Страничка для любознательных родителей.

Наталья Владимировна Чернавина

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Памятка для родителей

«Экспериментирование с водой»

Опыт – это наблюдение за явлениями природы, которое производится в специально организованных условиях. Дети способны познать не только внешнюю сторону физических явлений, но и несложные связи, отношения между ними и закономерности, такие, как различные состояния веществ, переход веществ из одного состояния в другое, свойства воздуха, способность песка пропускать через себя     воду. Благодаря опытам у детей развивается способность сравнивать, делать выводы, высказывать   суждения.

Опыты строятся на основе имеющихся у детей представлений. В постановке и проведении опытов дети должны быть активными участниками. При обсуждении результатов опытов необходимо подводить детей к самостоятельным выводам и суждениям.

Предлагаем Вашему вниманию некоторые опыты, которые Вы можете провести со своими детьми дома.

Проводя эти опыты, Вы познакомите детей с некоторыми свойствами воды. Обратите их внимание на то, что даже такой привычный объект, как вода, таит в себе много неизвестного. Знание свойств воды поможет детям понять особенности водных организмов, их приспособленность к водной среде обитания.

Материалы и оборудование:

стаканчики с водой, стаканчик с молоком, палочки или чайные ложки, соломинки для коктейля, песок, сахарный песок, кусочки льда, комочки снега, термос с горячей водой, стекло или зеркальце, акварельные краски.

  1. Вода  прозрачная.

Перед детьми стоят два стаканчика: один с водой, другой с молоком. В оба стаканчика положить палочки или ложечки. В каком из стаканчиков они видны, а в каком нет? Почему? (Перед нами молоко и вода, в стаканчике с водой мы видим палочку, а в стаканчике с молоком – нет). Вывод: вода прозрачная, а молоко нет. Предложить детям подумать, что было бы, если бы речная вода была непрозрачной? Например, в сказках говорится о молочных реках с кисельными берегами. Могли бы рыбы, и другие животные жить в таких молочных реках?

2.У воды  нет  вкуса.

Предложить детям попробовать через соломинку воду. Есть ли у неё вкус? Дать им для сравнения попробовать молоко или сок. Если они не убедились, пусть ещё раз попробуют воду. (Дети часто слышат от взрослых, что вода очень вкусная. У них формируется неверное представление. Объяснить, что когда человек очень хочет пить, то с удовольствием пьёт воду, и, чтобы выразить своё удовольствие, говорит: «Какая вкусная вода», хотя на самом деле её вкуса не чувствует.)

3.У  воды нет запаха.

Предложить детям понюхать воду и сказать, чем она пахнет или совсем не пахнет. Пусть нюхают ещё и ещё, пока не убедятся, что запаха нет. Можно для сравнения предложить понюхать воду в которую добавили ароматические вещества     (духи, соль   для    ванн).

Однако можно подчеркнуть, что вода из водопроводного крана может иметь запах, так как её очищают специальными веществами, чтобы она была безопасной для нашего   здоровья.

4. Лёд–твёрдая  вода

Взять кубики льда. Поместить их в отдельные стаканчики, чтобы каждый ребёнок наблюдал за своим кусочком льда. Дети должны следить за состоянием кубиков льда в тёплом помещении. Обратить их внимание на то, как постепенно уменьшается кубик льда. Что с ним происходит?

Взять один большой кубик льда и несколько маленьких. Понаблюдать, какой из них растает быстрее: большой или маленький. Важно, чтобы дети обратили внимание на то, что отличающиеся по величине куски льда растают в разные промежутки времени. Таким же образом проследить за таянием снега. Вывод: лёд, снег – это тоже вода.

5. Пар – это тоже вода.

Взять термос с кипятком. Открыть его, чтобы дети увидели пар. Поместить над паром стекло или зеркальце. На нём выступят капельки воды, показать их детям.

6.Вода жидкая, может течь.

Дать детям два стаканчика – один с водой, другой – пустой. Предложить аккуратно перелить воду из одного в другой. Льётся вода? Почему? (Потому, что она жидкая.) Если бы вода не была жидкой, она не смогла бы течь в реках и ручейках, не текла бы из крана.

Для того, чтобы дети лучше поняли, что такое «жидкая», предложить им вспомнить, что кисель бывает жидким и густым. Если кисель течёт, мы можем его перелить из стакана в стакан, и мы говорим, что он… жидкий. Если же мы не можем его перелить из стакана в стакан, потому что он не течёт, а выливается кусками, то мы говорим, что кисель… густой.

Поскольку вода жидкая, может течь, её называют жидкостью.

7.В воде некоторые вещества растворяются, а некоторые – не растворяются

У каждого ребёнка по два стаканчика с водой. В один из них положить обычный песок и попробовать размешать его ложкой. Что получается? Растворился песок или нет? Взять другой стаканчик и насыпать в него ложечку сахарного песка, размешать его. Что теперь произошло? В каком из стаканчиков песок растворился?

На дне аквариума лежит песок. Растворится он или нет? Что было бы. если бы на дно аквариума положили не обычный песок, а сахарный песок? А если бы на дне реки был сахарный песок? (Он растворился бы в воде, и тогда на дно реки нельзя было бы встать).

Предложить детям размешать акварельную краску в стаканчике с водой. Почему вода стала цветной? (Краска в ней растворилась).

8.Лёд легче воды

Спросить детей: что будет с кубиком льда, если его поместить в стаканчик с водой? Он утонет, будет плавать, сразу растворится? Выслушать ответы детей, а затем провести опыт: опустить кубик льда в стаканчик с водой. Лёд плавает в воде. Он легче воды, поэтому и не тонет. Оставить лёд в стаканчиках и посмотреть, что с ним произойдёт.

9.Вода бывает теплой, холодной, горячей.

Дать ь детям стаканчики с водой разной температуры. Дети пальчиком или с помощью термометра определяют, в каком стаканчике вода  холодная, а в каком горячая. Спросите ребёнка, как получить тёплую воду? Проделайте это вместе с ним.

Можно продолжить предыдущий опыт(№8), сравнив температуру воды до того, как в неё положили лёд, и после того, как он растаял. Почему вода стала холоднее?

Подчеркнуть, что в реках, озёрах, морях тоже бывает вода с разной температурой: и тёплая, и холодная. Некоторые рыбы, звери, растения, улитки могут жить только в тёплой воде, другие – только в холодной. Если бы дети были рыбами, какую воду они бы выбрали – тёплую или холодную? Как они думают, где больше разных растений и животных – в тёплых морях или в холодных? Сказать, что в холодных морях, реках живёт меньше разных животных. Но в природе есть такие необычные места, где очень горячая вода выходит из-под земли на поверхность. Это гейзеры. От них, как и от термоса с горячей водой, тоже идёт пар. Может ли кто-нибудь жить в таком горячем «доме»? Жильцов там очень мало, но они есть, например, особенные водоросли.

Важно, чтобы дети поняли, что в водоёмах вола бывает разной температуры, а значит, в них живут разные растения и животные.

10.Вода не имеет формы

Предложить детям рассмотреть кубик льда (вспомнить, что лёд – это твёрдая вода). Какой формы этот кусочек льда? Изменит ли он свою форму, если опустить его в стакан, в миску, положить на стол или на ладошку? А жидкая вода?

Предложить детям налить воду в кувшин, тарелку, стакан (любые сосуды), на поверхность стола. Что происходит? Вода принимает форму того предмета, в котором находится, а на ровном месте расползается лужицей. Значит, жидкая вода не имеет формы.

Удачи Вам и Вашему ребенку!

    http://i28.fastpic.ru/big/2011/0910/64/9830d32e85f825240251e7bdae94c964.jpg

Консультация для родителей

«Организация детского экспериментирования в домашних условиях»

 Детское экспериментирование – это один из ведущих видов деятельности дошкольника. Очевидно, что нет более пытливого исследователя, чем ребёнок. Маленький человек охвачен жаждой познания и освоения огромного нового мира. Но среди родителей часто распространена ошибка – ограничения на пути детского познания. Вы отвечаете на все вопросы юного почемучки? С готовностью показываете предметы, притягивающие любопытный взор и рассказываете о них? Регулярно бываете с ребёнком в кукольном театре, музее, цирке? Это не праздные вопросы, от которых легко отшутиться: «много будет знать, скоро состариться». К сожалению, « мамины промахи» дадут о себе знать очень скоро – в первых же классах школы, когда ваш ребёнок окажется пассивным существом, равнодушно относящимся к любым нововведениям. Исследовательская деятельность детей может стать одними из условий развития детской любознательности, а в конечном итоге познавательных интересов ребёнка. В детском саду уделяется много внимания детскому экспериментированию. Организуется исследовательская деятельность детей, создаются специальные проблемные ситуации, проводятся занятия. В группах созданы условия для развития детской познавательной деятельности6 во всех центрах активности и уголках имеются материалы для экспериментирования: бумага разных видов, ткань, специальные приборы (весы, часы и др.), неструктурированные материалы( песок, вода), карты, схемы и т.п.

         Несложные опыты и эксперименты можно организовать и дома. Для этого не требуется больших усилий, только желание, немного фантазии и конечно, некоторые научные знания.

       Любое место в квартире может стать местом для эксперимента. Например, ванная комната, Во время мытья ребёнок может узнать много интересного о свойствах воды, мыла, о растворимости веществ.

Например:

    Что быстрее растворится:

- морская соль

- пена для ванны

- хвойный экстракт

- кусочки мыла и т.п.

Кухня – это место, где ребёнок мешает родителям, особенно маме, когда она готовит еду. Если у вас двое или трое детей, можно устроить соревнования между юными физиками. Поставьте на стол несколько одинаковых ёмкостей, низкую миску с водой и поролоновые губки разного размера и цвета. В миску налейте воды примерно на 1,5 см. Пусть дети положат губки в воду и угадают, какая из них наберёт в себя больше воды. Отожмите воду в приготовленные баночки. У кого больше? Почему? Можно ли набрать в губку столь воды, сколь хочешь? А если предоставить губке полную свободу? Пусть дети сами ответят на эти вопросы. Важно только, чтобы вопросы ребёнка не оставались без ответа. Если вы не знаете точного ( научного) ответа, необходимо обратится к справочной литературе.

Эксперимент можно провести во время любой деятельности.

Например, ребёнок рисует, У него кончилась зелёная краска. Предложите ему попробовать сделать эту краску самому. Посмотрите, как он будет действовать, что будет делать. Не вмешивайтесь и не подсказывайте. Догадается ли он, что надо смешать синюю и желтую краску? Если у него ничего не получиться, подскажите, что надо смешать две краски. Путём     проб и ошибок ребёнок найдёт верное решение.

Домашняя лаборатория

Экспериментирование – это, наряду с игрой – ведущая деятельность дошкольника.

Цель экспериментирования – вести детей вверх ступень за ступенью в познании окружающего мира. Ребёнок научиться определять наилучший способ решения встающих перед ним задач и находить ответы на возникающие вопросы. Для этого необходимо соблюдать некоторые правила:

    1.Установите цель эксперимента( для чего мы проводим опыт)

    2.Подберите материалы (список всего необходимого для проведения опыта)

    3.Обсудите процесс (поэтапные инструкции по проведению эксперимента)

    4.Подведите итоги (точное описание ожидаемого результата)

    5.Объясните почему? Доступными для ребёнка словами.

Помните!

При проведении эксперимента главное – безопасность вас и вашего ребёнка.

Несколько несложных опытов для детей среднего дошкольного возраста

 Спрятанная картина

Цель: узнать, как маскируются животные.

Материалы: светло-желтый мелок, белая бумага, красная прозрачная папка из пластика.

Процесс:

    Желтым мелком нарисовать птичку на белой бумаге

    Накрыть картинку красным прозрачным пластиком.

Итоги: Желтая птичка исчезла

Почему?   Красный цвет - не чистый, он содержит в себе жёлтые, который сливается с цветом картинки. Животные часто имеют окраску, сливающуюся с цветом окружающего пейзажа, что помогает им спрятаться от хищников.

Мыльные пузыри

Цель: Сделать раствор для мыльных пузырей.

Материалы: жидкость для мытья посуды, чашка, соломинка.

Процесс:

    Наполовину наполните чашку жидким мылом.

    Доверху налейте чашку водой и размешайте.

    Окуните соломинку в мыльный раствор.

    Осторожно подуйте в соломинку

Итоги: У вас должны получиться мыльные пузыри.

Почему?   Молекулы мыла и воды соединяются, образуя структуру, напоминающую гармошку. Это позволяет мыльному раствору растягиваться в тонкий слой.

http://www.1207english.ru/avatar/001/chemistry.jpg



Предварительный просмотр:

                                 

D:\заставки\заставки\Животные\Медведи\2333614810_8e32c44657.jpg

  • В наших лесах живёт много диких животных: лиса, заяц, волк, белка, кабан, лоси, ёж.
  • Дикие животные – это животные, которые сами себе строят жильё, сами ухаживают за своими детёнышами, сами себе добывают еду;
  • Дикие животные отличаются по своему образу жизни.

D:\заставки\заставки\Животные\Волки_лисы\042002.JPG

Читайте ребёнку русские народные потешки. Они разовьют у малыша чувство родного языка. Как правило, дети очень быстро запоминают потешки и с удовольствием их рассказывают.

***

Чики-чики-чикалочки                                                                 едет медведь на палочке,                                                 белочка в тележке щёлкает орешки.

***

Зайчишка – трусишка по полю бежал.                                     В огород забежал, морковку нашёл,                             капустку нашёл, сидит, грызёт. Хозяин идёт.

***

У медведя во бору грибы – ягоды беру,                        медведь не спит, на нас глядит.                                      Корзина опрокинулась,                                        медведь за нами кинулся.

***

В лес дремучий я пойду,                                                      зайца серого найду.                                                         Принесу его домой,                                                    будет этот зайка мой.

  • Кто зимой холодной,                                          ходит злой, голодный? (Волк)

  • Хожу в пушистой шубке,                                    живу в густом лесу,                                                    в дупле на старом дубе                                      орешки я грызу.            (Белка)

  • Хитрая плутовка,                                               рыжая головка, в лесу живёт,                                   в деревне кур крадёт.    (Лиса)

  • Летом серый, зимой белый. (Заяц)

  • Зимой спит, а летом ульи ворошит. (Медведь)

D:\заставки\заставки\Животные\Волки_лисы\200059.JPG

«Назови ласково»

Лиса – лисичка,  заяц – зайчик, белка - белочка…

«Не ошибись»

Один заяц – много зайцев, одна лиса – много лис,

Один ёж – много ежей, один медведь – много медведей, одна белочка – много белочек и т.д.

 

«Назови детёнышей»

У лисы – лисята, у волчицы – волчата, у зайчихи – зайчата, у белочки – бельчата… и т.д.

Разучите с малышом подвижное упражнение:

Серый волк крадётся в чаще    Крадётесь друг за другом,

Очень страшный, настоящий.     поднявшись на носочки.

Жёлтым светятся глаза               Останавливаетесь,

показываете глаза, сложив

пальцы колечками.

И для зайцев он – гроза.                 Показываете, какие

острые у волка когти.

Уважаемые родители!

Развивайте кругозор детей, знание интересных фактов из жизни животных. Выучите загадки, потешки – наполняйте своего ребенка знаниями!



Предварительный просмотр:

Профилактика  ДТП в летний период.

  Проблема детского травматизма сохраняет свою актуальность  и в летний период.

Дети  страдают  из-за собственной неаккуратности  и недосмотра взрослых, получают повреждения различной тяжести  в результате падений,  драк, укусов насекомых, страдают от укусов животных: убегают от собак, берут в руки ядовитых змей.  Купаясь в водоемах, часто ранятся битым стеклом. Находясь на жгучем солнце получают солнечные удары.

Наиболее уязвимы наши  дети  на дороге. Они переходят проезжую часть в неустановленном месте, выбегают на дорогу из-за всяких кустов, ограждений, из-за стоящих и движущихся транспортных средств, перебегают  на  красный или жёлтый сигнал светофора, и даже играют на проезжей части или вблизи неё.

Теоретически правила, они знают, а как до практического применения теории – так все знания мгновенно улетучиваются. Выходит не работает теория без практики. Главная задача педагогов – учить детей мгновенно анализировать ситуацию на дороге, правильно и вовремя использовать эти знания.

Педагогам необходимо соблюдать все правила при перевозке детей, при движении организованных пеших колонн. Помните, что группы  детей разрешается водить только по тротуарам и пешеходным дорожкам, а при их отсутствии – по обочинам. Спереди и сзади колонны с левой стороны должны находиться сопровождающие с красными флажками.

  Движение детей по маршруту «Дом-школа-дом» осуществляется по два раза в день. Поэтому он должен стать практическим «полигоном», на котором школьник с помощью учителя и родителей натренируется в своих навыках безопасного движения.

Ученики по очереди должны рассказать, какими правилами безопасности они руководствуются при переходе дороги по пути в школу и обратно. Учитель задает и более сложные ситуации, которые могут возникнуть при переходе дороги

В летнем оздоровительном лагере необходимо иметь уголок по безопасности дорожного движения.

В качестве постоянной, но периодически сменяемой  информации  в нём помещают:

  • учебные материалы по ПДД по темам: «Как обходить стоящее транспортное средство», «Переход проезжей части»,  «Причины ДТП», «Бытовым привычкам не место на дороге» (ситуации ловушки), «Как избежать опасности на дороге?», «Чем опасна пустынная улица»  
  • «Типичные ошибки детей при переходе улиц и дорог»
  • схему безопасного маршрута
  • Информацию о проводимых в лагере мероприятиях, связанных с  изучением ПДД: проведение игр, конкурсов, соревнований
  •  Ребусы, викторины, загадки.

  • Газету «Добрая дорога детства»

Можно дать старт конкурсной программе «Эстафета безопасности», состоящий из нескольких этапов. Интеллектуальные и творческие задания на стендах меняются  через день или 2, подводятся итоги.

Уголок безопасности можно назвать «Школоград юного пешехода»

Рубрики:

Задачки от Свистулькина: систематически вывешиваются задания, ребята выполняют их  и отправляют в почтовый ящик, расположенный на стенде. Все задания выполняются, результаты заносятся в путевые листы каждого ребёнка. В конце смены дети получают сертификаты грамотного пешехода.

Дорожная палитра: это рубрика Карандаша. Здесь  вывешиваются лучшие художественные работы детей по дорожной тематике, за которые ребята также получают баллы.

А знаешь ли ты?

Рубрика профессора Мудрецова. Здесь интересная познавательная информация для детей. В этой рубрике можно помещать ребусы, кроссворды, составленные детьми.

Что можно  провести в летний период:

  • Тестирование «Знаешь ли ты ПДД?»
  •  Конкурс рисунков  «Мы выбираем путь без аварий и слёз»
  • Познавательно-игровая программа «При движении - важно уважение»
  • «Встреча на весёлом перекрёстке», где ребята разгадывают ребусы, кроссворды, загадки.
  • соревнование велосипедистов «Волшебное колесо»
  • конкурсные музыкальные программы: «Музыка и дорога»,
  • брейн-ринг «Знаки всякие нужны, знаки всякие важны!», «Умники и умницы, ПДД и улицы»,  «Знаешь буквы А,В,С?»,
  • конкурсы  частушек «И в шутку, и всерьёз», чтецов «Дорожная азбука»
  • конкурс детского творчества «Дорожная мозаика», «Человек среди машин»
  • Работа мастерской «Зелёный огонёк»
  • конкуры книжек-малышек «Дорога и мы»
  • Эстафеты с элементами ПДД
  • встречи с инспекторами ОГИБДД, участковыми милиционерами «На страже безопасности»

Основной упор на всех занятиях необходимо делать на освоение практических навыков поведения в различных ситуациях дорожного движения.

При выборе формы обучения  (игра, конкурс, викторина….)  главное – донести до детей смысл, не исказив содержание.

Важно, чтобы все проводимые мероприятия были интересными, чтобы ребёнок по-доброму воспринимал  эту науку. Чтобы все проводимые мероприятия обучали, развивали, воспитывали.

Движение детей по маршруту «Дом-школа-дом» осуществляется по два раза в день. Поэтому он должен стать практическим «полигоном», на котором школьник с помощью учителя и родителей натренируется в своих навыках безопасного движения.

Ученики по очереди должны рассказать, какими правилами безопасности они руководствуются при переходе дороги по пути в школу и обратно. Учитель задает и более сложные ситуации, которые могут возникнуть при переходе дороги, например:

  • Там, где вы переходите, стоит машина. Что надо делать?

Правильный ответ: лучше отойти от нее подольше, чтобы она не мешала обзору; подождать, когда отъедет; в крайнем случае, очень медленно  двигаясь, приостановиться и выглянуть, «что там такое за…»

  • Вы переходите недалеко от остановки. Рядом остановился автобус. Как и где надо переходить?

Правильный ответ: если поблизости есть пешеходный переход или перекресток, обязательно переходите там. Если нет, то подождите, пока отъедет автобус. Ни в коем случае не выбегайте ни спереди, ни сзади!

  • Вы собрались переходить, но видите, что медленно приближается автомобиль крупных габаритов (грузовик, автобус). Вы вполне можете перейти? Что надо делать?

Правильный ответ: главная опасность приближающегося автомобиля состоит в том, что он может помешать заметить другой, движущийся в том же направлении, зачастую с большой скоростью. Пропустите его, даже если он идет медленно.

  • Перед переходом вы пропустили машину. Больше машин вы не видите… Можно переходить?

Правильный ответ: можно, но, чуть выждав, пусть проехавшая машина отъедет подальше. А вдруг она скрывает за собой встречную.

Помните!

                                                                                                                               

Ты в это лето научился кататься на велосипеде. Помни!

                 

По тротуару на велосипеде – не ездить,  через дорогу – только рядом с велосипедом, ведя его «под уздцы».

               

Сейчас все внимание – дороге. Машины идут на больших скоростях, водителю некогда думать, внимателен ли ты, помнишь ли о Правилах дорожного движения. Нечаянный шаг с тротуара на обочину может стать причиной ДТП. Беспечный шаг назад (или вперед) на середине проезжей части дороги, когда для пешехода зажегся, красный свет и потоки машин, понеслись во встречном движении, может принести большие неприятности ротозею.  

У девочек есть такая чисто девичья манера: взяться под ручку и вдвоем, и втроем идти себе по тротуару, смеясь и разговаривая. В деревне это никому не мешает. В городе, эта привычка очень некстати. Вы заняли весь тротуар – а куда же деваться другим пешеходам? А тем более переходить дорогу таким образом. Не вздумай – это ОПАСНО!



Предварительный просмотр:

Родителям о Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО)

Что, как, когда, зачем и почему? …
Понять ребенку надо самому.
А вот создать условия для понимания, -
И есть мастерство воспитания.
Что такое ФГОС ДО?

 

Понятие ФГОС (англ. standart – норма, образец) – «образец, эталон, модель, принимаемые за исходные для сопоставления с ними др. подобных объектов». Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного  образования (далее — ФГОС ДО) создан впервые в российской истории, утвержден  Приказом Министерства  образования и науки РФ  от 17 октября 2013 г.  № 1155 и введён в действие с 1 января 2014 года.

 

Стандарт разработан на основе:

  •  Конституции РФ
  • Законодательства РФ
  • Конвенции ООН о правах ребёнка

                     Зачем нужен стандарт?
   Обучение и воспитание дошкольников в ДОУ осуществляются в соответствии с Программой дошкольного образования (далее — Программа). ФГОС ДО  -  это совокупность обязательных требований к  структуре Программы и ее объему,  условиям реализации и результатам освоения Программы.
На основе стандарта разрабатываются сама  Программа, вариативные примерные образовательные программы, нормативы финансового обеспечения реализации Программы и нормативы затрат на оказание государственной (муниципальной) услуги в сфере дошкольного образования. Кроме того, ФГОС ДО используется для оценки образовательной деятельности организации, формирования содержания подготовки педагогических работников, а также проведения их аттестации.
ФГОС ДО должен способствовать  повышению социального статуса дошкольного образования,     обеспечению  равенства  возможностей  для   каждого ребёнка в получении качественного дошкольного образования,   и  сохранению  единства  образовательного  пространства   Российской Федерации относительно уровня дошкольного образования.


Обеспечит ли стандарт дошкольного образования одинаковую для всех подготовку к первому классу?

Не ребенок должен быть готов к школе, а школа - к ребенку. Давление школы на дошкольное образование недопустимо, его нужно оградить. В зависимости от возраста предлагаются виды деятельности, освоив которые, ребенок сможет подготовиться к учебной деятельности. Главное, что он подойдет с мотивацией – «хочу учиться».Дети всегда разные и в этих различиях и разнообразном опыте первых лет жизни заложен великий творческий потенциал каждого и всей нашей культуры.

Подробнее о ФГОС ДО

ФГОС ДО  -  это совокупность обязательных требований к  структуре Программы и ее объему,  условиям реализации и результатам освоения Программы. Это совокупность государственных гарантий получения бесплатного доступного качественного образования посредством:

  • расширения возможностей развития личностного потенциала и   способностей каждого ребёнка дошкольного возраста;
  • обеспечения условий здорового образа жизни и безопасности ребёнка;
  • приобщения детей через соответствующие их индивидуально-возрастным особенностям виды деятельности к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
  • развития интереса и мотивации детей к познанию мира и творчеству;
  • реализации вариативных образовательных программ;
  • соблюдения прав ребёнка, родителей и других участников образовательного процесса

Стандарт утверждает основные принципы дошкольного образования:

  • полноценное проживание ребёнком всех этапов детства, амплификация детского развития;
  • построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребёнка;
  • содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребёнка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
  • поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
  • сотрудничество Организации с семьёй;
  • приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
  • формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности;
  • возрастная адекватность дошкольного образования  соответствие условий, требований, методов  возрасту и особенностям развития);
  • учёт этнокультурной ситуации развития детей.

Цели стандарта:

  • Повышение социального статуса дошкольного образования;
  • Обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребёнка в получении качественного дошкольного образования;
  • Обеспечение государственных гарантий уровня и качества дошкольного образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации образовательных программ дошкольного образования, их структуре и результатам их освоения;
  • Сохранение единства образовательного пространства РФ относительно уровня дошкольного образования.

Стандарт устанавливает требования, обязательные при реализации Программы

  • к структуре Программы и её объёму;
  • к условиям реализации Программы, включающим требования к психолого-педагогическим, кадровым, финансовым условиям и к предметно-пространственной среде;
  • к результатам освоения Программы, представленным в виде целевых ориентиров дошкольного образования. 

 

Результаты освоения ООПДО (основной образовательной программы дошкольного образования) понимаются только как целевые ориентиры для всех участников образовательных отношений. Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе, в виде педагогической диагностики.

Тезисы о ФГОС ДО

  • Ребёнка ценят, а не оценивают!
  • Дошкольное детство не призвано к школе, к развитию знаний, умений, навыков!
  • Самоценность детства! Значимо то, что происходит с ребенком сейчас, а не подготовка к следующему периоду!
  • Содействие и сотрудничество ребенка - активного деятеля и взрослого!
  • В ФГОС ДО - главное не результат, а условия!
  • ФГОС ДО направлен на образование и развитие ребенка, через игру и другую понятную, доступную детям деятельность.
  • ФГОС ДО ориентирует на сохранение здоровья, обеспечение безопасности и воспитание здорового образа жизни ребенка. 


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей.

Привычка к здоровому образу жизни — это главная, основная, жизненно важная привычка; она аккумулирует в себе результат использования имеющихся средств физического воспитания детей дошкольного возраста в целях решения оздоровительных, образовательных и воспитательных задач. Поэтому дошкольное учреждение и семья призваны в дошкольном детстве, заложить основы здорового образа жизни, используя различные формы работы. И именно в семье, в детском образовательном учреждении на ранней стадии развития ребенку должны помочь, как можно раньше понять непреходящую ценность здоровья, осознать цель его жизни, побудить малыша самостоятельно и активно формировать, сохранять и приумножать свое здоровье.
Чтобы активно влиять на позицию ребенка по отношению к собственному здоровью, нам, воспитателям, необходимо знать, прежде всего, что сам термин "здоровье" определяется неоднозначно.
         Само состояние здоровья формируется в результате взаимодействия внешних (природных и социальных) и внутренних (наследственность, пол, возраст) факторов.
Выделяется несколько компонентов здоровья:

1. Соматическое здоровье — текущее состояние органов и систем организма человека, основу которого составляет биологическая программа индивидуального развития.
2. Физическое здоровье — уровень роста и развития органов и систем организма.
3. Психическое здоровье — состояние психической сферы, основу которой составляет состояние общего душевного комфорта.

Нравственное здоровье, основу которого определяет система ценностей, установок и мотивов поведения человека в обществе.

От чего же зависит здоровье ребенка? Статистика утверждает, что на 20% от наследственных факторов, на 20% - от условий внешней среды, т.е. экологии, на 10% - от деятельности системы здравоохранения, а на 50% - от самого человека, от того образа жизни, который он ведёт. Если на первые 50% здоровья мы, воспитатели, повлиять не можем, то другие 50% мы можем и должны дать нашим воспитанникам. Дошкольный период является наиболее благоприятным для формирования здорового образа жизни. Осознание ребенком своего "Я", правильное отношение к миру, окружающим людям — все это зависит от того насколько добросовестно, с любовью, грамотно воспитатель строит свою работу.

Педагогическая задача состоит в том, чтобы не задавить ребенка потоком пока еще неосознанной информации, а дать возможность поразмышлять, подумать, прислушаться к своему организму.

Здоровый образ жизни — это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях. Дети могут оказаться в неожиданных ситуациях на улице и дома, поэтому главной задачей является развитие у них самостоятельности и ответственности. Все, чему мы учим детей, они должны применять в реальной жизни.

Особое внимание следует уделять следующим компонентам ЗОЖ:
• Занятия физкультурой, прогулки.

• Рациональное питание, соблюдение правил личной гигиены: закаливание, создание условий для полноценного сна.

• дружелюбное отношение друг к другу, развитие умения слушать и говорить, умения отличать ложь от правды

• Бережное отношение к окружающей среде, к природе

• Медицинское воспитание, своевременное посещение врача, выполнение различных рекомендаций
• Формирование понятия "не навреди себе сам". Нет задачи важнее и вместе с тем сложнее, чем вырастить здорового человека.

В настоящее время значительно возросло количество детей с плохим здоровьем, появляется все больше детей с частыми простудными заболеваниями, излишним весом, нарушениями осанки. Этот перечень можно было бы продолжать еще очень долго. Причин сложившейся ситуации множество, но одна из основных — малоподвижный образ жизни. Дома родители предпочитают завлечь ребёнка спокойными играми: в лучшем случае рисованием, интеллектуальными или другими настольными играми, в худшем - просмотром телепередач или видеофильмов. И это вполне понятно: родители хотят отдохнуть после напряженного рабочего дня, в квартирах много мебели и мало места, а ребенок, разбегавшись, может получить травму или что-то разбить. Пусть лучше посидит — спокойнее будет.

Движение - врожденная потребность человека, от удовлетворения которой зависит его здоровье. Поэтому крайне необходимо удовлетворить потребность ребенка в движении. Оно служит важным условием формирования всех систем и функций организма, одним из способов познания мира, ориентировки в нем, а также средством всестороннего развития дошкольника.

Необходимо пересмотреть равнодушное, потребительское отношение к своему организму. Ведь зачастую проявлять беспокойство мы начинаем только тогда, когда болезнь уже на пороге. Следует изменить пассивный образ жизни на здоровый, пронизанный вдумчивой заботой и любовью к своему телу, душе, научиться всему, что нам помогает, и отторгнуть то, что явно лишнее, ненужное, приобщить к здоровому образу жизни детей. Воспитание потребности в здоровом образе жизни у детей 2-3 лет осуществляется по следующим направлениям:

1. Привитие культурно-гигиенических навыков. Известно, что самые прочные привычки, как полезные, так и вредные, формируются в детстве. Вот почему так важно с самого раннего возраста воспитывать у ребенка полезные для здоровья навыки, закреплять их, чтобы они стали привычками. Проблема формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста является одной из самых актуальных при воспитании детей этого возраста. И насколько она изначально продумана, спланирована и организована, зависит, будет ли она способствовать укреплению здоровья, физическому и психическому развитию, а так же воспитанию культуры поведения. Главное то, что в этом возрасте происходит быстрое и прочное формирование стереотипов действий, с одной стороны, весьма затруднительна их ломка – переделка с другой. Иначе говоря, ребенок легко воспринимает определенную последовательность действий, но очень трудно осваивает изменения в ней.  Для достижения эффективности формирования культурно-гигиенических навыков нами был разработан перспективный план, который состоит из 2-х разделов – это изучение на занятиях и повседневная жизнь, где использовались разные формы организации: дидактические игры, игры – упражнения, беседы, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, картин, наблюдения, показ инсценировок, рассказывание, заучивание, сюжетно-ролевые игры.

2. Обучение уходу за своим телом, навыкам оказания элементарной помощи.
Гигиеническая культура столь же важна для человека, как и умение разговаривать, писать, читать. Уход за собой дарит человеку ощущение чистоты, здоровья: каждая клеточка организма начинает жить в оптимальном режиме, не огорчая её владельца. Сколько радости доставляет человеку ощущение хорошо и слаженно работающего организма!
Важно, чтобы малыш усвоил, что в его теле нет органов, отделов ненужных, некрасивых, что обо всех частях тела надо одинаково постоянно заботиться и в первую очередь содержать в чистоте.

Приучаем ребёнка к гигиеническому индивидуализму: своя расчёска, своя постель, свой горшок, свой носовой платок, своё полотенце, своя зубная щётка.
Подводим детей к пониманию того, что соблюдение чистоты тела важно не только для охраны личного здоровья, но и здоровья окружающих.
Обучение организовываем не только на занятиях, но и в повседневной жизни, когда возникают ситуации, наталкивающие детей на принятие решения по этой проблеме.
3. Формирование представлений о том, что полезно и что вредно для организма.
Оформили альбом “ Правила поведения для малышей”, куда подобрали иллюстрации и стихи к положительному и негативному воздействию на организм человека. Особое внимание обращаем на значимость для организма сна, прогулки, еды и других режимных процессов. Разработали план закаливающих мероприятий соответствующих возрасту детей.
4.
Формирование привычки к ежедневным физкультурным упражнениям.
Одним из показателей здорового образа жизни является отношение человека к движениям, к физкультурным упражнениям, к использованию их в своей жизнедеятельности. Сегодня результаты исследования двигательной активности детей третьего года жизни просто пугают. За время пребывания в детском саду ребёнок находится в движении всего 1,5 – 2 ч! Для решения этой проблемы мы разработали двигательный режим, а также пополнили физкультурный уголок нестандартными пособиями для выполнения физкультурных упражнений.

5. Формирование потребности семьи (родителей) ребенка в здоровом образе жизнедеятельности и личного примера в укреплении и сохранении здоровья.
Главными союзниками в нашей работе по формированию привычки к здоровому образу жизни у малышей являются родители. С первых дней знакомства с ними, мы показываем и рассказываем всё, что ждёт их детей в нашем детском саду, обращая особое внимание на вопросы, связанные со здоровьем детей. Выслушиваем их просьбы относительно питания, сна, одежды ребёнка. Все медицинские и закаливающие процедуры проводим с согласия родителей.
            Но, главное, на что в первую очередь направлена наша работа – это доказать, что без их участия мы не сможем добиться хороших результатов, только они являются самым ярким примером для своих детей.

Родители активно принимают участие в спортивных совместных мероприятиях, посещают открытые просмотры физкультурных занятий, прогулки и т.д., оказывают помощь в приобретении и изготовлении физкультурных атрибутов, обучаются упражнениям выполняемым их детьми с целью проведения подобных игр – занятий дома.
Таким образом, необходимо с малых лет приобщать ребенка в семейном и общественном воспитание к здоровому образу жизни формировать у малыша навыки охраны личного здоровья и бережного отношения к здоровью окружающих.



Предварительный просмотр:

C:\Users\Sem\Desktop\рамки\0005-004-.png

      Ответственность за жестокое обращение

       

      АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

 Кодексом РФ об административных правонарушениях   предусмотрена ответственность за неисполнение или

 ненадлежащее исполнение обязанностей по

 содержанию,воспитанию,обучению,защите прав и

 интересов несовершеннолетних(ст.5.35 КоАП РФ)

                 

            УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ


    Российское уголовное законодательство

 предусматривает ответственность за все виды

 физического и сексуального насилия над детьми,

а также по ряду статей –за психическое насилие и за

 пренебрежение основными потребностями детей,

отсутствие заботы о них.Так в статье 156 Уголовного

кодекса РФ предусматривается ответственность за

 неисполнение или ненадлежащее исполнение

обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего

 родителем или иным лицом,на которое возложены

эти обязанности,а равно педагогом или другим

работником образовательного ,воспитательного,

лечебного либо иного учреждения,обязанного

осуществлять надзор за несовершеннолетним,

если это деяние соединено

 с жестоким обращением с несовершеннолетним.

         

     ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Жестокое обращение с ребёнком может послужить

основанием для привлечения родителей (лиц,их

 заменяющих) к ответственности.

Пример:лишение родительских прав

(ст. 69 Семейного кодексаРФ),

отобрание ребёнка при

непосредственной угрозе жизни

 ребёнка или его здоровью(ст.77СК РФ).

Но если вы однажды оказались в

такой ситуации, то  специалисты

предлагают действенные рекомендации:

  • Выйти из комнаты и позвонить

 приятелю.

  • Включить какую-нибудь

успокаивающую музыку.

  • Сделать 10 глубоких вздохов

и успокоиться; затем

сделать еще 10 вздохов.

  • Пойти в другую комнату и

выполнить какие-нибудь

упражнения.

  • Принять душ.
  • Сесть, закрыть глаза и живо

представить себе, что находитесь

 в каком-нибудь приятном месте

Телефон доверия(общероссийский)

длядетей,

          подростков и их родителей:

                   8 800 2000 122

Муниципальное казенное дошкольное образовательное

учреждение детский сад №1 комбинированного вида

город Пудож Республика Карелия

F:\собрания родителей\жестокое обращение\kartinki-semya-5.jpg

   

 

«Главная школа воспитания детей –

это  взаимоотношения

мужа  и жены,  отца  и матери»

                       В.А.Сухомлинский

 

                                                                                                                                                         C:\Users\Sem\Desktop\рамки\0005-004-.png

      БЫТЬ РОДИТЕЛЯМИ- это одна из самых

Трудных работ в жизни .

Оглядываясь назад,многие из них

 хотели бы изменить те отношения с детьми,

которые остались в прошлом.Они говорят,что

 могли и не обижатьжать их.Но тогда,когда это

было возможно,они не знали,как это сделать.

          ЗАПОВЕДИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ:

  • Не вымещай на ребёнке свои обиды,чтобы

      потом он выместил на тебе свои.

Что посеешь ,то и пожнёшь.

  • Принимай проблемы ребёнка как свои.

  • Никогда не  унижай своё дитя.

  • Никогда не говори ,что жалеешь о его

рождении.

  • Люби своего ребёнка любым: маленьким и                 взрослым,талантливым и бездарным,

здоровым и больным.

     

                         F:\собрания родителей\жестокое обращение\37014e6a397301fa36361ebe05b7173c-resize_crop_1Xquality_100Xallow_enlarge_0Xw_1200Xh_630.jpg

F:\собрания родителей\жестокое обращение\86044f720ed870b99281.jpg

              РЕБЁНОК - ЧЕЛОВЕК, ЛИЧНОСТЬ

Этот маленький человек нуждается не в окрике и наказании, а в поддержке и мудром совете

 родителей, не взлом и жестоком обращении, а в

добре, заботе и любви…

Ребёнок ещё не может и не  умеет защитить себя от физического насилия и психического давления

со стороны взрослого. Но дети учатся у нас

поведению, манерам общения, крику, если мы

кричим, грубости, если мы  грубим, жестокости,

 если мы это демонстрируем.

Ребёнок, который воспитывается в  условиях

бесправия, никогда не будет уважать прав другого человека.

Доброе, хорошее поведение наших детей

порождается только добром.Ненасилие гораздо

больше способствует гармоничному росту и  всестороннему развитию ребёнка, чем грубое и

 жестокое обращение  с  ребёнком.

Добиваясь видимого кратковременного послушания, родители через физическое наказание

«воспитывают» фальш и обман, притупляют процесс нормального развити ребёнка.

РОДИТЕЛЯМ О НАКАЗАНИИ

  • Шлепая ребёнка, вы учите учите его бояться ВАС.

  • Проявляя при детях худшие черты своего

характера, ВЫ показываете им дурной пример.

  • Телесные наказания требуют от родителей   меньше  ума  и способностей, чем любые другие  воспитательные  меры.

  • Шлепки могут только  утвердить, но не изменить поведение  ребёнка.

  • У наказанного ребёнка может  возникнуть враждебное чувство  к родителям.

  • Частые наказания побуждают  ребёнка привлекать внимание родителей любыми  средствами.

              F:\собрания родителей\жестокое обращение\367401.jpg



Предварительный просмотр:

Как распознать, что с ребенком обращаются жестоко?

Но не только родители подвергают своих отпрысков насилию. Насторожитесь, если: 

  • ребенка по ночам мучают кошмары;
  • у него подавленное настроение, чувствуете, что он что-то скрывает;
  • явные проблемы с едой и склонность к уединению;
  • ребенок становится слишком уступчивым или, наоборот, агрессивным.


Явные признаки того, что жестокое обращение с детьми существует – следы на теле. Но такие улики редко оставляют предприимчивые взрослые.

Последствия же любого проявления насилия:  

  • задержка умственного и физического развития;
  • неуспеваемость;
  • нервно-психические заболевания, ожирения, кожные заболевания и пр.;
  • суициды.

Психическое (эмоциональное) насилие

Эмоциональным (психологическим) насилием является однократное или хроническое психическое воздействие на ребенка или его отвержение со стороны родителей и других взрослых, вследствие чего у ребенка нарушаются эмоциональное развитие, поведение и способность к социализации.

                                       К этой форме насилия относятся:

  • угрозы в адрес ребенка, проявляющиеся в словесной форме без применения физической силы; оскорбление и унижение его достоинства; открытое неприятие и постоянная критика;
  • лишение ребенка необходимой стимуляции и эмпатии, игнорирование его основных нужд в безопасном окружении, родительской любви; предъявление к ребенку чрезмерных требований, не соответствующих его возрасту или возможностям;
  • однократное грубое психическое воздействие, вызвавшее у ребенка психическую травму;
  • преднамеренная изоляция ребенка, лишение его социальных контактов;
  • вовлечение ребенка или поощрение к антисоциальному или деструктивному поведению (алкоголизм, наркомания и др.).

Все формы насилия в той или иной степени сопряжены с эмоциональным насилием

                     Особенности детей, подвергающихся  эмоциональному

                                               (психологическому) насилию:

  • задержка психического развития;
  • трудно сконцентрироваться, плохая успеваемость;
  • низкая самооценка;
  • эмоциональные нарушения в виде агрессии, гнева (часто обращенных против самого себя), подавленное состояние;
  • избыточная потребность во внимании;
  • депрессия, попытки суицида;
  • неумение общаться со сверстниками (заискивающее поведение, чрезмерная уступчивость или агрессивность);
  • ложь, воровство, девиации в поведении;
  • нервно-психические, психосоматические заболевания: неврозы, энурез, тики, расстройства сна, нарушения аппетита, ожирение, кожные заболевания, астма.

Для детей раннего возраста более характерны расстройства сна, аппетита, беспокойство или апатичность, неумение играть, задержка психоречевого развития, привычка сосать палец. 
Для младших школьников — проблемы с обучением, отвержение со стороны сверстников, плохие социальные навыки. 
У детей в предпубертатном периоде могут наблюдаться уходы из дома, девиантное/делинквентное поведение, хроническая неуспеваемость. 
В пубертатном периоде — депрессия, рост агрессивности, саморазрушающее поведение, низкая самооценка, психосоматические заболевания.

               

Группы риска детей по эмоциональному насилию

  • дети от нежеланной беременности, похожие на нелюбимых родственников жены или мужа;
  • дети раннего возраста;
  • дети-инвалиды, дети с наследственными заболеваниями или другими особенностями;
  • дети из семей с деспотичным, авторитарным, контролирующим стилем воспитания и взаимоотношений;
  • дети из семей, где семейное насилие является стилем жизни;
  • родители (один из родителей) которых употребляют алкоголь, наркотики, страдают депрессией;
  • в семье, которой много социально-экономических и психологических проблем.

Особенности поведения взрослых,

совершающих    эмоциональное насилие:

  • не утешают ребенка, когда тот в этом нуждается;
  • публично оскорбляют, бранят, унижают, осмеивают ребенка;
  • сравнивают с другими детьми не в его пользу, постоянно  критично относятся к нему;
  • обвиняют его во всех своих неудачах, делают из ребенка козла отпущения.

Что можно сделать, чтобы помочь ребенку?

  • Будьте внимательны к ребенку, постарайтесь выяснить причины его эмоциональных и поведенческих особенностей.
  • Предложите родителям обратиться к психологу, семейному терапевту за консультативной помощью.
  • Обратитесь в органы опеки и попечительства, в милицию, если ребенок является постоянным свидетелем внутрисемейного насилия.
  • Обратитесь в любой ближайший центр психологической помощи.

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЛИЦ, ДОПУСКАЮЩИХ ЖЕСТОКОЕ ОБРАЩЕНИЕ С РЕБЕНКОМ

В российском законодательстве существует несколько видов ответственности лиц, допускающих жестокое обращение с ребенком.

1. Административная ответственность.

Лица, допустившие пренебрежение основными потребностями ребенка, не исполняющие обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних, подлежат административной ответственности в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (ст. 5.35). Рассмотрение дел по указанной статье относится к компетенции комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав.

2. Уголовная ответственность.

Российское уголовное законодательство предусматривает ответственность лиц за все виды физического и сексуального насилия над детьми, а также по ряду статей - за психическое насилие и за пренебрежение основными потребностями детей, отсутствие заботы о них.

Примеры: ст. 111 (умышленное причинение тяжкого вреда здоровью), ст. 112 (умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью), ст.113 (причинение тяжкого вреда здоровью в состоянии аффекта), ст.115 (умышленное причинение легкого вреда здоровью), ст.116 (побои), ст.117 (истязание), ст. 118 (причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью по неосторожности), ст. 131 (изнасилование); ст.132 (насильственные действия сексуального характера); ст.133 (понуждение к действиям сексуального характера), ст. 134 (половое сношение и иные действия сексуального характера с лицом, не достигшим шестнадцатилетнего возраста); Ст. 135. (развратные действия) ст.125 (оставление в опасности); ст.124 (неоказание помощи больному); ст. 156 (неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего), ст. 157 (злостное уклонение от уплаты средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей) ст. 110 (доведение до самоубийства); ст. 119 (угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью) и другие.

3. Гражданско-правовая ответственность.

Жестокое обращение с ребенком может послужить основанием для привлечения родителей (лиц, их заменяющих) к ответственности в соответствии с семейным законодательством.

Пример: лишение родительских прав (ст. 69 Семейного кодекса Российской Федерации), ограничение родительских прав (ст. 73 Семейного кодекса Российской Федерации), отобрание ребенка при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью (ст. 77 Семейного кодекса Российской Федерации).

Дисциплинарной ответственности могут быть подвергнуты должностные лица, в чьи обязанности входит обеспечение воспитания, содержания, обучения детей, допустившие сокрытие или оставление без внимания фактов жестокого обращения с детьми

«Бьет – значит любит? О причинах жестокого обращения с детьми»

В наше время случаи жесткого обращения с детьми в семье то и дело освещаются в средствах массовой информации. Занимая гуманистическую позицию, заявляя о правах детей, мы обычно с праведным негодованием относимся к людям, способным поднять руку на ребенка. Однако насилие не обязательно может быть физическим. Можно унизить ребенка морально, психически, посредством оскорблений или эмоционально холодного, пренебрегающего отношения. Такие случаи более часты и в то же время менее очевидны, чем синяки и ссадины на теле. Только вот раны при таком насилии все равно возникают, но не на теле, а в душе. Мы восклицаем: что же это за родители такие, да как они могут? Но часто ли мы задаемся вопросом, что заставило их так относиться к своему ребенку?

Объяснения «сильного»

Формально поводом для оскорблений или даже акта насилия может быть любой проступок ребенка: от самых мелких, вроде невыполненного домашнего задания, до более значительных, например случая кражи в школе. Часто наказание объективно не соответствует тому поводу, по которому оно применяется к ребенку. Со стороны это выглядит так, будто эти очень рациональные и «правильные» объяснения просто придумываются, чтобы «морально» оправдать унижение или избиение ребенка.

Жестоко обращаться с ребенком может как мать, так и отец. Если насилие исходит от отца, то обычно с молчаливого согласия матери: она, скорее всего, сама подчиняется безграничной власти мужа, как бы отдавая ребенка в жертву тираническому Хроносу. У таких женщин на глазах как будто шоры, которые не позволяют им отчетливо видеть и осознавать происходящее с их детьми: тревожные сигналы игнорируются, мать не замечает подавленного состояния детей, не верит их словам о жестокости другого родителя, считая это фантазиями, не придает значения даже физическим следам насилия на теле ребенка. Или же мать оправдывает поведение отца, утверждая, что таким образом он заботится об этих несносных детях, пытается их поркой и побоями уберечь от беды, в которую их несомненно приведет их порочное поведение. И делает это он потому, что «по-другому они не понимают». И даже может сама настаивать, чтобы отец физически наказывал «провинившегося» ребенка.

Наоборот, если насилие исходит от матери, то позиция отца ребенка в такой ситуации либо слабая, пассивная, либо он не живет с семьей, чему предшествовал болезненный разрыв.

Материнское насилие в чем-то месть, в чем-то триумф, в чем-то вина, в чем-то любовь без границ, в которой оба (и мать и ребенок) теряют себя. В крайних случаях ребенок начинает получать от этого удовольствие. Один мальчик говорил: «Правильно, что мама меня бьет», а мать потихоньку приходила в ужас от того, что теперь ребенок как будто сам вынуждал ее поколотить его, это стало для него чем-то вроде наркотика, без которого он не мог жить. Получилась такая патологическая пара, в которой уже никто из ее участников не мог существовать друг без друга. И не было в семье третьего, мужчины, чтобы помочь перестроить эти страшные отношения.

Властная мать может ставить себе очень благородные воспитательные цели относительно ребенка-мальчика: хочу, чтобы он стал настоящим мужчиной, чтобы был самостоятельным и ответственным. Для достижения же этих целей она может обращаться со своим сыном как с ничтожеством, пеняя ему на то, что он как раз таки не мужчина, и применять физические наказания, показывая ему, что он не таков, каким она могла бы его любить. Мать начинает считать, что сын «весь в отца», унаследовал все его недостатки. Такое воспитание мальчика может потом отразиться на его мужественности: он будет ее лишен. Причем лишен своей собственной матерью, которая так желала воспитать «настоящего мужчину хотя бы из него» (раз не вышло перевоспитать других мужчин, важных в ее жизни).

Причины внутренние

Когда взрослый начинает применять насилие, это прежде всего говорит о том, что он как будто забывает о существовании физических и психических границ между ним и ребенком. Родитель распоряжается телом ребенка по своему усмотрению так, как будто это и не другой человек вовсе, а либо вещь, принадлежащая ему, либо какая-то дополнительная часть его собственного тела. Забывает о психических границах, как будто напротив него стоит не отдельная личность со своими желаниями и чувствами, а некий объект воздействия, которому можно навязать свои собственные желания и чувства. Такой родитель не способствует взрослению ребенка, а наоборот, препятствует обретению ребенком собственной целостности, идентичности. Часто родителям кажется, что ребенок специально не соблюдает правила, и их нужно насильно ему внедрять, сделать так, чтобы он соблюдал их из страха. Но родители не смогли их четко сформулировать, потому что сами не представляют точно, что это такое — правила.

Когда родители обсуждают с психологом проблему физических наказаний, большинству из них даже не приходит в голову, что это может значить для ребенка, какие чувства может вызывать у него. Рассуждают примерно так: «Не хочет подчиняться нашим требованиям, значит, нужно сделать так, чтобы боялся невыполнения. Если побью ремнем — будет больно — больше пакостничать не захочет — вспомнит про наказание». Железная логика железного робота! Услышав такое, не хочется продолжать беседу с такими родителями. Возникает чувство отторжения: как же они не понимают, что ребенок тоже человек, только маленький, другой, не такой, как взрослые! Что он не кусок дерева, не груша для битья, а существо со своим собственными чувствами, желаниями, границами. Что своим «плохим» поведением он тоже что-то сообщает им, только по-своему, с помощью поступков, а не слов. Может быть, таким родителям кажется, что их ребенок бесчувственный автомат, в который просто нужно заложить правильную программу поведения, которая их устроит, и он будет удовлетворять всем их взрослым потребностям: хорошо учиться, не говорить лишнего, ходить по струнке — короче говоря, быть частью интерьера, от которой можно получать удовольствие, но которая сама по себе никакого удовольствия получать не может и не должна? Только вот кажется, что на самом деле роботы, автоматы — это родители, а их ребенок — последнее свидетельство того, что они сами когда-то чувствовали, переживали, — были людьми, которые страдали.

Откуда же берутся эти бессердечные родители, проявляющие жестокость по отношению к своим детям? Это те самые взрослые, которых в их собственном детстве не уважали, нарушали их права, не любили, а семейные нормы и ценности были искажены, перевернуты. Они выросли, завели семьи, детей. И теперь, не отдавая себе в этом отчета, повторяют вновь и вновь ту же патологическую схему взаимоотношений. Можно объяснять это просто: так они росли и считали это нормальным, по-другому они не умеют. Но есть и другое объяснение тому, почему из поколения в поколение повторяется жестокость к детям. Что чувствует ребенок, которого бьют самые близкие и любимые люди? Страх, отчаяние, ненависть, гнев, безысходность, вину, стыд, одиночество, бессилие. Чтобы справиться со всем этим, маленький человек, подвергающийся насилию, становится психологически нечувствителен к нему. В своем внутрипсихическом мире он меняется местами с агрессором. Теперь он больше не жертва. Он теперь сам агрессор. Причем агрессия эта может направиться как на внешний мир: ребенок бьет других, мучает животных, ломает вещи или же конфликтует со всеми взрослыми (например, грубит учителям), так и в другое русло — на самого ребенка. Ребенок благородно ограждает окружающих от той ярости, с которой ему пришлось иметь дело, но цена этого велика — депрессии, самообвинения, суицидальные мысли.

Вот и выходит, что травма повторяется бесконечно. Пережившие в детстве травму физического или психического насилия, всегда несут ее в себе, как бы передавая по наследству своим детям. Они предпринимают отчаянную попытку справиться с теми невыносимыми чувствами, вынося их вовне, заставляя другого их испытывать.

Как быть?

Парадоксально, но наше общество проявляет терпимость к насилию. Людей возмущает жестокость фильмов и телепередач, насилие в целом как некий феномен человеческого существования. В то же время люди редко вступают в противостояние повседневному насилию и задумываются о собственном поведении по отношению к близким.

Кому может пожаловаться ребенок, если его права на физическую и психологическую безопасность нарушаются самыми близкими людьми, от которых он полностью зависит? Почти все дети, которых бьют, ощущают чувства вины, страха и ненависти. Как рассказывать, если чаще всего тот, кто применяет физическую силу к ребенку, налагает запрет на то, чтобы эта позорная тайна была раскрыта? Обычно взрослый абсолютно уверен в своей правоте — то, что он делает с ребенком, это «воспитание», «это ему на пользу», «для его же блага».

Ребенок может вызывать разные чувства по отношению к себе, и не обязательно все они будут позитивными. И если взрослые будут стараться понять, откуда у них берутся плохие чувства по отношению к детям, они сделают огромный шаг по направлению к ребенку. Но если нет, когда-нибудь они не смогут сдержаться и нарушат границу.

Олег Калина, клинический психолог, кандидат психологических наук, доцент кафедры клинической психологии и психотерапии Московского городского психолого-педагогического университета, автор более 25 научных и научно-популярных публикаций в области психологии развития и семейной психологии

Татьяна Панкова, школьный психолог, практикующий психотерапевт


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИЯ РОДИТЕЛЯМ

Ребенок плохо ест? Как повысить аппетит у ребенка?

К сожалению, аппетит у детей часто доставляет их родителям много неприятных минут: капризы малышей, отказ от пищи, некрасивое поведение за столом. Практически каждая молодая мама в той или иной мере сталкивается с проблемой под названием – ребенок плохо ест. А ведь питание вашего малыша - это очень важный аспект для его развития и здоровья.

 

- Соблюдайте режим питания. Приемы пищи должны происходить в строго отведенное для них время и в соответствии с установленными правилами. Легко снизить или свести на нет аппетит у детей, позволяя им начинать со сладкого или десерта до основного блюда.

 

- Пищу ребенок должен принимать только за столом, ни в коем случае не кормите вашего малыша на ходу, избегайте всевозможных «перекусов», так как они не только не полезны, но и сбивают определенный режим, который ребенку просто необходим.

 

- Нельзя кормить насильно. Это один из важных пунктов правил в воспитании детей родителями. Дух противоречия в маленьких детях развит очень сильно. Кроме того, прием пищи у них будет ассоциироваться с вашим раздражением и плохим настроением, значит, будет вызывать все больше неприязни. Разумеется, нельзя применять никаких наказаний за несъеденное, как и поощрений за съеденное. Если ребенок плохо ест, не показывайте из-за этого своего волнения или излишнего беспокойства перед ним. За хороший аппетит вы можете похвалить вашего сына или дочь словами.

 

- Старайтесь не отвлекать ребенка от еды разговорами, играми и телевизором. Прием пищи для малыша (как, к слову сказать, и для взрослого) ответственное занятие, требующее сосредоточенности и внимания.

 

- Не стоит подталкивать ребенка к еде словами о том, что иначе его пища достанется кому-то другому (папе, брату, собаке, соседскому мальчику), так как это может развить в малыше жадность.

 

- Разнообразное питание может повысить аппетит у детей и увеличить «интерес» в приеме пищи. Не злоупотребляйте любимыми блюдами, иначе они перестанут быть таковыми. Разнообразия можно достичь, как разной едой, так и разными способами приготовления одних и тех же продуктов. Не забывайте «оформлять блюдо», пища должна выглядеть аппетитной.

 

- Совершенно очевидно, что у ребенка должна быть своя посуда, соответствующая его требованиям и желаниям. Своя ложка, которую ему не тяжело держать, небольшая кружка и небольшая тарелка. Посуда, из которой ест ваш ребенок, должна быть красивой. Особенно по душе маленьким детям рисунки на дне чашки или тарелки – такой простой «секрет», даже когда малыш уже знает о нем, повышает аппетит.

 

- Старайтесь развивать в ребенке уважительное отношение к пище, чтобы ваш малыш не раскидывал еду и не размазывал ее по тарелке. Объясните ему, что приготовление завтрака, обеда или ужина – это труд и работа. Ребенок более будет заинтересован в приеме пищи, если будет участвовать в сервировке, а затем уборке стола. Для малышей это очень важно. Подготовку к этому вы можете начать заранее, например, вместе выбрав в магазине новую скатерть или красивые салфетки.

 

- Не забывайте о правилах гигиены и правилах хорошего тона: как именно нужно вести себя за столом. Вместе с ребенком тщательно вымойте руки. Следите, чтобы за столом ребенок правильно пользовался приборами и жевал с закрытым ртом. Старайтесь не делать замечания, не запрещать и не осуждать, а обращать внимание сына или дочери на то, как едят взрослые, на то, что более красиво есть с закрытым ртом, на то, как быть более аккуратным, чтобы сын мог быть маленьким джентльменом, а дочь настоящей леди и юной принцессой. Помните о том, что являетесь главным примером для вашего ребенка. Именно поэтому полезно есть за столом всей семьей, когда взрослые сами едят с аппетитом и говорят друг другу «спасибо» и «пожалуйста». Малыш учится у вас хорошим манерам и вежливости.

Как правило, аппетит у детей лучше в яслях и детских садах, там они часто едят значительно охотнее. Причина в хорошей организации режима, активности в течение дня и пробуждающемся в малыше духе коллективизма. Новая обстановка и другие дети в этом случае оказывают благотворное влияние, есть некрасиво или медленнее остальных будет лишь редкий ребенок.

 

Еще один важный момент: если ребенок плохо ест, то причина может быть как в его плохом  настроение, так и в том, что он заболел.

Будьте внимательны по отношению к вашему

малышу и… приятного вам всем аппетита!

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

  • Ребенка нужно кормить в строго установленное время.
  • Давать только то. Что полагается по возрасту.
  • Кормить надо спокойно, терпеливо, давая возможность хорошо    пережевывать пищу.
  • Ни в коем случае не кормить ребенка насильно.
  • Не отвлекать от еды чтением или игрой.
  • Не применять поощрений за съеденное, угроз и наказаний за несъеденное.

Надо поощрять:

  • Желание ребенка есть самостоятельно;
  • Стремление ребенка участвовать в сервировке и уборке стола.

Надо приучать детей:

  • Пере едой тщательно мыть руки;
  • Жевать пищу с закрытым ртом;
  • Есть только за столом;
  • Правильно пользоваться ложкой. Вилкой. Ножом;
  • Вставая из – за стола, проверить свое место, достаточно ли оно чисто, при необходимости самостоятельно убрать его;
  • Окончив еду, поблагодарить тех, кто ее приготовил, сервировал стол.

Закладывая в детях привычку, есть разную пищу, взрослым следует    набраться терпения, так как положительное отношение к еде у детей формируется очень долго, особенно если в семье и дошкольном учреждении нет единых взглядов и подходов на этот счет.


Предварительный просмотр: