Для родителей


Предварительный просмотр:

Советы логопеда для родителей будущих первоклассников

Дорогие родители, обратите внимание на различные нарушения речи своего ребенка! Чем внятнее и выразительнее речь ребенка, тем легче ему высказать свои мысли, тем глубже и богаче его возможности познать мир.

Важно вовремя начать логопедическую работу и предотвратить неуспеваемость в общеобразовательной школе.

1. Состояние звукопроизношения. Ребенок к шести годам должен выговаривать все звуки.

2. Состояние фонематических процессов. Этот раздел подразумевает умение ребенка подбирать слова с определенным звуком, владение навыками элементарного звукового анализа и синтеза (определение первого и последнего звуков в слове, умение из звуков составить слово, посчитать количество звуков), умение различать и повторять сочетания типа: ба-па-ба, та-ца-та, вы-вы-фы и др.

3. Состояние грамматического строя. Следует обратить внимание на словообразование (дождь - дождик), словоизменение (стул - стулья), согласование (желтый мяч), управление (вышел из дома, рассказал о друге).

4. Состояние слоговой структуры слова. Шестилетний ребенок умеет безошибочно произносить слова типа: велосипедист, экскурсовод и т.п.

5. Состояние словарного запаса. Следует обратить внимание на наиболее трудные на сегодняшний день разделы: времена года, их признаки, месяцы, дни недели, качества предметов, родственные связи. Словарь ребенка, поступающего в школу, содержит примерно от 3 до 7 тысяч слов, в отдельных случаях до 10 тысяч слов . Преобладают в словаре существительные, глаголы, качественные прилагательные, наречия.

6. Состояние связной речи. Основные акценты должны быть расставлены на умении будущего школьника отвечать на вопросы, пересказывать, составлять рассказы по сюжетной картинке, серии картинок.

Итак, к шести годам ваш ребенок:

- Обладает словарем около 4000 слов.

- Все звуки родного языка произносит правильно.

- Умеет рассказывать и пересказывать, причем пытается выразить свое отношение к рассказываемому.

- Помнит и может описать прошедшие события.+

- Пользуется сложными предложениями.

- Употребляет все части речи.

- Использует абстрактные и отвлеченные понятия.

- Различает и дифференцирует звуки речи.

Помните! Отклонения в развитии устной речи создают серьезные препятствия при обучении грамотному письму и правильному чтению.



Предварительный просмотр:

Памятка для родителей

«Играем и речь развиваем»

Рекомендации по формированию у детей знаний о слогах и словах, о предложениях и текстах

  • Расскажите ребенку, что в слове столько же слогов, сколько гласных звуков. Чтобы определить, сколько слогов в слове, можно воспользоваться «правилом подбородка». Поставьте ладонь чуть ниже подбородка и произнесите слово. Сколько раз подбородок коснётся ладони, столько слогов в слове.
  • Чтобы научить ребёнка определять, на какой слог падает ударение, расскажите ему о приёме «Позови!». Когда мы зовём кого-либо или что-либо (а в сказочном мире любой неживой предмет может быть живым), то выделяем ударный слог: «Ма-а-а-ама!», «Ча-а-а-айник!»

Ребёнку будет интересно расставлять ударение в детских стихах и сказках (это можно сделать простым карандашом, чтобы не портить книгу). Только давайте ребёнку для работы небольшую часть текста: две строчки стиха или строчку из сказки.

  • Ребёнка можно научить составлять схемы слов, где прямоугольники обозначают слоги, а ударение указывает на ударный слог.

Вы можете нарисовать несколько схем слов и попросить ребёнка найти подходящую к выбранному слову. Также можно составлять схемы слов, где количество квадратиков соответствует количеству звуков, а цвет определяет особенности звуков слова: красный – гласный звук, синий – твёрдый согласный, зелёный – мягкий согласный.

  • Когда ваш ребенок уже способен прочесть небольшие рассказы и тексты, не гонитесь за скорочтением. Учите его читать пусть медленно, но вдумчиво, понимая, что он читает. Обязательно спрашивайте ребенка, что он прочитал, о чем был рассказ.

Тексты, которые читает ребенок, должны быть короткими и набраны крупным шрифтом. Нежелательно, чтобы в тексте встречались сложные слова, переносы, запятые или тем более двоеточия и тире.

Дети быстро усваивают, что предложения отделяются друг от друга точкой, вопросительным и восклицательным знаками, а первая буква в предложении – заглавная. 

Поэтому, как правило, посчитать предложения в тексте для них не составляет труда. А вот посчитать, сколько слов, иногда бывает сложно, особенно на слух, когда предлоги «сливаются» с более длинными словами: «Кошка залезла на дерево». Обращайте внимание ребенка на эти «маленькие слова» и учитывайте их при подсчёте.p391_yemblemadlyasaytalogoped

       

Рекомендации по развитию у детей фонематического слуха и произношения

  • В норме уже к 5 годам ребенок должен выговаривать все звуки речи. Если ваш ребенок в 6 лет не выговаривает хотя бы один звук, ему необходима профессиональная логопедическая помощь.

Из-за того, что в настоящее время остро увеличилось число детей с логопедическими нарушениями, статистические нормы «сдвигаются».

Так, вам могут сказать, что многие дети в этом возрасте имеют похожие проблемы и нужно подождать, пока малыш их перерастет. Но это «нормально» только с позиций сухой статистики. А с точки зрения здоровья вашего ребенка такую ситуацию никак нельзя назвать нормальной.

  • Во время занятий интересуйтесь у логопеда, как вам заниматься дома, на что обращать внимание, чтобы поправить ситуацию. Заметный прогресс появится лишь при ежедневной работе, которая возможна только дома, в общении с вами.
  • Произношение звуков ребенком во многом зависит от того, насколько правильно произносят слова его близкие взрослые. Не заменяйте слова на «детские» аналоги («бибика» вместо «машина»). Если вы склонны говорить очень быстро, замедляйте темп речи при разговоре с малышом. Произносите сложные слова («мотоциклист», «фотографировать» и др.) медленнее, выделяя в них каждый звук.
  • Даже если ваш ребенок не имеет логопедических проблем, вы можете развить его речь, способствуя улучшению артикуляции и фонематического слуха.
  • Учите ребенка определять первый и последний звуки в слове, наличие звука в слове («Хлопни в ладоши, если в слове есть звук «к»: колесо, мячик, стол» и т.п.), называть слова, начинающиеся с определённого звука.
  • Следите за тем, чтобы речь ребенка была внятной. Часто дети недоговаривают окончания, «проглатывают» предлоги.

Даже если вы поняли, что хотел сказать ребенок, притворитесь, что не поняли, настаивайте на том, чтобы произнёс фразу внятно и красиво.

  • Проговаривайте с ребенком скороговорки: сначала медленно, постепенно увеличивая темп. Пойте песенки, разучивайте потешки, считалки, стихи. Учите его подбирать рифмы, сочинять несложные рифмовки. Всё это разовьёт чувство ритма и впоследствии проявится в плавности и красоте речи.

Рекомендации по формированию грамматического строя речи

  • Грамотная речь детей формируется в первую очередь благодаря грамотным ответам на вопросы взрослых. Учите ребенка давать полные ответы. Например, на вопрос «Как тебя зовут?» можно ответить кратко: «Миша», а можно полно «Меня зовут Миша».
  • Доброжелательно исправляйте ошибки ребенка. Дети только начинают учиться грамотно строить свои высказывания.

Взрослым приходится помногу раз исправлять их, пока ребенок не усвоит какую-то грамматическую форму (например, что нужно говорить «уши», а не «ухи»).

Делайте ребенку замечания спокойно, чтобы у него не оставалось ощущения, что его осуждают за ошибку.

  • Зачастую дошкольникам сложно дается словоизменение (когда необходимо изменить слово по родам, числам, падежам) и словообразование (когда нужно от одного слова образовать другое).

Поправляйте ребенка, когда он говорит, например, «медведиха» вместо «медведица», «коровёнок» вместо «телёнок» и т.п.

  • Учите ребенка образовывать множественное число. Обращайте внимание на то, что некоторые слова не меняются во множественном числе (пальто, какао, пианино, кофе, метро). Дети не всегда правильно называют во множественном числе детенышей зверей: «козлёнки» вместо «козлята» и т.п. Иногда у детей вызывает трудности согласование со словом «пара»: «пара варежков» вместо «пара варежек и т.д.
  • Следите за тем, чтобы ребенок правильно согласовывал слова в предложении. Например: «Два кота бежат по дворе» вместо «Два кота бегут по двору» и т.п.

Особое внимание обратите на такую распространённую ошибку: «Ваня и Костя идёт в цирк» вместо «Ваня и Костя идут в цирк» и т.п.



Предварительный просмотр:

Как разговаривать с ребенком?

В любом возрасте дети активно подражают речи взрослого, поэтому, если вы будете говорить неправильно, ваш малыш будет усваивать неправильную речь. Чтобы этого не произошло, важно помнить:

НЕЛЬЗЯ:

  • Искажать слова.
  • Подражать детскому произношению и «сюсюкать».

НУЖНО:

  • Разговаривая с ребенком, следите, чтобы ваша речь была четкой и выразительной, грамотной, простой, ясной.
  • Исправляйте ошибки в речи малыша, но делайте это тактично. Если вы посмеетесь над ребенком, то обидите его, и ребенок может потерять к вам доверие.
  • Обращайте внимание ребенка на различные объекты, которые издают звуки (животные, птицы, транспорт и так далее).
  • Включайте ребенка не только в игру, но и в реальное взаимодействие со всеми членами семьи.
  • Обязательно давайте ребенку полезные поручения. Благодарите ребенка за помощь.
  • Важно не только развивать произносительные навыки, но и совершенствовать умение ребенка понимать смысл речи не только в определенной ситуации, но и вне ее. По дороге или придя домой, обсуждайте с ребенком то, как прошел его день в детском саду, как прошла ваша совместная прогулка.

И главное!!! поддерживайте все начинания малыша, хвалите его даже за незначительные успехи.



Предварительный просмотр:

Кто такой логопед? И чем он занимается?

При слове "логопед" многие из Вас вспоминают комичные сцены из кинофильма "По семейным обстоятельствам". У Ролана Быкова образ чудаковатого логопеда с "фифектами фикции" получился настолько ярким и запоминающимся, что стал, чуть ли не визитной карточкой логопедов. Все это смешно, пока проблема нарушений речи не коснулась Вас и Вашего ребенка.

И в самом деле, кто же такие логопеды и самое главное, чем они занимаются?

Логопед — коррекционный педагог, занимающийся устранением речевых нарушений у детей и взрослых. Логопед не только «ставит» звуки. В задачи логопеда входят расширение и обогащение словарного запаса детей, развитие связной речи и обучение грамоте, исправление грамматических ошибок.

Ребенок не рождается со сложившейся речью. Постепенно, шаг за шагом, он учится правильно и четко произносить звуки, связывать между собой слова, строить предложения, ясно и последовательно излагать свои мысли. Но, к сожалению, иногда речевое развитие происходит с опозданием или с особенностями развития. В этом случае поможет логопед.

В каких случаях родителям следует обратиться к логопеду:

Имеются нарушения звукопроизношения: речь ребенка неразборчива и непонятна, ребенок неправильно произносит звук, до подросткового возраста сохранилось неправильное звукопроизношение.

Дислалия - у ребенка нормальный слух, достаточный словарный запас, он правильно строит предложения, не допуская грамматических ошибок, но при этом произносит звуки по-детски, как маленький. При дислалии звуки могут искажаться, заменяться на другие, смешиваться или просто отсутствовать. При своевременной логопедической помощи, дислалия быстро и безвозвратно компенсируется у детей.

Дизартрия - нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточной иннервацией речевого аппарата, расстройство артикуляции. Оно возникает, когда скорость, сила и объем движений органов речи ограничены. Прежде всего, ограничен в движениях основной орган артикуляции – язык. Затруднено движение и других частей речевого аппарата (губ, неба, голосовых связок, диафрагмы). Речь дизартрика невнятна, непонятна для окружающих, «каша во рту».

Ринолалия - нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленные анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата. Характерным для ринолалии является патологическое изменение тембра голоса. Именно поэтому прежнее название ринолалии – гнусавость. Кроме того, при ринолалии наблюдается искаженное произнесение всех звуков речи. В целом речь при ринолалии мало разборчива, монотонна.

Общее недоразвитие речи (ОНР) - различные сложные речевые расстройства, при которых у детей при нормальном слухе и интеллекте нарушено формирование всех компонентов речевой системы (речевая функция неполноценна целиком – фонематическая, лексическая (словарный запас), грамматическая (правила словообразования и словоизменения, правила связи слов в предложениях)) стороны языка.

Фонетико-фонематическое недоразвития речи (ФФНР) - нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными расстройствами вследствие дефектов восприятия фонем и произношения звуков.

Задержка речевого развития (ЗРР) - уместна по отношению к детям раннего возраста. Примерно до пяти лет остается надежда на доразвитие нервных структур, ответственных за речь. Дети с задержкой речевого развития осваивают необходимые речевые навыки так же, как и дети без проблем в речевом развитии, но в более поздние сроки. У них позже, чем положено в среднестатистические сроки, появляется речь, и развивается она медленнее, чем у других детей.

Мутизм – отказ от речевого общения при отсутствии органических поражений речевого аппарата. В основе лежит реакция организма на резкий психический раздражитель (испуг, обида, конфликт, психическая травма, непосильное требование). Наблюдается главным образом в детском возрасте и чаще возникает у застенчивых, робких, физически ослабленных детей. При мутизме отсутствует как ответная, так и спонтанная речь. При этом способность разговаривать и понимать чужую речь сохраняется.

Элективный мутизм – избирательный отказ от речи.

Трудности в обучении чтению и формировании письма, специфические стойкие нарушения чтения и письма: ребенок знает правило, но забывает использовать его при письме, допускает ошибки, что приводит к устойчивой неуспеваемости по русскому языку; ребенок плохо читает, медленно и монотонно, с ошибками, а иногда и сам придумывает конец читаемой фразы.

Дислексия - нарушение чтения при сохранном интеллекте и физическом слухе, связанное с нарушением или недоразвитием некоторых участков коры головного мозга. Проявляется в замедленности, фонетическом искажении (пропуск букв, добавление ненужных, искажение слов, замена букв местами, пропуск начальных слогов) или непонимании смысла содержания при чтении.

Дисграфия - частичное нарушение письма, неспособность (или затрудненность) овладения письмом при сохранном интеллекте и физическом слухе. Это специфические и повторяющиеся ошибки на письме, не связанные с незнанием грамматических правил (замены, пропуски, перестановка, недописывание букв, вставка лишних букв, слияние нескольких слов в одно и разделение одного слова на части).

Дизорфография - проявляется в том, что ребенок испытывает стойкие трудности в овладении правилами правописания и их использовании. Многие из таких детей, даже зная правила, продолжают делать ошибки. Причина заключается в том, что они не замечают самих орфограмм, то есть тех звуков, которые звучат при произношении неопределенно, не так, как их нужно обозначать буквами.

Заикание - традиционно определяется как нарушение темпа, ритма и плавности речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата. При заикании органы артикуляции движутся со сбоями, дыхание становится напряженным, коротким, часто заикающиеся говорят на вдохе, голос также напряжен. Отсутствует согласованность в работе артикуляции, дыхания и голоса. Основной симптом заикания – судороги мышц речевого аппарата.

Современные родители стараются максимально занять своего ребенка спортом, музыкой, иностранными языками, часто игнорируя то, что малыш с трудом произносит некоторые звуки даже родной речи. Многие считают, что с возрастом это пройдет. Занятия у логопеда необходимо начинать как можно раньше, поскольку исправлять подобные нарушения с возрастом становится все сложнее. Поэтому если в расписании вашего ребенка появятся логопедические занятия к ним надо относится так же серьезно, как и к основным.



Предварительный просмотр:

Почему же так важна ранняя коррекция?

  • Несвоевременное исправление речевых нарушений приводит к возникновению трудностей в обучении письму и чтению.
  • Речевые нарушения, как правило, ведут к возникновению комплексов.

Для того, чтобы эти неприятности обошли вас стороной, необходимо обратиться к специалисту в самом раннем возрасте - как только вы заметили задержку первых слов у ребенка. Логопед поставит правильный диагноз и назначит коррекционные упражнения. Очень хорошо также, если у вас есть возможность определить ребенка в логопедическую группу или логопедический садик.

Но в любом случае помните, что успех занятий с ребенком зависит не только от специалистов, но и от вас, родители. Обязательно занимайтесь со своим ребенком, обучайте его.

Важно понимать, что обучение - это не только ежедневные занятия с ребенком определенное количество времени и не просто упражнения. Обучение - это стиль вашего общения с ребенком. Каждую минуточку, каждую секунду Ваш Малыш познает мир. И вы должны помнить: ваши слова и ваши действия отпечатываются в сознании ребенка как след на мокром песке.

Чтобы научить ребенка правильно говорить, нужно говорить с ним правильно.



Предварительный просмотр:

Правила проведения домашних занятий

Для того чтобы ваши домашние логопедические занятия проходили как можно эффективнее и не были затруднительны для ребенка, вам следует придерживаться определенных правил в их проведении.

Рекомендации по проведению занятий

  • Все занятия должны строиться по правилам игры, так как в противном случае вы можете натолкнуться на упорное нежелание ребенка заниматься.
  • Длительность занятия без перерыва должна быть не больше 15-20 минут (начинать надо с 3-5 минут).
  • Занятия должны проводиться 2-3 раза в день; лучшее время для занятий - после завтрака и после дневного сна.
  • Не заставляйте ребенка заниматься, если он плохо себя чувствует.
  • Отведите специальное место для проведения занятий, где ребенку ничего не сможет помешать.+
  • Объясняя что-то ребенку, пользуйтесь наглядным материалом.
  • Не употребляйте слово «неправильно», поддерживайте все начинания малыша, хвалите даже за незначительные успехи.
  • Разговаривайте с малышом четко, повернувшись к нему лицом; пусть он видит и запоминает движения ваших губ.
  • Сезонные тематические занятия проводите в соответствующее время года
  • Не бойтесь экспериментировать: на основе рекомендаций, приведенных на данном сайте, вы можете сами придумывать игры и упражнения.
  • Кроме проведения конкретных занятий, вы должны как можно больше читать ребенку.
  • Не забывайте о том, что для вашего ребенка очень важно общение с вами. И не только во время занятий, но и каждую минуту вашего с ним совместного пребывания.
  • Наберитесь терпения и не бросайте начатое дело, даже если результат не будет виден сразу.
  • Как говорят, терпение и труд все перетрут. Вы с вашим ребенком обязательно добьетесь успехов.

Удачи вам и терпения.