Рабочие программы

Митрофанова Кристина Сергеевна

В 2019 году начала преподавать ОРКСЭ и ОДНКНР для 4-5 классов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 7

Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан»

        

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по основам духовно-нравственной культуры народов России

наименование учебного  предмета

для 5А, 5Б, 5В, 5Г классов

на 2019  / 2020      учебный год

Митрофанова Кристина Сергеевна,

 учитель  ОДНКНР

Пояснительная записка

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты:

- Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России; знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

- формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, а также на основе положительного отношения к труду;

- осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

- формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

- формирование целостного мировоззрения, учитывающего духовное многообразие современного мира;

- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми;

- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми достигать в нем взаимопонимания.

Предметные результаты:

- Воспитание способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию; воспитание веротерпимости, уважительного отношения к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию;

- знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве;

- формирование представлений об основах светской этики;

понимание значения нравственности в жизни человека, семьи и общества.

Метапредметные результаты:

- Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.

К концу обучения учащиеся научатся:

- Воспроизводить полученную информацию, приводить примеры из прочитанных текстов; оценивать главную мысль прочитанных текстов и прослушанных объяснений учителя.

- Определять нормы и правила жизни нашего общества и государства.

- Раскрывать важнейшие нравственные понятия: честь и достоинство, совесть и порядочность, сострадание и милосердие, правда и ложь и многие другие.

- Сравнивать главную мысль литературных, фольклорных и законодательных текстов. Проводить аналогии между героями, сопоставлять их поведение с общечеловеческими духовно-нравственными ценностями.

- Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения, анализировать высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства.

- Создавать по изображениям (художественным полотнам, иллюстрациям) словесный портрет героя.

- Оценивать поступки реальных лиц, героев произведений, высказывания известных личностей.

- Работать с исторической картой: находить объекты в соответствии с учебной задачей.

- Использовать информацию, полученную из разных источников, для решения учебных и практических задач.

            - Высказывать предположения о последствиях неправильного (безнравственного) поведения человека.

             - Оценивать свои поступки, соотнося их с правилами нравственности и этики; намечать способы саморазвития.

             - Работать с историческими источниками и документами.

             - Терпимому отношению к другим народам, пониманию особенностей их культуры.

Содержание программы

Введение.

Знакомство с новым учебником. Повторение пройденного в 4 классе.

Тема 1. Гражданин России.

Понятия гражданин и гражданство. Конституция — Основной закон РФ. Основные права и обязанности граждан РФ. Выполнение обязанностей — гражданский долг каждого гражданина России. Управление государством. Президент, Председатель Правительства, министр. Федеральное Собрание. Совет Федерации. Государственная Дума. Столица, герб, флаг, гимн Российской Федерации. Уважительное отношение к символам государства.

Тема 2. Порядочность.

Понятие порядочности. Связь слов порядочность и порядок. Качества порядочного человека: справедливость, внутренняя стойкость, смелость, решительность. Взаимосвязь порядочности, благородствадостоинства, великодушия. Общественная ценность порядочности.

Тема 3. Совесть.

Понятие совести. Совесть — важнейшая составная часть порядочности человека. Чувство угрызения совести. Развитие чувства совести. Умение понять и простить. Правдивость и ее цена. Взаимосвязь совести и сострадания, совести и стыда. Совесть — «внутренний голос человека». Жить по законам совести. Несовместимость совести с эгоизмом и корыстолюбием. Кодекс взаимоотношений одноклассников.

Тема 4. Доверие и доверчивость.

Доверие — важнейшее качество личности. Понятие доверия. Признаки личного доверия. Возникновение доверительных отношений. Доверие и доверчивость. Правила установления доверительных отношений. Что значит потерять доверие. Понятие самодоверия. Как следует поступить в экстренных случаях. Телефон доверия. Психологическая помощь.

Тема 5. Милосердие и сострадание.

Понятие милосердия. Общественная ценность милосердия. Взаимосвязь сострадания и милосердия, милосердия и жалости. Антиподы милосердия. Обязанности учащихся по отношению к другим людям. Проявление интереса к жизни другого человека, стремление ему помочь. Человеколюбие. Правила милосердия. Воспитание милосердия. Умение понять и простить.

Тема 6. Правда и ложь.

Правда и неправда, полуправда, ложь. Правда — то, что соответствует действительности. Ложь — намеренное искажение действительности. ИскренностьЧестность. Взаимосвязь правдивости и душевного покоя. Святая ложь. Из истории лжи.

Тема 7. Традиции воспитания.

ТрадицияСословия: крестьяне, казаки, купцы, дворяне. Традиции воспитания у разных сословий. Дворяне России, их традиции и правила поведения. Требования к воспитанию и домашнему обучению мальчиков и девочек. Дворянский этикет.

Тема 8. Честь и достоинство.

Родовая и сословная честь. Представление рыцарей средневековой Европы о чести. Дворянская честь. Дуэль — способ решения вопросов чести. Цена честного слова. Чувство долга. Поступки достойные и недостойные. ДостоинствоБлагородство — высшее проявление человеческого достоинства. Герои Великой Отечественной войны 1941—1945 гг. и наших дней. Патриоты России. Проявление патриотизма учащихся.

Тема 9. Терпимость и терпение.

Отношение к людям иной национальности, религии, культуры, привычек и убеждений. Российское многонациональное государство. Что такое терпимость (толерантность). Уважение свободы другого человека, проявление великодушия и расположенности к другим людям. Роль мигрантов в жизни наших городов. Правила толерантного общения. Различие понятий терпение и терпимость.

Тема 10. Мужество.

Понятие мужества. Смелость и решительность, сила духа, продуманность действий, самоконтроль, преодоление чувства страха и неуверенности. Убежденность в необходимости и полезности действий в чрезвычайных обстоятельствах. Повседневное проявление мужества. Взаимосвязь вечных ценностей — чести, достоинства, благородства, доброты, дружбы. Примеры мужества. Умение защитить своих близких и себя. Тренировка мужества. Героизм — высшее проявление мужества. Кавалеры ордена Мужества.

Тема 11. Равнодушие и жестокость.

Проявления жестокости детей и их последствия. Умение и желание контролировать свои поступки. Равнодушие и жестокость. Жизнь человека — высшая ценность. Насилие в отношении детей — нарушение прав человека. Вред сквернословия.

Тема 12. Самовоспитание.

Соблюдение норм нравственности — важнейшее общественное требование. Дисциплинированность и сознательная дисциплина. Умение контролировать свои дела и поступки. Правила учебной работы в группе. Умение осознать ошибки и больше их не повторять. Воспитание воли. Познание своих положительных и отрицательных качеств. Планирование предполагаемых действий, оценка результатов. Путисамообразования и самовоспитания. Воспитание чувства самоуважения.

Тема 13. Учись учиться.

Цель обучения в школе. Приемы работы учащихся со школьным учебником. Выработка у учеников уверенности в себе и своих делах. Приемы работы учеников на уроке. Рекомендации по развитию воли. Умение распределять внимание. Совершенствование памяти подростка. Правила и приемы запоминания. Сочетание труда умственного и физического.

Тема 14. Речевой этикет.

Средства речи и правила их использования в разных жизненных ситуациях. Начало, основная часть и завершение беседы. Употребление личных местоимений ты и вы. Правила знакомства детей и взрослых. Обращения с просьбой к незнакомым людям в магазине, на транспорте. Формы обращения. Правила общения подростков. Что значит быть эрудированным собеседником. Значимость излагаемой информации. Правила беседы. Человека красят не столько слова, сколько дела. Этикет разговора по телефону.

Тема 15. Мои права и обязанности.

Права и обязанности учащихся. Соблюдение правил школьного распорядка. Обязанность посещения учащимися школьных занятий, добросовестного учебного труда. Участие в

самообслуживающем труде. Единство действий классного руководителя и родителей учащихся. Требования к поведению учащихся в школе. Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.

Итоговое повторение.

Тематическое планирование.

№ п/п

Тема

Количество часов

5 класс

1

Введение

1

2

Гражданин России

1

3

Порядочность 

1

4

Совесть

1

5

Доверие и доверчивость 

1

6

Милосердие и сострадание 

1

7

Правда и ложь 

1

8

Традиции воспитания 

1

9

Честь и достоинство 

1

10

Терпимость и терпение 

1

11

Мужество

1

12

Равнодушие и жестокость 

1

13

Самовоспитание

1

14

Учись учиться 

1

15

Речевой этикет 

1

16

Мои права и обязанности 

1

17

Итоговое повторение 

1

СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания

методического объединения

учителей гуманитарного

МБОУ «СОШ № 7 ЗМР РТ»

от «28»  августа   2019  г.   № 473

_________________            _________________

подпись руководителя МО                      Ф. И. О.

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора  по УР

_________________       _________________

подпись                                   Ф. И. О.

        Приказ  

от «29»  августа   201    г.  

473



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

 «Средняя общеобразовательная школа № 7

Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по основам светской этики

для 4-х классов

на 2019/2023 учебный год

Митрофанова Кристина Сергеевна,

учитель ОРКСЭ

Пояснительная записка

В рамках изучения предмета в 4-х классах планируется работать над достижением следующих результатов (согласно ООП  НОО МБОУ «СОШ № 7 ЗМР РТ»).

Обучение по программе курса «Основы светской этики» должно быть направлено на достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания.

Требования к личностным результатам:

-формирование основ российской гражданской идентичности, развитие чувства гордости за свою Родину;

-формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий; воспитание доверия и уважения к представителям разных народов и вероисповеданий, уважительного и бережного отношения к их культуре;

- становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций; осознание ценности человеческой жизни;

-формирование национальной и гражданской самоидентичности, осознание своей этнической и национальной принадлежности;

-развитие самостоятельности и ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах и общечеловеческих ценностях, социальной справедливости и свободе;

-развитие этических чувств как регулятора морального поведения;

-воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний и рефлексии;

-развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов, искать компромиссы в спорных ситуациях и договариваться о конструктивном решении спорных вопросов;

-развитие мотивации к продуктивной созидательной деятельности;

-формирование бережного отношения к материальным и духовным ценностям.

Требования к метапредметным результатам:

- овладение способностью понимания и сохранения целей и задач учебной деятельности; поиска оптимальных средств ее достижения;

- формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять и находить наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в процесс их реализации на основе оценки и учета характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;

- совершенствование умений в различных видах речевой деятельности и коммуникативных ситуациях; адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;

- совершенствование умений в области работы с информацией, осуществления информационного поиска для выполнения учебных заданий;

- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;

- овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

- формирование готовности слушать собеседника и вести диалог; готовности признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; умения излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

- совершенствование организационных умений в области коллективной деятельности, умения определять общую цель и пути ее достижения, умения договариваться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Требования к предметным результатам:

- знание, понимание и принятие личностью ценностей: Отечество, семья как основы религиозно-культурной традиции многонационального народа России;

- знакомство с общечеловеческими нормами морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;

- понимание значения нравственности в жизни человека и общества;

-освоение основополагающих понятий курса «Основы светской этики»;

-формирование умения устанавливать взаимосвязь между культурой, моралью и повседневным поведением людей; анализировать жизненные ситуации, нравственные проблемы и сопоставлять их с нормами культуры и морали; формирование личностной и гражданской позиции по отношению к различным явлениям действительности;

-развитие эстетической сферы, способности к эмоциональному отклику на произведения искусства; ценностного отношения к памятникам истории и культуры; формирование общекультурной эрудиции.

Ожидаемые результаты формирования УУД

В области познавательных общих учебных действий обучающиеся получат возможность совершенствовать:

- умения в области работы с информацией, осуществления информационного поиска для выполнения учебных заданий;

- навыки смыслового чтения текстов различных стилей и жанров;

- логические действия анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

В области коммуникативных общих учебных действий обучающиеся получат возможность:

- совершенствовать умения в различных видах речевой деятельности и коммуникативных ситуациях;

- адекватно использовать речевые средства и средства информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;

- совершенствовать умения осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;

- формировать готовность слушать собеседника и вести диалог; готовности признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную;

- совершенствовать умения излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения, интерпретацию и оценку событий, явлений и фактов.

В области регулятивных общих учебных действий обучающиеся получать возможность:

- совершенствовать способностью понимания и сохранения целей и задач учебной деятельности; поиска оптимальных средств ее достижения;

- формировать и совершенствовать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

- определять и находить наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в процесс их реализации на основе оценки и учета характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;

- совершенствовать организационные умения в области коллективной деятельности, умения определять общую цель и пути ее достижения, умения договариваться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

В области личностных общих учебных действий обучающиеся получат возможность:

- формировать основы российской гражданской идентичности, развивать чувство гордости за свою Родину;

- формировать образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий;

- развивать доверие и уважение к представителям разных народов и вероисповеданий, уважительного и бережного отношения к их культуре;

- развивать самостоятельность и ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах и общечеловеческих ценностях, социальной справедливости и свободе;

- развить этические чувства как регулятор морального поведения;

- воспитывать доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание;

- развивать начальные формы регуляции своих эмоциональных состояний и рефлексии;

- развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов, искать компромиссы в спорных ситуациях и договариваться о конструктивном решении спорных вопросов;

- развивать мотивацию к продуктивной созидательной деятельности;

- формировать бережное отношение к материальным и духовным ценностям.

Содержание курса «Основы религиозной культуры и светской этики» (35 часов)

Введение

Знакомство с учебником.

Тема 1.

Понятия гражданин и гражданство. Конституция – Основной закон РФ. Основные права и обязанности граждан РФ. Выполнение обязанностей – гражданский долг каждого гражданина России. Управление государством. Президент, Правительство. Федеральное Собрание. Совет Федерации. Государственная Дума. Столица, герб, флаг, гимн Российской Федерации. Уважительное отношение к символам государства.

Тема 2. Этика и этикет.

Понятие порядочность. Связь слов порядочность и порядок. Качества порядочного человека: справедливость, внутренняя стойкость, смелость, решительность. Взаимосвязь порядочности, благородства, достоинства. Общественная ценность порядочности.

Тема 3. Вежливость.

Понятие вежливость. Вежливость – важнейшая составная часть порядочности человека. Развитие чувства вежливости и уважения. Умение понять и простить. Правдивость и её цена. Взаимосвязь совести и сострадания, совести и стыда. Вежливость– «внутренний голос человека». Жить по законам вежливости. Несовместимость совести с эгоизмом и корыстолюбием. Кодекс взаимоотношения одноклассников.

Тема 4. Добро и зло.

Добро – важнейшее качество личности. Понятия добра и зла.. Признаки личного доверия. Возникновение доверительных отношений. Доверие и доверчивость. Правила установлений доверительных отношений. Что значит потерять доверие. Понятие самодоверия. Как следует поступить в экстренных случаях. Телефон доверия. Психологическая помощь.

Тема 5. Дружба и порядочность.

Понятие дружбы. Общественная ценность порядочность. Взаимосвязь сострадания и порядочности, милосердия и жалости. Антиподы милосердия. Обязанности учащихся по отношению к другим людям. Проявление интереса к жизни другого человека, стремление ему помочь. Человеколюбие. Правила дружбы. Воспитание милосердия. Умение понять и простить.

Тема 6. Честность и искренность.

Понятия честность и искренность. Правда–то, что соответствует действительности. Ложь – намеренное искажение действительности. Правдивость. Искренность. Честность. Взаимосвязь правдивости и душевного покоя. Святая ложь. Хитрость.

Тема 7. Гордость и гордыня.

Понятия гордость и гордыня. Чувство собственного достоинства человека, самоуважение. Традиции воспитания у разных сословий. Дворяне России, их традиции и правила поведения. Нормы морали. Любовь и уважение к Отечеству. Государство и мораль гражданина. Этикет.

Тема 8. Обычаи и обряды русского народа.

Что такое обычай и обряд. Из истории обряда бракосочетания на Руси. Образцы нравственности в культуре Отечества. Этикет. Проявление патриотизма учащихся.

Тема 9. Терпение и труд.

Отношение к людям иной национальности, религии, культуры, привычек и убеждений. Россия – многонациональное государство. Что такое терпимость (толерантность). Уважение свободы другого человека, проявление великодушия и расположенности к другим людям. Роль мигрантов в жизни российских городов. Правила толерантного общения. Различие понятий терпение и терпимость. Трудовая мораль. Методы нравственного самосовершенствования.

Тема 10. Семья.

Семья- объединение людей разного возраста, основанное на кровно-родственных связях. Из истории семьи. Семья на Руси. Имя и фамилия. Фамилия- наследственное семейное имя. Происхождение фамилии. Роль родителей в современной семье. Крепость и стабильность семьи. Родословная семьи

Тема 11. Семейные традиции

Традиция – передача из поколения в поколение правил поведения в семье, семейных обычаев и обрядов. Разнообразие традиций, собственные традиции семьи, их создание.

Тема 12. Сердце матери.

Роль матери в семье. День матери в России. Традиция празднования Дня матери у народов мира. Материнская любовь. Мать и счастье - неразделимые понятия. Мать-творец человека. Подарить радость маме. Бережное отношение детей к родителям, родным и близким

Тема 13.Правила твоей жизни.

Цель обучения в школе. Приёмы работы учащихся со школьным учебником. Выработка у учеников уверенности в себе и своих делах. Приёмы работы учеников на уроке. Рекомендации по развитию воли. Умение распределять внимание. Совершенствование памяти подростка. Правила и приёмы запоминания. Сочетание труда умственного и физического.

Тема 14. Праздники народов России.

Праздники: государственные, светские, религиозные, школьные, семейные. Происхождение Масленицы. Великий пост. Христианские праздники: Пасха, Рождество Христово, Крещение. Мусульманские праздники: Рамадан-байрам, Курбан- байрам. Буддийские праздники

Тема 15. Защитники Отечества.

23февраля-День защитника Отечества. Состав Вооружённых сил РФ Страницы Родины с 13до 20 в., Невская битва, сражение на Чудском озере, Куликовская битва, борьба с поляками в 17 в,, подвиги полководца А. В. Суворова, Отечественная война 1812г., Великая Отечественная война 1941-1945г,, Защита Родины-долг каждого гражданина РФ. Служба в Вооруженных силах РФ-почётная обязанность.

Тема 16. Религии народов мира.

Мировые религии: православие, мусульманство, буддизм. Священные книги. Храмы и святыни. Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях народов мира

Промежуточная аттестация (тестирование). Итоговое повторение.

Тематическое планирование

№ п/п

Тема

Количество часов

4 класс

1

Основы светской этики

27

2

Основы религиозных культур народов России

6

3

Контрольная работа

1

4

Итоговое повторение

 

1

СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания

методического объединения

учителей ________________________

МБОУ «СОШ № 7 ЗМР РТ»

от «___»  _________ 201  г.   № ____

_________________            _________________

подпись руководителя МО                      Ф. И. О.

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора  по УР

_________________       _________________

подпись                                   Ф. И. О.

        Приказ  

от «29»  августа   2019    г.  

473