Материалы к аттестации

Цыбeнoвa Дулмa Бaярoвнa

Материалы МО

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организация работы со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися

Пути преодоления неуспеваемости

Неуспевающий ученик- это ребенок,

который не может продемонстрировать тот уровень

знаний, умений, скорость мышления и выполнения операций,

 который показывают обучающиеся рядом с ним дети.

 И. П. Подвласов

Любому профессиональному педагогу понятно, что выставление неудовлетворительной оценки, должно сопровождаться целой системой мер по её дальнейшему предотвращению.

https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/0ccc/0016c91b-5571c1b2/img3.jpg

Основными признаками неуспешности учащихся можно считать:

 Недостаточное семейное воспитание.

 Пробелы в фактических знаниях.

 Недостаточный уровень развития и воспитанности личностных качеств, не позволяющий ученику

проявлять самостоятельность, целеустремленность, настойчивость

 организованность и другие свойства, необходимые для успешного учения.

Жалобы школьников

1. Хроническая усталость.

2. Сонливость в дневные часы.

3. Пассивность на уроках из-за плохой подготовки дома.

4. Отказ от умственного напряжения.

5. Нестойкость интересов.

Трудности школьника, проявляющиеся в форме отставания в учебе, эмоциональной неустойчивости могут иметь самые различные причины:

 Слабое состояние здоровья.

 Несформированность приемов учебной деятельности. Если психолого­педагогические навыки успешной учебной деятельности не выработаны, то учащийся заучивает учебный материал механически, без предварительной логической обработки.

 Недостатки познавательной сферы (мышления, памяти, внимания). Полное усвоение школьной программы предполагает обязательное абстрактно-логическое мышление, умение систематизировать, обобщать, классифицировать, сравнивать. Неумение запоминать тоже сказывается на учебной деятельности ребенка и в конечном счете влияет на его отношение к учебе и школе;

 Недостаточное развитие мотивационной сферы, что является в первую очередь приоритетом семейного воспитания.

Особенности неуспевающих учащихся:

 низкий уровень знаний, как следствие этого низкий уровень интеллектуального развития;

 отсутствие познавательного интереса;

 не сформированы элементарные организационные навыки;

 учащиеся требуют индивидуального подхода с психологической и педагогической (в плане обучения) точки зрения.

 нет опоры на родителей как союзников учителя – предметника;

 дети, в основном, из асоциальных семей;

 отсутствие адекватной самооценки со стороны учащихся;

 частые пропуски уроков без уважительной причины, что приводит к отсутствию системы в знаниях и как следствие этого - низкий уровень интеллекта

Отставание ученика в усвоении конкретного учебного предмета можно обнаружить по следующим признакам:

 1. Низкий уровень умственного развития.

 2. Несформированность учебных навыков.

 3. Дефицит внимания с гиперактивностью.

 4. Отсутствие познавательного интереса.

 5. Несформированность произвольной сферы.

 6. Конфликтные отношения

 7. Низкий познавательный интерес

 8. Низкий уровень развития словесно-логического мышления

 9. Низкая работоспособность

►Чтобы предотвратить неуспеваемость, надо своевременно выявлять образовавшиеся пробелы в знаниях, умениях и навыках учащихся и организовать своевременную ликвидацию этих пробелов.

“ЖЕСТКИЙ ТРЕУГОЛЬНИК”

Учитель Ученик

нужны знания, но при этом не прикладывает усилий

учитель ставит “2” – проблемы с администрацией и классным руководителем;

учитель ставит “3” – но знаний у учащихся нет.

Родители Учитель

родителям нужно, чтобы у ребенка были знания, но при этом нет контроля и помощи детям с их стороны;

учитель, по мнению родителей, выступает в роли “монстра”, “надзирателя”;

учителя иногда отчитывают родителей даже в присутствии ребенка, при этом не всегда давая конкретные советы

родители в свою очередь обвиняют учителей в некомпетентности в присутствии детей;

сами учителя не всегда видят выход из создавшейся конфликтной ситуации

Учитель Администрация

Администрация требует:

 хороших знаний учащихся;

 высоких показателей;

 бесконфликтных отношений с учениками и родителями.

Что остается делать учителю, если классы у него слабые и он ещё и классный руководитель?

Учителю становится “тоскливо” от “безысходности”

У учителя опускаются руки, нет желания идти на работу

Ученик предпочитает улицу, случайных знакомых, «вредные привычки» занятиям в школе

Какой же выход из создавшейся ситуации?

 Как помочь ученику, учителям и родителям выйти из “неподвижного треугольника”?

Задачи педсовета

 Систематизировать теоретические знания по теме.

 Провести психолого-педагогическую диагностику слабоуспевающих учащихся.

 Выявить основные причины и меры профилактики неуспеваемости школьников.

 Определить пути, формы и способы решения проблемы неуспеваемости на различных этапах учебной деятельности.

Превратить “жёсткий треугольник” в “подвижный четырёхугольник”

Ученик Родители Администрация Учитель

ВЫВОД: Чтобы предотвратить неуспеваемость учащихся, нужно так организовать учебный процесс, жизнь учащихся в школе и в классе, чтобы вызвать и развить у учащихся внутреннюю мотивацию учебной деятельности, стойкий познавательный интерес к учению.

 Программа (план) работы педагогического коллектива по предупреждению неуспеваемости в работе со слабоуспевающими учениками».

 Индивидуальные адаптивные программы для слабоуспевающих обучающихся.

 Психолого – педагогическая характеристика учащегося (классного руководителя для учителей).

 Педагогические консилиумы (1-4-5-9-10-11 классы).

«Индивидуальная карта учащегося» учителя-предметника.

 ВШК (посещение уроков, собеседование, консультации, индивидуальные занятия с ребенком и родителями), моральное и материальное стимулирование учителя. Все наши дети очень разные: одни яркие, талантливые, другие не очень. Но каждый ребенок должен самореализоваться.   Педагогика сродни терапии: она всегда должна возвращать ребенку его физическое и психическое здоровье.

 Но всегда ли нам это удается?

 Таким образом, рождается идея создания индивидуальной образовательной программы работы со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися.

Тема педсовета

Об эффективности работы со слабоуспевающими учащимися

Деятельность учителя

1. В начале учебного года проводить диагностику учащихся с целью выявления уровня обучаемости.

2. Использовать на уроках различные виды опроса.

3. Обязательно комментировать каждую оценку ученика.

4. Учитель не должен опрашивать ученика или предлагать ему письменную работу в первый день занятий после болезни или отсутствия в школе по уважительной причине.

5. Учитель для устранения пробелов в знаниях ученика по пропущенной теме должен определить время, за которое учащийся должен освоить указанную тему, и в случае затруднения проконсультировать его.

6. Учитель должен выставлять полученные учащимся неудовлетворительные оценки в дневник с целью своевременного контроля со стороны родителей.

7. Учитель обязан поставить в известность классного руководителя или непосредственно родителей ученика о снижении успеваемости учащегося.

8. Учитель не должен снижать оценку учащемуся за плохое поведение на уроке, в этом случае он должен использовать другие методы воздействия на ученика (убеждение, беседа с психологом

и социальным педагогом)

9. Учитель-предметник должен прогнозировать четвертные оценки за 2 недели до окончания четверти.

Пути достижения высокой успеваемости:

• правильное раскрытие причин неуспеваемости и определение путей ее ликвидации;

• высокое качество уроков;

• использование передовых методов в обучении;

• реальная помощь и тесный контакт всех членов семьи с педагогическим коллективом;

• четко поставленный контроль за учебным процессом.

Организация работы со слабоуспевающими неуспевающими учащимися на уроке

Нужно так организовать учебный процесс, жизнь учащихся в школе и в классе, чтобы вызвать и развить у учащихся внутреннюю мотивацию учебной деятельности, стойкий познавательный интерес к учению.

Как помочь слабоуспевающему ученику:

 Для закрепления необходимо более длительное время и больший объем решаемых задач.

 Учитель для себя и для ученика должен сформулировать минимум знаний и навыков, который должен усвоить ученик.

Как повысить работоспособность:

 Разнообразить виды деятельности.

 Проветривать кабинет.

 Проводить физминутки.

 Всегда надо помнить о соблюдении принципа необходимости и достаточности.

Карточки для индивидуальной работы Задания с выбором ответа Деформированные задания

Карточки – тренажеры Творческие задания

 Поиск различных способов решения задач.

 Составление кроссвордов.

 Сочинение математических сказок, игр.

 Составление задач по данному условию.

Учитель должен:

 Знать психическое развитие ребёнка

 Стремиться понять и принять каждого ребёнка

 Создать спокойную обстановку и благоприятный психологический климат на уроке

 Проявлять

 - разумную требовательность

- неиссякаемое терпение

- справедливую строгость

- веру в возможности ученика

 Уметь встать на позиции ученика

 Сказать НЕТ насмешливому тону!

 Уметь вести непринуждённый диалог

 Стремиться к внешней занимательности

 Использовать средства невербального общения (опорные сигналы, рисунки, таблицы, схемы, план)

 Учить работать со словарями и другим справочным материалом

 В обучении применять

 - опережающее обучение

- различные формы групповой работы

- взаимоопрос, самоконтроль

- конспекты-блоки по разным темам, использование их на разных этапах обучения

 При формулировании целей урока включать как приоритетный коррекционно – развивающий аспект

 Рационально распределять учебный материал (трудное – сначала!)

 Применять частую смену видов деятельности на уроке

 Многократно проговаривать и закреплять материал урока

 Стремиться к алгоритмизации деятельности

Правила, разработанные психологами:

 Не ставить слабого в ситуацию неожиданного вопроса и не требовать быстрого ответа на него, давать ученику достаточно времени на обдумывание и подготовку.

 Желательно, чтобы ответ был не в устной, а в письменной форме.

 Нельзя давать для усвоения в ограниченный промежуток времени большой, разнообразный, сложный материал, нужно постараться разбить его на отдельные информационные куски и давать их постепенно, по мере усвоения.

 Не следует заставлять таких учеников отвечать на вопросы по новому, только что усвоенному материалу, лучше отложить опрос на следующий урок, дав возможность ученикам позаниматься дома.

 Путём правильной тактики опросов и поощрений (не только оценкой, но и замечаниями типа «отлично», «молодец», «умница» и т. д.) нужно формировать у таких учеников уверенность в своих силах, в своих знаниях, в возможности учиться. Эта уверенность поможет ученику в экстремальных

стрессовых ситуациях сдачи экзаменов, написания контрольных работ и т. д.

 Следует осторожнее оценивать неудачи ученика, ведь он сам очень болезненно к ним относится.

 Во время подготовки учеником ответа нужно дать ему время для проверки и исправления написанного.

 Следует в минимальной степени отвлекать ученика, стараться не переключать его внимание, создавать спокойную, не нервозную обстановку.

Дифференцированный подход

 При закреплении.

 При проверке домашнего задания.

 При самостоятельной работе.

Создать на уроке ситуацию успеха:

 помочь сильному ученику реализовать свои

возможности в более трудоемкой и сложной деятельности;

 слабому – выполнить посильный объем работы.

Обучение в сотрудничестве

 Позволяет отстающим ученикам чувствовать себя полноправными членами команды и стимулирует желание учиться.

Проектное обучение

Метод проектов рассматривается как способ

актуализации и стимулирования

познавательной деятельности учащихся.

Разнообразные формы и жанры урока

 урок-игра

 урок-спектакль

 урок-путешествие

 урок-детектив

 урок-сказка

 урок-концерт

 урок-картина

 “Блиц уроки”

Технология “полного усвоения” В процессе обучения возникает проблема:

Как быть с родителями таких учащихся?

Организация работы с родителями слабоуспевающих и неуспевающих учащихся.

Работа с родителями

Цель: Создание условий для развития личностного потенциала учащихся в условиях взаимодействия школы, семьи, внешнего социума

Задачи:

• создать коллектив единомышленников, сделать учащихся, учителей, родителей соучастниками образовательного и воспитательного процесса

• организовать разнообразную, увлекательную, социальнозначимую совместную деятельность учащихся и родителей

• организовать всеобуч для родителей

Ожидаемые результаты:

• установление диалога и взаимовыгодного сотрудничества между школой и родителями

• формирование у учащихся любви, долга к родителям, близким

• решение проблемы занятости учащихся в свободное от уроков время

 Нередко от родителей можно услышать: «Не сделаешь домашнее задание – не пойдешь к друзьям», «Закончишь обучение с тройками – не поедешь на море»

 Мы настолько привыкли к примитивной поведенческой схеме «стимул-реакция», что не можем представить себе другой способ мотивирования детей, стимулирования их работы, творчества, достижений.

 И, в результате, получаем личность, которая не интересуется ничем, кроме вознаграждения за свои усилия или испытывает потребность в постоянном контроле со стороны .

 Формы организации работы с родителями слабоуспевающих и неуспевающими учащихся.

Самой распространенной формы работы с такими родителями является индивидуальная беседа.

Организация индивидуальной беседы родителей и учителя в присутствии ученика.

Выполнение индивидуальных заданий во внеурочное время по учебным пособиям, карточкам, где

учитываются дифференцированные задания для создания ситуации успеха.

Родительское собрание

 Подкрепляется методическими рекомендациями и практикумом.

 Рекомендация методической литературы по отдельным предметам.

 Каждый из нас может привести примеры из своей личной жизни, педагогической практики, или просто из истории, когда, например, “из-за полной бездарности” был исключен из школы Эдисон;

знаменитый химик Либич, в 14 лет по неспособности оставил школу, а 21 год стал профессором.

Тесная связь с библиотекой, правильными Интернет ресурсами, где осуществляется подбор заданий для ребёнка:

► по развитию речи и техники чтения,

► расширению кругозора,

► общение с художественной литературой,

 Виртуальными развивающими ресурсами (экскурсии, справочные ресурсы и т.п.)

 Психологический тренинг

 Индивидуальная работа со слабоуспевающими и неуспевающими учениками.

 Индивидуальная работа психолога с родителями слабоуспевающих и неуспевающих учеников.

Советы классному руководителю по работе со слабоуспевающими детьми:

 В начале учебного года проинформировать учителей - предметников о наличии слабоуспевающих детей в классе (на малом педсовете или в индивидуальной беседе).

 Поддерживать связь с психологической службой, учителями - предметниками, интересуясь уровнем обучаемости учащихся, темпами их развития, стилем общения с одноклассниками и

преподавателями.

 Привлекать родителей слабоуспевающих детей к общественным делам класса.

 Вовремя информировать родителей о негативных проявлениях в учебной дисциплине со стороны ученика (пропуски уроков без уважительной причины)

 Доводить до сведения администрации (зам. директора по воспитательной работе, социального педагога) случаи нарушения норм и правил поведения в целях современной их профилактики.

 Создать условия для занятия учащимися достойного места в коллективе класса через активное включение во внеурочную деятельность.

 Держать на контроле состояние их здоровья.

 Стремиться наладить доверительные отношения.

 Чаще использовать поощрение нежели наказание для поддержания веры в свои силы.

Подводя итог …

при правильном раскрытии причин неуспеваемости и определении путей ее ликвидации, высокое

качество уроков, реальная помощь и тесный контакт семьи ученика с педагогическим коллективом, использование передовых методов в обучении, четко поставленный контроль за учебным процессом, - таковы наиболее реальные пути, для достижения высокой успеваемости и прочных знаний учащихся разного уровня развития.