Эссе "Я - учитель"

Горшкова Надежда Петровна

Эссе «Я- учитель»

Горшкова Надежда Петровна, учитель начальных классов

муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

основной общеобразовательной школы - интерната

для учащихся с ограниченными возможностями здоровья № 22 г. Томска

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esse._ya-_uchitel.docx25.3 КБ

Предварительный просмотр:

Эссе «Я- учитель»

Горшкова Надежда Петровна, учитель начальных классов

муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

основной общеобразовательной школы - интерната

для учащихся с ограниченными возможностями здоровья № 22 г. Томска

Плох тот учитель, который не учится

Или учится совсем мало.

М.Горький.

Хорошо помню себя  в детстве, в семье я – четвертый ребенок, самая младшенькая, «последыш», как называли меня мама и папа. А старшие братья и сестра уже учились в школе…как же я им завидовала. Моим самым заветным желанием было желание поскорее пойти в школу. Сколько слез я пролила, глядя на то, как другие дети шли по утрам учиться, а мне говорили, что я еще маленькая, нужно немного потерпеть.

И вот наконец-то наступил тот долгожданный день- 1 сентября, моё  1 сентября! Я –ученица 1 класса! Сколько радости, счастья! И наша первая учительница- Вера Михайловна!  

Я всегда с удовольствием бежала в свой класс, к своим любимым одноклассникам, к нашему любимому  учителю. Я всегда считала, что нашему классу очень повезло с классным руководителем. Наша Вера Михайловна была для нас самой красивой, самой доброй, самой веселой, не смотря на то, что она всегда относилась к нам очень требовательно. Она учила нас уважать старших, по выходным дням наш класс во главе с Верой Михайловной ходили к ветеранам ВОВ и к пожилым людям, помогали им складывать дрова, навести чистоту в ограде. Мы готовили праздничные программы для всей школы. Участвовали в спортивных соревнованиях и конкурсах. А еще,  мне очень нравилось, как Вера Михайловна ведет урок, гордилась, когда она хвалила меня, и конечно же, мечтала быть такой, как она. С возрастом моя мечта не изменилась. Закончив школу,  я поступила в педагогическое училище, окончив которое пошла работать в детский сад. Но все-таки профессия учителя оставалась для меня мечтой, поэтому я поступила в педагогический университет, который закончила с красным дипломом.

И вот я снова в школе! Но теперь я- учитель! Учитель начальных классов! Как же здорово это звучит!

Каждый день с радостью и гордостью я переступаю порог своей любимой школы, где всегда кипят страсти, где перемешались детство и зрелость, наука и искусство, реальная жизнь и мечты. С каждым годом я все больше утверждаюсь в мысли, что школа- это то удивительное место, где должны работать только люди с добрыми, «горячими» сердцами, умеющие слушать, слышать, сопереживать. Люди, которые умеют быть разными:  требовательными, веселыми, строгими, любящими. Потому, что без радости, тепла и света в своей душе трудно и даже невозможно пробудить в душе ребенка ростки любви и счастья, добра и нежности, которые так необходимы каждому человеку.

Конечно, не все так гладко в работе учителя. В молодости, когда я только мечтала стать учителем, я даже не имела представления о другой стороне «медали» выбранной профессии. Я не задумывалась о том, сколько сил и терпения отнимает «общение с трудными родителями», «подготовка к урокам», проверка тетрадей, «объяснение мужу, почему  после всех отведенных уроков надо задерживаться в школе», звонки от родителей детей после рабочего дня и многое другое.

Но все эти трудности меркнут, когда видишь утром радостные глаза своих учеников, их улыбки, слышишь их смех. Как приятно видеть их любопытный взгляд, видеть их интерес к тому, что ты им рассказываешь. Каждый из них здороваясь, норовит тебя обнять, и даже поцеловать в щечку. А некоторые просто называют тебя мамой. Как удивительно видеть их взросление, то, как они меняются, становятся взрослыми.

Мой педагогический стаж 27 лет. И все эти годы я не просто учитель, я - учитель в  школе – интернате для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Многие, когда узнают об этом, округляют глаза и испугано спрашивают: «Бедная, и что ты с ними там делаешь? Как ты с ними справляешься?». А я отвечаю: «Ничего! Я их просто люблю. Люблю своих детишек и все». Да, с ними  сложнее.  Им надо больше внимания, терпения  и любви.  Работая с такими детьми нужно быть готовым ко всему в любую минуту.

Нужно уметь понимать и договариваться с неговорящими детьми (не только понять, но и научить), нужно выбрать ту громкость в объяснении материала, которая будет комфортна ребенку с  расстройством аутистического спектра, подобрать посильное задание по ручному труду для ребенка с детским церебральным параличом. И все эти дети учатся в одном классе. И каждый из них требует индивидуального подхода, как на уроке, так и на перемене. И со всем этим я должна справиться так, чтобы никто не заметил моего смущения или растерянности. Я должна помочь этим деткам научиться жить в современном обществе, чувствовать себя комфортно среди сверстников. Я – учитель,  моя задача чтобы каждый ребенок, приходя в школу, чувствовал себя успешным.

Важно не только дать детям знания,  но гораздо важнее –помочь этим детям найти себя в будущем, помочь им адаптироваться в современном мире,  научить их общаться, привить им навыки самообслуживания, научить  культуре поведения в обществе, научить быть самостоятельными, иметь свою точку зрения и уметь её отстаивать. Уметь различать добро и зло, противостоять грубости и лицемерию. Простыми словами  чаще всего невозможно этого детям  разъяснить, да им это и не интересно. В обучении и воспитании детей с умственной отсталостью  мне помогают  приемы театральной педагогики. На сцене дети проигрывают различные ситуации, перевоплощаются в различных героев, учатся вести себя в различных ситуациях.   Выступая перед зрителями,  чувствуя себя артистами, переживая успех, эти дети раскрываются, приобретают чувство уверенности, успешности.  

У. Глассер писал: «Если ребенку удается добиться успеха в школе. У него есть все шансы на успех в жизни». И я помогаю  детям добиться этого успеха, если не на уроке, то на сцене, а если не на сцене, то в игре, если не в игре, то участвуя и побеждая в различных конкурсах, выставках.

Приближаясь к своему профессиональному юбилею, я точно сформулировала для себя девиз: Не останавливайся на достигнутом!, мой принцип: Не навреди!  Важно воспринимать и принимать каждого ребенка таким, каков он есть. Важно уметь поддержать ребенка, дать ему уверенность в своих силах, уверенность в том, что его любят, что его ценят. И всегда надо двигаться вперед. Жизнь меняется вокруг и учитель должен идти в ногу со временем, чтобы было интересно его ученикам.

И вот я снова в школе! Я – учитель, и я учусь всегда, у своих коллег, своих детей. В своей профессии я просто не имею права стоять на месте. Я постоянно должна учиться, учиться и учиться! Для того, чтобы учить других - я должна постоянно учиться сама. Я учусь создавать на уроке атмосферу доброжелательности и комфорта для учеников. Учусь организовывать работу на уроке таким образом, чтобы дети не чувствовали усталости, чтобы им не было скучно, а наоборот, чтобы им было интересно, увлекательно. Использую на уроке разнообразные виды деятельности, учу работать в парах, в группах. А это очень сложно для детей с особыми образовательными потребностями.

И вот я снова в школе! Мои выпускники приводят ко мне своих детей. Вот оно признание и призвание. Уверенность мне придают мои выпускники, которые нашли свое место в нашем обществе, которые пишут мне, звонят и рассказывают о том, что у них все хорошо, говорят мне слова благодарности. Это придает мне сил и желание работать и учиться, учиться, и учиться…

Уважаемый читатель, то что написано выше, это совсем не значит то, что я должна быть целиком и полностью погружена в свою работу и меня больше ничего не должно интересовать. Совсем наоборот! В первую очередь меня окружают мои родные и близкие люди: мой муж, мои дети, мои внуки, родители и просто друзья, с которыми я  отдыхаю, развиваюсь и черпаю вдохновение для своего профессионального роста. У меня есть любимые занятия, которые помогают мне расслабиться: я очень люблю петь, люблю кататься на лыжах и многое другое. Нельзя принадлежать только  работе. Из этого ничего хорошего не получится. Учитель не должен быть «занудой». Он должен быть разносторонней личностью, тогда с ним будет интересно, легко и комфортно. Я горжусь, тем, что я -  учитель. И мои дети на вопрос: «Кем работает твоя мама?» с гордостью  отвечают: «Моя мама - учитель»! И я, отдав любимой работе столько лет жизни, с гордостью  могу сказать: «Я-учитель!»