Муниципальный этап Всероссийского конкурса «Учитель года России- 2020» (номинация «Лучший учитель»)

Князева Любовь Викторовна

Представление

Приложения 1, 3, 4

Методический семинар

Я - учитель

Опыт работы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Приложение 2

к Порядку проведения районного этапа Всероссийского конкурса

«Учитель года России-2020»

Представление

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №16»

(полное название выдвигающей организации с указанием ведомственной

принадлежности или формы собственности)

выдвигает

КНЯЗЕВУ ЛЮБОВЬ ВИКТОРОВНУ

                                                (фамилия, имя, отчество)

учителя химии   МБОУ СОШ №16

(место работы, занимаемая должность)

на участие в муниципальном этапе

Всероссийского конкурса «Учитель года России-  2020»

 (номинация «Лучший учитель»)

Обоснование выдвижения: 

  • Опытный, высоко квалифицированной учитель и воспитатель, в полной мере,  реализующий в своей профессиональной деятельности принципы гуманистической педагогики
  • Одной  из первых в Кочубеевском районе реализует  интегральную технологию критического мышления, ядром которой является полноценная и разнообразная творческо-поисковая, проектная деятельность учащихся на уроках
  • Добивается  стабильной 100% успеваемости и  положительной динамики качества знаний учащихся, уровень которых по итогам независимой оценки качества образования (РПР, ВПР, ГИА)  за последние три года возрос с 57% до 72%
  • Высокие результаты участия учащихся в предметных олимпиадах, чемпионатах, интеллектуальных конкурсах
  • Успешная педагогическая деятельность в качестве классного руководителя
  • Осуществляет обучение и воспитание обучающихся с учетом их психолого – физиологических особенностей и специфики предмета, способствует формированию общей культуры личности и социализации учащихся
  • В системе занимается самообразованием и повышением квалификации
  • Активная жизненная позиция
  • Пользуется заслуженным уважением у учащихся, коллег и родителей

Директор школы                                                      А.В.Спиридонов



Предварительный просмотр:

Приложение 1

к Порядку проведения районного этапа Всероссийского конкурса

«Учитель года -2020»

Заявка на участие в краевом этапе Всероссийского конкурса

«Учитель года России-2020»

Номинация «Лучший учитель»

Ф.И.О.

полностью

Должность

Место работы с указанием

территории

Адрес сайта, на котором размещена информация для рассмотрения на Конкурсе

Князева Любовь Викторовна

Учитель химии

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №16»

https://nsportal.ru/lyubov-viktorovna-knyazeva

   

Директор школы

А.В.Спиридонов



Предварительный просмотр:

                                                    Организационному комитету                        

                                         муниципального этапа

                                                                     всероссийского конкурса

                                                                     «Учитель года России-2020»,

                                                                     участника

                                                                     Князевой Любови Викторовны

учителя химии МБОУ СОШ №16

заявление.

        Даю согласие на участие в муниципальном  этапе Всероссийского конкурса «Учитель года России – 2020».

        Разрешаю вносить сведения, указанные в информационной карте (анкете), в базу данных об участниках районного этапа конкурса и использовать представленные конкурсные материалы в некоммерческих целях для размещения на сайте отдела образования Кочубеевского района, для публикации в буклетах и периодических  изданиях, методических сборниках, с возможностью редакторской обработки.

        На районном  этапе конкурса буду давать учебное занятие по предмету химия в 8 классе.

Дата__________________                                                  Подпись____________

 



Предварительный просмотр:

Приложение 4

к Порядку проведения районного этапа Всероссийского конкурса

«Учитель года России - 2020»,

номинация «Лучший учитель»  

Информационная карта участника краевого этапа

Всероссийского конкурса «Учитель года России – 2020»

(номинация «Лучший учитель)

1. Общие сведения

Место жительства

(город, район, населенный пункт)

Кочубеевский район

с. Казьминское,

ул.Революционная, д.59,кв.1

Фамилия

Князева

Имя

Любовь

Отчество

Викторовна

Дата рождения (день, месяц, год)

28 апреля 1962

Место рождения

Город Каахка Каахкинского района республика Туркменистан

2. Работа

Должность

(по штатному расписанию)

Учитель

Преподаваемые предметы

химия

Место работы (название общеобразовательного учреждения по уставу)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №16»

Ф.И.О. директора общеобразова-тельного учреждения

Спиридонов Андрей Викторович

Год приема на работу в данное учреждение

2013

Классное руководство (укажите класс)

10 «а»

Педагогический стаж (полных лет на момент заполнения)

35

Квалификационная категория

высшая

3. Образование

Образование (укажите название учебного заведения, факультет и год окончания)

«Ставропольский ордена дружбы народов государственный педагогический институт». Естественно-географический  факультет. 1984 год. Квалификация «Учитель биологии и химии», специальность «биология и химия

Курсы повышения квалификации (время прохождения последних курсов)

  • ГБОУ ДПО СКИРО ПК и ПРО (72часа), рег. № 5099. «Обновление содержания и технологий образования по химии в соответствованиями требований ФГОС ОО» сентябрь 2019 г.,

Дополнительное образование (указать, какое)

Социальный педагог, специалист по социальной работе. Ассоциация социальных педагогов и социальных работников России РС № 2620 Протокол № 17 от 08.09.1995г.

Знание языков (укажите, каких и степень владения)

немецкий язык ( чтение и частичное понимание текста)

Учёная степень (если имеется), название диссертационной  работы (работ)

4. Общественная деятельность

Правительственные, отраслевые, общественные и международные награды (укажите название и в скобках год получения награды)

Членство в общественных организациях (укажите название и год вступления)

Первичная профсоюзная организация МБОУ СОШ №16 (2009 год)

Работа в органах государственной власти, муниципалитетах (укажите название, годы работы, должность)

5. Семья*

Семейное положение (укажите имя супруга (супруги) и его (её) профессию)

Замужем

муж –  Князев Александр Николаевич, тракторист, водитель.

Дети (укажите имя, возраст детей)

Дочь – Коваленко Любовь Николаевна 1982 года рожд, учитель истории.

Дочь Дементьева Елена Николаевна 1985 года рожд, химик-аналитик.

*ответ по желанию

6. Увлечения

Хобби

садоводство 

Спорт, которым увлекаетесь

туризм

Чем Вы можете «блеснуть» на сцене?

актёрским талантом

7. Контакты

Рабочий адрес

Ставропольский край, Кочубеевский район, с. Казьминское , ул. Советская, д.47

Домашний адрес

Ставропольский край, Кочубеевский район, с. Казьминское, ул.Революционная , д.59,кв.1

Рабочий телефон

8(86550)93-5-30

Домашний  телефон

-

Мобильный телефон

8-9881170413

Факс

8(86550)93-4-64

Рабочая электронная почта

kazmschool@mail/ru

Личная электронная почта

Knyazeva-lybov@mail.ru

Адрес личного сайта в интернете

Адрес школьного сайта в Интернете

kazmschool16@ mail.ru

8. Документы

Паспорт (серия, номер, кем и когда выдан)

07 07 965037 Отделением УФМС России по Ставропольскому краю в Александровском районе. Выдан 24.08.2007

ИНН

260806178265

Страховое свидетельство пенсионного фонда

076-335-347 74

9. Основные публикации*

Название

Дата, объём публикации, название издания

Ключевая идея (не более 50 слов на каждую публикацию)

1

*в том числе книги и брошюры, если имеются

10. Авторские образовательные программы, методики и технологии

Название

Описание (не более 20 слов о каждой программе, методике, технологии)

Результативность (не более 20 слов о каждой программе, методике, технологии)

1

11. Формы внешней оценки результатов*

Название

Срок проведения

Итоговые результаты

1

 * В данной таблице следует использовать результаты централизованного тестирования, единого государственного экзамена, теста PISA, ВПР, РПР. социологических и прочих исследований и т.д.

12. Выпускники, одноклассники, однокурсники, друзья, коллеги, родственники, которые стали известными*

ФИО, кем приходится (не более 10)

Место настоящей

работы

Контакты

(если имеются)

1

Аксенов Александр Викторович.

Профессор, доктор химических наук, заведующий кафедрой органической химии СКФУ  г. Ставрополь

2

Аксенова Инна Валерьевна

Профессор, доктор химических наук, преподаватель СКФУ г. Ставрополь.

3

Дамианова Елена Васильевна  

Доцент кафедры педагогики и психологии  СКИРО ПК И ПРО

13. Общие вопросы

1

Ваше заветное желание?

Процветание России. Здоровье и успехи детей и внуков.

Достойная старость.

2

Ваши кумиры в профессии?

Дмитрий Иванович Менделеев, Виктор Федорович Шаталов.

3

Ваш девиз в жизни, в профессии

«Все профессии от людей и только три от Бога: учитель, судья и врач» Сократ

4

Расскажите юмористический случай из Вашей педагогической практики

Ученик вечерней школы, хороший тракторист по имени Вася  на экзамене прочитал химическую формулу BaCl2 так:

Васе-2.  

5

Победитель районного этапа Всероссийского конкурса «Учитель года России – 2020» - это … (продолжите фразу)

«Учитель года России – 2020» - это учитель по призванию-новатор,  идущий  в ногу со временем.

6

Какими инновациями можете поделиться с коллегами?

7

Ваши пожелания организаторам районного этапа Всероссийского конкурса  «Учитель года России – 2020»

Выявить самого лучшего педагога- новатора -  мастера своего дела.

         Обязательными приложениями к информационной карте являются:

Подборка цветных  фотографий

Фотографии предоставляются в бумажном варианте и в электронном виде на компакт- диске:

-   портрет 9×13;

- жанровые цветные фотографии (с урока, внеклассного мероприятия, из семейной жизни)

Информационная карта участника  – это документ, по которому участник будет представлен на сайте конкурса, в публикациях, сборниках материалов для жюри.

Подпись ____________                                                 Дата ________________



Предварительный просмотр:

«Работа в группе как способ реализации системно-деятельностного подхода с целью повышения качества образования»

                                               «То, что сегодня ребенок умеет делать в сотрудничестве и под                            руководством, завтра становится способен выполнять самостоятельно» .  
                                                                                                                                     Л.С.Выготский

Введение.

Актуальность и практическая значимость.

На современном этапе главной задачей государственной образовательной политики является создание условий для достижения нового качества образования в соответствии с перспективными потребностями современной жизни, обеспечение доступности образования для всех детей.

Перемены, происходящие в современном обществе изменили стратегию образования. Во главу угла ставится идея гуманизации учебно- воспитательного процесса, что  требует ускоренного совершенствования образовательного пространства. Федеральные государственные образовательные стандарты   устанавливают личностные, метапредметные и предметные требования к результатам освоения учащимися основной общеобразовательной программы, моделируют    образ личности, умеющей творчески мыслить, анализировать, находить нестандартные решения, способной ставить цели, самостоятельно планировать и осуществлять учебную деятельность. Новому обществу нужны люди, не только обладающие глубокими знаниями, но и способные:

  • творчески и критически мыслить, видеть возникающие проблемы и генерировать новые идеи.
  • быть коммуникабельными, контактными, уметь работать сообща и в различных ситуациях предотвращать  конфликты.
  • грамотно работать с информацией (собирать необходимые факты, анализировать их, делать обобщения, устанавливать закономерности, делать аргументированные выводы, применять полученный опыт для выявления и решения новых проблем);
  •  самостоятельно приобретать необходимые знания и  применять их на практике для решения жизненных проблем, чтобы найти  свое место в жизни;
  •  Сознательно и работать над развитием собственной нравственности, интеллекта и  культурного уровня.

Возникает вопрос: можно-ли этого всего добиться при традиционном подходе к обучению? Никто не умаляет заслуг старой советской школы. Но тогда была другая парадигма развития общества  и другие требования к его членам. Поэтому мы возьмем бесценный опыт старшего поколения, творчески преобразуя достижения великих педагогов в области обучения и воспитания детей и подростков, изучим современные  технологии и выработаем свой личный опыт, соответствуюций требованиям  нынешнего дня.

Для формирования УУД  необходимо выбрать такие технологии обучения, при которых обучающиеся большую часть времени работают самостоятельно, учатся планированию, организации, самоконтролю и оценке своих действий и деятельности в целом, а также, чтобы учебный процесс был для них интересным, занимательным, современным. Всем этим требованиям как нельзя лучше отвечают групповые  технологии (развивающее обучение, проектные работы, критического мышления, игровые, уровневой дифференциации, проблемное обучение).

Если обучающийся  чувствует себя творцом своих знаний, тогда ему становится  интересно он будет активно учиться.

Мой  педагогический опыт  убедил меня в том,  что на таких уроках, где активно используются групповые формы работы обучающиеся научаются проявлять инициативу, самовыражаются, предлагают свои способы действий, учатся терпеливо относиться к своим товарищам по группе и помогают им когда у тех что-то не получается. Это  способствует оживлению урока, пробуждает интерес не только к изучаемой теме, но и к химии как учебному предмету,  что обеспечивает более высокую, по сравнению с обычными формами урока, результативность.

Игровые технологии в полной мере отвечают требованиям ФГОС, так как их использование предусматривает активную  совместную деятельность обучающихся- групповые формы работы. Это  пожалуй самые древние  технологии в воспитании и обучении и начинают они применяться еще в раннем возрасте. Возможно, именно поэтому дидактическая игра остаётся очень действенным методом для развития и совершенствования познавательных, умственных и творческих способностей детей. Игра приоткрывает ребёнку незнакомые грани изучаемой науки, помогает по-новому взглянуть на привычный урок, способствует возникновению у школьников интереса к учебному предмету, значит, процесс обучения становится более эффективным. Целью обращения к игровым технологиям является приобретение конкретных практических навыков, закрепление их на уровне методики, перевод знаний в опыт.

Использование игровых технологий на химии помогает в той или иной степени снять ряд трудностей, связанных с запоминанием материала, вести изучение и закрепление материала на уровне эмоционального осознания, что, несомненно, способствует развитию познавательного интереса к химии как к учебному предмету. Немаловажно также и то, что игра   способствует расширению понятийного аппарата обучающихся и  их кругозора. Она несёт в себе огромный эмоциональный заряд, решает не только общеучебные и развивающие задачи, но и воспитывает качества творческой личности: инициативу, настойчивость, целеустремлённость, умение находить решение в нестандартной ситуации.

Использование технологий, основанных на создании учебных ситуаций  позволяют  добиться решения задач, практически значимых для изучения окружающего мира.  Формы решения проблемных ситуаций разнообразны. Это дискуссия, научный спор, проблемная лекция, проблемные задания и  задачи исследовательского характера, документы, тексты, материалы с проблемной направленностью.
Использую  разные  приёмы создания проблемной ситуации на своих занятиях.
Например одновременно предъявляю противоречивые факты,
 сталкиваю различные мнения учащихся по поводу некоторого вопроса или задания.
 Благодаря  этому обнажается житейское представление обучающихся о природе вещей и явлений.

В настоящее время особое внимание уделяю методом обучения с использованием компьютерных технологий, что значительно облегчает поиск нужной информации. Главное научить детей правилам компьютерной безопасности.

Глубоко изучив методику применения уровневой дифференциации. Нахожу ей применение на разных этапах урока и различных формах проведения занятий:  уроки- обобщения, зачеты. Я использую  варианты с разноуровневыми заданиями для того, чтобы слабо подготовленные дети чувствовали на фоне всего класса себя комфортно. Получается, что все дети находятся в одной среде, в одинаковых условиях. Моя цель – не навредить и подойти к каждому ребенку, в каждом отдельном случае с особой внимательностью.

Среди разнообразных направлений новых педагогических технологий, на мой взгляд, наиболее адекватными поставленным целям и наиболее универсальными являются обучение в сотрудничестве, метод проектов, игровые технологии. Эти направления относятся к так называемому гуманистическому подходу в психологии и в образовании, главной отличительной чертой которого является особое внимание к индивидуальности человека, его личности, четкая ориентация на сознательное развитие самостоятельного критического мышления.

Целью  моей работы является изучение дидактических возможностей использования в рамках разных технологий групповые формы работы с обучающимися  на уроках химии и во внеурочной деятельности, закрепление практических навыков на уровне методики и обобщение опыта.

Задачи:

Проанализировать групповые формы работы. 

Изучить состояние практики использования групповых форм работы при изучении химии  в современной школе.

Выявить педагогические и методические основы конструирования и использования групповых форм деятельности обучающихся.

Сделать процесс обучения занимательным, создать у детей рабочее настроение.

Обобщить опыт использования различных форм работы в группах.

Объектом моей работы является познавательная деятельность школьников на уроке химии и во внеурочной деятельности.

Предмет – групповые формы работы на уроке и во внеурочной деятельности  с применением  технологий, отвечающих системно- деятельностному подходу к обучению химии.

Теоретические тезисы.

1. Преимущества групповых форм работы:

  • Развиваются навыки мыслительной деятельности, включается работа памяти;
  • Актуализируются полученные опыт и знания;
  • Повышается ответственность за результат коллективной работы;
  • Улучшаются навыки последовательного изложения, материала.

2.  Главные признаки групповой работы:

  • Деление класса на группы .
  • Каждая группа получает определенное задание (либо одинаковое, либо дифференцированное) и выполняет его сообща.
  •  Задания в группе выполняются таким способом, который позволяет учитывать и оценивать индивидуальный вклад каждого члена группы.
  •  Состав группы непостоянный, он подбирается с учетом того, чтобы с максимальной эффективностью для коллектива могли реализоваться учебные возможности каждого члена группы.

3.Задачи учителя при организации групповой работы. 

  • Создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса
  • Стимулирование учащихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, получить неправильный ответ и т.п.
  • Использование в ходе урока дидактического материала, позволяющего ученикам выбирать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания.
  • Оценка деятельности учеников не только по конечному результату (правильно - неправильно), но и по процессу его достижения.
  • Поощрение стремления учеников находить свой способ работы (решения задачи), анализировать способы работы других учеников в ходе урока, выбирать и осваивать наиболее рациональные.

4.  Когда групповая работа наиболее целесообразна.

  • Лабораторно- практические работы на уроках и внеурочных занятиях.
  • Уроки обобщения и повторения.
  • Подготовка к диспутам, конференциям.
  • Внеурочные занятия.

5. Порядок организации  групповой деятельности.

  • Сформировать группы, назначить консультантов, провести инструктаж.
  • Составить план и обсудить способы решения задачи, распределить обязанности членов группы.
  • Выполнение задания под руководством учителя или консультантов.
  • Взаимоконтроль и взаимопроверка.
  • Представление и оформление результатов.
  • Рефлексия и оценочные процедуры.

6.  Недостатки групповой работы и ошибки при ее организации.

  • Педагог не всегда учитывает уровень возможностей обучающихся.
  • Ошибки в комплектовании групп.
  • Обучающиеся не всегда могут правильно составить план и выбрать оптимальный способ решения проблемы.
  • Часто низкий темп работы в группе не позволяет уложиться во времени.

Выводы:

  1. По данным исследований психолога Х.И. Лийметса  обучающиеся отвлекаются  на уроке во время индивидуальных ответах (66,2 %), при объяснении учителя (13,4 %), при фронтальной работе с классом (8,5%) и во время работы в группе (2,1 %), т.о. преимущества групповых форм деятельности очевидно.
  2. Работа в группах и парах формирует у детей умения принимать общую цель, разделять обязанности, согласованно трудиться и добиваться хорошего результата.
  3. Необходимо сочетание разных форм работы на уроке с учетом дифференцированного подхода к каждому ребенку.
  4. Групповая форма деятельности  решает триединую задачу: познавательную, коммуникативно- развивающую и социально- ориентированную.. т.е. формирует УУД и способствует  решению проблемы качества образования.

Практическая часть.

Вопрос №1  Как сформировать группу?

Одно из важных условий эффективной организации групповой работы - правильное, продуманное комплектование групп. При комплектовании групп в расчет надо брать два признака: уровень учебных успехов учащихся и характер межличностных отношений. Школьников можно объединить в группы или по однородности (гомогенные группы), или по разнородности (гетерогенные группы) учебных успехов. Гомогенные группы могут состоять либо из сильных, либо из средних, и даже слабых учеников ( хотя группа состоящая только из слабых учеников себя не оправдывает). Решение обучающих и воспитательных задач лучше всего осуществляется в гетерогенной группе, где и создаются более благоприятные условия для взаимодействия и сотрудничества. При комплектовании групп важно учитывать характер межличностных отношений учащихся. Психолог Ю.Н.Кулюткин по этому поводу пишет: «В группу должны подбираться учащиеся, между которыми сложились отношения доброжелательности. Только в этом случае возникает психологическая атмосфера взаимопонимания и взаимопомощи, снимаются тревожность и страх».

/Ю.Н. Кулюткин. Психология обучения взрослых.-М.,1985, с.119/

В том случае, когда перед учителем стоит задача научить сотрудничать, можно применить способ «случайной группы». Этот же способ комплектования групп можно использовать в классах, в которых между учениками сложились в целом доброжелательные отношения. Но в любом случае учитель должен обладать достаточной компетентностью в работе с межличностными конфликтами. Способы формирования «случайной группы»: жребий, объединение тех, кто сидит рядом, с помощью импровизированных фантов.

Комплектование групп можно осуществлять:

  • по определенному признаку, который задает учитель или лидер группы( по первой букве имени: гласная или согласная; в какое время года родился: на четыре группы; по цвету глаз и т.д.);
  • по выбору лидера (лидер в данном случае может либо назначаться организатором, либо выбираться членами групп, а лидер набирает себе команду);
  • по выбору педагога (решая определенные педагогические задачи, учитель может объединить учеников с близкими интеллектуальными возможностями, со схожим темпом работы, а может создать равные по силе группы).

Что касается количественного состава группы, то исходя из опыта работы, могу утверждать, что группа из четырех человек в большей мере склонна к обсуждению, чем группа из восьми человек. Деятельность группы из четырех учащихся более продуктивна, чем работа пары. Кроме того. Целесообразнее создавать группу с нечетным составом. Таким образом, группа из пяти человек является самой оптимальной.

Вопрос №2  Какие правила нужно соблюдать работая в группе. (ПАМЯТКА,)

1) Работать дружно: быть внимательным друг к другу, вежливым, не отвлекаться на посторонние дела, не мешать друг другу, выполнять указания старшего

2) Работать по алгоритму (плану)

3) Своевременно выполнять задание: следить за временем и доводить начатое дело до конца

4) Качественно выполнять работу (аккуратно, без ошибок), соблюдать технику безопасности, экономить материалы 

5) Каждый из группы должен уметь защищать общее дело и свое в частности

Вопрос №3  На каких этапах урока можно применять  работу в парах и группах? Привести примеры.

Проверка домашнего задания.

« Ты мне, я тебе»   Ученики рассказывают друг другу изученный материал и задают вопросы. Каждый может выбрать свой уровень ответа ( подсматривать в текст, пользоваться опорным конспектом, ничем не пользоваться)

«Взаимопроверка письменного задания»   Ученики проверяют письменные задания друг у друга и по критериям, предложенным учителем выставляют оценки.

Изучение нового материала.

«Ловушка»  Задание нацелено на выделение базовой информации.

«Самостоятельная работа с информацией для выполнения конкретного задания на основе использования содержания учебника»

Цель: формирование умений учащегося организовать свою деятельность для выполнения конкретного задания, оформлять результаты своей самостоятельной работы.

Возраст: 14-15 лет.

Учебная дисциплина: химия

Форма выполнения задания: работа в малых группах

Описание задания: учащимся предлагается выполнить задание,  используя текст учебника, и письменно оформить отчет о проделанной работе.

Задание:

От каких факторов зависит скорость реакции? Продолжите заполнение таблицы. Постарайтесь привести в ней примеры, отличные от описанных в тексте параграфа. Заполните таблицу.

                                                                                                                                                              Таблица

«Скорость химических реакций»

Факторы, влияющие на скорость реакции

Примеры

Объяснение

1.Природа реагирующих веществ

 

2.Температура

3.Присутствие катализатора (ингибитора)

4.Площадь поверхности*

*Для реакций, протекающих с участием твердых веществ

Металлы реагируют с соляной кислотой с различными скоростями

Металлы обладают различной химической активностью, т.е. способностью отдавать электроны

 

Влияние первого фактора разобрать вместе с учениками, влияние трех остальных факторов распределить между группами учащихся. Провести  обсуждение, в итоге которого у всех учащихся должна быть заполнена вся таблица.

«Опора» Составление опорной блок-схемы, плана, таблицы, пошагового алгоритма.

«Самостоятельная работа с таблицей для выполнения конкретного задания по составлению алгоритма составления уравнений химических реакций.

Цель: формирование умений учащихся организовать свою деятельность для выполнения конкретного задания, оформлять результаты своей самостоятельной работы.

Учебная дисциплина: химия 8 класс

Форма выполнения задания: работа в  группах 3-5 человек.

Описание задания: учащимся предлагается выполнить задание,  таблицу, и письменно оформить отчет о проделанной работе.

Задание:

Внимательно изучите пример составления уравнения химической реакции (колонка 2) и  заполните первую колонку таблицы.(Последовательность действий  должна быть пустой)

https://ds05.infourok.ru/uploads/ex/0f83/00073b72-f23d28e2/img4.jpg

 

Можно использовать задания  «Мозговой штурм» (для генерации идей), игра  «Как вы думаете» или «Верю- не верю», «Зигзаг» и другое.

Задания для групповой работы при закреплении материала.

Цель: формирование умений учащихся организовать свою деятельность для выполнения конкретного задания, оформлять результаты своей самостоятельной работы.

Учебная дисциплина: химия 10 класс

Форма выполнения задания: работа в  группах 2-3 человек.

Описание задания: учащимся предлагается выполнить задание и письменно оформить отчет о проделанной работе.

Варианты заданий
1. "Третий лишний"
а) алканы, нитросоединения, алкен.

Ответ: нитросоединения
б) пентен-2, пентен-3, бутаналь.
Ответ: бутаналь
в) пентин-1, пентадиен-2,3, пентан.
Ответ: пентан
2. Вставить пропущенные слова в текст
Выбрать самую длинную углеводородную цепь и прону¬меровать атомы ___________(углерода)в ней. Нумерацию начинают с того конца цепи, к которому ближе стоит_________ (радикал). Назвать радикалы в ______ ( алфавитном) порядке. Перед названием каждого радикала указать ___________(номер) ато¬мов углерода, с которыми связаны такие радикалы.
3. Выбрать правильные утверждения:
а) Цис-транс-изомерия характерна для соединений, содержащих двойную связь или цикл.
б) Изомеры – вещества, одинаковые по строению, но разные по составу.
в) Структурными называются изомеры, отличающиеся порядком соединения атомов.
г) Атомы в молекулах соединены друг с другом согласно их валентности.
Ответ: АВГ
4. Подберите к тексту правильный термин определения понятия:
а)............ - вещества, одинаковые по составу, но разные по строению.
б) ...........- это ряд соединений, сходных по своему строению и химическим свойствам, которые отличаются друг от друга по составу молекул на одну или несколько групп CH2.
в) ............. - это изомеры, отличающиеся порядком соединения атомов.
г) ...................... представляет собой совокупность несистематических исторически сложившихся названий органических соединений.
д).........- это явление существования веществ, имеющих одинаковый качественный и количественный состав, но различное строение и разные свойства.
Ответ: изомеры, гомологический ряд, структурные изомеры, травиальная номенклатура, изомерия.
Вопрс №4. Какие технологии реализуют  групповые формы работы
?

Использование игровых технологий на уроках химии помогает в той или иной степени снять ряд трудностей, связанных с запоминанием материала, вести изучение и закрепление материала на уровне эмоционального осознания, что, несомненно способствует развитию познавательного интереса к химии как к учебному предмету.

Игры: «Убери лишнее», «Закончи ряд», «Крестики –нолики», «Химическое лото», «Загадки»

Шуточные загадки

1. Какой элемент вращается вокруг Солнца?
(Уран.)

2. Какой металл по древнегреческой мифологии «обречен» на вечные муки?
(Тантал.)

3. В состав какого металла входит дерево?
(Никель.)

4. Какой благородный металл состоит из болотных водорослей?
(Платина.)

5. Частью какого химического элемента любят играть на досуге взрослые и дети?
(Золото.)

6. Как из меди и мышьяка получить золото?
(Сu + Аs = Au + Cs.)

Метод проектов.

Использование проектных технологий при изучении темы «Галогены»

Актуальность: тема «Галогены» стоит в системе уроков «Неметаллы». На изучение темы отведено 2 часа. Информация,изучаемая на уроке, достаточно обширна, поэтому целесообразно изучение этой темы в рамках урока-проекта, где учащиеся работают в группах.

Степень новизны: данный урок демонстрирует возможности учащихся при работе с Интернет-ресурсами, дополнительной литературой, ИКТ в программе Power Point, воспитывает в учащихся информационную, социальную, коммуникативную компетенции.

Практическая значимость: презентация проекта может быть использована на уроках химии и биологии.

Типология проекта: информационно-исследовательский, краткосрочный.

Оборудование: компьютеры, мультимедийный проектор, экран, инструктивные карты для работы групп, учебники по химии, ПСХЭ, дополнительная литература по химии-энциклопедии, словари, справочники, журналы, содержащие информацию по теме; лабораторное оборудование - соли галогенов, нитрат серебра, пробирки, пипетки.

Тип урока: урок-проект

Цели:

- образовательная: учить обучающихся применять полученные знания на практике.

- воспитательная: воспитывать самостоятельность, трудолюбие, творческое отношение к учебе, интерес к предмету.

- развивающая: развивать творческие навыки, мышление, навыки работы с дополнитепьной литературой, навыки ориентации в изобилии информации.

Этапы работы над проектом:

I

Подготовительный: формирование групп учащихся.

Группы составляются с учетом индивидуальных особенностей учащихся: учащиеся, которые быстро и хорошо ориентируются в информации, становятся теоретиками, практиками, физиками, химиками; учащиеся, которые не проявляют особого интереса к химии - лириками ; учащиеся, которые интересуются компьютерными технологиями

- web-дизайнерами.

Формируется 7 групп учащихся:

  1. теоретики
  2. практики
  3. физики
  4. химики
  5. медики-биологи
  6. лирики
  7. дизайнеры

Каждая группа получает инструктивную карту, на которой напечатан план изучения области темы. Преподаватель предлагает определить в группе лидера, записать на карте состав всей группы и приступить к работе над проектом.

II

Погружение в проект: поиск информации (2-3 дня) учащимся предлагается найти ответы на вопросы, указанные в инструктивной карте. Поиск информации в учебниках, интернете, дополнительной литературе, консультации преподавателя. Затем происходит обработка информации (1 день). Учащиеся в группах готовят выступление-защиту проекта, определяют человека, который будет выступать. Дизайнеры верстают слайдовую презентацию.

III

Защита проекта: представители каждой группы презентуют свою работу, рассказывают о своих достижениях. Время каждого выступления 5 – 7 минут.

IV

Рефлексия

V

Итоги урока, оценки.

Заключение.

Таким образом, использование групповых форм работы на уроках  и во внеурочной деятельности  позволяет добиться решения основной задачи: развития познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развития критического и творческого мышления. Современные педагогические технологии в сочетании с современными информационными технологиями могут существенно повысить эффективность образовательного процесса, решить стоящие перед образовательным учреждением задачи воспитания всесторонне развитой, творчески свободной личности. Результатом работы стали уроки, проводимые в нетрадиционной форме, например, урок – конференция, где компьютерные технологии применяются в комплексе с показом химических опытов и решением расчетных и практических задач, использование исследований учащихся для выполнения самостоятельных дополнительных творческих заданий: подготовка докладов и сообщений о развитии современной науки и техники и т.д. Одним из результатов применения описанных выше методов стал выбор учащимися продолжения обучения в профильном классе, с последующей возможностью продолжить обучение в ВУЗах и средних специальных учебных заведениях по выбранному профилю. Анализ поступления учащихся в вузы, в которых профилирующим предметом является химия также говорит о положительном результате форм работы. Планирую продолжать работу и совершенствоваться в этом направлении.

                


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Учитель химии МБОУ СОШ №16 Князева Любовь Викторовна

Слайд 2

Мои противоречия Между традиционными формами обучения, направленными на передачу готовых знаний и необходимостью формирования ключевых компетенций, направленных на развитие креативного творческого мышления обучающихся с целью решения ими различных жизненных задач.

Слайд 3

Проблема: Поиск и использование таких технологий обучения и воспитания обучающихся, которые позволят мне не только повысить качество знаний по химии, но и заинтересовать всех ребят химией, удержать интерес к предмету и доказать значимость полученных знаний в их дальнейшей жизни .

Слайд 4

Профессиональное развитие КПК «Обновление содержания и технологий образования по химии в соответствии с требованиями ФГОС ОО» (сентябрь 2019 года) Вебинары СКИРО ПК и ПРО, «Школы цифрового века», ФИОКО Самообразование Участие в районных и краевых методических семинарах в роли организатора и участника

Слайд 5

Ведущая идея педагогического опыта «Создание на уроках условий для совместной деятельности участников образовательного процесса с помощью применения современных образовательных технологий»

Слайд 6

Обеспечение достижений планируемых результатов: Системный подход — универсальный инструмент познавательной деятельности выступает как средство формирования целостного мировоззрения, в котором человек чувствует неразрывную связь с окружающим миром обеспечивает достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности

Слайд 7

Механизм реализации педагогической идеи:

Слайд 8

Цель моей педагогической деятельности: Сформировать у обучающихся умение и желание учиться всю жизнь, работать в команде, развить способность к самоизменению и саморазвитию на основе рефлексивной самоорганизации через использование инновационных технологий в рамках системы урочной, внеурочной и внеклассной работы.

Слайд 9

Методические задачи: Развивать наблюдательность, воображение, продуктивное поисковое мышление, инициативность, ответственность, веру в собственные силы; Формировать способности к самостоятельному познанию и обучению, переносу своих знаний с одного предмета на другой; Реализовать способности и замыслы обучающихся в продуктах его деятельности.

Слайд 10

Основа моей педагогической концепции:

Слайд 11

Использование технологий, основанных на создании учебных ситуаций (решение задач, практически значимых для изучения окружающего мира. Учебная ситуация – это такая особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая разнообразные учебные действия, преобразуют его , например, переформулируют, или предлагают свое описание и т.д., частично – запоминают . Виды учебных ситуаций. Исследовательская деятельность. эксперименты с изучаемыми объектами (свойства объектов) группировка упорядочивание классификация сопоставление сравнение описание объекта или явления и его оценка.

Слайд 12

Использование в процессе обучения информационных и коммуникативных технологий. Задачи использования ИКТ на уроках химии. создать банк учебных модулей, которые можно использовать на уроке; осуществить идеи индивидуализации обучения в соответствии с темпом, наиболее близким каждому ученику; оптимизировать процесс контроля для проверки знаний учащихся; свести к минимуму вероятность формирования у учащихся "комплекса неполноценности"; повысить качество обучения. Направления использования ИКТ. наглядное представление объектов и явлений микромира; изучение производств химических продуктов; моделирование химического эксперимента и химических реакций; система тестового контроля подготовка к ГИА.

Слайд 13

Применение технологий, основанных на уровневой дифференциации обучения. Основная цель разноуровневой дифференциации : создать условия для самореализации каждого ученика в соответствии с его интересами и, главное, возможностями. Результаты: позволяет учащимся реально оценивать свои силы, а также видеть свои достижения. повышает интерес к предмету между учителем и учащимися устанавливаются партнерские отношения, снижается психологическое напряжение учащихся на уроках. повышается качество знаний и активность слабоуспевающих учащихся.

Слайд 15

Использование разнообразных педагогических методов и приемов для эффективной подачи материала и мониторинга знаний обучающихся.

Слайд 16

Не многим, все-таки, дано, Владеть умами и сердцами, Чтоб не смотрели мы в окно, А Вам внимать хотели сами. Порою выпадет урок, Не наказанье, а награда И неожиданный звонок – Не облегченье, а досада.

Слайд 17

Внеурочная деятельность Организация внеурочной деятельности Конкурсы, олимпиады, интеллектуальные марафоны по предметам естественно-научного цикла. Экскурсии Походы Достижения во внеурочной деятельности призовые места в дистанционных конкурсах, олимпиадах участие в акциях экологического и социального характера победители в школьном интеллектуальном марафоне победители и призёры в районном слете ученических производственных бригад.

Слайд 18

Распространение педагогического опыта. Районные методические семинары и мастер классы. Оказание методической помощи молодым специалистам. Участие в районных педагогических конференциях. Участие в творческих группах по подготовке заданий для школьного этапа ВОШ по химии.



Предварительный просмотр:

Конкурсное задание «Я- учитель»

Эссе на тему: Учитель - профессия  или призвание?

«Все профессии от людей. И  только три от Бога:

учитель, судья и врач..»

Сократ

Как быстро меняется  мир. Как стремительно уносит время человечество в будущее, обрушивая на него потоки информации, не давая опомниться, не оставляя возможности стоять на месте. 21 век- век прогресса и нанотехнологий: что сулит он человечеству? Тысячелетиями человек развивался и жил размеренной жизнью, не подозревая о том, что наступит время, когда перед ним встанет реальная угроза самого его существования на Земле. Что же нужно современному человечеству для того, чтобы не только выжить на его родной планете, но и сберечь ее, сделать цветущим садом и обеспечить своим потомкам счастливое будущее на долгие тысячелетия.  Современная реальность нашептывает человеку: будь успешным и конкурентноспособным, будь лучше других, будь лидером.  Хорошо это или плохо покажет время. А пока мир бросает  нам вызов и заставляет задуматься о своих способностях, умениях и навыках, о постоянном самосовершенствовании и  непрерывном саморазвитии.

Тот, кто стремится быть успешным и идти в ногу со временем просто обязан соответствовать характеристикам и критериям человека нового поколения, иначе ты отстанешь от летящего вперед развития. Это как в потоке дорожного движения необходимо починиться скорости самого потока, иначе наедут, раздавят, или занесет и выбросит на обочину, из дороги Вашей жизни. Не надо забывать, что  во все времена в развитии любого  общества всегда была и остается неоспоримо значимой как роль коллектива, так и роль отдельно - взятой личности. Поэтому от современного человека, стоящего на пути трансформационных  процессов всех сфер его жизни требуется огромное количество усилий, чтобы не только выжить, но и стать человеком принципиально нового образца.

Неудивительно поэтому, что самой древней и самой значимой профессией в прогрессивном развитии общества была и есть профессия педагога- наставника молодежи.  Почему же великий Сократ считал профессию учителя от Бога? Наверное потому, что однажды кто-то и когда- то услышал этот божий призыв и понял, что  именно ему суждено стать тем, кого назовут наставником.  Так и стала профессия призванием.

Наставник формирует новое поколение, которое продолжит дело старших, но уже на более высоком уровне развития общества. В полной мере можно сказать, что именно учитель формирует будущее общества, будущее его науки и культуры. Поэтому не удивительно, что во все периоды жизни людей выдающиеся  деятели просвещения так высоко ценили роль учителя в жизни общества.

Я часто задумываюсь над тем, кто же такой учитель? Профессия это или призвание? Заглянув в толковый словарь не трудно найти соответствующие определения.
Что такое профессия? Профессия – это система знаний, умений и навыков, присущая определённому человеку. Что такое призвание? Призвание - это склонность, внутреннее влечение к какому-нибудь делу, какой-либо профессии. «Не тот учитель, кто получит воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным»,- считал Л.Н.Толстой.

Выдающийся русский ученый – химик Д.И.Менделеев был не только первооткрывателем Периодического закона и создателем Периодической системы химических элементов, но и талантливым педагогом и крупным деятелем в области народного просвещения. Заставляют задуматься  его великие мысли. « Школа- это мастерская, где формируется мысль подрастающего поколения, надо крепко держать ее в руках, если не хочешь выпустить из рук будущее», писал Дмитрий Иванович в своем труде « Заветные мысли».  Сравнивая школу с мастерской, великий ученый считал учителя мастером. А  что же такое мастерство? Это высшая степень профессионализма. Можно ли ее достичь не имея на то призвания? Думаю, что нет.

Дети, которые впервые пришли в школу учится – это семена, которые непременно должны упасть в благодатную почву и прорастая, должно им быть ухоженными, дабы дали они   по мере своего взросления и созревания богатый урожай. «Вся гордость учителя в его учениках и в росте посеянных им семян»,  призывает Д.И. Менделеев  нас педагогов - учителей химии и биологии, математики и литературы, черчения и астрономии.

Каждый молодой специалист-педагог, приходящий в школу работать, сегодня имеет диплом о высшем образовании, считает себя человеком достаточно образованным, чтобы учить детей. Но это еще не значит, что он пришел на это поприще по призванию. Образованность - это профессиональные навыки человека в той области, в которой он будет трудиться. Учитель по призванию осознает, что мало быть образованным и глубоко знать ту отрасль, в которой ты работаешь. Важно понимать необходимость постоянного  в ней совершенствования и развития умений передачи своих знаний своим питомцам. «Наши дети должны быть лучше нас»- вот девиз учителя  работающего по призванию. Ибо настоящий наставник не открывает истины, напротив он проводник истины, которую каждый ученик должен открыть для себя сам. Учитель по призванию продолжает учиться всю жизнь у времени в котором живет и у детей, которые рядом.  Американский социолог и футуролог, автор концепции развития современного постиндустриального общества Элвин Тоффлер, считает, что «безграмотными  в 21 веке будут не те, кто не умеет читать и писать, а те, кто не умеет учиться, разучиваться и переучиваться».

Учитель по призванию – это новатор,   идущий   в ногу со временем. Он стремится использовать в своей работе инновации, различные методики и технологии. Образование должно готовить людей, способных к постоянному саморазвитию, решению задач будущего, поэтому оно должно опережать наличное бытие, носить инновационный характер. Современные стандарты образования, специфика и творческий характер деятельности преподавателя предъявляют высокие и справедливые требования к представителям этой профессии сегодня особенно. Настоящий преподаватель, учитель по призванию  обладает  такими качествами, как увлеченность профессией, высокая трудоспособность, стремление к исследовательской деятельности, обширность научных знаний и стремление к совершенствованию педагогического мастерства.

Высокий уровень развития его компетенций позволяют ему и его ученикам видеть мир под другим углом, ориентироваться в пространстве, делают жизнь более яркой и насыщенной. Педагог выступает в роли просветителя, наделяя каждого своего ученика знаниями для того, чтобы они смогли легко отличить действительность от навязываемого мнения. И тогда они не поддадутся рекламным уловкам или влиянию сектантов, потому, что он научит их критически мыслить, мыслить в рамках группы, а также будет развивать способность системно и критически мыслить, анализировать увиденное и услышанное, формируя единственно верное решение о реальности происходящего.

Сегодня в век интенсивного развития телекоммуникаций нам активно навязывают образчеловека как продукта глобализации, в которой наряду с плюсами есть и очень много опасностей. Современный учитель сам хорошо разбираясь в этих процессах, поможет своим подопечным ясно увидеть угрозы, называемыми сегодня «глобальными  проблемами человечества», чтобы в будущем, став специалистами в разных областях, оно не боялись принимать ответственные решения и нести личную ответственность за судьбу своей большой и малой родины и за судьбу человечества в целом. Кто как не педагог по призванию способен на это?

Профессия учителя считается одной из самых разрушительных для здоровья человека. Постоянные психологические перегрузки способствуют развитию и соматических заболеваний. А ведь как важно учителю на долгие годы сохранить свое здоровье и научить этому своих учеников. Стараясь шагать в ногу со временем  он постоянно развивает свои способности владеть прежде всего собой. Укрепление в своем сознании необходимости выработки такого стиля общения, который направлен в сторону доброжелательности, любви к своим ученикам, чувства гордости за их успехи- вот одна из составляющих здоровья учителя. Современный учитель, являясь образцом для своих учеников стремится к здоровому образу жизни, активному отдыху, показывая на собственном примере значимость этого для полноценного многолетнего  труда на нелегком жизненном пути, итогом которого счастье в личной жизни.

С высоты прожитых  лет, анализируя свою собственную жизнь и педагогическую деятельность,  невольно вспоминаешь слова писателя-публициста Инги Преловской о том, что « труд учителя нелегок, но подобно свету далекой звезды, который доходит до нас, даже когда сама звезда погасла, влияния учителя не иссякает долгие годы». И если ты с этим полностью согласна,  ты можешь  сказать себе:  «Я – счастливый человек, потому, что   занимаюсь тем, что мне нравится. И учитель для меня не  просто профессия, не работа, не увлечение. Для меня  учитель - это мое призвание, дело моей жизни, смысл моей жизни, особое состояние души, образ жизни и мыслей, это мой труд, это - моя жизнь».

Любовь Викторовна Князева