Внеурочная деятельность

Шестерикова Наталья Николаевна

Программы внеурочной деятельности 

  • для начальной школы:
  • «Яркие ладошки» (художественно-эстетическое направление),
  • «Вежливые дети» (духовно-нравственное направление),
  • «Удивительный мир информатики» ( интеллектуальное направление)

Скачать:


Предварительный просмотр:

      Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Царёво-Займищенская средняя общеобразовательная школа

Вяземского района Смоленской области

«Согласовано»

Руководитель МО

______ Епифанова М.А.                                      

Протокол  №1 от 31.08.2013

«Согласовано»

Заместитель директора школы по УВР ______Епифанова М.А.                                       2013г.

«Утверждено»

Директор МБОУ Царёво-Займищенской СОШ

________Ящерицына А.П.

Приказ № 94  от 31.08.2013

Рабочая программа    

по внеурочной деятельности 

«Яркие ладошки»

1-2  классы

12612-800x600

                     Рабочую программу

                    составил    учитель

                                                                          Шестерикова Наталья Николаевна

        2013/2014учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа  «Яркие ладошки» реализует художественно-эстетическое направление во внеурочной деятельности в 1-2 классах, составлена с учетом Федерального государственного образовательного стандарта общего образования второго поколения.

  Цель программы:  формирование интереса к эстетической стороне окружающего мира, удовлетворение потребности ребенка в самовыражении через решение следующих задач:

  • развитие навыков продуктивной деятельности (рисование, аппликация);
  • приобщение детей к изобразительному искусству;
  •  развитие у детей изобразительных способностей, художественного вкуса,       творческого воображения, пространственного мышления, эстетического          чувства и понимания прекрасного, воспитания интереса и любви к          искусству;
  • умение работать различными материалами, используемыми в ИЗО;
  • развивать творческую активность воображения у детей, моторику рук;
  • обеспечение чувства психологической защищенности – доверия ребенка к       миру, радости существования;
  • формирование творческого начала личности ребенка, развитие его индивидуальности;
  • формирование знаний, навыков и умений, как средства полноценного развития личности;
  • развитие творчества младших школьников в процессе создания образов, используя различные изобразительные материалы и техники;
  • развитие внимания, восприятия цвета.

Для достижения цели и основных задач необходимо решение частных задач:

  • Осуществлять эстетическое развитие младших школьников средствами изобразительного искусства.
  • Прививать интерес и любовь к изобразительному искусству как средству выражения чувств, отношений, приобщения к миру прекрасного.
  • Развивать воображение детей, поддерживая проявления их фантазии, смелости в изложении собственных замыслов.
  • Совершенствовать и активизировать те знания, умения и навыки, которыми овладевают дети в изобразительной деятельности.
  • Обучать детей различным приемам изобразительной деятельности.
  • Воспитывать художественный вкус в умении подбирать красивые сочетания цветов.
  • Стимулировать и поощрять желание выполнять задание по-своему, дополняя выразительными деталями.

      На реализацию программы отводится 1 час в неделю, всего 34 часа в год.

       

      В основу организации совместной деятельности педагога и детей определен комплексно-тематический принцип с ведущей игровой деятельностью, а решение программных задач осуществляется в разных формах совместной деятельности с детьми, а так же в самостоятельной деятельности детей. Общение с детьми в процессе совместной деятельности осуществляется в форме сотрудничества. Выбор приемов и методов определяется целями и задачами конкретной деятельности и ее содержанием.

  Деятельность организовывается в форме: наблюдение по ситуации, рассматривание предметов искусства, беседа, рисование, аппликация, дидактические игры, подвижные игры, коллективная работа, выставка детских работ.

Рисование - естественная потребность ребенка. У него нет "комплекса неумения". Изобразительная деятельность является едва ли не самым интересным видом деятельности дошкольников. Она позволяет ребенку отразить в изобразительных образах свои впечатления об окружающем, выразить свое отношение к ним. Вместе с тем изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для всестороннего эстетического, нравственного, трудового и умственного развития детей. О том, что рисование важно для развития чувств, мышления и других полезных качеств личности, навыков и умений, писали многие педагоги прошлого: Фребель, Каменский и другие. Изобразительная деятельность не утратила своего широкого воспитательного значения и в настоящее время. Она является важнейшим средством эстетического воспитания. Художники Древней Греции считали, например, что обучение рисованию не только необходимо для многих практических ремесел, но и важно для общего образования и воспитания. В процессе изобразительной деятельности создаются благоприятные условия для развития эстетического и эмоционального восприятия искусства, которые способствуют формированию эстетического отношения к действительности. Наблюдение и выделение свойств предметов, которые предстоит передать в изображении (формы, строение, величины, цвета, расположение в пространстве), способствует развитию у детей чувства формы, цвета, ритма — компонентов эстетического чувства.

     Все дети любят рисовать, но творчество не может существовать под давлением и насилием. Ведь рисование для ребенка - радостный, вдохновенный труд, к которому не надо принуждать, но очень важно стимулировать и поддерживать малыша, постепенно открывая перед ним новые возможности изобразительной деятельности. Нестандартные подходы к организации изобразительной деятельности удивляют и восхищают детей, тем самым, вызывая стремление заниматься таким интересным делом. Оригинальное рисование раскрывает креативные возможности ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер и настроение. Начиная с раннего возраста, необходимо побуждать детей к творчеству, учить видеть мир в живых красках.

   Как сказал один мудрец: "Ребенок - это не сосуд, который надо наполнить, а огонь, который надо зажечь". И совсем не страшно, если наш маленький художник перепачкается, главное - чтобы он получил удовольствие от общения с красками и радовался результатам своего труда.

     Самым доступным способом нетрадиционной техники рисования я считаю рисование пальчиками и печать от руки . Дети в восторге, когда в результате рисования всего двумя пальцами (большим и указательным) на зеленой лужайке появляются веселые желтые цыплята или утята. А когда после небольшой физкультминутки или игры рисунки высохнут, и дети дорисуют недостающие детали и перед глазами предстанет целая картина - радости нет предела. А как дети радуются, когда после того как им разрешили влезть в краску всей ладошкой и отпечатать след, а в итоге оказывается, что этот след похож на белую сказочную птицу, имя которой "Зима". Разве это не чудо? Разве они не маленькие волшебники - художники, которые могут сделать своими руками любые чудеса? Конечно они молодцы, они чародеи и умницы! Это так воодушевляет и подбадривает детей в их фантазиях.

Система мониторинга

   В целях отслеживания динамики достижений детей предусмотрена система мониторинга:

  • первичная диагностика (выявление стартовых условий, проблем развития и достижений ребенка) – сентябрь,
  • итоговая диагностика (оценка степени решения поставленных задач) – май.

РИСОВАНИЕ

Методика обследования – анализ 4-5 детских работ

  1. Передача формы изображения

Высокий уровень – форма передана точно

Средний уровень – есть незначительные искажения

Низкий уровень – искажения значительные, форма не удалась

  1. Строение предмета

Высокий уровень – части расположены верно

Средний уровень – есть незначительные искажения

Низкий уровень – части предмета расположены неверно

  1. Передача пропорций предмета в изображении

Высокий уровень – пропорции предмета соблюдены

Средний уровень – есть незначительные искажения

Низкий уровень – пропорции предмета переданы неверно

  1. Композиция – соотношение по величине разных изображений, составляющих картину:

 Высокий уровень – соблюдается пропорциональность в изображении разных предметов;

Средний уровень – есть незначительные искажения

Низкий уровень – пропорциональность разных предметов передана неверно

  1. Передача движения:

Высокий уровень – движение передано достаточно четко;

 Средний уровень – движение передано неопределенно, неумело;

Низкий уровень – изображение статичное

  1. Цвет – разнообразие цветовой гаммы изображения, соответствующей замыслу и выразительности изображения.

Высокий уровень – цветовое решение соответствует замыслу и характеристике изображаемого

Средний уровень – преобладание нескольких цветов или  оттенков, в большей степени случайное

Низкий уровень – безразличие к цвету, изображение выполнено в одном цвете или случайно взятыми цветами

  1. Характер линии:

Высокий уровень -  линия слитная

Средний уровень – линия прерывистая

Низкий уровень – дрожащая, неуверенная или жесткая, грубая.

  1. Раскрашивание

Высокий уровень – закрашивает в одном направлении, не выходя за пределы контура

Средний уровень – закрашивает крупными размашистыми движениями, иногда выходящими за пределы контура

Низкий уровень – беспорядочными линиями, не умещающимися в пределах контура.

  1. Проявление творчества

Высокий уровень – рисует дополнительные детали, украшает работу

Низкий уровень – не проявляет творчества при выполнении работы

АППЛИКАЦИЯ

 Методика обследования: задание – выполнить аппликацию на тему

«Натюрморт» или «Цветы в вазе»

  1.  Разрезает бумагу на короткие и длинные полоски

Высокий уровень –  отрезанная полоска бумаги ровная

Средний уровень – имеются незначительные искажения

Низкий уровень – имеются значительные искажения

 

  1. Вырезает круг из квадрата, овал – из прямоугольника, с использованием трафарета  

Высокий уровень – вырезает плавно, закругляет углы аккуратно

Средний уровень –  отрезает уголки

Низкий уровень – не выполняет задание

  1. Вырезает одинаковые детали из бумаги, сложенной гармошкой

  Высокий уровень – все детали ровные, одинаковые

Средний уровень – имеются незначительные искажения

Низкий уровень – не справляется с заданием

4. Вырезает симметричные изображения из бумаги, сложенной вдвое и несколько раз (снежинка)

Высокий уровень – изображение симметричное

Средний уровень – имеются незначительные искажения

Низкий уровень – не справляется с заданием

5.Наклеивание изображения

 Высокий уровень – наклеивает аккуратно, изображение получается целым, детали аппликации наклеены без зазоров, ровно;

Средний уровень – наклеивает детали не ровно, между деталями аппликации зазоры, или детали наклеены друг на друга

Низкий уровень – задание не выполняет

6.Создание сюжетных композиций

Высокий уровень – изображение расположено на всем листе, соблюдается пропорциональность в изображении разных предметов;

Средний уровень – изображение расположено на полосе листа, есть незначительные искажения в передаче пропорций;

Низкий уровень – изображение носит случайный характер, не продумано, пропорциональность разных предметов передана неверно.

7. Проявление творчества

Высокий уровень – дополняет предметные и сюжетные композиции деталями, обогащающими изображение

Низкий уровень – не проявляет творчества при выполнении работы

                                   

Результаты мониторинга детей

Рисование

ФИ реб

Задания

1

2

3

4

5

6

7

8

9

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

Аппликация

ФИ реб

Задания

1

2

3

4

5

6

7

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

Н - начало года; К - конец года

Уровни: В – высокий; С – средний; Н - низкий

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

          Искусство в младшем школьном возрасте рассматривается как средство освоения, открытия мира в многообразных формах своего проявления. В период дошкольного детства именно изобразительная деятельность наиболее ярко способствует развитию личности ребенка, активному познанию им окружающего мира, воспитанию навыков творчески передавать свои впечатления в художественной форме. Совместная деятельность педагога и детей – интегрированные задания, ориентированные на личность ребенка, на развитие его способностей.

Роль  педагога в совместной внеурочной деятельности  – роль организатора, участника и художника творческого процесса.

  1. «Организатор» ставит перед детьми определенные задачи, предлагает определенные способы или средства их разрешения, оценивает правильность действий.
  2. «Участник», включенный в общую деятельность с детьми, демонстрирует разнообразные способы действий, решает возникающие в совместной деятельности проблемы вместе с детьми.
  3. «Художник» создает развивающую среду, предметный мир ребенка, когда он непосредственно включен в детскую деятельность, но в то же время предоставляет детям возможность действовать свободно и самостоятельно.

     

Примерный тематический план

Вводное занятие.        Знакомство с программой и правилами поведения в кружке. Режим работы. Материалы, необходимые для занятий. Правила безопасности труда на занятиях. Правила подготовки к работе.

Практическая деятельность.        Изготовление продуктов детского творчества, дидактические и подвижные игры, физкультминутки.

Теоретическая деятельность. Знакомство с видами художественной деятельности – печать от руки, пальцевая живопись

 Итоговое занятие.        Подведение итогов, коллективная работа.

           

№ п/п

Разделы

Кол-во часов

1

Ладошки - отпечаток

15

2

Ладошки - аппликации

6

3

Объёмная игрушка

6

4

Ладошки - рисунки

7

Итого

34

                           

Ладошки – отпечаток.  Наносим краску с помощью губки на ладошку, прикладываем к бумаге, создаем образ и дополняем деталями при помощи пальчиков.

Ладошки – аппликации. Прикладываем ладошку к цветной  бумаге, обводим, вырезаем, делаем аппликацию и дополняем деталями.

Объёмная игрушка. Прикладываем ладошку к цветной бумаге, обводим, вырезаем, приклеиваем объёмные детали.

    Ладошки – рисунки.  Прикладываем ладошку к бумаге, обводим и дополняем  деталями, раскрашиваем.     

                                         ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

В ходе работы дети получат возможность подробнее познакомиться и опробовать различные художественные материалы.

           Дети научатся обсуждать и анализировать работы, видеть разнообразие цветовых оттенков, составлять и применять на практике свои сочетания. Научатся видеть богатый красочный мир вокруг себя, попытаются передать все его многообразие в своих творческих работах.

           Будут работать над развитием зрительной памяти, творческих способностей, воображения, фантазии.

           Результатом будут организованные выставки в школе, более сплоченный дружеский коллектив.

           Учащиеся, общаясь друг с другом, будут воспитывать терпение, доброжелательность, любознательность, способность к сопереживанию. Коллективная деятельность будет формировать расположенность к другим людям, быть чутким, тактичным, терпимым, учить умению слушать и слышать, что в дальнейшем позволит менее болезненно адаптироваться в новых условиях.

      Показатели развития:

- ребенок может сравнивать и различать характерные особенности образа,

- способен передавать линией, цветом, формой характер образа

- разбирается в жанрах искусства

- может находить связь между выразительностью образа и выбором техники исполнения, изобразительных материалов.

                                           

В результате совместной продуктивной деятельности

  • происходит раскрытие творческих способностей ребенка;
  • ребенок обучается новым художественным техникам и способам изображения;
  • развивается способность свободно экспериментировать различными изобразительными техниками, вносить инициативу в замысел, форму изображаемого;
  • развивается образное мышление, активизируется зрительная память;
  • развивается чувство композиции.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

  1. Программа  «Цвет творчества» Н.В. Дубровская.- Санкт-Петербург, «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010г.
  2. Н.В. Дубровская. Яркие ладошки. Рисунки-аппликации.- СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.
  3. Н.В. Дубровская. Рисунки, спрятанные в пальчиках: наглядно-методическое пособие.- СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.
  4. О.А. Таришняя. Я рисую ладошками.- СПб.: изд.дом «Литера», 2011.
  5. Е.А. Немешаева. Ладошки.- М.: Айрис-пресс, 2011.
  6. О.И. Крупенчук. Пальчиковые игры.- СПб.: изд.дом «Литера», 2005.
  7. Е.С. Ефимовский. Игры, стихи, загадки для развития речи.- СПб.: изд.дом «Литера», 2005.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Царёво-Займищенская средняя общеобразовательная школа

Вяземского района Смоленской области

«Согласовано»

Руководитель МО

________Епифанова М.А.

Протокол  №1 от 31.08.2013

«Согласовано»

Заместитель директора школы по УВР ______Епифанова М.А.                                       2013г.

«Утверждено»

Директор МБОУ Царёво-Займищенской СОШ

________Ящерицына А.П.

Приказ № 94  от 31.08.2013

Рабочая программа    

по внеурочной деятельности 

«Вежливые дети»

1-2  классы

Рабочую программу составил                                                                                                                         учитель

                                                            Шестерикова Наталья Николаевна

Рассмотрено на заседании

педагогического совета школы

протокол № 1  от  31.08.2013 г

        2013/2014учебный год

Пояснительная записка

    Программа  «Вежливые дети» реализует духовно-нравственное направление во внеурочной деятельности в 1-2 классах, составлена с учетом Федерального государственного образовательного стандарта общего образования второго поколения. Главное назначение данной программы – формирование навыков общения и  культуры поведения младших школьников, развитие и совершенствование их нравственных качеств, ориентация на общечеловеческие ценности.

         Основными методами реализации программы являются изучение речевого этикета, приучение школьников к выполнению правил культурного поведения и разъяснение им соответствующих норм морали на основе игровой деятельности, решения проблемных ситуаций.

На реализацию программы отводится 1 час в неделю, всего 34 часа в год.

Задачи программы:

  • обучение школьников навыкам общения и сотрудничества;
  • формирование у младших школьников навыков речевого этикета и культуры поведения;
  • развитие коммуникативных умений в процессе общения;
  • введение в мир человеческих отношений, нравственных ценностей, формирование личности ребенка.

Основные разделы программы:

  • «Я и общество»;
  • «Мой речевой этикет»;
  • «Моя культура поведения»;
  • «Путешествие в Мир сказок и приключений».

Воспитательные идеи программы:

  • Старайся делать добро!
  • Бойся обидеть человека!
  • Люби и прощай людей!
  • Поступай по отношению к другим так, как хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе!
  • Познай мир и себя!
  • Не ленись, не поддавайся и не ищи оправдания собственным слабостям!

Ожидаемые результаты:

  • обогащение личного опыта общения детей;
  • ориентация на выполнение нравственных норм - заповедей в процессе общения;
  • овладение нормами речевого этикета и культуры поведения.

Содержание программы

  1.  «Я и общество»  (8часов)

Кто я и как выгляжу? Что в нашем имени? Плохо одному. Товарищи и друзья. Как завоевывать друзей. Бескорыстие в дружбе Верность слову.

  1. «Мой речевой этикет» (8часов)

Что такое этика и этикет. Роль мимики, жестов и позы в общении. О вежливых словах и их применении. Правила знакомства, представления и обращения. Правила приветствия и прощания. Правила извинения и просьбы. Правила благодарности и отказа.

  1. «Моя культура поведения» (14 часов)

Отношение к старшим Отношение к учителю. Отношение к малышам. Как вести себя в школе, на переменах. Правила поведения в столовой, за столом. Правила поведения с гостями, в гостях, приглашение гостей. Искусство делать подарки. Как правильно разговаривать по телефону. Правила поведения в общественном транспорте. Как вести себя в общественных местах. Правила поведения в театре и кино. Поведение в библиотеке и музее. Как вести себя в божьем Храме. Как вести себя с людьми с ограниченными возможностями.

  1. «Путешествие в мир сказок и приключений» (4 часа)

Добро и зло в сказках. Сказки – волшебство, чудо и правда. Сказка – ложь, да в ней намек. Что мы узнали и чему научились.

Оценка результатов

Отслеживание результата – это видение того, насколько идет продвижение к цели.

Оценивание результата – это сопоставление полученного результата с предполагаемым или заданным. Качественный анализ деятельности относительно целей.

Первичный контроль проводится на первых занятиях с целью выявления воспитанности, тактичности детей, их способностей к вежливости и умения общаться.  Он может быть в форме  собеседования  или тестирования. Оптимальным  вариантом итогового контроля в коллективе могут стать игровые программы (инсценировка бесед вежливых детей, различных ситуаций, требующих от детей вежливого отношения к окружающим), а также анализ проведения мероприятия «Путешествие по «Школе вежливых наук»  в форме беседы.

Модель выпускника «Вежливые дети»

Выпускник обладает:

  • обогащенным личным опытом общения с окружающими;
  • нравственными нормами –  заповедями в процессе общения и выполняет их;
  • нормами речевого этикета и культуры поведения;
  • знаниями народных традиций отношения к старшим;
  • развитым интересом к дополнительным источникам знаний для дальнейшего самообразования и самореализации;
  • способностью работать в едином темпе со всем коллективом;
  • эмоционально-положительным восприятием системы своих отношений со сверстниками и взрослыми;
  • способностью к ответственному поведению;
  • принятием и соблюдением социальных этических норм.

Диагностическая карта к курсу «Вежливые дети»

Теоретические знания

Ф.И.

учащегося

Знание основных понятий раздела «Я и общество»

Знание понятий «этика» и «этикет»

Знание правил культуры поведения, народные традиции отношения к старшим

Знание сказок о добре и зле

Практические умения

Ф.И учащегося

Умение применять навыки речевого этикета и культуры поведения

Умение разыграть и моделировать ситуации правил речевого этикета, в том числе и проблемные

Использование приобретенных этических норм в повседневной жизни

Критерии к диагностической карте

За наличие знаний и умений в той или иной графе карты ребенок получает один балл, по окончании диагностики баллы складываются,  и сумма баллов определяет уровень знаний и умений учащегося.

Высокий уровень (6 и более баллов)

Знает все основные понятия раздела «Я и общество»;

Знает и умеет объяснить понятия «этика» и «этикет»;

Знает правила культуры поведения;

Знает народные традиции отношения к старшим;

Знает много сказок о добре и зле;

Свободно применяет навыки речевого этикета и культуры поведения;

Умеет разыграть и моделировать ситуации правил речевого этикета, в том числе и проблемные;

Активно использует приобретенные этические нормы в повседневной жизни.

Средний уровень (3-5 баллов)

Знает большинство основных понятий раздела «Я и общество»;

Знает, но не может хорошо объяснить понятия «этика» и «этикет»;

Знает большинство правил культуры поведения;

Знает некоторые народные традиции отношения к старшим;

Знает сказки о добре и зле;

Применяет навыки речевого этикета и культуры поведения;

Умеет разыграть и моделировать большинство ситуаций правил речевого этикета, в том числе и проблемные;

Часто использует приобретенные этические нормы в повседневной жизни.

Низкий уровень (1-2 балла)

Знает немного основных понятий раздела «Я и общество»;

Знает, но не может объяснить понятия «этика» и «этикет»;

Частично знает некоторые правила культуры поведения;

Не знает народные традиции отношения к старшим;

Знает мало сказок о добре и зле;

Слабо применяет навыки речевого этикета и культуры поведения;

Слабо разыгрывает и моделирует ситуации правил речевого этикета, в том числе и проблемные или совсем не умеет;

Редко использует приобретенные этические нормы в повседневной жизни.

Используемая литература:

  1. Васильева-Гангус Л. «Азбука вежливости», М., 1984;
  2. Камычек Я. «Вежливость на каждый день», М., 1975;
  3. Смолка К., «Правила хорошего тона», М., 1980;
  4. Максимовский М., «Этикет делового человека», М., 1994;
  5. Дорохов А. «О культуре поведения», М., 1986;
  6. Карнеги Д. «Как завоевывать друзей»;
  7. Лаврентьева Л.И. «Школа и нравственное воспитание личности»,

ж. «Завуч начальной школы», №5, 2004.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Царёво-Займищенская основная общеобразовательная школа

Вяземского района Смоленской области

СОГЛАСОВАНА

Руководитель МО

_______ ________________

Протокол №1 от 30.08.2019

РАССМОТРЕНА

Руководитель экспертной группы

_________ Гусева Л.Н.

2019 г.

УТВЕРЖДЕНА

приказом директора школы А.П.Ящерицыной

от 30.08.2019 №

ПРОГРАММА

внеурочной деятельности

«Удивительный мир информатики»

2-4 классы

(34 часа в год)

Рабочую программу составил

                                                                     учитель информатики

Шестерикова Наталья Николаевна

Рассмотрена на заседании педагогического

совета школы и рекомендована к утверждению

(протокол №1 от 30.08.2019)

2019/ 2020   учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная программа внеурочной деятельности составлена для учащихся 2-4 классов общеобразовательных школ в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и нацелена на обеспечение реализации трех групп образовательных результатов: личностных, метапредметных и предметных.

Целью обучения по программе «Удивительный мир информатики» является развитие интеллектуальных и творческих способностей детей средствами информационных технологий.

Задачи обучения:

  • познакомить школьников с устройством ввода информации - клавиатурой;
  • дать школьникам представления о современном информационном обществе, информационной безопасности личности и государства;
  • дать школьникам первоначальное представление о компьютере и современных информационных и коммуникационных технологиях;
  • научить учащихся работать с программами WORD, PAINT, Блокнот, Калькулятор;
  • углубить первоначальные знания и навыки использования компьютера для основной учебной деятельности;
  • развить творческие и интеллектуальные способности детей, используя знания компьютерных технологий.
  • сформировать эмоционально-положительное отношение к  компьютерам.

Программные средства, используемые в программе, обладают разнообразными графическими возможностями, понятным даже первокласснику интерфейсом. Эти программы русифицированы, что позволяет легко и быстро их освоить. Так как программы строятся по логическим законам, возможна организация разнообразной интересной деятельности с четким переходом от одного вида работы к другому, с конкретными указаниями, на что обратить внимание. При этом будет развиваться произвольное внимание детей. Несмотря на общие возрастные особенности, каждый ребенок индивидуален в своем развитии, поэтому программа предусматривает индивидуальный подход к каждому ребенку.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения

внеурочного курса

С учетом специфики интеграции учебного предмета в образовательный план конкретизируются цели выбранного курса «Информатика» в рамках той или иной образовательной области для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты.

Эти требования достигаются под воздействием применения методики обучения и особых отношений «учитель — ученик»:

  • готовность и способность к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию;
  • ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции;
  • социальные компетенции;
  • личностные качества

Метапредметные результаты.

Эти требования достигаются при освоении теоретического содержания курса, при решении учебных задач в рабочей тетради и на компьютере, при выполнении проектов во внеурочное время — это освоение УУД:

  • познавательных;
  • регулятивных;
  • коммуникативных;
  • овладение межпредметными понятиями (объект, система, действие, алгоритм и др.)

Предметные результаты.

Эти требования достигаются при освоении теоретического содержания курса, при решении учебных задач на компьютере, при выполнении заданий и проектов во внеурочное время.

Предметные результаты:

  • овладение простейшими способами представления и статистических данных; формирование представлений о статистических закономерностях в реальном мире и о различных способах их изучения, о простейших вероятностных моделях; развитие умений извлекать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах, графиках, описывать и анализировать массивы числовых данных с помощью подходящих статистических характеристик, использовать понимание вероятностных свойств окружающих явлений при принятии решений;
  • развитие умений применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости справочных материалов, компьютера, пользоваться оценкой и прикидкой при практических расчётах;
  • развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами–линейной, условной и циклической;
  • формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей – таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;
  • формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.

С точки зрения достижения планируемых результатов обучения наиболее ценными являются следующие компетенции, отраженные в содержании курса:

  • наблюдать за объектами окружающего мира; обнаруживать изменения, происходящие с объектом, и учиться устно и письменно описывать объекты по результатам наблюдений, опытов, работы с информацией;
  • соотносить результаты наблюдения с целью, соотносить результаты проведения опыта с целью, т. е. получать ответ на вопрос «Удалось ли достичь поставленной цели?»;
  • устно и письменно представлять информацию о наблюдаемом объекте, т. е. создавать текстовую или графическую модель наблюдаемого объекта с помощью компьютера с использованием текстового или графического редактора;
  • понимать, что освоение собственно информационных технологий (текстового и графического редакторов) является не самоцелью, а способом деятельности в интегративном процессе познания и описания (под описанием понимается создание информационной модели текста, рисунка и др.);
  • выявлять отдельные признаки, характерные для сопоставляемых объектов; в процессе информационного моделирования и сравнения объектов анализировать результаты сравнения (ответы на вопросы «Чем похожи?», «Чем не похожи?»); объединять предметы по общему признаку (что лишнее, кто лишний, такие же, как..., такой же, как...), различать целое и часть. Создание информационной модели может сопровождаться проведением простейших измерений разными способами. В процессе познания свойств изучаемых объектов осуществляется сложная мыслительная деятельность с использованием уже готовых предметных, знаковых и графических моделей;
  • решать творческие задачи на уровне комбинаций, преобразования, анализа информации при выполнении упражнений на компьютере и компьютерных проектов;
  • самостоятельно составлять план действий (замысел), проявлять оригинальность при решении творческой конструкторской задачи, создавать творческие работы (сообщения, небольшие сочинения, графические работы), разыгрывать воображаемые ситуации, создавая простейшие мультимедийные объекты и презентации, применять простейшие логические выражения типа: «...и/или...», «если... то...», «не только, но и...» и давать элементарное обоснование высказанного суждения;
  • овладевать первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования, хранения информации, использования компьютера; при выполнении интерактивных компьютерных заданий и развивающих упражнений — поиском (проверкой) необходимой информации в интерактивном компьютерном словаре, электронном каталоге библиотеки. Одновременно происходит овладение различными способами представления информации, в том числе в табличном виде, упорядочения информации по алфавиту и числовым параметрам (возрастанию и убыванию);
  • получать опыт организации своей деятельности, выполняя специально разработанные для этого интерактивные задания. Это задания, предусматривающие выполнение инструкций, точное следование образцу и простейшим алгоритмам, самостоятельное установление последовательности действий при выполнении интерактивной учебной задачи, когда требуется ответ на вопрос «В какой последовательности следует это делать, чтобы достичь цели? »;
  • получать опыт рефлексивной деятельности, выполняя особый класс упражнений и интерактивных заданий. Это происходит при определении способов контроля и оценки собственной деятельности (ответы на вопросы «Такой ли получен результат?», «Правильно ли я делаю это?»), нахождении ошибок в ходе выполнения упражнения и их исправлении;
  • приобретать опыт сотрудничества при выполнении групповых компьютерных проектов: уметь договариваться, распределять работу между членами группы, оценивать свой личный вклад и общий результат деятельности.

В результате всего вышеперечисленного происходит развитие системы УУД, которые, согласно ФГОС, являются основой создания учебных курсов.

Формы и режим занятий

Формы организации внеурочной деятельности:

   В процессе обучения используются следующие формы занятий:

  • вводное занятие,
  • комбинированное учебное занятие,
  • занятие-презентация,
  • урок-КВН,
  • демонстрация,
  • игры,
  • проектная деятельность.

Программа рассчитана на 2 года обучения, 68 часов. Занятия проводятся: 1 раз в неделю, всего 34 часа в год.

Ожидаемые результаты освоения программы:

1-й год обучения

Личностные результаты.

К концу обучения учащиеся должны знать:

  • правила техники безопасности;
  • правила работы за компьютером;
  • назначение и работу графического редактора PAINT;
  • назначение и работу стандартных программ «Блокнот» и «Калькулятор».

должны уметь:

  • соблюдать требования безопасности труда и пожарной безопасности;
  • включить, выключить компьютер;
  • работать с устройствами ввода/вывода (клавиатура, мышь, дисководы);
  • набирать информацию на русском регистре;
  • запустить нужную программу, выбирать пункты меню, правильно закрыть программу.
  • работать с программами   WORD, PAINT, Блокнот, Калькулятор.

Метапредметные результаты:

-         работать в сотрудничестве;

-         уметь находить пути поиска информации.

Личностные УУД:

-     положительно относиться к учению, к познавательной деятельности, желание

приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся, осознавать

свои трудности и стремиться к их преодолению, осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе;

-        осознавать себя как индивидуальность и одновременно как члена общества, признавать для себя общепринятые морально-этических нормы;

-        осознавать себя как гражданина, как представителя определённого народа, определённой культуры, интерес и уважение к другим народам.

Регулятивные УУД:

-         определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;

-         учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;

-         учиться работать по предложенному учителем плану.

Познавательные УУД:

-         делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

Коммуникативные УУД:

-         оформлять свои мысли в устной форме;

-         слушать и понимать речь других;

-         учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

2-й год обучения

Личностные результаты.

К концу обучения учащиеся должны знать:

  • правила техники безопасности;
  • правила работы за компьютером;
  • назначение и работу графического редактора PAINT;
  • назначение и работу стандартных программ «Блокнот» и «Калькулятор»;
  • возможности текстового редактора WORD;
  • понятие информации, свойства информации;
  • назначение и работу программы PowerPoint;
  • Основные блоки клавиш;
  • Компьютерные сети;
  • информационные процессы;
  • понятие информации, свойства информации;

должны уметь:

  • соблюдать требования безопасности труда и пожарной безопасности;
  • включить, выключить компьютер;
  • работать с устройствами ввода/вывода (клавиатура, мышь, дисководы);
  • набирать информацию на русском регистре;
  • запустить нужную программу, выбирать пункты меню, правильно закрыть программу.
  • работать с программами   WORD, PAINT, Блокнот, Калькулятор
  • работать со стандартными приложениями Windows;
  • Создавать презентации;
  • пошагово выполнять алгоритм практического задания;
  • осуществлять поиск информации на компьютере.

Метапредметные результаты:

-      освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

-   активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникативных технологий (далее – ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

-    использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет); в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, готовить своё выступление; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;

-   готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Личностные УУД:

-     положительно относиться к учению, к познавательной деятельности, желание

приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся, осознавать

свои трудности и стремиться к их преодолению, осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе;

-        осознавать себя как индивидуальность и одновременно как члена общества, признавать для себя общепринятые морально-этических нормы;

-        осознавать себя как гражданина, как представителя определённого народа, определённой культуры, интерес и уважение к другим народам.

Регулятивные УУД:

-         определять и формулировать цель деятельности  с помощью учителя;

-         учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;

-         учиться работать по предложенному учителем плану.

Познавательные УУД:

-         находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

-         делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

-         преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Коммуникативные УУД:

-         оформлять свои мысли в устной форме;

-         слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;

-         договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;

-         учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

Тематическое планирование

Первый год обучения

№ п/п

Раздел, тема учебного занятия

Количество часов

Теория

Практика

1

Вводное занятие

1

0

2

Информация вокруг нас

1

0

3

Графический редактор PAINT

1

4

4

Знакомство со стандартными программами. «Блокнот»

1

2

5

Знакомство со стандартными программами. «Калькулятор»

1

2

6

Текстовый редактор WORD

2

12

7

Развивающие игры

5

0

8

Знакомство с медиапродукцией

1

1

Итого часов за год

34

Второй год обучения

№ п/п

Раздел, тема учебного занятия

Количество часов

Теория

Практика

1

Вводное занятие. Из чего состоит компьютер?

1

0

2

Информация в природе и технике

1

0

3

Графический редактор PAINT

1

0

4

Создание презентаций с помощью PowerPoint

1

5

5

Элементарные вычисления на калькуляторе

0

1

6

Работа в текстовом процессореWORD

1

4

7

Решение головоломок (логических задач)

1

1

8

Разработка простейших компьютерных программ

0

3

9

Работа на клавиатурном тренажере

0

3

10

Мультимедийная информация и ее применение в обучении

1

3

11

Сетевые технологии. Интернет

2

5

Итого часов за год

34

Содержание курса

1 год обучения

Тема 1. Вводные знания. Информационные технологии, информация.

Тема 2. Информация вокруг нас

Организация хранения информации в компьютере.

Знакомство с информацией в программе «Роботландия».

Информация в компьютере. Диски. Дискеты.

Тема 3. Графический редактор PAINT

Назначение, запуск/ закрытие, структура окна. Создание, хранение и считывание документа.

Выполнение рисунка с помощью графических примитивов. Цвет в графике. Изменение рисунка (перенос, растяжение / сжатие, удаление и т.д.).

Изобретаем узоры. Работа на заданную или выбранную тему.

Выполнение рисунка по стихотворению «У лукоморья дуб зеленый».

Тема 4. Знакомство со стандартными программами. «Блокнот»

Назначение программы. Структура окна.

Работа с текстом. Набор текста и редактирование. Копирование, перемещение текста. Исправление ошибок.

Тема 5. Знакомство со стандартными программами. «Калькулятор»

Назначение программы. Структура окна. Виды калькулятора.

Работа с простейшими арифметическими действиями. Решение задач.

Тема 6.Текстовый редактор WORD

Назначение, запуск/ закрытие, структура окна. Основные объекты  

редактора (символ, слово, строка, предложение, абзац).

Создание, хранение и считывание документа.

Основные операции с текстом. Внесение исправлений в текст. Проверка орфографии. Форматирование текста (изменение шрифтов, оформление абзаца).

Сохранение файла на диск и загрузка с диска.

Режим вставки (символов, рисунков).

 Рисунок в WORD. Параметры страницы.

Оформление текстов с помощью WORDART.

Таблицы. Составление кроссвордов.  Поиск и исправление ошибок.

Копирование и перемещение текста.

Урок-КВН.

Творческая работа Забавное рисование из знаков препинания.

 Итоговая работа по WORD.

Тема 7.Развивающие игры. Игры на внимательность (поиск предметов) Стратегические игры. Выигрышная стратегия. Построения древа игры.

Тема 8. Знакомство с медиапродукцией

Демонстрация видеофрагментов с использованием медиадисков.

Демонстрация мультфильмов, сказок (диск «Никита»).

2 год обучения

Тема 1.Вводное занятие. Из чего состоит компьютер?

Тема 2. Информация в природе и технике, определение информации, информатика, свойства информации

Тема 3. Графический редактор PAINT. Работа с палитрой цветов

Тема 4. Создание презентаций с помощью PowerPoint.

Интерфейс программы (структура окна), основные функции редактирования текста.

 Работа со стилями.

 Создание нового слайда, фон слайда.

 Вставка рисунков и других объектов на слайд.

 Создание скриншотов.

Анимация на слайдах

Тема 5.Элементарные вычисления на калькуляторе (Сложение и вычитание чисел)

Тема 6. Работа в текстовом процессореWORD.

Форматирование документа, вставка рисунков.

Создание таблиц, вставка специальных символов.

Создание перекрестных ссылок.

Форматирование абзацев.

Сохранение документа.

Печать.

Тема 7. Решение головоломок (логических задач).

Тесты на внимательность.

Тема 8. Разработка простейших компьютерный программ.

Работа в среде программирования «Логомиры».

Простейшие элементы программирования в офисных приложениях.

Работа над проектом «моя первая программа».

Основные принципы работы компьютерных программ

Тема 9. Работа на клавиатурном тренажере.

Основные блоки клавиш. Работа с алфавитно-цифровым блоком клавиш. Функциональные клавиши. Клавиши управления курсором.

Управляющие клавиши. «Клавиатурные гонки онлайн».

Тема 10. Мультимедийная информация и ее применение в обучении. Графические редакторы.

Звуковые редакторы.

Видео редакторы.

Плееры, их отличие.

Тема 11. Сетевые технологии.

Интернет.

Компьютерные сети.

Локальная компьютерная сеть.

Глобальная компьютерная сеть. Браузеры.

Поиск информации в интернете. Почтовые сервисы.

Образовательные сайты.

Работа в чатах, регистрация на почтовом сервере. Подведение итогов.

Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности

«Удивительный мир информатики»

Класс:   2-4 классы

Учитель: Шестерикова Наталья Николаевна

Количество часов:        по программе – 34,         в неделю – 1

№ п/п

Тема урока

Кол-во час

Дата проведения

план

факт

1

Вводное занятие. Информационные технологии, информация.

1

02.09

2

Информация вокруг нас. ТБ и организация рабочего места

1

09.09

3

Знакомство с графическим редактором PAINT

1

16.09

4

Выполнение рисунка с помощью графических примитивов.

1

23.09

5

Цвет в графике. Изменение рисунка (перенос, растяжение / сжатие, удаление и т.д.).

1

30.09

6

Изобретаем узоры. Работа на заданную или выбранную тему.

1

07.10

7

Выполнение рисунка по стихотворению «У лукоморья дуб зеленый»

1

14.10

8

Знакомство со стандартными программами. «Блокнот»

1

21.10

9

Работа с текстом. Набор текста и редактирование

1

28.10

10

Копирование, перемещение текста. Исправление ошибок.

1

11.11

11

Знакомство со стандартными программами. «Калькулятор»

1

18.11

12

Работа с простейшими арифметическими действиями.

1

25.11

13

Решение задач.

1

02.12

14

Текстовый редактор WORD. Основные объекты  

редактора

1

09.12

15

Создание, хранение и считывание документа. Вводим текст

1

16.12

16

Редактирование текста

1

23.12

17

Работаем с фрагментами текста

1

30.12

18

Форматирование текста

1

13.01

19

Режим вставки (символов, рисунков).

1

20.01

20

Сохранение файла на диск и загрузка с диска.

1

27.01

21

Создаем простые таблицы

1

03.02

22

Составление кроссвордов

1

10.02

23

Рисунок в WORD

1

17.02

24

Оформление текстов с помощью WORDART

1

02.03

25

Урок-КВН

1

16.03

26

Творческая работа. Забавное рисование из знаков препинания.

1

23.03

27

Итоговая работа по WORD.

1

30.03

28

Развивающие игры

1

06.04

29

Игры на внимательность (поиск предметов)

1

13.04

30,

31

Стратегические игры. Выигрышная стратегия.

2

20.04

27.04

32

Построения древа игры.

1

18.05

33

Знакомство с медиапродукцией. Демонстрация видеофрагментов с использованием медиадисков.

1

25.05

34

Резерв учителя. Демонстрация мультфильмов, сказок

1