Контрольно-диагностические материалы учителя индивидуального обучения на дому по русскому языку для 2 класса.

Вакуленкова Марина Дмитриевна

Предлагаемый  контрольно-диагностический инструментарий целесообразно использовать для учета результативности усвоения образовательной программы детьми с нарушением интеллекта по русскому языку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poyasnitelnaya_zapiska.docx23.04 КБ
PDF icon 2_kl_rus.pdf731.25 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

Предлагаемый  контрольно-диагностический инструментарий целесообразно использовать для учета результативности усвоения образовательной программы детьми с нарушением интеллекта. Контрольные работы составлены на основе адаптированной основной общеобразовательной  программы образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями в соответствии с требованиями ФГОС УО  

Перед учителем индивидуального обучения на дому   работающим с детьми имеющими  ОВЗ  встает проблема – оценка знаний учащихся с выраженным недоразвитием интеллекта. С одной стороны – рекомендации авторов программ для обучения детей с выраженным недоразвитием интеллекта, с другой – требования контролирующих организаций по оценке знаний учащихся.

Для решения этой проблемы были разработаны примерные  тексты контрольных работ.  Учитель индивидуального обучения на дому может вносить свои изменения в текст контрольной работы руководствуясь индивидуальными особенностями своего ученика. Данные контрольно-измерительные материалы позволяют оценить эффективность работы учителя индивидуального обучения и оценить знания, умения и навыки учащихся. Работа учителя в данном направлении носит системный характер, но имеет специфические особенности. В начале учебного года проводится вводный срез для выявления уровня «начальных или остаточных» знаний учащихся, которые должны были быть сформированы в предшествующие годы. Результаты контрольных работ являются отправной точкой для планирования индивидуального дифференцированного подхода к каждому ученику. Рубежный срез проводится в течение учебного года в конце  учебной четверти и служит показателем правильности выбранного учителем направления индивидуальной коррекционной работы. Итоговые контрольные работы проводятся в конце учебного года и служат основанием для заключения о результативности выбранного образовательного маршрута.

Критерии оценивания.

 Продолжительность выполнения контрольных заданий на уроке составляет 15 –20 минут, в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка.  По окончании выполнения работы учителем заполняется схема анализа контрольной работы (приложение 1). Способ выполнения заданий условно обозначается в баллах:  

  • Ученик выполнил задание с помощью учителя – 1 балл.

  Ученик выполнил задание с частичной помощью учителя – 2  балла.

   Ученик выполнил задание самостоятельно – 3 балла.

Это позволит:

  • дать качественную и количественную оценку каждого из задания, выполненного учащимся;
  • определить уровень сформированности учебного навыка у ребенка с ОВЗ.

Для проведения контрольных работ учитель может использовать как распечатанные тексты, так и записывать их ученику в тетрадь. Можно использовать карточки, в которых учащиеся впишут, дорисуют или выделят отдельные буквы, цифры, геометрические фигуры. Содержание заданий контрольных работ незначительно отличаются по годам обучения. Это обусловлено тем, что расширение объёма изучаемого материала и увеличение степени его сложности происходит очень медленно, изучаемый материал в течение всех лет обучения постоянно повторяется.

Результаты анализа контрольных работ, выполненных учащимися помогут учителю надомного обучения  своевременно принять меры для устранения наметившихся пробелов в знаниях и умениях детей, спланировать адекватную коррекционную и развивающую работу. Специалисты, входящие в состав школьного консилиума, смогут произвести корректировку индивидуального образовательного маршрута для ребенка.

Данная оценка контрольно-диагностических  письменных  работ обучающихся позволяет учителю индивидуального обучения  грамотно строить коррекционный учебно-воспитательный процесс обучения  на дому.

Критерии выставления отметок по результатам выполнения контрольных срезов в системе баллов для каждого задания из контрольной работы.

Указания к оцениванию

Баллы

Проведены все необходимые преобразования и/или рассуждения, приводящие к ответу, получен верный ответ самостоятельно или с помощью учителя.

3

Проведены все необходимые преобразования и/или рассуждения, но допущена одна или две незначительных ошибки, в результате чего получен неверный ответ.

 ( допускается помощь учителя)

2

Самостоятельно или с помощью учителя  не проведены все необходимые преобразования и/или рассуждения.  Приведены неверные рассуждения.

В рассуждениях допущено более двух ошибок.  

1

Максимальный балл за одно задание в контрольной работе.

3

Система оценивания выполнения всей контрольно-диагностической  работы.

Максимальный балл за выполнение работы -12.

Рекомендации по переводу первичных баллов в отметки по пятибалльной шкале.

Отметка по пятибалльной шкале

«2»

«3»

«4»

«5»

Первичные баллы

0-4

5-8

8-10

10-12

Общие указания к системе оценивания в условиях коррекционного образования.

        Процесс обучения не может осуществляться бесконтрольно. Проверить качество и уровень знаний учеников можно в результате выполнения конкретных заданий из учебника или составленных педагогом с учетом требования программы и индивидуальных особенностей ребенка.

Условным отражением оценки является отметка, выраженная в баллах. В настоящее время в отечественной дидактике принята 4-х балльная система оценки знаний, умений учащихся: «5» – отлично; «4» – хорошо; «3» – удовлетворительно; «2» – неудовлетворительно. В системе специальной школы единого подхода к оцениванию знаний учащихся до сих пор нет.  Оценка знаний учащихся коррекционной школы носит индивидуальный характер, а каждый учитель, зная возможности учащихся, вправе повысить или снизить отметку.

Формируя у детей с нарушениями интеллекта правильное отношение к достигнутым результатам, учитель не должен постоянно завышать или занижать отметку, так как в дальнейшем учащиеся будут считать, что хорошую отметку можно получить без особых стараний.

Отметку «1» детям с нарушением интеллекта желательно не ставить.

«5» («отлично») – уровень выполнения требований значительно выше удовлетворительного: отсутствие ошибок как по текущему, так и по предыдущему учебному материалу; не более одного недочета, два недочета приравниваются к одной ошибке; логичность и полнота изложения.

«4» («хорошо») – уровень выполнения требований выше удовлетворительного: использование дополнительного материала, полнота и логичность раскрытия вопроса; самостоятельность суждений, отражение своего отношения к предмету обсуждения.

 Наличие 2–3 ошибок или 4–6 недочетов по текущему учебному материалу; не более 2 ошибок или 4 недочетов по пройденному материалу; незначительные нарушения логики изложения материала; использование нерациональных приемов решения учебной задачи; отдельные неточности в изложении материала.

«3» («удовлетворительно») – достаточный минимальный уровень выполнения требований, предъявляемых к конкретной работе; не более 4–6 ошибок или 10 недочетов по текущему учебному материалу; не более 3–5 ошибок или не более 8 недочетов по пройденному учебному материалу; отдельные нарушения логики 327 изложения материала; неполнота раскрытия вопроса.

 «2» («плохо») – уровень выполнения требований ниже удовлетворительного: наличие более 6 ошибок или 10 недочетов по текущему материалу; более 5 ошибок или более 8 недочетов по пройденному материалу; нарушение логики, неполнота, «нераскрытость» обсуждаемого вопроса, отсутствие аргументации либо ошибочность ее основных положений.

Негрубыми ошибками считаются:

– ошибки, допущенные в процессе списывания числовых данных (искажение, замена);

– ошибки, допущенные в процессе списывания знаков арифметических действий;

 – нарушение в формировании вопроса (ответа) задачи;

– нарушение в правильности расположения записей, чертежей;

 – небольшая неточность в измерении и черчении. При оценивании письменной контрольной работы возможна отметка «за общее впечатление от письменной работы». Сущность ее состоит в определении отношения учителя к внешнему виду работы (аккуратность, эстетическая привлекательность, чистота, оформление работы и др.). Эта отметка ставится как дополнительная, в журнал не вносится.

Таким образом, в тетрадь (и в дневник) учитель выставляет две отметки (например 5/3): за правильность выполнения учебной задачи (отметка в числителе) и за общее впечатление от работы (отметка в знаменателе).

Снижение отметки «за общее впечатление от работы» допускается, если:

 – в работе имеется не менее 2 неаккуратных исправлений;

– работа оформлена небрежно, плохо читаема, в тексте много зачеркиваний, клякс, неоправданных сокращений слов, отсутствуют поля и красные строки. Данная позиция учителя в оценочной деятельности позволит более объективно оценивать результаты обучения и «развести» ответы на вопросы «чего достиг ученик в освоении предметных знаний» и «каково его прилежание и старание».

(Письмо Министерства общего и профессионального образования РФ, 1998.)


Предварительный просмотр: