2. Публикации

Басхамжаева Елена Михайловна

Предварительный просмотр:

Система музейно- педагогических занятий на базе школьных музеев.

Своеобразным образовательным полигоном является музей, созданный на образовательного учреждения. Во многих школах  нашей республики имеются уголки или музеи традиционного направления по теме «Калмыки в годы Великой Отечественной войны», «Сибирь ,оставившая отпечаток в памяти народа» и т.д.В условиях , максимально приближенных к естественным, обучающиеся школ знакомятся с достижениями духовной и материальной культуры своего народа.

Так, например макет кибитки используется при проведении урока русского языка при изучении темы «Склонение имен существительных», урока технологии в 5 классе по теме «Оборудование кухни и калмыцкой кибитки». Учителя русского языка и литературы очень часто обращаются  к музейным уголкам на уроках литературы  при знакомстве с убранством кибитки калмыцкого народа в произведениях калмыцких писателей,где обучающиеся знакомятся с предметами быта и обычаями , связанными с культурой , традициями и обычаями своего народа.

На примере калмыцких орнаментов учителя знакомят обучающихся с некоторыми понятиями, связанных с математическими терминами, формируют навыки построения  симметричных фигур.

Таким образом, музейная педагогика предоставляет широкие возможности для обеспечения междисциплинарного подхода, позволяет свести воедино знания по всем предметам на основе анализа музейных предметов.

Можно утверждать, что как правило, при использовании музейного пространства и предметов проводятся интегрированные уроки, например, цель урока музыки в 6 классе по теме : «В чем сила музыки?»- раскрытие красоты культуры калмыцкого народа  достигается посредством интеграции литературы.

Новая форма учебных занятий (музейные уроки) значительно дополняют традиционную классно- урочную систему как по форме содержания, так и по форме проведения.

На всех музейных уроках даются исторические сведения о музейных предметах, народных традициях и обычаях. Успешно решаются образовательные, воспитательные и развивающие задачи.

Музейные уроки позволяют учителям – предметникам расширить и углубить учебную программу, наполнить содержанием национально- региональный компонент предмета , обеспечить межпредметные связи и связь теории с практикой.

Современная школа призвана обеспечить новые подходы к организации образовательного процесса, в котором акцент делается на создание школьного пространства, дающего возможность развить и реализовать способности детей,их навыки исследовательской деятельности.

Работа в этом направлении способствует формированию исследовательских навыков учащихся, становлению творческой деятельности.

Таким образом, введение музейной педагогики в образовательный процесс способствует эффективному достижению триединой педагогической  цели: обучению, воспитанию и развитию учащихся. При этом расширяется образовательное пространство школы, реализуется системно – деятельностный , интерактивный подход в обучении и воспитании, формируются ключевые компетенции обучающихся. Музейная педагогика становится одной из активных форм работы по духовно- нравственному воспитанию личности в едином образовательном процессе.



Предварительный просмотр:

Система работы методического совета по созданию модели сетевого взаимодействия.

  В условиях модернизации современной системы образования возрастает роль инновационной деятельности, которая приобретает все более массовый характер, так как возникает потребность  в обновлении содержания образования, достижения нового качества на основе  инновационных инициатив по приоритетным направлениям образовательной деятельности. Построение системы распространения инновационного опыта в школах остается одной из самых сложных проблем в практике работы. Передовой педагогический опыт распространять трудно. И главная причина состоит в том, что он носит интеллектуальный характер, является самобытным, составляя неотъемлемую часть опыта конкретного педагога. И далеко не каждый может выделить то, что стало основой того или иного опыта. Другая проблема заключается в том, что подчас образовательные  организации  не могут оформить свой опыт  таким образом, чтобы другим было бы легко перенять эти наработки. В связи с этим роль методической службы в организации выявления, распространения и обобщения педагогического опыта должна быть определена как организационная, корректирующая и сопровождающая.Ф

Организационная.

Изменения в содержании и организации деятельности тесно связаны с методологической и технологической подготовкой педагогов и руководителей. В связи с этим необходимы проведение следующих организационных мероприятий:

  1. Разработка  схем управлением процессом изучения, обобщения и распространения педагогического опыта для того,  чтобы показать , как взаимодействуют структурные подразделения методической службы в данном процессе на каждом этапе: ( аналитическая деятельность – экспертиза), планирование изучения и обобщения,  организация деятельности по изучению и обобщению, выбор форм распространения передового опыта.
  2. Составление плана работы по организации сетевого взаимодействия педагогов по изучению и распространению опыта в целях информирования о новых моделях распространения опыта, привлечение основной массы учителей к овладению новыми педагогическими технологиями. План работы может быть составлен по разделам: организационно - педагогический, научно- методический, аналитическая деятельность.
  3. Необходимо распространять методические рекомендации по подготовке и заполнению информационных карт инновационного  педагогического опыта. Их по решению методического совета можно использовать в работе с педагогами и пополнять банк данных инновационного опыта.
  4. Проведение обучающих семинаров просто необходимо. Такие мероприятия можно проводить в рамках методических недель. В рамках проведения недели школы могут представить методическую выставку по организации методической работы.
  5. В каждой школе должен быть создан банк данных инновационного опыта работы. Главная цель информационной карты ориентирована на ситуацию вызова заинтересованности конкретным педагогическим опытом.

Корректирующая.

Систему контроля и оценки эффективности инновационной деятельности образовательных учреждений и педагогов, позволяющую увидеть позитивный результат инновационной работы, осуществляет экспертный совет. За основу взяты следующие критерии: новизна, высокая эффективность, устойчивость результатов.

Открытой формой оценки эффективности инновационной работы необходимо считать публичную оценку результатов деятельности педагогами различных образовательных организаций:

  1. Представление опыта работы на заседании  городского методического совета, заседаниях методических объединений в форме мастер-класса ( создание банка видеоматериалов по проведению мастер-классов на семинарах, выступлений на педагогических советах т.д.).
  2. Публикация опыта работы в СМИ, предметных журналах.
  3. Выпуски рекламного буклета по теме передового опыта.

Сопровождающая.

Роль методической службы в организации сетевого взаимодействия по распространению педагогического опыта:

  1. Осуществление управления процессом изучения, обобщения и распространения передового педагогического опыта.
  2. Формами нового взаимодействия по распространению инновационного опыта являются :
  • Создание авторской школы распространения педагогического опыта по определенной теме;
  • Проведение методических дней, недель. месячников, семинаров по данному опыту, мастер-классов, круглых столов, педагогических консилиумов.

Практика показывает, что одной из действенных форм, мотивирующих инновационную деятельность педагогов стали конкурсы, фестивали. Результативным в развитии методической службы стали конкурсы: «Педагог года», «Воспитатель года», «Самый классный классный», пробуждают и укрепляют стремление педагогов к профессиональному росту. Потребности в совершенствовании и самообразовании, инициируют новые идеи и стимулируют активную инновационную деятельность как начинающих так и опытных учителей. У каждого конкурса  свои цели и задачи, но все объединены одним принципом – активизировать, а не подменять самостоятельную работу коллективов образовательных организаций. Хорошим инструментом стимулирующим активность педагогов стало «Портфолио» каждого учителя как вариант разработки гибких механизмов оценивания результатов деятельности педколлективов и педагогов по организации методической работы, дающей возможность руководителям увидеть профессиональные достижения педагогов, оценить собственные резервы.



Предварительный просмотр:

Методический проект: урок для учителей.

У этого необычного проекта может быть несколько названий: методические посиделки , методическая презентация , межпредметный  информационно- методический проект или семинар, мастер- класс и т.д. По сути это мастер- класс, где творчески работающие учителя показывают оригинальные приемы  и формы работы.

Специфика проведения методического проекта  состоит в том, что мы демонстрируем методические идеи разных учителей , т.е передается  коллективный опыт работы методического объединения, и для этого используется не программный материал учебных предметов, а интересную и полезную информацию.

Подготовка проведения таких занятий включает в себя следующие этапы:

  • Выделение стержневой методической идеи, т.е. поиск ответов на такие вопросы как: «Чем интересен наш опыт?Что мы можем и хотим показать коллегам?» Отвечая на данный вопрос можно ,например, акцентировать внимание на знакомстве с какой-либо технологией, показать разнообразие приемов работы с какой-то определенной информацией, наглядно представить методические возможности различных презентаций и некоторые преимущества интерактивной доски;
  • Поиск и тщательный отбор информации для проведения открытого урока, мастер- класса, семинара  и проверка ее достоверности;
  • Выбор приемов, интересных с методической точки зрения и оптимальных  для работы с имеющимся материалом;
  • конструирование занятия в соответствии со стержневой методической идеей и требованиями к современному уроку.

Методическая презентация может проходить в форме обычного урока , где в роли учеников выступают учителя, методисты , администрация школы, руководители методических объединений различных  уровней или в форме методического занятия со специальными заданиями, методическими комментариями. Участники таких встреч видят проблемы с различных точек зрения.

Во-первых, информация   интересна и полезна с позиции обычного потребителя.

Во-вторых, методический аспект позволяют учителю-практику выделить  интересные   приемы и формы работы.

В-третьих, учителя обычно хотят   осмыслить структуру самого занятия как нетрадиционную форму  передачи  передового педагогического опыта.

На примере презентации «Читаем вместе» можно  рассмотреть один из вариантов проведения методических занятий. Тему встречи можно сформулировать с помощью предметных загадок-подсказок, которые представлены на экране. Например, учителям литературы будет любопытно знать, что это у Л.Н.Толстого «высвобождало возможности, дремавших в глубине души». Подобные вопросы и сопровождающие их иллюстрации помогают определить тему занятия, установить ассоциативные связи и создать определенный эмоциональный настрой.

Далее формируется информационный запрос и личностный интерес к определенной теме: учителя сами формулируют вопросы , на которые они хотели бы получить определенные ответы в ходе проведения занятий.

Следующий этап – проверка эрудиции и тренировка внимания: зачитываются суждения, а учителя записываю, верным или неверным является каждое из них.

Основная часть занятия посвящается работе с каким-то определенным дидактическим текстом, который составляется так ,чтобы можно было представить разнообразие методических приемов.

Прорабатывая текст, можно показать и некоторые приемы работы с иллюстративным материалом: поиск соответствий, сопоставление рисунков и фотографий, определение лишнего или недостающего рисунка, расположение их в некоторой последоательности , работа с некоторыми пояснительными надписями.

При работе на интерактивной доске параллельно можно демонстрировать изменения цвета экрана и размера некоторых объектов, перемещение надписей и рисунков, различные способы выделения определенного материала.

Изучая материал, участники такого мероприятия ищут в тексте непонятные слова и задают уточняющие вопросы, выделяют главное  обобщают. Довольно сложную информацию можно систематизировать в виде таблицы, выделяя ключевые слова из текста и устанавливают причинно-следственные связи.

С помощью проблемных вопросов также можно помочь коллегам осмыслить информацию, выстраивая логические цепочки.

Среди учителей обычно вызывает интерес задания на поиск в тексте нужных аргументов для доказательства того или иного тезиса.

Подготовка и использование презентации при проработке текста убеждает коллег в том, что компьютер значительно облегчает восприятие материала и повышает эффективность работы учителя.

Завершающий этап работы –аукцион, на котором коллеги отвечают на разные по сложности вопросы, которые затем обмениваются на подробное описание той или иной методики. На этом этапе закрепляются знания полученные во время проведения семинара, мастер- класса.

Подобные занятия помогают всем провести рефлексию собственного опыта, увидеть новые  ресурсы развития ,сформировать потребность в передаче опыта работы и подняться на новый виток профессионального становления.

        



Предварительный просмотр:

              Тема урока: Военная лирика Давида Кугультинова

                       

Образовательная цель урока: донести до учащихся образ поэта- фронтовика, показать неповторимые черты личности поэта, удивить силой и выразительностью поэтических строк, посвященных героизму и стойкости народа в годы войны.

Развивающая цель: совершенствовать умения работы с  источниками знаний, умения высказывать и защищать свою точку зрения; развивать творческие способности учащихся, коммуникативные навыки; развивать эмоциональное восприятие текста, образное и аналитическое мышление.

Воспитательная цель: формировать читательскую культуру восприятия текста и понимания авторской позиции; вовлечь в активную деятельность на уроке; формировать патриотические  качества личности.

Вид урока: урок-практикум

Возраст учащихся: 10 класс

Оборудование: компьютер, проектор, портрет Д. Кугультинова. иллюстрация Б. Косульникова, музыка к песне «Журавли» на стихи Р.Гамзатова. 

Технологии личностно ориентированного обучения, проблемно-развивающего обучения, ИКТ

                                                      Ход урока:

I. Вступительное слово учителя: 70 лет Победы над фашизмом в Великой Отечественной войне – дата, которая знаменательна не только для нашего народа, но и для всего человечества. Все дальше в историю уходят от нас эти героические и трагические годы. Но время не властно над памятью народа, передающего из поколения в поколение историческую значимость и нравственную суть подвига, совершенного во имя спасения человечества от фашизма.

Произведения, созданные в годы войны, обладают ныне силой документа – прямого свидетельства автора как непосредственного участника событий.

Лирика  калмыцкого поэта Д.Кугультинова – исповедальный дневник, откровенный разговор о себе и о своем времени,  о любви к природе и к женщине, о жизни и смерти.

Значительное место в его творчестве занимала военная тема. Поэт испытал в годы войны все, что выпало на долю его поколения.

Слайд 1: Я прошел войну уже взрослым человеком. В 1943 году, на фронте,  стал коммунистом. Был офицером - политработником, работал сотрудником дивизионной газеты 252-й Краснознаменной Харьковской  дивизии. С фронта, из-под Кишинёва, я появился в Сибири у своих калмыков, услышал рассказы о том, как проводилась депортация, как сослали мой народ в эти дальние края.

Слово учителя: Давид Кугультинов, участвуя в тяжелых боях, держал и другое оружие – перо, которое поэтическим словом сражалось с общим врагом. Своей кровью, участием в боях, работая во фронтовой печати, Д. Кугультинов утверждал моральное право говорить от имени сражающегося калмыцкого народа. Его стихи, написанные в перерывах между сражениями, тоже ковали Победу.

II.Выразительное чтение стихотворений  и аналитическая беседа:

Слово учителя: Стихотворение  «О, где вы, Джангар и Хонгор?» написано человеком, чьи представления о войне отмечены печатью литературных и фольклорных влияний, этнографической метафоричностью и своеобразным отношением к описываемым событиям.

        Чтец читает стихотворение «О, где вы, Джангар и Хонгор?»

 Стою я у карты, исполнен печали.

Молчу, чтобы слезы свои удержать.

Из воинских сводок вчера мы узнали,

Что немцы к востоку прорвались опять.

И стрелы , по карте ползущие криво,

Как будто бы кто-то мне в сердце вонзил,

И вот уже мне представляется живо

Вступленье в Калмыкию вражеских сил.

Как будто бы мамонт на грудь наступает.

Так камень тяжелый лежит на душе…

Вдали Элиста безутешно вздыхает,

И во т своих братьев я вижу уже.

Куда мне деваться? Коня я седлаю,

Безмерное горе развеять хочу,

К растрепанной гриве коня припадаю,

И ветру навстречу я степью скачу.

О, если бы конь мой, мой друг неизменный,

К родимым селеньям меня бы помчал,

Мы мчались бы мысли быстрее мгновенной.

Вперед же, вперед же скачи, Аранзал!

О, как же помочь нашей родине милой?

И как принести избавленье стране?

О, Джангар и Хонгор,  где вы с вашей силой?

Отдайте сегодня мечи свои мне…

Конь мчится, и трудно назад оглянуться.

И бешеный ветер свистит за спиной,

 И слезы из глаз моих льются и льются,

А горе мое остается со мной.

 Беседа по вопросам:

- Вспоминая великих богатырей, что поэт жаждет увидеть?

-каким становится поэтическое слово Д. Кугультинова? (поэтическое слово становится беззаветным примером служения Родине и ее защите от фашистских захватчиков)

Слово учителя: Стихотворение  «Песнь осеннего ветра» - это клятва верности погибшим друзьям, родной земле, занятой врагами.

              Чтец читает стихотворение «Песнь осеннего ветра».

Ветер поет,

                      скользя по штыку граненому.

Песня его

                     пронзительна и грустна.

В синее тело небес

                     жестоко вонзенная.

Алая сабля луны

                       сквозь тучи видна.

Ветер поет,

                 смутные, но неусыпные

                 шепчет слова.

Боль, наточив острие, в  сердце моё,

                в память мою ненасытную,

 Слушая песню,

                врезывает её.

Да, я вижу: в небе осеннем, нахмуренном

               Черные тучи мчатся,

               Смыкаясь в ряды

               Падают наземь из них

               свинцовыми пулями

               твердые капли

              светлой холодной воды.

Да, я слышу, ветер, твои причитания!

Сердце от скорби

                   кровью готово истечь,

В сумраке ночи тягостно- долгим стенанием

                   стонет и корчится

                    в муках древняя степь.

Нет! Не холодные капли жестокой воды-

Жгучие слезы любимых текут с высоты.

                  (О, как горит мое сердце!

                   О, как горит!)

Голос матери старой сквозь шум ковылей

Слышится мне, защиты просит моей.

                  (О, как горит мое сердце!

                   О, как горит!)

Нет! Не древняя степь стенает, корчась во мгле

Ночи осенней, а мертвые стонут в земле.

                  (О, как горит мое сердце!

                   О, как горит!)

То погребенные воины – братья к мести зовут.

Жизнь отжив, мечтою о мести живут.

                  (О, как горит мое сердце!

                   О, как горит!)

Клянусь! И клятвы своей вовек не нарушу я.

Не убегать от стонов мира,

Не отступать от зовов мира.

Да выдержит сталь оружия

Я болью и гневом буду стрелять!

Беседа по вопросам:

-  как война  вторгается не только в жизнь автора, но и в поэтическое видение событий, в самую структуру его стихов?

- что означает повторяющийся рефрен «О, как горит мое сердце! О, как горит!»? (это не только внутреннее переживание солдата, теряющего на войне родных и друзей, но и страстный порыв, символизирующий желание до последней капли крови биться за родную землю.)

-как вы думаете о чем  заключительные строки «Песни осеннего ветра»? (заключительные строки стали заповедью поэта на всю жизнь и призывом для земляков, готовых, как и он, бороться до последнего дыхания)

Слово учителя: Стихотворение «Слушай команду!», датированное 1943 годом, служит призывом ко всем бойцам, шагающим по дорогам войны.

Чтец читает стихотворение «Слушай команду»:

 Ради того,

                   чтоб войны стихия

 Стихла,

                   чтоб радость вошла в наш дом,

  Чтобы скорее бойцы лихие

  Сняли шинели в кругу родном,

Чтоб тревоги, чтобы отбои

Не разрывали впредь тишины,

Чтоб красавицы пестрою гурьбою

Встречали нас,

                          Пришедших с войны,

Чтобы справляли все новоселье,

Не уставали бы пировать ,

Чтоб надежды, чтобы веселье

В наши края вернулись опять.

Чтобы в квартиры, кибитки, сакли

Запросто вновь являлись они,

Чтобы сердца  наконец обмякли,

Сбросили груз железной брони,

Чтобы на празднике мира

                                            чаши,

 С пеньем йорела, нам поднесли,

Чтобы сошлись все герои наши,

Даже и те, кто не встал с земли

(В мыслях хотя бы встретимся с ними,

  В лад запоют домбра и гармонь!..), -

 Ради великого дня,

                                                         во имя

 ПОБЕДЫ:

                                             - Батарея, огонь!

-Какую функцию несет союз  «чтобы»? (союз  «чтобы, несущий функцию цели и являющийся анафорой – повторением в начале каждой строфы, определяет смысловую нагрузку и авторскую позицию)

Слово учителя:  И, кажется, будто солдаты действительно встают под эту команду и шагают в огонь под пули вражеских минометов, уже ничего не боясь, двигаясь сознанием исполненного долга.

Слайд 2: «На войне мне казалось, не роняя достоинства, я прохожу труднейшие испытания судьбы на верность Родине».

Слово учителя: Фронт был проверкой человеческих качеств. Экзамен огнем  и кровью - суровый и беспощадный.

          Чтец читает стихотворение  «Матери - степи» на фоне  музыкальной  композиции  «Степь:

Степь моя! Степь!

Тому, кто душой тебя понял,

Сердцем тебя полюбил,

Ты открываешь глаза.

Книгой волшебной шуршишь,

Истиной дышишь прекрасной,

Мальчиком юным цветешь,

Мудрым глядишь стариком.

Не через чеховский дар,

Не через горьковский гений

Я полюбил твой зеленый,

Твой бесконечный простор.

И что мне те, кто восторгом

Непониманье  скрывает.

Пышно – влюбленной хвалой

 Я не тревожил тебя.

Свежий твой ветер вдохнул

Я с молоком материнским.

Тонкие веки едва

Приподнял – увидел тебя.

Вырос на почве твоей.

(в этом месте музыкальная композиция «Степь» прекращается)

Но выпали нам испытанья…

Видишь? В тяжелой пыли

С запада движется враг.

Степь! Если в грозном бою,

Струсив,  себя запятнаю;

 Степь! Если Джангара и Хонгра

Я оскверню имена, -

Кровь мою в гной преврати,

О степь!

И, брезгуя  мною,

Тело мое не прими

В  лоно святое свое!

-Что выражает  Д.Кугультинов  в этом стихотворении?(клятву верности Отчизне)

Слово учителя: В поэзии Давида Кугультинова периода Великой Отечественной войны можно выделить две тенденции: стремление запечатлеть события в их конкретности  с неповторимыми приметами военных лет и желание поэта осмыслить происходящее.

   Какой представляет поэт  войну в стихотворении «Ночью в окопе?                 Чтецы читают стихотворение  «Ночью в окопе».

1чтец (юноша в солдатской форме):

Лежим. Не пропадем авось.

                                           Темно на белом свете.

Пронизывает нас насквозь

                                            Весенний черный  ветер.

2чтец (юноша в солдатской форме):

А обувь – мокрая.  Она

Дрожь вызывает в теле.

       Как лед, винтовка холодна,

                                               Аж руки онемели.

3чтец (девушка):

Лежат солдаты на войне,

                                             Их снег с водою топит.

  Они не в дыме, не в огне –

                                             Они в степи, в окопе.

А все огни со всей земли

                                             Как будто ветры сдули,

  И лишь трассируют вдали

                                             Шальные чьи- то пули.

                                             Солдаты тихо  говорят

                                              О новостях из дому,

И от души один солдат

Сочувствует другому.

    Невесел, короток рассказ

                                               Солдата пожилого:

1чтец (юноша в солдатской форме):

«Моя–то пишет, что у нас

                                             Порожняя корова…»

3чтец (девушка):

                                      А молодой солдат сказал:

2чтец (юноша в солдатской форме, показывая на карман):

«Темно, а то бы показал

                                              Своей невесты фото».

3чтец (девушка):

Мечты о доме, словно сны,

                                           Витают,  согревая,

И на мгновенье нет войны,

                                           А только жизнь простая.

Выводы учащихся: война преломляется сквозь предельно достоверную призму сурового быта фронтовиков.

Чтец читает стихотворение «Высота» 

Взять высоту был дан приказ.

Враги сдержать пытались нас.

За кукурузными стеблями

Мы залегли. Вперед я звал,

Но с пулей в легком  наземь пал.

Под Сарпами  то было с нами.

Сознанье на короткий срок

Вернул мне свежий ветерок,

И я подумал: «Вероятно,

Истекши кровью, здесь, в бою,

Я и закончу жизнь свою…

О, как бы кровь втолкнуть обратно!» (трогает как будто раненую грудь)

Уже с жужжанием  вокруг

Носился рой зеленых мух,-

Они на кровь мою садились…

И понял я, что смерть близка,

Когда земля и облака

В огонь, казалось, превратились!

Мне в рот холодная вода

Лилась, и я не знал, куда

Тянуться помертвевшим взглядом!

Не проронив ни капли, скуп,

Облизывал я корку губ;

И вдруг, в стеблях, со мною рядом,

В тугом венце сплетенных кос

Увидел девушку. Принес

Мне силу взор её красивый:

Строга,  доверчива, нежна,

Вдруг показалась мне она

Весь мир спасающей Россией!

Слайд 3:«Стихотворение «Высота», опубликованное в журнале «Огонек» в 1956 г, принесло большую радость калмыкам, всё ещё жившим за пределами земли отцов, ибо оно было первой ласточкой родной литературы за много - много трудных лет, предвестницей долгожданной весны».

Слово учителя: Во всех стихотворениях поэт стремился передать не только свои личные переживания, но и  запечатлеть своих однополчан, заслуживших право на бессмертие. Стихи военных лет рождались внезапно, не как плод вымученного вдохновения, а как мгновенно охватившее разум и сердце удивление увиденным и пережитым. Поэт  не всегда  успевал записать неожиданно пришедшие строчки – перерывы  между боями были редким подарком. Надо было ценить и беречь время, отпущенное судьбой, подарившей ему самое ценное, что может быть даровано солдату,  -  жизнь.Но Д.Кугультинов   не спешил, писал только тогда, когда не мог не писать. А все, что не успело сложиться в стих, не выразилось еще в словах и рифме, ждало своей очереди, оставаясь поэтическим зарядом души. Стихотворения  «Ребята, не пришедшие с войны»,  «Воспоминание», «Слезы» были написаны  после войны, в 70 -80 – е годы прошлого столетия.

    Чтец читает стихотворение «Ребята, не пришедшие с войны» (на фоне музыки к песне «Журавли» на стихи Р.Гамзатова):

Ребята, не пришедшие с войны,

Живыми посещают наши сны.

Родимых братьев мне они милей…

Так много  провели мы славных  дней!..

Уроки мы учили сообща.

При имени девичьем трепеща,

Влюбленные, мечтали в должный срок

И первый жизненный прошли урок.

Товарищей, погибших на войне,

Всегда живыми вижу я во сне.

Когда ж по знаку вспыхнувшей зари

Внезапно в клочья разлетится сон,

Мне все же шепчет кто- то изнутри:

 «Мы здесь, дружище!..Нами ты силен …

К тебе мы будем приходить и впредь…»

Они – со мной, друзья далеких дней!

Пока я жив, кто может их стереть

Из разума ли, из души моей?

Любой из мертвых – жив и невредим,

Пока мы в памяти его храним.

Слово учителя: стихотворение Д. Кугультинова «Воспоминание», написанное после войны в 1980 – е годы, заставляет пережить пережитое.

                   Чтец читает стихотворение  «Воспоминание»

С задумчивым видом

В обглоданном сталью леске

Сидел он вчера лишь!.. А может быть, это мне снится?

Но вот он лежит… Черный сгусток застыл на виске.

Стеклянны глаза, и  распахнуты настежь ресницы…

А только вчера, гимнастерку латая свою,

Он вдруг усмехнулся: «Еще далеко до парада!

И в новой,  и в рваной  - прием одинаков в раю,-

А в ад нас не примут  - достаточно этого ада!..»

Еще лишь вчера!.. Но, застывший в последнем броске,

Лежит он спокойный, раскинувший руки крылато.

Стеклянны глаза… Черный сгусток застыл на виске…

Нелепым пятном на груди гимнастерки заплата…

- какова основная мысль данного стихотворения? (Основная мысль стихотворения Д. Кугультинова «Воспоминание» - это удивительное доказательство огромной цены Победы, добытой кровью и смертью друзей – «ребят, не пришедших с полей  войны»)

- Перед нами две ипостаси, две параллели – «рай» и «ад». Как они высвечены автором?

Выводы учащихся: «Рай» - сознание исполненного долга перед Родиной, заслуженная награда за эти муки «ада».

              А только вчера усмехнулся: «Еще далеко до парада!

    И в новой и в рваной – прием одинаков в раю.

А в ад нас не примут - достаточно этого ада!

 Картина о погибшем солдате высвечена детальной антитезой –  «вчера», когда он был жив, «усмехался, гимнастерку латая свою»,  и «сегодня», когда «застывший в последнем броске, лежит он спокойный, раскинувший руки крылато». Противопоставление  «вчера» и «сегодня», отражающее границы военного времени, перечеркнуто  неоспоримой  верой героя  в Победу: «Далеко до парада!».

- Д.Кугультинов сохраняет присущую ему особенную выразительность. Поэт не отказывается от широкого использования развернутых  метафор, и эпитетов. Докажите это? (метафоры «обглоданном сталью», «распахнуты ресницы» отражают  душевные переживания. А эпитет «черный сгусток», застывший на виске, «стеклянны глаза», являясь рефреном, передают его  горечь и боль)

- какие еще выразительные средства вы заметили? (Взволнованная речь автора  насыщена поэтическим синтаксисом - вопросительными и восклицательными предложениями, а также многоточиями, свидетельствующими о невозможности говорить при виде убитого друга.

 - какая деталь не оставляет нашего внимания? («нелепым пятном на груди гимнастерки заплата». Сравнение «нелепым пятном», завершающее это стихотворение, выражает вчерашнюю поспешность и сегодняшнюю готовность к бою, приближающие  час Победы).

 Слово учителя: как заметил известный критик Ю. Розенблюм, военные стихи Давида Кугультинова выражают глубоко личные переживания, и вместе с тем они имеют предельно обобщенный смысл, ибо лирическое «я» поэта как бы выступает от лица всего народа.    Вместе с тем субъективное начало в военных стихах передает национальный характер этого лирического «я». «Война  -  жесточе нету слова», - писал А. Твардовский. Война – это слезы, это потери родных и близких, это кровь и смерть. «Слезы»,- так называется следующее стихотворение

 Чтецы читают стихотворение «Слезы» 

(на экран проецируется иллюстрация Б. Косульникова)

 1 чтец

                       Когда бы слезы тех собрать,

                        Кто потерял отца

  2 чтец

                                                           и мать,

1 чтец

                        Все слезы матерей,

    2 чтец                                            отцов,

   1 чтец

                      Утративших своих сынов,

                        Когда бы слить в один сосуд

                        Все слезы тех,

                                                 кто тщетно ждут,-

   1 чтец

                        Какой сосуд ни выбирай –

                        Все перельется через край!

   2 чтец

                       От воплей женщин и сирот

                        Оглох бы дальний небосвод,

                        И солнце бросилось бы прочь,

                        Навек сокрылось бы во мгле,

                        Уже не в силах превозмочь

                        Презренья гневного к Земле!

    1 чтец

                       О, если б будущим векам

                        Не слышать то,

    2 чтец

                             что слышать нам,

   1 чтец

                             Что нам увидеть довелось:

  1 и 2 чтецы вместе:

                             Войною порожденных слез!

- что заключает в себе часть вместо целого? (Она олицетворяет  неизбывное  материнское горе)

- какую роль играет гипербола «какой сосуд ни выбирай - все перельется через край!»?( преувеличивает действие, усиливает наше читательское впечатление)

- Найдите градацию. Что она отражает?( Идущая далее градация  «от воплей женщин и сирот оглох бы небосвод, солнце бросилось   и скрылось бы во мгле », подкрепленные наречиями «прочь» и  «навсегда» заключает в себе смысловое и эмоционально – экспрессивное значение, отражает   поток чувств поэта и контраст между войной и миром).

 - Какой эпитет служит особой эмоциональной окраской?( резкий  оценочный  эпитет «презренья гневного», усиленный здесь  инверсией и  передающий отношение автора к войне, разлитой по Земле)

- какой предстает личность автора? В каких строчках это выражено?

Выводы учащихся: личность автора возвышается до небесных пределов, ведь он думает о женщине, не просто о женщине, а о женщине- Матери, «утратившей своих сынов», и еще больше его сердце наполняется болью о детях, ставших сиротами в годы войны. И так понятно авторское пожелание:

                        О, если б будущим векам

                        Не слышать то,

                                                   что слышать нам,

                        Что нам увидеть довелось:

                        Войною порожденных слез!

- чем достигается выразительный эффект в стихотворении?(он достигается метафорой «войною порожденных слез», которая стала  суровым авторским заключением)

Слайд 4: «Нельзя допустить новой войны - война уничтожает человечество.  Нельзя допустить повторения новой войны, ибо она угрожает сейчас гибелью всем нам. Поэтому борьбу за мир я считаю делом №1.Ибо в мире пока мира нет».

Слово учителя: Память о войне - это память о прошлом, которое оборвалось июньским утром сорок первого года. Память о войне – это память о тех, чьи могилы остались на дороге истории.

Слайд 5:

                           Одна судьба нам, смертным, суждена:

                           Все мы как есть, со славой и без славы,

                           Исчезнем так, как исчезают травы,

                           По осени оставив семена.

Слово учителя: То богатое литературное наследие, которое оставил нам всем Д. Кугультинов, и есть те семена, которые дадут прекрасные всходы на земле Калмыкии, ибо его стихи занимают достойное место в мировой литературе.

III.Вопросы для закрепления: (слайд 6)

-какой заряд эмоциональности живет в этих произведениях?

-чем волнуют стихи Д.Кугультинова?

- какой  предстает личность  поэт в прочитанных вами  стихах?

- какие стихи вам особенно понравились?

Выводы учащихся: военная лирика Д.Кугультинова – это не только  обобщение пережитого и перечувственного им, но и высшее сознание своей сопричастности с Родиной, порыв защищать ее, помочь в трудную минуту. Читая стихи Д.Кугультинова, мы учимся понимать чувство Родины, товарищества, доблести. Поэзия Д.Кугультинова учит нас ценить и беречь этот мир, завоеванный дорогой ценой, помнить каждым дыханием жизни, повседневностью будней о героях – солдатах, подаривших всем  яркое солнце и мирное небо, быть достойными гражданами своей страны и беречь ее славу и честь.

IV.Домашнее задание: написать эссе на тему «Какое впечатление произвела на меня военная лирика Д.Кугультинова?»