Методическое объединение

.Реализация педагогических инициатив носит системный характер и направлена на формирование образовательного пространства для эффективного обучения детей с нарушениями речи и дальнейшую успешную их социализацию в обществе.  Являюсь членом психолого-медико-педагогического консилиума на базе ДОУ. Участвую в трансляции передового педагогического опыта на заседаниях методического объединенияна интерактивной площадке учреждения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Доклад

к выступлению на методическом объединении

учителей-логопедов МБДОУ № 24 «Космос»

Слайд 1. Добрый день уважаемые коллеги! Тема нашей сегодняшней встречи «Технологии формирования фонематического слуха у детей дошкольного возраста».

Слайд 2. Выделяют три вида слуха: физиологический, музыкальный и собственно тот, который нас сегодня интересует – фонематический.

Слайд 3. Фонематический слух – это способность человека к анализу и синтезу речевых звуков, т.е. слух, обеспечивающий восприятие фонем родного языка.

В логопедической практике накоплено достаточное количество методик, научных трудов, статей по коррекции речевых нарушений у дошкольников (Р.Е.Левина, В.К.Орфинская, О.В.Правдина, Т.В.Туманова, Т.Б.Филичева, М.Е.Хватцев, Г.В.Чиркина и др.). Но, тем не менее, нами была предпринята еще одна попытка разработки и систематизации практического материала, направленного на развитие и коррекцию фонематического слуха у детей с тяжелыми нарушениями речи.  

Слайд 4. Вся работа естественно велась в соответствии с принципами логопедии, которые мы все знаем. Их вы видите сейчас на слайде.

Принцип системности опирается на представление о речи, как о сложной функциональной системе, структурные компоненты которой находятся в тесном взаимодействии. В связи с этим необходимо подбирать лингвистический материал таким образом, чтобы способствовать формированию у детей лексических, морфологических и синтаксических обобщений.

Принцип развития предполагает выделение в процессе логопедической работы тех задач, трудностей, этапов, которые находятся в зоне ближайшего развития ребенка. Необходимо выявлять имеющийся, актуальный уровень развития фонематического восприятия у каждого ребенка и строить работу с учетом потенциального уровня развития, к которому следует стремиться.

Патогенетический принцип предполагает учет механизма нарушения, основным механизмом нарушения фонематической стороны языка является несформированность фонематических противопоставлений. Основным содержанием коррекционно-логопедической работы является преодоление данного механизма, формирование у ребенка полноценных фонематических противопоставлений.

Онтогенетический принцип предполагает разработку методики коррекционно-логопедического воздействия с учетом последовательности появления форм и функций речи, а также видов деятельности ребенка в онтогенезе. Формирование фонематического восприятия должно опираться на предшествующие его появлению в онтогенезе процессы. Последовательность выработки фонематических противопоставлений определяется закономерностью их появления в процессе онтогенеза.

Принцип опоры на сохранные функции или принцип обходного пути предполагает формирование новой функциональной системы в обход пострадавшего звена и использование всех доступных анализаторов. Поэтому необходимо использовать зрительный, кинестетический, слуховой контроль на начальных этапах работы.

Принцип поэтапного формирования умственных действий (по П.Я. Гальперину) предполагает постепенное преобразование внешних материальных действий во внутренние, умственные действия. Они претерпевают постепенное обобщение, сокращение и свертывание.

Принцип комплексного  подхода к преодолению речевых нарушений, отражает необходимость всестороннего и общего воздействия на психофизическое состояние ребенка разными специалистами (логопедами, врачами, психологами, педагогами, воспитателями) и семьи, разными средствами и в разных условиях.

Работа по развитию фонематического слуха начинается на материале неречевых звуков и постепенно охватывает все звуки речи. Упражнения и игры предлагаются в строгой последовательности и условно, если мы представим себе лестницу, по которой мы поднимаемся вверх, подразделяются на шесть «ступенек».

Слайд 5.

1-я «ступенька» - узнавание неречевых звуков; 2-я различение высоты, силы, тембра голоса; 3-я «ступенька» - различение слов, близких по звуковому составу; 4-я различение слогов; 5-я различение звуков; 6-я «ступенька» - анализ звукового состава слова. Вот так выглядит наша воображаемая «Фонематическая лестница».

Слайд 6-7.

И так 1-я «ступенька» - узнавание неречевых звуков.

Цель первого этапа - развитие слухового внимания и слуховой памяти, что особенно важно для успешного развития фонематического восприятия вообще. Неумение вслушиваться в речь окружающих часто является одной из причин неправильного произношения, поэтому нужно научить ребенка слышать звуки, уметь их сравнивать.

  На этом этапе можно рекомендовать игры и упражнения на различение звуков окружающих шумов. Предложите малышу послушать звуки за окном: закрой глазки и прислушайся! Что шумит? Что гудит? Кто кричит? Кто разговаривает? Кто смеется? и т.д.

Также предлагаются игры на различение звучания музыкальных инструментов, игрушек и других различных предметов, а также голосов природы.

Игра «Узнай по звуку»

Цель: развитие слухового восприятия, дифференциация неречевых звуков.

Оборудование: стаканы (с водой и пустой), баночки с крупами, фольга, лист бумаги, деревянные и металлические ложки, ширма.

Описание игры: сначала логопед показывает и называет предметы, демонстрирует ребенку их звучание. Затем  за ширмой выполняет различные действия с предметами (переливает воду, пересыпает крупу...). Ребёнок должен определить, что он слышит.

На слайде вашему вниманию представлены ещё несколько вариантов игр, их подробное описание вы найдете в распечатках, которые получите в конце нашей встречи.

Хочется отметить, что очень важно отнестись к упражнениям первой «ступеньки» серьезно, уделить им столько времени и внимания, сколько понадобиться и при этом не забывать, что занятия должны стать привлекательными и интересными для детей. И сделать наши занятия не скучными на данном этапе работы помогут игры, предлагаемые логопедическим порталом «Мерсибо» (к ноутбуку приглашается один желающий педагог имеющий стикер красного цвета для участия в игре «Неречевые звуки»).

Слайд 8.

Второй этап работы и вторая наша с вами «ступенька» это различение высоты, силы и тембра голоса. На этом этапе необходимо научить ребенка понимать интонацию речи и самому владеть теми средствами, которыми выражаются эмоциональные оттенки речи.

Игра «Далеко — близко»

Игра направлена на развитие основных качеств голоса: силы, высоты.

Взрослый показывает ребенку игрушечного котенка и просит внимательно послушать и запомнить, как он мяукает, когда находится близко (громко), и как — когда далеко (тихо). Затем произносит «Мяу», меняя силу голоса, а малыш отгадывает, близко или далеко мяукает котенок.

Затем малыш сам мяукает по сигналу взрослого: «близко» — «далеко».

Дальнейшее усложнение игры состоит в том, что ребенок будет различать мяуканье, ориентируясь на тембр и индивидуальные особенности голоса говорящего. Взрослый объясняет, что котенок очень боится щенка и мяукает жалобно, дрожа и замирая от страха. Ребенок должен мяукнуть, изображая страх.

Аналогично можно играть, различая, где гудит пароход («у-у-у») — далеко (тихо) или близко (громко); какая дудочка играет — большая («у-у-у» произносит низким голосом) или маленькая («у-у-у» произносит высоким голосом); кто плачет - мальчик («а-а-а» низким голосом) или девочка («а-а-а» высоким голосом).

Кроме того, на этом этапе важно научить ребенка определять на слух темп речи. Помогут в этом игры на выполнение движений в соответствующем темпе (слово предоставляется Лидии Юрьевне, которая проводит с педагогами игру «Угадай, как надо делать»).

Игра «Угадай, как надо делать»

Взрослый несколько раз произносит в разном темпе фразу: «Мелет мельница зерно». Дети, подражая работе мельницы, должны делать круговые движения руками в том же темпе, в котором говорит взрослый. Так же можно обыграть другие фразы («Наши ноги ходили по дороге») или даже стишки:

Капля раз, капля два,
Капля медленно сперва-
Кап, кап, кап, кап
(медленные хлопки).
Стали капли поспевать.
Капля каплю догонять-
Кап, кап, кап, кап.
(хлопки чаще)
Зонтик поскорей раскроем,
От дождя себя укроем
(руки над головой).

На логопедических занятиях можно использовать и драматизацию.

Взрослый рассказывает сказку «Три медведя», сопровождая свою речь показом иллюстраций. Произнося реплики то очень низким, то средним по высоте, то высоким голосом спрашивает: «Кто это говорит?» Малыш угадывает медведей.

Спросите, например:

- что сказал Михаил Иванович, когда увидел, что его стул сдвинут?

Малыш, отвечая на вопросы, меняет соответственно высоту голоса. Взрослый должен следить, чтобы подражая Мишутке, Анастасии Петровне и Михаилу Ивановичу, он не говорил очень высоко (до писка) и очень низко (до хрипоты в голосе), т.е. чтобы повышал и понижал голос в доступных для него пределах.

С детками постарше можно драматизировать эту сказку.

В игре с ребенком 2−4 лет взрослый руководит ходом игры, беря на себя роль ведущего. Дети 5−7 лет, выучив правила игры, могут играть в нее самостоятельно.

Слайд 9.

3-я «ступенька» – различение слов, близких по звуковому составу.

Овладение ребенком речью связано с его повышенным интересом к звучащему слову. Малыш к концу второго года жизни становится настоящим выдумщиком, сочиняя целые песенки, состоящие из набора разных звуков и слов, близких по звучанию. Он вслушивается в их сочетание, наслаждаясь звучанием. Тем самым, ребенок производит большую мыслительную работу над звуковой стороной слова.

Так почему же не воспользоваться природной одаренностью детей к рифмованию слов?!

Игра «Не ошибись»

Взрослый показывает ребенку картинку и громко, четко называет изображение: «Бумага». Затем объясняет: «Я буду называть эту картинку то правильно, то неправильно, а ты внимательно слушай. Когда я ошибусь, хлопни в ладоши». Затем произносит: «Бумага — пумага — тумага — пумака — бумака». Игра интересна детишкам и они всегда радостно откликаются на нее.

Необходимо подчеркнуть, что начинать надо со слов простых по звуковому составу, постепенно переходя к более сложным.

Усложнение этой игры состоит в том, что ребенок должен реагировать на неверно сказанное слово не хлопком, а поднятием кружка из цветного картона. Сначала взрослый предлагает детям, услышав неверное слово, поднимать красный кружок; в дальнейшем — красный, если заметят ошибку, и зеленый, если слово произнесено верно. Последний вариант игры в большей степени способствует развитию у детей внимания.

Можно использовать стишки для включения в них недостающего слова, что развивает в детях чувство ритма и рифмы, способствует пополнению словарного запаса, улучшает фонематические представления ребенка.

В Африке найдем не раз мы кокос и (ананас).
Спорят брошки и заколки: у кого острей (иголки).
Ослик любит очень золотую (осень).

        Ну то, что дети обладают природной одаренностью к рифмованию мы с вами уже выяснили, а сейчас мы предлагаем попробовать поиграть в рифмы вам, дорогие коллеги (педагоги со стикерами зеленого цвета проходят за стол №1, синего - №2. Проводится игры «Подбери рифму»).

Слайд 10.

4-я «ступенька»- различение слогов. Слог является минимальной единицей речевого потока. Удачно для игр на различение слогов брать звукоподражания. В такие игры с интересом будут играть как совсем малыши, так и детки постарше.

Игра «Кто как кричит?»

Взрослый выставляет картинки и говорит: «Посмотри на картинки, послушайте, кто как кричит и повтори».

— Девочка заблудилась в лесу и кричит: «Ау!» — Малыш плачет: «Уа!» — Филин сидит на суку: «фу- фу!» — Довольный поросенок лежит в луже: «Уф- уф!»
«Запомнил, кто как кричит? Теперь я буду показывать картинку, а ты говори».

Другой вариант игры: картинки у ребенка. Взрослый произносит слоги, а малыш поднимает соответствующую картинку.

Игра «Будь внимателен»

Взрослый произносит несколько слогов (на-на-па), а ребенок определяет, что здесь лишнее (па). Затем ряды усложняются (на-но-на); ка-ка-га-ка; па-ба-па-па и т.д.

Слайд 11.

5-я «ступенька» - различение звуков.

В любом языке существует определенное количество звуков, которые создают звуковой облик слова. Звук вне речи не имеет значения, он приобретает его лишь в структуре слова, помогая отличать одно слово от другого (дом, ком, сом, лом, том). Такой звук – называется фонемой (отсюда и «фонематический слух»).

Каждый помнит такую характеристику звука, как – согласные и гласные звуки. Начинать нужно с различения гласных звуков.

Взрослый дает ребенку картинки с изображением поезда, девочки, птички и объясняет: «Поезд гудит у-у-у-у; девочка плачет а-а-а-а; птичка поет и-и-и-и». Далее он произносит каждый звук длительно, а ребенок поднимает соответствующую картинку.

Аналогичным образом проводится работа по различению согласных звуков.

Игра «Прогулка на велосипедах».

- взрослый говорит: «Сейчас мы поедем кататься на велосипедах. Проверим, хорошо ли надуты шины. Подкачаем еще насосом: ссс... (дети имитируют) Слышите, воздух шипит: шшш…»

- будьте внимательны, если я покажу картинку с изображением насоса, вы должны сказать: ссс..., а если с изображением шины — шшш...

Подобным образом проводится игра «Жук и комар» со звуками ззз и жжж.

Характерной особенностью системы согласных звуков русского языка является наличие в ней пар твердых и мягких звуков. Их дети должны хорошо различать, тогда им будет легче овладеть правописанием.

Слайд 12-13.

6 этап — анализ звукового состава слова и самая верхняя ступенька нашей «фонематической лестницы».

Термином «фонематический (звуковой) анализ» определяют как элементарные, так и сложные формы звукового анализа. Элементарные — это выделение звука на фоне слова. Вычленение первого и последнего звука из слова и определение его места (начало, середина или конец слова) относится к сложной форме. Самым сложным звуковым анализом является определение последовательности звуков в слове, их количества, места по отношению к другим звукам (после какого звука и перед каким). Способность к элементарному анализу появляется у детей дошкольного возраста спонтанно. А сложные формы возникают лишь в процессе специального обучения, да и то, только после того, как ребенок овладеет навыками элементарного анализа звукового состава слова.

Работа начинается с анализа гласных звуков.

Лучше всего дети слышат и выделяют ударный гласный из начала слова: назови первый звук в слове: улей, аист, Ира, Оля.

Дайте ребенку несколько одинаковых кружков. Взрослый произносит один, два и три гласных звука: а, ау, ауи. Ребенок откладывает на столе столько кружков, сколько звуков произнес взрослый.

Приступая к анализу согласных звуков должна соблюдаться последовательность: сначала учат выделять в слове последний согласный звук.

Подберите картинки так, чтобы слово оканчивалось на согласный звук, положите в конверт. Ребенок вынимает картинки по одной, громко их называет, выделяя последний звук. Затем малыш называет звук отдельно (жук, лук, кот).

Игра «Мяч не трогать иль поймать — постарайся отгадать».

Взрослый предлагает ребенку ловить мяч, если он услышит в конце слова заданный звук, либо прятать руки за спину, если звука не окажется.

Только после того, как малыш научится без труда выполнять такие задания, можно переходить к сложным формам звукового анализа: это определение места звука в слове (начало, середина, конец); определение последовательности звуков в слове, их количества.

Кроме того на данном этапе в помощь учителю-логопеду предлагается масса других игр, как настольно-печатных, так и компьютерных. Все они помогают детям справиться с нелегкой задачей.

Коллегам предлагаются игры: «Звуковая меморина», «Две принцессы», «Находчивая буква». Участвуют педагоги получившие красные стикеры.

Благодарим за внимание!



Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ   ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ  ДЕТСКИЙ САД  № 24 «КОСМОС»

КОНСУЛЬТАЦИЯ

«РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ И ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

ДОШКОЛЬНИКА СРЕДСТВАМИ ТРИЗ»

                                                                                УЧИТЕЛЬ-ЛОГОПЕД : Гордеева И.А.

СУРГУТ, 2017


Обществу нужны люди интеллектуально смелые, самостоятельные, оригинально мыслящие, творческие, умеющие принимать нестандартные решения и не боящиеся этого.

Дошкольное детство – это тот особый возраст, когда появляется способность к творческому решению проблем, возникающих в той или иной ситуации жизни ребенка (креативность). Умелое использование приемов и методов ТРИЗ (теории решения изобретательских задач) успешно помогает развить у дошкольников  связную речь на основе активизации творческого мышления для продуктивной познавательной, исследовательской и изобретательской деятельности.

ТРИЗ – теория решения изобретательных задач. Основателем является Генрих Саулович Альтшуллер. Главная идея его технологии состоит в том, что технические системы возникают и развиваются не «как попало», а по определенным законам: эти законы можно познать и использовать для сознательного – без множества пустых проб – решения изобретательских задач. ТРИЗ превращает производство новых технических идей в точную науку, так как решение изобретательских задач строится на системе логических операций.

Целью использования ТРИЗ – технологии в детском саду является развитие с одной стороны таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность, а с другой стороны поисковой активности, стремления к новизне, развитие речи и творческого воображения.

“ТРИЗ – это управляемый процесс создания нового, соединяющий в себе точный расчет, логику, интуицию”, так считал основатель теории  

Г.С. Альтшуллер и его последователи. 

Основным средством работы с детьми является педагогический поиск. Педагог не должен давать готовые знания, раскрывать перед ним истину, он должен учить ее находить. Тем самым он ставит ребенка в ситуацию, когда нужно найти ответ, т.е. в какой – то мере повторить исторический путь познания и преобразования предмета или явления.

Обучение решению творческих изобретательных задач осуществляется в несколько этапов.

На первом этапе занятия даются не как форма, а как поиск истины и сути. Ребенка подводят к проблеме многофункционального использования объекта.

Игра “Да-Нетки” или “Угадай, что я загадала”

Например: педагог загадывает слово “Слон”. Дети задают вопросы (Это живое? Это растение? Это животное? Оно большое? Оно живет в жарких странах? Это слон?). Педагог отвечает только “ да” или “нет”, пока дети не угадают задуманное.

Игра “Помоги Золушке”

Золушка замесила тесто. Когда надо было раскатать его, то обнаружила, что скалки нет. А мачеха велела к обеду испечь пироги. Чем Золушке раскатать тесто?

Ответы детей: надо пойти к соседям, попросить у них; сходить в магазин, купить новую; можно пустой бутылкой; или найти круглое полено, помыть его и им раскатать; резать тесто маленькими кусочками, а потом чем-нибудь тяжелым прижимать.

Следующий этап – это «тайна двойного» или выявление противоречий в объекте, явлении, когда что-то в нем хорошо, а что-то плохо, что-то вредно, что-то мешает, а что-то нужно.

Игра «Хорошо – плохо»
В этой игре мы учим детей выделять в предметах и объектах окружающего мира положительные и отрицательные стороны.

Съесть конфету - хорошо. Почему? 
Дети: Потому, что она сладкая. 

Съесть конфету - плохо. Почему? 
Дети: Могут заболеть зубы. 
То есть вопросы задаются по принципу: "что-то хорошо - почему?", "что-то плохо - почему?"

Игра “Черное-белое”

Педагог поднимает карточку с изображением белого домика, и дети называют положительные качества объекта, затем поднимает карточку с изображением черного домика и дети перечисляют отрицательные качества. (Пример: “Книга” Хорошо – из книг узнаешь много интересного . . . Плохо – они быстро рвутся . . . и т.д.)

Можно разбирать в качестве объектов: “Гусеница”, “Волк”, “Цветок”, “Стульчик”, “Таблетка”, “Конфетка”, “Мама”, “Птичка”, “Укол”, “Драка”, “Наказание” и т.д.

Игра “Наоборот” или “перевертыши” (проводится с мячом).

Педагог бросает мяч ребенку и называет слово, а ребенок отвечает словом, противоположным по значению и возвращает ведущему мяч (хороший – плохой, строить – разрушать. выход - вход,...)
Для разрешения противоречий существует целая система игровых и сказочных задач.

Например, задача: «Как можно перенести воду в решете?» Педагог формирует противоречие, вода должна быть в решете, чтобы ее перенести, и воды не должно быть, так как в решете ее не перенести – вытечет. Разрешается противоречие изменением агрегатного состояния вещества — воды. Вода будет в решете в измененном виде (лед) и ее не будет, так как лед – это не вода. Решение задачи – перенести в решете воду в виде льда.

 Например: “Учеными выведена новая порода зайца. Внешне он, в общем – то, такой же, как и обычные зайцы, но только новый заяц черного цвета. Какая проблема возникнет у нового зайца? Как помочь новому зайцу выжить?”

Ответы детей: (На черного зайца легче охотиться лисе . . .Особенно его хорошо видно на снегу . . .Теперь ему только под землей надо жить . . .Или там, где вообще нет снега, а только черная земля . . . А гулять ему теперь надо только ночью . . .Ему надо жить с людьми, чтобы они заботились о нем, охраняли его . . .)

На этапе изобретательства основная задача: научить детей искать и находить свое решение. Изобретательство детей выражается в творческой фантазии, в воображении, в придумывании чего-то нового.

Следующий этап работы по программе ТРИЗ – это решение сказочных задач и придумывание новых сказок с помощью специальных методов. 

Коллаж из сказок.

Придумывание новой сказки на основе уже известных детям сказок. “ Вот что приключилось с нашей книгой сказок. В ней все страницы перепутались и Буратино, Красную Шапочку и Колобка злой волшебник превратил в мышек. Горевали они, горевали и решили искать спасение. Встретили старика Хоттабыча, а он забыл заклинание . . .” Дальше начинается творческая совместная работа детей и педагога.

Знакомые герои в новых обстоятельствах.  

Этот метод развивает фантазию, ломает привычные стереотипы у детей, создает условия, при которых главные герои остаются, но попадают в новые обстоятельства, которые могут быть фантастическими и невероятными.

Сказка “Гуси – лебеди”. Новая ситуация: на пути девочки встречается серый волк.

Спасательные ситуации в сказках

Такой метод служит предпосылкой для сочинения всевозможных сюжетов и концовок. Кроме умения сочинять, ребенок учится находить выход из, порой, трудных обстоятельств.

“Однажды котенок решил поплавать. Заплыл он очень далеко от берега. Вдруг началась буря, и он начал тонуть . . .” Предложите свои варианты спасения котенка.

Сказки, по-новому. Этот метод помогает по – новому взглянуть на знакомые сюжеты.

Старая сказка – “Крошечка -Хаврошечка” Сказка по – новому – “Хаврошечка злая и ленивая”.

«Сказка наизнанку» - игра состоит в выворачивании «наизнанку» сказочной темы или в  замене характеров героев.

Например: Красная шапочка злая, а волк – добрый.

«Перевирание сказки».  Жил был поросёнок Наф-Наф. (Дети: не один поросёнок, а три). Ну да три поросёнка. Решили они построить дом из кирпича (не они, а их брат Наф-Наф) и т. д. Изменяя сказку в самом начале, нужно вести её за детьми, совершенно меняя сюжет настоящей сказки, включая в действие новые персонажи.

 «Сказка в заданном ключе». При помощи этого упражнения открываем для детей сказку в другом времени, месте действия.

Например: Жили старик со старухой у самого синего моря в наши дни. Что будет просить старуха?

Старая сказка в новом ключе, приспособившись к новому сюжету, зазвучит совершенно по - другому.

Сочинение сказки по заданному началу. Например, в преддверии Нового года, предложили детям придумать сказку про Деда Мороза по заданному началу: «Наступил Новый год. Дед Мороз выехал из дома и поехал развозить детям новогодние подарки и вдруг…. Как вы думаете, что могло случиться?» Дети придумывали свои варианты приключений Деда Мороза.

Моделирование сказок

 Вначале необходимо обучить дошкольников составлению сказки по предметно – схематической модели. Например, показать какой – то предмет или картинку, которая должна стать отправной точкой детской фантазии.

Пример: черный домик (это может быть домик бабы Яги или кого – то еще, а черный он потому что тот, кто живет в нем – злой . . .)

На следующем этапе можно предложить несколько карточек с уже готовым схематичным изображением героев (люди, животные, сказочные персонажи, явления, волшебные объекты). Детям остается только сделать выбор и придумывание сказки пойдет быстрее. Когда дети освоят упрощенный вариант работы со схемами к сказке, они уже смогут самостоятельно изобразить схему к своей придуманной сказочной истории и рассказать ее с опорой на модель.

     Главная задача взрослого — создать такую эмоциональную обстановку принятия решения, чтобы дети не боялись в творческих заданиях делать не так, «как положено».

Важно также четко провести границу: есть дидактические задания, где всегда есть правильный ответ, где вкладыш обязан соответствовать по форме и размеру отверстию, а герой — своей сказке. А есть — творческие задания, где принципиально НЕТ ПРАВИЛЬНЫХ ОТВЕТОВ, где есть только разные возможности, которые каждый автор — и взрослый, и ребенок — использует так, КАК ХОЧЕТ. С первых же своих творческих шагов дети должны почувствовать, что в СВОЕЙ СКАЗКЕ они могут делать все, что захотят, что они — АВТОРЫ созданных новых работ, новой реальности и АВТОРАМ в ТВОРЧЕСТВЕ МОЖНО ВСЁ!

          Данную работу можно проводить и в совместной деятельности, например на прогулках. На прогулках с дошкольниками рекомендуется использовать различные приемы, активизирующие детскую фантазию: оживление, изменение законов природы, увеличение, уменьшение степени воздействия объекта и т.д.

Например, воспитатель обращается к детям: “давайте оживим дерево: кто его мама? Кто его друзья? О чем оно спорит с ветром? Что может нам рассказать дерево?” Можно использовать прием эмпатии. Дети представляют себя на месте наблюдаемого: “А что, если ты превратился в цветок? О чем ты мечтаешь? Кого боишься? Кого любишь?”

В развитии мыслительной деятельности дошкольников особую роль играют занимательные задачи и развивающие игры, способствующие развитию творческого и самостоятельного мышления, рефлексии, а в целом – формированию интеллектуальной готовности к обучению в школе.

Результатами  использования приёмов ТРИЗа в развитии связной речи у детей дошкольного возраста  являются:

–  повышение концентрации внимания, которое у детей, как правило, еще неустойчивое;

– повышение уровня понимания речи, активизация средства общения, обогащение словарного запаса, формирование правильного лексико-грамматического строя речи;

– формирование навыков связной речи:

Ребенку надо составить рассказ (новую сказку), проследить логику событий и изобразить все схематично на основе символической аналогии (графическая аналогия);

– развитие изобретательских способностей и мышления детей, их творческого

воображения, художественного вкуса;

– положительная динамика в развитии памяти: ребенку надо запомнить новое словосочетание и правильно употребить его в нужной ситуации;

– активизация мыслительной деятельности: ребенку необходимо решить поставленную перед ним задачу и словесно объяснить, как ее решать (предложить свой вариант);

– снятие с детей комплексов, развитие их эмоциональной стороны, т. е. ребенок не только понимает, но и сам может изобразить мимикой, жестами различные эмоциональные состояния, объяснить их словами (эмпатия).

     Говорить – значит пользоваться устной речью, выражать свои мысли словами. Чтобы говорить, ребенок должен владеть определенным запасом слов, активно пользоваться им, строить высказывания, формулировать свою мысль, понимать речь окружающих, уметь слушать и быть внимательным. Таким образом, результативность проводимой работы по использованию приемов ТРИЗ-технологий в процессе формирования связной речи у детей дошкольного возраста соответствует высказыванию Л. С. Выготского о том, что «педагогика должна ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день детского развития. Только тогда она сумеет вызвать к жизни те процессы развития, которые сейчас лежат в зоне ближайшего развития».



Предварительный просмотр:

Часто руки знают, как распутать то,

 над чем тщетно бьется разум.

 К. Г. Юнг

В соответствии с Федеральным законом «Об образовании» основным приоритетом образования сегодня выступает личностно-ориентированное взаимодействие педагога с ребенком: принятие и поддержка его индивидуальности, интересов и потребностей, развитие творческих способностей и забота о его эмоциональном благополучии.

Современное дошкольное образование ориентирует педагогов на применение в воспитательно-образовательной практике наиболее эффективных педагогических технологий, направленных на овладение необходимыми знаниями, развитие логического мышления, речи детей, обучающих поиску решений в различных проблемных ситуациях.

Дошкольный возраст - период интенсивного развития личности, который характеризуется становлением целостности сознания как единства эмоциональной и интеллектуальной сфер, так и формированием основ самостоятельности и творческой индивидуальности ребенка в разных видах деятельности. В работах Л. С. Выготского, ДМ. М. Алексеевой, СЛ. Рубинштейна, Ф. А. Сохина, Е. И. Тихеевой и др. указывается, что общее развитие личности дошкольника во многом обусловлено уровнем развития его речи. Овладение родным языком - одно из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно дошкольное детство особенно сенситивно к усвоению речи. Поэтому процесс речевого развития рассматривается в современном дошкольном образовании, как общая основа воспитания и обучения детей.

При нормальном речевом развитии дети к пяти годам свободно пользуются развернутой фразовой речью, разными конструкциями сложных предложений. Они имеют достаточный словарный запас, владеют навыками словообразования и словоизменения. К этому времени окончательно формируется правильное звукопроизношение, готовность к звуковому анализу и синтезу.

Речь — важнейшая функция психики. От того, насколько развита, богата и правильна речь ребенка, зависит, может ли он легко, открыто и свободно высказывать свои мысли, познавать мир и полноценно общаться с окружающими детьми и взрослыми. Нарушение речи в той или иной степени всегда отражается на поведении и деятельности ребенка. Дети, страдающие задержкой речевого развития, начиная осознавать недостатки своей речи, нередко становятся замкнутыми, молчаливыми, нерешительными.

Нетрадиционные методы воздействия в работе логопеда становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми с нарушениями речи. На фоне комплексной логопедической помощи нетрадиционные методы воздействия, такие, как игры с песком, оптимизируют процесс коррекции речи.

 Принцип «терапии песком» был предложен в середине XX века швейцарским психотерапевтом Карлом Густавом Юнгом. Сначала он рекомендовал использовать занятия с песком в целях диагностики и коррекции эмоционального самочувствия детей, утверждая, что это прекрасное средство для их социальной адаптации и развития.

 Позднее Т. Грабенко и Т. Зинкевич- Евстигнеева в «Практикуме по креативной терапии» предложили систему песочных игр. Песочная игротерапия как педагогическая технология расширяет и дополняет общеобразовательную программу. Дошкольники проявляют особый интерес к играм с песком.

Песок — загадочный материал, обладающий способностью завораживать человека своей податливостью, способностью принимать любые формы: быть сухим, легким и ускользающим или влажным, плотным и пластичным. Песочная терапия — одна из разновидностей игровой терапии. Цель такой терапии — не менять и переделывать ребенка, не учить каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность ребенку быть самим собой. Её можно использовать в работе с детьми не только логопеду, но и воспитателю, начиная с трех лет.      

Основная деятельность дошкольника — игра. В ней он познает себя и окружающий мир, а игры на песке — одна из форм естественной деятельности ребенка. Замечено, что игры с песком стабилизируют эмоциональное состояние ребенка. Играя с песком, ребенок может выразить свои душевные переживания, освобождается от страхов, способствует избавлению от психологического напряжения. Малыш с интересом рисует на песке — животных, буквы, цифры, свободно и не боясь ошибиться, потому что такие ошибки можно легко и многократно исправлять.

Технология песочной терапии многофункциональна, она позволяет одновременно решать задачи диагностики, коррекции и развития речи. Сам же ребенок решает задачи самовыражения, самосознания и развивает самооценку, учится работать в коллективе. Игра на песке с фигурками особенно плодотворна в работе с детьми, которые никак не могут выразить свои переживания. Во многих случаях игра с песком выступает в качестве ведущего метода коррекционного воздействия. В других случаях — в качестве вспомогательного средства, позволяющего стимулировать ребенка, развивать его сенсомоторные навыки. Игры с песком можно использовать, как на индивидуальную работу, так и подгрупповую или же на фронтальных занятиях. Не секрет, что развитие мелкой моторики руки как нельзя лучше способствует развитию речи у ребенка. В этой связи песочная терапия является незаменимым методом в профилактике речевых нарушений у дошкольников.

 Желание играть и действовать с предметами, естественно возникающее во время игры, облегчает усвоение необходимых слов и понятий. Дети лучше улавливают смысл каждого нового для них слова и выражения, быстрее их запоминают. Успех, которого они достигают в играх , их окрыляет. Они так увлекаются, что занятия кажутся им слишком короткими. При обучении связной речи мы обращаем внимание, чтобы дети не только называли отдельные качества, но и повторяли описание предметов целиком. Так постепенно вырабатывается навык связного высказывания. Грамматические задачи переплетаются с лексическими. Сначала дети выполняют различные фонетические, грамматические и лексические упражнения, а затем уже учатся рассказывать.

    В песочной игре ребенок и логопед легко обмениваются идеями, что позволяет построить партнерские и доверительные отношения. Особенно хорошо подходит метод песочной терапии для детей, которые по какой-либо причине (психологическая, поведенческая и т.д.) отказываются выполнять различного рода задания на занятии.

   Как правило, дети с речевыми нарушениями страдают отсутствием к обобщению, плохо считают, плохо ориентируются в пространстве. Сочетание песочной терапии и использование дидактических игр позволяет обогатить словарь ребенка, уточнить знание предметах, их назначение, сортировать предметы по логическим категориям: игрушки, одежда , посуда и т.д. Дети с удовольствием заучивают чистоговорки, стихотворения, поговорки, составляют предложения, короткие рассказы, сказки.

   Игра в песочнице не имеет методических ограничений. Это дает большие возможности для работы с детьми с нарушениями речи, для творчества.

Игры с песком разнообразны:

обучающие игры обеспечивают процесс обучения чтению, письму, счету, грамоте;

познавательные игры дают возможность детям узнать о многообразии окружающего мира, об истории своего города, страны и т. д.;

проективные игры откроют потенциальные возможности ребенка, разовьют его творчество и фантазию.

Задачи:

Формирование правильного произношения.

Развитие лексико-грамматической стороны речи и связного высказывания;

Развитие интонационной выразительности речи и темповой организации высказывания;

Развитие  психологической базы речи; эмоционально-волевой и коммуникативной сферы.

Развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук.

Игры с песком на развитие диафрагмального дыхания:

«Выровняй дорогу». От детской машинки проводится неглубокая канавка. Ребенок воздушной струей выравнивает дорогу перед машинкой.

«Что под песком». Картинка под тонким слоем песка. Сдувая песок, ребенок открывает изображение.

«Ямка». Ребенок, плавно, долгой струей, выдувает ямку в песке.

«Секрет». Необходимо сдуванием песка обнаружить неглубоко спрятанную игрушку.

Игры с песком на этапе автоматизации звуков:

«Заведем  мотор». Произносить звук Р, проводя указательным пальцем дорожку по песку или рисовать букву Р.

«Горочка». Набрать в руку песок и произносить звук С, насыпая горку.

«Дорожка».  Произносить заданные слоги, «прошагивая» их пальчиком (рисуя круги на песке, выкладывая камушки).

«Клад».  Найди и четко назови.

Коррекция лексико-грамматических нарушений, развитие связной речи:

«Путешествие». Отработка приставочных глаголов.

«Подбери слово» (определение, действие).

«Дорисуй картинку и составь предложение».

 «Искалка". Найти предмет в песке и составить о нем предложения

 ( описание, назначение и т.д. ).

«Что ты чувствуешь? " Описание детьми своих ощущений при взаимодействии с песком.

«Сказочники Песчаной страны". Моделируем из песка сказочные сюжеты с использованием мелких фигурок, составление и рассказывание сказок, рассказов о них.

«Нарисуй картинку и придумай рассказ».

«Кто спрятался?» Найти в песке фигурки и отобрать те из них, название которых начинается на заданный звук. Придумывание предложений с этими словами.

Игры с песком на этапе обучения грамоте:

«Написание букв, слов, рисунков на песке».

« Веселые превращения». Превращаем одну букву в другую, рисуя их на песке.

« Допиши букву, слово». Логопед пишет букву или слово, засыпает песком его часть, предлагает ребёнку восстановить написанное.

« Отыщи и назови». Дети ищут пластмассовые буквы в песке, называют их, делят на гласные и согласные, выкладывают из них слова.

« Что скрывает песок?» Дети находят в песке таблички со словами, считывают, классифицируют.

« Кто быстрее?» Игра - соревнование, проводится с детьми в парах, тройках в двух песочницах. Победитель тот, кто быстрее откопает буквы и выложит слова по образцу.

Опыт работы показывает, что использование песочной терапии дает положительные результаты:

игры с песком положительно влияют на общее развитие ребенка,

позволяют корректировать  речевые нарушения у детей,

усиливают личностную заинтересованность ребенка в происходящем,

песок позволяет дольше сохранить работоспособность ребенка,

ошибки на песке исправить проще, чем  на бумаге, где всегда видны следы ошибок, это дает возможность ребенку ощущать себя успешным,

значительно возрастает интерес к логопедическим занятиям,

на занятиях нет места монотонности и скуке,

более легко проходит адаптационный период, напряжение и страх исчезают.

Педагогам следует не забывать и о работе со взрослыми. На собраниях с родителями можно проводить семинары, посвященные формам и методам развития речи дошкольников используя методику песочной терапии. Это необходимо для того, чтобы родители ясно представляли уровень речевого развития ребенка, знали о его индивидуальных особенностях и могли сами помочь своим детям дома — развивать и закреплять навыки, полученные на занятиях в детском саду.

Игры на песке - одна из форм естественной деятельности ребенка. Именно поэтому взрослые могут использовать песочницу в развивающих и обучающих занятиях. Строя картины из песка, придумывая различные истории, взрослые в наиболее органичной для ребенка форме передают ему свои знания и жизненный опыт, знакомят с событиями и законами окружающего мира.

Используемая литература:

Барышникова С.М. Нетрадиционные приёмы в работе учителялогопеда: игры с песком. Научно-практический журнал. Дошкольная педагогика. №4 -2011 г.

Грабенко Т.М., Зинкевич - Евстигнеева Т.Д. Чудеса на песке. Песочная игротерапия. -СПб.: ИСП иП, 1998.

Грабенко Т. М. , Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Коррекционные, развивающие и адаптирующие игры. - СПб.: Детство-Пресс, 2002.

Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Практикум по креативной терапии. - М.: Речь, 2003.

Игры в логопедической работе с детьми: Кн. для логопеда. Ред. - сост. В.И. Селиверстов. -Просвещение, 1987.

Кичура В. В. Использование песочной терапии в работе с дошкольниками. Научно-практический журнал. Дошкольная педагогика. №4 -2009 г.

Кондратьева С.Ю. Игры с песком и водой в работе по формированию пространственно-количественных представлений у дошкольников с задержкой психического развития//Дошкольная педагогика. - 2006. -№1.

Новиковская О.А. Сборник развивающих игр с водой и песком для дошкольников. - СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005

Кудрина Л. В., Кислинская Н. П., Панфиленко Г. И., Лагоша Г. Е. Песочная игротерапия как средство развития речевой деятельности дошкольников // Молодой ученый. - 2014. - №17.