Для родителей

Баннова Светлана Валентиновна

Уважаемые родителе! В данном разделе для вас предстален разнообразный материал (консультации. буклеты, мастер-классы)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рисунок, нарисованный мелками или свечой, останется белым.

Монотипия

Понадобится: бумага белого цвета, кисти, краски (гуашь или акварель).

Методика рисования: дети складывают белый лист пополам, на одной стороне рисуют половинку заданного предмета, а потом лист опять складывается и хорошо проглаживается, чтобы еще не высохшая краска отпечаталась на второй половине листа.

Кляксография

Понадобится: жидкая краска (акварель или гуашь), кисточка, белая бумага.

Методика рисования: ребенок, набрав краски на кисточку, с некоторой высоты капает на середину листа, потом бумагу наклоняет в разные сторону или дует на полученную каплю. Фантазия потом подскажет, на кого стала похожа полученная клякса.


 

Актуальность использования нетрадиционного рисования в детском саду заключается в том, что такое рисование вызывает у детей только положительные эмоции, так как дети не боятся ошибиться, становятся более уверенными в своих силах и у них появляется желание рисовать.

И в десять лет, и в семь, и в пять
Все дети любят рисовать.
И каждый смело нарисует
Всё, что его интересует:

Желтый цвет какой-то странный,
Он не черный и не алый,
Он не синий и не белый,
Очень яркий, очень смелый.

Желтым солнце нарисую.
Я люблю весну такую,
Снег растает без следа
И появится листва.

Цвет зеленый — это лето,
Стало жарко вдруг при этом.
Цвет надежды, цвет удачи,
Разве может быть иначе?

Все, что сердцу будет милым
Нарисую ярко-синим,
Нарисую ярко-красным,
Чтобы жизнь была прекрасной.

Кто сказал, что черный мрачен?
Может это цвет удачи,
Или чистый или грязный,
Он бывает очень разный.

Цвет дождя, конечно, серый,
И не черный, и не белый,
Лучше будет пусть цветной,
Сумасшедший, озорной.

Цвет лиловый — это тучи,
Ведь лиловый цвет могучий,
Осенью или зимой
Гонит нас скорей домой.


                           
В.Д. Берестов.

Формирование творческой личности – одна из наиболее важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Лучшим средством для этого является изобразительная деятельность. А нетрадиционные способы рисования позволяют развить в ребенке наблюдательность, художественный вкус, эстетическое восприятие, эмоции, творческие способности и умение доступными средствами создавать красивое.

Рисование нетрадиционными способами очень популярно у всех детей. Такому рисованию не надо учиться специально, не надо учиться проводить прямые линии, рисовать косые линии, не надо учиться рисовать круги, треугольники и т.д. Одним словом, чтобы ярко и быстро рисовать, не обязательно получать специальную подготовку. Просто надо взять несколько обычных предметов из домашнего повседневного обихода, немного поманипулировать с ними определенным образом, и рисунок готов!                                                                                                                       

Нетрадиционное рисование в младшей группе

Так как дети младшего дошкольного возраста, только начинают знакомиться с нетрадиционным рисованием, то на занятиях их лучше начинать знакомить с самыми простыми методиками: рисованием руками и штампованием.

Рисование руками

Для таких занятий понадобятся: белая бумага, кисти, краски (гуашь или пальчиковые), тряпочка или салфетка для вытирания рук. Суть такого рисования заключается в том, что используя вместо кисточки руку и ее части оставляя ими отпечатки, получить интересные рисунки: заборчик, солнышко, ежика, а можно и просто печатать пальчиком.

Работа со штампом

Дети очень любят что-то штамповать, поэтому они с радостью печатают контур нужной фигурки. При желании потом этим фигуркам можно дорисовать внутри нужные детали.

Нетрадиционное рисование в средней группе

В этот период дети продолжают рисовать руками, знакомятся с рисованием и печатанием различными предметам (листьями, ватными палочками, нитками и др.), техникой тычка жесткой кистью.

Печатание

Можно использовать: поролон, смятую бумагу, пенопласт, листья, ватные палочки и многое другое.

Понадобится: предмет, оставляющий нужный отпечаток, мисочка, гуашь, штемпельная подушечка из тонкого поролона, белая бумага.

Методика рисования: рисунок у детей получается в результате того, что ребенок прижимает предмет к пропитанной краской подушечке и потом наносит оттиск на белую бумагу. Чтобы изменить цвет, следует вытереть штамп и поменять мисочку с краской.

Ниткография

Понадобится: нитка, кисточка, мисочка, краски гуашь, белая бумага.

Методика рисования очень проста: ребенок складывает пополам лист бумаги, потом наносит выбранный цвет на нитку, выкладывает ее на одну сторону бумаги, а второй прикрывает сверху, потом хорошо проглаживает и быстро выдергивает нитку. Когда лист раскрывается, там получается какое-то изображение, которое можно дорисовать до задуманного образа.

Техника тычка жесткой кистью

Понадобится: жесткая кисть, краска гуашь, белый лист с нарисованным карандашом контуром.

Методика рисования: дети делают слева направо по линии контура рисунка тычки кисточкой с краской, не оставляя между ними белого места. Внутри полученного контура дети закрашивают такими же тычками, сделанными в произвольном порядке. При необходимости рисунок можно дорисовать тонкой кисточкой.

.

Нетрадиционное рисование в старшей группе

В старшей группе дети знакомятся уже с более сложными техниками: рисование песком, мыльными пузырями, кляксографией, печатанием по трафарету, монотипией, пластилинографией, смешиванием акварели с восковыми мелками или свечой, набрызгом.

Рисование акварелью по свечке или по восковым мелкам

Понадобится: восковые мелки или свечка, плотная белая бумага, акварель, кисти.

Методика рисования: дети сначала рисуют восковыми мелками или свечой на белом листе, а потом закрашивают его весь акварелью.



Предварительный просмотр:

Нетрадиционные техники рисование

«Порисуем вместе с мамой» https://images.coolbaby.ru/cat/cat_1075.png

Подготовила воспитатель:

Федорова Лидия Александровна

Формирование творческой личности – одна из наиболее важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Лучшим средством для этого является изобразительная деятельность. А нетрадиционные способы рисования позволяют развить в ребенке наблюдательность, художественный вкус, эстетическое восприятие, эмоции, творческие способности и умение доступными средствами создавать красивое.

Рисование нетрадиционными способами очень популярно у всех детей. Такому рисованию не надо учиться специально, не надо учиться проводить прямые линии, рисовать косые линии, не надо учиться рисовать круги, треугольники и т.д. Одним словом, чтобы ярко и быстро рисовать, не обязательно получать специальную подготовку. Просто надо взять несколько обычных предметов из домашнего повседневного обихода, немного поманипулировать с ними определенным образом, и рисунок готов! 

Нетрадиционное рисование в младшей группе

Так как дети младшего дошкольного возраста, только начинают знакомиться с нетрадиционным рисованием, то на занятиях их лучше начинать знакомить с самыми простыми методиками: рисованием руками и штампованием.hello_html_1b3e7288.png

Рисование руками

Для таких занятий понадобятся: белая бумага, кисти, краски или гуашь, тряпочка или салфетка для вытирания рук. Суть такого рисования заключается в том, что используя вместо кисточки, руку, и ее части оставляя ими отпечатки, получить интересные рисунки: заборчик, солнышко, ежика, а можно и просто печатать пальчиком.

Работа со штампом

Дети очень любят что-то штамповать, поэтому они с радостью печатают контур нужной фигурки. При желании потом этим фигуркам можно дорисовать внутри нужные детали.

Нетрадиционное рисование в средней группе

В этот период дети продолжают рисовать руками, знакомятся с рисованием и печатанием различными предметам (листьями, ватными палочками, нитками и др.), техникой тычка жесткой кистью.

Печатание

Можно использовать: поролон, смятую бумагу, пенопласт, листья, ватные палочки и многое другое.

Понадобится: предмет, оставляющий нужный отпечаток, мисочка, гуашь, штемпельная подушечка из тонкого поролона, белая бумага.

Методика рисования: рисунок у детей получается в результате того, что ребенок прижимает предмет к пропитанной краской подушечке и потом наносит оттиск на белую бумагу. Чтобы изменить цвет, следует вытереть штамп и поменять мисочку с краской.

Ниткография

Понадобится: нитка, кисточка, мисочка, краски гуашь, белая бумага.

Методика рисования очень проста: ребенок складывает пополам лист бумаги, потом наносит выбранный цвет на нитку, выкладывает ее на одну сторону бумаги, а второй прикрывает сверху, потом хорошо проглаживает и быстро выдергивает нитку. Когда лист раскрывается, там получается какое-то изображение, которое можно дорисовать до задуманного образа.

Техника тычка жесткой кистью

Понадобится: жесткая кисть, краска гуашь, белый лист с нарисованным карандашом контуром.

Методика рисования: дети делают слева направо по линии контура рисунка тычки кисточкой с краской, не оставляя между ними белого места. Внутри полученного контура дети закрашивают такими же тычками, сделанными в произвольном порядке. При необходимости рисунок можно дорисовать тонкой кисточкой.hello_html_227094fb.jpg


.

Нетрадиционное рисование в старшей группе

В старшей группе дети знакомятся уже с более сложными техниками: рисование песком, мыльными пузырями, кляксографией, печатанием по трафарету, монотипией, пластилинографией, смешиванием акварели с восковыми мелками или свечой, набрызгом.

Рисование акварелью по свечке или по восковым мелкам

Понадобится: восковые мелки или свечка, плотная белая бумага, акварель, кисти.

Методика рисования: дети сначала рисуют восковыми мелками или свечой на белом листе, а потом закрашивают его весь акварелью. Рисунок, нарисованный мелками или свечой, останется белым.

Монотипия

Понадобится: бумага белого цвета, кисти, краски (гуашь или акварель).

Методика рисования: дети складывают белый лист пополам, на одной стороне рисуют половинку заданного предмета, а потом лист опять складывается и хорошо проглаживается, чтобы еще не высохшая краска отпечаталась на второй половине листа.

Кляксография

Понадобится: жидкая краска (акварель или гуашь), кисточка, белая бумага.

Методика рисования: ребенок, набрав краски на кисточку, с некоторой высоты капает на середину листа, потом бумагу наклоняет в разные сторону или дует на полученную каплю. Фантазия потом подскажет, на кого стала похожа полученная клякса.hello_html_5e6bb68a.jpg



hello_html_682eb624.jpg

Актуальность использования нетрадиционного рисования в детском саду заключается в том, что такое рисование вызывает у детей только положительные эмоции, так как дети не боятся ошибиться, становятся более уверенными в своих силах и у них появляется желание рисовать.


И в десять лет, и в семь, и в пять
Все дети любят рисовать.
И каждый смело нарисует
Всё, что его интересует:
Далекий космос, ближний лес,
Цветы, машины, пляски, сказки…
Все нарисуем! Были б краски,
Да лист бумаги на столе,
Да мир в семье и на Земле!
В.Д. Берестов.

hello_html_m3f0383ee.png

hello_html_m4bfc0d4e.gif


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

« Детский сад № 4 « Светлячок».

Консультация для воспитателей ДОУ

образовательная область « Художественно - эстетическое развитие»

на тему;

«Нетрадиционные техники рисования как

средство развития творческих способностей детей».

Выполнила; воспитатель

1квалификационной категории

                                                                                                                     Баннова С.В.

г. Богородск

2019г.

 «Истоки способностей и дарования детей - на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок».

                                                                               В.А.Сухомлинский

Самого раннего возраста дети пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём изобразительном творчестве. Иногда им не нужны краски, кисточки и карандаши. Они рисуют пальчиками, ладошками на запотевшем стекле, палочкой на песке, иногда маминой помадой или зубной пастой на стекле; водой разлитой на столе. А со временем изыскивают новые приёмы отражения окружающей действительности в собственном художественном творчестве. Поэтому эту работу можно сделать целенаправленной и познакомить детей с имеющими место в изобразительном искусстве нетрадиционными техниками.

 Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей. Важную роль в развитии ребёнка играет развивающая среда. Поэтому при организации предметно - развивающей среды учитывала, чтобы содержание носило развивающий характер, и было направлен на развитие творчества каждого ребёнка в соответствии с его индивидуальными возможностями, доступной и соответствующей возрастным особенностям детей. Сколько дома ненужных интересных вещей (зубная щётка, расчески, поролон, пробки, пенопласт, катушка ниток, свечи и.т.д).Вышли погулять, присмотритесь, а сколько тут интересного: палочки, шишки, листочки, камушки, семена растений, пух одуванчика, чертополоха, тополя. Всеми этими предметами обогатили уголок продуктивной деятельности. Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово «Нельзя»,можно рисовать, чем хочешь и как хочешь и даже можно придумать свою необычную технику. Дети ощущают незабываемые, положительные эмоции, а по эмоциям можно судить о настроении ребёнка, о том, что его радует, что его огорчает.

Проведение занятий с использованием нетрадиционных техник

  • Способствует снятию детских страхов
  • Развивает уверенность в своих силах
  • Развивает пространственное мышление;
  • Учит детей свободно выражать свой замысел;
  • Побуждает детей к творческим поискам и решениям;
  • Учит детей работать с разнообразным материалом;
  • Развивает чувство композиции, ритма,  колорита, цветовосприятия; чувство фактурности и объёмности;
  • Развивает мелкую моторику рук;
  • Развивает творческие способности, воображение и  полёт фантазии.
  • Во время работы дети получают эстетическое удовольствие

Использование игр на развитие творческой активности.

1.Многи видели по телевизору технику рисования песком, такой техникой в совершенстве в мире владеют несколько человек. Используют они в своей работе не простой песок, а песок вулканического происхождения,  такой песок нужнозаменить на цикорий, такое рисование не только развивает воображение и развивает тактильные ощущения. Цикорий обладает целебными свойствами и его аромат благотворно влияет на нервную систему. Можно использовать прокалённый речной песок, манку и.т.д.

2.Наверно многие замечали, что если прольётся на столе несколько капель воды, дети сразу начинают выводить рисунки,  так появилась игра «Волшебная капля». Дети рисуют цветными каплями. В данной технике развивается не только воображение, но и закрепляются умения смешивать и различать оттенки цветов.

3.Игровое упражнение «Простые рисунки".

Такие рисунки состоят из контуров геометрических фигур, дуг и прямых.  При их создании не нужно закладывать никакого определенного значения.

Правила игры просты: нужно сказать, что за предмет изображен на рисунке. Чем больше решений, тем лучше.

Вы можете сами придумать сколько угодно простых рисунков и разгадывать их. Однако  создавая новый рисунок, не закладывайте в него заранее никакого смысла. Это может сильно помешать в дальнейшем при разгадывании. Никаких других ограничений нет.

4.В дидактической игре «Рисование нитками» развивается мелкая моторика рук, воображение, фантазия.

5.Необычные рельефные рисунки получаются способом «Тиснения». Рисовать этим способом очень легко. Все наверно помнят, как в детстве подкладывали копейки под лист и рисовали карандашом, получалась копия копейки. Мы подкладываем лист гофрированного картона и рисуем всё что хочешь.

6.В дидактических играх «Создай картину» и «Угадай картину» учимся различать виды живописи: натюрморт, пейзаж и портрет.

Свою работу  с использованием нетрадиционных техник можно начинать  со 2-ой младшей группы по принципу «от простого к сложному». Основные техники, используемые в этом возрасте:

  • рисование пальчиками, ладошками
  • рисование тычками из поролона, ватными палочками
  • печатание листьями

В средней группе добавляется:

  • Рисование свечой
  • Оттиск пробкой, поролона, пенопласта

В старшей группе нетрадиционные техники:

  • Кляксография с трубочкой
  • Монотопия
  • Набрызг
  • Восковые мелки+акварель
  • Оттиск смятой бумагой
  • Рисование поролоном
  • Гравюра

В подготовительной группе добавляется:

  • Тиснение
  • Тычок жесткой полусухой кистью
  • Рисование по сырому
  • Черно-белый граттаж
  • Кляксография с ниткой
  • Батик
  • Рисование солью
  • Расчёсывание краски
  • Двойное примакивание кисти

В каждом из нас живёт художник и поэт, а мы даже не знаем об этом, точнее забыли. Вспомните притчу о «зарытых талантах». А ведь действительно многие «закапывают» свой талант в землю, не в состоянии раскрыть себя сами. Так и ходят «нераскрытые таланты» по улицам и живут обыденной жизнью. Просто никто не обратил внимание на задатки и способности ещё в детстве. Нужно запомнить простое правило - бездарных детей нет, есть нераскрытые дети. А помочь раскрыть эти таланты должны мы, взрослые!




Предварительный просмотр:

        Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

« Детский сад №4 « Светлячок».

Консультация для родителей

образовательная область « Художественно - эстетическое развитие»

на тему;

«Нетрадиционные техники рисования для детей дошкольного возраста».

Выполнила; воспитатель

1квалификационной категории

                                                                                                                     Баннова С.В.

г. Богородск

2018г.

  Это правда! Ну чего же тут скрывать?

                                                            Дети любят, очень любят рисовать!

                                                            На бумаге, на асфальте, на стене
                                                           И в трамвае на окне…

Э. Успенский

Детство – очень важный период в жизни детей. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества. Вот почему одним из наиболее близких и доступных видов работы с детьми является изобразительная, художественно-продуктивная деятельность, создающая условия для вовлечения ребенка в собственное творчество, в процессе которого создается что-то красивое, необычное. Манипулировать с разнообразными по качеству, свойствам материалами, использовать нетрадиционные способы изображения – это свободный творческий процесс, когда не присутствует слово нельзя, а существует возможность нарушать правила использования некоторых материалов.

Детское изобразительное творчество – мир ярких, удивительных образов. Оно нередко поражает взрослых своей оригинальностью, буйством фантазий. Дети рисуют много и с большим желанием. В продуктивной деятельности у детей формируется интерес к изобразительной деятельности, развитие их способностей.

Рисование – очень интересный и в тоже время сложный процесс. Используя различные техники рисования, в том числе и нетрадиционные воспитатель прививает любовь к изобразительному искусству, вызывает интерес к рисованию. В детском саду могут использоваться самые разнообразные способы и приемы нетрадиционного рисования. Многие ученые считают, что все виды нетрадиционного рисования можно вводить с раннего возраста.

Нетрадиционное рисование – Искусство изображать, не основываясь на традиции.

Цель: развитие художественно-творческих способностей детей средствами нетрадиционного рисования.

Задачи:

развивать воображение и творческие способности детей;

развивать способность ребенка наслаждаться многообразием и изяществом форм, красок, запахов и звуков природы;

развивать мелкую моторику рук и тактильное восприятие;

воспитывать положительное отношение ребенка к сотрудничеству с взрослым, с детьми, к собственной деятельности, ее результату;

побуждать ребенка экспериментировать;

поощрять и поддерживать творческие находки;

обогащать и расширять художественный опыт детей.

Кроме того, в процессе этой деятельности у детей формируются навыки контроля и самоконтроля. Таким образом, задачей педагога является знакомство детей с техниками нетрадиционного рисования, формирование интереса к рисованию и развитие психических процессов (внимание, речь, восприятие, мышление, воображение)

Учитывая возрастные особенности дошкольников, овладение разными умениями на разных возрастных этапах, для нетрадиционного рисования рекомендуется использовать нетрадиционные техники и приемы.

Так, для детей младшего дошкольного возраста при рисовании уместно использовать такие техники:

Рисование пальчиком;

Рисование ладошкой;

Оттиск печатками из картофеля;

Поролоновые рисунки;

Рисование крупой;

Рисование солью;

Рисование бумагой;

Рисование ватными палочками;

Рисование пластиковыми бутылками и пробками;

Рисование стеклянными шариками.

Каждая из этих техник – это маленькая игра. Использование нетрадиционные техники рисования позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, дает полную свободу для самовыражения.

Работая в этом направлении, я убедилась в том, что рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Результат обычно очень эффективный и почти не зависит от умелости и способностей. Нетрадиционные способы изображения достаточно просты по технологии.

Работая с ребенком, неизбежно сталкиваешься с родителями детей, и как показала практика, чем теснее взаимосвязь педагога и родителей, тем успешнее становится ребенок. Каждый успех ребенка в творчестве и в личностном плане доводится до сведения родителей, тем самым ребенок имеет возможность получить похвалу от родителей, что для него очень важно и что способствует "удовлетворению притязаний на признание". Мы использовали возможность общения с родителями, и одна из наших задач – установить доверительное отношение с ними. Проводили с родителями консультации, беседы, родительские собрания и мастер классы на которых знакомили родителей с видами нетрадиционного рисования.

Итак, обучение рисованию нетрадиционными способами детей на занятиях в настоящее время имеет важное значение. Нетрадиционное рисование позволяет раскрыть творческий потенциал ребенка, постоянно повышать интерес к художественной деятельности.

Работая в этом направлении, я убедилась в том, что рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Результат обычно очень эффективный и почти не зависит от умелости и способностей. Нетрадиционные способы изображения обычно просты по технологии. Какому ребенку будет неинтересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить кляксы и получать забавный рисунок?



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

« Детский сад №4 « Светлячок».

Консультация для родителей

образовательная область « Художественно - эстетическое развитие»

на тему;

«Использование нетрадиционных техник рисования».

Выполнила; воспитатель

1квалификационной категории

                                                                                                                     Баннова С.В.

г. Богородск

2018г.

 

Художественное творчество - один из любимых видов детской деятельности.

Ребенок получает возможность отразить свои впечатления от окружающего мира, передать образы воображения, воплотив их с помощью разнообразных материалов в реальные формы.

 

Чтобы не ограничивать возможности малышей в выражении впечатлений от окружающего мира, недостаточно традиционного набора изобразительных средств и материалов.

Рисование нетрадиционными техниками раскрепощает детей, рисование необычными материалами и оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Эмоции - это и процесс, и результат практической деятельности - художественного творчества. Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания.

 

Использование нетрадиционных техник рисования способствует:

  • интеллектуальному развитию ребенка;
  • коррекции психических процессов и личностной сферы дошкольников;
  • развивает уверенность в своих силах; развивает пространственное мышление;
  • учит детей свободно выражать свой замысел;
  • развивает мелкую моторику рук.

.

Для детей младшего дошкольного возраста, при рисовании уместно использовать технику «рисование руками» (ладонью, ребром ладони, кулаком, пальцами), оттиск печатями из картофеля.

 

Детей среднего дошкольного возраста можно знакомить с более сложными техниками: тычок жесткой полусухой кистью, печать поролоном; печать пробками; восковые мелки + акварель; свеча + акварель; отпечатки листьев; рисунки из ладошки; рисование ватными палочками; волшебные веревочки (ниткография).

 

А в старшем дошкольном возрасте дети могут освоить еще более трудные методы и техники: рисование песком; рисование мыльными пузырями; рисование мятой бумагой; кляксография с трубочкой; печать по трафарету; монотипия предметная; кляксография обычная; пластилинография.

 

Каждая из этих техник – это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.

 

Одним из современных способов нетрадиционных рисования является рисование мыльными пузырями. Для этого нужны шампунь, гуашь, вода, лист бумаги и трубочка для коктейля. В гуашь добавляется шампунь, немного воды, размешиваем и дуем в трубочку до тех пор, пока не образуется пена. Затем к пене приложить лист бумаги, дорисовать детали. Данная техника развивалась от одной интересной изобразительной техники – кляксографии. Для этого потребуется бумага, тушь или жидкая гуашь. В центр листа нужно капнуть кляксу, бумагу нужно наклонить в одну сторону, затем – в другую или подуть на кляксу. Таким образом можно получить оригинальное изображение животного, фантазия ребенка подскажет на кого оно похоже.

 

Монотипия также может использоваться для изображения животных. Первый способ – симметричное сложение листа пополам. На листе можно изобразить отражение медвежонка в зеркальной глади воды. Для этого берём альбомный лист и складываем его пополам, верхнюю часть тонируем светло – жёлтым цветом (небо), а нижнюю – голубым (вода). Просушив лист, наносим карандашом рисунок медвежонка, а затем покрываем гуашью, затем по линии сгиба складываем рисунок и проглаживаем, чтобы получился отпечаток на нижней стороне листа, получаем зеркальное отражение медвежонка в воде. Второй способ – на пластмассовую доску наносим краску, затем деревянной палочкой или черенком кисточки процарапываем изображение предметов– фигурки птиц и животных, накладываем сверху лист бумаги, слегка прижимаем и снимаем, на листе получается оттиск.

 

Рисование штрихом позволяет сосредоточиться на форме, строении животных, их движений. При помощи штриха можно рассказать о характере животного, передать его колючесть или мягкость, доброту или агрессивность, выразить личное отношение к животному. Штриховка замечательно подходит для изображения ежей, дикобразов.

 

Также существует техника «рисование нитками» (ниткография). Используются простые нитки, гуашь разных цветов, бумага для рисования, розетки для краски, емкость для использованных ниток. Нужно сделать отрезки из ниток (2-5 шт.) длиной 7-10 см. Один отрезок нитки обмакнуть в краску и водить им по листу бумаги для рисования в разных направлениях. Для использования гуаши другого цвета взять чистую нить. Так же можно нитку обмакнуть в краске, положить ее на одну половину листа (хаотично), затем второй половиной накрыть ее, т.е. свернуть лист пополам и осторожно вытащить оттуда нитку. Затем лист раскрываем и дорисовываем полученное изображение.

 

Для техники «мятый рисунок». Технология рисования: на листе бумаги нарисовать цветными мелками предмет, вокруг предмета восковыми мелками сделать фон. Лист бумаги должен быть закрашен полностью. Рисунок аккуратно смять, так, чтобы не порвать бумагу, затем распрямить, закрасить фон и картинку гуашью. Не дожидаясь, пока краска высохнет, с помощью губки под проточной водой гуашь смыть. Краска должна остаться в трещинах бумаги. «Печатание бумагой». Технология рисования. Гуашевую краску развести водой до консистенции жидкой сметаны. Кусок плотной бумаги смять в небольшой комок, опустить в краску. Этим комком бумаги нанести краску на альбомный лист.

 

Многие вышеперечисленные техники можно использовать в одной – коллаже. В целом важно следующее: хорошо, когда дошкольник не только знаком с различными приемами изображения, но и не забывает о них, а к месту использует, выполняя заданную цель. Например, ребенок решил нарисовать лето в деревне, и для этого он использует точечный рисунок (трава), а солнышко ребенок нарисует пальцем, пушистых животных нарисует поролоном, других животных он вырежет из открыток, тканями изобразит небо и облака и т.д. Предела совершенствованию и творчеству в изобразительной деятельности нет.

 

Успех обучения нетрадиционным техникам во многом зависит от того, какие методы и приемы используются чтобы донести до детей определенное содержание. При обучении рисованию могут использоваться самые разнообразные техники и самые разнообразные материалы.

УСПЕХОВ ВАМ!!! ТВОРИТЕ С ДЕТЬМИ!!!



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

« Детский сад №4 « Светлячок».

Мастер- класс для родителей

«Развитие творческих способностей дошкольников через дидактические игры и нетрадиционные техники рисования».

Выполнила; воспитатель

1квалификационной категории

                                                                                                                     Баннова С.В.

г. Богородск

2017г.

Цель:
Познакомить родителей с играми, направленными на развитие творческих способностей дошкольников, и показать примеры работ с использованием нетрадиционных методов рисования. 
Задачи:
-поддерживать и развивать интерес родителей к совместной деятельности с детьми;
-способствовать развитию у младших дошкольников творческих способностей;
-стимулировать эмоциональное содержательное общение ребенка со взрослым. 
Материал:
Картотека игр на развитие чувства цвета, на составление композиции, примеры работ по рисованию с использованием нетрадиционных техник. 
Ход:
Родителям предлагается расположиться на заранее приготовленных местах для них за столами. 
Воспитатель: Здравствуйте, родители! Начну я нашу встречу со слов известного художника Пабло Пикассо: «Каждый ребёнок – художник. Трудность в том, чтобы остаться художником, выйдя из детского возраста»
Развитие творческого потенциала личности должно осуществляться с раннего детства, когда ребёнок под руководством взрослых начинает овладевать различными видами деятельности, в том числе и художественной. 
Большие возможности в развитии творчества заключает в себе изобразительная деятельность и, прежде всего рисование. 
Современные психолого-педагогические исследования показывают, что рисование является важным средством эстетического воспитания: оно позволяет детям выразить своё представление об окружающем мире, развивает фантазию, воображение, даёт возможность закрепить знание о цвете, форме. В процессе рисования у ребёнка совершенствуется наблюдательность, эстетическое восприятие, эстетические эмоции, художественный вкус, творческие способности, умение доступными средствами самостоятельно создавать красивое. 
Нетрадиционное рисование имеет огромное значение в формировании личности ребенка. От рисования ребенок получает лишь пользу. Особенно важна связь рисования с мышлением ребёнка. При этом в работу включаются зрительные, двигательные, мускульно-осязаемые анализаторы. Кроме того, рисование развивает интеллектуальные способности детей, память, внимание, мелкую моторику, учит ребенка думать и анализировать, соизмерять и сравнивать, сочинять и воображать. Для умственного развития детей имеет большое значение постепенное расширение запаса знаний. 
Научившись выражать свои чувства на бумаге, ребёнок начинает лучше понимать чувства других, учится преодолевать робость, страх перед рисованием, перед тем, что ничего не получится. Он уверен, что получится, и получится красиво. 
Овладение различными материалами, способами работы с ними, понимание их выразительности позволяет детям более эффективно использовать их при отражении в рисунках своих впечатлений от окружающей жизни. Для того, чтобы во время рисования усилить воображение, способствовать художественному замыслу и развитию художественных способностей, можно использовать детскую литературу, музыкальное сопровождение, фольклорный и игровой материал. Это позволит сделать рисование доступными, содержательными и познавательными. 
Сегодня я пригласила вас, чтобы познакомить с примерами дидактических игр с детьми на развитие творческих способностей, чувства цвета, композиции. 
Игра «Построй мостик через речку».
На начерченную предварительно линию ребенок раскладывает квадраты разных цветов, следуя образцу. 
Игра «Повтори узор»
Детям предлагаются карточки с образцами орнамента из геометрических фигур разных цветов. На карточке белого цвета ребенок выкладывает орнамент по образцу из заранее нарезанных фигур. 
Игра «Цветовое лото»
Лото состоит из полей определенных цветов и карточек с изображением предметов разных цветов. Выигрывает тот, кто раньше заполнит свое поле. 
Работы с использованием нетрадиционных техник рисования. 
Опыт работы свидетельствует, чтобы привить любовь к изобразительному искусству, вызвать интерес к рисованию, начиная с младшего дошкольного возраста, надо использовать нетрадиционные способы рисования: рисование пальчиками, ладошками, рисование жесткой кистью (тычком, рисование губками из поролона, ватными палочками, картонными втулками, печатание листьями, картофелем, морковкой, яблоком, кляксография с трубочкой, восковые мелки + акварель, рисование мятой бумагой, рисование пластиковой вилкой, рисование манной крупой. Каждый из этих методов – это маленькая игра, которая доставляет детям радость, положительные эмоции. Эмоции, как известно, - это и процесс, и результат практической деятельности, прежде всего художественного творчества. По эмоциям можно судить о том, что в данный момент радует, интересует, повергает в уныние, волнует ребёнка, что характеризует его сущность, характер, индивидуальность. 
В нашей творческой мастерской мы с детьми практиковали множество нетрадиционных способов рисования. Хочу продемонстрировать вам работы детей и отметить, что использование нетрадиционных техник рисования вызывает у детей эмоциональный отклик и желание творить. Хочется призвать вас к использованию представленных техник рисования дома. Каждая из этих техник - это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя рискованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения. Творите вместе с детьми! 



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

« Детский сад №4 « Светлячок».

Мастер – класс  для родителей

«Нетрадиционные техники рисования с детьми младшего возраста»

Выполнила; воспитатель

1квалификационной категории

                                                                                                                     Баннова С.В.

г. Богородск

2019г.

 (с использованием презентации)

Пояснительная записка

     Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе.  Наиболее эффективным средством её решения  является  изобразительная деятельность детей в детском саду.

     Изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных изобразительных технологий является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей, т.к. в ней особенно проявляются разные стороны развития ребенка. Нетрадиционные техники – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Применяя и комбинируя разные способы изображения в одном рисунке, дошкольники учатся думать, самостоятельно решать, какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился выразительным. Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания. Можно сказать, что нетрадиционные техники позволяют, отойдя от предметного изображения, выразить в рисунке чувства и эмоции, дают ребенку свободу и вселяют уверенность в своих силах. Владея разными техниками и способами изображения предметов или окружающего мира, ребенок получает возможность выбора.

Для того чтобы дети занимались творческой практикой, необходимо определенное руководство со стороны взрослых. Поэтому в своей работе делаю акцент на совместную работу с родителями. Важно вовремя раскрыть перед родителями способности каждого ребёнка и дать соответствующие рекомендации, которые помогают им развить творческие способности своих детей. 

Основная часть

Цель: 

Привлечь внимание родителей к ценности изобразительного творчества детей.

Способствовать развитию понимания у родителей ценности развития детского творчества.

Задачи:

   1.Познакомить родителей с нетрадиционными техниками рисования для детей младшего возраста, научить использовать знания и умения в работе с детьми в домашних условиях, рассказать о необходимости совместной деятельности в продуктивной и другой творческой работе

  2.Формировать у родителей  умение организовывать совместную творческую    деятельность с детьми младшего дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования.

  3.Предложить варианты создания материальной базы для творческой деятельности малышей в домашних условиях.

Подготовительная работа:

1.Оформить выставку детских работ.

2.Составление конспекта, нахождение необходимого методического материала.

3.Приготовление памяток, рекомендаций для каждого родителя.

4.Организация родителей на практическое занятие «Мастер — класс»

 Место проведения: группа

 Участники:  родители, воспитатель.

 Оборудование: материалы для рисования (бумага, гуашь, салфетки), губки, ватные палочки, влажные салфетки для протирания рук от краски мультимедийная установка.

План:

1.Значение рисования для всестороннего развития ребенка. [1] 

2.Показ слайд – шоу «Рисуют наши дети!»

3.Знакомство с нетрадиционными техниками рисования для детей раннего возраста.

4.Творческая минутка «Опускаем руки в краску»

5.Выставка рисунков родителей. Памятки родителям «Нетрадиционное рисование с детьми». [2]

6. Рефлексия. Оценка родителями эффективности мероприятия.

Ход мероприятия:

  1. Значение рисования для всестороннего развития детей.        

    Родители заходят,  рассаживаются и прикрепляют бейджики с именами и подсказками для других родителей  «Мария Ивановна, мама Кати».

     Добрый вечер, уважаемые родители! Я очень рада видеть Вас на нашем мастер-классе! Спасибо вам за то, что вы пришли на эту встречу. Это означает, что нас всех объединяет интерес  к теме нашего мастер — класса, а он действительно заслуживает внимания и звучит она тоже необычно «Нетрадиционные методы рисования». Сегодня мы поговорим о значении рисования для развития детей и познакомимся с нетрадиционными техниками рисования с детьми раннего   возраста.

    Занятие рисованием – одни из самых больших удовольствий для ребёнка. Эти занятия приносят малышу много радости. Рисуя, ребёнок отражает не только то, что видит вокруг, но и проявляет собственную фантазию. Нельзя забывать, что положительные эмоции составляют основу психического здоровья и благополучия детей. В изобразительной деятельности идёт интенсивное познавательное развитие. Изображая простейшие предметы и явления, ребёнок познаёт их, у него формируются первые представления. Постепенно малыш учится рассказывать об увиденном и поразившем его явлении языком красок, линий, словами.

  Двигательная активность кисти увеличивает запас слов, способствует осмысленному их использованию, формирует грамматически правильную речь.

Чем больше мы будем уделять внимания этому, тем быстрее будет идти процесс постановки речи, что будет способствовать развитию ребенка в целом.

   В процессе рисования ребёнок испытывает разнообразные чувства: радуется красивому изображению, которое сам создаёт, огорчается, если что-то не получается. Соединяя и комбинируя простые элементы, наши малыши развивают фантазию, пространственное и образное мышление.

  В ходе рисования развиваются интеллектуальные способности детей, память, внимание, мелкую моторику, учит ребенка думать и анализировать, соизмерять и сравнивать, сочинять и воображать. А поскольку изобразительная деятельность является источником хорошего настроения, следует поддерживать и развивать интерес ребёнка к творчеству. Слайды

  1. Показ слайд – шоу «Рисуют наши дети!»

Я рисую – руки в краске, это мелочь для меня,

Я рисую яркой краской, посмотрите на меня.

Предлагаю Вам, посмотреть работы ваших детей на различную тематику с использованием разнообразных техник рисования.

3. Знакомство с нетрадиционными техниками рисования для детей раннего возраста.

Сегодня мы с вами побываем в стране  Творчества, познакомимся с традициями этой страны и её особенностями.

Маленьким детям очень сложно изображать предметы, образы, сюжеты, используя традиционные способы рисования: кистью, карандашами, фломастерами. Использование лишь этих предметов не позволяет детям более широко раскрыть свои творческие способности. А ведь рисовать можно чем угодно и как угодно! Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата.

Я предлагаю вам сегодня на практике освоить нетрадиционные техники рисования, стать непосредственными участниками нашего мастер класса и покажу несколько способов использования нетрадиционной техники рисования с детьми раннего возраста.

Оригинальное рисование привлекает своей простотой и доступностью, раскрывает возможность использование хорошо знакомых предметов в качестве художественных материалов. Нетрадиционные способы изображения достаточно просты по технологии и напоминают игру. Какому ребенку будет неинтересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок?

Учитывая возрастные особенности наших детей 2-3 лет,  для нетрадиционного рисования рекомендуется использовать особенные техники и приемы. Так, для детей младшего дошкольного возраста при рисовании уместно использовать технику:

1. Рисование ладошкой

2. Рисование пальчиками

3. Рисование с использованием поролона

4. Рисование ватными палочками

Каждая из этих техник – это маленькая игра. Рассмотрим подробнее каждую из них. Слайды (с применением этих техник)

1.Рисование ладошкой.

В ходе рисования ладонью дети воспроизводят разнообразные движения (пришлепывание, прихлопывание, размазывание), ребенку будет полезно и интересно изучить возможности собственной руки, ведь с помощью одной – единственной ладошки можно получить огромное количество самых разных отпечатков, а дополнив их собственной фантазией, превратить в настоящие шедевры. 

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

2. Рисование пальчиками.

Знакомство с техникой «пальцеграфия» начинается после освоения азов рисования ладошками: она сложнее и требует более целенаправленных движений. В отличие от кисти, гладкая поверхность пальца не удерживает количество краски, достаточное для проведения длинной линии, поэтому для создания картин лучше «примакивать», «растирать» или «печатать» красками по бумаге. Для печатания руками краску нужно развести до консистенции жидкой сметаны и налить тонким слоем на плоскую тарелку.

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

3. Рисование с использованием поролона

Использование при рисовании поролона позволяет передать шероховатость изображаемого, пушистость, объёмность.

Очень хорошо рисовать таким способом пушистых зверей, снег, снеговика, а можно очень легко закрасить фон.

Способ получения изображения: ребенок прижимает поролон к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для изменения цвета берутся другие мисочка и поролон.

4. Рисование ватными палочками

Для этого метода достаточно взять ватную палочку. Опускаем ватную палочку в краску и точным движением сверху вниз  делаем тычки по альбомному листу. Палочка будет оставлять четкий отпечаток. Форма отпечатка будет зависеть от того, какой формы  был выбран предмет для тычка. Если тычок делать целенаправленно, например, по готовому контуру и внутри него, то изображаемый объект получится интересной неоднородной фактуры. Этим методом можно нарисовать листья на деревьях, падающий снег, украсить готовый рисунок орнаментом и многое другое.

Способ получения изображения: Окунуть палочку в густую краску, дальше принцип нанесения точек. Можно палочкой обводить по контуру используя ее вместо кисти.

4. Творческая минутка.

   Я хочу предложить Вам на какой - то миг вернуться в удивительный мир детства. Представьте, что я настоящая волшебница. В руках у меня сказочная, волшебная палочка. С её взмахом я превращаю Вас в ваших детей. Закройте, пожалуйста, глаза.

- Раз, два, три. Вот и снова дети мы.

   Предлагаю Вам выполнить работы, используя различные виды техник нетрадиционного рисования. После этого мы с вами организуем выставку ваших работ и проведём анализ.

   Давайте приступим к работе, будем очень стараться и делать всё аккуратно, если пальчики испачкаются, то сразу вытирайте их салфетками.

   Вы все прекрасно знаете, что самый лучший подарок для мам - это цветы, а ещё лучше подарок будет, если вы сами нарисуете эти цветы.

   Чтобы наши цветы не завяли, мы их сразу поставим в вазу. Рисуем вазу через трафарет поролоновыми тычками. Убираем трафарет, как красиво получилось!       Ваза готова.

   А теперь будем рисовать цветы, сначала нарисуем стебли, с помощью пальчика.

   Теперь мы можем нарисовать мимозу или сирень ватной палочкой, ставя точки вокруг верхней части стебля.

   Давайте немножко отдохнём, сделаем пальчиковую гимнастику:

Наши руки как цветочки,

Пальчики, как лепесточки.

Солнце просыпается,

Цветочки раскрываются.

В темноте они опять,

Будут очень крепко спать!

   Следующий цветок мы нарисуем ладошкой, это будет тюльпан, а если оставить отпечаток ладошкой вниз, то получится колокольчик.

И ещё один цветок, нарисуем смятой бумагой. Какая красота! Вы молодцы, очень постарались!

Я вижу замечательные работы в необычных техниках. Вы можете показать их вашим детям, и я уверена – им понравится ваше творчество! Смею надеяться, что теперь в беседах с детьми о занятиях рисованием вы сможете проявить свою немалую осведомленность!

Если следовать нашим рекомендациям и работать с ребенком совместно, чтобы он видел результат и то, как Вы положительно реагируете на его творчество и что сделано своими руками, тогда ребенок вырастет творческой, самостоятельной личностью.

5. Выставка рисунков родителей. Обмен мнениями.

6. Рефлексия. Оценка родителями эффективности мероприятия.

Уважаемые родители! На заключительном этапе своего мастер-класса я хочу Вам прочитать слова великого педагога В. А. Сухомлинского.

Слайд (со словами В. А. Сухомлинского)

«Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».

В.А. Сухомлинский

Наша встреча подошла к концу. Надеемся, что вы узнали для себя что-то новое. Предлагаем вам написать несколько слов, о том, что дала наша встреча. Задать свои вопросы и выразить пожелания.

Спасибо за внимание!

За активное участие, в проведении мастер-класса для родителей, по теме: «Нетрадиционная техника рисования для детей раннего дошкольного возраста», награждаются (Ф. И. О. родителей) благодарностями.

Теперь, когда вы сами попробовали такой необычный вид деятельности, что вы почувствовали, испытали? Как вы думаете, это понравилось бы вашим малышам? А как вы организуете эту деятельность дома? Это не только увлекательное занятие, данный вид деятельности помогает вашему малышу раскрыться, научиться фантазировать, быть творческой личностью. Предлагаю памятку для родителей: «Организация художественно – изобразительной деятельности ребёнка дома»

Использованная литература:        

Белобрыкин О.А. Маленькие волшебники, или на пути к творчеству: методические рекомендации для родителей, воспитателей ДОУ, учителей начальной школы. - Новосибирск: Изд-во НГПИД993.-62 с.

Григорьева Г.Г. Игровые приемы в обучении дошкольников изобразительной деятельности. - М.: Просвещение, 1995. - 64 с.

Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1. - М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008. - 80 с.

Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 2. - М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008. - 72 с

Казакова Р.Г., Сайганова Т.И., Седова Е.М., Слепцова В.Ю., Смагина Т.В. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий/ Под ред. Р.Г.Казаковой-М:ТЦ Сфера, 2009.-128 с.

Колдина Д.Н. Лепка и рисование с детьми 2-3 лет. Конспекты занятий. - М.: Мозаика - Синтез, 2009. - 56 с.

Кожохина С.К. Сделаем жизнь наших малышей ярче. Материалы для детского творчества. - Ярославль; ПК «Химический завод «Луч»,2007 г. - 80 с.

Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Младшая группа.-М.: «Карапуз», 2010.-144 с., переиздание дораб. и доп.

Никологорская О.А. Волшебные краски: книга для детей и родителей. - М.: АСТ-ПРЕСС, 1997.-96 с.

Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Планирование, конспекты занятий: Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей. - СПб.: КАРО, 2010. - 96 с.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

« Детский сад №4 « Светлячок».

Мастер - класс для родителей

«Развитие изобразительной деятельности младших дошкольников средствами нетрадиционных техник рисования».

Выполнила; воспитатель

1квалификационной категории

                                                                                                                     Баннова С.В.

г. Богородск

2019г.

В системе воспитания детей дошкольного возраста больше место отводится рисованию, имеющему важное значение для всестороннего развития личности. В процессе рисования у ребенка развиваются наблюдательность, эстетическое восприятие, эстетические эмоции, художественный вкус, творческие способности, умение доступными средствами самостоятельно создавать красивое. 
Опыт показывает, что одно из наиболее важных условий успешного развития детского художественного творчества - разнообразие и вариативность работы с детьми в организованной и совместной деятельности. Новизна обстановки, необычное начало работы, красивые и разнообразные материалы, интересные для детей неповторяющиеся задания, возможность выбора и еще многие другие факторы - вот что помогает не допустить в детскую изобразительную деятельность однообразие и скуку, обеспечивает живость и непосредственность детского восприятия и деятельности. Т. С. Комарова указывает: «Рисование, лепка, аппликация как виды художественно-творческой деятельности не терпят шаблона, стереотипности, раз и навсегда установленных правил, а между тем на практике мы часто сталкиваемся именно с таким положением («Дерево рисуется снизу вверх, потому что оно так растет, а домик вот так» и т. п.) ». Использование нетрадиционных технологий поможет нам разнообразить и варьировать изобразительную деятельность младших дошкольников, развить их творческие способности. 
В начале работы было проведено обследование уровня изобразительной деятельности детей по методике Г. Г. Григорьевой. 
Развитие изобразительной деятельности детей диагностируется методом наблюдения за деятельностью детей в организованной и повседневной жизни. Критериями обследования и отнесения к уровню являются правильность выполнения задания, степень самостоятельности и наличие проявлений творчества и соответствие возрасту. 
Исходя из результатов обследований, стало видно, что развитие изобразительной деятельности детей соответствует норме. Дети изображают предметы путем создания отчетливых форм, подбора цвета, закрашивания, с дополнительной помощью передают несложный сюжет, украшают силуэты игрушек элементами росписей. У детей есть представления, полученные ими как в стихийном опыте, так и в процессе воспитания и обучения в детском саду. Однако эти представления отличаются неконкретностью. Дети затрудняются в самостоятельном выборе выразительно-изобразительных средств. В результате детские работы бедны по содержанию, графические навыки и умения несовершенны. Среди показателей уровня развития изобразительной деятельности по методике Г. Г. Григорьевой хуже восприятие предмета и изобразительные умения. 
На основании результатов обследования мы поставили перед собой следующую цель и задачи работы
Создавать условия для развития изобразительных умений детей в рисовании средствами нетрадиционных приемов и техник. 
Задачи: 
1. Обогащать представления детей об окружающем мире;
2. Способствовать развитию замысла и технических умений у детей;
3. Познакомить детей с нетрадиционными изобразительными материалами и техниками работы с ними. 
4. Развивать технику работы с различными художественными материалами. 
5. Воспитать бережное отношение к предметам и игрушкам. 
На основе полученных данных обследований, мы определили следующие этапы работы по развитию технических навыков в соответствии с логикой формирования деятельности, этапами формирования действий ребенка:
1. Ознакомление детей с изобразительными техниками. 
2. Закрепление использования нетрадиционных техник в рисовании и создания рисунков и игрушек. 
3. Обобщение умений, навыков в рисовании и перенос их в самостоятельную деятельность детей. 
Сначала мы создали среду, так как развивающая предметно – пространственная среда является необходимым условием развития личности ребёнка и всех видов детской деятельности. 
В группе для детей мы создали естественную, комфортабельную, уютную, рациональную, организованную обстановку, насыщенную разнообразными дидактическими средствами и игровыми материалами. 
Оборудование и материал по развитию изобразительной деятельности детей, который находится в мини центре художественно – эстетического развития 
детей, мы условно разделили на группы, представленные на экране: 
• иллюстрации, альбомы, особенно по ознакомлению с декоративно – прикладным искусством, 
• дидактические игры на развитие восприятия «Сложи узор», «Подбери узор» и тд., 
• игры по развитию мелкой моторики, 
• разнообразные раскраски, бумага для рисования;
• трафареты (овощей, фруктов, машин, геометрических фигур, 
• изобразительный материал, соответственный возрасту детей.Представлены: гуашь, кисти разных размеров, цветные карандаши, цветные мелки, фломастеры, маркеры, пластилин, восковые мелки, гуашь. 
Также в группе создан уголок ручного труда, в котором представлен разнообразный бросовый и природный материал, а также нестандартный изобразительный материал: тыкалки, штампы, твердые кисточки, пробки, печатки из картофеля, ластиков
Интерес у детей вызывает именно нестандартные изобразительный материал. Дети любят рисовать восковыми мелками, фломастерами, цветными карандашами, рисовать ладошками, пальчиками. 
Можно сделать вывод, что в группе предметно - развивающая среда мобильна, многофункциональна, насыщена, отвечает возрастным и индивидуальным особенностям детей. Она становится основной для разностороннего развития каждого ребёнка. 
После того, как мы создали предметно – развивающую среду и дети 
заинтересовались предложенным материалом для игр и рисования, мы пришли 
к первому этапу нашей работы. 
На первом этапе работы мы в игровой ситуации познакомили детей с нетрадиционными техниками. Обыгрывание кисточки, карандашей, тыкалок, штампов, пробок, печаток повышает интерес детей к материалу, изобразительным инструментам, желание пользоваться ими. 
Использование игровых приемов помогает привлечь внимание к изображаемым предметам, мотивировать и обосновывать задание, заинтересовать предстоящей работой, объяснить приемы изображения. Основные используемые методы первого этапа информационно - рецептивные: объяснение, показ, рассматривание, художественное слово, а также игровые приемы. Использование нетрадиционных техник вызвали интерес и желание рисовать. Например, Даша С. после ознакомление с техникой оттиск поролоном, неоднократно повторяла и включала данную технику в рисовании в самостоятельной деятельности. 
На втором этапе работы мы закрепляли использования нетрадиционных техник в рисовании и создания рисунков и игрушек. Основные методы данного этапа: 
Игры и игровые упражнения на закрепление приемов рисования в разных техниках;
Дидактические игры: «Собери солнышко», «Посади грибы на полянке», «Накормим куклу», «Приглашение на чай» и др. 
Игры – путешествия. Вместе с котом Неумейкой мы отправляемся в лес, на полянку, в гости к Зайцу Степашке и тд. 
Игровые приемы при рисовании по технологии Г. Г. Григорьевой, 
Элементарные проблемные ситуации, исследовательская деятельность. 
Рисование предметов, природы, животных – достаточно сложная деятельность для ребенка. В связи с этим в организованной деятельности важно активизировать внимание детей, побудить их к совместной деятельности при помощи дополнительных стимулов. 
Такими стимулами могут быть: 
• игра, которая является основным видом деятельности детей;
• сюрпризный момент – любимый герой сказки или мультфильма приходит в гости и приглашает ребенка отправиться в путешествие;
• просьба о помощи, ведь дети никогда не откажутся помочь слабому, им важно почувствовать себя значимыми;
• музыкальное сопровождение и т. д. 
Второй этап включал в себя серию занятий по области «Художественное творчество», которые были объединены единой тематикой. В организованной, мотивированной деятельности дети закрепляли знания, полученные на этапе ознакомления с нетрадиционными техниками рисования, и учились новыми способами работы с изобразительными материалами, с которыми дети познакомились и пробовали с ними действовать в предметно-развивающей среде группы. Полученные умения побудили детей самостоятельно применять полученные навыки. Ане К. понравилось украшать свои рисунки оттисками из картошки, печатками. Поле Х. нравится опускать в гуашь жесткую кисть и ударять ею по бумаге, получать пушистых зверьков: цыпленка, мышек, зайцев. 
Наблюдения показали, что дети стали чаще рисовать самостоятельно, повторяя темы занятий. Дети получали удовольствие от манипулирования с изобразительным материалом. 
В процессе обучения отмечались индивидуальные предпочтения детей, свидетельствующие о развитии индивидуальности видения. Овладев нетрадиционными техниками, дети использовали их по - своему. Одни дети рисуют, повторяя темы, другие варьируют изображения, смешивают техники, Костю К. интересует лишь возможность рисовать, пачкать пальцы и руки при печатанье на листе. 
Улучшение технических навыков и переход умений детей в нетрадиционных изобразительных техниках в самостоятельную деятельность, ознаменовал появление третьего этапа, задачей которого было создание условий для переноса усвоенных детьми нетрадиционных техник в собственную изобразительную деятельность. На данном этапе мы использовали в основном сюжетно ролевые игры и игры – драматизации. Дети с удовольствием рисовали, лепили, а потом угощали сделанными «баранками», «печеньем», «конфетами» зайца, кукол, украшали полянку цветами, дарили их друг другу на день рождения. Сделанные вместе с детьми «лужи» в технике оттиск пробкой и печатками из картофеля, стали ориентирами при беге и прыжках в физкультурном зале. В ходе прогулок дети рисовали на асфальте или песке летом и осенью, на снегу зимой палочками, пробовали печатать на песке, снеге. Увлеченно дети рисовали все вместе плакат «Покормим птиц», используя техники рисования пальчиками, печатанье. 
То есть результаты рисования и лепки с использованием нетрадиционных изобразительных техник стали привычным материалом в игровой деятельности детей.
В повседневной жизни детей довольно часто у большинства появился перенос усвоенных изобразительных нетрадиционных техник и навыков в собственную творческую деятельность. 
Промежуточный мониторинг обследования уровня изобразительной деятельности детей по методике Г. Г. Григорьевой показал, что количественные и качественные изменения произошли у каждого ребенка. Даже у детей высокого и среднего уровня увеличился положительный эмоциональный настрой, улучшилось техника. Дети стали использовать нестандартные материалы, научились сочетать несколько техник и приемов рисования. Дети стали владеть основными изобразительными и техническими навыками. Используют их в самостоятельной деятельности. 
Исходя из обследования и наблюдений за деятельностью детей, результатами нашей работы стали: 
* повышение внимательности и усидчивости детей. 
* улучшение восприятия и воображения детей. 
* развитие мелкой моторики рук. 
* улучшение отношений между детьми. 
Применение нетрадиционных изобразительных техник, навыков и умений улучшает изображение и творческие проявления дет ей в рисовании.