Методическое объединение учителей естественного цикла

Елена Владимировна Манохина

Разработки мероприятий, открытых уроков, протоколы заседаний, доклады ШМО учителей естественного цикла

Скачать:


Предварительный просмотр:

Анализ работы ШМО учителей естественно-научных дисциплин

2011-2012 учебный год

В сентябре 2011 года ШМО начало свою работу в стенах школы-новостройки №30 г. Подольска. Год был очень трудным и напряжённым. В школу были зачислены дети со всей России и ближнего зарубежья. Все они занимались по разным программам и учебникам. Учителя нашего ШМО проделали сложную работу по выявлению одарённых детей, старались заинтересовать своим предметом всех учащихся. Обучение шло очень сложно, в классы всё прибывали и прибывали новые учащиеся. Со многими из них приходилось работать дополнительно, т.к. у них были либо отставания, либо несоответствия в программах. Всё это ложилось на плечи педагогов. Но несмотря не на что все учащиеся были аттестованы и прошли программу по основному базисному плану.

На протяжении года учителя ШМО регулярно проводили различные мероприятия, олимпиады, интегрированные уроки. Старались заинтересовать учащихся своим предметом. Благодаря оснащённости кабинетов наглядным материалом, уроки проходили с использованием таблиц, наглядных пособий, демонстрационного материала. Уделялось внимание самостоятельной(исследовательской) деятельности учащихся, проектной деятельности, групповой. Наверное, всё это привело к тому, что 15 учащихся 9 класса выбрали сдавать биологию, 6 учащихся - химию, 12 - географию.

Большая работа велась учителями и в кабинетах, оформлялись стенды, выпускались тематические стенгазеты, кабинеты озеленялись. Я считаю, что учебный год был очень трудным, напряжённым, но познавательным, насыщенным, выполнившим все поставленные задачи.



Предварительный просмотр:

Внедрение исследовательского принципа в процессе обучения химии

 

Внедрение исследовательского подхода в обучении химии способствует усилению мотивации учебной деятельности. Интеграция естественнонаучных знаний, полученных в результате проведения исследовательской работы учащимися, позволяет изменить качество учебного процесса и повысить успешность обучения школьников.

Только в вузе студенты начинают заниматься научной работой и для большинства учащихся процесс получения научных данных остается незнакомым и непонятным. Умению проводить научные исследования надо обучать уже в школе. Организация научно-исследовательской деятельности учащихся создает положительные результаты: у них формируется научное мышление, а не простое накопление знаний. Исследовательская деятельность дает ученику возможность развить свой интеллект в самостоятельной творческой деятельности, с учетом индивидуальных особенностей и склонностей.

В преподавании естественных наук, и в частности в химии, основная задача состоит в том, чтобы, прежде всего заинтересовать учащихся процессом познания: научить их ставить вопросы и пытаться найти на них ответы, объяснять результаты, делать выводы. Поэтому так важно именно выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь им претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке, в жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности. В учебном процессе большое внимание надо уделять вопросам творческой, исследовательской и коллективной деятельности учащихся, ориентированной на их развитие и саморазвитие. При этом важно в процессе проектирования не просто выделить обучающие технологии, но и особенно те, которые влияют на мотивацию и установки профессионального выбора учащихся, на их социальную адаптацию. При внедрении в учебный процесс таких технологий, как групповые исследовательские проекты, в значительной мере учитываются технологические факторы, меняется роль учителя: из оракула, вещающего истины, он превращается в руководителя поиска истин. Самообразование учащихся, актуализация необходимых знаний, построение плана деятельности с учетом индивидуальных интересов и мотивов, а затем и сама деятельность, где формируются такие качества, как умение разделить ответственность, взять на себя ответственность, работать в коллективе и др., анализ деятельности и результатов, оценка результатов, рефлексия – вот далеко не полный перечень позитивных педагогических моментов при вовлечении в инновационные педагогические технологии коллективной исследовательской и проектной деятельности. Таким образом, исследовательская работа – прекрасное поле деятельности для учащихся, при выполнении которой решаются задачи: решение практических, общественно-значимых задач; самореализация личности; гуманность по отношению к окружающему миру; приобретение навыков правильного образа жизни.

Исследовательский проект как элемент научного творчества учащиеся сегодня часто рассматривают и как органичную составляющую часть современных педагогических технологий. Введение в педагогические технологии элементов исследовательской деятельности учащихся позволяет педагогу не столько учить, сколько помогать ребенку учиться, направлять его познавательную деятельность. Одним из наиболее распространенных видов исследовательского труда школьников в процессе учения сегодня является метод проектов. Современный проект учащихся – это дидактическое средство активизации познавательной деятельности и развития креативности и одновременно формирования определенных личностных качеств. Метод проектов – педагогическая технология, цель которой ориентируем не на интеграцию фактических знаний, а на применение актуализированных знаний, и приобретение новых для активного включения в проектную деятельность, освоение новых способов человеческой деятельности в социокультурной среде.

Метод проектирования коренным образом меняет функцию учащегося в образовательном процессе. Этот метод делает ученика не объектом, на который направлена обучающая активность учителя, а субъектом процесса обучения, поскольку для решения поставленной задачи действия по образцу недостаточно, необходимо проявить инициативу в поиске, освоении и применении новых знаний. Этот подход необычен, что поначалу ставит учащихся, воспитанных в рамках традиционных образовательных систем, в тупик. Когда первое ощущение беспомощности в связи с отсутствием возможности скопировать образец проходит, учащиеся постепенно обнаруживают, что их окружает множество информационных систем, которые при умелом использовании становятся инструментами решения поставленной перед ними задачи. Это и литературные источники, и помощь взрослых, и совместная деятельность с товарищами, и консультации учителя, и самое главное, практически неисчерпаемые собственные возможности рассуждать и фантазировать. Порой приходится преодолевать первоначальную инертность ребят, привыкших к более пассивным формам обучения, но каждое маленькое открытие, сделанное ими в процессе работы над проектом вовлекает их в интересный процесс самостоятельного творчества и стимулирует на новые поиски и открытия. По мере того, как проект обретает черты законченности, учащиеся все яснее ощущают его как продукт собственного труда. Это способствует решению важнейшей педагогической задачи – каждый учащийся приобретает уверенность в собственных возможностях. Эмоциональная составляющая в процессе создания и представления проекта столь велика, что на этом фоне творческие усилия каждой группы переживаются как личностно значимые, а приобретенные при этом знания и умения становятся интегральной частью жизненного опыта каждого ученика. Логика включения исследовательских ученических проектов в арсенале технологий позволяет говорить еще об одном позитивном результате этой деятельности. Это обучение собственно технологии проектирования. Проектирование как вид интеллектуальной деятельности является одной из наиболее глобальных технологий современной культуры.

В своей практике исследовательский метод использую на внеклассных занятиях. Но назрела необходимость целенаправленного формирования творческой активности и исследовательских навыков непосредственно на уроках. Использование исследовательского метода обучения:

  1. позволяет осуществить максимальную самостоятельность и творческую активность ученика;
  2. должен способствовать формированию и развитию творческого химического мышления, привитию исследовательского подхода к выполнению практических работ;
  3. овладению доступными для учащихся научными методами исследования химических процессов и явлений.

Основные направления интенсификации самостоятельной работы учащихся кроются в коренном изменении организации лабораторно-практических занятий в сторону усиления исследовательской деятельности учащихся.

Научный подход к процессу исследования в педагогической практике требует реализации ряда принципов, в частности:

  1. принцип естественности – проблема должна быть не надуманной, а реальной, интерес должен быть не искусственным, а настоящим;
  2. принцип осознанности как проблемы, целей и задач, так и хода исследования и его результатов;
  3. принцип самодеятельности - когда ученик овладевает ходом исследования только через проживание его, т.е. через собственный опыт;
  4. принцип наглядности - ученик изучает мир не только по книгам, а какой он есть на самом деле;
  5. принцип культуросообразности. Важно учитывать ту традицию миропонимания, которая существует в данной культуре, ту традицию взаимодействия, которая существует в данной социальной общности.

В настоящее время резко увеличилось число критических замечаний в адрес химии, обвинений ее в причастности к загрязнению окружающей среды и созданию неблагоприятной экологической обстановки. Явно прослеживается антипропаганда химических знаний, которая вызывает у учащихся хемофобию, боязнь и нежелание изучать химию. Это подтверждают результаты анкетирования учащихся различных возрастных группах. Дополнительной информации межпредметного характера о значимости химии в различных областях народного хозяйства, в быту, а также в решении проблем сохранения и укрепления здоровья позволяют заинтересовать школьников практической химией. Но такой мотивации недостаточно. Необходимо идти дальше и видеть цели обучения в том, чтобы не только заинтересовать учащихся проблемами химии, но и повысить их познавательную активность, развить аналитические способности, расширить знания о глобальных проблемах, сформировать умения разрабатывать способы их решения. Только глубокие знания химии позволят избежать экологической катастрофы. В связи с этим возникает необходимость поиска и научного обоснования эффективных и общедоступных методик преподавания химии, осуществление новых нетрадиционных подходов к проведению уроков химии в школе. В современной концепции школьного химического образования подчеркивается, что в курсе химии должны быть затронуты проблемы химической эволюции вещества, связи химии с искусством, литературой, историей науки, психологией. Значительное место в курсе отводится вопросам применения веществ и материалов в быту, профилактике здоровья, экологическим проблемам. Важным направлением в преподавании химии является также реализация валеологического аспекта. Это продиктовано тем, что, не освоив культуру здоровья, которую, прежде всего, определяет умение жить, не вредя своему организму, а принося ему пользу.

Один из способов реализации концепции творческого саморазвития личности – организация коллективной поисково-исследовательской деятельности школьников при обучении химии. Основное условие эффективности такой работы с учащимися – интеграция содержания учебной и внеклассной деятельности учащихся по химии в системе поисково-исследовательских работ. Опыт творческой деятельности школьников можно считать сформированным, если сформированы его основные компоненты:

  1. интеллектуально-логический – учащиеся умеют делать несложные логические построения на основе химических знаний;
  2. содержательно-интегративный – учащиеся могут пользоваться в нестандартных ситуациях исследовательской деятельности знания из различных разделов школьных дисциплин, при необходимости находить недостающую информацию в учебной и справочной литературе;
  3. рефлексивный – учащиеся способны к рефлексии, т.е. умеют осмысливать свои действия в проблемной ситуации, у них сформированы умения самоорганизации, самооценки.

Исследовательский способ позволит в максимальной степени приблизить процесс ученического познания к научному познанию, так как в его основе лежит ориентация на научное исследование как образец построения учебного процесса. Следовательно, при организации на уроке учебного исследования ученик ставится в позицию ученого, что способствует усвоению им не только самих знаний, но и методологии их получения. В условиях исследовательского принципа качественно меняется стиль проблемно-поисковой деятельности учащихся, она складывается из отдельных этапов:

  1. Ознакомление старшеклассников с предметной областью, содержанием предстоящего исследования;
  2. Столкновение с проблемой. Формулирование целей и задач исследования;
  3. Сбор достоверных данных об изучаемом объекте, явлении или процессе;
  4. Экспериментальное (теоретическое) исследование: выделение изучаемых фактов, выдвижение гипотезы, моделирование эксперимента;
  5. Построение объяснения;
  6. Формирование выводов и оформление проделанной работы.

Таким образом, очевидно, исследовательский способ позволит сформировать у учащихся представление о характере и логике научного поиска, его трудностях и закономерностях. Он также дает возможность сформировать опыт соответствующей деятельности, что будет способствовать развитию интуиции. Воображения, умения нестандартно мыслить на основе системы научных знаний о природе и человеке как ее части.

Исследовательская деятельность основывается на принципах проектирования, где исследовательский проект является движущей формой построения межличностного взаимодействия исследователя и научного руководителя, в ходе которого происходит трансляция культурных ценностей научного общества. Образование, таким образом, становится продуктивным, так как имеется в результате реальный выход в законченной и оформленной исследовательской работе. Продукт в этом случае имеет скорее не материальную, а интеллектуальную и личностную ценность, становясь значимым для самого созидателя данного продукта (ученика). Кроме того, исследовательский проект является не только формой, средством и принципом организации культурного взаимодействия, но и мотивом этой деятельности.

Что дает ученику? От исследовательской деятельности учащиеся получают творческий импульс или желание расширять и умение радоваться постоянно расширению собственных познавательных горизонтов. Это качество развивается подчас непросто, но, возникнув, способно увлекать желанием не сидеть, сложа руки, все время действовать. Общаясь с руководителем, ребята обучаются языку, жаргону, стилю поведения, принятому в научном обществе. Он знает “взрослую жизнь” не только по школе, он иногда вхож в научные круги, он становится “кумиром” ребят, которые рады видеть в нем свой идеал. И, наверное, главное, что волнует в юношеском возрасте – потребность в общении, познании себя и своих возможностей. Указанные факторы значимые для учащихся, позволяют педагогу использовать их как действенное средство повышения учебной активности ребят, и усиления успешности.

Результат проделанной работы:

  1. усилилась мотивация учебной деятельности;
  2. изменяется качество учебного процесса в связи с исследованием технологий научно-исследовательской деятельности (содружества);
  3. повысилась успешность обучения (качественная на 7%);
  4. повысился интерес учащихся к предмету химия;
  5. улучшились навыки обработки результатов лабораторных исследований;
  6. в процессе интеграции учебной и внеучебной деятельности учащихся расширился их кругозор;
  7. учащиеся продвинулись по пути познания себя, лучше поняли природу человека и его возможности;
  8. дети стали более самостоятельными в деятельности по приобретению знаний;
  9. до 20% учеников предпочитают сдавать химию в качестве экзамена по выбору;
  10. наблюдается интеллектуальный рост.



Предварительный просмотр:

План работы на  2011-2012 учебный год

Заседания  МО учителей биологии, географии и химии.

 

1. август

1)      Обсуждение и утверждение плана работы МО на 2011-2012 учебный год.

2)      Утверждение рабочих программ по химии и биологии, контрольных работ по химии.

3)      Утверждение рабочих программ проектной деятельности в 10 классе.

4)      Планирование самообразовательной деятельности.

5)      Изучение нормативных документов по аттестации.

6)      Работа с одаренными детьми. Подготовка к I туру олимпиады по биологии, химии, географии

9)      Подготовка кабинетов МО к началу учебного года

 

2. ноябрь

1)       Анализ успеваемости учащихся в первой четверти.

2)       Выступление Манохиной Е.В.  по теме «Внедрение исследовательского принципа в процессе обучения химии»

3)      Выступление Малышевой Г.А. по теме «Использование проектной технологии на элективных занятиях по биологии».

4)      Использование  компьютерных технологий на уроках по предметам естественнонаучного цикла   (проведение открытых уроков).

Манохина Е.В.  «Обобщение по теме Металлы» - урок химии в 9А классе.

5)      Работа с одаренными детьми. Подготовка ко 2 туру олимпиады по биологии и химии, географии  

6)      Обзор методических новинок,  пособий для  учащихся по биологии и химии, географии

 

3. январь

1)      Анализ успеваемости учащихся в первом полугодии.

2)      Выступление Белоусовой О.Н. по теме «Экологическое образование и воспитание в курсе изучения географии».

3)      Результаты и анализ  олимпиад по химии, географии и биологии (школьной и городской).

4)      Планирование  декады химии и биологии, географии

 

4. март

1)      Анализ результатов работы в третьей четверти

2)      Открытый урок Малышевой Г.А. в 7А классе по теме «Размножение и развитие птиц».

3)      Анализ проведенного урока коллегами.

4)      Итоги проведенной декады.

 

5. апрель-май

1)      Проведение предметных недель по химии, биологии, географии

2)      Анализ проведенных мероприятий коллегами.

3)      Выступление Манохиной Е.В. по теме «Внеклассная работа по химии – проектно-исследовательская деятельность учащихся».

4) Об итоговой аттестации учащихся.

5)      Подведение итогов работы ШМО. Выводы, рекомендации на следующий учебный год.

Предварительная тарификация на новый учебный год



Предварительный просмотр:

МБОУ СОШ №30

Протокол №1

заседания ШМО учителей химии, биологии,географии от 28.09.2011г.

Присутствовали: Манохина Е.В., Белоусова О.Н., Малышева Г.А.

Повестка.

  1. Обсуждение и утверждение плана работы МО на 2011-2012 учебный год.
  2. Утверждение рабочих программ по химии. географии и биологии, контрольных работ по химии.
  3. Планирование самообразовательной деятельности.
  4. Подготовка кабинетов МО к началу учебного года

По первому вопросу выступила Манохина Е.В..Ознакомила с предварительным планом работы ШМО на новый учебный год. Обсудили проведение открытых уроков и мероприятий внутри ШМО. Рассмотрели проведение предметных недель по химии, биологии, географии.

По второму вопросу обсудили и утвердили рабочие программы по предметам, учебники, предварительные даты проведения контрольных работ.

Учителя ШМО химии, биологии, географии распланировали самообразовательную деятельность, были рассмотрены планы самообразования.

Большое внимание уделили рассмотрению такого вопроса, как подготовка кабинетов к работе. В школе-новостройке этот вопрос стоит на первом плане. Во все кабинеты завезена новая мебель, установлены компьютеры и интерактивные доски. Кабинеты химии, биологии, географии укомплектованы всеми необходимыми наглядными пособиями, оборудованием, реактивами. Манохина Е.В. разобрала и привела в рабочее состояние кабинет химии и биологии, разобрала все наглядные пособия и разместила их в лаборантских, оформила предметные уголки. Такую же работу провела в своём кабинете географии Белоусова О.Н.

Постановили:

ШМО учителей химии, биологии, географии полностью готово к началу учебного года.



Предварительный просмотр:

Конспект урока по биологии "Размножение и развитие птиц". 7-й класс

Задачи:

  1. развить понятия об общих признаках Типа Хордовые; 
  2. изучить особенности размножения и развития птиц.

Цель: 

1. Знать:

  1. что размножение у птиц происходит на суше;
  2. особенности строения половой системы птиц;
  3.  формирование, строение яйца в организме;
  4.  развитие зародыша;
  5.  типы развития птенцов.

2. Уметь:

  1. распознавать системы органов птиц на таблицах, рисунках;
  2. выявлять  приспособленность организмов к среде обитания;
  3. сравнивать животных основных классов.

Тип урока: комбинированный (беседа, групповое изучение нового материала).

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая, в парах, исследовательская работа.

Оборудование: таблицы; «немые схемы» органов размножения птиц; схема «Типы птенцов»; макет куриного яйца; влажные препараты птицы; компьютер. Электронное учебное издание «Дрофа». Биология 7 класс. Многообразие живых организмов. Мультимедийное приложение к учебнику В.Б. Захарова, Н.И. Сонина ; интерактивная доска.

Ход урока

I. Организационный момент

Учитель готовит кабинет к уроку, приветствует учащихся, отмечает отсутствующих на уроке, предлагает учащимся сесть по группам так, чтобы было удобно, приятно и продуктивно работать. Объявляет тему, цели,  задачи урока, план урока, главный этап урока.

II. Актуализация знаний, необходимых для усвоения нового материала (входной контроль).

Урок начинается с фронтальной беседы.

Учащимся, предлагается вспомнить, какие приспособления к полету и жизни на суше выработались у птиц:

  1. Тело покрыто перьями;
  2. Передние конечности видоизменены в крылья;
  3. Сросшийся во всех отделах, кроме шейного, позвоночник;
  4. Образование киля – это место прикрепления мышц;
  5. Кости полые, тонкие;
  6. Хорошо развиты грудные – летательные мышцы;
  7. Двойное дыхание, при котором кровь насыщается кислородом на вдохе и выдохе;
  8. Отсутствие челюстей с зубами и наличие легкого рогового клюва;
  9. Постоянная температура тела + 420оС, зимой она выше на 60-700. Активны в течение всего года;
  10. Хорошо развиты зрение и слух;
  11. Быстро идет обмен веществ;
  12. Лучше развиты такие системы, как нервная, кровеносная, пищеварительная и т.д.

Все эти черты дают нам основание сделать вывод, что в процессе эволюции птицы достигли более высокого уровня организации по сравнению с пресмыкающимися.

Оказывается это не все черты. Итак, наша с вами задача найти черты приспособления птиц к полету и жизни на суше при изучении темы урока: «Размножение и развитие птиц». Для этого вы должны в процессе работы:

  1. Повторить учебный материал об особенностях внешнего и внутреннего строения птиц.
  2. Получить представление об особенностях строения половой системы птиц, формировании, строения яйца птиц, развитием зародыша и типами развития птенцов.
  3. Научиться работать с предложенным учителем материалом. Объективно оценивать свои знания.

Входной контроль в виде теста высвечивается на интерактивной доске, учащимся на этот вид работы отводится  7-10 минут.

Цель: проверка уровня усвоения знаний, умений и навыков по теме: «Особенности внешнего и внутреннего строения птиц» и готовности к изучению нового материала.

Тестовое задание № 1

1) Выполните тестовое задание:

1. Чем покрыто тело птицы?

а) хитином;
б) чешуей;
в) голой кожей;
г) слизистой кожей;
д) перьями.

2. Какую функцию выполняют передние конечности птицы?

а) участвуют во время ходьбы;
б) питания;
в) защиты;
г) участвуют во время полета;
д) опоры.

3.Известно, что температура тела у птицы в среднем равна 420 С. Как сохраняется, это тепло?

а) крылья;
б) кожа;
в) перья;
г) маслянистая жидкость железы;
д) кожные железы.

4. От каких животных произошли птицы?

а) земноводные;
б) рыбы;
в) ланцетники;
г) древние пресмыкающиеся; 
д) ракообразные.

5. Какие признаки из перечисленных характерны только для птиц?

а) двуногохождение;
б) теплокровность; 
в) крылья;
г) перьевой покров;
д) зубы.

6. Какой из перечисленных органов чувств лучше всего развит у большинства птиц?

а) обоняние;
б) осязание;
в) слух;
г) зрение.

7. Из скольких частей состоят передние конечности (крылья) птиц?

а) 1;
б) 2;
в) 3;
г) 4;
д) 5.

8. Какую функцию выполняет зоб птицы?

а) переваривает пищу;
б) выделяет сок;
в) измельчает пищу;
г) временно держит пищу;
д) выполняет роль желудка.

9. В какой части пищеварительной системы птицы измельчается пища?

а) желудок;
б) зоб;
в) пищевод;
г) кишки;
д) ротовая полость.

10. Из скольких камер состоит сердце у птиц?

а) 1;
б) 2;
в) 4;
г) 5;
д) 3.

11. Сердце птицы в минуту сокращается:

а) 20 раз;
б) 70 раз;
в) 100 раз;
г) 400 раз.

12. Чем отличается кровеносная система у птиц от пресмыкающихся?

а) два круга кровообращения;
б) трехкамерное сердце; 
в) четырехкамерное сердце;
г) два предсердия сердца;
д) двухкамерное сердце.

13. В результате развития, какого отдела мозга птицы в воздухе могут совершать очень сложные движения?

а) передний мозг и мозжечок;
б) передний, средний мозг и мозжечок;
в) средний мозг и мозжечок;
г) передний и средний мозг.

14. Цевка – это часть:

а) верхней конечности;
б) грудной клетки;
в) клюва;
г) нижней конечности.

15. Наука о птицах:

а) птицеводство;
б) орнитология; 
в) кинология;
г) протистология.

2) Оцените свою работу. Ответы (Приложение 1, см. Приложения). Критерии оценки (Приложение 2, см. Приложения)

3) Обсудите результаты работы

III. Изучение нового материала

Коллективная форма работы (межгрупповая) по заданиям. Каждая группа, получив индивидуальное задание, решает общую проблему через изучение нового материала. Учащиеся самостоятельно добывают новые знания. В группе идет разделение труда между учащимися для решения поставленной задачи, готовится  выступление с обязательным выводом. Учащиеся  делают записи в тетрадях.

Проблема: Найти черты приспособления птиц к полету и жизни на суше.

Цель:  Изучить размножение и развитие птиц по плану:

  1. строения половой системы птиц; 
  2. строение яйца птиц;
  3. формирование  яйца в организме птиц;
  4. развитие зародыша в яйце;
  5. типы развития птенцов.

Задание для I группы

  1. Изучите текст «Органы размножения птиц» по учебнику биология 7 класс (В.М. Константинов) стр.218, «Размножение» (Т.Я. Богданова) стр.206, дополнительный материал (Приложение 4, см. Приложения).
  2. Внимательно рассмотрите рисунки на стр. 208 учебника (В.Б.Захаров, Н.И. Сонин)
  3. Подготовьте ответ к поставленным вопросам:
  1. Какое строение имеет половая система самки птицы.
  2. Какое строение имеет половая система самца птицы.
  3. Найдите сходства в строении органов размножения птиц и пресмыкающихся.
  4. Какие особенности органов размножения птиц связаны с приспособлением к полету?

Задание для II группы

  1. Изучите текст «Строение яйца» по учебнику биология (В.М. Константинов) стр.219, внимательно рассмотрите рисунки (Приложение 3, см. Приложения).
  2. Подготовьте ответ к поставленным вопросам:
  1. Какое строение имеет яйцо  птицы?
  2. Почему зародышевый диск всегда обращен кверху?
  3. Найдите сходства в строении яиц птиц и пресмыкающихся.
  4. Какие особенности строения яиц связаны с размножением птиц на суше?

Задание для III группы

  1. Изучите текст «Формирование яйца в организме птицы» по учебнику биология 7 класс стр. 219 (В.М. Константинов), дополнительный материал (Т.Л. Богданова) стр. 206, предложенный дополнительный материал, внимательно рассмотрите рисунки (Приложение 4, см. Приложения).
  2. Подготовьте ответ к поставленным вопросам:
  1. Какое строение имеет яйцевод  птицы?
  2. Охарактеризуйте этапы формирования яйца в организм птицы
  3. Найдите приспособления к полету у птиц при формировании яйца.

Задание для IV группы

  1. Изучите текст «Развитие зародыша в яйце» учебник  (В.М. Константинов) стр.219, используйте фрагмент мультимедийного приложения к учебнику В.Б.Захарова, Н.И.Сонина (Особенности организации птиц связанные с полетом. Размножение и развитие птиц), (Приложение 3, см. Приложения).
  2. Внимательно рассмотрите рисунки.
  3. Подготовьте ответ к поставленным вопросам:
  1. Какие условия необходимы для развития зародыша в яйце птицы?
  2. Чем зародыш птицы напоминает зародыш рыб и пресмыкающихся?
  3. Найдите сходства в строении яиц птиц и пресмыкающихся.
  4. Какие особенности развития зародыша связаны с приспособлением к жизни на суше?

Задание для V группы

  1. Изучите текст « Типы развития птенцов» учебник (В.М Константинов) стр. 220, В.Б.Захаров, Н.И. Сонин) стр. 210-211, используйте фрагмент мультимедийного приложения к учебнику В.Б.Захарова, Н.И.Сонина (Особенности организации птиц связанные с полетом. Размножение и развитие птиц). Внимательно рассмотрите рисунки.
  2. Подготовьте ответ к поставленным вопросам:
  1. Каких птиц называют птенцовыми или гнездовыми? Приведите примеры.
  2. Каких птиц называют выводковыми? Приведите примеры.
  3. Найдите черты приспособленности птиц к лучшей выживаемости.

Биологический эксперимент

При ознакомлении учащихся со строением яйца птицы инициативная группа учащихся провела опыт и выступает перед учащимися с полученными результатами. Вместе с другими группами учащихся выясняют наличие пор в скорлупе и их примерное количество на тупой и острой ее частях. Свои наблюдения учащиеся записывают в тетради и дают объяснение обнаруженным явлениям.

Объекты и оборудование: Два варенных яйца; чайная ложка; черная тушь; держатели яиц.

Проведение опыта: Берем два варенных яйца. Одно из них нужно надбить с острой стороны и, увеличив отверстие, чайной ложкой извлечь содержимое. Второе яйцо надбиваем с тупой стороны, и его содержимое тоже извлекается чайной ложкой. Теперь в скорлупу от первого и второго яиц нужно налить до половины черной туши, вдвое разбавленной водой, поставить скорлупу на держатели и наблюдать, появятся ли снаружи черные точки, а если появились, то в какой части скорлупы их больше – в тупой или острой?

Вопросы:

1. О чем свидетельствует проведенный опыт?
2. Почему в тупой части скорлупы образуется больше пор, чем в острой?

IV. Репродуктивное (первоначальное) закрепление (фронтальный контроль).

Вы изучили размножение и развитие птиц, нашли черты приспособления птиц к полету и жизни на суше, сделали выводы. Давайте проверим ваши знания.

Цель: проверить усвоение знаний о размножении и развитии птиц.

1. Есть ли сходства в строении половой системы птиц и пресмыкающихся? (Да. Оплодотворение внутреннее, органы размножения открываются в клоаку).
2. Есть ли сходства в строении яиц птиц и пресмыкающихся? (Да. Откладывают крупные оплодотворенные яйца; яйца покрыты плотной оболочкой; яйца богаты питательными веществами (желток); развитие зародыша идет за счет питательных веществ.
3. Какое значение имеет желток? (Запас питательных веществ).
4. Какое значение имеет белок? (Источник воды, и предохраняет желток (зародыш) от повреждений).
5. Каково значение оболочек яйца? (Защищают яйцо от проникновения бактерий).

V. Тренировочное закрепление (выходной контроль)

Биологический тест проектируется с помощью интерактивной доски на экран. Учащиеся отвечают на вопросы самостоятельно. Обмениваются ответами, проводят взаимоконтроль. Выставляют оценку:

  1. “5” – 0 ошибок;
  2. “4” – 1 – 2 ошибки;
  1. “3” – 3 ошибки;      
  2. “2” – 4 ошибки.      

Биологический тест № 2

1. Какие условия необходимы для развития зародыша птицы?

а) свет;
б) температура;
в) кислород;
г) питательные вещества.

2.Почему птицы откладывают не все яйца сразу, как млекопитающие, а постепенно?

а) наличие одного яичника;
б) облегчение массы тела в полете;
в) малое число яиц;
г) забота о потомстве.

3.В таблицу внесите номера правильных ответов:

ПТЕНЦОВЫЕ ПТЕНЦЫ

ВЫВОДКОВЫЕ ПТЕНЦЫ

А

Б

После вылупления из яиц птенцы:

  1. голые или слабо опушенные;
  2. покрытые пухом;
  3. слепые;
  4. зрячие;
  5. через небольшой промежуток времени могут двигаться;
  6. долго остаются беспомощными;
  7. находят корм сами;
  8. родители выкармливают птенцов.

4. Сделайте подписи к рисунку (Приложение 5, см. Приложения).

5. Какие птицы относятся к птенцовым?

а) голуби;
б) дятлы;
в) орлы;
г) куры;
д) утки.

6. Какие птицы относятся к выводковым?

а) тетерев;
б) скворец;
в) глухарь;
г) утки.

7. Откуда берет питательные вещества для развития зародыш птицы?

а) из яичного белка;
б) из воздушной камеры яйца;
в) из желтка яйца;
г) из внешней среды;
д) из организма матери.

Ответы теста (Приложение 6, см. Приложения).

VI. Подведение итогов. Рефлексия (работа с учителем).

Цель: подведение итогов урока, домашнее задание.

Заключение

1. Птицы размножаются на суше с помощью относительно крупных яиц, богатых желтком и покрыты рядом оболочек;

2. Для развития зародыша в яйце необходимы питательные вещества;

3. Сходство в размножении и развитии птиц и пресмыкающихся свидетельствует о родстве позвоночных этих классов;

4. Размножение птиц более совершенно, чем у изученных ранее позвоночных. Благодаря этому особи успешно и быстро приспосабливаются к изменившимся условиям обитания.

Рефлексия

1. Прочитайте еще раз цели урока.
2. Достигли ли вы заданных целей?
3. Что понравилось при изучении нового материала?
4. Что мешало достижению целей?
5. Можно ли сказать, что на уроке вы чувствовали себя уверенно?
6. Выставите полученные оценки за урок себе в дневник и подготовьте для подписи.

Запишите домашнее задание: стр. 210-211. Ответить на вопросы. Выполнить задание № 140, 141 в рабочих тетрадях (ПО).

Попробуйте найти ответы на вопросы: Почему мы так говорим: «Птичье молоко», «Кочующие птицы», «Как летят птицы», «Чье гнездо лучше».



Предварительный просмотр:

Экологическое образование и воспитание в курсе изучения химиии

1. Объективная необходимость осуществления экологического образования и воспитания в процессе обучения.

Экологические знания должны включаться практически во все учебные программы, от философии и социологии до географии и этики. Необходимо в рамках обучения по всем школьным предметам получать необходимые сведения о сохранении и улучшении среды человека.

Современному учителю особенно необходимо проникнуть в сущность актуальных проблем взаимосвязи, взаимодействия природы и общества, увидеть их социальную основу, конкретно представить, какими средствами и способами решать задачи воспитания ответственного отношения школьников к природной среде. Изучив состояние научной разработанности вопросов экологического образования школьников, была поставлена следующая цель: проанализировать современное состояние вопросов экологического образования в средней школе и попытаться найти пути его совершенствования.

В связи с выбранным направлением работы были определены и задачи исследования:

  1. осветить основные вопросы экологического образования и воспитания (цели, задачи, направления, принципы, формы);
  2. рассмотреть, как решаются задачи экологического образования и воспитания при изучении курса химии в восьмом классе;
  3. подобрать некоторые новые элементы содержания экологического образования в урочной и внеурочной деятельности и проверить их эффективность на практике.

2. Сущность, методологические основы, принципы, задачи экологического образования и воспитания

В теории педагогики обоснованы и развиты положения о содержании научных знаний о природе и способах их раскрытия, о формировании мировоззрения в процессе познания природы, о нравственно - эстетическом развитии школьника под воздействием природы, о месте и значении общения ребенка с природой в системе его образования. Выдающиеся педагоги отмечали огромную роль природы в человеческом развитии, в становлении человека, как гражданина.

"... Общение с природой не только доставляет эстетическое наслаждение, но и влияет на формирование мировоззрения детей, на их нравственное развитие, расширяет их кругозор, обогащает впечатление", - так считал К.Д. Ушинский.

Наш современник В.А. Сухомлинский в книге " Сердце отдаю детям " писал: " ...Природа становится могучим источником воспитания лишь тогда, когда человек познает ее, проникает мыслью в причинно-следственные связи ... Чем больше деятельности, связанной с активным познанием природы, тем глубже и осмысленнее становится видение окружающего мира ..."

Цель природоохранительного образования неразрывно связана с общими целями нашего общества. И.Д. Зверев определяет цель этого образования, как формирование высокой культуры поведения человека и его ответственности за рациональное использование природных ресурсов и защиты природной среды от загрязнения во всех видах общественно-трудовой деятельности.

В качестве методологической основы образования в области защиты и улучшения среды можно принять пять фаз:

  1. первая - мир материален и представляет сложную систему связей и взаимодействий так, что изменения его элементов взаимно обусловлены;
  2. вторая - защита природы представляет применение закона отношений и взаимных действий, существующихв материальном мире; третья - человек и общество - результат эволюции живой природы и поэтому неотделимы от природы (общество и природа составляют неотделимое и противоречивое целое);
  3. четвертая - изменения в биосфере, вредные для человека и общества, обусловлены отсутствием или недостатком мер в регулировании взаимодействия общества и природы, а не научно-техническимпрогрессом;
  4. пятая - существует влияние природы на темп развития общества, но нет действия природы на характер общественных отношений.

Исходя из этих методологических основ, образование в области защиты и улучшения среды человека должно давать ясные и научно-обоснованные знания по основным экологическим вопросам современного общества.

Общие методологические и теоретические положения позволяют выделить принципы экологического образования.

1. Междисциплинарный подход в формировании экологической культуры школьников.

Реализация междисциплинарного подхода требует выделения межпредметных связей и обеспечения обобщения межпредметных подходов. Выделение межпредметных связей в экологическом образовании предполагает согласование содержания и методов раскрытия законов, принципов и способов оптимального взаимодействия общества с природой на всех уровнях экологических знаний, которые изучаются в различных учебных предметах.

2. Систематичность и непрерывность изучения экологического материала.

Последовательное достижение цели и задач образования по вопросам окружающей среды требует разработки системы содержания, методов и организационных форм учебно-воспитательного процесса. Эта система предполагает вычленение ведущих идей и понятий, установление их взаимосвязи и развития.

Непрерывность процесса экологического образования предполагает согласованность воздействий разнообразных источников знаний и средств массовой информации. Это необходимо учителю, когда в школьных условиях формируется готовность учащихся к решению экологических проблем современности.

3. Единство интеллектуального и эмоционально-волевого начал в деятельности учащихся по изучению и улучшению окружающей природной среды.

Взаимосвязи рационального и эмоционального многообразны и зависят от возраста учащихся. В период детства имеет место эмоционально-эстетическое восприятие среды, а не интеллектуальное. В юношеском возрасте большую силу приобретает интеллектуальное осмысление природы. Если ученик знает закономерные связи между объектами живой и неживой природы, чувствует красоту гармонии экологических систем, то и действия его будут направлены на сохранение природы, защиту ее от загрязнения.

4. Взаимосвязь глобального, национального и краеведческого раскрытия экологических проблем в учебном процессе.

Факты положительного и отрицательного воздействия человека на природу данной местности важно сочетать с оценкой последствий этих влияний в глобальных масштабах. Развивая заботу молодежи о природе родного края, своей Родины, учитель внушает школьникам мысли о том, что Земля нуждается в общей заботе всего человечества. " Сохранение природы требует усилий всех людей, населяющих земной шар. Рана, нанесенная природе на одном континенте, не может пройти бесследно на другом."

3. Содержание экологических знаний в курсе химии средней школы

Роль школьного курса химии в экологическом образовании обуславливается тем, что данная наука связана с познанием законов природы, химической формы движения материи и ее значимость в материальной жизни общества.

Перед учителем химии, ведущим природоохранную работу, стоят следующие задачи: 

  1. раскрытие единства неорганического и органического мира, влияние деятельности человека на окружающую среду и формирование на этой основе убежденности в необходимости бережного отношения к природе;
  2. раскрытие двойственной роли химической промышленности в отношении природы;
  3. вооружение школьников практическими умениями и навыками, позволяющими посильно участвовать в мероприятиях по защите природы.

Воздействие на природу в целом, на ее структурные элементы осуществляется промышленностью, транспортом, сельским хозяйством, которые влияют в различных направлениях: 

1. Потребление химических веществ из природы.

2. Загрязнение природы отходами человеческой деятельности.

3. Появление в природе и, в частности, в биосфере новых высокоактивных химических соединений, выделенных из природных источников или синтезированных человеком.

Первое направление освещено в содержании курсов неорганической и органической химии, где рассматриваются природные соединения, как сырье для химической промышленности и других отраслей, в основе которых лежат химические процессы. Освещаются вопросы использования природных веществ в качестве удобрений и ядохимикатов.

В целях развития и формирования знаний о загрязнении необходимо ввести такие понятия как "загрязнители", "источники загрязнения", "естественное и искусственное загрязнение", "санитарные нормы чистоты", "предельно допустимые концентрации веществ" (ПДК). Необходимо рассмотреть источники загрязнения. Важно показать учащимся, что решение проблем загрязнения - это совершенствование и создание новой техники и технологии, повышение выхода продукта и снижение образования отходов производства, создание оборотного водоснабжения, уменьшающего сток загрязненных вод, разработка систем утилизации отходов и переход на замкнутые технологические циклы. Следует также дать характеристику использования защитных зон, показать значение растений в процессах оздоровления атмосферы.

Развитие знаний о защитных мероприятиях необходимо продолжить при изучении производственных процессов, где важно раскрыть основные экологические принципы современного производства.

При изучении проблем охраны окружающей среды особая роль принадлежит химическому эксперименту важнейшей составной части школьного курса химии. Необходимо искать способы переработки отходов школьного химического эксперимента и включать этап переработки в качестве равноправного и неотъемлемого компонента во все без исключения школьные опыты. Под переработкой в данном случае понимается уничтожение веществ, их обезвреживание с последующим помещением во внешнюю среду или утилизация (повторное использование - прямо или косвенно - в учебном процессе).

Только такой подход позволит сформировать экологически грамотное мышление, вырабатывает у школьников некий "рефлекс экологической чистоты" любого их действия.

Рассматривая вопросы охраны окружающей среды, можно предложить учащимся химико-экологические вопросы и задачи. При их составлении рекомендуется придерживаться следующих методических требований:

1. Условия задач и результаты решении должны содержать практически значимую информацию.

2. Эта информация должна быть тесно связана с программным материалом и реальными экологическими проблемами.

3. Задачи должны быть посильны для учащихся данного класса.

4. Решение задач должно опираться на возможности, на комплекс знаний по разным предметам.

5. Задачи предназначены для использования при проверке, объяснении, применении и совершенствовании знаний.

Химико-экологические задачи и вопросы можно разделить по содержанию на три типа:

1. Задачи с химической характеристикой природных объектов.

2. Задачи об источниках загрязнения, видах загрязнителей окружающей среды.

3. 0 природозащитных мероприятиях и ликвидации последствий загрязнения.

Составленные задачи не обязательно должны иметь единственное решение, они рассчитаны на проблемное обсуждение, дискуссию, на поиск рационального пути решения поставленной реальной учебно-познавательной проблемы.

Экологическое образование обладает такими особенностями, как актуализация идеи о неразрывной связи физической и духовной жизни человека с природой; рассмотрение экологических проблем в системе глобальных проблем современности; направленность на цели охраны природы; сбережение генофонда биосферы; сохранение гигиенических и эстетических достоинств окружающей среды; рациональное использование природных ресурсов. Содержание экологического образования имеет, таким образом, сложный состав, усвоение которого школьниками требует тесной взаимосвязи, классной и внеклассной работы.

4. Экологическое образование и воспитание при изучении курса химии в 8 класса.

Экспериментальную работу по экологическому образованию и воспитанию учащихся, которое рассматривается как неразрывная часть в общей системе образования и воспитания, провожу в основном в 8 классе.

Анализ учебной программы и содержание материала тем, изучаемых в 8 классе, показал, что в них недостаточно отражена глобальная проблема нашего века - охрана окружающей среды.

Для реализации экологического подхода к изучению школьного курса химии предусматриваю ознакомление учащихся с химическими проблемами экологии. Основное внимание сосредоточено на тех явлениях, которые вызывают серьезную обеспокоенность за состояние природной среды и будущее цивилизации.

В содержание программы заложены следующие принципы:

  1. природа в своем естественном развитии находится в динамическом равновесии;
  2. непосредственным результатом взаимодействия человека и природы становится изменение химического состава компонентов окружающей среды, приводящее к смещению природного равновесия;
  3. химические знания - неотъемлемая часть знаний об основах охраны природы, рациональном природопользовании и разумном преобразовании окружающей человека среды.

Экологизированная направленность курса химии дает возможность раскрыть особую роль этой науки в борьбе с экологическим невежеством, проявляющимся в укоренившемся представлении о "виновности" химии в сложившейся экологической ситуации, привлечь школьников к исследовательской работе по изучению состояния природной среды, воспитывая в них чувство личной ответственности за ее сохранение.

Исходя из целей, заложенных в программе, мною разработаны и проведены уроки в 8 классе по основным темам курса химии с точки зрения экологического воспитания и образования. В подборе материала я старалась использовать краеведческий материал. Ведь именно краеведческий принцип подбора учебного материала - одно из условий привлечения интереса и внимания учащихся к этим проблемам. На уроках я применяю активные формы и методы организации учащихся: урок-лекция, урок-конференция, что позволяет формировать у учащихся знание и умение путем вовлечения их в активную учебно-познавательную деятельность.

При подготовке к урокам учащиеся готовят сообщения, доклады, составляют схемы по материалу соответствующих тем. С целью развития интереса учащихся к проблемам окружающей среды я предлагаю им следующие задания: охарактеризовать экологическую обстановку около дома, школы; проанализировать ситуацию, в которой по вине человека страдает природа и т.д. В конце каждой темы учащимся предлагаются вопросы, задания по пройденному курсу, расчетные задачи экологического содержания.

Так, при изучении темы "Первоначальные химические понятия" считаю необходимым дать ряд понятий природоохранного характера: загрязнители, источники загрязнений, современные способы очистки веществ (отходов) в промышленности.

Остро стоит вопрос об очистке отходов любого производства, поскольку идеальная модель безотходной технологии еще не создана. При изучении темы “Чистые вещества и смеси” знакомлю учащихся с простейшими способами очистки и разделения смесей.

К современным методам очистки можно отнести фильтрацию, пылегазоулавливание, обезвреживание, биологическую очистку (очистку при помощи микроорганизмов), обеззараживание сточных вод, осаждение (в отстойниках), перевод веществ в малорастворимые или нерастворимые соединения.

С некоторыми методами учащиеся знакомятся при выполнении лабораторных и практических работ, ряд других можно продемонстрировать на кружковых или факультативных занятиях (перекристаллизация, охлаждение, нейтрализация, использование ионообменных колонок).

При изучении темы " Кислород. Оксиды. Горение. " ставлю целью " подвести учащихся к пониманию здоровья человека, как общественной ценности, к оценке роли зеленых насаждений в улучшении состояния окружающей среды; научить их определять масштабы загрязнений и предвидеть возможные последствия этого процесса для природы и человека ". Достижение данной воспитательной цели будет способствовать формирование гуманистического, санитарно-гигиенического и познавательного мотивов в их природоохранной деятельности.

Рассматривая вопрос о химических реакциях, необходимо сформировать у учащихся представление о природе, как о едином целом, о том, что химические реакции протекают в живой и неживой природе, что живая и неживая природа взаимосвязаны.

Очень важно развить у учащихся ценностную ориентацию в отношении экологических проблем, вызывать у них чувство сострадания, ответственности, желание активной деятельности.

С целью развития интереса учащихся к проблемам окружающей среды предлагаю им задания с дальнейшей их оценкой, например:

1. Найти в каких-либо печатных изданиях (газетах, журналах, книгах) сообщения о неблагоприятных экологических ситуациях. Сформулировать свое отношение к этой публикации.

2. Прослушайте текст. Перечислите неправильные действия, которые совершили ребята в отношении природы. Как поступили бы вы?

3. Используя свой опыт, придумайте (или опишите) ситуацию, в которой по вине человека страдает природа (ее обитатели)'.

4. Охарактеризуйте экологическую обстановку:

а) около дома;

б) около ближайших предприятий, учреждений, магазинов;

в) в ближайшем парке, лесу, на речке, озере, пруду.

Что именно вы можете сделать для сохранения и улучшения природной среды ?

При выполнении экспериментальной части курса химии в 8 классе также придерживаюсь вопросов экологизации образования и воспитания.

В практической работе N 1 (в части посвященной правилам техники безопасности при работе в химическом кабинете) считаю целесообразным дать дополнительную информацию о необходимости ликвидации всех отходов после химических опытов. Необходимо обратить внимание учащихся, что при изучении химии обязательным компонентом каждого практического занятия, демонстрационного или лабораторного опыта будет уничтожение, обезвреживание или использование веществ, образовавшихся в процессе химических превращений. Таким образом, уже на этой стадии обучения школьники понимают, что исключение попадания веществ во внешнюю среду есть правило техники безопасности, причем глобального масштаба. Можно проинформировать школьников о некоторых путях ликвидации веществ, с которыми они встретятся в дальнейшем.

Практическую работу " Очистка загрязненной поваренной соли" можно дополнить словами ..... “и воды” от примесей. После приливания воды к смеси соли и песка и растворения соли указываю, что в промышленности часто требуется отделить твердый осадок от чистой воды или раствора. Этого добиваются сливанием жидкости с осадка (декантация) или фильтрованием. Учащиеся должны попробовать оба способа. Например, часть жидкости можно слить в чистую пробирку, а остаток профильтровать. При выпаривании раствора рекомендуется сконденсировать любым способом немного воды и продемонстрировать ее отличие от исходного раствора (например: внесением поочередно на медной проволочке в пламя горелки или добавлением раствора нитрата серебра, не называя последнего).

После проведения практической работы "Получение и свойства кислорода" собираю остатки веществ от опытов, проведенных каждым учеником, в одну банку с надписью "Отходы от получения кислорода из КМnН4. Можно пояснить, что знания учащихся пока не позволяют раскрыть химизм и пути использования остатков.

При выполнении практической работы "Приготовление растворов солей с определенной массовой долей растворенного вещества" нередко используют хлорид натрия. После окончания опыта нужно подвести учащихся к мысли, что их растворы могут быть использованы впоследствии. Для этого растворы будут сохранены в отдельной банке и применены в других практических работах работе и в других классах в будущем году. Так поступают и в промышленности, в производствах с замкнутым циклом.

Экспериментальные задачи, которые включены в каждую тему, могут способствовать формированию представлений учащихся о многократном превращении химических веществ.

Такой подход позволит сформировать экологически грамотное мышление.

Чтобы выявить уровень знаний учащихся по вопросам природоохранного характераможно провести анкетирование:

Вопросы анкеты. 

  1. Какая наука изучает проблемы охраны окружающей среды ?
  2. Что тебе известно о проблемах охраны окружающей среды ?
  3. Какой свой поступок ты считаешь самым плохим по воздействию на природу ?
  4. Какой поступок твоих друзей ты считаешь самым хорошим по отношению к природе ? Самым вредным ? Почему ?
  5. Что, по твоему мнению, люди могли бы сделать наиболее полезного по охране природной среды?
  6. Что ты сделал, и что смог бы сделать, полезного по защите природы ?
  7. Какие общественные организации по защите окружающей среды ты знаешь ?

Анализ анкет показает, что проблемы охраны окружающей среды обсуждаются на уроках биологии, географии. физики, химии. Среди проблем охраны окружающей среды учащиеся отметили:

  1. загрязнение водоемов отходами химических производств, попадание в водоемы различных веществ в результате аварий;
  2. загрязнение атмосферы выбросами химических предприятий, транспорта;
  3. загрязнение почвы;

Большинство учащихся отмечают проблему вырубки лесов, загрязнения лесов человеком, проблему плохого состояния мусорных свалок. Дети отмечают истребление человеком животных, уничтожение растений. Отмечает также проблему образования озоновой "дыры".

Поведение школьников в природе оказывается довольно разнообразным по содержанию: устроил пожар, вырывал грибы с грибницей, не убирал за собой мусор после отдыха в лесу, подкармливал птиц, ухаживал за бездомной собакой, поливал цветы у дома.

Многие ответы свидетельствует об экологической неграмотности детей. Однако радует тот факт, что дети стараются не наносить вред окружающей природе.

Отвечая на вопросы анкеты дети отмечают, что могли бы не мусорить, сажать побольше деревьев, ухаживать за животными. В отдельных анкетах сформулированы конкретные предложения: создать аппараты для переработки химических отходов; перейти на безвредное топливо; создать экологически чистое производство. В анкетах звучит призыв: почаще напоминать взрослым о бережном отношении к природе; прекратить воевать друг с другом; объединить усилия, тогда можно достичь большего успеха.

Результаты анкетирования показали, что необходимо расширять и углублять представления учащихся о целостности системы мер по охране природы. Это, в свою очередь, требует комплексного подхода к решению проблем экологического образования: не только вооружать школьников научными знаниями о природе и законах ее жизни, но и формировать такое их поведение, которое выражало бы заботу о конкретных природных объектах и о природе в целом.

Исходя из всего отмеченного, задачами для своей последующей работы считаю воспитывать у подрастающего поколения непассивные любования красотами природы или созерцание того, что сделано или не сделано государством по ее охране, а потребность активного, действенного участия в ее сохранении и улучшении. Сами по себе знания об охране природы, если они не будут сочетаться с практическими делами, не создадут у молодог



Предварительный просмотр:

Российские общеобразовательные порталы и сайты.

Российские общеобразовательные порталы и сайты для школьников. Каталоги образовательных интернет-ресурсов - порталов, сайтов, электронных библиотек и т.д. Списки образовательных учреждений. Законодательство. Нормативные документы и стандарты.  

 

 

 

 

 edu - "Российское образование" Федеральный портал. Каталог образовательных интернет-ресурсов: Российское образование. Законодательство. Нормативные документы и стандарты. Образовательные учреждения. Каталог сайтов (можно выбрать: предмет, аудитория, уровень образования, тип ресурса) и электронных библиотек. Учебно-методическая библиотека.

        - edu.ru - ресурсы портала для общего образования

 

 school.edu - "Российский общеобразовательный портал". Каталог интернет-ресурсов: дошкольное образование; начальное и общее образование; дистанционное обучение; педагогика; повышение квалификации; справочно-информационные источники.

 

 ege.edu - "Портал информационной поддержки Единого Государственного экзамена" Новости. Нормативные документы. Демоверсии. Предварительные результаты ЕГЭ.

 

fepo - "Федеральный Интернет-экзамен в сфере профессионального образования" В целях оказания помощи вузам при создании систем управления качеством подготовки специалистов на основе независимой внешней оценки Национальное агентство в сфере образования проводит эксперимент по введению Федерального экзамена в сфере высшего профессионального образования (ФЭПО). .

 

allbest -   "Союз образовательных сайтов"  Выбираем кнопку вверху слева "Главная". Попадаем на главную страницу. Здесь подборки ресурсов: Библиотеки, Тесты, Рефераты; ниже - Иностранные языки и главное - так называемые "Электронные библиотеки" - это просто коллекции сайтов по различным темам. Есть рейтинг сайтов по разделам (при регистрации дают персональный номер, поэтому, нажимая на эту ссылку вы даете одно очко в мою пользу.

 

fipi  ФИПИ - федеральный институт педагогических измерений.  ЕГЭ - контрольно измерительные материалы (демо ЕГЭ); Федеральный банк тестовых заданий (открытый сегмент); Научно-исследовательская работа; Повышение квалификации.

 

 

 ed.gov - "Федеральное агентство по образованию РФ". - Управление образованием. Обеспечение учебного процесса (нормативно-правовые документы; Информация; Новости; Статистика и др.).

 

 obrnadzor.gov - "Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки". - Официальные документы. Надзор. Контроль качества образования (ЕГЭ). Лицензирование. Аттестация.

 

 mon.gov - Официальный сайт Министерства образования и науки Российской Федерации.

 

rost.ru/projects - Национальный проект "Образование"

 

 

 edunews - "Все для поступающих" Основные разделы портала: Школьникам и дошкольникам; Абитуриентам и студентам; Экзамены и тесты; Дополнительное образование. Тематические ссылки на образовательные ресурсы и сами учебные материалы на сайте.

 

 

window.edu.ru - Единое окно доступа к образовательным ресурсам. Тематический каталог образовательных ресурсов.

 

 

 Портал "ВСЕОБУЧ" - справочно-информационный образовательный сайт по всем видам образовательных учреждений Москвы и регионов России. Поиск, рейтинг, отзывы, комментарии.

 

 

 newseducation.ru - "Большая перемена"   Здесь вы сможете узнать обо всем самом важном и интересном, о самом волнующем и наболевшем, о грустном и веселом, о серьезном и не очень... Словом, обо всем-всем-всем, что происходит сегодня в этом бескрайнем бушующем море под названием "Образование"!!!

 

 

 

 

 

 vipschool.ru   СУНЦ МГУ - Специализированный учебно-научный центр - школа имени А.Н. Колмогорова.

 

 

 

 

 rgsu.net  - Российский Государственный Социальный Университет.

 

 

 orenport.ru - "Региональный образовательный портал Оренбуржья" -   Педагогическое сообщество Оренбуржья. Образовательные учреждения. Научно-педагогическая деятельность. Электронные образовательные ресурсы. Инновационные образовательные технологии. Компьютерные средства в образовании. Региональный рынок труда. Новости образования и пр.

 

 

 

 

 «Информатизация системы образования в целях повышения качества обучения»

 

С каждым годом уменьшается количество людей, находящихся в стороне от современных информационных и телекоммуникационных технологий. Это обусловлено процессами развития компьютерной техники и расширения доступа к всемирным информационным сетям. Массовое распространение средств информации ныне касается всех сфер деятельности человека. Современные компьютеры и сеть Интернет используются в медицине и юриспруденции, в торговле и науке, в культуре и в военном деле. В связи с этим закономерным явлением следует признать активное внедрение и использование информационных технологий в системе образования. С одной стороны, современные средства обработки информации позволяют существенно повысить эффективность подготовки специалистов, с другой стороны, система образования является кузницей, в которой формируются члены общества, живущего в условиях повсеместной информатизации.

Одним из приоритетных направлений развития современной общеобразовательной школы является внедрение новых информационных технологий в образовательный процесс.

Совершенно очевидно, что появление новых эффективных средств обучения и организации педагогической деятельности, обладающих большими возможностями, не может не повлечь возникновения целого спектра проблем, без решения которых информатизация образования не достигнет желаемого уровня. Прежде всего следует отметить такие проблемы, как неготовность педагогов к осуществлению профессиональной деятельности с использованием средств информационных и телекоммуникационных технологий, недостаточное качество технического исполнения и содержательного наполнения электронных ресурсов, используемых в системе образования, и, конечно, отсутствие взаимосвязи между разрозненными средствами информатизации, количество которых постоянно растёт.

Следует отметить, что преподаватели информатики, а также педагоги, преподающие большинство дисциплин естественнонаучного цикла, в силу специфики сферы их профессиональной деятельности более активно приобщаются к использованию информационных и телекоммуникационных технологий в обучении школьников. В обучении гуманитарным дисциплинам применение соответствующих средств осуществляется значительно реже.  

Сегодня уже ни у кого не вызывает сомнения способность имеющихся в сети Интернет информационных ресурсов существенно повысить эффективность обучения истории, литературе, обществознанию, экономике и другим гуманитарным дисциплинам. Достаточно назвать такие предоставляемые ими возможности, как повышение наглядности обучения, его сопровождение аудио- и видеоинформацией, содействие формированию у школьников мотивации к изучению гуманитарных дисциплин. Благодаря этому использование ресурсов сети Интернет оказывается востребованным, а необходимость знакомства учителей с видами таких ресурсов и основными подходами к их использованию становится очевидной.

Решение проблем информатизации образования определено в качестве одной из важнейших целей реализации Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 годы (ФЦПРО, http://www.fcpro.ru). В рамках указанной программы разрабатываются электронные образовательные ресурсы, обеспечивающие реализацию образовательных программ по предметам основного общего и среднего (полного) общего образования в учреждениях общего, начального и общего профессионального образования.

Массовое введение принципиально новых технологий в системе образования требует специальной организации как самого процесса информатизации, так и последующего сопровождения эксплуатации информационных ресурсов. Информатизация системы образования – масштабный проект, с выполнением которого связывается возможность получения новых актуальных образовательных результатов. Он требует специально организованного управления и введения новых функций службы методического сопровождения в системе образования на всех уровнях ее организации.

Информатизация образования – это сложный многоуровневый процесс, который нельзя свести к снабжению школ компьютерами, электронными учебниками и подключению к Интернету. В настоящий период времени необходимо рассматривать и развивать содержательную сторону использования технических средств. Техническое обеспечение, безусловно, является важной, но лишь обеспечивающей основой процесса информатизации.

Истинным критерием эффективности использования новых информационных технологий в образовательном учреждении должно стать не количество и качество компьютеров, а наличие единого информационного образовательного пространства.

Вовлечь в процесс информатизации всех: учащихся, родителей, учителей, администрацию, библиотекаря, психолога и других работников школы – вот главная задача информатизации.

Важно правильно определить направления достижения поставленной цели, которая повлечёт за собой повышение качества обучения, совершенствование управления школой, информационную интеграцию с внешней средой.

В качестве таких направлений в нашей школе выбраны информатизация управления и внедрение информационных технологий в учебный процесс по всем общеобразовательным дисциплинах и дополнительном образовании.

Внедрение информационных технологий в процесс преподавания всех предметов влечёт за собой необходимость повышения информационной культуры педагога, внедрения новых методов обучения с использованием компьютерных технологий в следующих направлениях:

       контроль знаний

       лабораторный практикум

       наглядность на уроке

       самообразование (сетевое взаимодействие)

Таким образом, информатизация школы возможна лишь при одновременном развитии как технического обеспечения, так и создания единого информационного пространства всеми участниками учебного процесса. 

 

Сегодня в распоряжении все большего числа учащихся имеются такие мощные инструменты фиксации наблюдений, как цифровое фото, видео, аудио, ПК. И если раньше единственным источником информации был школьный учебник, то сегодня Интернет предоставляет информационное поле для поиска источников, которые далеко выходят за ограниченный объем школьного учебника. Это может быть использовано учителями, что собственно и происходит в гимназии. Учащиеся получают поисковые задания для подготовки уроков.

Поэтому важно не само по себе использование ИКТ, так как соответствующие технологии могут быть недоступны или ограниченно доступны в школе. Важно, чтобы на уроке присутствовали необходимые элементы содержания  (целенаправленное обучение наблюдению и сбору данных). И как показывает практика, соответствующие средства ИКТ по мере роста их доступности быстро и легко становятся естественной частью таких уроков.

Цифровая информационная среда помогает изменить практику распространения информации в школе, что в свою очередь, приводит к перераспределению ответственности за результаты учебной работы, дает учителю новый уровень свободы в принятии решений об изменении организации и методов обучения и принципиально меняет его работу. С одной стороны это привлекает учителя, а с другой – отталкивает, так как виртуальная среда все еще непонятна для взрослых. Компьютер – это инструмент, с помощью которого обучение может стать более интересным, быстрым, простым, а получаемые знания – более глубокими и обобщенными. Использование технологии мультимедиа базируется на подходах, в основе которых лежат естественное любопытство и средства для удовлетворения этого любопытства.

Учащимся интересно выполнять задания учителя-предметника, используя знания для этого какие-либо программы обработки информации. Примерами таких работ являются разработанные тесты по окружающему миру и обучающая программа по литературе по творчеству Булгакова. В эту программу ученик включил информационный, иллюстративный и проверочный материал.

Мультимедиа не только обеспечивает множественные каналы подачи информации, но и создает условия, когда различные среды дополняют друг друга. Перед учениками открываются огромные возможности в творческом использовании каждой индивидуальной среды, обладающей своим языком.

Использование мультимедиа позволяет учащимся научиться переносить исследовательские навыки на реализацию творческих проектов. Проекты позволяют глубже понять, как применить полученные знания на практике, выработать такие необходимые в жизни качества, как инициативность, самостоятельность, собранность. Одним из таких проектов может являться сайт школы, выполненный учеником совместно с учителем, руководителем.

Таким образом, мультимедиа начинает выступать как средство для построения учебного процесса, а компьютер превращается в обычный рабочий инструмент ученика, каким сегодня является книга и карандаш.

 

Образовательные ресурсы сети Интернет создают широкое информационное поле для современного образовательного процесса. Умение постоянно пользоваться ими свидетельствует сегодня о должном уровне информационной грамотности как учителя, так и учащегося.

В работе, например, учителя гуманитарного цикла могут быть использованы опережающие индивидуальные и групповые задания для наиболее подготовленных учащихся. Школьников привлекает возможность расширить круг источников информации, они проявляют к ним глубокий интерес, задаются дополнительными вопросами, расширяют информационный поиск, становятся заинтересованными участниками урока, выступают в роли консультантов для своих одноклассников.

Расширение информационного пространства урока, привлечение дополнительного «живого» материала на занятиях по дисциплинам гуманитарного цикла открывает перед учителем новые возможности по созданию проблемных ситуаций. Различные точки зрения на одну и ту же проблему побуждают ученика к самостоятельному мышлению, формированию собственной позиции, её обоснованию и аргументации. На основе выявления личностно значимых для учащихся проблем организуется проектная деятельность. Метод проектов позволяет органично соединять поисковую, исследовательскую деятельность в процессе решения проблемы и достижения определённого реального результата. Сеть Интернет с её обширнейшими информационными ресурсами и услугами позволяет организовать региональные и международные телекоммуникационные проекты, что особенно важно для изучения иностранных языков.

Развитие интернет-технологий, мультимедийных сервисов Сети предоставляет возможности для организации виртуальных экскурсий в разнообразные музеи в России и за границей, в художественные галереи. Сочетание высококачественных изображений, музыкального сопровождения, содержательного комментария производит глубокое впечатление, позволяет получить эстетическое наслаждение, вызывает интерес к предмету, повышает учебную мотивацию. Работа может быть организована таким образом, чтобы учащиеся выступали не только слушателями и зрителями, но и ведущими, организаторами виртуальной экскурсии, её гидами.

В тех школах, где компьютер и ресурсы сети Интернет используются только на уроках информации, требуется проведение большой подготовительной работы. Учителям гуманитарных предметов следует привлекать наиболее подготовленных и увлечённых школьников в качестве ассистентов, ведущих. Более продуктивной является работа в группах, где происходит взаимодействие, обучение в сотрудничестве. Одни ученики хорошо владеют предметным содержанием, другие обладают навыками в области использования компьютера, поиска в сети Интернет, знанием необходимых программ для просмотра и прослушивания мультимедийных файлов. Активная совместная познавательная деятельность в процессе подготовки и проведения образовательного путешествия по художественным галереям, литературным музеям значительно повышает эффективность процесса овладения материалом.

Участие в сетевых олимпиадах, творческих конкурсах, викторинах становится одной из форм проверки уровня освоения учебного материала.

 

Таким образом, сеть Интернет не только предоставляет современному учителю практически неограниченные возможности, но и предъявляет к нему новые требования.

Для учителей-предметников в Сети представлены методические разработки уроков с использованием инновационных методик, ресурсов сети Интернет. В рамках различных программ проводятся конкурсы среди образовательных учреждений, учителей на лучшие методические разработки, лучшие планы уроков с использованием интернет-ресурсов. Периодически проходят сетевые мероприятия, информация о которых размещается на официальных сайтах федеральных образовательных порталов, ведущих педагогических университетов. В Сети проводятся нтернет-педсоветы, интернет-семинары. Их материалы размещаются в открытом доступе. Ресурсы сети Интернет позволяют учителю постоянно совершенствовать своё профессиональное мастерство, получать консультации коллег, методистов. Интернет-семинары, теле- и видеоконференции дают возможность в режиме реального времени общаться с авторами учебников, ведущими методистами, учёными-педагогами. Задать вопрос, высказать собственное мнение, предложение возможно в рамках сетевых мероприятий для педагогического сообщества. Вместе с тем каждый учитель имеет возможность реализовать свой творческий потенциал, поделиться накопленным опытом, опубликовать методические разработки в электронных изданиях и на секциях интернет-педсовета, найти единомышленников.


Предварительный просмотр: