Исследовательско-проектная деятельность

Александрова Лариса Юрьевна

Методика, технология и результаты проектно-исследовательской деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Проект Форпост 100344.5 КБ
Microsoft Office document icon otchet_forpost_no1003.doc68 КБ

Предварительный просмотр:

Социальный проект «Форпост №1003»

Актуальность реализованного в 2018 году проекта связана с тем, что именно в Усть-Ламенке находится исторический центр Голышмановского городского округа Тюменской области, которому исполнилось 95 лет. Было принято решение создать арт-объект древней Усть-Ламенки к 320-летию села. Оно было основано в 1698 году. Реконструкция поселения помогла логически завершить туристический маршрут «Слободская площадь села Усть-Ламенка - Музей под открытым небом».

В ходе анализа источников было выяснено, что в конце XVII века из Москвы было отправлено несколько Указов о строительстве новых острогов и слобод, среди которых упоминается Усть-Ламенка. В записи из «портфеля» Г.Ф. Миллера: «В Усть-Ламенской слободе или Форпосте №1003 имеется крепость в столбах. Забор лежащий, рвом, рогатками и надолбами обнесённый». Неблагоприятные климатические условия не позволяли производить большие земляные работы, поэтому для укреплённых оборонных поселений выбирались наиболее защищенные и удобные места. Г. Ф. Миллер отметил в Сибири массу «следов старинных городков, созданных, по-видимому, природой, без всякого участия в этом людей» [4: с.198]. Это позволяло ускорить строительство оборонительных сооружений в условиях сурового сибирского климата. Усть-Ламенка не была исключением.  В «портфеле» Г.Ф. Миллера значится «место для постройки крепости Усть-Ламенской слободы было выбрано на высоком берегу реки Вагай у места впадения в неё реки Гремяча»[4]. Название «Усть-Ламенка» произошло от слова «устье» (место впадения реки Гремяча в Вагай) и татарина Лама[12: л.8].

Усть-Ламенская слобода имела вид крепости с четырьмя сторожевыми башнями, находившейся на возвышенности с земляными валами и лежащим забором с рогатками и надолбами. В XVIII веке Усть-Ламенская слобода (поселение, занявшее промежуточное положение по отношению к городам и сельским поселениям) стала волостным центром. На его территории стояла приказная изба, поклонный крест, колодцы - журавли, казармы, дома чалдонов[10]. Восстановив облик древней Усть-Ламенки, было решено создать его реконструкцию через арт-объект.

Цель проекта: к юбилейным датам села Усть-Ламенка и Голышмановского района создать арт-объект  Форпоста №1003.

Инициативная группа: «Чалдоны (переселенцы)» - строители (выпускники и родители учеников). Школьники выполняли оформительскую, экскурсионную и подручную роль под руководством специалистов (осваивали мастерство строительного дела). Основная идея проекта: воссоздать исторический объект в уменьшенном масштабе, так как строительство форпоста настоящих размеров является дорогостоящим проектом. Конструкция сборки позволяет использовать, как переносной объект, для проведения туристических и образовательных экскурсий, а так же как фотозону.

Территория реализации проекта: село Усть-Ламенка Голышмановского городского округа Тюменской области.  

Финансовые партнёры: местные ИП и фирма «Тюменские молочные фермы - Дамате». Информационные партнеры: газета «Голышмановский вестник», студия «ЛТР», журнал «Достойная смена» (г. Ишим), газета «Тюменская правда». Организационные партнёры: Администрация поселения, Дом культуры, сельская библиотека, школа. Общественные партнёры: Совет ветеранов, Сельская Дума.

Реализация: Составление эскиза - схемы и изготовление модели арт-объекта «Форпост №1003». Строительство. Во время открытия и демонстрации форпоста №1003 проведена экскурсия  и воссоздан день из жизни чалдона – деревенские хлопоты (распилка бревна, колка дров, сложение поленницы, переноска воды на коромысле) и потехи (ямские игры). Работа сувенирной лавки.

Успех проекта оценивался количественно (число экскурсий, фото-показов, количество посетителей, сумма реализованной сувенирной продукции), качественно (уровень экологического и культурного воспитания населения села через отношение к историческим памятникам и окружающей среде). Риски: сложно было выдержать детально историческую достоверность облика арт-объекта Форпоста №1003.

Результаты проекта: участники проекта закрепили умения работы с первоисточниками; эскиз со схемой и модель пополнили фонды школьного музея; туристический маршрут по историческому центру Голышмановского городского округа обогатился переносным арт-объектом; повысился уровень патриотического воспитания подрастающего поколения, ответственность жителей села за сохранение культурно-исторических ценностей через личное участие в реализации проекта и в экскурсиях по Форпосту №1003; позволил сохранить историческое наследие села Усть-Ламенка и Голышмановского округа через привлечение внимания и ресурсов общественности и туристических агентств.

Литература

  1. Второй этап строительства крепостей [Электронный ресурс]. -  https://vuzlit.ru/371923/vtoroy_etap_stroitelstva_krepostey
  2. Карамзин, Н.М. История государства Российского [Текст] в 12 т. -  М.: Книга, 1988. - Т. 10. – 620с.
  3. Крепости Сибири [Электронный ресурс]. - http://www.a-nevsky.ru/books/russkoye-derevyannoe-oboronnoe-zodchestvo8.html
  4. Миллер, Г.Ф. Описание Сибирского царства [Текст].  -  СПб.: Императорская Академия Наук, 1750. – 510с.
  5. Муратова, С.Р. На страже рубежей Сибири[Текст] // Национальные культуры региона. Научно-методический и репертуарно-информационный альманах. XVI выпуск. – Тюмень: издание Комитета по делам национальностей Тюменской области, 2007. - стр. 32 - 46.
  6. Муратова, С.Р. Географическое описание Тоболо-Ишимской линии [Текст] // Известия РГПУ им. А.И. Герцена: Аспирантские тетради. – СПб., 2007. - №13. – С. 86 – 91.
  7. Освоение Сибири [Электронный ресурс]. -  http://svastour.ru/articles/puteshestviya/rossiya/sibir/osvoenie-sibiri.html
  8. Очерки истории Тюменской области [Текст] / ред. В. М. Кружинов. - Тюмень: [б. и.], 1994. - 271 с. 
  9. Письмо из Ишимского архива в школьный музей [Текст]. -  1989. – 28нояб. – 1с.
  10. Сибирская пограничная укреплённая линия [Текст]// Военная энциклопедия под ред. П.С.Грачёва. - М.: Военное издательство, 2003. - Т. 7. - С. 466.
  11. Старо - Ишимская оборонительная линия [Электронный ресурс]. - http://ru-wiki.org/wiki/Старо-Ишимская_оборонительная_линия
  12. Чертёжная книга Сибири 1701г., составленная 1699 – 1700гг. С.У.Ремезовым и его сыновьями. н. XVIII века / собр. Н.П. Румянцева (ф. 256 – Президентской библиотеки им. Б.Н.Ельцина), №346. – Л.8



Предварительный просмотр:

Приложение 1

ОТЧЕТ СОЦИАЛЬНОГО ПРОЕКТА

Ф.И.О. руководителя проекта:  Александрова Лариса Юрьевна

Территория: Усть-Ламенская

Название проекта: Форпост 1003

РЕЗУЛЬТАТЫ И ВЛИЯНИЕ ПРОЕКТА НА ИЗМЕНЕНИЕ СИТУАЦИИ

В ходе проекта была поставлена следующая цель: к юбилейным датам 320-летия села Усть-Ламенка и 95-летия Голышмановского района создать арт-объект, как реконструкцию Форпоста №1003 на Слободской площади села Усть-Ламенка - исторического центра Голышмановского района.

Решая первую задачу: изучив архивные документы и исторические источники, создать эскиз арт – объекта и модель  «Форпост № 1003». Были достигнуты количественные результаты: во вспомогательный фонд школьного музея поступило 3 предмета учёта (исследовательская работа «Сибирские укреплённые линии, освоение Сибири и форпост №1003», эскиз со схемой объекта Ишимской оборонительной линии и модель  древней Усть-Ламенки). Автор исследовательской работы Бойко Екатерина победитель районной конференции молодых исследователь «Шаг в будущее – 2018» приглашена на областной тур молодых исследователей. Качественные результаты: Участники проекта закрепили умения работы с первоисточниками, вести исследовательскую работу; научились моделировать архитектурный объект из спичек

Решая вторую задачу:  Построить арт – объект на Слободской площади села Усть-Ламенка. Были достигнуты количественные результаты: проложен туристический маршрут по историческому центру Голышмановского района, он обогатился ещё одним историческим арт – объектом - острогом XVII века, который использовался как фото зона и как бренд района. Данный арт-объект помог логически завершить туристический маршрут «Слободская площадь села Усть-Ламенка – Музей под открытым небом», по которому ежегодно проводятся тур-квесты и экскурсии. Качественные результаты: Школьники овладели первичными навыками  профессии строителя (планировка объекта, распилка и сборка, покрытие морилкой).

Решая третью задачу:  Провести игровые экскурсии для жителей села Усть-Ламенка и района по демонстрации элемента Ишимской оборонительной линии в  виде форпоста № 1003. Были достигнуты количественные результаты: 20 игровых экскурсий с приглашением участников сельских поселений Голышмановского и Омутинского районов с охватом - 120 человек. Оформление исторического центра Голышмановского района и села Усть-Ламенка (установка объекта – Форпоста №1003 на игровой площадке, уборка территории). Реализация сувенирной продукции: брелки с логотипом села – 20 штук, кружки с изображением старинной архитектуры Усть-Ламенки – 5 штук, магниты – 20 штук, картины – 4 штуки, закладки – 50 штук и буклеты – 10 штук. Качественные результаты: Участники проекта закрепили умения работы с аудиторией (проведение экскурсий, деревенских забав и игр). Повышение уровня патриотического воспитания подрастающего поколения, ответственности жителей села Усть-Ламенка за сохранение культурных и исторических ценностей Слободской площади через личное участие в реализации проекта и в экскурсиях по Форпосту №1003.

Решая четвёртую задачу: прорекламировать туристический продукт через СМИ. Были достигнуты количественные результаты: Размещение информации в VK, на сайте ОУ, статьи «Юбилейный праздник села Усть-Ламенка» в местной газете «Голышмановский вестник». И качественные: Привлечение внимания и ресурсов общественности и туристических агентств г. Тюмени и Ишима, что позволит сохранить историческое наследие села Усть-Ламенка и Голышмановского района.

Все результаты были достигнуты в полном объеме. Единственно пришлось скорректировать материал, из которого был построен форпост, для лучшей его транспортировки по району. В будущем планируется добавить больше интерактивных конструкций, чтобы посетители могли ими оперировать (например, по типу колодца-журавля), сделать загон и поставить вырезанные из дерева фигурки домашних животных.

Проект оказался востребованным аудиторией:

Целевые аудитории / группы населения

Как НА НИХ повлияла деятельность по проекту или как ОНИ повлияли на проект

Что у них произошло или может произойти/измениться по результатам проекта?

Дети от 1 года до 6 лет

Имели возможность набрать воды из колодца-журавля, посидеть на крылечке и подняться по лестница на башни.

Визуально познакомились со старинными конструкциями и постройками острога

Школьники

Имели возможность участвовать в строительстве форпоста, а затем прослушать экскурсию, запустить интерактивные конструкции, сфотографироваться

Освоили первичные навыки строительного и экскурсионного бизнеса. Обогатили свои знания информацией по строительству сибирских линий и форпостов.

Родители

Имели возможность, прослушав экскурсию, объяснить своим детям назначение всех построек форпоста

Укрепление отношений между детьми и взрослыми.

Старожилы

Имели возможность консультировать по образу жизни переселенцев в Сибири, давать рекомендации по расположению элементов арт-объекта

Укрепление межпоколенных связей

Партнерские отношения выстроились хорошо, есть потенциал для сетевого взаимодействия:

Наименование организации партнера

Сфера деятельности партнера

Ресурсы партнера в проекте

Роль партнера в проекте

Администрация Усть-Ламенского сельского поселения

Управляющая

Людские и технические

Организация строительства

Арт-объекта

ИП Евлоев С.А. (владелец пилорамы)

Производственная

Финансовые и материальные

Строительство арт-объекта

газета «Голышмановский вестник», студия «ЛТР»; региональные – журнал «Достойная смена» (г. Ишим)

Информационная

Информационные

Реклама проекта

Дом культуры, сельская библиотека,

Культурно-развлекательная

Технические и материальные

Организация праздника по открытию арт-объекта

Отделение МАОУ «Голышмановская СОШ №2» «Усть-Ламенская СОШ»

Образовательная

Людские и материальные

Поисково-исследовательская работа по облику форпоста, строительство арт-объекта, организация конкурсов при открытии арт-объекта

Усть-Ламенская сельская Дума

Управляющая

Финансовые (грант Победителя в областном конкурсе представительных органов муниципальных образований)

Финансирование проекта

Совет ветеранов села

Общественная

Информационные

Консультирование по образу жизни переселенцев

Возникли незапланированные ранее результаты проекта: возможность использования арт-объекта не только как фото-зону, но и как интерактивно - образовательную площадку для проведения мероприятий.

К негативным факторам относятся трудности в финансировании и в поиске новых специалистов в строительном бизнесе. Произошли непредвиденные изменения в финансировании, вместо запрашиваемой суммы в 50 000 рублей была получена грантовая поддержка в 30 000 рублей. Инициативная группа на 50% развалилась. Пришлось изыскивать не только дополнительные финансовые средства, но и искать новую строительную бригаду (специалистов в строительном бизнесе).  Способы их преодоления: финансовая поддержка со стороны Сельской Думы, местных предпринимателей, организационная со стороны Администрации Усть-Ламенского сельского поселения, трудовая со стороны Усть-Ламенской СОШ. Несмотря на возникшие препятствия, Форпост 1003 был построен. Команда сработала хорошо.

Весь процесс продвижения проекта освещался в социальных сетях VK (15 раз), на сайте школы (10 раз), СМИ - «Голышмановский вестник» (2 раза), «Тюменские известия» (1 раз),  студия «ЛТР» (2 раза). Информационные партнёры присутствовали на сельском подворье Шарохинского фестиваля (30 июня) и заключительном празднике – торжественном открытии Форпоста 1003 к 320-летию села Усть-Ламенка (15 июля).

Данный проект имеет продолжение, планируется его обогатить интерактивными фигурами для проведения образовательных мероприятий (качели, загон, фигурки домашних животных, мельница).

Самое яркое событие – торжественное открытие форпоста и проведение ямских игр, деревенских потех. Прошло награждение людей, вложивших вклад в строительство Форпоста 1003.


Приложение  2

Отзывы:

Бойко Екатерина: Было сложно провести исследование по Сибирским линиям. Найти информацию, как выглядел Форпост 1003. А затем создать модель.

Бойко Людмила: Мы с сестрой научились моделировать из спичек. Сначала не получалось, но потом вышло красиво. Данная модель послужила образцом для строительства арт-объекта.

Евлоев Абдулла: Я вместе с отцом строил этот Форпост. Было интересно наблюдать, а затем и участвовать в создании крепости. Я многому научился. 

Кутырева Людмила: Красивый Форпост. И летние кузьминки кстати. Замечательный праздник. Организаторы потрудились на славу.

Ческидова Галина: В селе Усть-Ламенка появился ещё один исторический объект для изучения прошлого моей малой родины. Спасибо команде проекта за этот подарок к 320-летнему юбилею населённого пункта.

Ссылки: https://vk.com/video255364783_456239027 - Летние Кузьминки -2018;

 https://vk.com/video 20180715_132358 - Торжественное открытие Форпоста 1003;

 https://t-i.ru/photoreport/102 - Форпост на IV Шарохинском фестивале;

http://aromashevo.online/foto/935.html;

https://moi-portal.ru/novosti/511936-aleksandr-moor-posetil-molochno-tovarnyy-kompleks-i-sharokhinskiy-festival-v-golyshmanovskom-rayone/;

https://ok.ru/group/50731910103193;

http://golvestnik.ru/?p=15435 статья «Разговор с властью»;

https://vk.com/moiposelok - фильм 320 лет Усть-Ламенке