Для Вас, родители!

Шаркова Светлана Владимировна

 

                                                                                  Искусство жить с детьми.

"Положительное воздействие семьи на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него людей в семье, не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится о нем столько, как мама, папа, бабушки, дедушки, браться, сестры" Свои первые жизненные уроки ребенок получает именно в семье.

"Как же  воспитывать детей?",   "Общаться с ребенком. Как?"  

Мы постараемся разобраться в этих вопросах вместе!

Скачать:


Предварительный просмотр:

ВЛИЯНИЕ РОДИТЕЛЬСКИХ УСТАНОВОК НА РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ.

       Как часто мы, взрослые, обращаем внимание на то, как мы общаемся со своими детьми? Какие используем слова и выражения в отношении них?

       Родителям особенно важно понять, какую роль в эмоционально - личностном развитии играют  родительские установки.

      Бесспорно, родители – самые значимые и любимые для ребенка люди. Авторитет, особенно на самых ранних этапах психоэмоционального  развития, непререкаем и абсолютен. Вера в непогрешимость, правоту и справедливость родителей у ребенка непоколебима: «Мама сказала…», « Папа велел…» и т.д. Поэтому родителям стоит осторожно и внимательно относиться к своим словесным обращениям к ребенку, оценкам поступков ребенка, избегать установок, которые впоследствии могут отрицательно проявиться в поведении ребенка, делая его жизнь стереотипной и эмоционально ограниченной. А установки возникают повседневно и чуть ли не на каждом шагу…Одни случайны, слабы, другие принципиальны, постоянны и сильны, формируются с раннего детства, и, чем раньше они усвоены, тем сильнее их действие. Раз возникнув, установка не исчезает и в благоприятный для неё момент жизни ребенка воздействует на его поведение и чувства. Несомненно, большая часть родительских установок положительна и способствует благоприятному развитию личного пути ребёнка. Но также, есть и негативные установки.

       Рассмотрите предложенную таблицу, может вам что-то  покажется знакомым, возможно,  что-то вы слышали и от своих родителей? Не стали ли некоторые из них тормозящими указателями на вашем жизненном пути?

Негативные установки

Сказав так,

Подумайте о последствиях

Позитивные установки

Вовремя исправьтесь!

«Не будешь слушаться, с тобой никто не будет дружить…»

Замкнутость, отчужденность, безынициативность, подчиняемость, угодливость, приверженность стереотипному поведению

«Будь собой, у каждого в жизни есть друзья!»

«Плакса-вакса, нытик!»

Сдерживание эмоций, внутренняя озлобленность, тревожность, глубокое переживание даже незначительных проблем, повышенное эмоциональное напряжение, страхи.

«Поплачь, будет легче…»

«Вот дурашка, все готов раздать…»

Низкая самооценка, жадность, накопительство, трудности в общении со сверстниками, эгоизм.

«Молодец, что делишься с другими!»

«Не твоего ума дело!...»

Низкая самооценка, задержка в психическом развитии, отсутствие своего мнения, робость, отчужденность, конфликты с родителями.

«А ты как думаешь?»

«Одевайся теплее, заболеешь!»

Повышенное внимание к своему здоровью, тревожность, страхи, частые простудные заболевания.

«Будь  здоров, закаляйся!»

«Ты совсем как твой папа (мама)…»

Трудности в общении с родителями, идентификация с родительским поведением, неадекватная самооценка, упрямство, повторение поведения родителя.

«Папа у нас замечательный человек!»

«Ничего не умеешь делать, неумеха!»

Неуверенность в своих силах, низкая самооценка, страхи, задержка психического развития, безынициативность, низкая мотивация к достижению.

«Попробуй еще, у тебя обязательно получится!»

«Не кричи так, оглохнешь!»

Скрытая агрессивность, повышенное психоэмоциональное напряжение, болезни горла и ушей (психосоматика), конфликтность.

«Скажи мне на ушко, давай пошепчемся…»

«Неряха, грязнуля!»

Чувство вины, страхи, рассеянность, невнимание к себе и к своей внешности.

«Как приятно на тебя смотреть, когда ты чист и аккуратен!»

«Ты плохой, обижаешь маму, вот уйду от тебя к другому ребенку!»

Чувство вины, страхи, тревожность, ощущение одиночества, нарушение сна, отчуждение от родителей, уход в себя или «уход» от родителей.

« Я никогда тебя не оставлю, ты самый любимый!»

Жизнь очень трудна: вырастешь – узнаешь»

Недоверчивость,  трусость, безволие, покорность судьбе, неумение преодолевать препятствия, склонность к несчастным случаям, подозрительность, пессимизм.

«Жизнь интересна и прекрасна! Всё будет хорошо!»

«Уйди с глаз моих, встань в угол!»

Нарушение взаимоотношений с родителями,  «уход» от них, скрытность, недоверие, озлобленность, агрессивность.

«Иди ко мне, давай во всем разберемся вместе!»

«Не ешь много сладкого, зубки будут болеть,  и толстая будешь!»

Проблемы с лишним весом, больные зубы, самоограничение, низкая самооценка, непринятие себя.

«Кушай на здоровье!»

«Нельзя  ничего самому делать, спрашивай разрешение у старших!»

Робость,  страхи, неуверенность в себе, безынициативность, боязнь старших, несамостоятельность, зависимость от чужого мнения, тревожность.

«Смелее, ты всё можешь сам!»

«Всегда ты не вовремя, подожди!»

Отчужденность, скрытность, ощущение беззащитности, ненужности, уход в себя, повышенное психоэмоциональное напряжение

«Давай, я тебе помогу»

«Никого не бойся, никому не уступай, всем давай сдачи!»

Отсутствие самоконтроля, поведенческой гибкости, агрессивность, сложности в общении, проблемы со сверстниками, ощущение вседозволенности.

«Держи себя в руках, уважай других»

Безусловно, это не полный список возможных установок. Вы его можете продолжить сами и проанализировать, какие установки встречались вам и влияли ли они каким-то образом на ваши решения и поступки. А также, подумайте, какие установки вы задаете своему ребенку, как они могут помочь или помешать… Чувство вины и стыда ни в коей мере не помогут ребенку стать счастливее. Иногда ребенку не нужна оценка его поступков, его поведения, он и сам все прекрасно понимает, просто ему необходимо, чтобы с ним побыли рядом, успокоили его, поддержали…

Дети от природы наделены большим запасом инстинктов, чувств и форм поведения, которые им помогают быть активными, энергичными, жизнестойкими.

И, пожалуй, наша с вами задача состоит в том, чтобы не сломить их внутренний стержень, а укрепить его своей заботой и поддержкой.