КОНСУЛЬТАЦИИ

Ольга Вячеславовна Смишко

Консультация для родителей «Игры на песке — одна из форм естественной деятельности детей дошкольного возраста»

   Игры на песке - одна из форм естественной деятельности ребенка. Именно поэтому мы, взрослые, можем использовать песочницу в развивающих и обучающих занятиях. Строя картины из песка, придумывая различные истории, мы в наиболее органичной для ребенка форме передаем ему наши знания и жизненный опыт, события и законы окружающего мира. При этом мы еще и врачуем собственную Душу, усиливая своего Внутреннего Ребенка.  

      

   Но как оптимально использовать их мало кто знает. Часто на наши вопросы: “Зачем Вам это нужно? Как Вы с детьми играете в песок?”, многие работники отвечают: “Песок и вода нужны, чтобы дети чувствовали себя зимой как летом, а играть с ними даже не надо - они это делают сами”.   

    Интересно, что интуитивно педагоги подошли к таинству “песочной терапии”, в основе которой лежит спонтанность проявления ребенка в песочных играх. Принцип “Терапии песком” был предложен еще Карлом Густавом Юнгом, замечательным психотерапевтом, основателем аналитической терапии. Песок обладает свойством пропускать воду.

    В связи с этим, парапсихологи утверждают, что он поглощает “негативную” психическую энергию, взаимодействие с ним очищает энергетику человека, стабилизирует его эмоциональное состояние.  

    Наблюдения и опыт показывают, что игра в песок позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей и взрослых, и это делает его прекрасным средством для развития и саморазвития ребенка.

 

Песочная терапия – это просто кладезь новых знаний для педагогов, работающих с детьми, возможность узнать лучше своих воспитанников, занять их интересной и познавательной игрой в песочнице.

Игры с песком – одна из форм естественной активности ребёнка. Именно поэтому родители могут использовать песок, проводя развивающие и обучающие занятия, играя. Взаимодействие с песком стабилизирует эмоциональное состояние ребёнка, улучшает самочувствие. Всё это делает песочную терапию прекрасным средством для развития и саморазвития. Именно благодаря самостоятельным рисункам на песке, ребёнок быстрее осваивает буквы и цифры, усваивает понятия «право» и «лево», временные понятия дня и ночи, времён года. С помощью построений на песке можно развивать наглядно-образное мышление, восприятие и память. Песок пластичен и податлив. С его помощью ребенок может воплотить в песочнице свои самые смелые мечты. Он стимулирует чувствительность пальцев ребенка, будит его воображение, он становится творцом своего собственного мира.

Что же происходит с ребёнком, когда он играет в песок?

Зачастую маленький ребёнок не может словами выразить свои переживания, страхи. И тут ему на помощь приходят игры с песком. Проигрывая взволновавшие его ситуации с помощью игрушечных фигурок, создавая из песка собственный мир, ребёнок освобождается от напряжения. Дети, которые активно играли в песке, чаще вырастают уверенными и успешными.

Игры с песком:

- развивают тактильно-кинетическую чувствительность и мелкую моторику рук(как и упражнения ;

  - снимают мышечную напряжённость;

  - помогают ребёнку чувствовать себя защищённым, в комфортной для него среде;

  - развивают активность, расширяют жизненный опыт, передаваемый педагогом в близкой для ребёнка форме (принцип доступности информации);

  - стабилизируют эмоциональные состояния, поглощая негативную энергию;

  - позволяют ребёнку соотносить игры с реальной жизнью, осмыслить происходящее, найти способы решения проблемной ситуации;

  - преодолевают комплекс «плохого художника», создавая художественные композиции из песка при помощи готовых фигурок;

  - совершенствуют зрительно-пространственную ориентировку, речевые возможности;

  - способствуют расширению словарного запаса;

  - помогают освоить навыки звуко-слогового анализа и синтеза;  позволяют развивать фонематический слух и восприятие;

  - способствуют развитию связной речи, лексико-грамматических представлений;

  - помогают в изучении букв, освоении навыков чтения и письма.

 

 

             Примеры игр c песком, направленных на развитие речи:

  • «Чувствительные ладошки» 

- Положите ладоши на песок, закройте глазки, почувствуйте, какой он.

- Откройте глазки, расскажите, что вы чувствовали (ответы детей).

- Сделайте то же самое, повернув ладошки другой стороной. Расскажите о своих ощущениях.

  • Скользить по поверхности песка как змейка или как машина.
  • Пройтись ладошками, как слон, как маленький слонёнок, как быстрый зайчик.
  • Оставить отпечатки ладошек, кулачков, ребер ладоней.
  • Создать узоры и рисунки - солнышко, бабочка, буква А или целое слово.
  • «Пройтись» каждым пальчиком правой и левой руки поочередно.
  • Просеять песок сквозь пальцы или щепоткой высеять дорожку из контрастного по фактуре песка.

 

Упражнения на поверхности песка для развития тактильно – кинестетической чувствительности.

 

Игра “Найди пальчики”

Цель: взаимодействие в паре, развитие эмоционального контакта.

 

Задача: выполнять задание аккуратно, осторожно.

 

Инструкция: рука одного играющего спрятана в песке. Задача другого играющего – откопать руку. Затем роли меняются.

 

Игра “Секретик”

Цель: возможность выражения позитивных эмоций.

 

Инструкция: Под прозрачное стёклышко (без острых краёв) кладётся картинка или игрушка и засыпается песком. Необходимо найти “секретик” и аккуратно раскопать его. Объяснить, что увидели вместе с ребёнком.

 

Игра “Между пальцами”

Инструкция: возьми песок в пригоршню, подняв руки, раскрой ладошки, как цветок, чтобы песок сыпался между пальчиками.

 

Упражнение “Месим тесто”

Инструкция: руками месим песок, как – будто это – тесто.

 

Упражнение “Поглаживание”

Инструкция: нежно, ласково разровняй поверхность песка, поглаживая его. Какие чувства у тебя были?

 

Упражнение “Верёвочка”

Цель: Снять эмоциональное напряжение.

 

Задача: выразить своё отношение, показав это в игре.

 

Инструкция: Возьмём верёвочку и проведём ею по песку. Сначала взрослый показывает, а потом делаем вместе с ребёнком. С ребёнком берём верёвочку и пишем узоры: кружочек, петельки

 

Релаксация (звучит музыка)

 

 
  

Инструкция. Вместе с ребёнком опускаем руки в песок и под музыку делаем ими различные движения. Хвалим ребёнка.