6.Методическая копилка

Николаева Елена Владимировна

Интересные конспекты и наработки мои и более опытных педагогов с простора интернета, которые хочу использовать в своей работе

1. Беседа " Скоро праздник Новый год" ( средняя группа)

2. Деловая игра для родителей " Формирование кгн у детей 5-6 лет"

3. Конспект " Я человек" ( старшая группа)

4. Конспект по рисованию " Дом в котором я живу" ( старшая группа)

5. Квест-игра " День добрых дел" ( средняя группа)

6. НОД " Традиционная русская кухня" ( старшая группа)

7. Сборник рассказов " Зимняя жизнь птиц" ( старшая группа)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Беседа на тему: " Скоро праздник Новый год "(средняя группа)

Цель:

- Создание положительного эмоционального фона, радости, ожидание праздника.

- выяснить, почему детям нравится этот праздник, какие подарки они бы хотели получить от Деда Мороза - развивать связанную речь, учить слушать других, не перебивая.

Загадка о Новом годе

Елочка с игрушками,

Клоуны с хлопушками.

Веселится весь народ!

Что за праздник? (Новый год)

Чтение стиха про Новый год

        Новый год
Новый год! Новый год!
Много счастья принесёт:
Взрослым – всяких радостей,
Детям – разных сладостей.
Получить ужасно рады
Ёлки – новые наряды,
Дворики – снеговиков,
Лёд – весёлый скрип коньков,
Небо – праздничный салют,
Дед Мороз – медаль за труд!

Ход беседы

Здравствуйте! Посмотрите, как у нас в группе стало красиво. Снежинки, цветная мишура.

Приближается праздник. Какой? (Новый год)

Дети, а вы как думаете, для чего украшают комнаты к празднику?
(Чтобы было красиво, сказочно, нарядно, празднично, радостно, весело)

Ответы детей

Нам чего-то не хватает в нашей группе? Посмотрите внимательно?

Ответы детей

Кто из вас уже украсил дома елку?

Какие игрушки повесили на елку?

Чем еще украсили елочку?

Ответы детей

Посмотрите, к нам в гости пришла елочка, но она почему, то грустная. Что нужно нам сделать, чтоб ее развеселить?

(украсить, спеть песенку)

Давайте мы все вместе украсить елочку.

Украшение елочки

Вот какая  пушистая, красивая, нарядная, у нас с вами получилась елочка. Давайте для нее расскажем стихи, которые вы разучили.

         Елочка

Мама ёлку украшала,
Катя маме помогала;
Подавала ей игрушки:
Звёзды, шарики, хлопушки.
А потом гостей позвали
И у ёлочки сплясали.

            Елка

Наша елка велика,

Наша елка высока.

Выше папы, выше мамы –

Достает до потолка.

  Как блестит ее наряд,

Как фонарики горят,

Наша елка с Новым годом

Поздравляет всех ребят.

 

Будем весело плясать,

Будем песни распевать,

Чтобы елка захотела

В гости к нам прийти опять!

          Новый год

С неба падает снежок
Белый, серебристый.
Дед Мороз берет мешок,
В сани он садится.

У него полно хлопот,
Он спешит с подарком.
Чтобы праздник Новый год
Стал волшебным, ярким!

Чудо из чудес!

Вдруг на ёлку прилетела
Стая снегирей,
Ёлка сразу заалела
От живых огней.

На её мохнатых ветках, 
Вместо мишуры, 
Инея сребрится сетка, 
Снежные шары.

А венец - Звезда сияет,
Чудо из чудес!
Рождество, друзья, встречает 
Первозданный лес. 

Давайте рассмотрим  с вами новогодние иллюстрации.

Вопросы по картинкам

(Ответы детей)

Новогодние картинки для детей

Новогодние картинки для детей

Симпатичные  новогодние картинки фото 21

Нарисуем для Дедушки Мороза красивые елочки , и на празднике ему подарим.

Творчество детей «Елочки красавицы»

Молодцы ребята, сегодня хорошо постарались, такую красивую елку мы с вами нарядили. И Дедушка Мороз будет очень рад вашим подаркам.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 26 муниципального образования

Тимашевский район

ст. Медведовская

Конспект деловой игры

в старшей группе

«Воспитание культурно – гигиенических в семье»

                                                                                                           Воспитатель:

                                                                                                        Долгачева  Л.В.

                                                                                                           01.12.2017.

Деловая игра «Формирование культурно-гигиенических навыков в семье».

Цель: объединение   усилий   родителей  и педагогов   в  вопросе     по формированию у  детей культурно-гигиенических навыков.

Ход.

Воспитатель. Добрый  вечер,  уважаемые  родители!  Нам  приятно  отметить,  что  вы откликнулись на нашу просьбу и пришли на нашу встречу. Мы рады вас видеть! Сейчас мы посетим с вами сказочный город. Жители этого сказочного города отличаются тем, что, гуляя по городу, здороваются друг с другом разными частями тела.

Давайте и мы с вами попробуем быть жителями этого города. Звучит музыка, а мы с вами свободно гуляем по его «улицам». При хлопке в ладоши вы должны поздороваться друг с другом согласно произнесенному слову.

(Звучит музыка В.Шаинского «Улыбка», родители свободно гуляют по залу, на сигнал «хлопок в ладоши» они здороваются:-глазами-руками-плечами-лбами-спинками.)

Вот  вы  и  поздоровались  друг  с  другом,  и  от  этого  у  всех  поднялось настроение, стало радостно на душе. Мы всегда должны помнить, что к другим людям надо относиться сердечно и внимательно, чтобы это доброе отношение вернулось назад к нам. Но  прежде  чем  начать  нашу  встречу  давайте  определимся  с  темой.  Я предлагаю поиграть в игру «Ассоциация».

Игра «Ассоциация». Правила игры: «Передавая мяч по кругу, вы должны назвать слова, которые у вас ассоциируются с выражением - культурно-гигиенические навыки? (Ответы родителей.)

И так, я думаю, что вы уже догадались, что разговор пойдёт о простых вещах, с которыми мы сталкиваемся ежедневно, но не всегда придаём им должного значения,  формированию культурно-гигиенических навыков нашим детям.

Основные задачи формирования культурно-гигиенических навыков у детей:

Сформировать умение овладеть культурно-гигиеническими навыками.

Побуждать детей к самостоятельности.

Воспитывать у детей привычку следить за своим внешним видом, чистотой тела, опрятность в одежде, причёске и т.п.

Научить соблюдать порядок в своём уголке, шкафу, заправлять постель и т.п.

Воспитывать культуру еды (умение пользоваться салфеткой, столовыми приборами, сохранять правильную осанку за столом).

Воспитывать умение и привычку пользоваться носовым платком, расчёской и прочее.

Сформировать привычки – полоскать рот после еды, отворачиваться от окружающих при кашле и чихании, прикрывать рот и нос платком, что является неотъемлемой частью культуры поведения.

С чего начинать? Элементарно – с гигиенического индивидуализма.

Игра «Продолжи предложение».

У ребёнка должно быть своё… (ответы родителей).

У ребёнка должна быть своя… (ответы родителей).

У ребёнка должен быть свой… (ответы родителей).

Непременным условием в формировании всех культурно-гигиенических навыков является постоянство и непрерывность в воспитании, а так же высокая гигиеническая культура окружающих ребёнка взрослых, которые следят за качеством выполнения культурно-гигиенических навыков у детей и их полноценного физического развития.  Не менее важным является единство требований со стороны всех взрослых, то есть, если родители требуют от ребёнка постоянно заправлять постель после сна, то, оставаясь у бабушки, ребёнок то же должен соблюдать данное требование. Детям свойственно подражать поведению взрослых. Они легко усваивают не только положительные примеры, но и отрицательные.

Игра «Зачет – не зачет».

Воспитатель раздаёт «зачётки» с вопросами.

Прошу вас ответить на следующие вопросы и поставить себе  знак «+» или «– «.

1. Считаете ли, Вы себя компетентным в вопросах культурно-гигиенического воспитания?

2. Как Вы думаете, сформировались у него (неё) навыки мытья рук и личной гигиены?

3. Умеет ли Ваш ребёнок, мыть руки закатав рукава, взяв мыло, намыливать до появления пены?

4. Может смыть мыло, сухо вытереть руки, аккуратно сложить полотенце и повесить в свою ячейку?

5. Умеет пользоваться расчёской самостоятельно?

6. Обладает ли Ваш ребёнок навыками снимания и надевания одежды в определённом порядке (снимает ботинки, носки, колготки, майку и все вещи аккуратно складывает на стул)?

7. Как Вы считаете, Ваш ребёнок обладает навыками аккуратной еды?

8. Ваш ребёнок умеет правильно пользоваться чайной и столовой ложкой, вилкой, салфеткой?

9. Он пережёвывает пищу с закрытым ртом, не разговаривает с полным ртом?

10. Благодарит, выходя из-за стола?

11. Умеет поласкать рот после каждого приёма пищи?

(Родители подсчитывают свои результаты.)

Для родителей очень важно поведение ребёнка в обществе. Много шалостей любимые дети совершают за обеденным столом. Все недочёты и ошибки во время обеда видны окружающим. Терпение родителей быстро иссякает, но не во всем виноваты дети.

Некоторые родители уверенны, что ребёнок должен знать правила поведения за столом, все обучение с их стороны сводится к окрикам и наказаниям. Можно наблюдать, как они постоянно говорят ребёнку, что нужно сесть прямо, не чавкать, закрыть рот.

По мере взросление ребёнок совершает «выходы в свет» самостоятельно: детский праздник, день рождения, мероприятия в учебном заведении. В такой ситуации нет родительского контроля, это лучший индикатор, который проявит все умения и оплошности ребёнка.

Ребёнок учится, подражая взрослым, это первая ступень на пути к этикету. Идеальный вариант познания правил этикета – игра. Через игровую форму ребёнок легко запоминает и усваивает правила. Ребёнок увлечён, если устроить обед для кукол и игрушек. В процессе необходимо сервировать стол, рассадить гостей, подать блюда, вести беседу за столом, убрать все приборы и проводить гостей. В такой непринуждённой форме необходимо оговаривать все действия, при необходимости корректировать поведение.

Все дети любят смотреть мультфильмы, во время просмотра можно обсудить правила этикета, которых придерживаются или нарушают герои.

И я вам предлагаю поиграть в игру брейн – ринг «Азбука этикета».

(За каждый правильный ответ родители получают фишку.)

- Что такое этикет?

- Что нужно сделать перед трапезой?

- До какого возраста можно заправлять салфетку за воротник?

- Если хочется кашлянуть или чихнуть, то следует…

- Как нужно вести себя за столом?

- Где находятся локти во время приёма пищи?

- В какой руке должна быть вилка, если необходимо поделить котлету на кусочки?

- Если желаемое блюдо или напиток находятся далеко, то …

- какие выражения или слова  можно высказать о её приготовленных блюдах?

- Как должны лежать приборы по завершении трапезы?

Вопросы от всезнайки:

- С какого возраста можно давать приборы малышу?

- До какого возраста можно заправлять салфетку за воротник?

- Что поможет вам сэкономить время на стирку одежды ребёнка?

- Какие качества вашего характера помогают вам добиться освоения правил поведения за столом?

Вы правы, во время обучения ребёнка правилам поведения за столом будьте терпеливы.  От родителей требуется последовательность, правила должны быть едины, если чего-то нельзя сегодня, этого нельзя делать и завтра. Такое же правило действует во время провождения времени с другими родственниками: мамой, папой, бабушкой, дедушкой, няней.

         Быстро летит время. Растут дети, и наступит час, когда они, став взрослыми, придут к вам за советами по воспитанию культурно-гигиенических навыков у своих детей. От каких ошибок вы бы их предостерегли? Какие бы советы дали?

Игра «Продолжи фразу». Передавая мяч по кругу, закончите фразу «Чтобы ребёнок рос культурным, нужно...», «Чтобы ребёнок был здоровым, необходимо…»

Нашу игру хочется закончить словами: «Здоровье – самая большая ценность у человека. Зависит оно не только от физического состояния, но и от условий жизни в семье, от состояния гигиенической культуры окружающих ребёнка близких людей. Давайте же воспитывать достойное поколение. Удачи вам!



Предварительный просмотр:

Конспект занятия в старшей группе

«Я — человек»

Юлия Фатеева 

Цель: активизировать мыслительную аналитическую деятельность ребенка – самопознание собственной личности.

Задачи:

1. Учить осознавать собственную значимость среди людей; уметь видеть сходство и различии людей, отличие человека от животного.

2. Формировать представления детей о себе как о человеке, о разных ступенях развития человека (младенец, ребенок – дошкольник, подросток, взрослый человек и старый человек); развивать навыки самообследования.

3. Воспитывать интерес, доброжелательное отношение к сверстникам.

Материалы и оборудование: зеркала (большие); маленькое солнышко; мягкая игрушка кошка; картинки по теме; ростомер; кукла Катя и Ваня; альбомные листы, карандаши; схемы развития человека.

Ход занятия

Дети садятся на коврик в кружок рядом с воспитателем.

- Ребята, посмотрите, что у меня в руках? (Солнышко)

- Солнышко хочет с вами познакомиться, согреть вас своим теплом. Давайте с ним поздороваемся.

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, вольный ветерок!

Здравствуй, маленький дубок!

Здравствуй, утро!

Здравствуй, день!

Нам здороваться не лень!

Игра «Солнышко»

Передаем солнышко по кругу

Ходит солнышко по кругу

Дарит деточкам свой свет.

А со светом к нам приходит

Дружба – солнечный привет.

- Вот мы и познакомились с солнышком. А сейчас давайте сделаем подарок нашим гостям. Подарим им нашу улыбку.

- Ребята, а что вы увидели? (Гости нам тоже улыбнулись).

Загадка

На земле он всех сильней.

Потому что всех умней. (Человек)

- Ребята, а мы можем Никиту назвать человеком? А Настю?

- А как можно назвать Таню? Кто она? (Человек)

- А Рома кто? Тоже – человек. И я человек, и Оксана тоже.

- А все вместе мы кто? (Люди)

- Когда один – называют «человек», когда много – «люди»!

Дети рассматривают картинки и повторяют понятия.

- Ребята, на Земле живет очень много людей. Все они чем-то похожи друг на друга, а чем то отличаются. А кто скажет, чем люди похожи друг на друга? (ответы детей)

- У всех людей есть голова, туловище, две верхних конечности – это руки, и две нижних конечности – это ноги. У каждого из вас тоже есть свое тело. Вставайте, рассмотрим наше тело.

Дети встают напротив зеркал, повторяют названия частей тела и показывают руками.

- Посмотрите, мое тело похоже на Дашино, на Ленино, мы все с вами похожи, потому что мы с вами – люди! А теперь, ребята, покажите и назовите части тела у нашего Артема.

Дети выполняют задание.

- Ребята, все люди похожи друг на друга, у нас одинаковое тело. А на животных мы похожи? У них есть тело, как у человека(ответы детей)

За дверью раздается мяуканье кошки. Воспитатель заносит ее, дети здороваются, гладят ее, рассматривают.

- У кошки – лапы, а у человека(руки и ноги).

- Кошка ходит на четырех лапах, а человек(на двух).

- У кошки есть хвост, а у человека(нет).

Выводчеловек не похож на животное.

- А для чего нужны нам глаза? (Чтобы видеть предметы, людей, различать цвета, видеть солнце и звезды, все, что нас окружает).

- Для чего нам нужен нос? (Чтобы улавливать запахи, дышать).

- Для чего нужен рот? (Чтобы есть, дышать, говорить).

- Для чего нужны уши? (Чтобы слышать, как говорят люди, поют птицы, звучит).

Правильно, молодцы!

А давайте нашего котенка научим играть в очень интересную игру)

У меня пропали ручки, где же рученьки мои?

1,2,3,4,5 покажитесь мне опять.

У меня пропали глазки, где же глазоньки мои?

1,2,3,4,5 покажитесь мне опять.

У меня пропали ушки, где же ушеньки мои?

1,2,3,4,5, покажитесь мне опять.

У меня пропали губы, где же губаньки мои?

1,2,3,4,5, покажитесь мне опять.

Стук в дверь.

- Ребята, посмотрите, сегодня к нам в гости пришли кукла Катя и ее младший братик Ваня (маленький пупс в одежде). Давайте поздороваемся и пригласим их к себе.

- Изучая свое тело, мы увидели, что все люди похожи. У нас есть голова, туловище, руки, ноги (показать на кукле, дети называют).

- Но если посмотреть внимательно друг на друга, то мы очень разные. Посмотрите на наших Катю и Ваню. Чем они отличаются? (ответы детей).

- Наши гости отличаются по полу: Катя - девочка, а Ваня – мальчик. (Картинка с изображением мальчика и девочки)

- Чем же мальчик отличается от девочки? А наш Ваня от Кати?

- Мальчики и девочки отличаются одеждой.

- Что носят мальчики? (шорты, рубашки, у них другая обувь).

- Что носят девочки? (платья, юбки, сарафаны, красивые кофточки, туфли на каблуках и др.)

- Еще Ваня и Катя отличаются прической. Какие волосы у мальчиков? (короткие). А у девочек? (длинные косы с бантиками).

- Еще девочки или ваши мамы носят серьги в ушах, бусы, брошки и др. а мальчики и папы не носят таких украшений.

- Когда ваша мама, стоя перед зеркалом, собирается на работу, что она делает со своим лицом? (красит губы, глаза, щеки). А папы этого никогда не делают.

Картинка с изображением мужчины и женщины. Дети рассматривают ее и сравнивают.

- Теперь встаньте сначала девочки, а потом – мальчики.

Дети по очереди встают.

- Чем же еще различаются наши куклы? (ответы детей)

- Катя и Ваня – разные по росту. Катя – высокая, большая, а Ваня – низкий, маленький.

Воспитатель по очереди сравнивает детей с собой.

- Я высокая, а Лера низкая.

- Теперь измерим ваш рост с помощью ростомера.

Дети измеряют свой рост и выясняют, кто выше, а кто ниже.

- Ребята, но еще люди отличаются между собой по весу.

- Подержите Катю. Какая она? (тяжелая).

- А Ваня? (легкий).

- Есть люди худощавые и полные (рассматривают картинки).

- И у нас в группе есть худенькие детки и крепыши. Но они все равно все самые красивые, и мы их любим.

Физкультминутка.

И. п. – основная стойка.

Потягивание на носках с подниманием рук вверх и опусканием в и. п.

ВЫРАСТАЕМ МЫ БОЛЬШИМИ

Мы становимся все выше,

Достаем руками крыши.

На два счета поднялись,

Три, четыре – руки вниз.

Дидактическая игра «Кто это?»

- Сейчас мы с вами поиграем в игру. Я буду показывать картинки, а вы будете называть тех, кто на них изображен. (Дедушка, бабушка, девочка и т. д.)

- Вот видите, оказывается, люди различаются и по возрасту. Я – женщина, мне 35 лет, а Артем – мальчик, ему 4 года, наш музыкальный руководитель Мария Викторовна – бабушка, ей? лет.

Работа со схемами развития человека

Детям предлагаются рассмотреть схемы развития человека.

- Как вы думаете, могут ли эти рисунки быть изображением одного и того же человека(дети обсуждают и доказывают).

Дидактическая игра «Развитие человека»

Детям предлагаются рассмотреть картинки с изображением людей разного возраста и составить схему развития человека, и определить, какими они себя считают – взрослыми, большими, маленькими или очень маленькими.

В конце занятия дети рисуют свой портрет.

Итог занятия проводится по рисункам детей.

«СУНДУЧОК» для педагогов и родителей https://vk.com/club_sunduk_ru



Предварительный просмотр:

 

Конспект НОД по изобразительной деятельности

для детей старшего дошкольного возраста

«Дом, в котором я живу»

                                                                                        Подготовила

                                                                                                              воспитатель Сараева Г.В.

 

Цель: развитие умений у детей в рисовании высоких многоэтажных домов города.

Задачи: познакомить с новым способом рисования высоких домов (вытягивания карточкой) в сочетании с уже известной техникой (оттиск печатками) ; упражнять в нанесении кистью с тушью сплошной линии внизу листа и вытягивании из этой линии прямоугольника (дом) с помощью карточки;

 закрепить знания об улице, многоэтажных домах и их частей (стены, дверь, окна); 

воспитывать интерес и любовь к родному городу и  к отображению впечатлений о своем городе в рисунке.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, фотографий, открыток с изображением жилых домов и зданий г. ______. На прогулке обращать внимание на дома (высокий, низкий, большие, маленькие), из чего состоит дом (стены, крыша, окна, дверь), как возводится дом (снизу вверх).

Материалы и оборудование:   картина с изображением одной из улиц города (один многоэтажный дом) и с  липучками для домов по обе стороны от дороги

Раздаточный мат-л: альбомный лист форматом А5 ( с обратной стороны липучка для крепления), карточка 7*6см, кисть №4, тушь цветная, подставка для кисточки, печатки в форме квадрата(окно) и в форме прямоугольника (дверь).

Для рефлексии —  цветочки и фигурные клумбы.

 Ход -  

 Ребята,  а вы любите наш город? А почему он вам нравится?     

Посмотрите внимательно и скажите, что вы видите на этой улице? (показ картины)

Странная улица. Таких в нашем городе нет. Это, наверно, новостройка. А что можно сделать, чтобы эта картина  была похожа на улицу?

 (ответы детей--- нарисовать дома для друзей)

 -Значит сколько должно быть домов?

-Какие дома в городе?

-Что есть у каждого дома?

-Хотите научиться рисовать высокие и красивые дома?

Показ :

-Любой дом строится снизу вверх. И мы сегодня, как настоящие строители, нарисуем дома снизу вверх. Рисовать будем тушью при помощи карточки. Обмакиваем кисть в тушь и проводим внизу листа линию.  Затем берем карточку, прикладываем к нашей линии и немного надавливая ведем карточку вверх, чтобы получился прямоугольник -высокий дом.

-Чего не хватает на этом доме? (дверь и окна)

-окна и дверь напечатаем . Для этого у нас есть печатка в виде прямоугольника для двери и квадратная печатка для окон.

Физминутка — пальчиковая игра «строим дом».

Целый день тук да тук,

Раздается громкий стук,

Строим дом, дом большой,

И с крылечком и трубой.

Крышу ровную поставим

И окошечко приладим.

На крылечко мы взойдем

Дверь закроем в новый дом.

Самостоятельная работа детей.

Итог. Рефлексия.

-как расположены дома на улице города?

-давайте прикрепим ваши дома  на улице рисунка по обе стороны от дороги.

-Посмотрите каждый на свои дома и подумайте:

 - если ваши дома получились высокие, прямые и вам совсем не трудно было рисовать их, то возьмите себе цветочек. Когда рисунок высохнет —вы  сможете приклеить   его возле ваших домов или возле самого лучшего дома на вашем рисунке.

-А если вы считаете, что ваши дома получились не совсем ровными, прямыми, вы испытывали трудности при рисовании -то возьмите клумбу  для цветов. А когда вы потренируетесь  и научитесь хорошо рисовать дома карточкой, тогда вы тоже можете посадить на свою клумбу цветок.

(Уточнить, что дети, по желанию, могут взять и цветок, и клумбу ( так как на рисунке у детей будет два или три дома) и выбрать из них самый лучший дом и дом , который не совсем получился ровный и красивый.)



Предварительный просмотр:

КВЕСТ- ИГРА «ДЕНЬ ДОБРЫХ ДЕЛ»

Занятие в форме проведения приключенческой игры-квест (с выполнением заданий) для детей среднего возраста

Участники: дети средней группы

ЦЕЛЬ: Обобщать представление детей о доброте как о ценном качестве человека, развивать социальные чувства, взаимопомощь. Формировать дружеские взаимоотношения, осознанного отношения к социальным нормам поведения, развивать навыки сотрудничества, общения в повседневной жизни. Совершенствовать навыки культурного общения со сверстниками, следуя речевому этикету. Создать положительный эмоциональный фон в детском коллективе.

ЗАДАЧИ:

Образовательные:

 раскрыть сущность понятий «добро»и«доброта»«добрые поступки»;

Речевые:

 активизировать словарь детей (добро, радость, счастье, забота, внимание);

Развивающие:

 развивать у детей логическое мышление, воображение и внимание, привить интерес к новой форме игровой деятельности (квест-игра).

Воспитательные: формировать представление у детей о доброте, воспитыватьдобрые чувства к окружающим людям, помочь понять детям, что все нуждаются в любви и доброжелательном отношении.

Ход ЗАНЯТИЯ

Воспитатель:   Дети, послушайте замечательное стихотворение

Не бойтесь дарить согревающих слов,

И добрые делать дела!

Чем больше в огонь вы положите дров,

Тем больше возьмёте тепла.

Воспитатель: О чём говорится в стихотворении?

- Как вы думаете, о чём мы будем с вами говорить?

Воспитатель: Сегодня у нас не простой день, да мы с вами будем говорить о доброте и выполнять добрые задания. А вы знаете, что такое «доброта»?

Ответы детей: это такие поступки, это поведение, это улыбки на лицах.

Воспитатель: А что такое «Зло?»

Ответы детей: ссорятся, ломают игрушки, у них плохое поведение, не слушаются….

Воспитатель: А вы хотите быть добрыми? Вы любите путешествовать? Сегодня мы отправимся в страну «Добрых дел» Чтобы быть добрыми, мы будем выполнить добрые задания. А какие задания мы узнаем из этого волшебного конверта.(Взять конверт)

1. ЗАДАНИЕ: "ПЕРЕДАЙ ДОБРОЕ СЛОВО!" (слайд солнышка)

«Доброе солнышко встало опять

доброе утро должны мы сказать!»(взять клубочек)

- Ребята, у меня в руках волшебный клубочек. Передавая клубочек,  будем приветствовать своего соседа, называя его по имени. Я передаю клубочек своему соседу слева, приветствую его и называю по имени:

-  «Доброе утро, Маша!», а сама продолжаю держать ниточку. И так каждый передает клубочек и держит за ниточку, пока он не вернется ко мне обратно.

Дети выполняют приветствие.

Посмотрите,  наш волшебный клубочек связал  нас вместе. Мы все пожелали друг другу «Доброго утра». (смотать клубочек)

Воспитатель: А кто знает пословицы о доброте:

Дети:

Доброе слово лечит, злое калечит.

Добрые слова дороже богатства.

За добрые дела добром платят.

Не одежда красит человека, а его добрые дела.

Не хвались серебром, а хвались добром.

Кто добро творит, тому бог отплатит.

Воспитатель: Молодцы! Много пословиц знаете о доброте. (беру конверт)

2. ЗАДАНИЕ:"ОТГАДАЙ ЗАГАДКУ"

Очищают воздух,

Создают уют,

На окнах зеленеют,

Круглый год цветут.

Воспитатель: Правильно, это цветы.(Слайд цветов)

Воспитатель: А какие добрые дела мы можем сделать для цветов?

Прежде, чем мы отправимся в природный уголок делать доброе дело для цветов, я предлагаю вам немного отдохнуть и потанцевать .

Проводим физминутку  Е. Железновой(Включить танец)

"А ну-ка за дело скорей, работа пойдёт веселей,

Увидят взрослые сейчас, как трудится каждый из нас.

Пыль мы везде вытираем, мы даже на стол залезаем,

И тут протрём и там протрём, везде эту пыль соберём.

Утром цветы поливаем, и это мы не забываем:

Цветок один, цветок другой польём мы прохладной водой.

Пол подметать обожаем и три раза в день подметаем,

Метём, метём, метём, метём, ни капельки не устаём.

И очень скоро посуду я сам мыть без помощи буду,

Смотрите как, смотрите как, вот так, вот так и вот так.

Воспитатель: Пройдите в природный уголок и приступайте к работе. Посоветуйтесь, кто, что будет делать.

(Трудовая деятельность в природном уголке. (Слайд, как дети ухаживают за растениями) (включить музыку)

Воспитатель: посмотрите, цветы благодарят вас. Молодцы, ребята! Сделали доброе дело – поухаживали за цветами. (позвать детей на ковер)

Самооценка выполненного заданияВзять поднос.  Я предлагаю оценить свою работу: если вам всё удалось- возьмите солнышко, а, если что- то  не получилось- возьмите тучку.

(взять конверт)

3. ЗАДАНИЕ: "ПОДАРОК МАЛЫШАМ" (слайд божьей коровки)

Пусть знают все на свете, мы добрые все дети, мы в садике живем: играем и рисуем, считаем и танцуем, смеемся и поем. Мы весело живем!

Воспитатель:  Я предлагаю вам сделать подарок для малышей «Божья коровка»

Займите места за столами, у нас есть заготовки божьих коровок, я предлагаю вылепить недостающие детали.                    (Включить музыку)

Самооценка выполненного заданияВзять поднос.  Я предлагаю оценить свою работу: у меня всё удалось- возьмите солнышко,  у меня не получилось- возьмите тучку.

(Взять конверт)

4. ЗАДАНИЕ: "ЗАГАДКУ ОТГАДАЙ - ЗАДАНИЕ ВЫПОЛНЯЙ!"

Страну чудес откроем мы

И встретимся с героями

В строчках  на листочках,

Где станции на точках.

(Книга) (слайд книги)

Воспитатель: Верно, ребята, это книга и сейчас мы отправимся…. А куда отправимся, нам расскажет  _________ (имя ребенка)

Если хочешь умным стать,

Нужно много книг читать.

Чтоб найти все книги века,

Приходи в. Библиотеку(слайд библиотеки)

Воспитатель: Правильно! Мы отправимся выполнять доброе дело в наш книжный уголок! Наш библиотекарь  _________________  прислала нам книги для ремонта

Воспитатель: Вот задание такое: мы поможем подклеить разорванные книги для малышей.

Ручной труд «Подклеим страницы книг»(Слайд, как дети подклеивают кники)            (Включить музыку)

Воспитатель:  А сейчас подойдите ко мне и оцените свою работу.

Возьмите стульчики и садитесь напротив экрана

Воспитатель:  А вот и  _____

Библиотекарь: Я благодарю за ваше доброе дело и предлагаю вам, познакомится с новой книгой, но она не простая.

Воспитатель: Спасибо, а в чем ее загадочность?

Библиотекарь: Здесь собраны добрые герои и злые, только они перемешались и надо их разложить по сказкам.

Воспитатель:     (Взять конверт)

5. ЗАДАНИЕ: "УГАДАЙ ДОБРЫХ ГЕРОЕВ!"

Сказка нам добро несет, тот, кто знает – тот поймет!

Отгадай загадки

Лечит маленьких детей,

Лечит птичек и зверей,

Сквозь очки свои глядит

Добрый доктор(Айболит)-Айболит добрый герой?   (Добрый) Как называется сказка? (Айболит)(слайд)

Он в Африке живет.

И ужасным голосом песни поет.

Он просто злодей это (Бармалей)(слайд)

 -А Бармалей,  какой герой?  (Ответы детей)

Деревянный мальчуган  он шумит как барабан,

Любимец взрослых и детей,  всяких выдумщик затей,

Длинный нос покажет ловко,  вместо носа не морковка!

Кто же это? (Буратино)(слайд)

Воспитатель: -Буратино какой герой? А как называется эта сказка?

Я в ступе летаю – деток похищаю

В избе на куриной ноге проживаю,

Нос крючком, глаза торчкомКто же я? (Баба-Яга)(Слайд)

 -Какая она? (Ответы)

В сказке серым уродился, все боятся – как огня!

Все зверушки разбежалисьВ домик спрятались от меня!

Грозно вдруг зубами щелк.злой, ужасный, серый….(Волк)(слайд)

Очень добра и очень красива,

Вдруг на бал она попала,

На ступеньке туфельку потеряла. (Золушка).(слайд)

Воспитатель: Молодцы, ребята и на загадки ответили, и сказки все знаете!

Воспитатель: А сейчас я раздам вам светофорчики и вы дадите оценку нашему занятию:  зелёный – побольше бы таких занятий; жёлтый – понравилось, но не всё; красный – не понравилось

Воспитатель: Все, что мы сегодня делали, мы запишем с вами в нашу книгу добрых дел. (взять книгу и показать)

Рефлексия:

-Вам понравилось работать всем вместе?

Воспитатель: Да, мы работали сегодня очень дружно. Поэтому много сделали добрых дел.

-Какие добрые дела мы с вами сегодня делали?

-Как помогали цветам?

-Назовите правила пользования книгами.

Воспитатель: Давайте всевместе скажем, для чего нужна доброта?

Доброта нужна всем людям,

Пусть побольше добрых будет.

Говорят не зря при встрече«Добрый день» и «Добрый вечер».

И не зря ведь есть у насПожелание «В добрый час».

Доброта — она от векаУкрашенье человека…

Я думаю, вы все будете добрыми детьми,  и я хочу вручить вам вот такие сладкие  медали доброты за участие в игре!



Предварительный просмотр:

ООД «Традиционная русская кухня»

(Подготовительная группа)

Цель: формирование уважительного отношения к традициям русских людей.

Задачи:

— обобщать первоначальные представления о русской кухне как части национальной культуры;

— воспитывать познавательный интерес к культуре своего народа;

— формировать навыки практического применения информации в игровой, трудовой деятельности.

Оборудование: видеописьмо, диктофон, разные каши (манная, овсяная, гречневая, гороховая и др.); кусочки овощей (морковь, картофель, лук, капуста, томат, укроп) для игры «Угадай на вкус», картинки с изображением традиционного для русских людей обычая: встречи гостей хлебом-солью, детские скалки, формочки для печенья, фартуки, колпаки, доски, видеопроигрыватель.

Ход НОД

Воспитатель. Ребята, к нам в группу пришло видеописьмо от наших друзей-первоклассников. Давайте его посмотрим. Содержание видеописьма: «Дорогие ребята, к вам за помощью обращаются ученики первого класса. Скоро у нас будет проводиться игра “Поле чудес” по теме “Русская кухня”. Сейчас мы готовимся к ней: читаем книги, обращаемся к взрослым с вопросами, на многие из которых мы уже получили ответы. Но у нас мало книг о том, как раньше питались русские люди, какой была национальная еда. Ребята, мы не случайно с этой просьбой обратились именно к вам. Мы знаем, что вам в детском саду так много рассказывали о еде русских людей, у вас есть много книг, картинок, альбомов, игр по этой теме».

Ребята, как можно помочь первоклассникам, обратившимся к вам за помощью?

Дети. Мы можем рассказать им о том, какой была еда у русских людей, как мы готовили блины, печенье, нарисовать рисунки, подобрать картинки и выслать им.

Воспитатель. Ребята, чтобы рассказы получились интересные, предлагаю сегодня поговорить о национальной кухне русских людей. Раньше пища была простая. Что было главным продуктом питания русских людей?

Дети. Хлеб.

Воспитатель. Из чего делали хлеб?

Дети. Из зерна.

Воспитатель. В полях росли рожь, пшеница. Из них делали хлеб — основной продукт питания русских людей. Наши предки всегда с любовью относились к хлебу. Они придумали много пословиц о нем. Вспомните их, пожалуйста.

Дети. «Нет хлеба, так и нет обеда», «Хлеб — всему голова», «Хлеба ни куска, так и стол — доска», «Без хлеба нет песен», «Хлеб — батюшка, вода — матушка».

Воспитатель. Хлеб, как основной продукт питания, был окружен у русских людей особым почитанием. Согласно обычаю гостеприимства, дошедшему и до наших дней, хлебом-солью встречали желанных гостей, спелым зерном осыпали жениха и невесту, чтобы дом их был полной чашей да деток побольше народилось.

Рассказ воспитателя сопровождается показом картинок.

Ребята, а что пекли из муки кроме хлеба?

Дети. Блины, оладьи, ватрушки, пряники, пироги, печенье.

Воспитатель. Очень любили, да и сейчас любят русские люди пироги. С какой начинкой их пекут?

Дети. С капустой, картофелем, ягодами, мясом, рыбой.

Воспитатель. Много песен, игр придумали русские люди о пирогах. Предлагаю поиграть в одну из них.

Русская народная игра «Пирожок»

Играющие встают друг за другом цепочкой, ухватив предыдущего игрока за пояс. Первый в цепочке — «булочник», последний — «пирожок». Водящий — «покупатель». Покупатель подходит к булочнику и затевает с ним разговор:

— Здравствуй, булочник-дружок! Не продашь ли пирожок?

— Как не продать! Тебе выбирать!

— Продай самый вкусный — с яйцом и с капустой! Вот тебе рубли: один, два, три!

— Коль поймаешь, бери!

«Покупатель» бежит в конец колонны, пытаясь схватить «пирожок», который, в свою очередь, старается добежать до головы цепочки и встать перед булочником. Если ему это удастся, он сам становится «булочником», а «покупатель» остается «покупателем». Если «покупатель» осалит «пирожок», он становится «булочником», а осаленный «пирожок» — «покупателем».

Воспитатель. А знаете ли вы, почему блины считаются одним из самых популярных русских блюд? На что похож блин?

Дети. На солнце.

Воспитатель. Правильно, блины похожи на солнце, которому русские люди поклонялись, как божественному живому существу. Они думали, что это принесет им удачу, здоровье, хороший урожай. Из чего пеклись блины?

Реклама 00

Дети. Тесто делали из муки, молока, яиц.

Воспитатель. Блины пеклись из гречневой или пшеничной муки на масле, молоке и яйцах. К блинам подавались икра, сметана, яйца, рыба. Много песен, загадок, пословиц, игр придумали русские люди о блинах. Предлагаю поиграть в одну из этих игр.

Воспитатель предлагает детям, используя жесты и выразительную речевую интонацию, самостоятельно разыграть русскую народную игру «На блины».

 

Русская народная игра «На блины»

Воспитатель предлагает детям, используя жесты и выразительную речевую интонацию, самостоятельно разыграть ситуацию.

Воспитатель. Стала Маша гостей собирать...

Маша

И Иван приди,

(Маша жестом зовет к себе Ивана.)

И Степан приди,

(Поворачивается к Степану.)

Да и Андрей приди,

(Зовет Андрея.)

Да и Матвей приди,

(Зовет Матвея.)

А Митрошечка:

Ну, пожалуйста!

(Прижимает правую руку к груди и наклоняет голову.)

Воспитатель

Стала Маша

Гостей угощать...

(Ставит воображаемую миску с блинами на стол.)

Маша

И Ивану блин,

И Степану блин,

Да и Андрею блин,

Да и Матвею блин.

(Достает «блины» и раздает их Ивану, Степану, Андрею и Матвею.)

А Митрошечке —

Мятный пряничек.

(Достает из кармана воображаемый пряник и протягивает его.)

Воспитатель

Стала Маша

Гостей провожать...

(Достает из кармана «платочек».)

Маша

Прощевай, Иван!

Прощевай, Степан!

Прощевай, Андрей!

Прощевай, Матвей!

(Кланяется Ивану, Степану, Андрею, Матвею.)

А ты, Митрошечка,

Моя крошечка,

Да ты побудь со мной

Еще немножечко!

(Гладит по голове Митрошечку, обнимает его.)

Дети водят хоровод, поют русскую народную песню «Блины».

Воспитатель. Ребята, послушайте загадку о другой национальной еде русского человека.

Черна, мала крошка,

Соберут немножко,

В воде поварят —

Ребята съедят? (Каша.)

А какую кашу вы больше всего любите?

Дети отвечают.

Игра «Угадай на вкус»

Дети с закрытыми глазами пробуют разные каши (манную, овсяную, гречневую, пшенную, гороховую) и пытаются их отгадать.

Воспитатель. А в русской кухне есть более 20 видов каш: гречневая простая, гречневая с горохом, пшенная, овсяная и пшеничная, морковная, репная, гороховая; ели каши с разными добавками: овощами, фруктами, рыбой. «Всякая каша за себя постоять может», — почему так говорили русские люди?

Дети. Все каши вкусные.

Воспитатель. Правильно, ребята, каждая каша по-своему хороша. Каша была одним из основных кушаний на крестьянском столе. Ребята, вспомните, пожалуйста, пословицы о каше.

Дети. «Хороша кашка, да мала чашка», «Щи да каша — пища наша», «Гречневая каша — матушка наша, а хлебец ржаной — отец родной».

Воспитатель. Ребята, как вы думаете, почему о некоторых людях говорят: «Он мало каши ел»?

Дети. Так говорят о слабых людях.

Воспитатель. Каша — это полезная еда, которая поможет вам стать здоровыми и сильными.

Игра «Узнай на вкус овощи»

Дети с закрытыми глазами пробуют кусочки овощей и угадывают, что это за овощи.

Воспитатель. Какое блюдо готовили русские люди из этих овощей?

Дети. Щи.

Воспитатель. Щи — одно из любимых блюд русского народа. Недаром в пословицах говорится: «Щи да каша — пища наша»,

«Где щи, там и нас ищи». Русские люди очень любили щи со свежей капустой. В старину на Руси в деревнях, да и в городах проводили праздник, посвященный капусте. Считалось, что «хлеб да капуста лихо не подпустят». Как вы понимаете эти слова?

Дети. Если в доме есть хлеб и капуста, в доме будут все сытые, в доме не будет беды.

Воспитатель. Русские люди придумали о капусте много песен, загадок, стихов, игр. Приглашаю вас поиграть в одну из них.

Русская народная игра «Капуста»

Рисуется круг — «огород». На середину круга складываются шапки, пояса, платки и пр. Это — «капуста». Все участники игры стоят за кругом, а один из них выбирается «хозяином». Он садится рядом с «капустой». «Хозяин» изображает движениями то, о чем поет:

Я на камушке сижу,

Мелки колышки тешу.

Мелки колышки тешу,

Огород свой горожу,

Чтоб капусту не украли,

В огород не прибежали

Волк и лисица, бобер и курица,

Заяц усатый, медведь косолапый.

Играющие стараются быстро забежать в «огород», схватить «капусту» и убежать. Кого «хозяин» поймает, тот выбывает из игры. Участник, который больше всех унесет «капусты», объявляется победителем.

Воспитатель. Что русские люди еще готовили из овощей?

Дети. Овощи солили, квасили. Готовили различные овощные каши, паренки.

Воспитатель. Приготовление овощей сначала было очень простым: их солили, квасили, из них готовили щи. Со временем человек научился другим способам приготовления овощей. А что сейчас готовят из них?

Дети. Салаты, рагу, запеканки.

Воспитатель. Нравятся ли вам блюда из овощей? Чем полезны овощи?

Дети. Овощи полезны тем, что в них есть витамины.

Воспитатель. Правильно, ребята, в овощах находится много полезных для здоровья витаминов. Чтобы вкусно и разнообразно питаться, человек научился выращивать новые сорта фруктов, овощей; готовить еду по разным рецептам. Кроме традиционных щей, каш, пирогов, пельменей сейчас русские люди готовят другие кушанья. Что сейчас готовят русские люди?

Дети отвечают.

Да, ребята, сейчас русские люди готовят кушанья, которые употребляются у других народов: украинский борщ, итальянскую пиццу, азиатский плов, восточный шашлык. Но в определенные дни русские люди употребляют национальную еду: на Масленицу — блины, гостей встречают хлебом-солью. Ребята, аудиокассету с записью ваших рассказов о национальной еде русских людей я отправлю детям, обратившимся к вам за помощью. Что еще мы им отправим из того, что поможет подготовиться к игре по теме «Русская кухня»?

Дети. Наши рисунки, картинки с блюдами русской кухни.

Воспитатель. Ребята, я предлагаю всем вместе приготовить печенье. Перед этим нужно помыть руки, надеть фартук и колпак.

Дети раскатывают заранее приготовленное тесто скалками, вырезают печенье с помощью формочек.

Какие вы молодцы! Сколько печенья приготовили! Сейчас наша няня отнесет его на кухню и попросит повара Светлану Александровну испечь печенье в духовке, а после дневного сна мы устроим чаепитие, пригласим наших родителей и продолжим разговор о русской кухне. Думаю, что мы узнаем еще много интересного из их рассказов.

Источник: «Занятия для детей 6-7 лет по социально-коммуникативному развитию» Л.В. Коломийченко, Г.И.Чугаева, Л.И.Югова



Предварительный просмотр:

Зимняя жизнь в природе

Рассказы писателей – натуралистов о жизни зимней природы

Куприянов С. Птицы зимой

Куприянов С. Птицы зимой

Фенологический календарь Зимы

Зимний сезон фенологи условно делят на три подсезона — первозимье, коренную зиму и перелом зимы. В это время растения находятся в глубоком покое, из всего многообразия пернатых остаются у нас лишь немногие, хорошо приспособленные к зимним тяготам и лишениям. Только не впадающие в спячку звери оживляют безмолвие зимнего леса. В целом сезон обычно длится с конца ноября до второй половины марта.

1 подсезон (первозимье). В начале подсезона на водоёмах наконец-то устанавливается прочный ледовый покров «счастье рыбаков», открывающий начало подлёдной рыбалки. Заканчивается период в двадцатых числах декабря, в дни зимнего солнцестояния. Вначале интенсивный, перволедный клев становится все более капризным, и это не удивительно — толще ледовый панцирь на водоёмах, короче дни и все меньше в воде растворенного кислорода.

2 подсезон (коренная зима). Этот подсезон длится до февраля, когда начинает «петь» песни большая синица.

3 подсезон (перелом зимы). Он начинается с увеличением продолжительности светового дня. Настает «весна света», звенит капель, растут сосульки, днём солнце уже заметно греет.

Э. Шим

Зима. Кому было плохо.

Осенью рано ударили морозы, застудили землю, запечатали крепким зелёным ледком озёра и реки. А снегу всё не было, не было — и его ждали все.

— Ах, до чего же скучно без снега! — говорили люди.

На голых полях и лугах плакали под ветром травы:

— Стынем, сты-нем!..

Высокие деревья скрипели в лесу:

- Босые ноги мёрзнут! 3-зябко!

Недовольно бормотали тетерева:

- Спать негде, спать негде!

И, кряхтя, бродил-шатался по лесу злющий медведь, которому не хотелось ложиться в берлогу, не укрытую снегом.

Э. Шим

Кто был рад снегу

Наконец-то выпал на землю снег. Такой чистый, такой белый, что кругом сразу стало светлее. Поле и луг сделались чистыми и ровными.

А в лесу стало нарядно — каждое дерево и каждый кустик надели снежные шапки.

На полях перестали зябнуть озимые хлеба — теперь им было тепло и спокойно под снежным покровом.

— Спасибо тебе, снег! — говорили одуванчики, подорожники, земляника, маргаритки.

У них у всех зелёные листья отогрелись под снегом и больше не дрожали от ветра и холода.

Вечером с высоких берёз тетерева начали нырять в снег. Они пробегали несколько шагов, обминали вокруг себя местечко — выходила уютная подснежная спаленка. Сверху её не видно, а внутри было тепло. И тетерева бормотали:

— Хорошо-то как... Хорошо-то как!

И. Соколов-Микитов

Первая пороша

По первой пороше охотники пошли на охоту. И целыми днями слышался по лесу заливистый лай собак.

Протянулся через дорогу и скрылся в ельнике заячий след. Лисий, лапка за лапкой, вьётся вдоль дороги. Белка перебежала дорогу и, вздёрнув пушистый хвост, махнула на ёлку. На вершинах ёлок грозди тёмно-лиловых шишек. Прыгают по шишкам бойкие птички- клесты. А внизу, на рябине, сидят краснозобые снегири.

В. Бианки

Холодно в лесу, холодно!

Ледяной ветер гуляет в открытом поле, носится по лесу меж голых берёз и осин. Он забирается под тугое перо, проникает в густую шерсть, студит кровь.

Не усидишь ни на земле, ни на ветке: всё покрыто снегом, стынут лапы. Надо бегать, прыгать, летать, чтобы как-нибудь согреться.

Хорошо тому, у кого тёплое, уютное логово, норка, гнездо, у кого запасов полна кладовая. Закусил поплотней, свернулся калачиком,— спи крепко.

В. Бианки

Кто сыт, тому холод не страшен

У зверей да птиц всё дело в сытости. Хороший обед изнутри греет, кровь горячей, по всем жилкам разливается тепло. Под кожей жирок — лучшая подкладка под тёплую шерстяную или пуховую шубку. Сквозь шерсть пройдёт, сквозь перо проймёт, а жир под кожей никакой мороз не прошибёт.

Если бы пищи вволю, не страшна была бы зима. А где зимой взять её — пищу?

Бродит волк, бродит лиса по лесу,— пусто в лесу, все звери и птицы попрятались, улетели. Летают днём вороны, летает ночью филин, добычу высматривают,— нет добычи. Голодно в лесу, голодно!

В. Бианки

Жертвы стужи

Страшно, когда при холоде сильный ветер. После такой погоды каждый раз находишь тут и там на снегу замёрзших зверей, птиц, насекомых.

Из-под пней, из-под бурелома выметает вьюга снег,— а там прятались мелкие зверюшки, жуки, пауки, улитки, червяки.

Сдуло с них тёплый снежок, они и застыли на ледяном ветру.

Птиц вьюга так на лету и режет. На что вороны выносливые птицы, а нередко после долгого бурана нам случалось находить их мёртвыми на снегу.

Пройдёт буран — сейчас санитары за работу: хищные птицы и звери по лесу рыщут, чисто всё подбирают, что вьюга убила.

Куприянов С. Клесты зимой

Куприянов С. Клесты зимой

Птицы в зимнюю пору

Пришвин М.

Птицы под снегом

У рябчика в снегу два спасения: первое — это под снегом тепло ночевать, а второе — снег тащит с собой на землю с деревьев разные семечки на пищу рябчику. Под снегом рябчик ищет семечки, делает там ходы и окошечки вверх для воздуха. Идешь иногда в лесу на лыжах, смотришь — показалась головка и спряталась: это рябчик. Даже и не два, а три спасения рябчику под снегом: и тепло, и пища, и спрятаться можно от ястреба.

Тетерев под снегом не бегает, ему бы только спрятаться от непогоды. Ходов больших, как у рябчиков под снегом, у тетеревов не бывает, но устройство квартиры тоже аккуратное: назади отхожее место, впереди дырочка над головой для воздуха.

Серая куропатка у нас не любит зарываться в снегу и летает ночевать в деревню на гумна. Перебудет куропатка в деревне ночь с мужиками и утром летит кормиться на то же самое место. Куропатка, по моим приметам, или дикость свою потеряла, или же от природы неумная. Ястреб замечает ее перелеты, и, бывает, она только вылетать собирается, а ястреб уже дожидается ее на дереве.

Тетерев, я считаю, много умнее куропатки. Раз было со мной в лесу. Иду я на лыжах; день красный, хороший мороз. Открывается передо мной большая поляна, на поляне высокие березы, и на березах тетерева кормятся почками. Долго я любовался, но вдруг все тетерева бросились вниз и зарылись в снегу под березами. В тот же миг является ястреб, ударился на то место, где зарылись тетерева, и заходил. Но вот прямо же над самыми тетеревами ходит, а догадаться не может копнуть ногой и схватить. Мне это было очень любопытно, думаю: «Ежели он ходит, значит, их чувствует под собой, и ум у ястреба велик, а такого нет, чтобы догадаться и копнуть лапой на какой-нибудь вершок-два в снегу, значит, это ему не дано».

Ходит и ходит.

Захотелось мне помочь тетеревам, и стал я скрадывать ястреба. Снег мягкий, лыжа не шумит, но только начал я объезжать кустами поляну, вдруг провалился в можжуху* по самое ухо. Вылезал я из провалища, конечно, уж не без шума и думал: «Ястреб это услыхал и улетел». Выбрался и о ястребе уж и не думаю, а когда поляну объехал и выглянул из-за дерева — ястреб прямо передо мной на короткий выстрел ходит у тетеревов над головами. Я выстрелил. Он лег. А тетерева до того напуганы ястребом, что и выстрела не испугались. Подошел я к ним, шарахнул лыжей, и они из-под снега один за другим как начнут, как начнут вылетать; кто никогда не видал — обомрет.

Скребицкий Г.

В зимнюю стужу

В зимнем тумане встаёт холодное, тусклое солнце. Спит заснеженный лес. Кажется, всё живое замёрзло от этой стужи — ни звука, только изредка потрескивают от мороза деревья.

Я выхожу на лесную поляну. За поляной — густой старый ельник. Все деревья обвешаны крупными шишками. Шишек так много, что под их тяжестью склонились концы ветвей.

Как тихо! Зимой не услышишь пения птиц. Теперь им не до песен. Многие улетели на юг, а те, что остались, забились в укромные уголки, попрятались от лютого холода.

Вдруг словно весенний ветерок прошумел над застывшим лесом: целая стайка птиц, весело перекликаясь, пронеслась над поляной. Да ведь это клесты — природные северяне! Им не страшны наши морозы.

Клесты облепили вершины елей. Птички ухватились за шишки цепкими коготками и вытаскивали из-под чешуек вкусные семена. Когда хорош урожай шишек, этим птицам не грозит бескормица зимы. Везде себе еду разыщут.

Я стоял на поляне и наблюдал, как хлопотали клесты в своей воздушной столовой.

Утреннее солнце ярко освещало зелёные вершины елей, грозди румяных шишек и весёлых, пирующих птиц. И мне почудилось, что уже пришла весна. Вот сейчас запахнет талой землёй, оживёт лес и, встречая солнце, защебечут птицы.

Любуясь клестами, я вдруг увидел, как один из них, подлетев к старой ели, скрылся в заснеженных ветках, словно юркнул в снеговую пещерку. И тут мне вспомнилась одна замечательная особенность из жизни этих птиц особенность, которой я никогда не мог поверить. А вот теперь представился случай самому проверить.

Крадучись, я подобрался к той ели и полез вверх по стволу. Острые иглы царапали лицо и руки, но я карабкался всё выше и выше.

Уже близка и вершина, а на дереве ничего нет.

Я начал спускаться и вдруг прямо перед собой увидел то самое, чего уже не надеялся найти: среди обледенелых, покрытых снегом веток едва виднелось небольшое гнездо, а в нём, как весной, озабоченно распушившись, сидела зеленоватая птичка — самочка клеста.

Неловким движением я качнул ветку. Испуганная птица вспорхнула. Я наклонился и замер от изумления: в гнезде копошились только что вылупившиеся, совсем голые птенцы.

Над самым гнездом свешивались заснеженные ветви. В лесу от мороза трещали деревья, а здесь, меж сучьев старой ели, будто уже наступила весна: заботливая мать выводила птенцов.

Я поскорее слез с дерева, чтобы не тревожить эту удивительную семью. Легко спрыгнул в снег, огляделся, и зимний лес уже не казался мне, как прежде, угрюмым и безжизненным.

Стоя под деревом, я тёр закоченевшие в шерстяных варежках руки, посмеивался над собой и всё думал о голых малышах в гнезде, которым не страшна зимняя стужа.

Ю. Дмитриев

Вот чудеса-то!

Весной и летом у всех птиц много забот. Гнёздышки вьют, потом птенцов выводят и кормят, потом «гуляют» с малышами. И только тёмно-красные птицы с тёмными крыльями и хвостами летом спокойно перелетают с ели на ель. Не торопясь, будто у них нет других забот, шелушат они шишки и тихонько выговаривают «клё-клё». Это клесты. Узнать их нетрудно по большим клювам: у них верхняя часть загнута вниз, а нижняя — вверх.

Клесты не вьют гнёзд, как все птицы. Они выводят своих птенцов зимой. Даже страшно — на дворе стужа, мороз, а в гнезде голенькие птенчики. Чудно ведь, не правда ли? Правда, гнездо у клестов тёплое, и мать не слетает с него и всё время согревает птенцов.

Но почему же всё-таки клесты выводят птенчиков не летом, как все птицы, а зимой? Ведь малышей надо хорошо кормить. А пища клестов — еловые шишки, которые созревают на ёлках в конце года, зимой. Поэтому и птенцы у этих птиц выводятся осенью и зимой.

Л. Семаго

Весне навстречу

Был самый разгар зимы. В лесу от мороза трещали деревья. По утрам солнце вставало красное, как начищенный медный таз. Оно поднималось невысоко над горизонтом и почти не грело землю. Кусты и деревья покрывал белый сверкающий иней, а небо походило на синий застывший ледок. И на нём ещё ярче рисовались серебряные вершины деревьев.

В заколдованном царстве деда-мороза всё было красиво, но безжизненно. Звери попрятались от холода в норы, в логовища, насекомые забрались в глубокие щели и заснули там непробудным сном. Одни только птицы летали по полям и лесам, стараясь разыскать хоть немного корма. Они нахохлились и молчали. В эту пору им было совсем не до криков и не до песен.

Но вот однажды в лес прилетели весёлые, шумливые птицы — клесты. Ростом они были покрупней воробья и одеты гораздо наряднее. У самочек перышки были зеленоватые, а у самцов — с оранжево-красным отливом. Но самое удивительное, что сразу поражало в наружности клестов,— это их клювы.

У разных птиц клювы бывают различной формы. У синицы он тоненький, как иголочка; таким клювом очень удобно вытаскивать жучков из узких щёлок. У дятла клюв крепкий, короткий; хорошо им долбить кору, добывать из-под неё жуков-дровосеков или расклёвывать хвойные шишки. А вот у ястреба или у коршуна клюв острый, загнутый вниз. Это хищные птицы. Своим крючковатым клювом они ловко хватают добычу и разрывают её на куски.

У птичек клестов клювы были совсем удивительной формы — тоже острые, крючковатые, но только загнуты не книзу, а в разные стороны: верхняя половина клюва изогнута в одну сторону, а нижняя — совсем в другую. Такой необычный клюв больше всего походил на кривые щипцы.

— Ну и носы! — удивлялись, глядя на клестов, щеглы и синицы.— Как же ими клевать корм или долбить что-нибудь? Вот уж уроды!

Но кривоносые птицы не унывали. Наоборот, в хмуром зимнем лесу они чувствовали себя как нельзя лучше. Это были природные северяне. Перекочевали они в тот лес с далёкого Севера — из тайги. Там, в тайге, ещё холоднее и ещё меньше корма. Прилетев на новое место, клесты прежде всего уселись на вершины сосен и елей.

— Ой, сколько здесь спелых шишек! — радовались они.— Какие вкусные в них семена! Вот где раздолье!

Хорошо жилось птицам клестам в новом лесу: шишек вволю, чего ещё нужно! Так и остались они там зимовать.

И. Толоконников

Пернатые кочевники

Не так уж редко бывает в ноябре такая погода, когда вовсю старается метель, в завывании ветра, кажется, тонут все звуки. И не сразу обратишь внимание на перезвон каких-то крошечных колокольчиков, пробивающихся сквозь вой и свист. Прямо над головой на голых ветвях расселось около сотни небольших, величиной со скворца, птиц. У каждой гладко зачёсанный назад хохолок, на хвосте жёлтая лента, а на крыльях, если присмотреться поближе, ярко-красные лакированные пластиночки. Таких больше ни у кого нет. Сидят чинно, не скачут по веткам, не кувыркаются, и как будто перезваниваются короткими серебристыми трельками.

То одна из них, то другая перелетают на соседнюю рябину. С поспешностью срывают чуть примороженные ягоды и проглатывают целиком. А то и вся стая разом начинает пир, а потом снова усаживается на прежнее место, и снова звенят колокольчики. Можно подумать, что на полдня наелись. Но проходит десять — пятнадцать минут, и всё повторяется снова.— Это северные кочевники — свиристели.

Не одни свиристели пируют на рябине. И снегирям рябина по душе. Но если свиристели глотают всю ягоду, то снегирь деловито срывает одну за другой, раздавливает коротким клювом и с наслаждением поедает только семена.

В березняках ветром несёт необычную метель: неслышно устилают тропинку желтоватые чешуйки берёзовых серёжек. Десятки маленьких птиц молча и торопливо шелушат их на самых вершинах высоких берёз. Вдруг со звоном «чёт-чёт-чёт-чёт...» все подхватываются и, сделав круг-другой, садятся на то же самое дерево. Чечётки... Подвесившись на концах тонких веточек, теребят красноголовые чечётки берёзовые серёжки, шелушат ольховые шишечки.

Сладков Николай Иванович

Песенки подо льдом

Это случилось зимой: у меня запели лыжи! Я бежал на лыжах по озеру, а лыжи пели. Хорошо пели, как птицы.

А вокруг снег и мороз. Слипаются ноздри и стынут зубы.

Лес молчит, озеро молчит. Петухи в деревне молчат. А лыжи поют!

И песенка их − как ручеёк, так и льётся, так и звенит. Но ведь не лыжи же, в самом деле, поют, где уж им, деревянным. Подо льдом кто-то поёт, прямо у меня под ногами.

Уйди я тогда, и подлёдная песенка осталась бы чудесной лесной загадкой. Но я не ушёл...

Я лёг на лёд и свесил голову в чёрный провал.

За зиму вода в озере усохла, и лёд навис над водой, как лазоревый потолок. Где навис, а где обрушился, и из тёмных провалов курчавится пар. Но ведь не рыбы же поют там птичьими голосами? Может, и вправду там ручеёк? Или, может, звенят рождённые из пара сосульки?

А песня звенит. Живая она и чистая, такую ни ручью, ни рыбам, ни сосулькам не спеть. Такую только одно существо на свете может спеть птица...

Я стукнул лыжей по льду − песенка смолкла. Я постоял тихо − песенка зазвенела опять.

Тогда я что есть силы стукнул лыжей об лёд. И сейчас же из тёмного провала выпорхнула чудо-птица. Села она на край полыньи и трижды мне поклонилась.

− Здравствуй, подлёдная певунья!

Птичка опять кивнула и спела на виду подлёдную песню.

− А я ведь знаю тебя! − сказал я. − Ты оляпка − водяной воробей!

Оляпка ничего не ответил: он умел только кланяться и кивать. Снова юркнул он под лёд, и оттуда загремела его песня. Ну и что, что зима? Подо льдом ведь ни ветра, ни мороза, ни ястреба. Подо льдом чёрная вода и таинственный зелёный полумрак. Там, если погромче свистнуть, всё зазвенит: эхо помчится, стукаясь о ледяной потолок, увешанный звонкими сосульками. Чего бы оляпке не петь! А нам чего бы его не послушать.

В. Бианки

Стая птиц под снегом

Скакал заяц по болоту. С кочки на кочку, с кочки на кочку, да бух! — сорвался, и в снег по самые уши.

И чувствует косой: под ногами у него живое что-то шевелится. В ту же минуту из-под снега кругом него с громким хлопаньем крыльев пошли вырываться белые куропатки. До смерти перепуганный заяц кинулся назад в лес.

Оказалось — целая стая белых куропаток живёт в снегу на болоте. Днём они вылетают, ходят по болоту, клюкву выкапывают. Поклюют — и опять в снег. Там им тепло и безопасно. Кто их под снегом заметит?

В. Бианки

Гололёд

Страшней всего, пожалуй, когда после оттепели вдруг разом грянет резкий холод, сразу заморозит снег сверху.

Как птицам достать из-под гололёда травку, зёрнышки — пищу? У кого нет силы пробить стекло ледяной корки, тот голодает. А бывает и так. Снег на земле стал сырым, рыхлым. Вечером пали в него серые полевые куропаточки, совсем легко проделали в нём норки. Согрелись и уснули. А ночью грянул мороз.

Куропаточки спали в тёплых подземных своих норках, не проснулись, не почувствовали холод.

Проснулись утром. Тепло под снегом. Только дышать трудно. Надо наружу: вздохнуть, размять крылышки, поискать еды. Хотели взлететь,— над головой крепкий, как стекло, ледок. В кровь разбивают о лёд свои головки серые куропаточки,— только бы вырваться из-под ледяного колпака.

В. Бианки

Разведчики

Кусты и деревья городских садов и кладбищ нуждаются в охране. Враги у них такие, с какими не справиться людям. Они так хитры, малы и незаметны, что садовникам не уследить за ними. Тут требуются специальные разведчики.

Отряды таких разведчиков можно видеть за работой в больших садах. Предводителем у них — пёстрый дятел с красным околышем на шапке. У него нос — как пика. Он им пробивает насквозь кору. Он командует отрывисто и громко: кик! кик!

За ним летят разные синицы: гренадёрки в высоких остроконечных шапках, пухлячки, похожие на короткий гвоздь с толстой шляпкой, черномазые московки. Тут же в отряде пищухи в буреньких шинельках с носами-шильцами и поползень в голубом мундирчике, с белой грудью и острым, как кинжальчик, носом.

Дятел командует: кик! Поползень повторяет команду: твуть! Синицы отвечают: цик, цик, цик! — и весь отряд принимается за дело.

Разведчики быстро занимают стволы и ветви деревьев. Дятел долбит кору и острым, крепким, как игла, языком вытаскивает из неё короедов. Поползень кружит по стволу вниз головой и просовывает свой тонкий кинжальчик в каждую скважину коры, где заметит какое-нибудь насекомое или его личинку. Пищухи бегут по стволу снизу и поддевают их своими кривыми шильцами. Весёлой ватагой крутятся на ветвях синицы. Они осмотрят каждую дырочку, каждую щёлочку, и ни одна крошечная зловредная личинка не ускользнёт от их быстрых глаз и проворных клювов.

В. Бианки

Гвоздик

Лес в дрёме по-зимнему спит, заколдованный стужей и снегами. И веет от него светлой печалью и покоем...

Улетели лебеди далеко-далеко. И могучие орланы — великаны птичьего мира — покинули скалы и сухостойные сосны, откуда подкарауливали добычу. Ни крылья не прошелестят, ничей звонкий голос не нарушит зимней дрёмы...

Но остались с нами корольки!

Королёк — малютка, весь-то со стрекозу, да хвойные ели ему дом родной. Не променяет он глубины тайги, цепенеющий от стужи, на влажную духоту тропиков, не прельстится плеском тёплых морей. Лохматая сосна ему дороже пальмы.

Бесшумно перепархивает королёк по веткам, словно с этажа на этаж. Теребит висячий мох, отколупывает чешую с сучьев, и жёлтые перышки на темени его как золотая корона.

Неугомонен, деятелен королёк — неспроста он прозван в народе «гвоздиком». Подлинно гвоздик: для всякой щёлки, куда бы ни спрятались мошки и паучки на зиму. По миллиону вредителей леса уничтожает он в год. Такой маленький — и миллионер!

А сам весит пять-шесть граммов — столь же примерно, как пятикопеечная монетка...

Ветер сдувает королька с вершин елей, снегом засыпает пурга, пробирает насквозь мороз... Не сдаётся упрямый, несёт вахту в хвойном море лесов.

Г. Скребицкий и В. Чаплина

Чем дятел кормится.

Живёт у нас в лесу птица. Сама чёрная с белыми пестринками, а на затылке у неё перышки яркие, красные. Называется эта птица дятел.

Целый день дятел по лесу летает, еду себе ищет. Сядет на дерево, да не на ветку, как другие птицы, а прямо на ствол, сидит и клювом по дереву постукивает: тук-тук, тук-тук. Достанет из-под коры личинку или жучка и съест.

Иной раз на снегу под деревом много-много шишек валяется. Это дятел обедал — семена из сосновых и еловых шишек добывал.

А пустые шишки на снегу остались.

И. Полуянов

Дятел

Видел дятла: короткий — хвостик ведь у него маленький, летел, насадив себе на клюв большую еловую шишку. Он сел на берёзу, где у него была мастерская для шелушения шишек. Вдруг видит, что в развалине, где у него защемляются шишки, торчит отработанная и несброшенная шишка и новую шишку некуда девать. И — горе какое! — нечем сбросить старую: клюв-то занят.

Тогда дятел, совсем как человек бы сделал, новую шишку зажал между грудью своей и деревом, освободил клюв и клювом быстро выбросил старую шишку. Потом новую поместил в свою мастерскую и заработал.

Такой умный, всегда бодрый, оживлённый и деловой.

Н. Сладкое

Почему?

У меня за окном кормовая полочка для птиц. Прилетают на неё одни воробьи. Но я их не прогоняю: я по воробьям температуру узнаю.

Если воробьи на полочке гладенькие да аккуратненькие — значит, тепло на дворе. А если взъерошенные, будто надутые,— тут уж береги уши и нос! Я давно заметил: ударит мороз — воробьи сразу распушатся. А вот для чего, не пойму!

В. Бианки

Птичья столовая

Я и мой товарищ Шура очень любим птиц. Зимние птицы, такие, как синицы и дятлы, часто бывают голодны. Их жалко. Мы решили для них сделать кормушку.

У меня около дома много растёт деревьев. На них часто садятся птицы и ищут своими клювами пищу. Сделали мы из фанеры неглубокие ящики и каждое утро насыпаем туда разных семян. Птицы уже привыкли, больше не боятся подлетать и клюют охотно. Мы советуем, чтобы все ребята занялись этим делом.

Ю. Дмитриев

Снегирь

Ты знаешь, многие птицы с наступлением холодов улетают на юг. А есть и такие, что прилетают к нам только зимой. И называются они снегири, потому что появляются у нас вместе со снегом. Что за странное желание — жить у нас зимой, когда здесь холодно и все птицы уже давно на юге? Но дело в том, что наши леса для снегирей уже «тёплые края»: летом они живут гораздо севернее, где зимой очень сильные морозы. Вот и кажется снегирям наша зима тёплой.

Увидать снегирей легко. Их красные грудки, голубовато-серые спинки, чёрные бархатные шапочки и крылья хорошо заметны на фоне белого снега. Снегири — птицы солидные. Не торопясь перелетают они небольшими стайками с дерева на дерево, вежливо уступая самкам лучшие гроздья рябины.

Весной снегири будут уже далеко на севере— на родине. Совьют там гнёзда, выведут и вскормят птенцов. И лишь поздней осенью или в начале зимы снова раздастся их низкий звонкий посвист: «Жю... жю... жю...— мы прибыли!»

Добро пожаловать! У нас в лесу всегда рады гостям, если они не вредные.

Куприянов С. Куница зимой