Проект "Интерактивные дидактические игры в экологическом воспитании дошкольников"

Пан Елена Михайловна

Интерактивное обучение - это специальная форма организации познавательной деятельности. Она имеет в виду вполне конкретные и прогнозируемые цели. Одна из таких целей состоит в создании комфортных условий обучения, таких, при которых обучаемый чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения.

Суть интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс организован таким образом, что практически все дошкольники оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлекcировать по поводу того, что они знают и думают. Совместная деятельность учащихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Причем, происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность, переводит ее на более высокие формы кооперации и сотрудничества.

Интерактивная деятельность на занятиях предполагает организацию и развитие диалогового общения, которое ведёт к взаимопониманию, взаимодействию, к совместному решению общих, но значимых для каждого участника задач. Интерактивное обучение исключает доминирование как одного выступающего, так и одного мнения над другим. В ходе диалогового обучения учащиеся учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми

Формы интерактивного обучения:

  •  обучающие игры (игры-метафоры, иллюстративные - игры);
  •  использование общественных ресурсов;
  •  социальные проекты и внеаудиторные мероприятия;
  •  ролевые игры;
  •  нестандартные уроки (занятие-турнир, занятие-поиск и другие).

Методы интерактивного обучения (пассивные, активные, интерактивные).

     

 

https://ok.ru/video/1187527199263

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРОЕКТ

«Интерактивные дидактические игры в   экологическом воспитании дошкольников»

                                                                                               Выполнила:

                          воспитатель                                                                                 Пан Е.М.

2019год.

Актуальность и постановка проблемы

 В настоящее время методическому обеспечению детским учреждениям уделено недостаточно внимания интерактивным играм. Экологический материал в основном рассматривается как вспомогательный для изучения, а задачи формирования представлений окружающего мира решаются только применительно к младшему школьному возрасту.

Основной вид деятельности детей дошкольного возраста - игра, в процессе которой развивается духовные и физические силы ребенка: его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость и т.д. Кроме того, игра - это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта.

Н.К.Крупская во многих статьях говорила о значении игры для познания мира, для нравственного воспитания детей. «...Самодеятельная подражательная игра, которая помогает осваивать полученные впечатления, имеет громадное значение, гораздо большее, чем, что - либо другое». Ту же мысль высказывает А.М. Горький: «Игра - путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить».

Но в последнее время возникает проблема: как повысить познавательную активность дошкольников с нарушениями интеллектуального развития и создать для каждого ситуацию успеха? Помощь в решении данной проблемы могут оказать информационно-коммуникационные технологии, т.к. именно к ним в настоящее время предпочитают обращаться молодые родители и педагоги.

Направлением развития образования является использование новых информационных технологий. Разумеется, информационные технологии не способны избавить ребенка с интеллектуальными нарушениями от его недостатка и снять все возникающие в связи с этим проблемы. Однако осознание того, что ему становятся доступны неведомые раньше знания, умения, формы общения, игры, управление непосредственно окружающей его обстановкой, дает ему веру в свои силы.

В России в последнее время выпускается большое количество мультимедийных продуктов, предназначенных для использования в основном образовании. Это мультимедийные энциклопедии, репетиторы, обучающие программы и т.д.

Однако, несмотря на значительное количество программных продуктов, их использование не предназначено для дошкольного возраста. Во многих детских учреждениях нет условий для реализации занятий в группе, нет необходимого оборудования.

Поэтому наиболее приемлемым способом использования компьютерных технологий является применение программы Microsoft  Power Point, с помощью который можно создавать не только традиционные презентации, но и интерактивные упражнения и игры. 

Интерактивная дидактическая игра - современный и признанный метод обучения и воспитания, обладающий образовательной, развивающей и воспитывающей функциями, которые действуют в органическом единстве.

Интерактивное обучение - это специальная форма организации познавательной деятельности. Она имеет в виду вполне конкретные и прогнозируемые цели. Одна из таких целей состоит в создании комфортных условий обучения, таких, при которых обучаемый чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения.

Суть интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс организован таким образом, что практически все дошкольники оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлекcировать по поводу того, что они знают и думают. Совместная деятельность учащихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Причем, происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность, переводит ее на более высокие формы кооперации и сотрудничества.

Интерактивная деятельность на занятиях предполагает организацию и развитие диалогового общения, которое ведёт к взаимопониманию, взаимодействию, к совместному решению общих, но значимых для каждого участника задач. Интерактивное обучение исключает доминирование как одного выступающего, так и одного мнения над другим. В ходе диалогового обучения учащиеся учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми

Формы интерактивного обучения:

  •  обучающие игры (игры-метафоры, иллюстративные - игры);
  •  использование общественных ресурсов;
  •  социальные проекты и внеаудиторные мероприятия;
  •  ролевые игры;
  •  нестандартные уроки (занятие-турнир, занятие-поиск и другие).

Методы интерактивного обучения (пассивные, активные, интерактивные).

Не секрет, что в наше время многим детям больше нравятся компьютерные игры, чем познавание азов наук. 

Учитывая это, я создала интерактивную игру, стараясь совместить приятное с полезным, очень желая переключить дошкольников из «стрелялок» с их целью «убить», «замочить», «лишить жизни» на реализацию способностей и возможностей ребенка в созидательных целях.

Нужно заметить, что в интернете еще, на наш взгляд, очень мало развивающего материала на экологическую тему.

А материала, обучающего практичным навыкам дошкольников (умению читать, считать, писать) и того меньше.

Основные цели и задачи игры:

  • способствовать формированию и развитию у дошкольников интеллектуального и духовного потенциала;
  • выработать потребность в общении с представителями животного и растительного мира, сопереживать им, проявлять доброту, чуткость к объектам живой природы;
  • бережного относиться ко всему окружающему;содействовать развитию интереса и воспитанию любви дошкольников к своей малой Родине.

Цель и задачи проекта

Цель: разработатьзанятие с использованием интерактивной игры для дошкольного возраста;

формировать экологическое, ответственное отношение к природе, к Родине;

Задачи:

- апробировать интерактивную игру и учесть её результаты в практической деятельности;

- воспитать нормы и правила экологически обоснованного взаимодействия с окружающим миром дошкольников;

Планируемые результаты

В результате проведения игры у дошкольников формируются:

  • готовность участвовать в экологически ориентированной деятельности, способность к самостоятельному выбору объектов приложения сил;
  • потребность в общении с представителями животного и растительного мира, бережное, заботливое к ним отношение, определяющее характер общения;
  • потребность выполнения экологических правил поведения в окружающей среде, которые становятся нормой жизни, входят в привычку;
  • способность к самоконтролю, осознание необходимости соотносить свои действия с последствиями их для окружающих людей, природной и социальной среды, самого себя;
  • экологические знания и навыки, потребность в их расширении;

Аудитория

Старшая группа

Этапы реализации проекта

Содержание деятельности

1 этап

Подготовительный -

Цель: создание ресурсной базы для разработки интерактивной игры.

Основные задачи этапа и направления деятельности:

1. Собрать информацию по интересам дошкольников

2. Приступить к разработке интерактивной игры.

3. Изучение научно – методической литературы по данной проблеме.

4. Изучение современных информационных технологий и применение их в работе с дошкольниками по экологии.

2 этап

Практический -

Цель: внедрение современных информационных технологий в занятие.

Основные задачи этапа и направления деятельности:

1. Разработать интерактивную игру.

2. Обучить учащихся навыкам работы с интерактивными заданиями.

3. Проведение занятия по экологии с использованием интерактивной игры.

3 этап

Обобщающий -

Цель: обобщение опыта работы по внедрение современных информационных технологий в занятиипо изучению природы родного края.

1. Анализ результатов и корректировка проекта.

2. Обобщение опыта работы по апробации интерактивной игры с методистом.

Конспект занятия в старшей группе по правилам поведения в лесу

«В гостях у Королевы Природы»

Цель: познакомить детей с правилами поведения, направленными на сохранение природных объектов.

Задачи:

Образовательные:Обогащать представления детей о многообразии природного мира родного края; формировать знания о нормах и правилах поведения в природе.

Развивающие: развивать у детей мыслительные процессы, умственную операцию сравнения и доказательную речь, обогащать словарный запас.

Воспитательные: воспитывать уважительное, осознанно-правильное отношение к природе, интерес к познанию; закладывать основы экологической культуры личности.

Оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор, презентация «Природа Новосибирской области», мяч, невод, костюм Старика из сказки А. С. Пушкина, королевы Природы, бутафорский мусор, корзинки для мусора, баночки для опыта, фонарик картинки «Правила поведения в природе», книга «Золотые правила в природе», аудиозапись песни «Это называется природа».

Предварительная работа:

Беседы на темы: «Откуда берётся мусор и, что с ним делают люди»? «Лучше мусорить сейчас отвыкайте, дети»!

Выставка совместно с родителями «Вторая жизнь не нужным вещам».

Конкурс рисунков «Природа и человек».

Заучивание стихов и песен о природе;

Чтение сказки об охране природы Н. А. Рыжова «Жила-была река».

Просмотр программ из цикла: «Земля в опасности».

Ход занятия

-Звучит аудиозапись «Звуки природы». На экране меняются слайды природных объектов нашего края.

Воспитатель: Ребята, что вы сейчас видели на экране? (лес, луга, поля, набережную Оби, и т. д., а как всё это можно назвать одним словом?

Дети: Природа.

Воспитатель: Что же означает слово природа?

Дети: Природа это - растения, птицы, разные животные, рыбы, насекомые.

Воспитатель: Я хочу проверить, знаете ли вы природу своего края.

Игра с мячом «Рыбы, птицы, звери». (Дети по очереди называют птиц, животных, которые обитают в наших краях, рыб, которые водятся в реке Обь).

Воспитатель: Природу своего края вы знаете хорошо. Сейчас я предлагаю вам побывать в королевстве Природы города Бугуруслана.

Для этого вы должны закрыть глаза и три раза произнести волшебные слова «Крибле.  крабле, бумс». (За это время воспитатель переодевается в костюм королевы Природы)

Королева Природы: Здравствуйте, ребята! Я рада приветствовать вас в моём королевстве. В нашем королевстве, как и в любом другом, есть свои правила, которые никто не должен нарушать.

У меня в руках свод золотых правил в природе (показывает детям папку с надписью). Открывает папку: «А где же мои золотые правила? Они пропали. Ребята, вы поможете их отыскать»?

Работа в группах. Собирают книгу по разделам.

Давайте отправимся с вами на реку Кинель. (Слайд)

Королева Природы: Вот и речка. Кто-то у реки стоит?

Дети: Это старик – герой из сказки А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».

Королева Природы: Правильно. У самой синей реки жил старик со своею старухой. Отправила старуха выловить рыбку золотую. Забросил старик невод – вытянул невод с пластиковыми бутылками и мусором прибрежным.

Старик: Посмотрите-ка, беда! Всюду грязная вода. Ни попить, ни искупаться, на песке не полежать. Вижу только вместо рыбы мусор, банки, всюду грязь!

Королева Природы: Расстроился старик, да так и ни с чем остался. Надо нам ему помочь. Только как, ребята?

Дети: Надо мусор весь прибрежный нам собрать.

(Игровое упражнение «Собери мусор».)

Королева Природы: А какой вред может нанести мусор водоёмам и его обитателям? (высказывания детей)

Старик всё – таки поймал рыбку в реке, а когда к ней принюхался, то заметил, что от неё исходит неприятный запах. Как вы думаете, что это за запах?

(Запах бензина – в реке мыли машину) (Слайд)

Исследовательская деятельность:

Королева показывает детям две банки: в одну налита чистая вода, а в другой - в воде находится разный мусор. Она спрашивает их: «Что происходит с мусором в воде?» Какая стала вода? Могут ли в такой воде жить рыбы и другие животные водоема? А как вы думаете, ребята, смогут ли в такой воде жить водоросли?»

Королева берет фонарик и показывает, как пропускает свет грязная вода с мусором, и как проходит свет через чистую воду.

Королева Природы: Чего же не хватает в такой грязной воде растениям?

Дети: Света.

Королева Природы: Вы хотели бы искупаться в такой воде? А что же нужно сделать, если мы заметим в воде мусор?

Дети: Нужно вытащить его из воды

Королева Природы: Первое правило мы с вами отыскали. (Дети находят в группе листочек и возвращают его в книгу Природы)

- А теперь отправляемся в лес. (Слайд)

Знаете, ребята, что не всегда так люди относились к окружающей природе. Раньше берегли лес, реки, озера – ведь они получали пропитание: охотились, ловили рыбу, но все это делалось без ущерба для природы. Время шло, люди изобрели машины, построили заводы, корабли, которые стали перевозить различные грузы, необходимые людям для жизни. И стали люди относиться к окружающей природе не так заботливо: дым от заводов засоряет воздух, отходы заводов, фабрик, грязная территория в лесу после отдыха, разлитая нефть в море не очень беспокоят их, а между тем, все это вместе взятое грозит природе катастрофой. И вот я услышала сигнал бедствия: «Природа просит о помощи. От кого же она просит ее защитить? «

Дети: От людей. От заводов. От машин. Он туристов и отдыхающих.

Королева Природы: Да ребята, верно. Но сами по себе заводы и машины не очень страшны для природы, так же, как и туристы. Просто нужно всем соблюдать определенные правила поведения в природе. Ведь все мы соблюдаем правила поведения в обществе. А почему? Да потому, что нужно всех уважать, любить. Вот и природу нужно уважать и любить.

Остальные правила вы сможете вернуть в книгу, если выполните задания.

Физкультминутка

Игра «Что хорошо, а что плохо?»

У меня кружки красные и зеленые. Рассмотрим изображения и поместим под ними кружки. Зеленый кружок - положительное влияние на природу, красный - отрицательное.

• Костер в лесу (Красный кружок)

• Мусор в лесу (Красный кружок)

• Сломанные ветки (Красный кружок)

• Срубленные деревья (Красный кружок)

• Браконьерство (Красный кружок)

• Посадка деревьев (Зеленый кружок)

• Развешивание кормушек (Зеленый кружок)

• Не рвать цветы (Зеленый кружок)

• Создание красной книги (Зеленый кружок)

• Создание заповедников (Зеленый кружок)

Дети отгадывают и помещают кружок соответствующего цвета возле изображения.

Королева Природы: А теперь, дети, мы с вами придумаем и запишем правила охраны природы.

Дети называют правила, отыскивают в группе соответствующие картинки, вставляют в книгу.

• - Ходить только по тропинкам.

• - Не ломать ветки кустарников и деревьев.

• - Не топтать и не рвать цветы, травы.

• - Не кричать, не включать громко музыку, не нарушать тишину леса.

• - Не разорять птичьих гнезд и муравейники.

• - Не ловить насекомых, лягушек, маленьких рыб.

• - Не разжигать костров, не оставлять мусор.

• - Сажать новые деревья и кустарники.

• - Развешивать скворечники и кормушки для птиц.

• - Подкармливать птиц.

Королева Природы:В заверении мне бы хотелось провести с вами игру.

Интерактивная игра «С какого дерева лист», «Отгадай ребус».

- Что вы знаете о березе?

Дети: Береза является символом России.

Королева Природы: звучит песня «Березы»

Королева Природы: Молодцы, ребята! Теперь все правила поведения в природе вернулись в нашу книгу Золотых правил Природы. Вы придумали замечательные правила, которые мы будем соблюдать и учить других людей их не нарушать. Нам пора с вами прощаться, поможет вам вернуться в группу волшебная песня.

(Звучит песня «Это называется природа». Дети водят хоровод.

Рефлексия

Воспитатель: Ребята, я вижу, что вы прекрасно справились со всеми заданиями. Давайте устроим салют, чтобы ещё раз порадовать нашу королеву Природы. У меня есть красные и синие звездочки. Кто в путешествии справился со всеми заданиями и может рассказать правила поведения в природе родителям или друзьям, тот зажжёт на небе красную звезду. А кто считает, что не всё ему сегодня удалось, тот зажжёт на небе синюю звезду.