Работа с детьми.

Ершова Ирина Юрьевна

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение МБДОУ детский сад №1 « Аленушка » Проект «Использование сказкотерапии в работе педагога-психолога ДОУ» подготовила: педагог-психолог, Ершова Ирина Юрьевна .

Слайд 2

«Сказка развивает внутренние силы ребенка, благодаря которым человек не может не делать добра, то есть учит сопереживать .» В.А.Сухомлинский

Слайд 3

Актуальность Дети, как и взрослые, все разные. К каждому нужно подобрать свой ключик. Э.Фромм отмечал: «Способность ребенка удивляться познавать, умение находить решение в нестандартных ситуациях – это нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта». Один ребенок более склонен сочинять и рассказывать, другой не может усидеть на месте, и с ним необходимо постоянно двигаться. Третий любит что-то мастерить своими руками; четвертый обожает рисовать…. То, как человек рисует, лепит, рассказывает, сочиняет, является ключом к познанию его внутреннего мира. Комбинируя различные приемы сказкотерапии , можно помочь каждому ребенку прожить многие ситуации, с аналогами которых он столкнется во взрослой жизни, и значительно расширить его мировосприятие и способы взаимодействия с миром и другими людьми. Сказка служит для ребенка посредником между реальностью и окружающим миром. Она приобщает его и к жизни, и к тысячелетней человеческой культуре. На примерах сказочных героев дети учатся разбираться в людских характерах. Ведь в сказочных ситуациях, при всей их фантастичности, много весьма жизненных, легко распознаваемых ребенком моментов.

Слайд 4

Сказкотерапия – это нaбop cпocoбoв пepeдaчи знaний o дyхoвнoм пyти дyши и coциaльнoй peaлизaции чeлoвeкa , кaк вocпитaтeльнaя cиcтeмy , cooбpaзнyю дyхoвнoй пpиpoдe чeлoвeкa .

Слайд 5

Цели и задачи: Цель сказкотерапии - активизация в ребенке творческого, созидающего начала, раскрытие глубин собственного внутреннего мира, развитие его самосознания. Задачи сказкотерапии : Создать условия для развития творческого воображения, оригинальности мышления. Формировать позитивное отношение ребенка к своему «Я». Развивать саморегуляцию , умение снимать эмоциональное напряжение Развивать умения преодолевать трудности и страхи. Развивать воображение, творческие способности, речь Формировать навыки конструктивного выражения эмоций.

Слайд 6

Виды сказок: художественные сказки – это народные и авторские; дидактические сказки создаются педагогом для подачи учебного материала, при этом абстрактные символы (цифры, буквы, звуки, арифметические действия и пр.) одушевляются; психокоррекционные сказки создаются для мягкого влияния на поведение ребёнка, имеют ограничение по возрасту. Под коррекцией здесь понимается «замещение» неэффективного стиля поведения на более продуктивный, а также объяснение ребенку смысла происходящего; психотерапевтические сказки раскрывают глубинный смысл происходящих событий; медитативные сказки создаются для накопления положительного образного опыта, снятия психоэмоционального напряжения.

Слайд 7

Основные методы сказкотерапии : Рассказывание и сочинительство Сказкотерапевтическая диагностика. Рисование сказки (нарисовать, слепить или выразить сказку в виде аппликации); Изготовить своими руками куклу по мотивам сказки; Сделать постановку сказки в виде настольного театра .

Слайд 8

Этап Назначение этапа Содержание этапа 1. Ритуал "входа" в сказку Создать настрой на совместную работу Коллективное упражнение. Например, взявшись за руки в кругу, все смотрят на свечу, или передают друг другу мячик; или совершается иное "сплачивающее" действие. 2. Повторение Вспомнить то, что делали в прошлый раз и какие выводы для себя сделали, какой опыт приобрели, чему научились Ведущий задает детям вопросы о том, что было в прошлый раз; что они помнят; использовали ли они новый опыт в течение тех дней, пока не было занятий; как им помогло в жизни то, чему они научились в прошлый раз, и пр. 3. Расширение Расширить представления ребенка о чем-либо Ведущий рассказывает или показывает детям новую сказку. Спрашивает, хотят ли они этому научиться, попробовать, помочь какому-либо существу из сказки и пр. 4. Закрепление Помочь детям в приобретении нового опыта, проявлении новых качеств личности ребенка Ведущий проводит игры, позволяющие детям приобрести новый опыт; совершаются символические путешествия, превращения и пр. 5. Интеграция Связать новый опыт с реальной жизнью Ведущий обсуждает и анализирует вместе с детьми, в каких ситуациях их жизни они могут использовать тот опыт, что приобрели сегодня. 6. Резюмирование Обобщить приобретенный опыт, связать его с уже имеющимся Ведущий подводит итоги занятия. Четко проговаривает последовательность происходившего на занятии, отмечает отдельных детей за их заслуги, подчеркивает значимость приобретенного опыта, проговаривает конкретные ситуации реальной жизни, в которых дети могут использовать новый опыт. 7. Ритуал "выхода" из сказки Закрепить новый опыт, подготовить ребенка к взаимодействию в привычной социальной среде Повторение ритуала "входа" в занятие с дополнением. Ведущий говорит: "Мы берем с собой все важное, что было сегодня с нами, все, чему мы научились". Структура коррекционно - развивающего сказкотерапевтического занятия

Слайд 9

Вывод : Сказкотерапия вводит ребенка в мир тех героев, которые ему встречаются в сказках. Дети переживают за героев, входят в их роль, вживаются в образы персонажей. Сказка выводит ребенка за рамки обыденной жизни и помогает преодолеть расстояние между житейскими и жизненными смыслами. Этот внутренний переход возможен только тогда, когда содержание сказки прошло через сопереживание другому лицу. В процессе этого переживания формируется механизм эмоционального предвосхищения, который помогает не только представить, но и пережить отдаленные последствия человеческих действий. Путешествуя по сказочным сюжетам, пробуждается фантазия и образное мышление, мышление освобождается от стереотипов и шаблонов, даются простор творчеству. Эмоционально разряжаясь, сбрасывая зажимы, «отыгрывая» глубоко спрятанные в подсознании страх, беспокойство, агрессию или чувство вины, дети становятся мягче, добрее, увереннее в себе, восприимчивее к людям и окружающему миру. У них формируется положительный образ своего тела и принятие себя таким, какой он есть.

Слайд 10

Методическое обеспечение 1. Программа «Детство» (Т.И. Бабаева) 2. « Арт-терапия в работе с детьми» (М.В. Киселева) 3. «Формы работы со сказкой» (Т.Д. Зинкевич-Евстегнеева ) 4. Паршукова Г. «В сказочной стране», журнал «Дошкольное воспитание» 3/2008. 5.Г.Ануфриева, С.Вдовкина «Воображение и творчество», журнал «Дошкольное воспитание», 12/2008. 6. Л.Пашина «Сказка –ложь, да в ней намёк…», журнал «Дошкольное воспитание» ,12/2008. 1. Бретт Д. «Жила-была девочка, похожая на тебя» - М.,1997 2. Зинкевич - «Формы и методы работы со сказками» – СПб,2011 3. Зинкевич - «Тренинг по сказкотерапии », «РЕЧЬ» - СПб,2000 4. Зинкевич - «Путь к волшебству. Теория и практика сказкотерапии » - СПб,1998 5. Франц М.-Л. «Психология сказки» - СПб,1998


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение д етский сад №1 « Аленушка » «Диагностика одаренных детей в детском саду» Подготовила: Педагог-психолог Ершова И.Ю.

Слайд 2

Проблема определения одаренности, её выявление, развитие и сопровождение интересовала людей ещё много столетий назад… Сегодня в обществе отмечается новый всплеск заинтересованности в исследовании детей с нестандартным мышлением. Это связано, прежде всего, с запросом общества на индивидуальных неповторимых личностей. Сейчас с уверенностью можно сказать, что чем больше узнаешь об одаренности, тем сильнее растет интерес к ней. Психологическое сопровождение позволяет учитывать возрастные и индивидуальные особенности ребенка и рассматривает детскую одаренность в качестве потенциала психического развития по отношению к последующим этапам жизненного пути личности. Уже с момента поступления ребенка в детский сад начинается наблюдение за ходом развития малыша, его индивидуальными проявлениями. Чтобы судить об одаренности ребенка, нужно выявить то сочетание психологических свойств, которое присуще именно ему.

Слайд 3

Характеристики познавательных возможностей Способностями называют индивидуальные особенности личности, помогающие ей успешно заниматься определенной деятельностью. Талантом называют выдающиеся способности, высокую степень одаренности в какой-либо деятельности. Чаще всего талант проявляется в какой-то определенной сфере. Гениальность – высшая степень развития таланта, связана она с созданием качественно новых, уникальных творений, открытием ранее неизведанных путей творчества. Одаренность – понимают как системное, развивающиеся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Слайд 4

ОДАРЕНОСТЬ – значительное по сравнению с возрастными нормами опережение в умственном развитии либо в исключительном развитии специальных способностей (музыкальных, художественных, спортивных и т.д .) ОДАРЁННЫЙ РЕБЕНОК – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

Слайд 5

Факторы, влияющие на развитие одаренности Наследственность (природные задатки) Социальная среда Психологические механизмы саморазвития личности

Слайд 6

Признаки одаренности по А.И. Доровскому Возраст Признак одаренности Раннее детство (1-3 года) Неуемное любопытство, бесконечные вопросы, умение следить за событиями, большой словарный запас, увлеченность словесными раскрашиваниями, развитая речь, употребление сложных слов и предложений (развернутых). Повышенная концентрация внимания на чем-то одном, упорство в достижении результата в сфере, которая интересна. Способности к рисованию, музыке, счету. Нетерпеливость и порывистость, изобретательность и богатая Фантазия Дошкольный период (4-7 лет) Отличная память, интуитивные скачки (перескакивание через « этажи »), яркое воображение. Нечеткость в разграничении реальности и фантазии: преувеличенные страхи, эгоцентризм, тонкая моторная координация, предпочтение общества старших детей и взрослых . Доброта, открытость, понятливость. Превосходное владение искусством речевой коммуникации. Громадная любознательность, изобретение собственных слов, склонность к активному исследованию окружающего. Острое реагирование на несправедливость.

Слайд 7

Не стоит забывать и проблемах одарённых детей: Одаренным детям присущи особые поведенческие модели, поэтому им трудно находить общий язык со сверстниками, с педагогами, членами своей семьи; они стремятся прерывать собеседника, поправлять его, демонстрировать собственные знания и превращать окружающих в предмет насмешек. Эти черты проявляются у одаренных детей в силу их особого интеллектуального развития.

Слайд 8

Наиболее часто встречаются проблемы: Общения, социального поведения; Эмоционального развития; Десинхронизация развития; Саморегуляции; Отсутствие творческих проявлений; Трудность профессиональной ориентации; Дезадаптации.

Слайд 9

Диагностика одаренности является актуальной и сложной проблемой для большинства специалистов, как педагогов, так и психологов. Это обусловлено множеством причин, таких как многообразие видов одаренности, психологические особенности самого ребенка (застенчивость, тревожность, низкая самооценка, стресс, недоверие к тестирующему), некомпетентность специалиста. Существует множество психологических методик, направленных на выявление одаренности. К ним относятся такие методы как наблюдение, беседа, тесты интеллекта, креативности, способностей, мотивации, личностных особенностей. Зачастую это многообразие также усложняет процесс выявления одаренности.

Слайд 10

Методы диагностики одаренности 1. Наблюдение и эксперимент; 2. Лонгиэтюдные исследования, которые позволяют наблюдать и изучать ребенка в развитии; 3. Биографический метод является одним из способов выявления личностных и интеллектуальных качеств, которые способствуют творческой деятельности ; 4. Опросники – эффективный подход к выяснению особенностей испытуемого в данный период; 5. Изучение продуктов деятельности; 6. Тесты.

Слайд 11

Также для выявления, развития и поддержки одаренных детей рекомендуется использовать психолого – педагогический мониторинг Комплексный характер оценивания Длительность процесса идентификации Анализ поведения ребенка Экспертная оценка продуктов деятельности детей Выявление признаков одаренности с учетом зоны ближайшего развития Многократность и многоэтапность обследования Метод проектов, предметных профессиональных проб Использование предметных ситуаций Анализ достижений

Слайд 12

Психолого-педагогический мониторинг позволяет выявить следующие параметры: актуальный уровень развития одаренности, достигнутый на данном возрастном этапе; особенности конкретных проявлений одаренности, связанные с попытками ее реализации в различных видах деятельности; потенциальные возможности ребенка к развитию .

Слайд 13

Диагностические методики поделены по содержанию на три группы: методики для выявления уровня психосоциального развития ребенка, методики диагностики интеллектуального уровня; методики уровня креативности. Кроме того, в соответствии с выделенными принципами внутри каждой группы существует деление на методики: для психологов, для педагогов, для родителей, для детей . Психолог осуществляет психодиагностику (начальной, текущей, итоговой) всех субъектов процесса. Сбор и анализ результатов педагогической диагностики.

Слайд 14

Матрица определения видов одарённости Вид одарённости Признаки одарённости Методы выявления 1 . Интеллектуальная Повышенная любознательность, исключительная сообразительность, динамичность и оперативность мыслительных процессов, полное погружение в предпочтительную сферу деятельности, успешное применение знаний и умений в практических ситуациях, острота аналитического ума, стабильная способность ставить и решать проблемы, осуществлять оптимальный выбор; развитые навыки планирования, настойчивость в достиже нии цели. Систематизированное наблюдение, опросники, шкала Векслера, тест Слоссона 2Академическая Ярко выраженный интерес к предмету, способность конструктивного овладения понятиями, терминологией по избранному предмету, демонстрация понимания сложных причинно-следственных связей, исключительная способность классифицировать, систематизировать материал по предмету, тяга к логическим умозаключениям и абстрактным понятиям. Полная отдача сил, энергии, времени достижению высоких результатов в области своего научного интереса, высокая мотивация при изучении предмета. Систематизация наблюдения, анкетирование, тесты достижения, тесты Равенна. Критериально -ориентированные тесты. 3. Творческая Умение переструктиуровать информацию, пытливость ума и дотошность в получении сведений, фактов, различного рода заморочек, стремление мыслить и делать всё по-своему, изобретательность, разрушение стереотипов обыденной среды, исследовательская активность, гибкость и вариативность мышления, жажда необычного, частая импровизация, способность генерировать неординарные идеи, независимость в суждениях, ослабленное внимание к условностям и авторитетом . Тесты Торренса , Роршаха

Слайд 15

Выявление одаренных детей – продолжительный процесс, связанный с анализом развития конкретного ребенка. Невозможно одномоментно отобрать одаренных детей. Эффективная диагностика одаренности посредствам какой-либо одноразовой процедуры тестирования просто неосуществима. Дело не только в невозможности создать всеобъемлющий тест, но и в особом свойстве одаренности как системного и развивающегося качества психики, определяющего способность достижения человеком выдающихся результатов. Нельзя ставить знак равенства между данными тестирования и решением о судьбе ребенка. Так как данные тестирования интеллекта и креативности сильно зависят от ситуации тестирования, эмоционального состояния ребенка на тот момент и не являются неизменными величинами.

Слайд 16

Увидеть одаренного ребенка очень сложно. По сей день не разработан единый диагностический инструментарий для выявления детей, относящихся к категории «одаренных».

Слайд 17

«Цели, которые вы ставите в развитии способностей одаренных детей - реальны. Главное - верьте и действуйте » Спасибо за внимание!

Слайд 18

Литература: 1. Программа «Одарённый ребёнок», разработанная коллективом сотрудников под руководством Л.А.Венгера . 2. Психология одаренности детей и подростков / Под ред. Н.C Лейтеса . – М., 2000. Савенков. А.И. 3. Одаренные дети в школе и дома. – М., 2000. Тэкэкс К., Карне М. 4. Одаренные дети. – М., 1991 http:// images.yandex.ru