Педагогический опыт

Леонтьева Регина Раилевна

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА

Тема опыта: «Использование методики глобального чтения на логопедических занятиях с обучающими с расстройством аутистического спектра»

Автор педагогического опыта: Леонтьева Регина Раилевна, учитель-логопед ГБОУ РМ «Саранская общеобразовательная школа для детей с ограниченными возможностями здоровья»

Актуальность педагогического опыта

Актуальность использования глобального чтения на логопедическиз занятиях с обучающими с расстройством аутистического спектра основывается на необходимости развития коммуникативных навыков у данной категории детей. Расстройство аутистического спектра часто сопровождаются проблемами в общении и социализации, что затрудняет их успешное взаимодействие с окружающим миром.

Освоение навыков чтения позволяет детям с аутизмом улучшить свою коммуникативную компетенцию, расширить словарный запас и развить понимание текста. Кроме того, глобальное чтение способствует развитию когнитивных функций, таких как внимание, память и логическое мышление. Использование данного метода при работе с этой категории детей помогает эффективно структурировать процесс обучения и создать подходящую базу для работы с ними [1].

Таким образом, актуальность использования методики глобального чтения при логопедической работе, заключается в повышении эффективности коррекционного процесса и улучшении качества жизни этих детей. Я надеюсь, что данная информация будет полезной для практической работы с этой особенной категорией детей.

Идея педагогического опыта

Идея использования глобального чтения при работе с обучающимися с расстройством аутистического спектра в данном случае на логопедических занятиях, основывается на понимании, что каждый ребенок имеет свои индивидуальные способы восприятия и обработки информации. Вместо традиционных подходов, которые часто ориентированы на навыки декодирования букв и слов, я предлагаю учитывать особенности аутистического мышления и использовать комплексный подход к развитию чтения.

Основная идея заключается в том, чтобы помочь ребенку с аутизмом развить умение видеть большую картину текста, а не только отдельные слова или фразы. Это достигается через введение в коррекционно-логопедическую работу методику глобального чтения, таких стратегий, как сканирование текста на ключевые слова или фразы, поиск главной идеи или структуры текста.

Важным аспектом этой идеи является создание безопасной и структурированной среды для обучающихся, которая учитывает индивидуальные потребности ребенка с расстройством аутистического спектра. Использование визуальных подсказок, игровых элементов или интерактивных заданий может помочь лучше усваивать информацию и развивать навыки чтения.

Теоретическая база опыта

Работа с  детей с расстройством аутистического спектра (РАС) является сложной и многогранной задачей, которая сопровождается проблемами социального взаимодействия, коммуникации и поведения, что может затруднить усвоение грамотности. Поэтому необходимы теоретические основы, которые помогут понять особенности обучения таких детей. Данной проблеме посвящены работы большого количества специалистов, таких как: Баенская Е.Р., Веденина М.Ю., Виноградова К.Н., Хаустова А.В. и др.

Одной из важных теорий, лежащих в основе обучения таких детей чтению, является теория мозговой асимметрии (Павлова И.П.). Согласно этой теории, у некоторых детей с РАС наблюдается нарушение баланса между активностью правого и левого полушарий головного мозга, что может оказывать негативное влияние на процесс формирования навыков чтения. В связи с этим, эффективные методы обучения должны учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка и стараться создать условия для активации обоих полушарий.Теоретическая база использования метода глобального чтения при работе с детьми с расстройством аутистического спектра включает в себя ряд ключевых аспектов.

Во-первых, необходимо учитывать особенности коммуникативного и когнитивного развития детей с расстройством аутистического спектра, такие как ограниченные интересы, повторяющиеся движения и трудности в социальном взаимодействии.

Во-вторых, подходы к обучению должны быть индивидуализированными и основываться на принципах приемлемости для каждого ребенка. Это может включать использование визуальных поддержек, структурированные задания и применение методов поведенческой терапии.

Третий аспект состоит в том, чтобы создавать мотивацию и интерес к чтению у детей с расстройством аутистического спектра. Для этого я использую поощрительные системы, игровые элементы или материалы, которые соответствуют индивидуальным интересам ребенка [2, с. 148].

Наконец, эффективное использование глобального чтения требует постоянного сотрудничества между специалистами, педагогами и родителями. Разработка индивидуальных программ, постоянный мониторинг прогресса и адаптация подходов важны для достижения успехов в обучении детей с расстройством аутистического спектра.

Новизна

Новизна использования метода глобального чтения заключается в использовании теоретических основ, которые учитывают специфические особенности развития и функционирования детей с РАС. В отличие от обычных методик обучения чтению, предлагаемые мной новые подходы учитывают индивидуальные потребности каждого ребенка и предполагают специально разработанные стратегии.

Одной из ключевых новаций является использование визуальных подсказок и символов, которые помогают детям с расстройством аутистического спектра лучше понимать содержание текстов. Это может быть использование картинок, символов или жестов, которые ассоциируются с определенными словами или фразами. Такой подход позволяет детям более эффективно узнавать и запоминать слова, повышая их мотивацию к чтению [3, с. 227].

Кроме того, данный подход также акцентирует внимание на социальном контексте чтения. Создаются комфортные условия для детей с расстройством аутистического спектра, принимая во внимание учет их индивидуальных предпочтений и потребностей. Это может включать использование специального места для чтения, временные рамки и структурированные задания.

Технология опыта

Одним из важных аспектов глобального чтения является использование технологий, что будет эффективным инструментом в поддержке развития навыков чтения и коррекционно-логопедической работе.

Одной из техник, основанных на использовании технологии, является аудио-книга. Аудио-книги позволяют детям с расстройством аутистического спектра слушать текст и одновременно следить за ним на странице. Это помогает им развивать навыки связывания звуков и букв, а также улучшает понимание прочитанного материала.

Другой полезной технологией являются интерактивные приложения для чтения. Эти приложения предлагают ребенку возможность активного взаимодействия с текстом, например, через игровые элементы или задания на поиск скрытых объектов. Такие приложения могут стимулировать интерес к чтению и помочь детям лучше понять содержание текста.

Также в своей работе я использую компьютерные программы, которые помогают детям улучшить навыки чтения («Говорящие картинки», «Игры со словами», «Смотри и говори», «Логовест» и т.д.) Эти программы  предлагают индивидуализированные задания и обратную связь, а также в них можно адаптировать уровень сложности материала в соответствии с потребностями каждого ребенка.

Результативность опыта

Результативность использования глобального чтения на логопедических занятиях при работе с обучающимися с расстройством аутистического спектра, является важным показателем эффективности данного подхода. Согласно исследованиям, систематическое обучение глобальному чтению может значительно улучшить навыки чтения у детей с аутизмом.

Одной из основных причин успеха этого метода является его фокус на развитие целостного восприятия текста, в отличие от традиционных методик, ориентированных на дешифровку букв и слов. Обучение глобальному чтению позволяет детям с аутизмом лучше понимать контекст и связи между словами, что способствует развитию их когнитивных функций.

Опыт также показывает положительную корреляцию между обучением глобальному чтению и повышенной мотивацией у детей с аутизмом. Логопедические занятия, основанные на интересующих ребенка темах и использовании его предпочтений, стимулируют его активное участие и создают благоприятную обстановку для коррекционной работы и обучения.

Список литературы

  1. К вопросу об актуальности проблемы социальной адаптации детей с растройством аутистического спектра. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: https://infourok.ru/k-voprosu-ob-aktualnosti-probl... (18.11.2017).

  2. Веденина, М. Ю. Адаптация методов поведенческой терапии для формирования социально-бытовых навыков у детей с аутизмом: дисс. канд. психол. наук: 19.00.10/ Мария Юрьевна Веденина. – Москва: ИКП РАО, 2000. – 251 с.

  3. Виноградова, К. Н. Речь и коммуникация при расстройствах аутистического спектра// Аутизм и нарушения развития. – 2015. Том 13, №2. – 384 с.