должен быть уникален, его нельзя повторить, как невозможно прожить вторую жизнь. Я верю в возможности каждого ученика и помогаю им искать свое место в жизни.

Возвращаясь мыслями в прошлое, вспоминаю слова Ирины Анатольевны: «Успех не приходит к ленивым». Теперь я точно знаю, что удача в деле учительства, наставника детских душ -это не просто везение, это награда за труд преодоления себя, своей «лености». Успех приходит к тому, кто не приспосабливается, не плывёт по течению жизненных вод, а пытается предусмотреть повороты событий, а если случаются ошибки и неудачи, то достойно выходит из положения, непременно учитывает в дальнейшем свои промахи, чтобы в будущем их не допускать. Тем, кто в будущем хочет стать учителем, придется пройти большую школу жизни. И выбирать эту профессию стоит только тогда, когда чувствуешь в себе призвание быть педагогом-  наставником, другом, советчиком и примером во всем.

Эпиграфом к своему размышлению я взяла слова Дмитрия Ивановича Менделеева, замечательного педагога, наставника, вырастившего известных ученых, блестящих профессоров: «Вся гордость учителя -в учениках, в росте посеянных им семян». Действительно, за открытиями ученых, за любой самой известной литературной, музыкальной, творческой звездой стоят учителя. Мы становимся взрослыми, выбираем свой путь. Но в каждом из нас всегда хранится частичка души, подаренная нам учителями. Не случайно, даже спустя много лет, мы с таким трепетом переступаем порог школы и с такой теплотой вспоминаем любимых преподавателей.

Я - учитель! Много это или мало? Это не много и не мало, это только начало! А если начать сначала? Нет, я точно знаю - никем другим я не стала бы работать! Завтра будет новый школьный день, и вот уже завтра в классе на меня опять будут смотреть глаза моих учеников. Я верю, что затраченные силы моей души вернутся ко мне победами, успехами моих учеников. И я, как добрый садовод, буду нежно оберегать росточки от ветра и палящего солнца, от злого слова и дурного поступка, буду поливать и лелеять. Пусть мой сад принесет радость спелыми плодами всякому, кто в него заглянет.

Много лет назад Антон Павлович Чехов написал: «Никогда не рано спросить себя: делом я занимаюсь или пустяками?» Анализируя свою деятельность, со стопроцентной уверенностью могу сказать: «Я занимаюсь нужным и важным для общества делом. Я-учитель!»

МОЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ КРЕДО:

 «Вся гордость учителя в учениках, в росте посеянных им семян. Учитель-тот же садовод: проращивать, поливать, беречь от морозов, защищать от сорняков-это его задача. А вкусный и полезный плод вырастет только тогда, когда он взлелеян с любовью»