Для педагогов

 Лутикова Ирина Сергеевна

Методические материалы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pamyatka_suitsid.doc270.5 КБ
Microsoft Office document icon buklet_dlya_psihologov.doc195.5 КБ
Файл trening_sev.docx21.21 КБ
Microsoft Office document icon buklety_4_motiva_1.doc67.5 КБ
Microsoft Office document icon zanyatie_vremena_goda.doc408.5 КБ
Microsoft Office document icon konspekt_krz_raskras_radugu.doc53.5 КБ

Предварительный просмотр:

Ребенок является олицетворением начала жизни, перед ним лежит большое количество самых различных дорог и возможностей, ему еще только предстоит познать все то, что готова предложить человеку жизнь. Детская смерть, пожалуй, самое нелепое и трагичное событие, которое только можно себе представить. Разум окружающих людей просто отказывается воспринимать эту страшную реальностью – добровольный уход из жизни ребенка или подростка.

Суицид – акт лишения себя жизни, при котором человек действует целенаправленно, преднамеренно, осознанно (умышленное самоповреждение со смертельным исходом.

Детский суицид это то, чего практически всегда можно избежать. Главное, что для этого необходимо – это вовремя заметить тревожные сигналы. Ни один ребенок не решит уйти из жизни и воплотит свое решение в жизнь за считанные часы. Как правило, подобное решение зреет в голове у ребенка не один день, и даже не неделю. И все это время ребенок отчаянно взывает к взрослым, различными способами давая понять родителям, что ему очень плохо. Внимательные родители ни за что не оставят без внимания изменившееся поведение их ребенка.

Как показывает статистика подростковых самоубийств, как правило, попытки суицида

не совершают детки младше 11 лет. Но не стоит обольщаться и считать, что у маленьких деток не бывает тяжелого психического состояния. Просто малыши еще до конца не осознают, что такое смерть. Однако, зачастую в их разговорах и мыслях любящие и внимательные мама и папа могут заметить повод для тревоги.

И если детский суицид все же, к счастью, встречается достаточно редко, то про подростковые самоубийства нельзя сказать то же самое. Именно на возраст 13 – 16 лет, как показывают статистические данные, приходится пик подростковых самоубийств. По данным психиатров, в возрасте с 7 до 14 самое большое число суицидов совершают мальчики - их психика более хрупкая. С 15 до 18 лет картина меняется: чаще жить не хотят девочки.

Как правило, причинами суицида становятся сугубо личные причины и переживания, проблемы, которые подростку зачастую кажутся абсолютно неразрешимыми. Причем зачатую взрослые очень удивляются, когда узнают, что толкнуло ребенка на подобный шаг – причина может быть столь незначительной, что взрослый человек просто – напросто не обратил бы на нее особого внимания. Для ребенка же она глобальна.

Ниже описаны те проблемы подростков, которые наиболее часто становятся причиной самоубийств подростков. Не стоит улыбаться – поверьте, для ребенка это действительно серьезные проблемы:

1) Ссора с друзьями или родителями. Причем может быть из-за абсолютного пустяка.

2) Расставание с любимым человеком или его измена. В подростковом возрасте дети уверенны, что первая любовь – это навсегда и относится к ней крайне серьезно.

3) Смерть кого – либо из близких родственников.

4) Частое попадание ребенка в стрессовые ситуации; Затяжное депрессивное состояние подростка.

5) Сложная психологическая обстановка в семье – ссоры с родителями, скандалы родителей между собой, их развод.

6) Проблемы ребенка с наркотиками. Как правило, наркотическая зависимость влечет за собой финансовые проблемы и проблемы с правоохранительными органами.

7) Игровая зависимость и зависимость от интернета.

8) Насилие в семье. Зачастую подросток считает себя виноватым в происходящем и боится рассказать взрослым о происходящем.

9) Комплекс неполноценности.

10)Иногда суициды совершаются в подражание кумирам или из чувства коллективизма.

Зачастую трагедии можно избежать. Главное, что для этого необходимо – это внимание родителей к изменениям, происходящем в поведении ребенка.

Всегда обращайте пристальное внимание на следующие факторы, свидетельствующие о том, что возможен детский и подростковый суицид:

1) Разговоры ребенка о самоубийстве, нездоровые фантазии на эту тему, акцентирование внимания на эпизодах суицидов в фильмах, новостях.

2) Появление у ребенка литературы о суицидах, просмотр соответствующей информации в интернете.

3) Попытки ребенка уединиться. Стремление к одиночеству, отказ от общения не всегда свидетельствует о предрасположенности к самоубийству, но всегда говорит о моральном дискомфорте ребенка.

4) Разговоры и размышления ребенка о том, что он абсолютно никому не нужен, что в том случае, если он исчезнет, его никто не будет искать, и даже не заметит его отсутствия. Ни в коем случае не оставляйте такие заявления без внимания и не подшучивайте над ними. Постарайтесь выяснить причину подобного настроения и убедить ребенка в обратном.

5) Даже музыка или живопись могут послужить симптомами для родителей о том, что что-то не так. Обращайте внимание на то, какую музыку слушает ваш ребенок.

6) Тщательно маскируемые попытки ребенка попрощаться с вами – непривычные разговоры о любви к вам, попытки закончить все свои дела как можно быстрее.

7) Дарение своих любимых и наиболее ценных вещей, с которыми он раньше не расставался, друзьям.

В том случае, если хоть что-то в поведении вашего ребенка вам показалось странным, либо тревожным, немедленно бросайте все свои дела и старайтесь практически все время проводить рядом с ребенком до тех пор, пока не будете твердо уверенны в том, что суицидальное настроение вашего ребенка ушло без следа. Если же вы не в состоянии самостоятельно справиться с существующей проблемой, не стесняйтесь и немедленно обращайтесь за помощью к детским психологам или даже психиатрам.

Если замечена склонность несовершеннолетнего к суициду, следующие рекомендации помогут изменить ситуацию:

- Для ребенка, который чувствует, что он бесполезен и нелюбим, забота и участие отзывчивого родителя являются мощными ободряющими средствами.

- Внимательно выслушайте подростка. Будьте искренними в общении, спокойно и доходчиво спрашивайте о тревожащей ситуации. Наиболее подходящими вопросами могут быть: «Что с тобой случилось за последнее время? К кому из окружающих твои проблемы имеют отношение?»

- Оцените серьезность намерений и чувств ребенка, а также глубину эмоционального кризиса. Постарайтесь узнать, есть ли у него план действий. Конкретный план – знак реальной опасности.

- Внимательно отнеситесь ко всем, даже самым незначительным обидам и жалобам. Не пренебрегайте ничем из сказанного.

- Вселяйте надежду, что все проблемы можно решить конструктивно.

- Давайте больше позитивных установок, т.к. в состоянии душевного кризиса нужны строгие утвердительные указания.

- Не старайтесь шокировать или угрожать ребенку, говоря «пойди и сделай это.

Самое главное — покажите своему ребенку, что он вам небезразличен. Дайте ему почувствовать, что он любимый и желанный. Постарайтесь уверить его, что все душевные раны со временем заживут. Убедите его в том, что безвыходных ситуаций не бывает! Помогите ему увидеть этот выход.

Памятка родителям                          

  по профилактике

  детского суицида



Предварительный просмотр:

Как снять профессиональные стрессы

Часто бывает, что стресс вызывает само несоответствие между ожидаемым и реальностью. Здесь необходимо помнить, что не бывает идеальной работы. Прежде всего, необходимо осознать, что порой наши требования излишне завышены. Если сделать свои ожидания более разумными, можно с большей легкостью приспособиться к уже имеющейся ситуации. Не можете изменить ситуацию – измените своё отношение к ней.

Осознав реальность и уяснив, что ожидания, возможно, никогда не сбудутся или сбудутся далеко не сразу, вместо того, чтобы впадать в депрессию, попытайтесь приспособиться к действительности.

Ослабить стресс можно, если:

  • Не прекращать самообразования, совершенствовать свои профессиональные навыки.
  • Стремиться к достижению желаемых целей без стремления к абсолютному совершенству и уметь принимать ошибки и неудачи без самоосуждения и агрессии.
  • Культивировать интересы, не связанные с работой. Обязательно планировать своё время так, чтобы появлялась возможность бывать в театре, на выставках, постоянно быть в курсе последних новостей.
  • Планировать периоды для отдыха, хотя бы кратковременные.
  • Быть в курсе новых идей, вносить разнообразие в свою работу и в свою жизнь.
  • Постараться окружить себя людьми, с которыми приятно общаться.
  • Участвовать в работе профессиональных групп, дающих возможность обсудить возникшие проблемы в работе.
  • Побольше общения и с коллегами, и с друзьями. Обмен мнениями, общение и разделение чувств с окружающими – уникальный способ избавления от стресса.
  • Вне работы о работе стараться не говорить.
  • Побольше смейтесь, улыбайтесь, шутите.
  • Развивайте способности к независимой положительной самооценке.
  • Найдите в своём окружении или среди знакомых того, у кого действительно в данный момент очень тяжёлая эмоциональная ситуация. Сравните своё положение с его. Найдите в своём положении несколько положительных моментов (можно использовать ситуацию из своего прошлого – «бывает и хуже»).
  • Необходимо в каждой стрессовой ситуации стараться найти что-то позитивное. Представлять себе положительные результаты происходящего, не зацикливаясь на отрицательных.
  • Научитесь планировать своё время. Необходимо, чтобы работа не поглощала всё ваше время. Имея возможность отвлечься, Вы почувствуете прилив интереса к своему труду.
  • Дефицит времени – обычное состояние практически для всех психологов. Мы постоянно жалуемся на перегрузку и отсутствие времени. Перегрузка – это следствие пересечения многочисленных задач, вопросов и проблем. Наша задача – правильно выбрать личные и профессиональные приоритеты, не зависеть от суеты дня, не отвлекаться на малозначимые дела, заниматься саморазвитием, самообразованием и полноценным отдыхом.
  • Необходимо находить время для работы – условие успеха, размышлений – источник силы, чтения – основа знаний, игры – секрет молодости, любви – истинная радость жизни, дружбы – условие счастья, мечты – путь к звездам, радости – музыка души.

Правила для саморегуляции в ситуации стресса

(при чувстве обиды, досады, тревоги, раздражения, злости, гнева…)

Как только Вы распознаете свое чувство и прежде, чем  переходите к действию:

  • Скажите себе «СТОП»!
  • Возьмите тайм-аут
  • Посчитайте до 10
  • Сделайте глубокий вдох и выдох (3-10 раз)
  • Сожмите и разожмите кулаки несколько раз
  • Рассмотрите внимательно какой-нибудь предмет
  • Подумайте, действительно ли Вы хотите «это» сделать
  • Поставьте себя на место другого
  • Скажите себе «Я хороший(-ая)!»
  • Улыбнитесь
  • Посмотрите в окно, на небо и т.п.
  • Обнимите себя - «Возьмите себя в руки»
  • Погладьте себя
  • Вспомните про солнышко, море …
  • Представьте свою проблему в виде воздушного шарика и отпустите его
  • Вспомните приятное событие, образ …
  • Сделайте несколько ритмичных движений
  • Подумайте о значимости своей проблемы в мировых масштабах
  • «Почувствуйте — жизнь прекрасна!»
  • «Хотите быть счастливым, будьте им!»
  • и т. д.

Техника «Признание своих достоинств»

Помогает при излишней самокритичности.

Одно из противоядий — осознать, что вы, так же как и другие люди, не можете и не должны быть совершенством. Но вы достаточно хороши для того, чтобы жить, радоваться и, конечно, быть успешным.

Каждый день, когда вы стоите перед зеркалом и собираетесь на работу, уверенно смотрите в зеркало, прямо в глаза самому себе и говорите не менее трех раз: «Я, конечно, не совершенство, но достаточно хорош (хороша)!». При этом неплохо, если вы улыбнетесь себе!

УДАЧИ В РАБОТЕ НАД СОБОЙ!

Всё в ваших руках!

Секреты эмоционального благополучия



Предварительный просмотр:

Занятие с элементами тренинга для педагогов по профилактике эмоционального выгорания

Цель: профилактика психологического здоровья педагогов, ознакомление педагогов с приемами саморегуляции.

  • Вводное упражнение «Имя и качество»

«Давайте познакомимся. Назовите свое имя и качество на первую букву своего имени. Например, я - Ирина – интересная.  Я как все люблю мороженое, и я как все не люблю задерживаться на работе!

Рефлексия: Сделали ли вы открытия о себе, членах своей группы после этого упражнения? Трудно ли было находить в себе хорошее качество, что вы при этом чувствовали? (высказываются только желающие для экономии времени)

Ход занятия

Приветствие.

Я рада вас приветствовать сегодня здесь. Мне очень приятно, что вы пришли. Я надеюсь, что наше занятие пройдет в приятной дружественной обстановке. Тема занятия-тренинга "Профилактике эмоционального выгорания педагога". Тема для всех нас близкая и знакомая. Для начала давайте разберем почему и из-за чего происходит эмоциональное выгорание.

Презентация.

Человек усваивает:

  • 10% того, что слышит
  • 50 % того, что видит,
  • 70 % того, что сам переживает,
  • 90% того, что сам делает.

Общеизвестно, что профессия педагога - одна из наиболее энергоемких. Для ее реализации требуются огромные интеллектуальные, эмоциональные и психические затраты.

 В последние годы проблема сохранения психического здоровья педагогов стала особенно актуальной. Современный мир диктует свои правила: выросли требования со стороны родителей к личности педагога, его роли в образовательном процессе. Преобразования в системе образования также поднимают планку: приветствуется творческий подход к работе, новаторство, проектная деятельность, педагогические технологии.

Увеличивается не только учебная нагрузка, вместе с ней растет и нервно-психическое напряжение личности, переутомление. Различного рода перегрузки усугубляются многочисленными страхами: страх быть покинутым, не найти поддержки; страх оказаться непрофессионалом; страх перед контролем.

 Такая ситуация достаточно быстро приводит к эмоциональному истощению педагогов, известному как "синдром эмоционального выгорания". "Эмоционально выгоревшие" педагоги отличаются повышенной тревожностью и агрессивностью, категоричностью и жесткой самоцензурой. Эти проявления значительно ограничивают творчество и свободу, профессиональный рост, стремление к самосовершенствованию.

В результате личность педагога претерпевает ряд таких деформаций, как негибкость мышления, излишняя прямолинейность, поучающая манера говорить, чрезмерность пояснений, мыслительные стереотипы, авторитарность. Педагог становится своеобразной "ходячей энциклопедией": он знает, что нужно, как нужно, когда, зачем и почему, и чем все это закончится. Но при этом он становится абсолютно закрытым и невосприимчивым к любым новшествам и переменам.

 Эмоциональное выгорание - это своего рода выработанный личностью механизм психологической защиты в виде полного или частичного исключения эмоций в ответ на психотравмирующие воздействия. Профессиональная деятельность педагогов изобилует факторами, провоцирующими эмоциональное выгорание: высокая эмоциональная загруженность, огромное число эмоциогенных факторов, ежедневная и ежечасная необходимость сопереживания, сочувствия, ответственность за жизнь и здоровье детей. К тому же педагогические коллективы, как правило, однополы, а это - дополнительный источник конфликтов. В результате педагог становится заложником ситуации эмоционального выгорания, пленником стереотипов эмоционального и профессионального поведения.

  • Упражнение  «Самодиагностика симптомов выгорания»

«Как вы думаете, у вас отмечается эмоциональное выгорание? По каким признакам вы это обнаружили? Я раздам вам небольшие памятки-помощники, где вы можете увидеть перечень симптомов выгорания и отметить, какие именно отмечаются у вас. Проведите небольшую самодиагностику» (поле самодиагностики - раздаточный материал).

Рефлексия: Сделали ли вы открытия о себе, о своем состоянии в результате прослушанной информации? Что вы узнали нового или, наоборот, подтвердили то, что уже знали?

(высказываются желающие)

  • Упражнение «Дерево»

Цель: осознание своей жизненной позиции.

Участники в быстром темпе (возможный вариант: разделившись на группы, в режиме «аукциона») называют известные им породы деревьев. Обсуждается, что общего есть у всех деревьев при всем их многообразии (корень, ствол, крона). Каждый участник продолжает фразу: «Если бы я был деревом, я бы хотел быть... (корнем, стволом, кроной)». Далее участники разбиваются на три группы в соответствии со сделанным выбором, изображают на листе бумаги дерево и обосновывают свой выбор (можно дать общий ответ от всей группы, но если есть частные мнения, можно озвучить и их). Рисунки помещаются в центр круга. Участникам предлагается найти метафорический смысл этого упражнения, в случае затруднения ведущий помогает участникам: «дерево» можно рассматривать как жизненную позицию человека: кто я в этой жизни (от корня питается все дерево, ствол держит на себе всю тяжесть, крона дает возможность дереву дышать и т.п.).

Психолог:

«Личностный ресурс – это наличие сил и внутренняя готовность к решению поставленных задач. Ресурсы бывают внутренние (самоуважение, чувство юмора, позитивность и рациональность мышления, открытость для общения, активная жизненная установка, отношение к стрессу как к возможности приобретения личного опыта и возможности личностного роста и т.п.), внешние (семья, коллеги, любимые занятия), состояния, ассоциирующиеся с какими-либо приятными ситуациями (общение с природой, животными и т.п.); физические, духовные, интеллектуальные, финансовые и социальные (раздать памятку по ресурсам)

Естественные приемы регуляции организма:

  • смех, улыбка, юмор;
  • размышления о хорошем, приятном;
  • различные движения типа потягивания, расслабления мышц;
  • наблюдение за пейзажем за окном;
  • рассматривание комнатных цветов в помещении, фотографий и других приятных или дорогих для человека вещей;
  • мысленное обращение к высшим силам (Богу, Вселенной, великой идее) ;
  • "купание" (реальное или мысленное) в солнечных лучах;
  • вдыхание свежего воздуха;
  • чтение стихов;
  • высказывание похвалы, комплиментов кому-либо просто так.

Психолог:

Конечно, нужно правильно уметь расслабляться, владеть техниками управления своим психоэмоциональным состоянием.

В результате саморегуляции могут возникать три основных эффекта:

  • эффект успокоения (устранение эмоциональной напряженности);
  • эффект восстановления (ослабление проявлений утомления);
  • эффект активизации (повышение психофизиологической реактивности).

Ресурсная картинка

Участникам предлагается из разложенных на полу изображениями вниз картинок выбрать 1 любую которая станет его важным ресурсом на ближайшее время. Можно затем обдумать надпись, изображение, прочувствовать, что для участника эта картинка, как откликается, при желании можно в кругу всем показать. Также обращается внимание. Что вы вытянули этот ресурс не просто так, значит, это то, чего действительно вам не хватает сейчас.

Рефлексия

Психолог:

«Наша работа сегодня подходит к концу. Сейчас каждый выскажется кратко, с чем он уходит с занятия. Какие были положительные моменты? Что было трудно, что сделать не удалось? Что больше всего понравилось в занятии? Что не понравилось совсем?» (участники высказываются по кругу, в заключение высказывается ведущий, благодарит всех за работу)

«Я верю, что симптомы эмоционального выгорания будут касаться вас реже, а если будут, то вы сможете обратиться к своим ресурсам и восполнить утраченные силы. Спасибо Вам за то, что Вы есть!».



Предварительный просмотр:

4. Избегание неудачи.

Для избегающего неудачи твёрдость не поможет, здесь нужна только поддержка, но поддержка, оказанная профессионально. Каким же образом педагог может оказать поддержку:

  • создать в классе (а также в отношениях педагог-ребёнок) атмосферу взаимопонимания, доверительности;
  • необходимо найти любую область реальных успехов учащегося;
  • постоянно указывайте, желательно в окружении одноклассников, о значимости и ценности тех положительных качеств, которые присущи ребёнку;
  • дайте возможность ребёнку самореализоваться и самоутвердиться, пережить успех и обрести утраченную веру в себя;
  • ввести максимально щадящий оценочный режим в сферах неуспеха;
  • проявляйте спокойствие, не раздражайтесь на медлительность и некоторую заторможенность;
  • не выполняйте за него то, что он может сделать сам;

Детей нельзя испортить большим количеством поддержки. Испортить ребёнка можно, если неадекватно реагировать на его плохое поведение и не учитывать его мотива!!!

http://mama.tomsk.ru/images/vospitanie/kapriz3.jpg

Что делать,

если ребенок плохо себя ведет?

http://mama.tomsk.ru/images/vospitanie/kapriz.jpg

Подготовила:

психолог

Лутикова И.С.

Строить отношения с детьми движущими разными мотивами необходимо по-разному. Следует обратить внимание на то, что «плохое» поведение, в большинстве случаев, сопровождается агрессией со стороны ребёнка. Поэтому следует учитывать правила поведения с агрессивными детьми.

1. Привлечение внимания.

Если ребёнок регулярно привлекает ваше внимание: необходимо уделять его ему не тогда, когда он «плохо» себя ведёт, а когда он ведёт себя «хорошо», закрепляя, таким образом, позитивное поведение. Возможно, иногда игнорировать незначительные агрессивные проявления.

2. Власть.

Педагогу необходимо:

  • контролировать собственные негативные эмоции;
  • сохранять положительную репутацию ребёнка;
  • демонстрировать своё собственное твёрдое поведение, лишённое агрессии;
  • акцентировать внимание на поступках, а не на личности ребёнка;
  • обсуждать проступок (лучше это делать наедине, без свидетелей, когда страсти улягутся и обе стороны успокоятся);
  • не усиливать напряжение ситуации (т.е. не использовать те действия, которые могут повлечь за собой напряжение и агрессию).

Действия, усиливающие напряжение и агрессию:

  • повышение голоса, изменение тона на устрашающий;
  • демонстрация власти «Будет так, как я скажу»;
  • крик, негодование;
  • агрессивные позы и жесты;
  • сарказм, насмешки;
  • оценка личности ученика и его близких (черты характера, внешность, национальность и т.п.);
  • использование физической силы;
  • втягивание в конфликт других людей;
  • настаивание на своей правоте;
  • нотации, проповеди;
  • угрозы или наказания;
  • оправдания, защита;
  • обобщения типа: «Все вы одинаковые»;
  • придирки;
  • сравнения с другими детьми;
  • команды, жёсткие требования, давления;
  • подкуп, награды;
  • передразнивания.

Для того чтобы демонстрировать неагрессивное поведение педагог может пользоваться следующими приёмами:

  • выдерживание паузы;
  • предоставление возможности подростку успокоиться наедине;
  • внушение спокойствия невербальными средствами;
  • прояснение ситуации наводящими вопросами;
  • использование юмора;
  • признание чувств и интересов собеседника;
  • сообщение своих интересов;
  • апелляция к правилам.

3. Месть.

«Мститель» своим агрессивным поведением изживает боль, которую ему некогда причинили. Однако, «шокотерапией» в данном случае может послужить тёплое, понимающее отношение к ребёнку. Не заискивание, не потакание, а доброжелательное отношение зрелого, сильного человека, способного проявлять любовь к ребёнку с «дикими выходками». Проявления теплоты должны быть искренни, т. к. дети очень чувствительны ко лжи. Искренность взрослого, соответствие словам его невербальных реакций, вот мостик по которому можно построить взаимоотношения понимания между учеником и педагогом.

Формула поддержки.

Мотив                                   Количество поддержки

Привлечение внимания                       Х1

Власть                                                   Х10

Месть                                                   Х100

Избегание неудачи                           Х1000

Сильные стороны разных типов «плохого» поведения.

  • Привлечение внимания – ребёнок нуждается в контактах со взрослыми, он ищет этих контактов, поэтому он их получает (потребность в контакте).
  • Власть – постоянное желание сопротивляться чужому влиянию, а это не так уж плохо для выживания (смелость, сопротивление).
  • Месть – мстители умеют изживать внутреннюю боль (способность защитить себя от боли и обид).
  • В поведении детей с мотивом «избегание неудачи» нет сильных сторон, поэтому им необходимо в 1000 раз больше поддержки, чем тем детям, которые её активно требуют.

Почему дети плохо себя ведут?

http://mama.tomsk.ru/images/vospitanie/kapriz2.jpg

Подготовила:

психолог

Лутикова И.С.

Первый постулат гласит: «Дети выбирают поведение».

Второй постулат. Существуют всего 4 мотива, по которым дети «плохо» себя ведут:

  • привлечение внимания,
  • власть,
  • месть (реванш),
  • избегание (страх) неудачи или демонстрация несоответствия.

Чтобы понять какую цель преследует поведение ребенка, стоит обратить внимание на последствия такого поведения.

Здесь можно выделить два шага:

  • Наблюдайте вашу собственную реакцию на поведение ребенка, ваши чувства и ваши эмоции.
  • Наблюдайте реакцию ребенка на вашу попытку коррекции. Ответная реакция ребенка на ваше поведение также позволяет узнать, чего же добивается ребенок.

Пожалуйста, запомните, эту «шпаргалку»: она поможет понять мотивы поведения ребенка, и определиться, как же вам дальше действовать. И еще один немаловажный момент: нужно отследить и пронаблюдать  не само плохое поведение, а его РЕЗУЛЬТАТЫ!

Цель поведения ребенка

Поведение ребенка, реакция на  замечание взрослого

Чувства взрослого

Стратегия поведения взрослого

Привлечение внимания

Перестает плохо себя вести на 2-3 мин.

раздражение

Снижаем количество замечаний, обращаем внимание на хорошее в его поведении

Борьба за власть

Не обращает внимание, игнорирует

гнев, злость

Перестаем бороться, делимся властью, предлагаем сотрудничество, уважение

Реванш (месть)

Грубит, обижает, портит, ломает вещи, обманывает и т.п.

обида, боль

Не мстим, не наказываем, проявляем доброжелательность и понимание, осуждаем не личность, а поведение

Демонстрация несоответствия

или избегание неудачи

Отказывается от деятельности, уходит от контакта

беспомощ-

ность, усталость

Помогаем повысить самооценку, проявляем терпение



Предварительный просмотр:

Круглый год

Цель: Развитие представления детей о временах года, месяцах и их последовательности.

Задачи

Образовательные:

  • Развивать знания детей о временах года, их последовательности, о сезонных изменениях в природе, связанных с различными временами года.
  • Познакомить с характерными признаками времён года.
  • Развивать знания детей о месяцах года, их последовательности.
  • Учить пониманию иносказательного смысла загадок, применению в речи образных выражений.
  • Учить соотносить описание природы в стихах или прозе с определённым временем года.

Воспитательные:

  • Воспитывать любовь к родной природе, желание передавать её красоту различными средствами;
  • развивать коммуникативные умения и навыки;
  • развивать умение работы в группе;
  • воспитывать доброжелательного отношения к окружающим, развивать эмпатию.

Коррекционно-развивающие:

  • развивать зрительное и слуховое восприятие детей на основе упражнений на различение, соотнесение, узнавание;
  • развивать общую и мелкую моторику, координацию движений;
  • развивать память, внимание, воображение, мыслительные процессы

Ход занятия

Часть 1

Ритуал приветствия.

Введение в занятие.

Беседа о временных представлениях.

Ребята а сейчас утро? Назовите соседей вечера, ночи.

А какой сегодня день недели? И т.д.

Загадка «Старик – годовик»

Дорогие ребята, я знаю, что все вы любите сказки и загадки. Поэтому сегодня я расскажу вам сказку, да не просто сказку, а сказку-загадку. Послушайте её.

«Вышел старик-годовик. Стал он махать рукавами и пускать птиц. Каждая буква со своим именем.

Махнул старик-годовик первый  раз – и полетели первые три птицы. Повеял холод, пошёл снег.

Махнул старик-годовик второй раз – полетела вторая тройка. Снег стал таять, на полях показались цветы.

Махнул старик третий раз – полетела третья тройка. Стало жарко, душно, знойно. Мужики стали жать рожь.

Махнул старик-годовик четвёртый раз, и полетели ещё три птицы. Подул холодный ветер, посыпался частый дождь»

В.Даль.

Как   вы думаете, о каких птицах идёт речь в этой сказке? Почему эти птицы летели тройками? Правильно, каждая птица – это один из месяцев года, поэтому  у них разные имена. А тройки это времена года. Сколько их всего? В каком порядке следовали времена года у старика-годовика? Правильно год начинается с зимы, потом идут весна, лето, осень.

Викторина «Времена года»

Психолог: Сейчас я предлагаю вам викторину «Времена года». Я буду читать загадки о временах года, а вы попытайтесь ответить на вопрос «Когда это бывает?»

Дел у меня немало –

Я белым одеялом

Всю землю укрываю,

В лёд реки убираю,

Белю поля, дома,

Зовут меня … (Зима)

Я раскрываю почки,

В зелёные листочки

Деревья одеваю,

Посевы поливаю,

Движения полна,

Зовут меня весна … (Весна)

Я соткано из зноя,

Несу тепло с собою,

Я реки согреваю,

«КУПАЙТЕСЬ!»- приглашаю.

И любите за это

Вы все меня. Я … (Лето)

Утром мы во двор идём-

Листья сыплются дождём,

Под ногами шелестят

И летят, летят, летят… (Осень)

Какие признаки времён года есть в загадках? Обсуждаем…

Дидактическая игра «Признаки времён года»

Картинки с временами года разложить на столе. Собираем и обсуждаем.

ЗИМА
Самое холодное время года.
Люди носят тёплую одежду.
Дни короткие, рано темнеет.
Выпадает много снега.
Деревья стоят «голые», без листьев.
У некоторых животных меняется «шубка», становиться гуще (белки, зайчики и др.)

ВЕСНА
Тает снег.
На деревьях появляются почки.
Из-под земли пробивается новая травка.
Дни становятся длиннее.
Птицы возвращаются из жарких стран

ЛЕТО
Самое теплое время года.
Дни становятся длиннее.
Распускаются цветы.
Зреют фрукты, ягоды.

ОСЕНЬ
Дни становятся короче и холоднее.
Листочки и травка желтеют, краснеют.
С деревьев и кустов опадают листья.
Животные готовят запасы на зиму.
Птицы улетают в теплые края.

Вопросы:
Какие времена года изображены на картинках ?
Какое время года самое холодное, а какое самое тёплое ?
Какие отличительные приметы каждого времени года ты знаешь ?
Что делают дети ?

Физминутка

Игра «Признаки сезонов»

Разложи в последовательности картинки с временами года

Картинки с признаками сезона, что к чему?

Обсуждение признаков времён года.

А теперь посмотрим мультфильм, как Катерок путешествовал по временам года.

Фрагмент Мультфильма «катерок», до песни «чунга - чанга».

Обсуждение.

Как плыл катерок? Какие времена года были показаны в мультике?

Загадка о месяцах года.

Двенадцать братьев

Друг за другом бродят,

Друг друга не обходят.Что это?

Конечно месяцы.

Какие зимние месяцы вы знаете?

Игра (разложи месяцы, ориентируясь по картинкам)

Ребята месяца потерялись во времени и не могут найти своё время года. Давайте поможем им!

Умницы. А теперь давайте посмотрим небольшой фильм о том, что мы сегодня с вами вспомнили!

Презентация «12 месяцев»

Снег на полях, лед на реках, вьюга гуляет — когда это бывает? Тает снежок, ожил лужок, день прибывает — когда это бывает?

Солнце печет, липа цветет, рожь поспевает — когда это бывает? Пусты поля, мокнет земля, дождь поливает — когда это бывает?

Приложение

КАТОЧКИ «Времена года»



Предварительный просмотр:

Конспект коррекционно-развивающего занятия

по развитию психомоторики и сенсорных процессов для детей с ОВЗ (2 класс).

Блок 2: восприятие цвета

Тема: раскрась радугу.

Цель: закрепление основных цветов спектра.

Задачи: 

Образовательные: 

  • уточнить и закрепить знания детей цветов спектра и умение их дифференцировать;
  • учить отвечать на вопрос развернутой фразой, четко проговаривая окончания в словах;
  • упражнять детей в согласовании прилагательных, обозначающих цвета, с существительными;
  • пополнять и активизировать словарный запас.

Коррекционные: 

  • развивать зрительное и слуховое восприятие детей на основе упражнений на различение, соотнесение, узнавание;
  • развивать общую и мелкую моторику, координацию движений;
  • развивать память, внимание, воображение, мыслительные процессы.
  • развивать представления об основных цветах спектра, подбор предметов по заданному признаку (цвет) с отвлечением от других свойств предметов.
  • развивать пространственные представлений о расположении предметов с учетом их формы и цвета.

Воспитательные: 

  • развивать коммуникативные умения и навыки;
  • развивать умение работы в группе.
  • воспитывать доброжелательного отношения к окружающим, развивать эмпатию.

Оборудование: краски, кисточки, гуашь, космическая коробка, ватман бумаги с контуром радуги, карандаши, игра «подбери по цвету», игра «заплатки», ваза с цветными стеклянными камушками, игра «собери ракету», 4 набора цветных карточек, образы фруктов и овощей, альбомные листы, аудиокассета, магнитофон, песня «оранжевая песня».

Ход занятия.

  1. Оргмомент. Актуализация имеющихся знаний.
  2. Введение в тему занятия. Цель.
  3. Основная часть.
  4. Заключительная часть.

Ход занятия:

Здравствуйте ребята, я вас очень рада видеть! Давайте улыбнёмся друг другу, как обычно перед началом занятия! Умницы! Садитесь!

Женечка скажи пожалуйста какого цвета у тебя кофточка?

Толик ?

Молодцы!

Ребята, а какие цвета ещё бывают?

Хорошо,(перечисляю все цвета)

Вы наверное догадались о чём мы сегодня будем говорить на занятии? Правильно мы сегодня поговорим об основных цветах.

Всё это цвета радуги! Ребята, а вы когда-нибудь видели радугу? Когда бывает радуга?

Я для вас нарисовала радугу, посмотрите какая красивая!

ОЙЙЙЙ! А где же она? Ребята что же нам делать? Смотрите, какая космическая коробка, откуда она взялась? Давайте посмотрим что там!

Послание пирата (читает психолог) достаёт заколдованное письмо.

Ребята посмотрите, какое странное письмо, давайте вместе прочитаем эту шифровку! Читаем вместе. (Каждый охотник желает знать где сидит фазан)

Ребята в чём же секрет этого письма? Что необычного вы заметили? Посмотрите на 1е буквы – они разноцветные! В таком же порядке, как и цвета радуги!

Разгадали умницы! А на чём мы можем в космос улететь? Правильно на ракете! Но, к сожалению, она сломалась? Поможете её собрать!!?? Собираем ракету.

Релаксация. Отправляемся в космос за заданием пирата.

Звучит космическая музыка.

Появляются конверты.

Ребята, вот мы и прилетели, посмотрите сколько заданий приготовил пират! а сейчас давайте посмотрим какое же задание 1е, конечно же  в красном конверте, ведь 1й цвет радуги красный, молодцы.

Выполняем задания в конвертах, после каждого конверта ребёнок рисует дугу определённого цвета на ватмане.

1 конверт: «Помогите разобрать камушки!»

(Пират) Ребята! Кристальные шарики от разных звезд перемешались! Помогите мне пожалуйста разобрать их!

Миска с камушками нескольких цветов. Ребята, посмотрите какие красивые камушки! Каких они цветов? Оранжевые, синие, голубые, белые, зелёные. Сейчас каждый будет собирать свой цвет!

Молодцы, мы выполнили 1е задание пирата в красном конверте, теперь мы можем раскрасить 1ю дугу радуги красным цветом!

2 конверт: «Песня про оранжевый цвет»:  

(Пират) Я очень люблю оранжевый цвет! А знаете ли вы песню про оранжевый цвет? Споёте?

(Физкультминутка) Поём «оранжевую песню». Обсуждаем бывает ли всё оранжевого цвета.

Каким цветом раскрасим 2ю дугу радуги? Оранжевым.

3 конверт: «Наведи порядок» индивидуальная работа

(Пират) Ребята, у нас в космосе такой беспорядок! Сам я справиться не могу! Помогите мне навести порядок.

4 конверт: «Какого цвета фрукты и овощи?»

(Пират) Ребята, у нас в космосе овощи и фрукты не имеют цвета! А у вас? Помогите определить цвет овощей и фруктов я вам их приготовил!

5 конверт: «Стихотворения на каждый цвет радуги»

(Пират) Ещё я очень люблю поэзию, кстати!!! Сможете ли вы рассказать как поэты обо всех цветах радуги? Цвета радуги ещё не забыли?

Дети рассказывают стихи про каждый цвет радуги.

Умницы. Теперь мы можем раскрасить ещё одну дугу! Но прежде, мы с вами немножко отдохнём. Встанём в кружочек, закроем глазки и обратимся к радуге:

Игра "Радуга" Одновременно дети закрывают глаза, представляют летний пейзаж и выполняют покачивание туловищем из стороны в сторону, руки над головой.

Дети вместе с учителем произносят:

Радуга-дуга-дуга,

Унеси меня в луга,

На травушку шелковую,

На речку бирюзовую,

На желтенький песок! (выполняются соответственные движения руками)

Открываем глазки, вот мы и на лугу, перед нами тропинка – побежали по тропинке, вдруг – кочка,  опять тропинка, - копна…. Остановились. Молодцы.. вернёмся к нашей радуге.

Давайте раскрасим ещё одну дугу.

6 конверт: Заплатки»

(Пират) Беда случилась у меня,

Покоя нет уже 3 дня,

Платочки всё мои цветные

Космические мышки прогрызли озорные.

Вот и я стихами заговорил…  Ребята помогите найти заплатки к моим платочкам!

Ребята давайте посмотрим какого цвета платочки? Посмотрите какие узоры?

Давайте подберём заплатки к ним. Как мы будем подбирать заплатки? Так, чтобы они подходили по форме, по цвету, по рисунку.

7 конверт: «Портрет».

(Пират) А ещё я люблю картины! А вы умеете рисовать? А может и портрет мой необычным способом сможете нарисовать?

Итог занятия.

Ребята, что мы сегодня повторяли? Правильно, мы повторяли цвета, цвета радуги! У нас получилась вот такая красочная радуга.

У нас остался последний конверт.

Педагог читает стихотворение:

Если б все на свете было одинакового цвета,
Вас бы это рассердило или радовало это?
Видеть мир привыкли люди белым, желтым, синим, красным.
Пусть же все вокруг нас будет удивительным и разным!

Положительная оценка деятельности каждого ребенка.

1 конверт: «Помогите разобрать камушки!»

Ребята! Камушки от разных звезд перемешались, никак не могу разложить их! Помогите мне пожалуйста справиться с ними!

2 конверт: «Песня про оранжевый цвет» Обсуждение

Я очень люблю оранжевый цвет! А знаете ли вы, песню про оранжевый цвет? Споёте?

3 конверт: «Наведи порядок» индивидуальная работа

Ребята у нас в космосе такой беспорядок! Помогите мне, навести порядок.

4 конверт: «Какого цвета фрукты и овощи?»

Ребята у нас в космосе овощи и фрукты не имеют цвета! А у вас? Помогите определить цвет овощей и фруктов, я вам их приготовил!

5 конверт: «Стихотворения на каждый цвет радуги»

Ещё я очень люблю поэзию, кстати!!! Сможете ли вы рассказать как поэты обо всех цветах радуги? Цвета радуги ещё не забыли?

6 конверт: Заплатки»

Беда случилась у меня,

Покоя нет уже 3 дня,

Платочки всё мои цветные

Космические мышки прогрызли озорные.

Вот и я стихами заговорил…  Ребята помогите найти заплатки к моим платочкам!

7 конверт: «Портрет».

А ещё я люблю картины? А вы умеете рисовать? А может, и портрет мой необычным способом сможете нарисовать?

Послание пирата:

Здравствуйте ребята! Я – космический пират! Это я забрал ваши цвета!

А вы хотите заново раскрасить радугу? Тогда вам необходимо выполнить мои задания и только тогда вы сможете раскрасить её! Прилетайте ко мне в космос! Но сначала разгадайте моё заколдованное письмо!