Формирование у детей младенческого и раннего возраста навыков, связанных с приемом пищи

Сумарокова Светлана Алексеевна

Консультация для специалистов в учреждениях образования и здравоохранения по формированию или стимуляции навыков сосания, глотания, жевания, а также обучению детей навыкам самообслуживания, связанных с приемом пищи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon kormlenie_detey.ppt2.13 МБ
Файл kormlenie.docx18.21 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Формирование у детей младенческого и раннего возраста навыков, связанных с приемом пищи Учитель-дефектолог Сумарокова Светлана Алексеевна

Слайд 2

КОРМЛЕНИЕ – ЭТО НЕ МЕХАНИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ, КОТОРЫЕ ОДИН ЧЕЛОВЕК ВЫПОЛНЯЕТ ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ ДРУГОЙ СТАЛ СЫТЫМ. РАЗДЕЛЯЯ С КЕМ-ТО ЕДУ, МЫ ТЕМ САМЫМ ПОКАЗЫВАЕМ НАШЕ ОСОБОЕ РАСПОЛОЖЕНИЕ К ЭТОМУ ЧЕЛОВЕКУ, ПРОЯВЛЯЕМ ВНИМАНИЕ И ЗАБОТУ.

Слайд 3

ВЛИЯНИЕ ПИЩИ НА ОРГАНИЗМ РЕБЕНКА

Слайд 4

Условия кормления детей:

Слайд 5

Кормление из бутылочки 1.Придерживайте щечки пальцами во время кормления через бутылочку 2.Соблюдайте режим питания, у ребенка должно возникнуть здоровое чувство голода и насыщения 3.Время кормления не должно превышать 20-30 минут. 4.Используйте соску для развития навыков сосания, а также тренировки силы артикуляционных мышц. 5. Развивать зрительно-моторную координацию, схемы движения « глаз-рука » и « рука-рот » .

Слайд 6

Помощь детям с жеванием пищи:

Слайд 7

Кормление с ложки: 1. Оптимальный размер ложки 2 У добн ый захват ручк и ложки . 3. Контролировать рот ребенка 4. Т рудности в опускании верхней губы на ложку - ложк а с максимально плоским черпал ом. 5. Индивидуальный подход для д етей с пониженной и повышенной чувствительностью ротовой полости 6.Оптимальная консистенция и температура пищи. 7.Не смешивать всю еду в одну массу, ребенок должен понимать, что он кушает.

Слайд 8

Питье из кружки:

Слайд 9

Логопедический массаж и пассивно-активная артикуляционная гимнастика:

Слайд 10

Спасибо за внимание!!!



Предварительный просмотр:

                                                    Сумарокова С. А., учитель-дефектолог

                              ГКУЗ ЯО «Специализированный дом ребенка №1»

Формирование у детей младенческого и раннего возраста навыков, связанных с приемом пищи.

        Кормление – это не механические действия, которые один человек выполняет для того, чтобы другой стал сытым. Разделяя с кем-то еду, мы тем самым показываем наше особое расположение к этому человеку, проявляем внимание и заботу.

         Человеку, который кормит ребенка, необходимо быть очень чутким ко всем его проявлениям, чтобы понимать, какие движения или звуки означают отказ, а какие – усталость и потребность в небольшом перерыве. В некоторых случаях кормление становится трудной работой, требующей полного телесного, эмоционального и умственного включения всех участников процесса.

          Еда является источником энергии и строительным материалом для организма: если ребенок получает неадекватное его весу и росту количество калорий, его физическое и во многих случаях психическое развитие значительно замедляется. Кроме того, навык приема пищи является базой для развития речи. В процессе глотания и жевания человек использует те же 70 мускулов, что и при речевом акте. Если артикуляционный аппарат получает недостаточное количество сенсорных стимулов, это затрудняет развитие речи.

            Во время кормления необходимо соблюдать следующие условия:

  1. Поддерживать контакт с ребенком. Внимательно следить за коммуникативными сигналами, которые подает ребенок: отказ, просьба, предпочтения. Необходимо предупреждать ребенка о вкусе еды, приближении ложки, комментировать эмоции ребенка, а также события, происходящие вокруг, если ребенок на них отвлекается. При этом взрослый не должен превращать диалог с ребенком в монолог о посторонних вещах.
  2. Кормить ребенка в безопасной позе, поднимая голову выше в положении на руках у взрослого или в стульчиках для кормления.
  3. Оптимальное положение взрослого. При кормлении положение взрослого также должно быть удобным и стабильным, так как его напряжение и усталость моментально передаются ребенку, который начинает беспокоиться и нервничать. Если ребенок не знаком со взрослым, который его кормит и проявляет беспокойство во время еды, необходимо сесть напротив подопечного, чтобы ребенок мог видеть лицо кормящего и тем самым лучше контролировать ситуацию.

Если ребенок учится удерживать ложку, лучше всего сесть сбоку от него. Так как у взрослого появляется отличная возможность контролировать движения рук ребенка, продолжая его собственные. Если ребенок часто давится, чихает, плюется во время еды, взрослому также лучше занять место сбоку, так как такое поведение ребенка может влиять на эмоциональное состояние кормящего и на его физическое здоровье.

Основные направления помощи детям младенческого и раннего возраста:

                                      Кормление из бутылочки:

  1. Придерживайте щечки пальцами во время кормления через бутылочку
  2. Соблюдайте режим питания, у ребенка должно возникнуть здоровое чувство голода и насыщения
  3. Время кормления не должно превышать 20-30 минут.
  4. Используйте соску для развития навыков сосания, а также тренировки силы артикуляционных мышц.
  5.  Развивать зрительно-моторную координацию, схемы движения «глаз-рука» и «рука-рот».

                                  Помощь детям с жеванием пищи:

  1. Используйте специальные приспособления для жевания: грызунки, слингобусы.
  2. Используйте переходные бутылочки с ложкой для формирования навыка кормления с ложки
  3. Обязательно чистите зубы. Можно использовать специальные щеточки, напальчники.
  4.  Тренируйте жевание вне приема пищи
  5.  Начинать обучение надо с приема твердой пищи. Затем переходят на густую или полужидкую (пюре, каши). В начале прививают навык подносить свою руку ко рту, затем брать кусок хлеба, ложку и подносить их ко рту
  6. Не заставляйте ребенка проглотить то, что он откусил и жевал во рту.
  7. Нельзя добавлять в пюре кусочки, ребенок не справится с ними, выплюнет все наружу и откажется дальше кушать – еда стала для него опасной в данный момент.  
  8. Учить ребенка жевать лучше всего так: положите ему между боковыми зубами кусочек мяса или корочку хлеба и помогите закрыть рот, надавливая на нижнюю челюсть средним пальцем.

                                   Кормление с ложки:

  1. Ложка должна быть такого размера, чтобы полностью помещаться в ротовую полость. Маленькая ложка может помочь есть детям, которые делают это очень быстро.
  2. Для некоторых детей для удобного захвата ручку ложки можно изменить (изогнуть, подобрать толщину, длину).
  3.  Во время кормления с ложки важно контролировать рот ребенка. Чтобы не дать ребенку выдвигать язык вперед и заставить язык и губы двигаться правильно, нужно довольно сильно надавливать ложкой на язык.
  4. Если ребенок испытывает трудности в опускании верхней губы на ложку, необходимо подобрать ложку с максимально плоским черпалом, чтобы во время еды пища немного касалась верхней губы, и ребенок мог максимально ее задействовать.
  5. Если ребенок часто закусывает ложку зубами, лучше выбрать ложку из твердого пластика, чтобы не травмировать зубы. Для детей с пониженной чувствительностью ротовой полости металлическая ложка подойдет лучше всего, так как металл быстрее передает температуру пищи, такая ложка лучше ощущается во рту. Ребятам с повышенной чувствительностью комфортнее будет есть с ложки из мягкого материала.
  6. Оптимальная консистенция и температура пищи.

Для детей, испытывающих трудности в глотании, и детей с пониженной чувствительностью температура пищи должна быть немного теплее или холоднее температуры в помещении, чтобы ребенок мог почувствовать еду во рту и сосредоточиться на ней. Если ребенок испытывает трудности в глотании, пища должна быть однородной, как густое пюре, так как его можно почувствовать в ротовой полости, и оно не растекается как вода.

  1. Нельзя смешивать всю еду в одну массу, ребенок должен понимать, что он кушает.

         

                        Обучение питью из кружки:

  1. Важно научить ребенка брать кружку или  чашку и удерживать ее в одной или двух руках и пить из нее.
  2.  При обучении питью можно сначала использовать соломинку, кружку с двумя ручками, пластмассовый стакан с вырезанным краем.
  3.  Главное условие правильного питья – закрытый рот. Наклоните стакан так, чтобы жидкость коснулась верхней губы ребенка, а остальное он сделает сам.
  4. Нельзя убирать стакан после каждого глотка, пусть ребенок держит его край губами, в противном случае он потянется за стаканом и взрослый может потерять контроль над его ртом и положением головы.
  5. Легче всего пить густые напитки, например, йогурт, с них и надо начинать обучение. Кислые напитки вызывают обильное слюноотделение и пить их труднее всего.

       Некоторым детям перед кормлением необходимо проводить логопедический массаж и пассивно-активную артикуляционную гимнастику для губ и языка, используя индивидуальные приемы в зависимости от структуры дефекта.

       Таким образом, правильно организованный процесс питания детей позволяет избежать нежелательных проблем со здоровьем и научить элементарным навыкам приема пищи (сосания, глотания, жевания), умения пить из чашки, доставлять положительные реакции от процесса еды. Кроме того тренировка мышц рта, языка и губ способствует речевому развитию ребенка.