Проектная деятельность

Мясникова Ксения Витальевна

МБДОУ «Детский сад №27».

Краткосрочный проект «Будь здоров!»

для средней группы №1 «Воробышек».

Проблема:

Незаинтересованность родителей в организации двигательной деятельности своих детей.

Обоснование проблемы:

1. Неосведомленность родителей о важности совместной двигательной деятельности с детьми;
2. Недостаточность знаний родителей о физических навыках и умениях детей данного возраста;
3. Нежелание родителей организовывать двигательную деятельность с детьми;
4.Невнимание родителей к здоровому образу жизни в семье.

Цель проекта:

Повысить стремление родителей использовать двигательную деятельность с детьми для формирования основ здорового образа жизни.

Задачи:

1. Дать представление родителям о значимости совместной двигательной деятельности с детьми.
2. Расширить знания родителей о физических умениях и навыках детей.
3. Способствовать созданию активной позиции родителей в совместной двигательной деятельности с детьми.
4. Заинтересовать родителей укреплять здоровый образ жизни в семье.

Выполнение проекта:

Физическое воспитание –  обеспечивает здоровье и доставляет радость нашим детям.

Использую в работе с детьми следующее:

Ежедневная профилактическая работа

• Профилактическая гимнастика (дыхательная, улучшение осанки, плоскостопия, зрения).
• Гимнастика пробуждения, маcсажеры, мячи здоровья,  дорожка «здоровья».
• Воздушное контрастное закаливание.

Беседы:

• Общение: «Здоровье в порядке – спасибо зарядке!».
• «Витамины я люблю - быть здоровым я хочу». (Приложение №1)
• «Беседа о гигиене и здоровье», решение провокационных проблемных ситуаций (Приложение № 2)
• Встреча с «витаминками», которые рассказывают о значении питания в жизни человека (дидактические игры)
• Беседа-игра, включающая прибаутки, используемые при мытье рук умывании (потешки) (Приложение № 3)
• Сказка-беседа «В стране Болезни». (Приложение № 4)

Занятия:

• Физкультурное занятие «В стране здоровья».
• Показ открытого занятия «Мой веселый звонкий мяч» (Приложение № 5)

Игры:

• Сюжетно ролевые игры: «Поликлиника», «Аптека»...
• Дидактические игры «Загони мяч в ворота» (на дыхание),упражнение «Найди два одинаковых мяча», «Что лишнее?» и др.
• Организация на воздухе подвижной игры «Делай, как я», с мячом «Школа мяча», « В кругу» и т.д.
• Рассматривание иллюстраций, фотографий о здоровье.
• Заучивание пословиц, поговорок о здоровье. (Приложение №6)
• Чтение художественной литературы: К.Чуковский «Мойдодыр», «Федорино горе», «Вовкина победа» А. Кутафин и др.
• Выставка рисунков о спорте и здоровье. (Приложение № 7)

В работе с родителями:

• Была проведена консультация «Здоровьесберегающии технологии своими руками»
• Индивидуальные беседы физических умениях и навыках каждого ребенка, о значимости совместной двигательной деятельности с детьми и т.д.
• Наглядность в виде информационных файлов «Народная мудрость гласит...», «Семь условий здорового ребенка» (Приложение № 8)
• Картотека «Сундучок бабушкиных рецептов»
• Была проведена выставка физкультурного оборудования, где высказывались мнения о его важности, значимости в развитии ребенка. (Приложение № 9)

Работа по совместной деятельности родителей и детей:

• Совместное развлечение с детьми и родителями «Мама, папа, я – спортивная семья». (Приложение № 10)
• Организована фотовыставка «Путешествие в страну здоровья». (Приложение № 11)
• Проведен День открытых дверей, с использованием физкультурного оборудования, сделанных в совместной творческой деятельности родителей с детьми.

Результат проекта:

Проект «Будь здоров!» разрешил проблему, реализовал поставленные задачи. 91% родителей с огромным желанием приняли участие в спортивном развлечении; заинтересовались здоровьесберегающими технологиями, изготовленного из бросового материала, выразили желание принять участие в его изготовлении для группы и дома. Родители поделились своими впечатлениями в тетради отзывов. Оформление родителями с детьми фоторассказов «Путешествие в страну здоровья». Изготовлен стенд «Уголок Айболита».


 

Приложение № 1

 

Беседа: «Витамины я люблю – быть здоровым я хочу»

 

ЦЕЛЬ: Научить ребёнка заботиться о своём здоровье.

- Вчера Кукла – мама рассказывала, что ее дети стали чаще болеть, им не хватает витаминов. Витамины очень нужны детям для укрепления организма. Её дети их очень любят. Витамины очень полезные.

- А вы, ребята, пробовали витамины?

- Витамины бывают не только в таблетках.

- А в каких продуктах есть витамины? Нужно есть больше овощей и фруктов.  В них много витаминов А, В, С, Д.

- В  каких продуктах они содержатся и для чего нужны.

 

Витамин А - морковь, рыба, сладкий перец, яйца, петрушка. Важно для зрения.

Витамин В - мясо, молоко, орехи, хлеб, курица, горох (для сердца).

Витамин С - цитрусовые, капуста, лук, редис, смородина (от простуды).

Витамин Д - солнце, рыбий жир (для косточек).

Для лучшего запоминания использовать художественное слово.

 

Никогда не унываю

И улыбка на лице,

Потому что принимаю

Витамины А, Б, С.

 

Очень важно спозаранку,

Есть за завтраком овсянку.

 

Черный хлеб полезен нам

И не только по утрам.

 

Помни истину простую

Лучше видит только тот,

Кто жует морковь сырую,

Или сок морковный пьёт.

 

От простуды и ангины помогают апельсины.

Ну, а лучше съесть лимон

Хоть и очень кислый он.

 

- Я  зачитаю четверостишия о продуктах. Если в них говорится о полезных вещах, то вы все вместе говорите: «Правильно, правильно, совершенно верно!»

-  А если о том, что для здоровья вредно, вы  молчите.

 

1.Ешь побольше апельсинов, пей морковный вкусный сок,

И тогда ты точно будешь очень строен и высок.

 

2.Если хочешь стройным быть, надо сладкое любить

Ешь конфеты, жуй ирис, строен, стань как кипарис.

 

3.Чтобы правильно питаться, вы запомните совет:

Ешьте фрукты, кашу с маслом, рыбу мед и виноград.

 

4.Нет полезнее продуктов - вкусных овощей и фруктов.

И Сереже и Ирине всем полезны витамины.

 

5.Наша Люба булки ела и ужасно растолстела.

Хочет в гости к нам прийти, да в дверь не может проползти.

 

6.Если хочешь быть здоровым, правильно питайся,

Ешь побольше витаминов, с болезнями не знайся.

 

- Молодцы, обязательно скажу вашим мамам, что вы умеете выбирать полезные продукты.

- Ребята, я предлагаю вам стать «садовниками здоровья», давайте вырастим чудо-дерево (на столе карточки с продуктами, дети выбирают нужные, вешают их на дерево).

- Почему на дереве выросла морковь? 

- Чем полезно молоко? 

- Какой витамин в свекле? 

- Какие овощи и фрукты защищают от вредных микробов?

- Мы запомним навсегда, для здоровья нам нужна витаминная еда.

 

Приложение № 2

 

 

Использование игровых ситуаций в повседневной жизни в формировании понятий о здоровом образе жизни.

 

 

Здоровье - это счастье! Это когда ты весел и все у тебя получается. Здоровье нужно всем - и детям, и взрослым, и даже животным. В формировании понятий о здоровом образе жизни.

-  Что нужно делать, чтобы быть здоровым? Нужно хотеть и уметь заботиться о здоровье. Если не следить за своим здоровьем, можно его потерять.

Понятие о здоровом образе жизни включает в себя много аспектов.

Это, во-первых, соблюдение режима дня. В детском саду режим соблюдается, а вот дома не всегда. (беседа с детьми о режиме дома и в детском саду).

 

Во-вторых, это культурно-гигиенические навыки.

- Дети должны уметь правильно умываться.

-Для чего это надо делать? Чтобы быть чистым, хорошо выглядеть, чтобы было приятно, и кожа была здоровой, чтобы быть закаленным, чтобы смыть микробы.

(Для закрепления навыков используем  художественное слово. Например, отрывки из сказки Чуковского "Мойдодыр" и т.п.

 

Мойся мыло! Не ленись!

Не выскальзывай, не злись!

Ты зачем опять упало?

Буду мыть тебя сначала!

 

О микробах:

Они очень маленькие и живые (рисунок).

Они попадают в организм и вызывают болезни.

Они живут на грязных руках.

Они боятся мыла.

Микроб - ужасно вредное животное,

Коварное и главное щекотное.

Такое вот животное в живот

Залезет - и спокойно там живет.

Залезет шалопай, и где захочется

Гуляет по больному и щекочется.

Он горд, что столько от него хлопот:

И насморк, и чихание, и пот.

Вы, дети, мыли руки перед ужином?

Ой, братец лис, ты выглядишь простуженным

Постой-ка, у тебя горячий лоб

Наверное, в тебе сидит микроб!

 

Вместе с детьми рассматриваем  ситуации защиты от микробов и делайте вывод, который дети должны хорошо усвоить: не есть и не пить на улице; всегда мыть руки с мылом, вернувшись с улицы, перед едой, после туалета.

-Что мы делаем, чтобы защитить себя от микробов? (есть только мытые овощи и фрукты; когда чихаешь или кашляешь, закрывать рот и нос платком; есть только из чистой посуды).

- Посчитайте, сколько раз в день вы моете руки руки?

 

В-третьих, это гимнастика, закаливание и подвижные игры.

- Если человек будет заниматься спортом, он проживет дольше.

- Почему так говорят: "Береги здоровье смолоду".

По утрам зарядку делай

Будешь сильным,

Будешь смелым.

 

Прогоню остатки сна

Одеяло в сторону,

Мне гимнастика нужна

Помогает здорово.

 

Чтобы нам не болеть

И не простужаться

Мы зарядкой с тобой

Будем заниматься.

 

- Полезно полоскать горло, обтираться полотенцем, , чаще играть в подвижные игры.

 

В-четвертых, культура питания.

- обыгрывание ситуации "В гости к Мишутке" и "Винни-Пух в гостях у Кролика",

- рассматривание и обсуждение картинок к играм: "Осторожно, вирус", "Будь здоров!"

 

Отсюда вывод:

Нельзя

- пробовать все подряд

- есть и пить на улице

- есть немытое

- есть грязными руками

- давать кусать

- гладить животных во время еды

- есть много сладкого.

Нужно есть больше овощей и фруктов.     В них много витаминов А, В, С, Д.

- В  каких продуктах они содержатся и для чего нужны.

 

Витамин А - морковь, рыба, сладкий перец, яйца, петрушка. Важно для зрения.

Витамин В - мясо, молоко, орехи, хлеб, курица, горох (для сердца).

Витамин С - цитрусовые, капуста, лук, редис, смородина (от простуды).

Витамин Д - солнце, рыбий жир (для косточек).

Для лучшего запоминания использовать художественное слово.

 

Никогда не унываю

И улыбка на лице,

Потому что принимаю

Витамины А, Б, С.

 

Очень важно спозаранку,

Есть за завтраком овсянку.

 

Черный хлеб полезен нам

И не только по утрам.

 

Помни истину простую

Лучше видит только тот,

Кто жует морковь сырую,

Или сок морковный пьёт.

 

От простуды и ангины помогают апельсины.

Ну, а лучше съесть лимон

Хоть и очень кислый он.

 

Приложение №3

 

Потешки при умывании

 

 

 

Водичка-водичка,
Умой Настино личико,
Настя кушала кашку,
Испачкала мордашку.
Чтобы девочка была
Самой чистенькой всегда,
Помоги, водичка,
Умыть Настино личико

 

Ай, лады, лады, лады
Не боимся мы воды,
Чисто умываемся,
Маме улыбаемся.
 

 

 

Чище мойся, воды не бойся!

    Кран откройся, нос умойся!

    Мойтесь сразу оба глаза!

    Мойтесь уши, мойся шейка!

    Мойся шейка, хорошенько!

    Мойся, мойся, обливайся,

 грязь смывайся,

    Грязь смывайся!

 

От водички, от водицы

Всё улыбками искрится!

От водички, от водицы

Веселей цветы и птицы!

Катя умывается,

Солнцу улыбается!

 

От водички, от водицы
Всё улыбками искрится!
От водички, от водицы
Веселей цветы и птицы!
Катя умывается,
Солнцу улыбается!

 

 

Водичка, водичка,
Умой Лешино личико,
Чтобы глазоньки блестели,
Чтобы щёчки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.

 

 

Знаем, знаем, да-да-да
Где ты прячешься, вода!
Выходи, водица,
Мы пришли умыться!
Лейся на ладошку
По-нем-ножку.
Лейся, лейся, лейся
По-сме-лей -
Катя умывайся веселей.

 

 

 

 

Мыло душистое, белое, мылкое,

 Мыло глядит на грязнулю с ухмылкою:

 Если б грязнуля вспомнил про мыло –

 Мыло его,

Наконец, бы отмыло.

 

 

 

 

Приложение № 4

 

В стране Болезне.

Очень серьёзная сказка-беседа для дошкольников.

 

ЦЕЛЬ: Научить ребёнка заботиться о своём здоровье.

 

- Как начинаются сказки? В некотором царстве, За тридевять земель, Живало – бывало. Начнём и мы по-простому. Жили - были два братца. Один в школе учился, во втором классе, а другой ещё маленький - Петька да Антошка. Жили не тужили, да однажды Петька из школы пришёл, а братца Антошки дома нет. Искал его, искал не нашёл. Посмотрел на свою собачку Пыжика, а та вдруг заговорила голосом человечьим: Антошку утащила колдунья Ангина. Он напился холодного молока, да ещё на сквозняке постоял, и она тут как тут - схватит его за горло, не даёт ему дышать, глотать, хочет его погубить. А сама она такая красная, злая. Я на неё залаял, - только хуже сделал, - схватила колдунья Антошку и вылетела с ним в окно. Надо нам с тобой их догонять, пока следы свежие. Я вот чемоданчик нашёл, это доктор Айболит оставил мне на всякий случай. Из него само выскакивает то, что надо.

 

Недолго Петька собирался в путь дорожку - побежали с Пыжиком спасать Антошку: Бегут и по дороге встретили студента Фурацилина: "Куда бежим? - спрашивает он? - Антошку от Ангины спасать. - О! Так я вам помогу!!!"

На берегу он объясняет, что при ангине надо язык высовывать изо рта очень быстро и так часто делать - помогает. А ещё надо полоскать горло фурацилином. Тут Фурацилин достал ведёрко с водой, прыгнул с него, а потом выскочил и вот раствор готов. Тут собачка нашла Ангину - в кустах у дороги прячется. Фурацилин к ней подскочил, в ведёрко её опустил и как давай полоскать. Полоскал, - полоскал, и сделалась она из красной - розовая, а потом исчезла. Все радостно запрыгали ,но рано! Оглянулись - Антошки нет! Глядят, а его несёт какая - то высокая особа. Фурацилин говорит: "Это тётка Высокая Температура, а её дожидается дядька Озноб. Тётка эта вообще - то не плохая, но её схватила злющая королева страны Болючки. Простуда из нормальной превратила в высокую. Я с ней не могу бороться. Бегите сами, спасайте Антошку!"

 

Петька и Пыжик догнали Высокую температуру в лесу на полянке. Она устала и отдыхала, спала, стоя у дерева. Антошка рядом лежит - красный. Из чемоданчика выскочили цветки липы. Сделали из них настой липовый, напоили братца, он начал бледнеть, а тётка стояла, стояла, да вдруг и упала. Превратилась в нормальную температуру.

 

Пыжик начал учить Петьку, что при высокой температуре надо много пить липовый настой и чего-нибудь кислого, и она быстро превратится в нормальную. Петька взял на руки Антошку и принёс его домой, но из-за кустов выбежали два бородатых старика. Один из них постоянно чихал, а другой кашлял. Они подбежали к Петьке, схватили у него Антошку и моментально скрылись. Что же делать? Может поплакать? Вряд ли поможет. Пошли снова на поиски брата.

 

А на встречу им девочка и мальчик, они представились ГВОЗДИЧКА и ЛИМОНЧИК. Лимончик подал Петьке кусок лимонной корочки, а Гвоздичка - гвоздику (пряность) и посоветовали: "Прежде чем бежать по следам этих стариков - пожуйте корочку и гвоздику и тогда для вас эти дедули не страшны. - А кто они? - это любимчики королевы Простуды - Насморк Апчхи и Кашель Кхей-Кхей. Они боятся меня и моей подружки. А теперь идите по этой кривой дорожке к городу Хлюпонос, в котором живут Апчхей и Кхей-Кхей.

 

Наконец, они подошли к стенам какого - то города. Постучали в ворота, а они такие мягкие, потрогали стену, а она как подушка. Тут к ним прилетела ворона и прокаркала, что они находятся у СТРАНЫ ВАТНЫХ ОДЕЯЛ. Жители страны, объяснила Ворона, хорошие ребята, но очень любят кутаться, т. к. панически боятся королеву Простуду. У них стены сделаны из подушек, улицы, города закрыты коврами, над городом крыша из стекла. А сами всегда одеты так:/ А. Барто "Сто одёжек"/

 

Лиф на байке, три фуфайки, на подкладке платьице,

Шарф на шее, шаль большая, что за шарик катиться?

Сто одёжек, сто застёжек, слова вымолвить не может

Так меня закутали, что, не знаю, тут ли я?

Жителей этой страны называют куталки.

Наконец, ворота этой страны открыл мальчик в тулупе, валенках и шапке. "Заходите скорее, а то сквозняк" - и он захлопнул за ними ворота из матрасов. На них набросились куталки, и моментально одели их в шубы, валенки, ушанки, ещё и в одеяла завернули, чтобы отогреть. Они чувствовали, что задыхаются от жары. Ворона яростно сорвала с себя меховой нахвостник и прокричала: " Если человек не любит свежий воздух, кутается, боится холодной воды, не закалён, Простуда всё - равно прорвётся сквозь подушки, вместе со своей компанией - кашлем, насморком и высокой температурой, схватит человека и начнет его мучать. - А что же нам делать? - испугались куталки".

Ворона прочла им учёную лекцию: " Чтобы не бояться простуды, надо одеваться по погоде, второе - делать зарядку, третье - обтираться холодной водой или принимать такой же душ! Вот три золотых правила! Запомните, их куталки. Куталки решили стать закаляками, стали раздеваться, разбирать пуховые заборы, снимать стеклянную крышу: а что было дальше мы не узнаем, т. к. Петька с Пыжиком опять в пути.

 

Приложение №5

 

Конспект интегрированного занятия в средней  группе

"Мой весёлый звонкий мяч"

 

Программное содержание:

- Учить детей составлять описательный рассказ – загадку, используя схему,

- Познакомить детей с историей появления и видоизменения мяча, происхождением слова «мяч»,

- Обогащать словарь детей прилагательными и глаголами,

- Уточнить знания детей о правилах безопасности при игре с мячом,

- Упражнять в умении ориентироваться на плоскости,

- Воспитывать потребность ребенка получать новую информацию о знакомых предметах.

 

Оборудование:

Мячи, картинки (демонстрационные) с изображением разных видов  мячей; зеленые листы бумаги с разметкой футбольного поля, футбольные мячи из крышек; разрезные картинки мячей (пазлы), схема описательного рассказа об игрушке.

 

Предварительная работа:

Наблюдение за мячом и его свойствами.

Загадывание загадок, чтение стихотворений о мяче.

 

 

Ход занятия:

 

I.Введение в тему занятия.

    Собираем пазлы.

- Что получилось?

- О чем сегодня будем говорить?

- Хотите узнать что-то новое о мячах?

 

II. Рассказ воспитателя об истории появления мяча.

  1. Мяч — одна из самых древних и любимых игрушек.  Придумали его много – много лет назад.

В старые времена дети играли легкими мячиками из бересты или тяжелыми мячами, туго свернутыми из тряпок. Девушки шили мячики из мягких подушечек, а внутрь вкладывали камушки, завернутые в бересту,  или бубенчики, получался одновременно мячик и погремушка.

  1. Показ мячей.

а) Вот такие веселые, звонкие, мягкие мячи шили девушки (2 мяча).

б) А этот мяч называли «попинушка»

- Как вы думаете, почему его так называли? (для игры ногами)

в) Этот мяч древнерусский, носил название «пенек»

- Почему?

г) А этот «китайский» мяч.

- Почему его так называли? (его обшивали шелковыми нитками, был первым привезен из Китая).

 

III.Современность.

  1. Современные люди научились надувать мяч воздухом. В настоящее время существует множество самых разных мячей. Но они все имеют одну форму.

- Какую? (круглую)

- Слово «мяч» произошло от слова «мягкий, мякиш», т.е. мягкий шар.

      2.  Делают мячи из разных материалов

Д/игра «Угадай на ощупь» (не заглядывая в мешок определить из какого

Д/игра «Что можно делать с мячом?»

(играть, пинать, подбрасывать …..Бросаю мяч ребенку, называет действие и возвращает обратно).

 

IV.Составление рассказов.

   В обруче лежат несколько мячей, глазами выберите один из них и с помощью этой схемы – помогалочки, расскажите о нем, а мы должны угадать о каком мяче шел рассказ (2-3 рассказа, оценка- выделить в каждом рассказе что – то особенно интересное).

 

V. Задание на ориентировку на плоскости.

- Хотите поиграть в футбол?

Д/игра «Мяч на поле».

- Подойдите к столам, рассмотрите ваше футбольное поле, возьмите «мяч» в руки.

Итак:

    Положите мяч в центр поля.

    Мяч отправляется в левый верхний угол.

    Гол! Мяч в правых воротах.

    Положите мяч в центр поля.

    Мяч в правом нижнем углу.

    Мяч в правом верхнем углу.

    Гол! Мяч в левых воротах.

    Мяч в левом нижнем углу.

 

VI. Правила по технике безопасности при игре с мячом.

- От игры с мячом могут случаться и неприятности, если забыть правила безопасности.

- Как приучит мяч быть послушным?

 

    1. Не играйте с мячом возле стеклянных окон, витрин магазинов. Почему? Мяч может их разбить.

    2. Не играйте с мячом возле проезжей части дороги. Почему? Мяч может выкатиться под колеса проезжающей машины, вызвать аварию. И конечно, ни в коем случае нельзя выбегать за мячом на дорогу!

    3. Нельзя сидеть на мяче, прокалывать его. Почему? Это испортит мяч.

 

VII. Заключительная часть.

- Эту коробку мне передали дети подготовительной группы.

- Что же за секрет приготовили дети?

- Надуйте воздухом.

- Что получилось? (легкий, бумажный, безопасный мяч).

- Хотите поиграть? (дети играют, занятие заканчивается).

 

 

Приложение № 6

Пословицы и поговорки про здоровье и спорт.

 

Закаляй свое тело с пользой для дела.

 

Холода не бойся, сам по пояс мойся.

 

Кто спортом занимается, тот силы набирается.

 

Солнце, воздух и вода помогают нам всегда.

 

Кто любит спорт, тот здоров и бодр.

 

Смекалка нужна, и закалка важна.

 

В здоровом теле здоровый дух.

 

Паруса да снасти у спортсмена во власти.

 

Смолоду закалишься, на весь век сгодишься.

 

Солнце, воздух и вода - наши верные друзья.

 

Начинай новую жизнь не с понедельника, а с утренней зарядки.

Крепок телом - богат и делом.

 

Со спортом не дружишь - не раз о том потужишь.

 

Пешком ходить — долго жить.

 

Отдай спорту время, а взамен получи здоровье.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_myasnikova.docx51.84 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида  № 27».

Средняя группа №1.

ПРОЕКТ

«Путь к волшебству»

Воспитатель: Мясникова К. В.

Пояснительная записка

«Растём и развиваемся

через познание,

творчество и игру»

В последнее время отечественная и зарубежная педагогика все больше внимания уделяет изобразительной деятельности, как средству развития в целом. Намечаются новые пути в развитии изобразительной деятельности, которые позволяют отойти от традиционных штампов работы, направленные на овладение детьми только лишь определенных навыков в рисовании и лепке.Эти новые подходы позволяют разнообразить изобразительную деятельность через внедрение новых методов работы, которые дают толчок развитию, как творческому потенциалу ребенка, так и развитию личности ребенка в целом. Вводить детей в «большое искусство» следует как можно раньше. Изобразительная деятельность - один из немногих видов художественных занятий, где ребенок творит сам, а непросто разучивает и исполняет созданное кем-то стихотворение, песню, танец.

        Освоение как можно большего числа разнообразных изобразительных техник позволяет обогащать и развивать внутренний мир малыша. Проявить творческое воображение - значит обрести способность создать чувственный образ, делающий невидимое видимым. Занимаясь изобразительным искусством или художественным трудом, ребенок не только овладевает практическими навыками художника и дизайнера, не только осуществляет творческие замыслы, но и расширяет кругозор, воспитывает свой вкус, приобретает способность находить красоту в обыденном, развивает зрительную память и воображение, приучается творчески мыслить, анализировать и обобщать. А эти качества нужны не только художникам, они полезны любым специалиста.

Изобразительное искусство очень древнее, и очень молодое. Художники создавали изображение тысячи лет назад, создают их и сегодня. Это искусство огромно. В связи с необходимостью подготовки руки к письму детей, появилась необходимость развивать и тренировать мелкую моторику, такой вид деятельности как пластилинография дает хороший результат.

Данная техника хороша тем, что она доступна  детям, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в деятельность дошкольников, делает ее более увлекательной и интересной.

Занятия пластилинографией способствуют развитию:

-  речи, внимания, памяти, мышления, творческих способностей;

-  восприятия, пространственной ориентации, сенсомоторной координации;

-  умения планировать свою работу и доводить ее до конца;

-  интеграции различных образовательных сфер.

Темы занятий тесно переплетаются с жизнью детей, с той деятельностью, которую они осуществляют в непосредственно образовательной деятельности.

Интегрированные занятие более результативны, поскольку у детей возникает повышенный интерес к содержанию задач, которые решаются на них; проявляются разнообразные интересы; расширяются знания об окружающем мире.

Но главное значение занятий по пластилинографии состоит в том, что она способствует развитию тонких движений пальцев и всей руки в целом.

 Дети развивают умелость рук, укрепляют их силу. Движения рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются (этому способствует мышечная нагрузка на них).

 Дети учатся самостоятельно осуществлять движения, контролируя их силу, длительность, направленность и др.

Актуальность:

С целью развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста на базе нашей группы оформлен центр творчества «Путь к волшебству». Идея ее создания пришла не сразу, хотелось найти что-то необычное, интересное, развивающее, а главное, доступное. Выбор остановился на пластилинографии, т.е. создании лепной картины, на которой изображаются выпуклые, полу объёмные объекты на горизонтальной поверхности. Когда ребенок  вдавливает различные мелкие детали в пластилин, происходит развитие пинцетного хватания, т.е. захват мелкого предмета двумя пальцами или щепотью. Для работы в технике пластилинографии важно не просто развитие руки, а совместное развитие руки и глаза, координации движений обеих рук.

 Рисуя пластилином, ребенок постепенно подготавливает руку к освоению такого сложного навыка, как письмо.

Современные требования к художественному обучению детей направлены на выработку новых подходов к творческому развитию детей. Изобразительное творчество – специфическая детская активность, направленная на эстетическое освоение мира посредством изобразительного искусства.

Новизна и инновационная значимость проекта в том, что целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики, и, сенсомоторики в целом,  у детей дошкольного возраста во взаимодействии с семьей способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности, а самое главное, сохранению психического и физического развития ребенка.

Педагогическая целесообразность заключается в том, что сотрудничество воспитателя, родителей и детей в изготовлении поделок из пластилина в технике пластилинографии будет способствовать повышению детских творческих способностей и сближению совместной деятельности ребенка и родителя.

Цель проекта: Развитие мелкой моторики рук у детей среднего дошкольного возраста, через пластилинографию.

Задачи:

1. Создать предметно-развивающую среду способствующую развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста, через технику пластилинографию.

2. Формировать умения ориентироваться в различных свойствах предметов (в цвете, форме, величине, количестве) используя технику пластилинографии.

3.Воспитывать волевые черты характера в процессе овладения целенаправленными действиями с предметами (умение не отвлекаться от поставленной задачи, доводить ее до завершения, стремиться к положительному результату.)

4. Организовать тематические выставки детских работ в техники пластилинографии.

Срок реализации проекта с сентября 2019г. по май 2020г. По своей продолжительности проект долгосрочный.

Механизм реализации проекта

1.Подготовительный. Изучение авторских подходов к пластилинографии. Проведение начальной диагностики детей. Опрос родителей. Подготовка технических средств.

2.Практический. Организация и проведения занятий. Консультации для родителей. Обогащение развивающей среды в группе.

3.Итоговый. Оформление выставок детских работ. Анкетирование родителей. Итоговая диагностика детей.

На подготовительном этапе была проведена диагностика детей. По ее результатам разработан тематический план. При его разработке отбирались наиболее интересные и доступные детям темы, сюжеты.

Занятия проводятся на всех  этапах проекта. Они проходят 1 раз в неделю ( по пятницам) по 20 минут. Один раз в месяц с детьми организовывается  коллективная работа на рабочих поверхностях большого формата.

Работа по формированию навыков  пластилинографии проводится в несколько этапов, на каждом из которых перед ребенком ставились определенные задачи.

Подготовительный. Освоить приемы надавливания, придавливания, размазывания пластилина подушечкой пальца; выработать правильную постановку пальца; овладеть приемом отщипывания маленького кусочка пластилина и скатывания шарика между двумя пальцами; научиться работать на ограниченном пространстве.

Основной. Научиться не выходить за контур рисунка, размазывать пальцем пластилин по всему рисунку, использовать несколько цветов пластилина, использовать вспомогательные предметы (косточки, перышки, горошки и т.д.) для придания большей выразительности работам; освоить умение пользоваться специальной стекой-печаткой, доводить дело до конца, работать аккуратно, выполнять коллективные композиции, восстанавливать последовательность выполняемых действий, действовать по образцу и по словесному указанию воспитателя.

Итоговый. Научиться самостоятельно решать творческие задачи, выбирать рисунок для работы; сформировать личностное отношение к результатам своей деятельности

Ожидаемые результаты.

1. У детей возникнет стойкий интерес  к лепке из пластилина в технике пластилинографии, как во время занятий, так и в свободное время.

2.  Дети уверенно делят пластилин на части  соответственно  замыслу.

3. Дети овладеют техническими приёмами пластилинографии.

4.  Дети самостоятельно изготовлять предметы творчества, передавая их  характерные особенности.

6. Дети с уверенностью будут рассказывать о последовательности выполнения своей работы,  отвечая на вопросы педагога.

7. Родители, выбрав совместное творчество, решат сразу несколько задач: создадут дома развивающую среду для организации досуга ребенка, будут способствовать развитию мелкой моторики, а, следовательно, и развитию интеллекта, научатся лучше понимать друг друга.

Практическая значимость проекта в том, что разработанный тематический план и комплекс занятий, разносторонних приемов и методов работы с родителями, направленных на развитие мелкой моторики рук у дошкольников посредством лепки из пластилина в технике пластилинографии, может быть использован в работе детского сада во время совместной деятельности педагога и детей, как самостоятельная программа дополнительного образования детей.

Тематическое планирование интегрированных занятий по пластилинографии.

Для детей среднего дошкольного возраста.

№ n/n

месяц

              Тема

Цель деятельности

       Программное содержание

Сентябрь

Первая неделя

Мой веселый звонкий мяч!

 Создание выразительного образа предмета – «мяча» посредством передачи объёма и цвета на горизонтальной плоскости. Знакомство с историей мяча.

- развивать умения и навыки работы в технике пластилинографии — отщипывание, скатывание колбасок пальцами, размазывание на основе, разглаживание готовых поверхностей. Развивать мелкую и общую моторику рук;

- активизировать речь, расширять словарный запас, развивать сенсорную сферу, внимание, память, двигательную активность;

- воспитывать аккуратность, любознательность, самостоятельность, умение радоваться полученному результату.

Сентябрь

Вторая неделя

Солнышко лучистое!

(коллективная работа)

создание в технике пластилинографии природного объекта — «солнце», использование нетрадиционного материала, знакомство с приемом «смешения» двух цветов пластилина.

- закреплять умение детей работать с пластилином на горизонтальной плоскости: отщипывание, скатывание, разглаживание по готовой поверхности, не выходя за контуры рисунка. Закреплять знания о Солнце, его значении в жизни всего окружающего;

- развивать творческую активность, фантазию, развивать мелкую и общую моторику рук, координацию речи с движением, формировать диалогическую речь, расширять словарный запас;

- воспитывать аккуратность, навыки сотрудничества, взаимопонимания, умение позитивно оценивать свою работу.

Сентябрь

Третья неделя

Разноцветные фрукты!

создание изображения «фруктов» на плоскости в полуобъеме с помощью пластилина, знакомство с понятием – натюрморт.

- закреплять приемы работы в технике «пластилинография»: «прием вливания одного цвета в другой», отщипывание, раскатывание, разглаживание, придавливание, примазывание;

- активизировать речь, учить образовывать признак предмета, использовать в речи уменьшительно ласкательные суффиксы. Развивать мелкую моторику пальцев, координацию речи с движением, глазомер, сенсорную сферу, внимание;

- воспитывать усидчивость, самостоятельность, бережное отношение к своему здоровью, расширять знания о фруктах и их пользе.

Сентябрь

Четвертая неделя

Урожай собирай и на зиму запасай!

Создание образа овощей в знакомой технике, передавая объем и внешние особенности с помощью сочетания нескольких цветов пластилина.

- закреплять знакомые приемы пластилинографии, прием «вливания одного цвета в другой»;

- учить подбирать слова, схожие по звучанию, называть действия с предметами, соотносить существительное с прилагательным в роде, числе и падеже, расширять словарный запас;

- развивать мышление, фантазию, эстетическое восприятие, мелкую и общую моторику рук, расширять знания детей об овощах и их пользе для здоровья человека.

- воспитывать творческую активность, любознательность.

Октябрь

Первая неделя

Волшебные зонтики!

 создание цветного изображения «зонта» на плоскости в полуобъеме при помощи пластилина.

- закреплять умение и навыки в работе с пластилином – отщипывание, скатывание колбасок пальцами, размазывание на основе, разглаживание готовых поверхностей. Побуждать в самостоятельном выборе цвета, сочетании красок;

- активизировать речь, развивать фантазию, глазомер, мышление, мелкую моторику пальцев рук;

- воспитывать доброжелательное отношение к гостям,интерес к пластилинографии.

Октябрь

Вторая неделя

Цыпленок – желтое чудо!»

Изображение  живого объекта, передавая сходство с реальным образом посредством нетрадиционной техники – пластилинографии.

- развивать умение и навыки в работе с пластилином, побуждать к самостоятельному выбору деталей интерьера картины;

- уточнить знания о домашних птицах, внешнем виде цыпленка, развивать связную речь, фантазию, общую и мелкую моторику пальцев рук;

- воспитывать любознательность, художественный вкус.

Октябрь

Третья неделя

Листья падают, кружатся…

 Передача на плоскости сочетание разных цветовых оттенков осенних листьев, используя прием «вливания одного цвета в другой».

- закреплять знания детей о колорите осени, полученные в процессе наблюдения за природой в осенний период времени;

- знакомить с жанром живописи – пейзажем, закреплять умения и навыки работы в знакомой технике;

- активизировать речь, расширять словарный запас, развивать художественный вкус, общую и мелкую моторику пальцев рук.

- воспитывать любознательность, самостоятельность, умение позитивно оценивать работу друг друга.

Октябрь

Четвертая неделя

«Осенний лес!»

(коллективная работа)

Создание  на плоскости пейзажа «осеннего леса», передача  характерных особенности внешнего строения деревьев посредством пластилинографии.

- вызвать у детей эмоциональное, радостное отношение к яркой осенней природе средствами художественного слова, музыки, произведений живописи. Знакомить с жанром изобразительного искусства – пейзажем;

- обучать детей приемам работы в технике «пластилинография»: лепить отдельные детали – придавливать, примазывать, разглаживать границы соединения частей;

— активизировать речь, мышление, развивать фантазию, творческие возможности, общую и мелкую моторику рук;

- воспитывать любознательность, интерес к окружающему миру, умение работать в коллективе.

Ноябрь

Первая неделя

«Дымковская лошадка!»

 Расписывание готового силуэта пластилином, сочетание однородных по цвету частей с узором в стиле дымковской росписи.

- знакомить детей с творчеством дымковских мастеров, с художественными традициями в изготовлении игрушек;

- закреплять приемы лепки в знакомой технике, умение выбирать цвет, элементы узора для росписи лошадки, развивать творческие способности, фантазию, мелкую моторику рук;

- воспитывать любовь и интерес к народной игрушке и декоративно-прикладному творчеству народных умельцев.

Ноябрь

Вторая неделя

«Мои любимые игрушки!»

 Создание изображения «игрушки» на плоскости в полуобъеме при помощи пластилина.

- закреплять умение создавать целостность объекта из отдельных деталей, используя имеющиеся навыки: придавливания деталей к основе, примазывания, приглаживания границ соединения отдельных частей;

- расширять знания детей об игрушках, учить составлять описательный рассказ, подбирать действие к предмету, развивать мелкую и общую моторику, память, сенсорную сферу;

- воспитывать бережное отношение к игрушкам.

Ноябрь

Третья неделя

«Ежик – наш колючий друг!»

 Изображение  на плоскости «ежа», моделирование его образа с помощью пластилина и нетрадиционного материала – семечек.

- развивать умение и навыки в работе с пластилином – отщипывание, скатывание колбасок пальцами, размазывание на основе, разглаживание готовых поверхностей, развивать общую и мелкую моторику пальцев рук;

- развивать речь, образное мышление, внимание, умение создавать знакомый образ с опорой на жизненный опыт детей;

- расширять знания о ежах. Воспитывать бережное отношение к животным.

Ноябрь

Четвертая неделя

«Чудесная Хохлома!»

 украшение на горизонтальной плоскости готового  силуэта«чаши» элементами хохломской росписи, выполнение работы в технике –пластилинография.

- закрепить приемы лепки в данной технике, умение смешивать пластилин разного цвета для получения нужного оттенка;

- закреплять знания детей о цветовой гамме и элементах хохломской росписи. Развивать глазомер, творческие способности, сенсорные умения, чувство ритма и композиции, эстетические чувства, мелкую моторику рук.

- воспитывать бережное отношение к труду человека, познавательный интерес к народным промыслам.

Декабрь

Первая неделя

«Лесная дружба!»

Создание  сюжетной плоскостной композиции посредством передачи цвета и объема в технике – пластилинография.

- закреплять основные приемы лепки в знакомой технике, прием «вливания одного цвета в другой».

- активизировать речь, расширять словарный запас, развивать творческое воображение, сенсорную сферу, память, мелкую моторику пальцев рук.

- закреплять представление о диких животных, воспитывать внимание, усидчивость, бережное отношение к природе.

Декабрь

Вторая неделя

«Дед Мороз – Красный нос!»

 Создание на плоскости в полуобъеме целостного  объекта из отдельных деталей.

- закрепить умения и навыки работы в знакомой технике: раскатывание, придавливание деталей к основе, примазывание, приглаживание границ соединения отдельных частей;

- развивать познавательный интерес, память, речь, фантазию, мелкую моторику рук;

- обобщить представления о главном герое новогодних праздников, воспитывать чувство толерантности по отношению к другим детям.

Декабрь

Третья неделя

«Новый год в гости к нам идет!»

 Создание  целостной композиции на плоскости, используя для создания сюжета несколько техник.

- использовать знакомые приемы лепки: придавливание деталей к основе, примазывание, приглаживание границ соединения отдельных частей.

- активизировать речь, расширять словарный запас, развивать память, мелкую моторику рук, фантазию, творческие способности;

- воспитывать умение работать в коллективе, расширять знания о традициях новогоднего праздника в России и других странах.

Декабрь

Четвертая неделя

«Елка новогодняя огоньками светится!»

 Создание  знакомого объекта на плоскости в полуобъеме, используя для выразительности образа предмета нетрадиционный материал (пластмассовые снежинки).

-знакомить с историей новогодней елки. Закреплять навыки работы в технике пластилинографии, умение располагать элементыукрашенияна поверхности предмета;

-учить подбирать к существительным прилагательные в роде, числе, падеже, расширять словарь, развивать связную речь, развивать чувство композиции, цвета, развивать память, внимание.

- воспитывать бережное отношение к природе.

Январь

Третья неделя

«Волшебная снежинка!»

 Придумывание  и воплощение на горизонтальной основе узора «снежинки», передавая её природные особенности посредством пластилина.

- развивать умения и навыки работы в технике пластилинография – отщипывание, скатывание колбасок пальцами, приплющивание.

- расширять знания о природных явлениях, активизировать речь, развивать память, внимание, мышление, фантазию, общую и мелкую моторику;

- воспитывать уверенность, самостоятельность в художественном поиске и при воплощении замыслов.

Январь

Четвертая неделя

«Красногрудый, чернокрылый прилетел снегирь с Сибири..»

 Передача  на горизонтальной плоскости внешних особенностей объекта, подбор цвета и сопоставление размера.

- развивать умения и навыки работы в технике пластилинография – отщипывание, скатывание колбасок пальцами, размазывание на основе, разглаживание готовых поверхностей. Познакомить с приемом — «соединение двух цветов»;

- обобщать представления детей о зимующих птицах. Развивать речь через художественное слово, расширять словарный запас, творческое воображение. Развивать мелкую моторику пальцев рук, сенсорные навыки;

- воспитывать бережное отношение к пернатым друзьям.

Февраль

Первая неделя

«Веселый снеговик!»

Осваивание способа создания знакомого объекта посредством пластилина на горизонтальной плоскости.

- развивать умение и навыки в работе с пластилином – отщипывание, скатывание колбасок пальцами, размазывание на основе, разглаживание готовых поверхностей;

- активизировать речь, учить подбирать похожие по звучанию слова развивать воображение, общую и мелкую моторику пальцев рук;

- воспитывать эмоциональную отзывчивость к событиям, происходящим в жизни детей в определенное время года, интерес к пластилинографии.

Февраль

Вторая неделя

«Золотая рыбка!»

 изображение объекта – «рыбка» в движении на горизонтальной плоскости, использование для создания объема сочетание нескольких цветов пластилина.

- закреплять навыки работы с пластилином: отщипывание, скатывание пальцами, размазывание на основе, разглаживание готовых поверхностей, умение не выходить за контур изображения;

- стимулировать активную работу пальцев, учить подбирать прилагательные к предмету, согласовывая их в роде, числе, развивать пространственное восприятие, творческое воображение;

- воспитывать любознательность, поощрять инициативу, самостоятельность.

Февраль

Третья неделя

«Кораблик для папы!»

 Создание  на плоскости полуобъемного объекта – «кораблик», сочетание разных приемов техники – пластилинография.

- закреплять умения и навыки в работе с пластилином, побуждать к самостоятельному выбору цветов пластилина и деталей интерьера картины;

- закреплять знания о российской армии, активизировать речь, развивать творческие способности, внимание, фантазию, общую и мелкую моторику;

- воспитывать самостоятельность, инициативу, умение рассказывать о своих чувствах и настроении.

Март

Первая неделя

«Петушок – золотой гребешок!»

Передача яркого образа петуха посредством сочетания нескольких цвета пластилина , создание сюжетной картины на горизонтальной плоскости.

- закреплять умения и навыки в работе с пластилином — отщипывание, скатывание колбасок пальцами, размазывание на основе, разглаживание готовых поверхностей;

- развивать дилогическую речь, память, творческое воображение, внимание, игровые навыки, координацию движений и мелкую моторику;

- расширять знания о домашних птицах, воспитывать аккуратность, умение объективно оценивать результат своего труда.

Март

Вторая неделя

«Цветы для мамы»

Воспитание любви и уважение к близким людям, желание доставлять радость своей работой.

Развивать умение любоваться природными формами и преобразовать их в декоративные.

Формировать композиционные навыки.

Закреплять умение детей выполнять лепную картинку, когда детали предметов сохраняют объем и выступают над поверхностью основы.

Март

Третья неделя

«Фиалки»

 Создание  композиции из отдельных деталей,  целостность восприятия работы

Способствовать расширению знаний детей о многообразии видов и форм растительного мира, укрепить познавательный интерес к природе. Способствовать развитию формообразующих движений рук в работе с пластилином.

Продолжать знакомить детей со средствами выразительности в художественно – творческой деятельности: цвет, материал, составление композиции. Воспитывать аккуратность, самостоятельность.

Март

Четвертая неделя

«Уточка с утятами»

Закрепление умений детей работать с пластилином на горизонтальной поверхности, использование его свойства при раскатывании, расплющивании в создаваемых предметах.

Развивать мелкую моторику; чувство формы и композиции.

Вызвать интерес к миру природы, формировать реалистическое представление о ней.

Воспитывать самостоятельность.

Апрель

Первая неделя

«Подснежники»

Закрепление навыков раскатывания, примазывания; осваение способа создания образа посредством пластилина на горизонтальной плоскости;

Развивать мелкую моторику рук;

Воспитывать эмоциональную отзывчивость к событиям, происходящим в жизни в определенное время года (весна, подснежники);

Испытывать чувство удовлетворения от хорошо и красиво сделанной поделки. Воспитывать самостоятельность.

Апрель

Вторая неделя

«Машины»

Развитие мелкой моторики; чувство формы и композиции

Продолжить знакомить с разными приемами и способами в пластилиновой живописи. Воспитывать желание доводить начатое до конца.

Апрель

Третья неделя

«Слон»

Закрепление умений у  детей работать с пластилином, использование  его свойств при раскатывании, расплющивании поверхностей в создаваемых предметах.

Развивать формовосприятие, мелкую моторику рук.

Расширять познания детей о представителях животного мира жарких стран.

Воспитывать самостоятельность.

Апрель

Четвертая неделя

«Жираф»

Закрепление  умений у детей работать с пластилином, использование его свойств при раскатывании, расплющивании поверхностей в создаваемых предметах.

Развивать мелкую моторику рук.

Поощрять самостоятельное детское творчество, инициативу, вносить в композицию дополнения, соответствующие заданной теме. Воспитывать интерес к животным, пробуждать желание изобразить животное.

Май

Первая неделя

«Божьи коровки на ромашке»

Использование  знаний и представлений об особенностях внешнего вида насекомого

Формировать интерес к окружающему миру. Реалистические представления о природе. Воспитывать самостоятельность.

Май

Вторая неделя

«Цветы в траве»

Обучение детей и родителей  приемам работы в технике «пластилинография», лепить отдельные детали – придавливать, примазывать, разглаживать.

Вызвать у детей эмоциональное, радостное отношение к ярким краскам природы средствами художественного слова;

Воспитывать самостоятельность.

Май

Третья неделя

«Одуванчики»

 Создание образа растений в нетрадиционной технике исполнения — пластилинографии, используя имеющиеся навыки и умения работы с пластилином.

Развивать пространственные представления, композиционные навыки.

Продолжать расширять кругозор и знания детей о природе.

Вызвать интерес к изображаемому цветку средствами художественной литературы.

Май

Четвертая неделя

«Бабочка»

 передача в работе характерных особенностей внешнего строения бабочки (крылья, усики, туловище) посредством пластилинографии;

Развивать мелкую моторику рук; способствовать расширению знаний о многообразии мира насекомых.

Продолжать знакомить детей и взрослых со средствами выразительности в художественной деятельности: цвет, материал, композиция; укреплять познавательный интерес к природе.

Воспитывать самостоятельность.