Гражданская активность

Цыренова Ирина Дашидоржиевна

В 2018г  была общественным куратором социального проекта "Зри в корень"   КДН и ЗП Администрации Железнодорожного района г. Улан - Удэ

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                               «Утверждаю»                                                                                                                                                            

                                                         председатель рабочей группы                                                                                                                                                                                  

                                                                       инновационного социального проекта

                               «Зри в корень»                                                                                    

                                                                   __________________Баранкова Н.В.                                                                                                              

                                        «17» августа 2018 г.

Положение об общественном кураторе

социального проекта «Зри в корень»

  1. Общие положения
  1. Общественный куратор социального Проекта «Зри в корень» (далее — куратор) — специалист одного из субъектов профилактики (классный руководитель, учитель, воспитатель, педагог дополнительного образования, тренер, дворовый инструктор, инспектор ПДН, педиатр), уже знакомый семье –участнице Проекта «Зри в корень», сопровождающий семью с целью вывода из социально опасного положения;
  2. Куратор закрепляется за семьей постановлением КДНиЗП г. Улан-Удэ по Железнодорожному району на весь период индивидуально-профилактической и реабилитационной работы с семьей в рамках Проекта «Зри в корень»;
  3. Куратор взаимодействует со специалистами всех органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и социальным окружением подопечных;
  4. Методическую и психологическую помощь кураторам в работе с семьей оказывают психологи Проекта «Зри в корень»;
  5. Основными принципами деятельности куратора являются профессиональная компетентность, гуманизм, уважение к личности ребенка, ответственность, поддержка и индивидуальный (личностно-ориентированный) подход;
  6. Куратор осуществляет работу с семьей как в рамках основной деятельности, предусмотренной должностной инструкцией, так и в рамках мероприятий проекта «Зри в корень»;
  7. Замена куратора может осуществляться в следующих случаях:

- по ходатайству членов рабочей группы Проекта «Зри в корень», если куратор не организует свою работу с семьей;

- по ходатайству самого куратора в случае обоснования своего ходатайства;

- по просьбе несовершеннолетнего и (или) его семьи.

1.8. Куратор выполняет свои обязанности на безвозмездной основе в отношении только одной семьи;

1.9. КДН и ЗП сообщает по месту основной работы куратора о его решении участвовать в Проекте «Зри в корень» с приложением ходатайства на имя руководителя о поощрении работника, выполняющего задачи общественного куратора в свободное от работы время;

1.10. По итогам реализации проекта опыт кураторов будет обобщен и представлен общественности Республики Бурятия на итоговой республиканской конференции и в СМИ;

1.11. По итогам реализации проекта кураторы получают благодарственные письма Администрации Железнодорожного района или Администрации г. Улан-Удэ;

1.12. По итогам реализации проекта куратор получает комплект методических материалов «Зри в корень», разработанный в ходе реализации Проекта. Пособия имеют практическую направленность, способствуют организации деятельности, направленной на укрепление детско-родительских отношений.

II. Содержание работы общественного куратора

Куратор в работе с семьей осуществляет следующую деятельность

  1. Выстраивает конструктивное взаимодействие с закрепленной семьей. Сопровождает семью в ходе реализации мероприятий Проекта «Зри в корень»;
  2. Осуществляет патронаж семьи: посещает по месту жительства (не реже одного раза в месяц), проводит профилактические беседы, дает рекомендации по разрешению трудной жизненной ситуации;
  3. Отслеживает комплексную помощь субъектов профилактики в соответствии с программой индивидуально-профилактической работы (далее ИПР);
  4. Способствует занятости несовершеннолетнего (несовершеннолетних) через вовлечение в различные мероприятия (социальные, досуговые, спортивные) и трудовую деятельность;
  5. Информирует семью о местах и возможностях получения необходимой помощи для разрешения трудной жизненной ситуации;

2.6. Содействует выявлению, диагностике и развитию ресурсов семьи, которые могут способствовать разрешению трудной жизненной ситуации;

2.7. Формирует и поддерживает мотивацию семьи на преодоление возникших трудностей;

2.8. Проводит постоянный мониторинг ситуации в семье.

III. Обязанности общественного куратора

Общественный куратор в работе с закрепленной семьей обязан

  1. Соблюдать в работе следующие принципы:

- принцип конфиденциальности;

- принцип анализа глубинных потребностей несовершеннолетнего;

- принцип направленности в будущее[1];

- принцип безоценочного отношения к несовершеннолетнему и членам семьи;

- принцип разделения ответственности[2]; 

3.2. Использовать в профилактической и реабилитационной работе с семьей методы и технологии, направленные на развитие устойчивых навыков самостоятельного решения проблем, исключающие иждивенческое поведение.

3.3.Осуществлять мониторинг реализации межведомственного плана работы, составленного субъектами профилактики;

3.4. Ежеквартально на заседаниях КДН предоставлять аналитическую информацию о динамике семейной ситуации подопечных и эффективности мероприятий Программы ИПР и мероприятий Проекта «Зри в корень»; предложения о необходимости внесения изменений в Программу ИПР (изменение приоритета в реализации мероприятий, исключение мероприятий из Программы ИПР, включение новых мероприятий в Программу ИПР, привлечение в Программу ИПР субъектов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних);

3.5. Доводить до подопечных их права, обязанности, правила поведения в общественных местах, разъяснять меру ответственности за нарушение действующего законодательства.

3.6. Сообщать подопечным необходимые сведения о субъектах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, культурно-развлекательных и спортивных учреждениях.

IV. Права общественного куратора

Куратор случая в пределах своей компетенции имеет право:

4.1. Ознакомиться с планом ИПР с семьей субъектов профилактики;

4.2. Обращаться в КДНиЗП, субъекты системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних с предложениями по улучшению качества профилактической и реабилитационной работы с подопечными;

4.3. Обращаться к психологам Проекта «Зри в корень» за консультацией по организации работы с семьей в рамках супервизий, задавать вопросы психологам и получать ответы в закрытой группе кураторов в социальной сети «ВКонтакте»;

4.4. Инициировать межведомственное посещение подопечного и его семьи по месту жительства;

4.5. При необходимости посещать заседания КДНиЗП, в ходе которых рассматриваются административные протоколы (представления), составленные на закрепленную семью;

4.6. Информировать КДНиЗП о неисполнении субъектами системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних мероприятий Программы ИПР семьи либо отказе субъектов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в оказании содействия в реализации мероприятий Программы ИПР.

V. Ответственность общественного куратора

5.1. Куратор несет ответственность за ненадлежащее исполнение обязанностей, предусмотренных настоящим Положением, в соответствии с действующим законодательством.

VI. Организация работы общественного куратора

6.1. Общее руководство и систематический контроль за организацией работы куратора осуществляет КДНиЗП;

6.2. С целью оказания помощи куратору психологи Проекта «Зри в корень» организуют диагностику семей, разрабатывают рекомендации куратору по работе с семьей, проводят супервизии, он-лайн консультации в закрытой группе кураторов в социальной сети «ВКонтакте»;

6.3. По окончании реализации Проекта «Зри в корень» на заседании КДНиЗП куратор представляет итоги своей работы с семьей и вносит предложения в дальнейшую работу с ней.


Приложение 1

Календарный план мероприятий проекта «Зри в корень»

с участием общественных кураторов

№ п/п

Наименование мероприятия

Срок реализации

Организатор

Задача общественного куратора

1

Обучающий семинар для общественных кураторов, направленный на обучение продуктивным методам взаимодействия с детьми и родителями, профилактику профессионального выгорания.

7 сентября 2018 г.

Центр диагностики и консультирования, Городская ассоциация «Семья,  

Администрация Железнодорожного района

Принять активное участие в семинаре

2

Тренинг «Я готов к сотрудничеству» с целью мотивации семьи на участие в проекте и подготовке детей к принятию в свою жизнь нового значимого взрослого человека в лице общественного куратора.

3 неделя сентября 2018 г.

Центр диагностики и консультирования, Администрация Железнодорожного района

Принять активное участие в тренинге

3

Социальное сопровождение закрепленных семей с целью выхода из социально-опасного положения

Весь период

КДН и ЗП

Ежеквартально на заседаниях КДН предоставлять аналитическую информацию о динамике семейной ситуации подопечных и эффективности мероприятий Программы ИПР и мероприятий Проекта «Зри в корень», вносить предложения о необходимости внесения изменений в Программу ИПР

4

Квест-игра «Тропа мужества». Игра подразумевает движение к цели через преодоление трудностей (этапы игры), направлена

на сплочение команды кураторов и подопечных детей, развитие патриотизма, чувства причастности к истории своей страны.

21 сентября 2018 г.

Администрация Железнодорожного района

Управление по делам молодежи Комитета по социальной и молодежной политике

Принять активное участие в квест-игре вместе с детьми закрепленной семьи

5

Конкурс социальных проектов «Корни добра». Конкурс призван способствовать вовлечению детей и взрослых в социально-полезную деятельность.  По условиям конкурса каждая команда (общественный куратор и дети из закрепленной семьи) разрабатывают и представляют социальный проект, который можно реализовать силами общественности на уровне микрорайона проживания детей. 6 лучших проектов получают поддержку от Администрации Железнодорожного района.

15 октября-25 ноября 2018 г.

Администрация Железнодорожного района

Принять активное участие в разработке социального проекта вместе с детьми закрепленной семьи

6

Супервизии для общественных кураторов с целью   профессиональной поддержки и профилактики профессионального выгорания.

октябрь, январь 2018 г.; апрель, июнь, сентябрь 2019 г.

Центр диагностики и консультирования

Принять активное участие в супервизиях, задать проблемные вопросы

7

Организация работы закрытой группы общественных кураторов в социальной сети «ВКонтакте» с целью обмена информацией, мониторинга работы общественных кураторов, консультирования психологами Проекта

Весь период

КДНиЗП

Принять активное участие в работе группы, делиться результатами реализации Проекта, задавать вопросы психологам Проекта

8

Консилиумы членов рабочей группы Проекта с целью анализа работы кураторов с семьями

ноябрь 2018 г., февраль, апрель, июнь, сентябрь 2019 г.

Администрация Железнодорожного района

Центр диагностики и консультирования

Городская ассоциация «Семья»

Подготовить и представить рабочей группе Проекта информацию о работе с семьей, трудностях и проблемах взаимодействия, степени участия в мероприятиях Проекта

9

Программа выходного дня для всей семьи «Открытый мир»:

-Фестиваль дворовых игр

-Праздник зимних забав

-Закладка аллей семьи

-День здоровья

Сентябрь 2018

Февраль 2019

Май 2019

июнь 2019 г.

Администрация Железнодорожного района

Получить обратную связь от семьи (письменный отзыв) об их участии в мероприятии, впечатлениях

10

Итоговая республиканская конференция «Реализация социального проекта, направленного на профилактику социального сиротства «Зри в корень»

Сентябрь 2019

Администрация Железнодорожного района

Участвовать в  работе конференции


[1] Направление усилия на поиск возможных путей выхода из проблемной ситуации, а не поиск виновного в случившемся.

[2]  Куратор несет профессиональную ответственность не за результат реализации Программы ИПР и Проекта «Зри в корень», а за оказание посильного содействия в принятии несовершеннолетним и его семьей мероприятий Программы ИПР и Проекта «Зри в корень» и их активному участию в этих мероприятиях. Ответственность за позитивные/ негативные изменения семейной ситуации лежат на членах семьи.  


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Социальный проект

«Зри в корень»

Адрес проживания, контактные сведения:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Состав семьи

Совместно проживающие взрослые:

ФИО

Дата рождения

Степень родства

Трудоустроенность

Дети:

ФИО

Дата рождения

Устроенность в ОУ

Примечание

Ближайшие родственники:

ФИО

Степень родства

Место проживания


Постановка семьи на учет в органах социальной защиты:

Дата постановки

Субъект профилактики

В связи с чем поставлены на учет

Самоанализ родителей постановки на учет

Жилищно-бытовые условия:

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Материальное положение семьи:

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Характеристика взаимоотношений в семье:

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

        



Предварительный просмотр:

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ СЕМЬИ

Категория 1:  Функционирование ребенка

  1. Самозащита

Низкая восприимчивость к ЖО

Восприимчивость средней степени

Высокая восприимчивость к ЖО

У ребенка есть возможность использовать разнообразные  источники поддержки (взрослые/родственникам/друзья), и он их использует

Ребенок может и хочет делиться своими тревогами, касающимися его безопасности, со взрослыми

Ребенок активно защищается, или предпринимает какие-либо действия, чтобы избежать возникновения опасных для него ситуаций

Ребенок может и хочет быть подальше от источника опасности, может и хочет  защитить себя

Ребенок со всем вниманием относится к работникам социальных служб, рассматривая их в качестве людей, способных позаботиться о нем, поддержать и защитить, рассчитывает на их помощь и защиту.

У ребенка недостаточно развита способность объяснить свои потребности, обстоятельства его жизни, или его словарный запас небогат.

Ребенок физически или вербально вмешивается в семейный конфликт

Ребенок выглядит встревоженным, даже будучи под защитой соцработника (приемная семья, т.п.)

Ребенок не выказывает открытого страха перед семьей или соцработником, но считает, что они  неспособны помочь ему и защитить.

Ребенок изолирован от окружения, у него нет доступа к  взрослым/родственникам/друзьям, которые могли бы ему помочь

Ребенок неспособен и/или не хочет делиться своими тревогами со взрослыми

Ребенок принимает плохое к нему обращение/обвинения в свой адрес без возражений или неспособен (физически или эмоционально) выйти из сложившейся ситуации

Ребенок выражает чрезмерный страх в отношении соцработников и домашнего окружения


  1. Физическое/Когнитивное/Социальное развитие

Низкое влияние ЖО/Отсутствие влияния/развитие согласно возрасту

Влияние средней степени /Проблемы в развитии

Значительное влияние ЖО/ Проблемы в развитии

Социальное, когнитивное и физическое развитие ребенка соответствует возрасту (определяется во время оценки безопасности). Отставание в развитии (если и имеется)  не имеет никакого отношения к ЖО с ребенком.

Количество детей и уровень их развития таковы, что родители не справляются со своими обязанностями,  но при необходимости они находятся под наблюдением соцработника

Количество детей и/или уровень их развития требует повышения контроля, но родители обладают достаточными навыками, чтобы справиться с ситуацией

У ребенка наблюдается какое-либо отставание в развитии вследствие плохого с ним обращения.

Ребенок находится на таком уровне развития, что остро нуждается в заботе родителей.

Количество детей и/или уровень их развития требует повышения контроля, но родители не обладают достаточными ресурсами, чтобы контролировать этот процесс

У ребенка наблюдается значительное отставание  в развитии вследствие плохого с ним обращения.

Количество детей и/или уровень их развития осознан самими родителями и/или они находятся под наблюдением соцработника по настойчивому требованию родителей


  1. Эмоциональная/поведенческая деятельность

Низкая зависимость от семьи

Средней степени зависимость от семьи

Высокая зависимость от семьи

Поведение ребенка/темперамент «легкий» (т.е. обычно он легко адаптируется, может справиться с изменениями в обычном порядке жизни без депрессии, его легко удовлетворить, утешить в беде)

Уровень развития ребенка соответствует его возрасту, и на данном этапе ему не нужна неотлучная помощь родителей

Ребенок обычно идет навстречу просьбам и указаниям родителей

Ребенок оправился от отставания в социальном, эмоциональном, когнитивном или физическом плане, и на данный момент его возможности соответствуют возрасту

Ребенок способен контролировать свое поведение и эмоции в большинстве ситуаций, последователен в своих поступках

У ребенка наблюдаются хорошие навыки копирования, и он демонстрирует гибкость и быстро восстанавливает здоровое физическое и душевное состояние

Ребенок родился недоношенным.

У ребенка есть заболевание, требующее особого родительского ухода.

Ребенок ведет себя вызывающе или нарушает порядок

У ребенка наблюдается отставание в развитии, которое влияет на уровень  способности ребенка действовать самостоятельно

Ребенка обычно трудно удовлетворить, или он требует повышенного внимания.

Ребенок страдает от колик, постоянно плачет, часто подавлен

Ребенок дерзок и не подчиняется авторитету, сопротивляется попыткам родителей ограничить его поведение

У ребенка наблюдаются некие нарушения, но влияние их можно классифицировать  как средние, и они  не так заметны

У ребенка есть симптомы некой душевной травмы, но влияние ее можно классифицировать как среднее, и он может контролировать свои эмоции и поведение в некоторых ситуациях.

Ребенку чрезвычайно  необходима особая забота и уход вследствие хронического заболевания или сильного отставания в физическом, психическом, социальном плане.

Ребенок нуждается в полном и постоянном родительском внимании/заботе

Ребенок чрезвычайно непослушен, ведет себя крайне вызывающе

У ребенка наблюдаются частые приступы гнева, он отказывается следовать просьбам родителей или открыто бросает им вызов

Поведение либо условия, которые в общем-то могут быть оценены как средние, представляются родителям чрезвычайными.

Ребенок с трудом формулирует свое чувство привязанности, демонстрирует неповиновение, проявляет неспособность/отказ устанавливать близкое общение, совершает насильственные действия  в отношении других, выказывает внешнее расположение к чужим, недостаточно осознает происходящее, недостаточное развитие причинно-следственного мышления, плохие отношения с ровесниками, деструктивен, нуждается в том, чтобы быть под наблюдением (контролем).


Категория 2:  Деятельность взрослых

  1. Когнитивные способности

        

Деятельность, направленная на поддержание безопасной и стабильной семьи

Проблемы средней степени

Значительные проблемы в деятельности

Демонстрирует достаточные знания и навыки, чтобы справиться с каждодневной рутиной (умеет распределить время, установить приоритеты, справиться с домашней работой, рассчитать финансовые расходы, основные навыки письма и чтения и т.д.) или же эффективно использует вспомогательные средства, чтобы возместить ограничения

Отсутствует отставание/ухудшение (когнитивные или в физическом здоровье), которые могли бы помешать выполнять родительские функции

Родитель имеет отставание/ухудшение (когнитивные или в физическом здоровье), которое может помешать ему исполнять родительские обязанности, но при этом он использует вспомогательные компенсирующие средства для того, чтобы ребенок  мог получить необходимую заботу и уход.

У родителя есть ограничения в необходимых знаниях и навыках, что влияет на способность родителя обеспечить ребенку основной уход.

Имеет отставание/ухудшение, в результате которого родитель периодически неспособен удовлетворить основные нужды ребенка и/или защитить его.

Единичные случаи использования вспомогательных ресурсов для того, чтобы ребенок получил необходимый  уход и заботу.

Родитель имеет недостаток основных знаний и навыков, чтобы справиться с жизненными обстоятельствами. Есть  угроза того, что родитель не сможет обеспечить ребенку даже минимальный уход и заботу

Имеет отставание/ухудшение, в результате которого забота о ребенке неадекватна или же ребенок подвергается опасности. При этом отсутствуют вспомогательные средства, способные компенсировать данное отставание/ухудшение.

Родитель имеет отставание/ухудшение, в результате которого эксплуатирует другого родителя и/или ребенка, подвергает ребенка опасности, пренебрегает уходом за ним.

Родитель имеет отставание /ухудшение, в результате которого уход за детьми регулярно перерывается


Отставание/ухудшение состояния родителя угрожает развитию ребенка в физическом, когнитивном, эмоциональном и/или социальном плане.


  1. Физическое здоровье

Функциональная поддержка безопасной и стабильной семьи

Проблемы средней степени в функционировании/Периоды благополучной деятельности

Значительные проблемы в функционировании

Отсутствует отставание/ухудшения в когнитивном плане и в плане физического здоровья, которые могли бы помешать исполнению родительских обязанностей.

Имеются когнитивные/физические нарушения, которые могут помешать исполнению родительских обязанностей, но при этом родитель использует вспомогательные ресурсы, компенсирующие его недееспособность. В результате ребенок получает адекватный уход.

Имеются отставание/ухудшения, в результате которых возникает периодическая неспособность родителя осуществить уход за ребенком и/или защитить его.

Единичные случаи использования поддержки извне для обеспечения адекватного ухода за ребенком

У родителя есть отставание/ ухудшения, в результате которого забота о ребенке неадекватна или же ребенок подвергается опасности. При этом отсутствуют (или не принимаются) вспомогательные средства, призванные компенсировать данное отставание/ухудшение.

Отставание/ухудшение, в результате которого родитель эксплуатирует другого родителя и/или ребенка, подвергает опасности ребенка, пренебрегает уходом за ним.

Отставание/ухудшение, в результате которого уход за детьми регулярно перерывается

Отставание/ухудшение состояния родителя угрожает развитию ребенка в физическом, когнитивном, эмоциональном и/или социальном плане.


  1. Эмоциональная/Психическая Деятельность

        

Функциональная поддержка безопасной и стабильной семьи

Проблемы средней степени в функционировании/Периоды благополучной деятельности

Значительные проблемы в функционировании

Отсутствуют отклонения в состоянии психического здоровья, которые могли бы помешать исполнению родительских функций.

Имеются отклонения в состоянии психического здоровья, которые могли бы помешать исполнению родительских функций, но при этом родитель способен справиться со своим состоянием, чтобы обеспечить ребенку адекватную эмоциональную и физическую заботу.

Эффективно справляется с раздражением, неагрессивен

Демонстрирует сочувствие в отношении других: осознает и понимает чувства и нужды других людей, идет им навстречу, в достижении своих целей не ставит под угрозу благополучие других, чутко относится к нуждам других

Единичные случаи использования стратегий и услуг, способных улучшить функционирование; единичные случаи в управлении своим психическим состоянием

Психическое состояние родителя периодически становится причиной пренебрежения основными нуждами ребенка, его защитой

Родитель неспособен  (или не желает) справиться с раздражением без агрессии

В чем-то нечувствителен к окружающим, редко учитывает интересы других людей, эгоистичен в некоторых моментах. Но при этом раскаивается, если его поведение кого-то ранило.

Неуправляемое психическое состояние. Как результат -чрезвычайно неадекватный уход за ребенком, создание опасных для ребенка ситуаций

Неуправляемое психическое состояние, в  результате которого родитель эксплуатирует другого родителя и/или ребенка, подвергает опасности ребенка, пренебрегает уходом за ним.

Неуправляемое психическое состояние, в результате которого уход за детьми регулярно перерывается

Неуправляемое психическое состояние родителя угрожает развитию ребенка в физическом, когнитивном, эмоциональном и/или социальном плане.

Родитель подвергает членов семьи физически или вербально плохому обращению в моменты гнева

Недостаток сочувствия: рассматривает и удовлетворяет только свои потребности, эгоистичен во всех проявлениях, не сожалеет о том, что причинил кому-то вред

Родитель доминирует, контролирует и запугивает других членов семьи

Патологическое отсутствие угрызений совести


  1. Домашние отношения  (Домашнее насилие)

Функциональная поддержка безопасной и стабильной семьи

Проблемы средней степени в функционировании/Периоды благополучной деятельности

Значительные проблемы в функционировании

Родители контролируют свою жизнь и способны принимать решения, основанные на том, что они считают лучшим для себя и своих детей

Родители имеют эмоциональную поддержку в доме или сообществе, куда они входят, что способно их удовлетворить

Родители чувствуют себя в безопасности от угрозы какого-либо вреда; отсутствуют какие бы то ни было инциденты с применением насилия

Родители могут выплескивать свое плохое отношение друг к другу не только вербально, но и физически, и не оказывать в достаточной мере эмоциональной поддержки. Родитель чувствует себя под контролем физически и эмоционально со стороны своего близкого партнера

Родитель представляет угрозу для своего партнера

Родитель/взрослый сталкивались ранее с законом на почве совершения действий, носивших насильственный характер (в основном, домашнее насилие).

Родитель – жертва домашнего насилия или сексуального насилия со стороны своего партнера

Ребенок подвергся и/или стал свидетелем насильственного эпизода в доме, применения оружия, угроз насильника взрослой жертве

Семья теряет крышу над головой или попадает в приют; обвиняется по закону за применение насилия и/или преследуема по суду.


  1. Принятие алкоголя/наркотиков

Функциональная поддержка безопасной и стабильной семьи

Проблемы средней степени в функционировании/Периоды благополучной деятельности

Значительные проблемы в функционировании

Ни в прошлом, ни в настоящем не принимали наркотики или алкоголь так, чтобы это мешало исполнению ими родительских обязательств.

Имелись проблемы с принятием алкоголя/наркотиков, но способны контролировать себя, чтобы суметь оказать ребенку адекватный уход.

Принятие родителем алкоголя/наркотиков периодически «выбивает» родителя из колеи, в результате он бывает неспособен ухаживать за ребенком, защищать его.

Единичные случаи использования стратегий и/или услуг, несостоятельность в контроле за своим поведением.

Родитель постоянно или неконтролируемо принимает алкоголь/наркотики, а значит, отсутствует адекватный уход за ребенком, ребенок подвергается опасности

Принятие алкоголя/наркотиков, в результате которого уход за детьми регулярно перерывается

Принятие алкоголя/наркотиков угрожает развитию ребенка в физическом, когнитивном, эмоциональном и/или социальном плане.

  1. Реакция на стресс

Функциональная поддержка безопасной и стабильной семьи

Проблемы средней степени в функционировании/Периоды благополучной деятельности

Значительные проблемы в функционировании

Родитель имеет эффективные стратегии борьбы со стрессовыми ситуациями и поддержания адекватного уровня ухода за детьми

Родитель не может справиться с жизненными стрессами, что время от времени мешает уходу за ребенком

Становится агрессивным и/или взрывается при столкновении с проблемами и попадании в стрессовую ситуацию.

Не может эмоционально мобилизоваться при столкновении с проблемами или стрессом, в результате складывающегося хаотического состояния неспособен оказать должный уход ребенку, обезопасить его

Легко подавляем жизненной рутиной


  1.  Практика по родительскому уходу

Функциональная поддержка безопасной и стабильной семьи

Проблемы средней степени в функционировании/Периоды благополучной деятельности

Значительные проблемы в функционировании

Использует ненасильственные и нефизические дисциплинарные методы

Поддерживает хороший эмоциональный уровень самоконтроля в момент проведения воспитательных действий

Использует позитивные поощрения за желаемое поведение

Использует разнообразные возрастные и приемлемые по развитию ребенка  дисциплинарные стратегии

Выбирает дисциплинарные методы, которые являются наиболее приемлемыми для ситуации, с которой связано непослушание

Устанавливает приемлемые правила и ограничения там, где затрагивается здоровье, безопасность, благополучие ребенка, разъясняет это ребенку; разумен в принуждении, если таковое требуется

Вмешивается раньше, чем поведение ребенка выйдет из-под контроля

Ожидания от поведения ребенка разумны и приемлемы, с учетом возраста ребенка, уровня развития и ситуации


Следит за деятельностью ребенка, вовремя вмешивается, чтобы остановить ребенка, направить его действия в другое русло,  предотвратить потенциально опасное поведение

Ожидания от поведения ребенка сочетаются с его возрастом и уровнем развития

Индивидуализирует и модифицирует вмешательство родителей в отношении уникальности самого ребенка, его потребностей, ситуации

Отдает себе отчет в своих действиях и регулярно  старается отвечать на нужды ребенка и его прогресс

Своевременно отвечает на реплики ребенка

Демонстрирует привязанность к ребенку в соответствии с манерой, принятой в семье

Вовлекает ребенка в соответствующую деятельность и другие виды взаимодействия, участвует в играх

Поощряет социальное взаимодействие ребенка

Демонстрирует понимание особых нужд ребенка и следует предписанному уходу

Использование наказаний в качестве исключения, чтобы держать поведение под контролем – не применяет способы поощрения, наставления и т.п. вмешательства.

Не может адекватно держать контроль над эмоциями во время воспитательных действий

Может знать много различных дисциплинарных стратегий, но не способен эффективно их использовать

Правила и ожидания в семье неясны

Единичные случаи принуждения следовать определенным рамкам/правилам

Неэффективные попытки вмешаться, чтобы обуздать поведение ребенка.

Не способен вмешаться, чтобы взять под контроль непослушного ребенка, или защитить его от травм

Родитель принимает такие меры, которые скорее усилят неповиновение, чем обуздают его.

Ожидания, возложенные на ребенка, не соответствуют его возрасту или уровню развития.

Может распознать, когда ребенку угрожает опасность, но неспособен предотвратить ситуацию, вмешаться, переключить ребенка на что-то более безопасное

Ожидания, возложенные на ребенка, не соответствуют его возрасту или если развитие в какой-то области не такое, как ожидается

Неправильная оценка возможностей ребенка в самостоятельной заботе о себе и самоконтроле

Единичные случаи регулирования родительского вмешательства, чтобы пойти навстречу нуждам ребенка и ситуации.

Единичные или редкие случаи того, что нужды ребенка были бы удовлетворены, а заслуги признаны

Замедленная реакция на основные нужды ребенка

Редкий/невнимательный ответ на то, что ребенок нуждается в тепле и ласке

Участие в играх соответственно возрасту носит непостоянный или единичный характер или же вовлечение ребенка в деятельность, не соответствующую его возрасту; сформированы негативные взаимоотношения


Ограничивает потребности ребенка в социальном общении

Не поддерживает усилия ребенка  (или не помогает ребенку) вступить в социальные отношения соответственно его возрасту

Не осознает или не обеспечивает особые потребности ребенка, не следует предписанному уходу

Полагается исключительно на методы физического дисциплинарного воздействия такие, как порка или шлепки

Использует строгие насильственные физические формы дисциплинарного воздействия

Постоянно теряет эмоциональный контроль, что выражается в чрезмерном физическом воздействии, резкой брани, выказывании своего раздражения и эмоциональной неуравновешенности

Использует дисциплинарные методы, не соответствующие возрасту ребенка, уровню его развития или ситуации

Выделяет какого-то одного ребенка для чрезмерно строгого наказания

Не способен объяснить, чего он/она хочет  получить от ребенка, есть угроза здоровью ребенка, его безопасности, благополучию.

Игнорирует поведение ребенка, даже если это может привести к серьезной травме

В наличии слишком строгие или нереалистичные требования к поведению ребенка, не учитывающие его  возраст и уровень развития.

Родитель не осознает опасность, угрожающую ребенку в сложившейся ситуации; не способен адекватно оценить возможности ребенка заботиться о себе самостоятельно

Может осознать, когда ребенок в опасности, но не способен (или не хочет) вмешаться и перенаправить ребенка

Неспособен регулировать родительское вмешательство, чтобы удовлетворить индивидуальные потребности ребенка

Постоянно игнорирует ребенка

 

Не  отвечает  на реплики ребенка, (либо не осознает потребности ребенка в общении)

Отвергает ребенка, или не способен ответить на потребность ребенка в любви и заботе

Неспособен вовлечь ребенка в деятельность согласно его возрасту или взаимодействие, имеющее положительную направленность (либо  отказывается это делать).

Намеренно изолирует ребенка (прячет его, запирает в комнате и т.д.), и такое поведение  наносит ребенку вред.

Неспособен осознать/обеспечить особые потребности ребенка (или отказывается это делать)


Категория 3:  Семейная деятельность

  1. Роль семьи, взаимодействие и взаимоотношения

Функциональная поддержка безопасной и стабильной семьи

Проблемы средней степени в функционировании

Значительные проблемы в функционировании

Описывает ребенка в позитивном ключе – гордится достижениями ребенка

Несет в себе позитивный заряд, несмотря на то, что ребенок может не слушаться

Постоянно следит за выполнением своих родительских обязанностей по отношению к здоровью ребенка, его безопасности и благополучию – при этом не ожидая, что ребенок будет вести себя как «маленький взрослый»

Получает удовольствие от общения с другими и возможности с кем-то близко подружиться, установить доверительные отношения

Чувство семьи и выражение сильно развитого семейной идентичности и единства. Члены семьи демонстрируют постоянство и сильную привязанность друг к другу.

Родительское/опекунское отношение (когда в семье есть взаимная поддержка и удовлетворение друг другом)

Состав семьи постоянен долгое время.

Изменения в составе семьи происходят благодаря взрослым так, что не оказывают на благополучие ребенка негативного влияния

Семья активно работает сообща в рамках здоровой (не приносящей вред) рекреационной деятельности.

Все роли эффективно выполняются, с учетом развития и возраста, потребности семьи удовлетворяются

Четко проведены границы между поколениями, эти границы соблюдаются

Роль семьи может гибко и конструктивно регулироваться в ответ на кризисные моменты, изменения в уровне развития семьи или другие изменения.

Члены семьи регулярно сообщают о своих нуждах, общение эффективно и конструктивно

Семья конструктивно все обсуждает и совместно работает над решением проблем.

Члены семьи регулярно помогают друг другу.

Судит о ребенке так, что это мешает адекватно рассмотреть способности ребенка к тренировке вообще и тренировке терпения, поддержке и понимании поведения ребенка

Не отличается постоянством в выполнении родительских функций в вопросах, касающихся здоровья ребенка, его безопасности и благополучия.

Не формирует близкие отношения, но способен развивать и поддерживать нерегулярные социальные связи.

Семья чувствует, что они принадлежат друг другу, но при этом демонстрируют поведение, способное негативно повлиять на чувство семейного единства, идентичности и лояльности.

Отношение родителей/опекуна ни вербально, ни физически не угрожает ребенку, но при этом дает мизерное количество эмоциональной поддержки, или же таковая отсутствует.

Частые конфликты в отношениях между супругами.

Состав семьи не постоянен и изменения несут в себе угрозу чувству эмоциональной безопасности ребенка.

Родитель не делает попыток провести время со своим ребенком (детьми).

Члены семьи не в состоянии исполнять свои роли, влияющие на уход и безопасность ребенка.

Родитель/опекун не способен поддерживать возрастное разграничение в вопросах, относящихся к здоровью ребенка, его безопасности и благополучию.

Члены семьи хотят, но испытывают недостаток в возможности регулировать роли в критических ситуациях, когда потребности изменяются.

Члены семьи часто пытаются регулировать роли, поручая ребенку больше обязанностей, чем он может вынести по своему уровню развития.

Общение в семье носит единичный характер, непродуктивно или несет в себе чувство неудовлетворенности в вопросах, касающихся здоровья ребенка, его безопасности и благополучия.

В стрессовой ситуации члены семьи часто используют вербальные  эмоциональные методы общения, ругаются, применяя бранные слова.

Члены семьи распознают проблемы, но у них нет практических методов их решения и выхода из стресса

Семья может справляться с тем, что выпадает ей каждый день, но отвергает стратегии решения проблем во время стрессовых ситуаций.

Члены семьи «не горят» желанием помогать друг другу, помощь носит единичный характер

Постоянно судит о ребенке в негативных тонах, критически относится к его поведению и развитию

Винит или представляет ребенка «козлом отпущения» за все возможные проблемы самого ребенка, родителей или семьи в целом.

Интерпретирует поведение ребенка как знак присущей ему «испорченности» - рассматривает его проступки как свидетельство плохих намерений, имеющихся у него, или хорошо обдуманной атаки, направленной на взрослых.

Выставляет полную инверсию привычных ролей; ожидает, что ребенок будет себя вести в точности, как взрослый – рассматривает ребенка как ровню; ожидает, что ребенок будет удовлетворять родительские нужды.

Очень подозрителен, недоверчив в отношении других, перво-наперво ищет пути того, как можно манипулировать, использовать или контролировать других или же, напротив, их избегать.

Семья не озвучивает и не демонстрирует свое взаимодействие, которое способно  поддержать чувство семейного единства, идентичности, лояльности к другим членам семьи

Отношение родителей/опекуна содержит в себе вербальную или физическую угрозу или оскорбительно.

Состав семьи регулярно меняется, и эти изменения ставят под угрозу способность и мотивацию взрослых защищать ребенка.

Семейных ограничений не существует; взрослые не отсеивают приходящих в дом временно или надолго. В дом допущены люди, связанные с криминальной средой.

Члены семьи отдаляются друг от друга и живут своей собственной жизнью

Роли выполняются неэффективно, без учета уровня развития и возраста

Роли в семье поменялись местами.

Родитель/опекун рассматривает ребенка как партнера и ведет себя по отношению к нему, как партнер/супруг

Значительный дисбаланс в силе и ответственности между взрослыми, что угрожает также способности родителей заботиться и защищать ребенка.

Роли в семье распределяются так, что создают твердые барьеры ее же внутренней способности удовлетворять свои потребности.

Взрослые отказываются от функций и ролей, предписанных им в семье

Общение регулярно заканчивается угрозами. Используется для контроля, подавления и причинения боли другим членам семьи

Члены семьи обычно не способны просто общаться друг с другом и, как результат, их не озвученные потребности не могут быть удовлетворены.

Семья постоянно отказывается признать существующие проблемы или необходимость обратиться к кому-нибудь за их решением

Семью легко подавить ежедневной рутиной, она не способна решить даже небольшие проблемы

Семья не являет собой источник поддержки и помощи для своих членов.

  1. Умение использовать ресурсы и владение навыками ведения хозяйства

Функциональная поддержка безопасной и стабильной семьи

Проблемы средней степени в функционировании

Значительные проблемы в функционировании

Ресурсы, заключенные в доме и семье, дают такой уровень спокойствия, порядка и определенного режима, что это помогает обеспечить ребенку условия, где он может быть здоров, в безопасности и благополучии.

Доход адекватен и покрывает нужды семьи.

Долги находятся на том уровне, когда их можно держать под контролем и погасить при необходимости.

В доме нет порядка, режима. Правила, установленные в семье, неясны и им невозможно следовать, что в немалой степени угрожает чувству безопасности ребенка.

Доходы нерегулярны; семья с трудом платит по счетам, чтобы покрыть свои нужды.

Домашними обязанностями пренебрегают, семейные правила отсутствуют совсем, в доме царит атмосфера хаоса, что никак не способствует тому, чтобы члены семьи чувствовали бы себя защищено.

Семья постоянно в кризисе из-за недостатка денег.

Семья имеет достаточный доход, но он не покрывает их потребности, т.к. часто деньги тратятся на азартные игры, наркотики и/или спонтанные покупки.

У семьи недостаточный доход, чтобы покрыть основные нужды по дому, на питание и медицинское обслуживание.


  1. Связь с родственниками, социальные и общественные связи

Функциональная поддержка безопасной и стабильной семьи

Проблемы средней степени в функционировании

Значительные проблемы в функционировании

Имеет надежный источник поддержки и прямого содействия.

Осознает и использует общественные ресурсы.

Родственники, друзья и/или другие неформальные источники могут поддержать и обеспечить приемлемую и надежную помощь семье при необходимости.

Семья ищет помощи в трудных случаях у родственников, друзей и других неформальных источников. Подобное поддерживающее влияние позитивно.

Семья интегрирована в сообщество,  имеет в широкую сеть социальных контактов, которая поддерживает способность семьи обеспечить ребенку здоровое, безопасное окружение и благополучное существование.

Имеет ограниченные контакты с людьми, которые могут оказать поддержку, или же контакты с другими носят поверхностный характер.

Использует ограниченное количество ресурсов сообщества.

Часто вступает в конфликт с родственниками и другими сторонами, имеющими большое значение в процессе выполнения родительских обязанностей.

У семьи есть некоторые источники поддержки, но пользуется она ими крайне редко.

Доступ к источникам, могущим оказать поддержку, ограничен.

Доступные средства дают некую поддержку, но они не лучшим образом сочетаются с потребностями семьи.

У семьи нет какой-либо неформальной поддержки, или же она не желает/не может ими воспользоваться, но хотела бы обратиться в официальные источники.

Поддержка семье может быть оказана, но не в то время, когда она больше всего нужна.

Не имеет надежных источников поддержки и помощи, или же контакты принадлежат к числу конфликтных или негативных.

Физическая изоляция (отсутствие телефона, транспорта), чтобы получить помощь и поддержку из привычных источников.

Контакты из числа друзей, сообщества, родственников усиливают негативные проявления.

У семьи нет тех, кто бы мог ей помочь и поддержать, или же неформальные источники доступны, но семья не желает /не может ими воспользоваться.

Семья чрезвычайно изолирована, социально и/или физически; члены семьи имеют минимальные контакты с окружающими.

Семья ведет кочевой образ жизни,  не привязана к какому бы то ни было сообществу.

Семья чрезвычайно сильно связана с группой, которая избегает контактов с людьми, не входящими в их число, и/или ее деятельность воспрещает своим членам обращаться к правительственным органам или властям, что несет в себе угрозу здоровью, безопасности и благополучию ребенка.


Функционирование ребенка

Риск

Проблема

Ресурс

Самозащита

Физическое/Когнитивное/Социальное развитие

Эмоциональная/поведенческая деятельность


Деятельность взрослых

Риск

Проблема

Ресурс

Когнитивные способности

Физическое здоровье

Эмоциональная/психическая деятельность

Домашние отношения  (Домашнее насилие)

Принятие алкоголя/наркотиков

Реакция на стресс

Практика по родительскому уходу


Семейная деятельность

Риск

Проблема

Ресурс

Роль семьи, взаимодействие и взаимоотношения

Умение использовать ресурсы и владение навыками ведения хозяйства

Связь с родственниками, социальные и общественные связи



Предварительный просмотр:

Ф. И. О. __________________________________________________________________ Дата___________

Внимательно прочтите предложенные утверждения, касающиеся вашего отношения к своему ребенку, и в случае согласия в бланке ответов поставьте «+», в случае несогласия «-».

     

1.     Я всегда сочувствую своему ребенку.

2.     Я считаю своим долгом знать все, о чем думает мой ребенок.

3.     Мне кажется, что поведение моего ребенка значительно отклоняется от нормы.

4.     Нужно подольше держать ребенка в стороне от реальных жизненных проблем, если они его травмируют.

5.     Я испытываю к ребенку чувство симпатии.

6.     Я уважаю своего ребенка.

7.     Хорошие родители ограждают ребенка от трудностей жизни.

8.     Мой ребенок часто мне неприятен.

9.     Я всегда стараюсь помочь своему ребенку.

10.  Бывают случаи, когда недоброе отношение к ребенку приносит ему пользу.

11.  По отношению к своему ребенку я испытываю досаду.

12.  Мой ребенок ничего не добьется в жизни.

13.  Мне кажется, что другие дети потешаются над моим ребенком.

14.  Мой ребенок часто совершает такие поступки, которые заслуживают осуждения.

15.  Мой ребенок отстает в психологическом развитии и для своего возраста выглядит недостаточно развитым.

16.  Мой ребенок специально ведет себя плохо, чтобы досадить мне.

17.  Мой ребенок, как губка, впитывает в себя все самое плохое.

18.  При всем старании моего ребенка трудно научить хорошим манерам.

19.  Ребенка с детства следует держать в жестких рамках, только тогда из него вырастет хороший человек.

20.  Я люблю, когда друзья моего ребенка приходят к нам в дом.

21.  Я всегда принимаю участие в играх и делах ребенка.

22.  К моему ребенку постоянно «липнет» все дурное.

23.  Мой ребенок не добьется успехов в жизни.

24.  Когда в компании говорят о детях, мне становится стыдно, что мой ребенок не такой умный и способный, как другие дети.

25.  Я жалею своего ребенка.

26.  Когда я сравниваю своего ребенка со сверстниками, то они кажутся мне воспитаннее и разумнее, чем мой ребенок.

27.  Я с удовольствием провожу с ребенком свое свободное время.

28.  Я часто жалею о том, что мой ребенок взрослеет, и с нежностью вспоминаю то время, когда он был еще совсем маленьким.

29.  Я часто ловлю себя на том, что с неприязнью и враждебно отношусь к ребенку.

30.  Я мечтаю о том, чтобы мой ребенок достиг того, что лично мне не удалось в жизни.

31.  Родители должны не только требовать от ребенка, но и сами приспосабливаться к нему, относиться к нему с уважением, как к личности.

32.  Я стараюсь выполнять все просьбы и пожелания моего ребенка.

33.  При принятии решений в семье следует учитывать мнение ребенка.

34.  Я очень интересуюсь жизнью своего ребенка.

35.  Я часто признаю, что в своих требованиях и претензиях ребенок по-своему прав.

36.  Дети рано узнают о том, что родители могут ошибаться.

37.  Я всегда считаюсь с ребенком.

38.  Я испытываю дружеские чувства по отношению к ребенку.

39.  Основная причина капризов моего ребенка – это эгоизм, лень и упрямство.

40.  Если проводить отпуск с ребенком, то невозможно нормально отдохнуть.

41.  Самое главное – чтобы у ребенка было спокойное, беззаботное детство.

42.  Иногда мне кажется, что мой ребенок не способен ни на что хорошее.

43.  Я разделяю увлечения моего ребенка.

44.  Мой ребенок кого угодно может вывести из себя.

45.  Огорчения моего ребенка мне всегда близки и понятны.

46.  Мой ребенок часто меня раздражает.

47.  Воспитание ребенка – это сплошная нервотрепка.

48.  Строгая дисциплина в детстве развивает сильный характер.

49.  Я не доверяю своему ребенку.

50.  За строгое воспитание дети потом благодарят своих родителей.

51.  Иногда мне кажется, что я ненавижу своего ребенка.

52.  В моем ребенке больше недостатков, чем достоинств.

53.  Мне близки интересы моего ребенка, я их разделяю.

54.  Мой ребенок не в состоянии сделать что-либо самостоятельно, и если он это делает, то обязательно получается не так, как нужно.

55.  Мой ребенок вырастет не приспособленным к жизни.

56.  Мой ребенок нравится мне таким, какой он есть.

57.  Я тщательно слежу за состоянием здоровья моего ребенка.

58.  Я восхищаюсь своим ребенком.

59.  Ребенок не должен иметь секретов от родителей.

60.  Я невысокого мнения о способностях моего ребенка и не скрываю этого от него.

61.  Ребенок должен дружить с теми детьми, которые нравятся его родителям.