Работа с детьми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Проект Сказкотерапия. | 899.46 КБ |
Диагностика одаренности в детском саду. | 1.39 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Сказка развивает внутренние силы ребенка, благодаря которым человек не может не делать добра, то есть учит сопереживать .» В.А.Сухомлинский
Актуальность Дети, как и взрослые, все разные. К каждому нужно подобрать свой ключик. Э.Фромм отмечал: «Способность ребенка удивляться познавать, умение находить решение в нестандартных ситуациях – это нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта». Один ребенок более склонен сочинять и рассказывать, другой не может усидеть на месте, и с ним необходимо постоянно двигаться. Третий любит что-то мастерить своими руками; четвертый обожает рисовать…. То, как человек рисует, лепит, рассказывает, сочиняет, является ключом к познанию его внутреннего мира. Комбинируя различные приемы сказкотерапии , можно помочь каждому ребенку прожить многие ситуации, с аналогами которых он столкнется во взрослой жизни, и значительно расширить его мировосприятие и способы взаимодействия с миром и другими людьми. Сказка служит для ребенка посредником между реальностью и окружающим миром. Она приобщает его и к жизни, и к тысячелетней человеческой культуре. На примерах сказочных героев дети учатся разбираться в людских характерах. Ведь в сказочных ситуациях, при всей их фантастичности, много весьма жизненных, легко распознаваемых ребенком моментов.
Сказкотерапия – это нaбop cпocoбoв пepeдaчи знaний o дyхoвнoм пyти дyши и coциaльнoй peaлизaции чeлoвeкa , кaк вocпитaтeльнaя cиcтeмy , cooбpaзнyю дyхoвнoй пpиpoдe чeлoвeкa .
Цели и задачи: Цель сказкотерапии - активизация в ребенке творческого, созидающего начала, раскрытие глубин собственного внутреннего мира, развитие его самосознания. Задачи сказкотерапии : Создать условия для развития творческого воображения, оригинальности мышления. Формировать позитивное отношение ребенка к своему «Я». Развивать саморегуляцию , умение снимать эмоциональное напряжение Развивать умения преодолевать трудности и страхи. Развивать воображение, творческие способности, речь Формировать навыки конструктивного выражения эмоций.
Виды сказок: художественные сказки – это народные и авторские; дидактические сказки создаются педагогом для подачи учебного материала, при этом абстрактные символы (цифры, буквы, звуки, арифметические действия и пр.) одушевляются; психокоррекционные сказки создаются для мягкого влияния на поведение ребёнка, имеют ограничение по возрасту. Под коррекцией здесь понимается «замещение» неэффективного стиля поведения на более продуктивный, а также объяснение ребенку смысла происходящего; психотерапевтические сказки раскрывают глубинный смысл происходящих событий; медитативные сказки создаются для накопления положительного образного опыта, снятия психоэмоционального напряжения.
Основные методы сказкотерапии : Рассказывание и сочинительство Сказкотерапевтическая диагностика. Рисование сказки (нарисовать, слепить или выразить сказку в виде аппликации); Изготовить своими руками куклу по мотивам сказки; Сделать постановку сказки в виде настольного театра .
Этап Назначение этапа Содержание этапа 1. Ритуал "входа" в сказку Создать настрой на совместную работу Коллективное упражнение. Например, взявшись за руки в кругу, все смотрят на свечу, или передают друг другу мячик; или совершается иное "сплачивающее" действие. 2. Повторение Вспомнить то, что делали в прошлый раз и какие выводы для себя сделали, какой опыт приобрели, чему научились Ведущий задает детям вопросы о том, что было в прошлый раз; что они помнят; использовали ли они новый опыт в течение тех дней, пока не было занятий; как им помогло в жизни то, чему они научились в прошлый раз, и пр. 3. Расширение Расширить представления ребенка о чем-либо Ведущий рассказывает или показывает детям новую сказку. Спрашивает, хотят ли они этому научиться, попробовать, помочь какому-либо существу из сказки и пр. 4. Закрепление Помочь детям в приобретении нового опыта, проявлении новых качеств личности ребенка Ведущий проводит игры, позволяющие детям приобрести новый опыт; совершаются символические путешествия, превращения и пр. 5. Интеграция Связать новый опыт с реальной жизнью Ведущий обсуждает и анализирует вместе с детьми, в каких ситуациях их жизни они могут использовать тот опыт, что приобрели сегодня. 6. Резюмирование Обобщить приобретенный опыт, связать его с уже имеющимся Ведущий подводит итоги занятия. Четко проговаривает последовательность происходившего на занятии, отмечает отдельных детей за их заслуги, подчеркивает значимость приобретенного опыта, проговаривает конкретные ситуации реальной жизни, в которых дети могут использовать новый опыт. 7. Ритуал "выхода" из сказки Закрепить новый опыт, подготовить ребенка к взаимодействию в привычной социальной среде Повторение ритуала "входа" в занятие с дополнением. Ведущий говорит: "Мы берем с собой все важное, что было сегодня с нами, все, чему мы научились". Структура коррекционно - развивающего сказкотерапевтического занятия
Вывод : Сказкотерапия вводит ребенка в мир тех героев, которые ему встречаются в сказках. Дети переживают за героев, входят в их роль, вживаются в образы персонажей. Сказка выводит ребенка за рамки обыденной жизни и помогает преодолеть расстояние между житейскими и жизненными смыслами. Этот внутренний переход возможен только тогда, когда содержание сказки прошло через сопереживание другому лицу. В процессе этого переживания формируется механизм эмоционального предвосхищения, который помогает не только представить, но и пережить отдаленные последствия человеческих действий. Путешествуя по сказочным сюжетам, пробуждается фантазия и образное мышление, мышление освобождается от стереотипов и шаблонов, даются простор творчеству. Эмоционально разряжаясь, сбрасывая зажимы, «отыгрывая» глубоко спрятанные в подсознании страх, беспокойство, агрессию или чувство вины, дети становятся мягче, добрее, увереннее в себе, восприимчивее к людям и окружающему миру. У них формируется положительный образ своего тела и принятие себя таким, какой он есть.
Методическое обеспечение 1. Программа «Детство» (Т.И. Бабаева) 2. « Арт-терапия в работе с детьми» (М.В. Киселева) 3. «Формы работы со сказкой» (Т.Д. Зинкевич-Евстегнеева ) 4. Паршукова Г. «В сказочной стране», журнал «Дошкольное воспитание» 3/2008. 5.Г.Ануфриева, С.Вдовкина «Воображение и творчество», журнал «Дошкольное воспитание», 12/2008. 6. Л.Пашина «Сказка –ложь, да в ней намёк…», журнал «Дошкольное воспитание» ,12/2008. 1. Бретт Д. «Жила-была девочка, похожая на тебя» - М.,1997 2. Зинкевич - «Формы и методы работы со сказками» – СПб,2011 3. Зинкевич - «Тренинг по сказкотерапии », «РЕЧЬ» - СПб,2000 4. Зинкевич - «Путь к волшебству. Теория и практика сказкотерапии » - СПб,1998 5. Франц М.-Л. «Психология сказки» - СПб,1998
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Проблема определения одаренности, её выявление, развитие и сопровождение интересовала людей ещё много столетий назад… Сегодня в обществе отмечается новый всплеск заинтересованности в исследовании детей с нестандартным мышлением. Это связано, прежде всего, с запросом общества на индивидуальных неповторимых личностей. Сейчас с уверенностью можно сказать, что чем больше узнаешь об одаренности, тем сильнее растет интерес к ней. Психологическое сопровождение позволяет учитывать возрастные и индивидуальные особенности ребенка и рассматривает детскую одаренность в качестве потенциала психического развития по отношению к последующим этапам жизненного пути личности. Уже с момента поступления ребенка в детский сад начинается наблюдение за ходом развития малыша, его индивидуальными проявлениями. Чтобы судить об одаренности ребенка, нужно выявить то сочетание психологических свойств, которое присуще именно ему.
Характеристики познавательных возможностей Способностями называют индивидуальные особенности личности, помогающие ей успешно заниматься определенной деятельностью. Талантом называют выдающиеся способности, высокую степень одаренности в какой-либо деятельности. Чаще всего талант проявляется в какой-то определенной сфере. Гениальность – высшая степень развития таланта, связана она с созданием качественно новых, уникальных творений, открытием ранее неизведанных путей творчества. Одаренность – понимают как системное, развивающиеся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
ОДАРЕНОСТЬ – значительное по сравнению с возрастными нормами опережение в умственном развитии либо в исключительном развитии специальных способностей (музыкальных, художественных, спортивных и т.д .) ОДАРЁННЫЙ РЕБЕНОК – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
Факторы, влияющие на развитие одаренности Наследственность (природные задатки) Социальная среда Психологические механизмы саморазвития личности
Признаки одаренности по А.И. Доровскому Возраст Признак одаренности Раннее детство (1-3 года) Неуемное любопытство, бесконечные вопросы, умение следить за событиями, большой словарный запас, увлеченность словесными раскрашиваниями, развитая речь, употребление сложных слов и предложений (развернутых). Повышенная концентрация внимания на чем-то одном, упорство в достижении результата в сфере, которая интересна. Способности к рисованию, музыке, счету. Нетерпеливость и порывистость, изобретательность и богатая Фантазия Дошкольный период (4-7 лет) Отличная память, интуитивные скачки (перескакивание через « этажи »), яркое воображение. Нечеткость в разграничении реальности и фантазии: преувеличенные страхи, эгоцентризм, тонкая моторная координация, предпочтение общества старших детей и взрослых . Доброта, открытость, понятливость. Превосходное владение искусством речевой коммуникации. Громадная любознательность, изобретение собственных слов, склонность к активному исследованию окружающего. Острое реагирование на несправедливость.
Не стоит забывать и проблемах одарённых детей: Одаренным детям присущи особые поведенческие модели, поэтому им трудно находить общий язык со сверстниками, с педагогами, членами своей семьи; они стремятся прерывать собеседника, поправлять его, демонстрировать собственные знания и превращать окружающих в предмет насмешек. Эти черты проявляются у одаренных детей в силу их особого интеллектуального развития.
Наиболее часто встречаются проблемы: Общения, социального поведения; Эмоционального развития; Десинхронизация развития; Саморегуляции; Отсутствие творческих проявлений; Трудность профессиональной ориентации; Дезадаптации.
Диагностика одаренности является актуальной и сложной проблемой для большинства специалистов, как педагогов, так и психологов. Это обусловлено множеством причин, таких как многообразие видов одаренности, психологические особенности самого ребенка (застенчивость, тревожность, низкая самооценка, стресс, недоверие к тестирующему), некомпетентность специалиста. Существует множество психологических методик, направленных на выявление одаренности. К ним относятся такие методы как наблюдение, беседа, тесты интеллекта, креативности, способностей, мотивации, личностных особенностей. Зачастую это многообразие также усложняет процесс выявления одаренности.
Методы диагностики одаренности 1. Наблюдение и эксперимент; 2. Лонгиэтюдные исследования, которые позволяют наблюдать и изучать ребенка в развитии; 3. Биографический метод является одним из способов выявления личностных и интеллектуальных качеств, которые способствуют творческой деятельности ; 4. Опросники – эффективный подход к выяснению особенностей испытуемого в данный период; 5. Изучение продуктов деятельности; 6. Тесты.
Также для выявления, развития и поддержки одаренных детей рекомендуется использовать психолого – педагогический мониторинг Комплексный характер оценивания Длительность процесса идентификации Анализ поведения ребенка Экспертная оценка продуктов деятельности детей Выявление признаков одаренности с учетом зоны ближайшего развития Многократность и многоэтапность обследования Метод проектов, предметных профессиональных проб Использование предметных ситуаций Анализ достижений
Психолого-педагогический мониторинг позволяет выявить следующие параметры: актуальный уровень развития одаренности, достигнутый на данном возрастном этапе; особенности конкретных проявлений одаренности, связанные с попытками ее реализации в различных видах деятельности; потенциальные возможности ребенка к развитию .
Диагностические методики поделены по содержанию на три группы: методики для выявления уровня психосоциального развития ребенка, методики диагностики интеллектуального уровня; методики уровня креативности. Кроме того, в соответствии с выделенными принципами внутри каждой группы существует деление на методики: для психологов, для педагогов, для родителей, для детей . Психолог осуществляет психодиагностику (начальной, текущей, итоговой) всех субъектов процесса. Сбор и анализ результатов педагогической диагностики.
Матрица определения видов одарённости Вид одарённости Признаки одарённости Методы выявления 1 . Интеллектуальная Повышенная любознательность, исключительная сообразительность, динамичность и оперативность мыслительных процессов, полное погружение в предпочтительную сферу деятельности, успешное применение знаний и умений в практических ситуациях, острота аналитического ума, стабильная способность ставить и решать проблемы, осуществлять оптимальный выбор; развитые навыки планирования, настойчивость в достиже нии цели. Систематизированное наблюдение, опросники, шкала Векслера, тест Слоссона 2Академическая Ярко выраженный интерес к предмету, способность конструктивного овладения понятиями, терминологией по избранному предмету, демонстрация понимания сложных причинно-следственных связей, исключительная способность классифицировать, систематизировать материал по предмету, тяга к логическим умозаключениям и абстрактным понятиям. Полная отдача сил, энергии, времени достижению высоких результатов в области своего научного интереса, высокая мотивация при изучении предмета. Систематизация наблюдения, анкетирование, тесты достижения, тесты Равенна. Критериально -ориентированные тесты. 3. Творческая Умение переструктиуровать информацию, пытливость ума и дотошность в получении сведений, фактов, различного рода заморочек, стремление мыслить и делать всё по-своему, изобретательность, разрушение стереотипов обыденной среды, исследовательская активность, гибкость и вариативность мышления, жажда необычного, частая импровизация, способность генерировать неординарные идеи, независимость в суждениях, ослабленное внимание к условностям и авторитетом . Тесты Торренса , Роршаха
Выявление одаренных детей – продолжительный процесс, связанный с анализом развития конкретного ребенка. Невозможно одномоментно отобрать одаренных детей. Эффективная диагностика одаренности посредствам какой-либо одноразовой процедуры тестирования просто неосуществима. Дело не только в невозможности создать всеобъемлющий тест, но и в особом свойстве одаренности как системного и развивающегося качества психики, определяющего способность достижения человеком выдающихся результатов. Нельзя ставить знак равенства между данными тестирования и решением о судьбе ребенка. Так как данные тестирования интеллекта и креативности сильно зависят от ситуации тестирования, эмоционального состояния ребенка на тот момент и не являются неизменными величинами.
Увидеть одаренного ребенка очень сложно. По сей день не разработан единый диагностический инструментарий для выявления детей, относящихся к категории «одаренных».
«Цели, которые вы ставите в развитии способностей одаренных детей - реальны. Главное - верьте и действуйте » Спасибо за внимание!
Литература: 1. Программа «Одарённый ребёнок», разработанная коллективом сотрудников под руководством Л.А.Венгера . 2. Психология одаренности детей и подростков / Под ред. Н.C Лейтеса . – М., 2000. Савенков. А.И. 3. Одаренные дети в школе и дома. – М., 2000. Тэкэкс К., Карне М. 4. Одаренные дети. – М., 1991 http:// images.yandex.ru