Страница для оказания адресной помощи обучающимся, испытывающим трудности в обучении

Зимоглядова Ольга Анатольевна

      Дорогие ребята, на этой странице размещён материал, который поможет вам справиться с трудностями в обучении. Здесь вы найдете памятки и правила работы, которые помогут быстрее запомнить учебный материал и правильно применить его на практике.

Быть умным и хорошо учиться - две разные вещи!

Хорошо учатся те, кто не только слушает советы наставника,

но и понуждает себя их многократо выполнять!

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рекомендации обучающимся

Десять рекомендаций – правил,   которые направлены на повышение внимательности при чтении учебного материала.

Правило первое

Заранее планируйте время выполнения домашнего задания по чтению так, чтобы в часы занятий ничто не отвлекало (визиты товарищей, друзей и др.)

Правило второе

Приступая к домашнему заданию, предварительно организуйте рабочее место.

Правило третье

Приступая к занятиям, максимально мобилизуйте волю. Лучший способ – предварительный просмотр задания, составление плана предварительной работы.

Правило четвертое

Устойчивость внимания во многом зависит от того, насколько хорошо вы понимаете изучаемый материал (понимание в большей степени основывается на знаниях предыдущих разделов).

Правило пятое

Если посторонние мысли мешают сосредоточиться, займитесь конспектированием. В силу своей непрерывности этот процесс делает невозможным частые и длительные отключения внимания. Примерно такой же эффект дает чтение изучаемого материала вслух. После того, как вам удастся сосредоточить на нем устойчивое  внимание, можно вернуться к чтению про себя.

Правило шестое

Читайте новый материал так, чтобы он глубоко осмысливался. Но при этом помните, что очень замедленный темп способствует частому отключению внимания на посторонние объекты.

Правило шестое

Старайтесь чередовать чтение с обдумыванием и пересказыванием, решением задач, придумыванием собственных примеров, так как это предупреждает возникновение психического состояния монотонности, при котором устойчивость внимания резко снижается. Смена  учебных предметов при выполнении домашних заданий также способствует сохранению устойчивого внимания. Однако такая смена не должна быть слишком частой - это приводит к излишней суете, поверхностному восприятию учебного материала.

Правило восьмое

Осознав, что произошло непроизвольное переключение внимания на посторонние объекты, старайтесь волевым усилием вновь направить его по нужному руслу.

Правило девятое

Если в процессе чтения вы выявили, что на какое-то время «отключились», заставьте себя вернуться к этому месту, где произошло отключение. Обязательные возвращения не только обеспечат усвоение воспринимаемого учебного материала, но и будут способствовать   общей устойчивости внимания.

Правило десятое

Соблюдайте гигиену умственного труда, позаботьтесь о нормальном освещении и температуре, о регулярных перерывах,  во время которых полезно выполнять несколько гимнастических упражнений.  



Предварительный просмотр:

ПАМЯТКА

«Я знаю, как быть внимательным»

Правила поддержания внимания:

  1. Постарайся составить режим дня. Тебе необходимо точно знать, что ты будешь делать в тот или иной отрезок времени.
  2. Во время занятий ничто не должно отвлекать твое внимание. Предупреди своих друзей и знакомых, что в это время лучше не звонить и не приходить к тебе в гости.
  3. Прежде, чем приступать к работе, приведи в порядок свое рабочее место, чтобы тебя ничего не отвлекало. Помни, непроизвольное внимание коварно, оно готово отвлечься от работы на любую мелочь.
  4. Приступая к занятиям, привлеки свою волю, постарайся перестать думать о постороннем. Лучший способ настроиться на работу – предварительно посмотреть материалы задания, составить план работы. Помни, у тебя хороший помощник – послепроизвольное внимание.
  5. Устойчивость внимания во многом зависит от того, насколько хорошо ты понимаешь материал. Если в тексте тебе встретится, хотя бы одно незнакомое слово, внимание может быстренько упорхнуть от тебя. Поэтому, приступая к заданию, проверь, насколько хорошо ты знаешь предыдущий материал. И всегда держи рядом с собой словарь. Если сосредоточить внимание мешает волнение, тревога, какие-то посторонние мысли, займись чтением задания вслух. После того как ты сможешь сосредоточиться, попробуй еще раз.
  6. Старайся чередовать чтение с обдумыванием и пересказыванием, решением задач, придумыванием своих примеров. Это хорошее средство от скуки, а значит, и помощник в сохранении внимания. Однако такая смена не должна быть слишком частой, иначе это может привести к суете.
  7. Если в процессе работы ты вдруг почувствуешь, что неожиданно «отключился», заставь себя немедленно вернуться к тому месту, где это произошло. Найти его довольно  легко – определи, с какого места изучаемый тобой материал воспринимается как абсолютно незнакомый.



Предварительный просмотр:

Рекомендации обучающимся

Правила обращения с памятью

  1. Заучивай с желанием знать и помнить.
  2. Ставь цель – запомнить надолго.
  3. Пользуйтесь смысловыми опорами, смысловым соотнесением и смысловой группировкой – кто хорошо осмысливает, хорошо запоминает и долго помнит.
  4. Начинай повторять до того, как материал стал забываться. Помни слова К.Д. Ушинского: «…понимающий природу будет беспрестанно прибегать к повторениям и не для того, чтобы починить развалившееся , а для того, чтобы укрепить здание и вывести в нем новый этаж».
  5. Заучивай и повторяй небольшими дозами.
  6. Лучше учить по одному часу 7 дней, чем 7 часов подряд в один день.
  7.  После математики учи историю, после физики – литературу: память любит разнообразие.
  8. Когда учишь, записывай, рисуй схемы, диаграммы, черти графики, изображай карикатуры, сравнивай с тем, что знал раньше, действуй!
  9. Не учи стихов по столбикам. Короткие – заучивай целиком, длинные – разбивай на части.
  10. Как можно быстрее, не дожидаясь полного заучивания, старайся воспроизвести, закрыв книгу. Помни слова Л.Н. Толстого: «Никогда не справляйся в книге, ежели что-нибудь забыл, а старайся сам припомнить».
  11. Если получил задание во вторник, а отвечать надо в пятницу, не жди до четверга: выучи сразу, а накануне только повтори.
  12. Используй мнемотехнику.  



Предварительный просмотр:

«Формирование умения устанавливать связи между понятиями»

Приведенное ниже упражнение предполагает установление отношений, в которых находятся данные слова. Примерная пара слов является как бы ключом выявления этих отношений. Зная их, можно подобрать пару к контрольному слову. Работа с этим упражнением ведется совместно с учителем и детьми. Задача ведущего – подвести ребят к логическому выбору связей между понятиями, к возможности последовательно выявлять существенные признаки для установления аналогий. Каждое задание досконально разбирается: находится логическая связь, переносится на приведенное рядом слово, проверяется правильность выбора, приводятся примеры подобных аналогий. Только когда у детей будет сформировано устойчивое и последовательное умение устанавливать логические ассоциации, ведущий может переходить к заданиям для самостоятельной работы.

Инструкция: «Даны три слова, первые два находятся в определенной связи. Между третьим и одним из предложенных пяти слов существуют такие же отношения. Необходимо найти и подчеркнуть одно из пяти слов».

Примерные виды заданий:

  1. Лошадь – жеребенок.

Корова - … пастбище, рога, молоко, теленок, бык.

  1. Яйцо – скорлупа.

Картофель - … курица, огород, капуста, суп, шелуха.

  1. Ложка – каша.

Вилка - … масло, нож, тарелка, мясо, посуда.

  1. Коньки – зима.

Лодка - … лед, каток, весло, лето, река.

  1. Ухо – слышать.

Зубы - … видеть, лечить, рот, щетка, жевать.

  1. Собака – шерсть.

Щука – овца, ловкость, рыба, удочка, чешуя.

  1. Пробка – плавать.

Камень - … пловец, тонуть, гранит, возить, каменщик.

  1. Чай – сахар.

Суп - … вода, тарелка, крупа, соль, ложка.

  1. Дерево – сук.

Рука - … топор, перчатка, нога, работа, палец.

  1. Дождь – зонтик.

Мороз - … полка, холод, сани, зима, шуба.

  1. Нож – сталь.

Стол - … вилка, дерево, стул, пища, скатерть.

  1. Птица – гнездо.

Человек - … люди, птенец, рабочий, зверь, дом.