Главные вкладки

    Правила

    Екатерина Николаевна Пшеничная

    НА ДАННОЙ СТРАНИЧКЕ ВЫ МОЖЕТЕ НАЙТИ РАЗЛИЧНЫЕ  ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ И МАТЕМАТИКЕ, КОТОРЫЕ НЕОБХОДИМЫ ВО МНОГИХ ВИДАХ РАБОТ.

     

    Фонетический разбор слова.

    image

    1. Сколько в слове слогов, какой по счёту ударный?

    2. Гласные звуки: ударные, безударные. Какими буквами обозначены?

    3. Согласные звуки: глухие и звонкие, твёрдые и мягкие, парные и непарные. Какими буквами обозначены?

    4. Количество звуков и букв в слове?                                  

    Пример:

    морковь , мор-ковь (2 слога, 2 гл.,4 согл., )   -7 б.,6 зв.

    [ м а р к о ф' ]

    м [м ] согл., зв., -непарн., тв.-парн .,

    о [ а ] гласн., безударн.

    р [ р ]-согл. зв.-непарн.,, тв.-парн ,

    к [к ] согл. глух.-парн[ г ], тв.-парн, .,

    о [о ]гласн., ударн.

    в [ф] согл. глух.-парн., [ ф ], мягк.-парн.

    _______

     

    Порядок разбора имени существительного как части речи.

    1. Задаю вопрос.
    2. Ставлю слово в начальную форму (ед.ч., вопрос кто? или что?).
    3. Определяю часть речи.
    4. Указываю постоянные признаки: одуш. или неодуш.; род, падеж, склонение
    5. Указываю непостоянные признаки: число.

    Образец записи:

    Берёза-(что?), н.ф. (что?) берёза – сущ., неодуш., ж.р., ед.ч.

    (Под) окном – (под чем?), н.ф. (что?) окно – сущ., неодуш., ср.р., в ед.ч.

     

     

                                             Порядок разбора местоимения как части речи.

          1. Ставлю слово в начальную форму.

          2. Устанавливаю, что это местоимение.

          3. Указываю, что оно личное.

          4. Определяю его признаки: лицо, число, род (у местоимений 3-го лица ед.ч.).

      Образец записи:

    (У) нас – н.ф. мы, мест., личное, 1-е лицо, мн.ч.

     

     

                                       Порядок разбора имени прилагательного как части речи.

    1. Нахожу существительное, с которым связано прилагательное, и задаю от нег вопрос.
    2. Ставлю прилагательное в начальную форму (ед.ч. ,м.р.)
    3. Указываю часть речи.
    4. Определяю род (в ед.ч.)
    5. Определяю число., падеж.

    Образец записи:

    Белая – гречиха (какая?) белая, н.ф. белый, прил., ж.р., ед,ч., И.п.

     

     

                                       Порядок разбора глагола как части речи.

    1. Задаю вопрос.
    2. Устанавливаю, что это глагол.
    3. Ставлю глагол в неопределённую форму.
    4. Определяю признаки глагола: время, число, род (в прошедшем времени в ед.ч.)

    Образец записи:

    Плыла – (что делала?), глаг., н.ф. плыть, пр.вр., ед.ч., ж.р.

    Доплеснуть – (что сделать?), глаг., в н.ф.

     

    Разбор слова по составу.

    1.    Определить окончание слова.

    2.    Определить основу слова.

    3.    Найти корень (подобрать 2 – 3 однокоренных слова).

    4.     Указать суффикс.

    5.    Указать приставку.

    Разбор слова по составу.

    Корень - общая часть родственных слов. Родственные слова называются однокоренными.

    Окончание - изменяемая часть слова. Окончание служит для связи слов в предложении.

    Приставка - часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.

    Суффикс - часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.

    Основа слова - все слово без окончания.

     

    Порядок разбора простого предложения.

     Предложение - одно или несколько слов, связанных между собой по смыслу.

    Слова, которые указывают, о ком или о чем говорится в предложении и что говорится, называют главными членами предложения. Они составляют основу предложения. Подлежащее и сказуемое - главные члены предложения.

          1. Вид предложения по цели высказывания(повествовательные, вопросительные, побудительные).

          2. Вид предложения по интонации(восклицательные, невосклицательные).

          3. Распространенное или нераспространенное предложение.

          4. Грамматическая основа предложения.

          5. Главные и второстепенные члены предложения.

        6. Однородные члены предложения (если они есть)

    РУССКИЙ ЯЗЫК

     

    Имя существительноечасть речи, которая обозначает предмет, явления природы, собитие. Отвечает на вопросы-кто? что?

    Существительные бывают: собственные и нарицательные; одушевленные и неодушевленные; мужского, женского, среднего рода; первого, второго, третья склонения.существительные изменяются: по числам, по падежам.

     

    Имя прилагательное - это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы: какой? какая? какое? какие? чей? чья? чьё? чьи? Имя прилагательное изменяются: по числам, родам и падежам.

     

    Глагол-часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы: что делать? что сделать? что делали? что делала? что делал? что сделал? что сделала? что сделали? что делает? что делают? что делаешь? что делаю? что сделаю? что сделают? что сделаешь? что сделаете? что будет делать? Глаголы бывают первого и второго спряжения. Глаголы изменяются: по временам(прошедшее время, настоящее время и будущее время); по числам; по родам(в прошедшем времени в единственном лице); по лицам(настоящем и будущем времени).

     

    Союз-служебная часть речи, которая свзявает однородные члены предложения и части сложного предложения.

     

    Предлоглужебная часть речи, которая служит для связи слов предложения.

     

    Местоимения- это часть речи, к которой относятся слова, указывающие на лицо, предмет или признак, но не называющие их.

     

    Разряды МЕСТОИМЕНИЙ:

     Личные

    я, мы, ты, вы, он, она, оно, они. 

     Возвратные

    себя

     Вопросительные

    кто? что? какой? чей? сколько? каков?

     Относительные 

    кто, что, какой, который, чей, сколько, каков.

     Неопределенные

    некто, нечто, некоторый, несколько, кое-кто, кое-что, кто-то, кто-нибудь, что-нибудь. 

     Отрицательные

    никто, ничто, никакой, ничей, некого, нечего. 

     Притяжательные

    мой, твой, свой, наш, ваш, его, её, их. 

     Указательные

    этот, тот, такой, таков, сколько.

     Определительные

    весь, всякий,каждый, сам, самый, любой, иной, другой. 

     

     

    Лицо

    Единственное число

    Множественное лицо

      1

                 я

                 мы

      2

                ты

                 вы

      3

          он, она оно.

                 они

     

     

     

    Памятка при работе над ошибками. 

     

    image

    1.Пропуск или замена буквы.

    Выпиши слово. Подчеркни в нём пропущенную букву.

    Например: ученик, звонок.

    2.Большая буква в начале предложения.

    Выпиши предложение правильно. Придумай и напиши ещё одно предложение. Подчеркни заглавную букву.

    Например: Падают жёлтые листья. Пришла золотая осень.

    3.Перенос слова.

    Раздели слово для переноса.

    Например: ОСИ – НА.

    4.Сочетание чк, чн, чт, нщ, щн.

    Выпиши слово правильно. Подчеркни орфограмму.

    *Придумай и запиши ещё 2 слова на эту орфограмму.

    Например: дочка, речка, мощный.

    5.Гласные после шипящих.

    Выпиши слово правильно. Подчеркни орфограмму.

    *Придумай и запиши ещё 2 слова на эту орфограмму.

    Например: малыши, карандаши, роща, туча.

    6.Безударная гласная в корне, не проверяемая ударением

    Запиши слово правильно 3 раза. Запомни, как оно пишется. Обозначь ударение, подчеркни гласную. Запиши два однокоренных слова.

    Например: ягода, ягода, ягода, ягодка, ягодный.

    7.Безударная гласная в корне, проверяемая ударением.(А, О, И, Е, Я)

    Выпиши слово. Поставь ударение. Выдели корень. В корне подчеркни безударную гласную одной чертой. Подбери проверочное слово и запиши в скобках. Поставь ударение в проверочном слове. Выдели корень. Подчеркни ударную гласную двумя чертами.

    Например: сады (сад), молодой (молодость, молоденький).

    8.Двойные согласные в слове.

    Выпиши слово правильно. Раздели слово для переноса. Запиши два однокоренных слова. Подчеркни двойную согласную.

    Например: группа, груп –па, групповой, подгруппа.

    9.Правописание предлога со словами (пробел).

    Из предложения, в котором допущена ошибка, выпиши слово вместе с предлогом. Докажи, что предлог со словом пишется отдельно. Обозначь орфограмму.

    Например: к_берегу; к (какому?) берегу, к (крутому?) берегу.

    10.Правописание приставки со словами.

    Выпиши слово. Выдели приставку. Образуй от этого слова однокоренные слова с разными приставками.

    Например: Заехал, уехал, поехал.

    11.Гласные и согласные в приставках.

    Выпиши слово правильно. Выдели в нём приставку. Запиши ещё 2 слова с той же приставкой.

    Например: Полетели, посмотрели, потянули.

    12.Большая буква в именах собственных.

    Выпиши слово правильно. Запиши ещё 2 слова с той же орфограммой.

    Например: Илья, Петров, Мурка, Волга, Краснодар.

    13. Мягкий знак ь, обозначающий мягкость согласных.

    Подчеркни мягкий знак ь и согласную перед ним.

    Например: Ель, тень, коньки.

    14.Разделительный мягкий знак ь.

    Выпиши слово правильно. Выдели корень. Подчеркни мягкий знак и гласную букву.

    Например: Вьюга, листья.

     

    15.Разделительный твёрдый знак ъ.

    Выпиши слово правильно. Выдели приставку и корень. Подчеркни орфограмму.

    Например: Съезд, объём.

    16.Парные звонкие и глухие согласные.

    Запиши слово правильно. Проверь согласную. Подчеркни орфограмму.

    Например: мороз (морозы), ягодка (ягоды).

     

    17. Непроизносимые согласные.

    Прочитай слово. Подбери к нему несколько однокоренных слов. Выдели корень. Проверь непроизносимую согласную. Обозначь корень. Проверь непроизносимую согласную. Обозначь орфограмму.

    Делай так: звезда, звёздочка – звёздный

    18.Соединительные гласные в сложных словах.

    Выпиши слово. Выдели корень. Подчеркни гласную. Запиши ещё 1 слово с этой орфограммой.

    Делай так: водовоз, самолёт.

    19. Двойные согласные в слове.

    Выпиши слово правильно. Раздели слово для переноса. Запиши ещё два однокоренных слова. Подчеркни двойную согласную.

    Делай так: группа, груп-па, групповой, подгруппа.

    20. Мягкий знак ь на конце существительных после шипящих.

    Выпиши слово правильно. Определи род. Запиши ещё 2 слова с этой орфограммой.

    Например: Луч ( м.р.), шалаш, товарищ.

    Ночь (ж.р.), мощь, тишь.

    21. Не с глаголом. (орфограмма пробел)

    Выпиши глагол с не. Запиши ещё 2 слова на это правило. Подчеркни орфограмму.

    Например: не пришёл, не выучил, не знал.

    22.Однородные члены предложения.

    Выпиши предложение. Обозначь однородные члены и слово, от которого они зависят. Вспомни, что ты знаешь о знаках препинания и союзах между однородными членами. Выполни схему предложения.

    Например: Сильный ветер сорвал листья с деревьев, разметал их по дороге.

    23. Правописание безударных падежных окончаний имён существительных.

    Выпиши существительное. Поставь его в начальную форму. Определи тип склонения. Выдели окончание, проверь с помощью слов – помощников. Подбери и запиши свой пример.

    Делай так: на опушке (на земле, 1 скл.)

    на полянке (на земле, 1 скл.)

    24.Првописание безударных падежных окончаний имён прилагательных.

    Выпиши прилагательное вместе с существительным, к которому оно относится. Поставь к прилагательному вопрос от существительного. Определи род, число и падеж прилагательного по существительному. Выдели окончание прилагательного.

    Делай так: к лесу (какому? дальнему – м.р., ед.ч., Д.п.).

    25. Предлог с местоимением. ( орфограмма – пробел)

    Выпиши из предложения местоимение с предлогом. Запиши ещё 2 примера на эту орфограмму.

    Например у преднас, копредмне, спредтобой.

    26. Мягкий знак Ь на конце глаголов 2-го лица единственного числа настоящего времени.

    Выпиши глагол правильно. Запиши ещё 2 глагола с этой орфограммой.

    Например: пишешь, решаешь, читаешь ( наст.вр., 2 л., ед.ч.)

    27.Мягкий знак в неопределённой форме глагола. (-ться, -чь)

    Выпиши слово правильно. Напиши вопрос. Обозначь орфограмму. Запиши ещё одно слово с этой орфограммой.

    Например: пытаться (н.ф., что делать?)

    беречь (что делать?)

    28. Правописание безударных личных окончаний глаголов.

    Выпиши глагол правильно. Поставь ударение. Поставь глагол в начальную (неопределённую) форму. Посмотри на гласную перед -ть. Определи спряжение глагола и гласную, которую следует писать в окончании глагола единственного и множественного числа.

    Делай так: пишешь- писать, гл, 1 спр., ( -е, -ут, -ют)

    ставит – ставить, гл., 2 спр., ( -и, -ат, -ят)

    29. Сложное предложение.

    Выпиши правильно. Подчеркни грамматические основы. Нарисуй схему. Подчеркни запятую.

    Например: Дремлют рыбы под водой, почивает сом седой.

    30. Предложение с прямой речью.

    Запиши правильно. Составь схему. Подчеркни знаки препинания.

     


     

     

     

    МАТЕМАТИКА
      

    Числа при сложении называются:

    СЛАГАЕМОЕ + СЛАГАЕМОЕ = СУММА

     

    Чтобы найти неизвестное слагаемое надо из СУММЫ вычесть известное слагаемое:

    СЛАГАЕМОЕ = СУММА - СЛАГАЕМОЕ

     

     

    Числа при вычитании называются:

    УМЕНЬШАЕМОЕ - ВЫЧИТАЕМОЕ = РАЗНОСТЬ

    (У-В = Р)

    Чтобы найти УМЕНЬШАЕМОЕ, надо к РАЗНОСТИ прибавить ВЫЧИТАЕМОЕ

    УМЕНЬШАЕМОЕ = РАЗНОСТЬ+ ВЫЧИТАЕМОЕ

    (У = Р + В)

    Чтобы найти ВЫЧИТАЕМОЕ, надо из УМЕНЬШАЕМОГО вычесть РАЗНОСТЬ

    ВЫЧИТАЕМОЕ - УМЕНЬШАЕМОЕ - РАЗНОСТЬ

    (В = У - Р)



    Алгоритм работы над задачей

    1. Прочти текст задачи по частям.
    2. Составь графическую схему.
    3. Составь выражение.
    4. Найди результат.
    5. Проверь решение и запиши ответ.
    Формулы, величины


     

    Формула  пути

    S = V  t

    S –расстояние(путь)        V-скорость         t- время

    1)Чтобы найти скорость, надо расстояние разделить  на время

     V = S : t

    2)чтобы найти время, надо расстояние разделить на скорость

    t = S : V

    Формула площади  прямоугольника

    S = а  b

    Формула площади квадрата

    S = а  a

    Формула площади прямоугольного треугольника

    S = (а  b) : 2

    (Площадь прямоугольного треугольника равна половине произведения его катетов)

      

    Формула периметра  прямоугольника

    P = a + a +b +b

    P= (a + b)  2

    P = a 2 + b 2

    Формула периметра  квадрата

    P = a  4

    Формула  объёма  прямоугольного  параллелепипеда

    V = a  b  c

    а - длина

    b - ширина

    c - высота

      

    Сравнение дробей

    1.Из двух дробей с одинаковыми знаменателями больше та, у которой числитель больше.

     <   5       4  >    1

    6       6       6        6          

    2.Из двух дробей  с одинаковыми числителями  больше та, у которой знаменатель  меньше.

    2 <    2              2     <   2

    6       3             12         5

    1.Чтобы найти часть числа, выраженную дробью, надо это число разделить на знаменатель и умножить на числитель дроби.

    2. Чтобы найти число по его части, выраженной дробью, надо разделить эту часть на числитель и умножить на знаменатель дроби.

    3.  1    - это  1% (процент)

         100

    Целое число – это  100%.