Все для урока математики

Суховских Валентина Валерьевна

В соответствии с новыми стандартами, нужно, прежде всего, усилить мотивацию ребенка к познанию окружающего мира, продемонстрировать ему, что школьные занятия – это не получение отвлеченных от жизни знаний, а наоборот – необходимая подготовка к жизни, её узнавание, поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни. Наряду с этой проблемой ставлю перед собой задачу: учить своих учеников рассуждать, учить их мыслить. Ни один школьный предмет не может конкурировать с возможностями математики в воспитании мыслящей личности. И математика – это та учебная дисциплина, которая наилучшим образом готова к реализации идей ФГОС. В условиях введения новых ФГОС особое место отводится планированию результатов обучения. Предмет математика по своему содержанию и организации способов учебной деятельности даёт огромные возможности для формирования у учащихся личностных, регулятивных, познавательных, и коммуникативных универсальных учебных действий УУД.        

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл priemy_dlya_etapa_motivatsii.docx19.48 КБ
Файл priemy_refleksii_na_urokah_matematiki.docx22.01 КБ

Предварительный просмотр:

Приемы для мотивации обучающихся.

1. Стихотворения

1. Внимание! Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок!
Всё ли на месте? Всё ли в порядке:
Книжки, ручки и тетрадки?
Есть у нас девиз такой:
Всё, что надо под рукой!

2. . Прозвенел уже звонок,
Сядьте тихо и неслышно,
И скорей начнём урок.
Будем мы писать, трудиться,
Ведь заданья нелегки.
Нам, друзья, нельзя лениться,
Так как мы ученики.

3. К горькому кофе, достань шоколадку,
К горькой минуте - счастливую мысль.
Просто запомни: ВСЕ БУДЕТ В ПОРЯДКЕ.
Просто запомни, что все это ЖИЗНЬ…

4.
 Просто надо ВЕРИТЬ, просто надо ЖИТЬ,
сотню раз ОТМЕРИТЬ и один РУБИТЬ,
не таить ОБИДЫ, не хранить ПЕЧАЛЬ,
выбросить из ЖИЗНИ ВСЁ, что очень ЖАЛЬ…
ЛИШЬ ТОГДА ПОБЕДА! Лишь тогда РЫВОК!
Совершенно НОВЫЙ ЖИЗНЕННЫЙ ВИТОК!!!

5.Не верь, когда сказали: «Нету шансов»
Шанс есть всегда, хоть маленький, но есть,
Есть масса вариантов и нюансов
Их очень много — всех не перечесть.
Не верь, когда сказали: «Не судьба нам»,
Ты не руби с плеча, не горячись.
Ты действуй вопреки стереотипам, планам,
Ты можешь изменить судьбу, а вместе с нею жизнь. Не верь, когда сказали: «Невозможно»,

Нет в жизни невозможного, поверь.
6.
 Долгожданный дан звонок –
Начинается урок.
Каждый день – всегда, везде,
На занятиях, в игре,
Смело, чётко говорим
И тихонечко сидим.

7. От улыбки лучше стал урок,
От улыбки в школе ладится работа,
Улыбнись, ведь ты же педагог.
Улыбнись, когда рычать тебе охота.
И тогда, наверняка, воспитать ученика
Сможешь ты, не совершив уже ошибки,
С голубого ручейка начинается река
Воспитание начинается с улыбки.
Никогда дружок, не забывай,
Чтоб улыбка украшала чье-то детство,
В воспитанье чаще применяй
Это главное техническое средство.

8.  Долгожданный дан звонок –

  начинается урок!

Тут затеи и задачи,

Игры, шутки, все для вас!

Пожелаем всем удачи –

За работу, в добрый час!

2.Математические фокусы.

    1.Математические фокусы помогают заинтересовать обучающихся, удивить, а это очень важно на любых уроках.

Содержание фокуса. Попросите любого зрителя задумать число. Потом это число зритель должен умножить на 2, прибавить к результату 8, разделить результат на 2 и задуманное число отнять. В результате вы смело называете число 4.

Пример. Зритель задумал число 7.

2. Содержание фокуса. Объявите зрителям, что вы сможете угадать день рождения любого незнакомого человека, сидящего в зале. Вызовите любого желающего и предложите ему умножить на 2 число дня своего рождения. Затем пусть зритель сложит получившееся произведение и число 5 и умножит на 50 полученную сумму. К этому результату необходимо прибавить номер месяца рождения (июль — 7, январь — 1), вслух назвать полученное число. Через секунду вы называете день и месяц рождения зрителя.

Секрет. Все очень просто. В уме от того числа, которое назвал зритель, отнимите 250. У вас должно выйти трехзначное или четырехзначное число. Первая и вторая цифры — день рождения, две последние — месяц.

Фокус относится к случаю (2). Загадан день рождения. День — X, месяц — Y. Оба числа являются не более чем двузначными. Зритель выполняет следующие операции.

В уме отнимаем 250.

3. фокус из серии "математические фокусы".
Предложите своему другу задумать какое-либо число. Затем заставьте его несколько раз поочередно умножать и делить задуманное им число на различные, произвольно вами назначаемые числа. Результат действий пусть он вам не сообщает. 

После нескольких умножений и делений остановитесь и предложите задумавшему число разделить полученный им результат на то число, которое он задумал, затем прибавить к последнему частному задуманное число и сказать вам результат. По этому результату вы немедленно угадываете число, задуманное вашим другом. 

Секрет очень прост. Угадывающему самому тоже надо задумать произвольное число (например, 1) и проделывать над ним все назначаемые им умножения и деления вплоть до деления на первоначально задуманное .число. Тогда в частном у него получится то же самое число, что и у другого задумавшего, хотя бы первоначально задуманные числа и были у них различными. После этого угадывающему надо вычесть из сообщенного ему результата свой результат. Разность и будет искомым числом. 

Замечание 1. Для усиления эффекта вы можете предоставить возможность самому задумавшему число назначать числа, на которые ему хотелось бы умножать и делить получающиеся результаты, лишь бы он каждый раз сообщал вам эти числа. 

4.Число в конверте

Фокусник пишет на бумажке число 1089, вкладывает бумажку в конверт и заклеивает его. Предлагает кому-нибудь, дав ему этот конверт, написать на нем трехзначное число такое, чтобы крайние цифры в нем были различны и отличались бы друг от друга больше, чем на 1.

 

Пусть затем он поменяет местами крайние цифры и вычтет из большего трехзначного числа меньшее. В результате пусть он снова переставит крайние цифры и получившееся трехзначное число прибавит к разности двух первых. Когда он получит сумму, фокусник предлагает ему вскрыть конверт. Там он найдет бумажку с числом 1089, которое у него и получилось.

5. Простая арифметика

1. Напишите, сколько дней в неделю вы хотите заниматься любовью. 
2. Умножьте это число на 2. 
3. К полученному числу прибавьте 5. 
4. Умножьте сумму на 50. 
5. Если в этом году у вас уже был день рождения, прибавьте 1750, если нет — 1749. 
6. Из полученного числа надо вычесть ваш год рождения. 
7. К полученному числу прибавьте 7.  
Первая цифра полученного числа — это количество дней в неделю, по которым вы хотите заниматься любовью. Две последние — ваш возраст.

6. Угадай зачеркнутую цифру

Вы стоите спиной к доске. Участник на доске записывает любое шестизначное число. Вы просите его написать новое число из переставленных в любом порядке цифр исходного числа. Затем из большего числа отнимается меньшее. Полученная разность умножается на любое число. В полученном произведении произвольно зачеркивается одна не равная нулю цифра. Затем участник должен назвать вам в произвольном порядке все незачеркнутые цифры. Вы отгадываете зачеркнутую. 

7. Секрет фокуса. Если цифры переставляются и из большего вычитается меньшее, то полученная разность делится на 9. Понятно, что произведение тоже должно делиться на 9. Сумма цифр этого произведения тоже должна делиться на 9. Когда вам называют цифры, вы их мысленно складываете. После того, как вам назовут все цифры, вы должны сообразить, какую цифру прибавить к вашей сумме, чтобы полученное число делилось на 9. По ходу действий вы для облегчения счета всегда можете сложить цифры полученной промежуточной суммы. Например, если вы имеете сумму 25 и должны прибавить 6, то можно 6 прибавить не к 25, а к 7 (2 + 5). В результате можете получить не 13, а 4 (1 + 3).

8. Таинственные квадраты

Показывающий стоит, повернувшись спиной к зрителям, а один из них выбирает на помесячном табель-календаре любой месяц и отмечает на нем какой-нибудь квадрат, содержащий 9 чисел. Теперь достаточно зрителю назвать наименьшее из них, чтобы показывающий тут же, после быстрого подсчета объявил сумму этих девяти чисел. 

Объяснение. Показывающему нужно прибавить к названному числу 8 и результат умножить на 9

Угадать дату рождения

Итак, для начала надо выбрать "жертву", после попроси ее про себя посчитать: 
1. День своего рождения (про себя) умножить на два. 
2. К результату прибавить 5. 
3. Полученный результат умножить на 50. 
4. Прибавить номер месяца, в котором родился. 

Попросите человека сказать число. Потом просто отнять 250 от получившегося, и готово. Получится 4 или 3 цифры. Первые 2 (может быть и одна цифра) - день, а две последние - месяц
.

Хитрый листочек

Вы среди зрителей выбираете 5 участников и выдаете им одинаковые листочки. Пусть первый из них напишет на листочке любое двузначное число и покажет это число второму. Второй участник должен приписать к этому числу справа и слева еще по такому же числу и разделить это число на 3. Результат он записывает на листочке (только результат!), показывает третьему участнику, затем складывает листочек и передает вам. Третий зритель делит увиденное число на 7, записывает результат на листочке, показывает четвертому зрителю, складывает листочек и передает вам. Четвертый зритель делит число на 13, записывает результат на листочке, показывает пятому зрителю, складывает листочек и передает вам. Пятый зритель делит число на 37, записывает результат на листочке, складывает и передает вам. Вы берете такой же листочек, не заглядывая в полученные листочки, пишете исходное число, складываете свой листочек, подходите к первому зрителю и показываете его листочек остальным зрителям. Затем достаете свой листочек, развертываете его и, назвав число зрителям, показываете его.


Секрет фокуса. Если к любому двузначному числу приписать слева и справа то же самое число, то получится число в 10 101 раз больше первоначального. 3 7 13 37 = 10 101. Поэтому число, записанное на листочке у пятого участника, совпадает с числом, записанным у первого участника. Этот листочек вы и показываете зрителям (на вашем листочке может быть записано что угодно).

Число в конверте

Фокусник пишет на бумажке число 1089, вкладывает бумажку в конверт и заклеивает его. Предлагает кому-нибудь, дав ему этот конверт, написать на нем трехзначное число такое, чтобы крайние цифры в нем были различны и отличались бы друг от друга больше, чем на 1.

 

Пусть затем он поменяет местами крайние цифры и вычтет из большего трехзначного числа меньшее. В результате пусть он снова переставит крайние цифры и получившееся трехзначное число прибавит к разности двух первых. Когда он получит сумму, фокусник предлагает ему вскрыть конверт. Там он найдет бумажку с числом 1089, которое у него и получилось.

3.  Жюль Анри Пуанкаре отмечал, что «всякое обучение становится ярче, богаче от каждого соприкосновения с историей изучаемого предмета».  На этапе мотивации можно применить интересные исторические факты.

4. Одним из путей повышения интереса к предмету и активности обучения является использовании эпиграфа. В качестве эпиграфов к уроку использую цитаты, изречения выдающихся людей. Уважаемые коллеги, я предлагаю вашему вниманию несколько эпиграфов. Подумайте и попробуйте объяснить, как они могут работать на уроке.

«Если вы хотите научиться плавать, то смело входите в воду, а если хотите научиться решать задачи, то решайте их!» (Д. Пойа)

5. Проблемная ситуация.

«Что будет, если…»



Предварительный просмотр:

Приемы для этапа рефлексии.

Эффективен прием незаконченного предложения, тезиса, подбора афоризма, рефлексия достижения цели с использованием «дерева целей», оценки «приращения» знаний и достижения целей (высказывания Я не знал… - Теперь я знаю…). Обычно в конце урока подводятся его итоги, обсуждение того, что узнали, и того, как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы. Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

1.Сегодня я узнал…
2. Было интересно…
3. Было трудно…
4. Я выполнял задания…
5. Я понял, что…
6. Теперь я могу…
7. Я почувствовал, что…
8. Я приобрел…
9. Я научился…
10. У меня получилось…
11. Я смог…
12. Я попробую…
13. Меня удивило
14. Мне захотелось…
15. Урок дал мне для жизни…

  1. Цветовая рефлексия: данная методика может быть полезна в том случае, когда нет времени проводить развернутую рефлексию, а также для учащихся младшего возраста. На каждом уроке я выдаю ученикам карточки трех цветов, в конце урока каждый ученик сдает карточку того цвета, который соответствует его оценке прошедшего урока. Данная рефлексия может проходить и анонимно. Карточка красного цвета означает: «я удовлетворен уроком, он был полезен для меня, я много, с пользой и хорошо работал на уроке и получил заслуженную оценку. Я понимал все, о чем говорилось и делалось на уроке». Карточка желтого цвета означает: « Урок был интересен, и я принимал активное в нем участие, урок был в большей степени полезен для меня, я отвечал на вопросы, я смог выполнить ряд заданий. Во время урока мне было достаточно комфортно». Карточка зеленого цвета означает: «пользы от урока я получил мало, я не многое понимал из того, о чем говорилось и что делалось на уроке, мне это не очень нужно, домашнее задание я не понял, к ответам готов не был». 
    Листы рефлексии: в результате их написания учащиеся могут подумать над тем, что им дало выполнение того или иного учебного задания, с какими сложностями он столкнулся в процессе его выполнения. Если были проблемы с выполнением задания, то необходимо подумать, как избежать их в дальнейшем. Такую методику можно предложить после выполнения исследовательского задания, лабораторной, практической работы, решения проблемной ситуации и т.п.
    3. Синквейн: В конце урока обучающимся предлагается написать синквейн на основе изученного материала. Синквейн – это пятистрочная строфа.
    1-я строка – одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна;
    2-я строка – два прилагательных, характеризующих данное понятие;
    3-я строка – три глагола, обозначающих действие в рамках заданной темы;
    4-я строка – короткое предложение, раскрывающее суть темы или отношение к ней;
    5-я строка – синоним ключевого слова (существительное).
    Синквейн является быстрым, эффективным инструментом для анализа, синтеза и обобщения понятия и информации, учит осмысленно использовать понятия и определять свое отношение к рассматриваемой проблеме. Данная методика будет полезна для проведения этапа рефлексии после изучения большого объема учебного материала, знакомства с новым математическим объектом, алгоритмом выполнения новой операции над математическими объектами. Можно предложить в качестве творческой домашней работы.
    Еще одна из форм проведения рефлексии, которую можно проводить после изучения большой темы учебной программы либо на последнем уроке в четверти это «опросник». 
    Ученикам необходимо поставить знак «+» или «- »напротив каждого утверждения, выразив тем самым свое отношение к учебному процессу, предмету в целом, к изучаемой теме. Каждый преподаватель может составить «опросник» по своему усмотрению.
    4. Прием «Резюме»: ученики письменно отвечают на вопросы, отражающих их отношение к уроку, учебному предмету, учителю. Среди вопросов обычно предлагаю следующие:
    • Что нравится на уроках?
    • Что не нравится на уроках?
    • Можешь ли учиться лучше по предмету?
    • Что мешает учиться лучше?
    • Какие действия учителя считаешь неправильными?
    • Поставь отметку учителю по 10-ти балльной системе. Обоснуй её.
    5. Прием «Благодарю…»: В конце урока предлагаю каждому ученику выбрать только одного из ребят, кому хочется сказать спасибо за сотрудничество и пояснить, в чем именно это сотрудничество проявилось. Себя из числа выбираемых людей для благодарности следует исключить. Благодарственное слово педагога является завершающим. При этом выбираю тех ребят, кому досталось наименьшее количество комплиментов, стараясь найти убедительные слова признательности и этому участнику событий.
    6. Прием «Комплимент»: Цель данного приема - оценить свою активность и качество работы. Учащиеся оценивают вклад друг друга в урок и благодарят друг друга (Комплимент-похвала, Комплимент деловым качествам, Комплимент в чувствах) и учителя за проведенный урок. Такой вариант окончания урока дает возможность удовлетворения потребности в признании личностной значимости каждого.
    7. Прием «Телеграмма»: После завершения занятия каждому ученику предлагаю заполнить бланк телеграммы, выдаю при этом следующую инструкцию: «Что вы думаете о прошедшем занятии? Что было для вас важным? Чему вы научились? Что вам понравилось? Что осталось неясным? В каком направлении нам стоит продвигаться дальше? Напишите мне, пожалуйста, об этом короткое послание – телеграмму из 11 слов. Я хочу узнать ваше мнение для того, чтобы учитывать его в дальнейшей работе».
    На следующем занятии обычно делюсь с обучающимися своими соображениями о полученных результатах и рассказываю о том, как они будут учитываться в дальнейшей совместной работе на уроке.
    8. Прием «Паровозик»: На парте перед каждым ребенком в начале урока раскладываю по два жетона: один – с улыбающимся личиком, другой – с грустным. На доске в конце урока приклеиваю поезд с вагончиками, на которых обозначены этапы урока. Детям предлагаю опустить «веселое личико» в тот вагончик, который указывает на то задание, которое вам было интересно выполнять, а «грустное личико» в тот, который символизирует задание, которое показалось не интересным. Можно использовать только один жетон усмотрению ученика.
    9. Прием «Оценочная лесенка»: использую для развития умений критериального оценивания. Детям предлагается лесенка, шкала на которой они должны поставить солнышко или нарисовать человечка на той ступеньке, на которую он поставил бы себя при выполнении данных заданий.
    10. Прием «Радуга»: ученикам необходимо ответить на вопрос, «С каким цветом радуги у тебя ассоциируется сегодняшний урок?». Значение цветов радуги может быть следующим: 
    • оранжевый– радостное, восторженное настроение; 
    • красный - нервозное, возбуждённое состоянии, агрессия; 
    • синий цвет – грустное настроение, пассивность, усталость, желание отдохнуть; 
    • зелёный цвет – активность; 
    • жёлтый цвет – цвет радости; 
    • фиолетовый цвет – беспокойное, тревожное настроение, близкое к разочарованию.
    11. Прием «Рюкзак»: Прием рефлексии использую чаще всего на уроках после изучения большого раздела. Суть данного приема- зафиксировать свои продвижения в учебе, а также, возможно, в отношениях с другими. Рюкзак перемещается от одного ученика к другому. Каждый не просто фиксирует успех, но и приводит конкретный пример. Если нужно собраться с мыслями, можно сказать "пропускаю ход". 

12. «Свободный микрофон». Учащиеся высказывают своё мнение по заданным вопросам (два варианта использования приема: первый когда учитель просто называет ученика – тот встает и продолжает фразу указанную на экране и второй с использованием настоящего микрофона или его макета, передается микрофон, получая ученик должен продолжить незаконченную фразу).

1. На уроке я работал(а) …

2. Урок для меня показался …

3. Самым полезным и интересным для меня было …

4. Я встретился(лась) с трудностью при …

5. У меня хорошо получилось …

6. Я выполнял(а) задания …

7. Я понял(а), что …

8. Теперь я могу …

9. Я попробую …

10. Меня удивило …

11. Мне было трудно …

12. Строки самому себе …

Другой вариант:

- Мне было…

- Я испытывал (а) затруднения…

- В дальнейшем мне эти знания... и др.

13. «Самопохвала». Учащиеся подводят итог урока с помощью фраз: « Я сегодня, молодец! Я узнал… Я научился…» и др.

14. «Ладошки». Учащиеся обводят свою ладошку. Каждый палец имеет свое значение… на большом пальце, что было важным и интересным; на указательном – что я научился делать; на среднем – с чем надо разобраться; на безымянном – что я вообще не понял; на мизинце, как самом маленьком, - чего мне не хватило…).

15. «Снеговик».

Ученики с опорой на критерии оценки знаний и умений оценивают свою работу на уроке в баллах.

Учащиеся прикрепляют к снеговику жетоны по правилам: красный цвет –отлично; зелёный – хорошо; синий – удовлетворительно.

14. «Ресторан». Учитель предлагает ученикам представить, что сегодняшний день они провели в ресторане и теперь директор ресторана просит их ответить на несколько вопросов:

- Я съел бы еще этого…

- Больше всего мне понравилось…

- Я почти переварил…

- Я переел…

- Пожалуйста, добавьте…

15. «SMSка учителю». – Учащимся предлагается отправить учителю «SMSку» с использованием рисунков-смайликов.

Смайлики:

- улыбка - хорошо работал, доволен собой;

- нейтральное лицо - хорошо работал, но умею еще лучше;

- унылое лицо - работа не получилась, не доволен собой.

Учащиеся выбирают смайлик, соответствующий его работе на уроке и приклеивают его на «мобильный телефон».

16. Шесть шляп.

Белая шляпа. Примеряя этот головной убор, мы сосредотачиваемся на имеющихся в распоряжении данных. Пытаемся понять, какой информации недостаёт, где её найти, как использовать уже известные факты и выводы для решения проблемы.

Белая шляпа – это, фактически, ретроспективный метод познания, который используют, чтобы выявить причинно-следственные связи и закономерности в развитии явлений.

Красная шляпа. Надевая её, мы включаем интуицию и чувства. Что подсказывает вам внутренний голос? Интуитивные догадки и ощущения на этом этапе очень важны, поскольку позволяют судить об эмоциональном фоне и отношении к проблеме через призму человеческих чувств. Если обсуждение коллективное – важно постараться понять ответы других людей, движущие силы и подоплёку предложенных ими решений. Для этого каждому нужно быть правдивым и искренним, не скрывать своих настоящих чувств и переживаний.

Чёрная шляпа. В ней вы должны быть пессимистом, но со здоровой долей критицизма. Предложенные решения проблемы оцениваются на предмет возможных рисков в будущем, дальнейшего развития трудных и непредвиденных ситуаций. Старайтесь в каждой идее найти слабые места и обратить на них внимание. Чёрную шляпу нужно использовать в первую очередь тем, кто уже добился успеха и привык мыслить позитивно, ведь зачастую именно такие люди склонны недооценивать предполагаемые трудности.

Жёлтая шляпа. Она является противоположностью чёрной и подразумевает оптимистический, позитивный взгляд на проблему. Выделяйте сильные стороны и преимущества каждого решения. Особенно это важно, если все варианты кажутся довольно мрачными.

Зелёная шляпа отвечает за творчество, поиск необычных идей и неординарных взглядов. Никаких оценок предложенных ранее решений, только их дальнейшее развитие любыми доступными способами (ментальные картыфокальные объектыассоциации и другие инструменты активизации творческого мышления).

Синяя шляпа не связана непосредственно с выработкой решения. Её надевает руководитель – тот, кто ставит цели в начале и подводит итог работы в конце. Он управляет всем процессом – даёт слово каждому, следит за соблюдением тематики.