Для вас, родители!

Шкарупа Валентина Николаевна

Уважаемые родители, приветствую Вас на страничке, созданной специально для Вас!

Родитель, волнующийся за развитие своего ребенка - обязательно найдет здесь полезную информацию. Детство - это период человеческого развития, когда он учится понимать окружающий мир, тренирует необходимые навыки, усваивает культуру своего общества.  В течение детства происходит чрезвычайно интенсивное физическое и психическое развитие. Детство длится примерно одну десятую жизни человека, а из характера ребёнка можно понять, какой характер будет у него, когда он вырастет. Развитие и социализация ребенка протекают в определенной культурной среде, связанной с другими сторонами жизни общества. Семья - один из важнейших источников питания детского развития.

Существуют пять основных принципов влияния родителей на развитие ребенка:

 

   Родители являются основным источником жизненного опыта.

    

   Семья обеспечивает чувство безопасности ребенка во внешнем мире.

    Ребенок перенимает у родителей основы поведения в обществе.

   Родители влияют на поведение ребенка методами поощрения или наказания.

     Общение в семье является основным фактором влияющим на формирование   собственных взглядов, норм, установок и идей ребенка.

Любите своего ребенка, проявляйте терпение, уважение к его желаниям. Развивайтесь, стремитесь смотреть на проблемы с точки зрения психологии, для этого надо совсем немного - читать литературу о особенностях развития детей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл medlitelnye_deti.docx15.88 КБ
Файл rebenok-neposeda.docx15.69 КБ
Файл rebenok_i_kompter.docx19.64 КБ
Файл kakie_igrushki_neobhodimy_detyam.docx15.29 КБ

Предварительный просмотр:

Комплексный подход в оказании психолого-педагогической поддержки детям с недостаточным уровнем двигательной активности

Движение - естественная потребность организма  человека. Избыток или недостаток движения - причина многих заболеваний. При недостатке движения возникает болезнь, называемая гиподинамией. Таких детей часто называют «копуши». Они медленно одеваются, медленно едят, медленно  реагируют на просьбы и обращения взрослых. Более всего от своей медлительности  страдают сами копуши: взрослые на них раздражаются, ругают и наказывают, дети  не очень охотно принимают их в игры, да и сами они стараются остаться в  стороне. Самое главное — они испытывают трудности в обучении. Все это  накладывает отпечаток на их характер, очень часто такие дети становятся  необщительными, замыкаются в себе. Медлительные дети отличаются не только  медлительностью двигательных реакций — у них замедленно и протекание умственной деятельности: они должны собраться с мыслями, прежде чем ответят на вопрос или  выполнят задание. Недостаточная подвижность проявляется и в речи детей: они  «тянут» слова, делают ненужные паузы между ними. Ещё одна особенность медлительных детей — трудность переключения на новый вид деятельности. Такие  дети склонны к стереотипным действиям, поступкам по определенным шаблонам и правилам — например, предпочитают ходить одной и той же дорогой, играть в привычные игры, уклоняясь от новых. Причины медлительности детей лежат в своеобразии функционирования центральной нервной  системы и связаны с низкой подвижностью нервных процессов. Присущая каждому  ребенку скорость двигательных реакций и психической деятельности, то есть его  личный темп, определяется в основном врожденными особенностями типом, его нервной системы. В дошкольном возрасте, в период интенсивного роста и  развития детей, особенно важно обеспечить оптимальный режим двигательной  активности, способствующий своевременному развитию моторики, правильному  формированию важнейших органов и систем.  

Как помочь медлительным детям:

Спокойно разговаривать с ребенком, помнить, что ребенок «копается» не назло вам, просто он иначе не может (это свойство его нервной системы). Постарайтесь  общаться с ним без понуканий и упреков. Ровный тон и доброжелательное обращение  гораздо эффективнее, чем крик и наказания. 

Не проявляйте спешки и не нервничайте, делая что-либо вместе с ребенком. Спешка вызовет у него еще большее замедление реакции. Рассчитывайте время так, чтобы дать возможность ребенку собраться в том темпе, в котором он может. Например, спокойно, без раздражения ждите, когда ребенок встанет (медлительным детям требуется время, чтобы отойти от сна, им надо минут 5—10 просто полежать), умоется, позавтракает. Лучше разбудите его пораньше... Торопить и подгонять его не только бесполезно, но и вредно: он затормаживается еще больше, а так как торопят его постоянно, то появляется опасность невротизации. 

Дошкольники еще плохо воспринимают время как процесс. Научите ребенка следить за временем.  В этом вам помогут песочные часы, которые дают реальную зрительную картинку «убегающих» минут. Потренируйтесь собирать игрушки, есть, одеваться гака сыплется песок в часах. Это даст ребенку возможность самостоятельно оценить скорость своих действий. Похвалите ребенка, ест и он уложился во времени, не ругайте, если что-то пока не получилось. 

Дошкольники могут реагировать только не одно указание, данное ему за один раз. Не превращайте свои просьбы в длинный монолог, пожелание должно быть коротким и ясным, например: «Пойди возьми свою куртку, а затем я скажу, что делать дальше». 

Некоторым детям недостаточны указания на слух. Устанавливайте с ними зрительный и тактильный контакт. Подойдите к ребенку, ласково дотроньтесь до него, посмотрите ему в глаза, обращаясь с какой-нибудь просьбой. Такой способ обращения будет более действенным и эффективным. 

Избегайте ярлыков. Очень просто отнести ребенка к категории ленивых или с замедленной реакцией. Ярлык прилепляется и тогда, когда вы говорите: «Вечно ты копаешься!» или «Ты всегда опаздываешь». Такие штампы закрепляются. Обращайтесь с ребенком так, словно вы ожидаете от него, что он все сделает вовремя. 

Соблюдайте четкий режим дня. Медлительному ребенку легче приспособиться к определенному порядку всех  повседневных дел. Это вырабатывает у него жизненные стереотипы. Если ребенок в одно время ложится спать, встает, ест, гуляет, если каждая процедура осуществляется в определенном порядке, ему будет легче справиться со стоящими перед ним задачами. 

Обсуждайте с ребенком предстоящий день. Вместе с ним планируйте время подъема, сбора в детский сад, занятия на вечер, сколько все это у вас займет времени. 

Уделяйте время тренировке ребенка. Свойства силы и подвижности в значительной степени тренируются под влиянием условий жизни, и можно говорить, что происходит своего рода «естественная» тренировка. Однако нельзя полагаться на то, что вот ребенок подрастет и все выправится само собой. Необходимо целенаправленное развитие подвижности нервной системы — ежедневные 10—15-минутные занятия. Систематические занятия способствуют повышению скорости работы. Тренировка легче всего проходит в игровой форме. Наиболее успешна такая тренировка в возрасте от 4 до 6 лет. В это время нужно уделить как можно больше внимания работе с медлительными детьми. Полезны упражнения для больших мышечных групп и для мелких мышц (руки), игры со сменой темпа движений (резкими переходами от медленного темпа движений к быстрому и обратно). Например, можно просить ребенка хлопать в ладоши, сгибать и разгибать пальцы рук с разной скоростью вслед за взрослым, ходить с разной скоростью (ходьба — бег — медленная ходьба). Смена темпа происходит по словесному сигналу взрослого или при смене темпа музыкального сопровождения. 

Любое задание на быстрое или ограниченное во времени выполнение какого-то действия надо давать на позитивном эмоциональном фоне. Хорошее настроение у детей легче всего создается в игре, поэтому желательно вносить элементы игры в те ситуации, где требуется ускорение реакций медлительного ребенка (превратитесь в машинку, которая имеет несколько скоростей; поиграйте в спортсменов, которые соревнуются за победу и т.д.). 

Приучите себя (и ребенка) к мысли: оттого, что он медлительный, он не хороший и не плохой, он просто такой, как есть. И ему нужно помочь именно с этими его качествами ориентироваться и в детском саду, и школе, и в жизни. 

Помните, что общение и воспитание медлительных детей требует от родителей большого терпения, чувства юмора и фантазии.

 



Предварительный просмотр:

Советы родителям непоседы


Движение - естественная потребность организма человека. Избыток или недостаток движения - причина многих заболеваний. Что делать, если мы наблюдаем двигательное излишество? Такого ребёнка мы часто называем «непоседой» или гиперактивным. Гиперактивным сейчас готовы назвать почти любого ребенка, который просто активен, не запуган, обладает живыми эмоциями, детской непосредственностью, любит подвигаться, и не стесняется выражать себя. Важно отличать гиперактивных детей от просто активных, легко возбудимых, демонстративных, эмоциональных. Это может сделать только специалист (психоневролог или психолог). Поведение гиперактивных детей характеризуется излишней подвижностью, импульсивностью, высокой эмоциональностью, суетливостью. Такой ребенок неуправляем, не реагирует на запреты и ограничения взрослых, в любых ситуациях ведет себя одинаково активно: крутится, бегает, шумит (дома, в магазине, детском саду, на улице). Быстро и много говорит, перебивает взрослых, задает много вопросов, но редко выслушивает ответы. Ему трудно сосредоточить внимание на чем-то одном, он, как правило, не доводит начатое дело или игру до конца. Такие дети обычно моторно неловки, и у них все ломается, падает из рук. Они могут нечаянно наскочить на кого-то, ненамеренно толкнуть, упасть, пораниться. Часто провоцирует конфликты между детьми, не контролирует свою агрессию - толкается, дерется и т.п.  

Взрослым важно знать, что: 

 У ребенка нет цели, доставить всем неприятности или кого-то разозлить. Просто он плохо управляет собственным поведением и эмоциями. Процессы возбуждения в его нервной системе превалируют над процессами торможения. 

Необходимо оберегать ребенка от переутомления, от избыточного количества впечатлений (не посещать с ним многолюдные места, ограничивать просмотр телевизора и т.п.)  

Бесполезно сдерживать естественную потребность ребенка поиграть, побегать, пошуметь. Не запрещайте активные действия в категоричной форме, не кричите на ребенка — от громкого голоса возбуждение только усиливается. Лучше направить его неуемную энергию в конструктивное русло, переключить его на другое занятие, по возможности предложить ему активно подвигаться: пусть он что-нибудь принесет, поможет вам помыть посуду, полить цветы.  

Чтобы успокоить ребенка, возьмите его за руку, погладьте по голове, обнимите. Хвалите его за каждое проявление сдержанности, в каждом случае, когда ему удалось довести начатое дело до конца. Не настаивайте на том, чтобы ребенок во что бы то ни стало извинился, если он «плохо» себя вел.  

Основная задача в воспитании такого ребенка — не научить его сдерживать свои порывы и импульсы, а научить его управлять собой. Поэтому полезны любые игры, позволяющие чередовать возбуждение и торможение, активность и расслабление.  

Для таких детей очень полезны активные движения на свежем воздухе, занятия с водой, песком и любым другим мелким материалом. Управляя своей мелкой моторикой, ребенок учится управлять собой.  

Для ребенка важен режим, но стоит с пониманием относиться к тому факту, что ему будет иногда трудно переключить свою активность, поэтому режимные моменты должны существовать, но не должны быть очень жесткими.  

Воздерживайтесь от осуждающих и критических замечаний в адрес такого ребенка, поскольку это почти наверняка снизит его и без того невысокую самооценку и повысит тревожность, что усилит гиперактивные симптомы. Ребенок не виноват В ТОМ, что он такой, поэтому ругать и наказывать его бесполезно.  

 Важно помнить, что саморегуляция — это то, что будет даваться вашему ребенку с особым трудом. Но ей будет трудно научиться, если она будет замещена вашей регуляцией. Поэтому неполезно все время контролировать или одергивать ребенка, стоит это делать только в тех случаях, когда он точно не может сделать это сам.  

Ребенку важно самореализовываться. При всей кажущейся непоследовательности его действий он хочет быть полезным, хорошим, любимым. Ему важно давать какие-то мелкие задания и поручения и благодарить за них, даже если они не выполнены идеально.  

 Следует избегать крайностей в воспитании — проявления чрезмерной мягкости и вседозволенности и излишней строгости и неоправданных наказаний. Четко объясняйте правила поведения в различных ситуациях и последовательно требуйте их выполнения.  

 Воспитывать ребенка - «непоседу» — огромная психологическая нагрузка для отдельно взятого родителя и для всей семьи, поэтому по мере возможности важно расширять круг знакомых и помощников, способных помогать ребенку в его деятельности и развитии.



Предварительный просмотр:

Влияние компьютера на ребенка

 

Сейчас, мы очень хорошо наблюдаем стремительную тенденцию развития технологий - компьютеры, мобильные и портативные устройства, игровые технологии и даже роботы. Многие могут назвать это положительным фактором развития человечества, но рано или поздно каждый становится перед фактом, что это не так уж хорошо. Особенно хорошо это отражается на наших детях. В свободную минутку задайте себе вопрос и поразмышляйте над ним: "Куда и к чему стремится человечество? И к чему хорошему это приведет?".

Развитые технологии всегда приукрашают и преподносят людям с лучшей и красивой стороны, никто и никогда не говорит о возможном вреде и последствиях. Но, как показывает опыт, направление и тенденция развития человечества идет не в правильном направлении. В итоге, люди пожинают свои плоды и сами расхлебывают. Разница только в том, что одни на этом зарабатывают хорошие деньги, а другие, в лице миллионов людей, страдают, портят здоровье и гробят свою жизнь не осознавая этого. Далеко ходить не нужно, например, посмотрите на развитие компьютерных технологий и посмотрите, куда это все привело. Игры разрушают нервную систему человека, чаты заменяют реальное общение и знакомство с людьми, порносайты развивают комплексы неполноценности и неуверенности в себе. От компьютеров дети становятся менее подвижными, менее общительными, а в частых случаях становятся закрытыми в себе. У таких детей замедляется темп развития мозга, восприятие к реальному миру в корень меняется, что в дальнейшем может разрушить всю их жизнь. С таким человеком будет не о чем пообщаться, кроме игр. К этому всему нужно еще не забывать про алкоголь и сигареты. Тенденция развития онлайн игр ошеломляет. Сейчас миллионы людей играют в онлайн игры, и это только начало развития онлайн игр. По ожиданиям и статистике разработчиков онлайн игр, через пару лет эти цифры преумножатся в десятки раз. Перечислять все недостатки и негативное влияние на детей можно очень долго и займет целую книгу.

Конечно же, и мировая медицина столкнулась с неизвестным до сих пор для нее явлением - болезнями, зависимостями, увлечениями, порожденными компьютерными играми. Появился даже новый термин "компьютерозависимость". Дети готовы просиживать, не отходя от компьютера, часами и даже несколько суток. В европейских странах, где статистика ведется тщательнее, зафиксированы случаи, когда молодые люди умирали перед компьютерами: сначала в них изменялось сознание, потом нарушались физиологичные процессы, отключался мозг, они теряли сознание, а пальцы в предсмертной агонии продолжали стучать по клавишам. 

Психиатры уже дали название этому явлению - "компьютерная зависимость (истерия)". Если такие случаи пока еще редкость, то переход жизни подростков из реального мира в компьютерный становится все более распространенным явлением. Дети прогуливают школу, становятся замкнутыми, не общаются с ровесниками. Если компьютера нет дома, они круглыми сутками проводят время в компьютерных клубах. Если родители не отпускают их, они убегают из дома, вылезая через окно или балкон. Если не дают денег, выносят и продают из дома вещи, чтобы оплатить эти игры. Лечить компьютерозависимых так же тяжело, как наркозависимых. Потому что им комфортно в виртуальном мире, и они не хотят оттуда выходить. В игре легко почувствовать себя героем, который побеждает других, заработать миллион долларов, приобрести дорогую машину. В реальной жизни нужно прилагать усилия, чтобы выучить уроки, научиться зарабатывать деньги, создать семью, в виртуальном - стоит нажимать клавиши, и картинки с экрана постепенно будут заполонять сознание. От многочасового просиживания перед компьютером страдает не только психика, но и физическое здоровье. Результаты обследований детей, которые ежедневно проводят по несколько часов за компьютером, показали, что у них сниженный иммунитет, нарушено кровоснабжение головного мозга, со сбоями работает сердечно-сосудистая, эндокринная, мочевая системы. Ведь человеческий организм от природы приспособлен к подвижному образу жизни, неподвижная поза возле компьютера является для него вредной. А ведь у детей это возраст когда тело и разум формирует и развивается. Обычно не проходит бесследно и эмоциональное напряжение, которое обязательно возникает во время игры. Повышенное артериальное давление, нарушение сердечного ритма и даже инфаркты и инсульты у подростков - еще одного негативного последствия компьютеризации. 

Сегодня практически каждый компьютер подсоединен к сети Интернет. Шестая часть света пользуется ею, а через два года, по прогнозам аналитиков, это будет делать каждый третий житель планеты. 

С одной стороны - это благо цивилизации. Однако так же, как все другие блага цивилизации являются обратной негативной стороной (автомобили повлекли высокую загазованность в городах, электрификация привела к высыханию рек и тому подобное), компьютеризацией и интернетизация населением посодействовали расцвету страшных и уродливых явлений человеческого общества. Каждый ребенок семилетнего возраста хотя бы раз побывал на порнографическом сайте. 38 % подростков в возрасте от 12 до 17 лет - занимаются этим постоянно. Отсюда - увеличение случаев изнасилования среди детей. Насмотревшись картинок секса, ребята воплощают их в жизнь, насилуя одноклассниц, соседок. Очень часто дети становятся участниками порнофильмов в Интернете. Они отзываются по приглашению послать электронной почтой свою фотографию, не подозревая, что она будет смонтирована с другой, и в непристойном виде будет показываться на порносайтах. 

Более того, через Интернет дети становятся жертвами насилия. Сегодня стало очень популярно искать через Интернет друзей и общаться с ними. Обычно спустя некоторое время заочной дружбы поступает предложение о непосредственной встрече. Идя на нее, подростки даже не могут допустить, что увидят не своего ровесника, а взрослого 40-50-летнего мужчину, который в электронных посланиях лишь выдавал себя за 10-14-летнего ребенка. Таким образом, преступная мафия находит актеров для порнографических фильмов. Очень часто детей, которые пошли на такую встречу, больше никто никогда не видит живыми. Они появляются в порнофильмах, часто жестоких, которых после издевательств их убивают прямо перед камерой. 

Какой выход? Можно ли уберечь детей? 

Вот несколько советов, как это можно сделать

1. Больше общайтесь с ребенком. Статистика свидетельствует, что в большинстве компьютероманами становятся дети, у которых общение с родителями сводится к 15-20 минутам в день. 

2. Войдите в доверие ребенка, так что бы он не боялся и рассказывал вам, в какие игры играет и какие больше всего любит. Тогда вы сможете плавно рассказывать ему о негативном влиянии таких игр, и например, заинтриговать его какой-то другой интересной игрой, необязательно компьютерной, которая будет менее опасна для него. Ведь существуют много разных интересных не компьютерных игр. Например, мне в детстве очень нравилось строить замки из огромного специального конструктора. В нем было очень много разных деталей (стены, башни, лестницы, ворота, домики, человечки и т.д.), с помощью которых, можно было построить все что угодно - насколько хватит фантазии. 

3. Больше уделяйте внимания ребенку, играйте в игры вместе с ним. И так, постепенно заменяйте компьютерные игры настольными играми. Главное побольше общения, внимания. Возможно, ребенок внезапно сам увлечется спортом или запишется в какой-то творческий кружок, когда влияние компьютера и затуманивание разума ослабнет.

Сейчас, да и раньше всегда было очень много интересных и развивающих настольных игр - например, экономические настольные игры, в которых можно покупать недвижимость, машины, акции, получать приятные сюрпризы. Дети очень любят такие игры, так как в них, как и в компьютерных играх, можно зарабатывать деньги и покупать на них все, что захочется (в рамках игры). Такие игры очень интересные и развивающие, особенно экономические. Ребенок начинает понимать настоящую цену денег, основы экономики, термины, например, что такое актив, пассив, дебет, кредит и т.д. Единственно что, от вас требуется так это играть и принимать участие в играх с вашим ребенком. Ведь в настольные игры не поиграешь один! Это одна из причин, почему дети больше играют в компьютерные игры, ведь там есть с кем играть - с искусственным интеллектом. Родители стали мало уделять времени для своего ребенка и играть с ним, многие сами становятся причиной тому, что ребенок начинает играть в компьютерные игры - покупают ему компьютер и тот молча сидит и играет, одним словом никому не мешает. Родители начали меньше играть с детьми в настольные игры, в солдатиков, в машинки, в куклы и т.д., да во что угодно, кроме компьютерных игр. Причина для всех одна и та же - стремление зарабатывать все больше и больше. Переключитесь с себя на ребенка. 

4. Станьте лучшим другом для своего ребенка. Время от времени (чем чаще, тем лучше) интересуйтесь его делами, самочувствием, интересами, происходящем в сегодняшнем дне и т.д. Если ребенок вам ничего не рассказывает, то вы ничего не добьетесь положительного. Крики, злость, наказания - не помогут, а только навредят. Лучший выход из этой ситуации - стать другом своему ребенку. Как это сделать думаю Вам известно и понятно. На время, станьте для него не родителями, а друзьями. Не кричите, и не ругайте своего ребенка, и ни в коем случае не вините его ни в чем. Когда у вас получиться стать друзьями с вашим ребенком, то он будет вам все рассказывать, начиная с того, как начался день, что делал на протяжении дня, с кем общался и т.д. 

5. Разнообразьте жизнь ребенка. Многие дети могут быть не заинтересованными в компьютерных играх, а могут проводить сутками, ночами в чатах и заниматься виртуальным общением и знакомствами. В таком случае ребенку явно не хватает живого общения, то ли от своих родителей, то ли нет своих реальных друзей. С вашим общением с ребенком все понятно, а вот как быть с друзьями-ровесниками. Запишите своего ребенка на какой-то интересный кружок. Это может быть как спортивная секция - футбол, баскетбол, теннис, волейбол, плавание и т.д. Или же что-то творческое для души - пение, танцы, игра на музыкальных инструментах и т.д. Главное выбирайте кружок не тот, что вам нравиться и вам по душе, а тот, который ребенок сам выберет. Дайте ребенку свободу выбора и не навязывайте, а только предложите ему и предоставьте право выбора.



Предварительный просмотр:

«Какие игрушки необходимы детям»

Подготовила: Шкарупа Валентина Николаевна, педагог-психолог МКДОУ д/с «Ёлочка»  с. Покосное, высшая квалификационная категория.

Развитие богатого эмоционального мира ребёнка немыслимо без игрушек. Именно они позволяют ребёнку выразить свои чувства, исследовать окружающий мир, учат общаться и познавать себя. Вспомните свои любимые игрушки! Это не обязательно дорогие и шикарные куклы и машинки. У когото это невзрачный мишка, переданный по наследству мамой, малюсенький пупсик с огромным количеством немыслимых нарядов из тюля и т.д. Выбор игрушек для ребенка – очень важное и серьезное дело. Только сам ребенок способен выбрать из огромного количества игрушек именно то, что ему необходимо. Этот выбор внутренне обусловлен теми же эмоциональными побудителями, что и выбор взрослыми друзей и любимых. У каждого ребенка должна быть такая игрушка, которой он может пожаловаться, которую поругает и накажет, пожалеет и утешит. Именно она поможет преодолеть ему страх одиночества, когда родители куда-то уйдут, страх темноты, когда выключается свет и надо уснуть, но не в одиночестве, а с подружкой-игрушкой. На них иногда злятся, их наказывают и даже ломают, забрасывая в дальний угол, но их вспоминают в минуты детского горя, достают из угла, чинят, дорисовывают стершиеся глаза и губы, шьют новые наряды, пришивают уши и хвосты. Трудно представить, что подобное отношение ребенок может испытать к роботу–трансформеру, игрушке «Денди», взмывающему ввысь самолету, ревущей машине. В «подружки» маленькие мальчики и девочки скорее выберут Барби, Мишку, котенка, зайчонка, то есть существо, близкое ему и понятное. Поэтому, узнав о заветной мечте ребенка иметь ту или иную игрушку, подумайте сначала, нужна ли она ему.

Несомненно, у ребенка должен быть определенный набор игрушек, способствующих развитию его чувственного восприятия, мышления, кругозора, позволяющих ему проигрывать реальные и сказочные ситуации, подражать взрослым.

Игрушки из реальной жизни. Кукольное семейство (может быть и семья зверюшек), кукольный домик мебель, посуда, машины, лодка, касса, весы, медицинские и парикмахерские принадлежности, часы, стиральные машины, плиты, телевизоры, мелки и доска, счеты, музыкальные инструменты, железные дороги, телефон, и т.д.

Игрушки помогающие «выплеснуть» агрессию. Солдатики, ружья, мячи, надувные груши, подушки, резиновые игрушки, скакалки, кегли, атак же дротики для метания и т.д.

Игрушки для развития творческой фантазии и самовыражения. Кубики, матрешки, пирамидки, конструкторы, азбуки, настольные игры, разрезные картинки или открытки, краски и пластилин, мозаика, наборы для рукоделия, нитки, кусочки ткани, бумага для аппликаций, клей и т.д.

При покупке игрушек пользуйтесь простым правилом игрушки следует выбирать, а не собирать! Игрушки, какими их представляют себе взрослые, с точки зрения ребенка никуда не годятся. Великолепные автоматические и полуавтоматические полностью собранные игрушки не могут удовлетворить творческие и эмоциональные потребности ребенка. Ребенку нужны такие игрушки, на которых можно отрабатывать, отшлифовывать основные необходимые свойства характера. Для этого автоматические игрушки совершенно не пригодны.

Для 2-летних детей очень хороши большие разноцветный мяч, который не закатывается под мебель, 7-8 составные пирамидки, мягкие, пушистые игрушки, которые дети уже не тянут в рот, а вот засыпают с ними очень хорошо. Большая пластмассовая машина или коробка уже с этого возраста будет приучать ребенка к аккуратности, самостоятельности, и т.к. в них должны складываться после игры кубики, мячи, резиновые и мягкие игрушки. Хорошо, если уже в этом возрасте у малыша будет свое игровое место в квартире, а у игрушек тоже свой домик.

К трем годам набор игрушек расширяется. К ярким, разноцветным, с четкой формой игрушкам прибавляются простейшие конструкторы, которые малыши собирают, вместе со взрослыми, всегда при этом испытывая удовольствие и восторг от того, что из странных кусочков может получиться замечательная, понятная ребенку фигура-игрушка. На этом возрастном этапе ребенок начинает активно включаться в мир реальных жизненных ситуаций, узнает, что люди заняты в жизни работой и имеют разные профессии, сталкиваются с проблемами и находят выход из конфликтов. Поэтому чаще всего ребенок выбирает сюжеты для ролевых игр из той жизни, которая его окружает. Дети играют в «дочки-матери», «в папу и маму», в «магазин», в «доктора», «детский сад» и т.п. Игрушки в этом возрасте увеличиваются в размерах (большая кукла, большой медведь и т.д.). Правильной будет покупка парикмахерских наборов, чайных и столовых сервизов, принадлежностей доктора Айболита, мебели и других предметов, отображающих различные стороны реальности. Стремление ребенка жить общей со взрослыми жизнью свидетельствует о новом этапе в развитии эмоций и социальной адаптации. Основные требования – «бытовые игрушки» должны быть похожи на «оригинал» и быть достаточно прочными. И еще один совет. Не водите ребенка слишком часто в магазин игрушек с множеством соблазнительных, но очень дорогих игрушек. Сколько слез и страданий малышей видели сидящие на прилавках новомодные куклы, машины и звери! Эти переживания, когда ребёнок не может получить то, что очень хочется, ему совсем не нужны. Только, когда вы сами готовы подарить ребенку радость, ведите его в магазин и делайте ему праздник.

Есть поговорка «Нельзя всю жизнь в игрушки играть». Это правда, но согласитесь, взрослые, как иногда приятно получить смешной сувенир от приятного человека! Дарите своим детям радость не только в дни рождения и в Новый год, но и просто так, от хорошего настроения.