Курсовая работа

Байгузина Мария Владимировна

по теме: "Приобщение младших школьников к балетному творчеству П.И Чайковского как средство развития познавательных универсальных учебных действий"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл курсовая работа162.38 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Челябинской области

ГБПОУ «Челябинский педагогический колледж №1»

Кафедра музыкального образования

Дитрих Мария Владимировна

ПРИОБЩЕНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

К БАЛЕТНОМУ ТВОРЧЕСТВУ П.И.ЧАЙКОВСКОГО КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УУД

КУРСОВАЯ РАБОТА

Курсовая работа защищена

Специальность: 53.02.01

с оценкой_______________________

Музыкальное образование

«   » _______________ 2019 года

Курс: 3, группа: 30

Руководитель:Шелепова Д.А.,

преподаватель МДК 02.01. Теоретические

и методические основы музыкального

образования детей в общеобразовательных

организациях

первой квалификационной категории

Челябинск, 2019

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УУД МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МУЗЫКИ

1.1 Познавательные универсальные учебные действия как психолого-педагогическая проблема

6

1.2   Особенности  развитияпознавательных  универсальных учебных действий в младшем школьном возрасте

9

1.3 Структура и критерии сформированности познавательных УУД на уроках музыки

13

Выводы по 1 главе

18

ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕОСНОВЫРАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УУД МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ПРИОБЩЕНИЯ К БАЛЕТНОМУ ТВОРЧЕСТВУ П.И. ЧАЙКОВСКОГО

2.1 Балетное творчество П.И. Чайковского и его возможности развития познавательных УУД

20

2.2 Анализ возможностей программ для развития познавательных учебных действий младших школьников на уроках музыки

23

2.3 Развитие познавательных универсальных учебных действий в процессе анализа музыкальных фрагментов балетов П.И. Чайковского

26

Выводы по II главе

31

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

33

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

35

ПРИЛОЖЕНИЯ


ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Специфика современного мира состоит в том, что он меняется всё более быстрыми темпами. Каждые десять лет объём информации в мире удваивается. Поэтому знания, полученные людьми в школе, через некоторое время устаревают и нуждаются в коррекции, а результаты обучения не в виде конкретных знаний, а в виде умения учиться становятся сегодня всё более востребованными. Исходя из этого, Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обусловил необходимость создания новых подходов к организации учебно-воспитательного процесса в школе в целом, к поиску и разработке новых моделей и технологий образования младшего школьника в частности. В качестве важнейших задач образования выдвинуты саморазвитие, самостоятельность, творчество ребенка, а также раскрытие способностей каждого ученика, воспитание его как личности, готовой к жизни в современном мире.

Как показало изучение современных образовательных стратегий, одним из наиболее перспективных путей достижения данной цели является формирование у школьников познавательных учебных действий, что находит свое отражение в современной концепции развития универсальных учебных действий (далее – УУД), разработанной группой авторов (А.Г.Асмолов, Г.В.Бурменская, И.А. Володарская, О. А. Карабанова, Н. Г. Салмина и С. В. Молчанов) [1].

Авторы данной концепции утверждают, что формирование УУД обеспечивает школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию.

На начальной ступени образования особое значение имеет готовность школьников применять приобретенные знания и УУД в решении конкретных жизненных ситуаций. Уровень освоения УУД предопределяет успешность всего последующего обучения учащихся. Предмет «Музыка» всецело обеспечивает формирование всех видов УУД.

Содержание учебного курса предмета «Музыка» в рамках «Стандартов нового поколения» для общеобразовательной школы основано на концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности, личности творческой, способной генерировать идеи, воплощая их в жизнь. Особенности содержания курса «Музыка» обусловлены спецификой музыкального искусства как социального явления, задачами художественного образования и воспитания. На уроках музыки дети знакомятся с произведениями известных композиторов, например – П.И. Чайковским.

Чайковский глубоко национальный композитор. «Чайковский и музыка – это два нераздельных понятия, и до тех пор, пока на нашей планете будут звучать гениальные аккорды, люди будут преклоняться перед его гением…» – Л.Стоковский [25].

В историю музыки Чайковский вошёл и как реформатор жанра балета, открыв эру симфонического балета («Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик»).При изучении творчества П.И. Чайковского в начальных классах, необходимо развивать обобщенные представления, знания, умения и навыки. Слушание музыки: развитие умения учащимися сосредоточенно и внимательно вслушиваться в музыкальное произведение или его фрагмент с ярко выраженными жанровыми признаками (песня, танец, марш), и жизненным содержанием [2].

Одним из возможных способов формирования познавательных УУД на уроках музыки, мы считаем приобщение детей к балетному творчеству П.И. Чайковского.

 Исходя из актуальности проблемы исследования, нами была сформулирована тема: «Приобщение младших школьников к балетному творчеству П.И Чайковского как средство развития познавательных УУД».

Цель исследования: рассмотреть возможности развития познавательных УУД на уроках музыки, через приобщение младших школьников к балетному творчеству П.И. Чайковского.

Объект исследования: учебно-познавательный процесс в начальной школе на уроках музыки.

Предмет исследования: формирование познавательных универсальных учебных действий младших школьников на уроках музыки.

Задачи:

1. На основе психолого-педагогической и методической литературы дать определение основным понятиям;

2. Раскрыть особенности формирования познавательных УУД младших школьников на уроках музыки;

3. Изучить возможность формирования познавательных УУД на уроках музыки через приобщение детей к балетному творчеству П.И. Чайковского;

4. Проанализировать программное содержание по музыкальному воспитанию младших школьников;

5. Сделать выводы по теме исследования.

Методы исследования: теоретические методы – изучение и анализ психолого-педагогической, научно-методической литературы,  систематизация, сравнение и сопоставление литературы по теме исследования.  

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УУД МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МУЗЫКИ

  1. Познавательные универсальные учебные действия как психолого-педагогическая проблема

Перемены, произошедшие в России за последние десять лет, а именно, скорость обновления системы научных знаний, возрастание информационного объема, усложнение содержания учебного материала школьного образования без должного внимания к задаче формирования учебной деятельности приводит к несформированности у обучающихся умения учиться.Они определили новый социальный заказ общества на деятельность системы образования, способствующий изменению подхода, образования, что находит отражение в переходе от определения цели обучения как усвоения знаний, умений, навыков к определению цели обучения как формирования умения учиться; от стихийности учебной деятельности ученика к ее целенаправленной организации; от ориентации на учебно-предметное содержание школьных предметов к пониманию учебного процесса как смыслового.

В настоящее время школа пока ещё продолжает ориентироваться на обучение, выпуская в жизнь человека обученного – квалифицированного исполнителя. Вот почему перед школой остро встала и в настоящее время остаётся актуальной проблема самостоятельного успешного усвоения учащимися новых знаний, умений и компетенций, включая умение учиться. Большие возможности для этого предоставляет освоение универсальных учебных действий [12].

Универсальные учебные действия – это обобщенные действия, открывающие возможность широкой ориентации учащихся, – как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание учащимися ее целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик. Универсальные учебные действия обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирование психологических способностей учащегося.

Способность учащегося самостоятельно успешно усваивать новые знания, формировать умения и компетентности, включая самостоятельную организацию этого процесса. Следовательно, умение учиться, обеспечивается тем, что универсальные учебные действия как обобщенные действия открывают учащимся возможность широкой ориентации, как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включающей осознание ее целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик [1].

В широком смысле словосочетание – «универсальные учебные действия» означают саморазвитие и самосовершенствование путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта [17].

Виды универсальных учебных действий:

1. личностный;

2. регулятивный (включающий также действия саморегуляции);

3. познавательный;

4. коммуникативный.

Развитие УУД – очень важная и нужная задача. Это не только формирование различных психологических процессов, которые необходимы человеку, но и развитие способностей решать любые жизненные задачи, используя имеющиеся знания и умения, что способствует воспитанию компетентного человека.

Функции универсальных учебных действий включают:

-обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;

- создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию, необходимость которого обусловлена поликультурностью общества и высокой профессиональной мобильностью;

- обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование компетентностей в любой предметной области.

Познавательные действия также являются существенным ресурсом достижения успеха и оказывают влияние как на эффективность самой деятельности и коммуникации, так и на самооценку, смыслообразование и самоопределение учащегося [19].

Познавательные универсальные действия включают: общеучебные, логические, а также постановку и решение проблемы.

Познавательные учебные действия связаны с формированием умений, направленных на развитие интеллектуального уровня учащихся, на определение ступени образовательного процесса. Это умения:

- правильно и осмысленно читать тексты различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами;

- овладевать логическими действиями сравнения, анализа, синтаксиса, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

- выявлять сущность особенности объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;

- использовать в своей деятельности базовые предметные и межпредметные понятия, отражающие суще6ственные связи и отношения между объектами и процессами;

- использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

- находить способы решения проблем творческого и поискового характера.

- самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;

- искать и выделять необходимую информацию; применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

- структурировать знания;

- осознанно и произвольно построить речевое высказывание в устной и письменной форме;

- выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий;

- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

- постановить и формулировать проблемы, самостоятельно создать алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Таким образом, в данном параграфе рассмотрены универсальные учебные действия, сущность и структура познавательных универсальных учебных действий, но развитие познавательных УУД в каждой возрастной группе имеет свои особенности. В следующем параграфе мы рассмотрим особенности развития познавательных УУД в младшем школьном возрасте.

1.2.Особенности развития познавательных универсальных учебных действий в младшем школьном возрасте

        

В основе ФГОС НОО лежит системно-деятельностный подход, предполагающий ориентацию на достижение цели и основного результата образования – развитие на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира личности обучающегося, его активной учебно-познавательной деятельности, формирование его готовности к саморазвитию и непрерывному образованию[22].

Более того, в контексте новой парадигмы образования многие исследователи (А.А. Вербицкий, И.А. Зимняя, В.В. Краевский, В.В. Сериков, А.В. Хуторской) рассматривают новое качество образования в терминах компетентностей.

Среди ключевых компетентностей, обеспечивающих нормальную жизнедеятельность человека в системе общественных отношений, в Стратегии «Модернизации содержания общего образования» обозначена «компетентность в сфере самостоятельной познавательной деятельности, основанная на усвоении способов приобретения знаний из различных источников информации». Эта компетентность определяется как учебно-познавательная [22]. Уровень сформированности учебно-познавательной компетентности напрямую зависит от характера познавательных универсальных учебных действий учащихся.

В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, т.е. умение учиться. В свою очередь познавательные универсальные учебные действия обеспечивают учебно-познавательную компетентность, организацию учебно-познавательной деятельности и направлены на познавательное развитие личности [17].

Под познавательным развитием личности понимается формирование у учащихся научной картины мира, развитие способности управлять своей познавательной и интеллектуальной деятельностью, овладение методологией познания, стратегиями и способами познания и учения, развитие репрезентативного, символического логического и творческого мышления, продуктивного воображения, произвольных памяти и внимания, рефлексии.

Долгое время психологи и педагоги недооценивали познавательные возможности младших школьников, излишне регламентируя их учебно-познавательную деятельность. Но именно младший школьный возраст является сензитивным периодом для формирования познавательных универсальных учебных действий [21].

В младшем школьном возрасте наблюдается положительная динамика в развитии важнейших познавательных процессов. Можно отметить, что формирование познавательных универсальных учебных действий требует развития высших психических функций – произвольности памяти, внимания, воображения. Именно в этом возрасте данные познавательные процессы приобретают самостоятельность [10].

Младший школьник учится владеть специальными действиями, которые дают возможность сохранять в памяти увиденное или услышанное, представлять себе нечто выходящее за рамки воспринятого раньше. Так внимание младшего школьника отличается большей устойчивостью и произвольностью по сравнению с дошкольным периодом. Более того, В.С. Мухина отмечает, что младший школьник может сам планировать свою деятельность. Это в свою очередь организует внимание школьника.

В младшем школьном возрасте произвольная память также становится функцией, на которую опирается формирование познавательных универсальных учебных действий. Ведущая роль этого познавательного процесса в учебной деятельности приводит ребенка к пониманию необходимости развивать свою память, овладевая возможностью её регулирования и сознательного управления. В результате усиливается роль и удельный вес словесно-логического, смыслового запоминания.

Формирование познавательных универсальных учебных действий невозможно без развития мышления, которое в младшем школьном возрасте становится более гибким и сложным. Другими особенностями мышления младшего школьника являются обратимость, выход за пределы «здесь и сейчас», многомерность, способность делать логические выводы и умозаключения, поиск причинно-следственных связей.

Однако главное новообразование рассматриваемого периода – формирование наглядно-образного мышления, которое дает ребенку возможность решать задачи в «результате внутренних действий с образами».Более того, в младшем школьном возрасте дети развивают метакогнитивную способность, которой пользуются при планировании своих действий, принятии решения и выборе эффективных стратегий памяти.

В период младшего школьного возраста развитие памяти, внимания, мышления и воображения, также как и формирование учебно-познавательной компетентности происходит в учебной деятельности, которая становится ведущим видом деятельности на данном этапе развития ребенка. Именно учебная деятельность позволяет решить важнейшие задачи развития в младшем школьном возрасте, а именно формирование мотивов учения, развитие устойчивых познавательных потребностей и интересов, а также развитие продуктивных приемов и навыков учебной работы, «умения учиться» [9].

Под влиянием обучения происходит постепенный переход от познания внешней стороны явлений к познанию их сущности, отражению в мышлении существенных свойств и признаков, что дает возможность делать первые обобщения, первые выводы, проводить первые аналогии, строить элементарные умозаключения. На этой основе у ребенка начинают формироваться научные понятия, в отличие от житейских понятий, складывающихся у ребенка на основании его опыта вне целенаправленного обучения [1].

Таким образом, младший школьный возраст является наиболее благоприятным периодом для формирования познавательных универсальных учебных действий, так как все виды деятельности, в том числе и учебная деятельность, в этом возрасте способствуют развитию познавательной сферы. Внимание, память, воображение, восприятие приобретают характер большей произвольности. Ребенок осваивает способы самостоятельного управления ими. Более того, в умственном плане осваиваются классификации, сравнения, аналитико-синтетический тип деятельности, действия моделирования, становящиеся предпосылками формирования в будущем познавательных универсальных действий [17].

Рассмотрев особенности формирования и развития познавательных УУД младших школьников, мы хотели бы обратить внимание на то, как происходит формирование УУД на уроках музыки.

1.3 Структура и критерии сформированности познавательных УУД на уроках музыки

При изучении музыки закладываются основы систематизации, классификации явлений, алгоритмов творческого мышления на основе восприятия и анализа музыкальных художественных образов, что определяет развитие памяти, фантазии, воображения учащихся, приводит их к поиску нестандартных способов решения проблем [11].

Сформированные навыки активного диалога с музыкальным искусством становятся основой процесса обобщения и переосмысления накопленного эстетического опыта.

Изучение предмета «Музыка» в начальной школе, направлено на достижение следующих целей:

- формирование музыкальной культуры личности, освоение музыкальной картины мира;

- развитие и углубление интереса к музыке и музыкальной деятельности, развитие музыкальной памяти, ассоциативного мышления, фантазии и воображения;

- развитие творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности (слушание музыки, пение, игра на музыкальных инструментах, музыкально-пластическое движение, импровизация и др.).

При изучении музыки закладываются основы систематизации, классификации явлений, алгоритмов творческого мышления на основе восприятия и анализа музыкальных художественных образов, что определяет развитие памяти, фантазии, воображения учащихся, приводит их к поиску нестандартных способов решения проблем [8].

В процессе деятельностного освоения курса «Музыка» в соответствии с требованиями ФГОС формируются следующие образовательные результаты:

- личностные (хочу);

- предметные (знаю);

- метапредметные (могу, хочу).

Познавательные УУД, представленные в ФГОС НОО, перечислены в составе метапредметных результатов. К познавательным УУД относятся:

- использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета;

- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

- освоение способа решения проблем творческого и поискового характера, овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности;

- умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в т.ч. и с учебными моделями).

Развитие познавательных универсальных действий на уроках музыки осуществляется за счёт приобщения к шедеврам мировой музыкальной культуры – народному, профессиональному музыкальному творчеству. Это способствует формированию целостной художественной картины мира, воспитанию патриотических убеждений, развитию творческого, символического, логического мышления, воображения, памяти и внимания, что в целом активизирует познавательное и социальное развитие учащегося (сравнение, анализ, обобщение, построение рассуждений, выдвижение предположений и подтверждающих их доказательств; адекватное восприятие музыкальных произведений, осознание многозначности содержания их образов и т.д.)[21].

Критерии сформированности познавательных УУД на уроках музыки:

- самостоятельное выделяет и формулирует познавательную цель;

- выделяет необходимую информацию;

- осознанно выстраивает речевое высказывание в устной и письменной форме;

- извлечение необходимой информации из прослушанных фрагментов различных жанров;

- свободная ориентация и восприятие музыки.

- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

- сравнение, выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;

- подведение под понятие, выведение следствий, установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений;

- выдвижение гипотез и их обоснование [21].

Музыкально-образовательная деятельность не существует изолированно от других видов деятельности. Знания, сведения даются детям не сами по себе, а в процессе восприятия музыки, исполнительства и творчества.

Нами была рассмотрена таблица «Формирование познавательных УУД на уроке музыки». В ней отражены критерии познавательных УУД, виды и способы деятельности, при помощи которых можно развивать познавательные УУД на уроках музыки.


Таблица 1.1.

Формирование познавательных УУД на уроке музыки

Критерии УУД

Виды деятельности

Способы деятельности

Самостоятельное формулирование познавательной цели

1. Исследовать и выявлять общность истоков и особенности народной и профессиональной музыки

2. Исследовать историю создания музыкальных инструментов

1. Определять цель учебной деятельности с помощью учителя, самостоятельно, искать средства её осуществления через: распознавание существенных признаков, свойств и явлений, с помощью наблюдения, сравнения, анализа; распознавание культурных отношений с другими явлениями

Самостоятельное формулирование познавательной цели

1. Наблюдение за музыкой в жизни человека

2. Различать настроения, чувства и характер человека

3. Выявлять сходство и различия музыкальных и живописных образов

4. Различать на слух старинную и современную музыку

Умение работать с информацией через: сравнение конкретно-чувственных и иных данных

- анализ и синтез

- сериацию - упорядочение объектов по выделенному основанию, классификацию, обобщение

- установление аналогий

Знаково-символическое моделирование

1. Знакомиться с элементами нотной записи

2. Моделировать в графическом рисунке особенности песни, танца, марша.

3. Исполнять мелодии с ориентацией на нотную запись

Знаково-символическое моделирование нотного текста через:

- кодирование/замещение

- декодирование/считывание

- умение использовать наглядные модели

- построение модели и работа с ней

Анализ объектов с целью выделения признаков

1. Знакомиться с элементами нотной записиМоделировать в графическом рисунке особенности песни, танца, марша.

2. Исполнять мелодии с ориентацией на нотную запись

Анализ (расчленение целого на части) - процесс мысленного или фактического познания музыкального произведения в виде разъединения его цельного содержания на составные части

Синтез как составление целого из частей

1. Находить (обнаруживать) общность интонаций в музыке, живописи, поэзии

2. Сходство и различия русских и западноевропейских произведений религиозного искусства

3. Выявлять особенности народного и профессионального музыкального творчества

Синтез (составление целого из частей) - объединение элементов музыкального языка в единое целое; рассмотрение связей произведения с многообразными историко-стилистическими свойствами и чертами

 Продолжение таблицы 1.1.

Выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов

1. Подбирать стихи и рассказы, соответствующие настроению музыкальных пьес и песен

2. Подбирать изображения знакомых музыкальных инструментов к соответствующей музыке

3. Узнавать по звучанию различные виды музыки из произведений программы

Сериация (упорядочение объектов по выделенному основанию) и классификация (отнесение предмета к группе на основе заданного признака):

- узнавать по звучанию различные виды и жанры музыки,

- группы инструментов, инструменты различных видов оркестра, музыкальные голоса и т.д.

Установление аналогий: подбор стихов и рассказов

Познавательные универсальные действия на уроке музыки: сравнение, анализ, обобщение, построение рассуждений, выдвижение предположений и подтверждающих их доказательств; адекватное восприятие музыкальных произведений, осознание многозначности содержания их образов, существования различных интерпретаций одного произведения; выполнение творческих задач, не имеющих однозначного решения; реализация собственных творческих замыслов, подготовка своего выступления и само выступление с аудио-, видео - и графическим сопровождением; удовлетворение потребности в культурно-досуговой деятельности, в расширении и углублении знаний в области музыкального искусства [11].

Они обеспечивают учащимся умение:

-слушать собеседника и вести диалог; участвовать в коллективном обсуждении, принимать различные точки зрения на одну и ту же проблему; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения понимать сходство и различие разговорной и музыкальной речи;

-понимать композиционные особенности устной (разговорной, музыкальной) речи и учитывать их при построении собственных высказываний в разных жизненных ситуациях;

-приобрести опыт общения со слушателями в условиях публичного предъявления результата творческой музыкально-исполнительской деятельности.

Эффективность урока, направленная на формирование познавательных учебных действий, во многом зависит от использования учителем разнообразных видов деятельности. К ним можно отнести: слушание музыки, интонационно-образный анализ; исполнение произведений; пластическое интонирование; «перевод» (умение перенести художественный образ, смысл произведения с одного вида искусства на другой); игра; моделирование; проектная деятельность; участие в концертах, конкурсах, фестивалях [2]. На наш взгляд, развитие познавательных УУД является знакомство детей с балетным творчеством П.И. Чайковского.

В следующей главе мы рассмотрим возможности развития познавательных УУД на уроках музыки через приобщение младших школьников к балетному творчеству П.И. Чайковского.

Выводы по 1 главе

Универсальные учебные действия – это обобщенные действия, открывающие возможность широкой ориентации учащихся, – как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание учащимися ее целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик.Познавательные действия являются существенным ресурсом достижения успеха и оказывают влияние как на эффективность самой деятельности и коммуникации, так и на самооценку, смыслообразование и самоопределение учащегося.

Младший школьный возраст является наиболее благоприятным периодом для формирования познавательных универсальных учебных действий, так как все виды деятельности, в том числе и учебная деятельность, в этом возрасте способствуют развитию познавательной сферы.

Познавательные универсальные действия на уроках музыки осуществляется за счёт приобщения к шедеврам мировой музыкальной культуры – народному, профессиональному музыкальному творчеству. Это способствует формированию целостной художественной картины мира, развитию творческого, символического, логического мышления, воображения, памяти и внимания, что в целом активизирует познавательное и социальное развитие учащегося.

Эффективность урока, направленная на формирование познавательных учебных действий, во многом зависит от использования учителем разнообразных видов деятельности. К ним можно отнести: слушание музыки, интонационно-образный анализ; исполнение произведений; пластическое интонирование; «перевод» (умение перенести художественный образ, смысл произведения с одного вида искусства на другой); игра; моделирование; проектная деятельность; участие в концертах, конкурсах, фестивалях. На наш взгляд, развитие познавательных УУД возможно через знакомство детей с балетным творчеством П.И. Чайковского.


ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УУД МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ПРИОБЩЕНИЯ К БАЛЕТНОМУ ТВОРЧЕСТВУ П.И. ЧАЙКОВСКОГО

2.1.Балетное творчество П.И. Чайковского и его возможности развития познавательных УУД

Петра Ильича Чайковского по праву можно назвать одной из крупнейших фигур русской музыкальной истории. Его наследие, как композитора, представлено как оркестровыми произведениями, так фортепианными миниатюрами. Помимо сочинения музыки Чайковский также занимался педагогикой, дирижировал оркестрами и выступал в роли критика.

Петр Ильич Чайковский родился 25 апреля (7 мая) 1840 года в городе Воткинск в многодетной семье инженера. В доме Чайковского часто звучала музыка. Его родители увлекались игрой на фортепиано, органе.В биографии Чайковского важно отметить, что уже в возрасте пяти лет он уже умел играть на фортепиано, еще через три года превосходно играл по нотам. В 1849 году семья Чайковских переехала в Алапаевск, а затем в Санкт-Петербург [26].

Многие концерты Чайковского были написаны во время работы в консерватории. Опера «Ундина»(1869) не была поставлена, автор уничтожил ее. Лишь небольшая часть ее позже была представлена как балет Чайковского «Лебединое озеро».В 1878 году он покидает консерваторию и уезжает заграницу. В то же время Чайковский близко общается с Надеждой фон Мекк – богатой поклонницей его музыки. Она ведет с ним переписку, поддерживает его материально и морально [25].

Обращение П.И.Чайковского к жанру балета не случайно. Его дарованию свойственно ощущение пластичности музыки. Нередко в его операх, симфониях, романсах используются танцевальные ритмы. Балеты Чайковского открывают историю русского классического балета. До Чайковского музыка в балете играла вспомогательную роль. В его балетах именно музыка в единстве с танцем стала выразителем содержания. Это подлинно драматические произведения. Музыка каждого танца, оркестровые эпизоды между ними соединены не механически, а определены содержанием. Чайковский в балете не нарушает традиции, но изменяет смысл музыки. Все классические формы подчинены раскрытию основной темы. П.И.Чайковский умел передавать в музыке мысли, переживания, чувства человека – столкновение добра и зла, надежду на счастье, преодоление жизненных препятствий. Его музыка очень мелодична, мелодии близки народным. Его музыку знают и любят люди разных стран.

Список балетов Чайковского состоит всего из трех спектаклей.

«Лебединое озеро». Это балетная постановка, состоящая из четырех актов. Музыка к балету, который первоначально назывался «Озеро лебедей», была написана Чайковским в 1875-1876 годах. Премьера спектакля прошла в 1877 году на сцене Большого театра. Либретто было написано русским драматургом Владимиром Бегичевым. По некоторым сведениям, в создании либретто принимал участие солист театра Василий Герцель и сам Чайковский. Хореографическая часть лежала на плечах чешского балетмейстера В. Рейзингера [25].

Однако спектакль фактически был провален, а постановка признана неудачной. Возможно, именно по этой причине Чайковский долгое время не работал над сочинением музыки для балетов. Однакопопытки переработать именно эту постановку предпринимались время от времени.

Лишь спустя 13 лет после написания знаменитого «Лебединого озера» Чайковский обратился к балету –«Спящая красавица». Этот спектакль задуман был как красочное представление по сказке Шарля Перро с завершающей феерией из кадрилей в исполнении героев других перровских сказок – от Синей бороды до Кота в сапогах.Премьера постановки состоялась в январе 1890 года в Мариинском театре (Санкт-Петербург).

К известным балетам Чайковского в декабре 1892 года прибавился «Щелкунчик». Премьера его состоялась в Мариинском театре. Либретто написал все тот же М. Петипа, переосмыслив сказку немецкого писателя-романтика Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король» и написанную на ее основе историю А. Дюма-отца.

П.И. Чайковского по праву можно назвать композитором, который создавал произведения для детей. Если обратиться к балетному творчеству, то мы можем увидеть, что некоторые балеты написаны на основе детских сказок – это приводит к пониманию сюжетной линии и качественному восприятию музыки, она будет понятна младшим школьникам.

По нашему мнению, приобщение к балетному творчеству П.И. Чайковского способствует развитию познавательных универсальных учебных действий.

На уроке возможность определять цель учебной деятельности с помощью учителя, самостоятельно, искать средства её осуществления через: распознавание существенных признаков, свойств, с помощью наблюдения, сравнения, анализа балетов П.И. Чайковского, распознавание культурных отношений, в основу балетов взяты сюжеты разных авторов.

Умение работать с информацией через: анализ балетов, классификацию, обобщение, установление аналогий. Изучение историй создания балетов. Находить общность интонаций в музыке, литературе и сценических образах. Подбирать стихи и рассказы, соответствующие настроению балетов. Узнавать по звучанию различных фрагментов балеты П.И. Чайковского.

Восприятие музыки является ведущим видом деятельности, т.к. исполнительство и творчество базируется на ярких музыкальных впечатлениях. Слышать характер, следить за развитием образа, слышать смену интонации, настроения. Знакомство с балетным творчеством П.И. Чайковского – сложный процесс, в основе которого лежит способность слышать, переживать музыкальное содержание как художественно-образное отражение действительности [18].

Творчество П. И. Чайковского открывают младшим школьникам не с больших симфонических полотен, «взрослых» по своему тонусу и драматизму сочинений, а с мелодий песен, танцев, маршей, –в которых композитор максимально приближен по дистанции к детям. Марш из «Щелкунчика», вальс из «Спящей красавицы», танец из «Лебединого озера» –вот первые шаги знакомства младших школьников с творчеством Чайковского. Это знакомство с Чайковским– с его поэтической красотой, возвышенной одухотворенностью и, вместе с тем, русской песенностью. Нежность и красота – две наиболее яркие грани, которые освещают школьникам путь постижения музыки Чайковского.

        

2.2. Анализ возможностей программ для развития познавательных учебных действий младших школьников на уроках музыки

Программа «Музыка» младших школьников, рассчитанная на четыре года обучения, предназначена для общеобразовательных учреждений различного типа. Она разработана на основе обязательного минимума содержания начального общего образования.

Нами было рассмотрено 2 программы предмета «Музыка» – Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. и Алеева В.В.

Целью программы Е.Д. Критской является формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников. Основным видом музыкальной деятельности выступает восприятие музыки и расширение интонационно-образного словаря, багажа музыкальных впечатлений. Программа направлена на постижение закономерностей возникновения и развития музыкального искусства в его связях с жизнью, разнообразия форм его проявления и бытования в окружающем мире, специфики воздействия на духовный мир человека на основе проникновения в интонационно-временную природу музыки, ее жанрово-стилистические особенности. Структуру программы составляют разделы, в которых обозначены основные содержательные линии, указаны музыкальные произведения.

Впервые дети знакомятся с творчеством П.И.Чайковского в 1 классе – в теме «Душа музыки – мелодия» –анализируют произведения из «Детского альбома», но знакомство с балетным творчеством Чайковского происходит в теме «Добрый праздник среди зимы», где они знакомятся с балетом «Щелкунчик» [13].

Во 2-ом классе ученики продолжают знакомиться с фортепианным циклом «Детского альбома» П.И.Чайковского, к сожалению, балетное творчество П.И. Чайковского не затронуто [14].

В 3-м классе узнают персонажей из балета «Спящая красавица» П.И Чайковского, подбирают соответствующие характеру краски для каждого персонажа [15].

В 4-ом классе слушают пьесу «Зимнее утро» из «Детского альбома» П.И Чайковского. Слушают фортепианную пьесу П.И Чайковского «У камелька» из альбома «Времена года». Вспоминают пьесы из «Детского альбома» и первый концерт для фортепиано с оркестром. Знакомства с балетным творчеством нет [16].

Исходя из анализа программы по музыке авторов Критской Е.Д. и Сергеевой Г.П. можно сделать вывод, что знакомство с балетным творчеством П.И. Чайковского происходит лишь в двух темах – 1 и 3 классов.

Программа В.В. Алеева (1-4кл) продолжает позитивные традиции в области музыкально-эстетического образования школьников. Данная программа во многом учитывает позитивные традиции в области музыкально-эстетического образования дошкольников, сложившиеся в отечественной педагогике. Преимущественной содержательной и концептуальной опорой стали главные положения программы, созданной под научным руководством Д. Б. Кабалевского.

Цель предмета «Музыка», в начальной школе заключается в формировании основ духовно-нравственного воспитания школьников через приобщение к музыкальной культуре как важнейшему компоненту развития личности

Задачи предмета «Музыка» заключаются в следующем:

- привить любовь и уважение к музыке как к предмету искусства;

- научить воспринимать музыку как важную часть жизни человека;

- способствовать формированию эмоциональной отзывчивости, любви к окружающему миру;

- привить основы художественного вкуса;

- научить видеть взаимосвязи между музыкой и другими видами искусства;

- обучить основам музыкальной грамоты.

Музыкальную основу программы составляют произведения композиторов-классиков, охватывающие временной диапазон от эпохи барокко до наших дней, народная музыка России и стран ближнего и дальнего зарубежья, образцы духовной музыки, а также значительно обновленный репертуар композиторов-песенников. Особо отметим, что песенный материал не столько выполняет вспомогательную, «иллюстративную» функцию, сколько играет самоценную смысловую роль в освоении содержания программы.

Знакомство с творчеством  П.И Чайковского происходит в 1-ом классе  в теме «Мелодии и краски весны»  слушают и анализируют «Старинную французскую песенку» П.И Чайковского, балетное творчество не затронуто [4].

Во 2-ом классе ученики знакомятся с балетным творчеством П. И Чайковского, в теме «Рождественский балет П.И Чайковского «Щелкунчик»слушают увертюру №4 «Сражение», поют песню Мышильды, говорят о ее характере. В теме «Для чего нужен музыкальный размер?» слушают фрагменты «Вальса» из балета П.И Чайковского «Спящая красавица» [5].

В 3-м классе в теме «Музыка в храме» детям предлагается послушать пьесу «В церкви» из «Детского альбома» П.И Чайковского  размышляют о характере пьесы [6].

В 4-ом классе слушают «Торжественную увертюру 1812 год» П.И Чайковского и говорят о ее характере в теме «Россия  священная наша держава, Россия – любимая наша страна» [7].

Исходя из анализа программы В.В. Алеева, мы можем увидеть, что знакомство с творчеством П.И. Чайковского происходит в каждом классе, но знакомство с балетным творчеством происходит эпизодически. Можно сделать вывод, что знакомство с балетным творчеством П.И. Чайковского в программах Критской Е.Д. и Алеева В.В. происходит редко, на наш взгляд.

Для того чтобы развитие познавательных УУД на уроках музыки происходило успешнее, мы предлагаем  включить во внеурочную работу,знакомство с балетным творчеством П.И. Чайковского. Как может происходить развитие познавательных УУД через знакомство с творчеством П.И. Чайковского нами рассмотрено в следующем параграфе.

2.3. Развитие познавательных универсальных учебных действий в процессе анализа музыкальных фрагментов балетов П.И. Чайковского

В настоящее время урок музыки в школе нуждается в такой организации, где процесс обучения должен быть направлен не на передачу готового опыта музыкальной деятельности, накопленного в истории существования человечества, а на освоение способов быть сопричастным к этому опыту, самому осваивать, преобразовывать и пополнять его. Эти способы в школьной практике принято называть универсальными учебными действиями [9].

Младший школьный возраст является наиболее благоприятным периодом для формирования познавательных универсальных учебных действий, так как  все виды деятельности, в том числе слушание музыки и анализ музыкальных произведений в этом возрасте способствуют развитию познавательной сферы.

Внимание, память, воображение, мышление, восприятие приобретают характер большей произвольности. Ребенок осваивает способы самостоятельного управления ими. Более того, в умственном плане осваиваются классификация, сравнение, действия моделирования, становящиеся предпосылкам формирования в будущем познавательных универсальных действий [10].

Приобщение к миру музыки требует специальной подготовки. На уроке музыки она осуществляется в различных видах деятельности, ведущее место среди которых занимает восприятие. Формирование его – длительный и трудоемкий процесс, в основе которого лежит способность слышать и эмоционально переживать содержание музыкальных образов. Каждый проанализированный музыкальное фрагмент балета способен обогатить музыкальную культуру ребенка, углубить его эстетические переживания, приблизить к постижению красоты [18].

Актуализация жизненного опыта школьников осуществляется несколькими взаимосвязанными способами:

-в первом случае после восприятия музыки учащимся предлагается выразить свое собственное отношение к фрагменту балета и дать ему оценку;

-во втором случае в ходе обсуждения прослушанного фрагмента балета сначала выявляется отношение к различным жизненным явлениям, их оценка отдельных черт личности, поведения героя, а затем дается задание сопоставить свои отношения с теми, которые выразил в музыке композитор;

- третий способ можно условно назвать организацией общения школьников средствами искусства. Он состоит в том, что учащимся предлагается дополнить фрагменты произведениями литературы, изобразительного искусства, которые выражали бы их собственное отношение героям.

Исходя из этого, может быть выстроена поэтапная система проведения художественно-педагогического анализа музыки.

Схема 1

Модель художественно-педагогического анализа

Опора на жизненный опыт школьников значительно повышает их эмоциональную и мыслительную активность, формирует личностно-смысловое отношение к музыкальным фрагментам, к балетному творчеству [18].

В ходе обсуждения прослушанной музыки учащиеся вступают в диалог, который должен поощряться, поддерживаться; именно диспуты, если они достаточно содержательны, способствуют формированию собственного мнения, учат опираться на личную позицию, вырабатывать свое отношение к музыкальному (и не только музыкальному) материалу. Углублению эмоционального восприятия музыки будут способствовать произведения изобразительного искусства: репродукции картин, которые близки по своему идейно-художественному содержанию, образности, жизненной первооснове к слушаемому произведению, если они передают похожее настроение.

Живопись дополняет музыку, даёт возможность глубже её воспринимать, расширяет кругозор [11].

 Во вступительном слове перед слушанием очень полезно привлекать и литературный материал: стихи можно читать отрывки из прозы, рассказов, повестей, романов. Например, при слушании фрагментов балета «Щелкунчик» следует зачитать фрагменты сказки Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король».

Очень полезно привести выдержки из писем или высказываний самого композитора. 

Второй блок – осознанное отношение к музыке, то есть анализ (интонационно-образный, жанрово-стилевой), который опирается на усвоение знаний о природе музыки, специфике и значения ее языковых средств и требует формирования у учащихся умения выделять интонационные комплексы, приемы их развития, выявлять жанровые и стилевые признаки в музыкальных фрагментов.

В процессе анализа учитель использует «Карту восприятия»(Приложение 2), направленную  на формирование у младших школьников представлений о взаимосвязи содержания произведения и его средств выразительности. Получая из урока в урок навык вслушиваться в развертывание музыкальной ткани, обогащая свои теоретические познания, учащиеся постепенно научатся слышать и понимать значение выразительных средств музыки (регистр, темп, лад, размер, ритм, сила звучности, звуковедение, мелодия, тембр...)[8].

В итоге же художественно-педагогического анализа у всех детей должно создаться правильное представление о балете в целом, его авторе, названии, характере, средствах музыкальной выразительности.

Заключительный этап восприятия фрагмента – повторное слушание.

Главное, чтобы все вопросы, как при первоначальном, так и при повторном слушании активизировали детей, вовлекали в музыкальный процесс, вызывали эмоциональный отклик.

Третий блок – деятельно-практическое, творческое отношение к музыке не только в процессе ее восприятия, но и в процессе исполнения даже небольших фрагментов.

На этом этапе включены творческие задания, при выполнении которых происходит самовыражение индивидуальности, личности ученика через творчество. Можно устроить концерт-загадку. Дети должны узнать фрагмент балета, назвать его. Чтобы лучше запомнить мелодию музыкального произведения, сравнить ее с другой, можно предложить учащимся музыкальную игру «Маскарад», являющуюся контролирующим методом. Знакомое произведение исполняется с изменением средства музыкальной выразительности.

В учебниках по музыке Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевойпредусмотрены творческие задания на формирование у школьников  универсальных познавательных действий: сравнение и классификация музыкальных явлений на основании избранных критериев, анализ музыкальных явлений с целью выделения существенных признаков, синтез, составление целого из частей, поиск оснований целостности музыкального произведения, определение причинно-следственных связей различных этапов «музыкальной истории» произведения, построению логической цепи рассуждений, выведению доказательства; выдвижение гипотез и их обоснование.

Свобода ориентации учащихся в музыкальном произведении достигается посредством оперирования разными типами тесно связанных между собой моделей: пластической, графической, вербальной, знаково-символической. Данные модели позволяют школьникам выделять существенные характеристики изучаемой музыки, сравнивать различные фрагменты звучания произведения, выявлять своеобразие этапов развития музыкальной драматургии, свободно оперировать разными вариантами звучания тем-образов, формируя у школьников умение подробно, тезисно, выборочно передавать содержание музыки в разных видах музыкальной деятельности [3].

Для организации процесса анализа музыкальных произведений эффективным оказывается применение способов логической помощи учащимся, вопросов, на которые можно поймать великое множество идей (классификация американского психолога Бенджамина Блума):простые вопросы, уточняющие вопросы, или «правильно ли я тебя поняла?», вопросы-интерпретации, оценочные, творческие, практические вопросы(Приложение 1).Каждый тип вопроса активизирует, вовлекает в работу какую-то сторону мышления, так учитель может сознательно управлять мышлением учеников.

Таким образом, мы видим, что при восприятии и анализе музыкальных фрагментов балетов П.И.Чайковского, возможно развитие познавательных УУД на уроках музыки.

Выводы по 2 главе

По нашему мнению, приобщение к балетному творчеству П.И. Чайковского способствует развитию познавательных универсальных учебных действий. Нами было рассмотрено 2 программы предмета «Музыка» под редакциями – Критской Е.Д., Алеева В.В.

Целью программы Е.Д. Критской является формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников.

Программа В.В. Алеева (1-4кл) продолжает позитивные традиции в области музыкально-эстетического образования школьников.

В рассмотренных программах мы обнаружили, что знакомство с балетным творчеством П.И. Чайковского происходит эпизодически. Исходя из этого, мы предлагаем ввести во внеурочную и внеклассную деятельность темы, которые посвящены знакомству с балетным творчеством.

Умение работать с информацией через: анализ балетов, классификацию, обобщение, установление аналогий. Изучение историй создания балетов. Находить общность интонаций в музыке,  литературе и сценических образах. Подбирать стихи и рассказы, соответствующие настроению балетов. Узнавать по звучанию различных фрагментов балеты П.И. Чайковского помогут развитию познавательных УУД.

Опора на жизненный опыт школьников значительно повышает их эмоциональную и мыслительную активность, формирует личностно-смысловое отношение к музыкальным фрагментам, к балетному творчеству.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Целью образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться, при создании условий для повышения образовательного и воспитательного потенциала образовательных учреждений. Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Качество усвоения знаний определяется многообразием и характером видов универсальных действий. Основу универсальных учебных действий (УУД) составляет учебно-деятельностный подход.

УУД призваны конкретизировать требования к результатам образования и дополнить традиционное содержание образовательно – воспитательных программ.В результате формирования УУД в начальной школе по предмету «Музыка»: в сфере познавательных УУД учащиеся научатся воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие его компоненты, использовать знаково-символические средства, в том числе овладеют действием моделирования. Назначение учебного предмета «Музыка» в реализации данного подхода заключается в том, чтобы формировать личностные, познавательные, регулятивные и коммуникативные универсальные учебные действия через содержание самого предмета «Музыка» и релевантных способов организации музыкально-образовательной деятельности. Музыкальная культура школьников формируется в процессе активной музыкальной деятельности. Это и пение, и пластическое интонирование, игра на детских музыкальных инструментах и др.

Восприятие музыки является ведущим видом деятельности, т.к. исполнительство и творчество базируется на ярких музыкальных впечатлениях. Слышать характер, следить за развитием образа, слышать смену интонации, настроения. Слушание музыки – сложный процесс, в основе которого лежит способность слышать, переживать музыкальное содержание как художественно-образное отражение действительности. Для повышения качества восприятия нужно использовать различные подходы, приемы и методы развития восприятия музыки. Важнейшим методом является наглядно-слуховой. Это исполнение музыкального произведения учителем или прослушивание и просмотр записи. Такой записью может быть фрагмент балета П.И. Чайковского.

Творчество П.И. Чайковского очень многогранно. Это один из немногих композиторов 19 века, работавший во всех музыкальных жанрах: опере, балете, симфонии, концерте; сочинивший массу замечательных вокальных и инструментальных произведений для детей балеты, «Детский альбом», «Времена года». Наверное, не зря композитор старался охватить как можно больше жанров музыки. Ведь это даёт больше возможности передать настроение, раскрыть внутренний мир человека с его переживаниями, чувствами, состоянием души. Тонкий и глубокий психолог, Чайковский с огромной эмоциональной силой и убедительностью отразил духовный мир современников.

Таким образом, развитие познавательных УУД возможно через знакомство с балетным творчеством П.И. Чайковского.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что цель и задачи, которые ставились нами в начале исследования, были достигнуты путем изучения и анализа психолого-педагогической и научно-методической литературы, систематизации, сравнения и сопоставления литературы по теме исследования.

В дипломной работе мы планируем разработатьцикл бесед по балетному творчеству П.И. Чайковского в рамках внеурочной деятельности, который будет способствовать развитию познавательных УУД младших школьников.


БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

  1. Алеев, В.В. «Музыка. 1 класс»: Учебник для учащихся 1 класса /В.В. Алеев, Т.Н. Кичак. –  М., Дрофа, 2013.
  2. Алеев, В.В. «Музыка. 2 класс»: Учебник для учащихся 2 класса /В.В. Алеев, Т.Н. Кичак. –  М., Дрофа, 2013.
  3. Алеев, В.В. «Музыка. 3 класс»: Учебник для учащихся 3 класса /В.В. Алеев, Т.Н. Кичак. – М., Дрофа, 2013
  4. Алеев, В.В. «Музыка. 4 класс»: Учебник для учащихся 4 класса /В.В. Алеев, Т.Н. Кичак. –  М., Дрофа, 2013
  5. Асмолова, А.Г. Виды универсальных учебных действий: Как проектировать учебные действия в начальной школе. От действия к мысли [Текст] / А. Г. Асмолова. - М.: Академия, 2010. - 338 с.
  6. Балакирева, С. Л. Развитие музыкального восприятия младших школьников / С. Л. Балакирева // Коллеги - педагогический журнал Казахстана. – URL: http://collegy.ucoz.ru/publ/79-1-0-18333 (дата обращения: 10.12.2018)
  7. Безбородова, Л. А. Теория и методика музыкального образования. Учебное пособие / Л. А. Безбородова // ВикиЧтение. – URL: https://educ.wikireading.ru/14013 (дата обращения: 5.12.2018)
  8. Воронюк, Ю. С. Музыка как средство воспитания ребенка / Ю. С. Воронюк // Студенческий научный форум. – URL: https://rae.ru/forum2012/195/295 (дата обращения: 13.12.2018)
  9. Данилин, В. С. Современные программы по музыке / В. С. Данилин // Studfiles. – URL: https://studfiles.net/preview/2416006/page:2/ (дата обращения: 26.11.2017)
  10. Дни и годы П. И. Чайковского. Летопись жизни и творчества /Под ред. В. Яковлева. – Лейпциг: М, 1940. — 188с.
  11. Елисеева Д. С. Возрастные возможности формирования познавательных универсальных учебных действий младшего школьника [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Уфа, март 2013 г.). -  Уфа: Лето, 2013. - С. 91-94.-URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/68/3543/ (дата обращения: 6.01.2019).
  12. Кондратьева, Л. М. Музыка выпрямляет душу / Л. М. Кондратьева // Детский сад.ру. – URL: http://www.detskiysad.ru/ped/ped084.html (дата обращения: 18.11.2018)
  13. Критская, Е.Д. Музыка.  2 класс. Учебник /Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Шмагина Т.С. (2005, 128с.). –  М., Дрофа, 2005. – 128с.
  14. Критская, Е.Д. Музыка. 1 класс. Учебник /Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Шмагина Т.С. (2005, 128с.). –  М., Дрофа, 2005. –  128с.
  15. Критская, Е.Д. Музыка. 1 класс. Учебник /Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Шмагина Т.С. (2005, 128с.). – М., Дрофа, 2005. –  127с.
  16. Критская, Е.Д. Музыка. 3 класс. Учебник /Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Шмагина Т.С. (2005, 128с.). – М., Дрофа, 2005. – 128с.
  17. Медведева, Н. В. Формирование и развитие универсальных учебных действий в начальном общем образовании [Текст] / Н. В. Медведева // Начальная школа плюс до и после. - 2011. - № 11. – С. 59.
  18. Музыка. Музыкально-эстетическое воспитание. 1-4 классы /Авт.-сост. Н. А. Терентьева. –  М, 1994. –  265с.
  19. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. – М.; ООО «Издательство ЭЛПИС», 2003. – 369 с.
  20. Осмоловская, И. М. Формирвание универсальных учебных действий у учащихся начальных классов [Текст] / И. М. Осмоловская, Л. Н. Петрова // Начальная школа. - 2012. - № 10. – С. 6.
  21. Рослякова С. В. К вопросу о структуре познавательной компетентности: // Актуальные задачи педагогики: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Чита, июнь 2012 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2012. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/59/2464/ (дата обращения: 11.12.2018).
  22. Сластенин, В. А. Педагогика: учебник для студ. Учреждений сред.проф. образования / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов. – М.: ИЦ «Академия», 2015. – 496 с.
  23. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. – М.: Просвещение, 2013. – 41 с.
  24. Харламов, И. Ф. Педагогика: Учебник / И. Ф. Харламов. – Минск: «Унiверсiтэцкае», 1998. – 439 с.
  25. Чайковский П.И. Полное собрание сочинений. Литературные произведения и переписка /. – М, 1962. — 289с.

ПРИЛОЖЕНИЕ


Приложение 1

043.jpg

Приложение 2

Безымянный.png