Система оценивания образовательных достижений

Цыпылова Ольга Валерьевна

Система оценивания образовательных достижений учащихся

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sistema_otsenivaniya.docx22.18 КБ

Предварительный просмотр:

План работы по выявлению, развитию и оценке способностей учащихся   по английскому языку
Цели работы:

1. Выявление, развитие и оценка способностей учащихся по английскому языку с помощью изученных и подобранных методик;

2 Формирование системы работы с одаренными и высокомотивированными детьми через создание условий для выявления, поддержки и развития одарённых детей;

3. Повышение уровня сформированности иноязычной коммуникативной компетентности одаренных учащихся:

4. Развитие навыков коммуникативной и социальной компетентности учащихся использовать иностранный язык как инструмент познания; приобщения и адаптации к новому социальному опыту, как средство эффективного решения коммуникативных задач в сферах личных, профессиональных и социальных интересов.

                                                              Задачи:

          1. Изучить и проанализировать педагогическую, психологическую и методическую литературу, методику по диагностике;
2.  Определить уровень творческой активности учащихся и их лингвистические способности с помощью изученных методик;
3. Выявить наиболее рациональные и эффективные приемы и методы обучения английскому языку, способствующие развитию способностей;
4. Проводить  различные внеурочные конкурсы, интеллектуальные игры, олимпиады, позволяющие учащимся проявить свои возможности;
5. Использовать на уроках и внеклассных мероприятиях современные образовательные технологии;
6. Вовлечь учащихся в процесс самообразования и саморазвития;
                                                    Формы работы:

  •  проведение диагностики языковых и творческих способностей учащихся по АЯ;
  •  проведение контрольной работы по всем видам речевой деятельности: аудированию, чтению, говорению, письму;
  •  планирование деятельности по совершенствованию и развитию коммуникативных, языковых и учебно – познавательных и творческих способностей учащихся;
  •  беседы и дискуссии;
  •  анкетирование;
  •  игры (подвижные, обучающие, познавательные, коммуникативные, логические, ролевые, дидактические, лингвистические);
  •  викторины, инсценировки;
  •  тестирование;
  •  просмотр и обсуждение видеофильмов;
  •  чтение и перевод;
  •  индивидуальная, парная, групповая работа, самостоятельная работа;
  •  сбор и анализ информации;
  •  консультации;
  •  проведение предметных недель;
  •  участие в олимпиадах, конкурсах, конференциях различного уровня.

                                   Ожидаемые результаты:

- формирование и развитие у учащихся способности ставить перед собой задачи, намечать пути их достижения, т.е. выполнять коммуникативные задания различного уровня сложности;

- формирование у учащихся способности планировать и анализировать свою деятельность;

-  создание условий для сохранения и приумножения интеллектуального и творческого потенциала учащихся;

-  созданию условий для укрепления здоровья одарённых детей;

-  повышению качества образования и воспитания школьников;

-  создание благоприятных условий для развития одаренности на всех ступенях обучения;

-  сформированное чувство осознанного изучения иностранного языка.

                                              Формы контроля
1. Тест.
2. Викторина.
3. Презентация.
4. Устное или письменное сообщение.
5. Ролевая игра.
6. Проект.
Показатели, по которым отслеживается эффективность деятельности:
1. Повышение качества образования и воспитания школьников.
2. Создание условий для сохранения и приумножения интеллектуального и творческого потенциала учащихся;
3. Качественная организация проектной и исследовательской деятельности учащихся.
4. Повышение показателей успешности участия детей в конкурсах, фестивалях, смотрах, соревнованиях, научно-практических конференциях

Мониторинг и система оценки

     Я считаю, что успешность в педагогическом труде возможна только при систематическом мониторинге. Оценка - фактор, стимулирующий обучающихся к саморазвитию и самосовершенствованию. Главным качеством оценивания являются прозрачность и понятность для ученика.

      Одной из своих главных задач я считаю планирование и осуществление контроля за качеством знаний, умений, навыков и компетентностей, разработка его содержания, форм и методов его проведения, анализ результата контроля.

      В своей работе я использую готовые дидактические материалы, предлагаемые в учебно-методическом комплекте, часть материалов разрабатываю сама по уровню сложности в соответствии с существующими требованиями и оценки знаний. Мною учитываются возрастные особенности обучающихся, уровень его развития и образовательных достижений, проводится диагностика мотивации, диагностика уровня воспитанности. Ученикам с повышенной мотивацией к изучению предмета стараюсь давать индивидуальные задания углубленного уровня.

         Считаю, что определяющую роль в формировании учебной мотивации играет оценка результатов работы ученика. При оценивании для меня важным является тот факт, насколько ученик ответственно и самостоятельно подошел к решению определенных задач. Проводя анализ достижений ребенка, не сравниваю его с результаты с результатами других ребят, а относительно итогов работы ученика над самим собой «вчера» и «сегодня». Такая установка позволяет подтолкнуть учащихся к их личностному росту.

      В своей работе я использую такие приемы и методы для вовлечения учащихся в процесс оценивания как критериальные модели оценивания, взаимооценивание, рефлексию. Если говорить о критериальных моделях, то использую их давно, особенно в работе с проектами. Критерии оценивания заранее сообщаются учащимся, обсуждаются и корректируются при необходимости. В процессе работы учащиеся пытаются оценить качество своего проекта, сверяясь с критериями и получая комментарии от учителя. Ученик видит, где он достиг нужного результата и корректирует свою деятельность. Конечно, учащиеся не всегда объективны, поэтому отметки учителя и учеников могут отличаться. Критерии оценивания использую также при групповой работе. Учащиеся оценивают друг друга при выполнении задания по весу участия каждого в групповой работе.  В конце урока я (при наличии времени) провожу опрос (рефлексия): Чему вы научились на уроке? Что было трудно? Что было легко? Что было интересно? Что понравилось? Что не понравилось? Иногда прошу учащихся оценить свою работу на уроке устно или письменно по вопросам: Работой на уроке доволен/не доволен. Урок был интересный / скучный. Домашнее задание было легким / трудным. Такая самооценка деятельности учащихся помогает им проанализировать свое участие в уроке и сделать для себя определенные выводы.

     При оценке  проектов в средних и старших классах пользуюсь следующими критериями оценивания:

  1. Содержание работы раскрыто полностью
  2. Умение находить информацию в различных источниках
  3. Отсутствие языковых ошибок
  4. Логичность изложения
  5. Все материалы созданы с соблюдением авторских прав
  6. Эстетичность дизайна

       Наблюдение учащихся может проводиться по следующим параметрам: отношение к деятельности на уроке, интенсивность усилий по выполнению поставленных задач, активность, умение ставить цели, планировать работу, способы организации работы и т.д. По результатам наблюдений и после определенной фиксации (на каждый урок могут предполагаться разные параметры для наблюдений, которые фиксируются, например при помощи «+» или «-») учитель может давать оценку, т.е. словесную характеристику результатов действий.
    Еще один способ контроля – это 
самооценка. Может ли ученик адекватно оценивать свои результаты? Для развития самоконтроля и адекватной самооценки существует ряд техник.
На уроках английского языка можно применять следующие способы для формирования данного умения:
1. Очень хороший способ - ведение дневников успешности. Каждую неделю учащиеся записывают, что ими усвоено успешно и какие есть проблемы и делают записи по преодолению проблем.
2. Учитель индивидуально обсуждает с учащимися зону ближайшего развития, саморазвития, способы достижения прогресса.
3. При проверке письменных работ можно не исправлять ошибки, а использовать коррекционные коды, чтобы дать возможность учащимся самим исправить ошибки.
4. Для включения учащихся в действие взаимоконтроля и взаимооценки при индивидуальных ответах все учащиеся делают краткие записи по определённой схеме, включающей критерии оценивания определённого вида деятельности, и дают словесную характеристику ответу. Этот способ помогает научиться адекватно воспринимать конструктивную критику и корректно высказывать замечания.
5. Очень хороший способ – записать речь учащегося, а потом дать ему возможность при прослушивании найти свои ошибки.
6. При выполнении письменных творческих работ в классе на этапе редактирования можно выполнять эту работу в парах или группах либо обменяться текстами и отредактировать чужую работу.
7. В качестве одного из способов развития самооценки учащиеся размещают себя на «лестнице успеха», оценив свои знания и умения, а затем одноклассники размещают друг друга на той же лестнице, т. к. оценка проводится не только личностью самой себя, но и окружающими людьми. 

       Одним из способов фиксации таких достижений является портфолио – сборник работ и результатов, которые показывают усилия, прогресс, и достижения ученика.
Применительно к английскому языку таким своеобразным портфолио может служить языковой портфель, который представляет собой пакет материалов, отражающий тот или иной опыт и результаты учебной и внеучебной деятельности учащихся по овладению иностранным языком. Он дает учителю и ученикам возможность накапливать результаты деятельности и совместно анализировать и оценивать объем работы и спектр достижений учащихся, исходя из результатов сформированности языковой, речевой компетенций.