Программы и метод.материалы

Никулина Софья Геннадьенна

Программа ЛДП, методические разработки занятий

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Программа ЛДП93.18 КБ

Предварительный просмотр:

КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ ТУЛУНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

 «МУГУНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

Принята на заседании  педагогического совета МОУ «Мугунская СОШ»

протокол № ___ от  «___»__________2022 г.

Утверждаю:

Директор МОУ «Мугунская СОШ»

_____________ /Л.Н.Фёдорова/

Приказ № ____ от __________ 2022 г.

«Чудо остров»

Возраст обучающихся: 6.5 – 17 лет

Срок реализации программы: с 1- 22 июня.

                     Автор составитель:

Никулина Софья Геннадьевна - начальник лагеря

с. Мугун  2022 г.

Содержание программы

РАЗДЕЛ 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ                        

                1.1 Пояснительная записка

                1.2 Цель, задачи программы

                1.3 Планируемые результаты освоения программы

РАЗДЕЛ 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО – ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ

                2.1 Календарный учебный график

                2.2 Учебный план

                2.3 Содержание программы

                2.4 Условия реализации программы

                2.5 Формы аттестации

                2.6 Оценочные материалы

                2.7 Методические материалы

                2.8 Список литературы

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Сфера детского отдыха является очень важной для реализации многих приоритетных задач современного образования, в том числе для организации отдыха, оздоровления и досуга детей. В детском оздоровительном лагере должны быть созданы такие условия, в которых ребенок любого возраста сумел бы максимально раскрыть свою индивидуальность, реализовать желания и способности, понять своё место в жизни, семье и обществе. Важным средством в реализации данных задач является правильная работа по организации дополнительного образования детей в детском оздоровительном лагере.

Дополнительное образование в детском оздоровительном лагере позволяет осуществлять развитие задатков и способностей личности ребенка, так как взрослые и дети реализуют деятельность «творчески» и «вместе». Еще О.С. Газман определил основные идеи педагогики каникул: «Всякое воспитательное влияние в лагере должно быть не прямым, а косвенным». Таким образом, происходит «воспитание без назидания», через творческую деятельность детей, включенных в разнообразные занятия по интересам. Именно дополнительное образование сегодня позволяет реализовать личностную функцию образования и является неотъемлемой частью воспитательной системы лагеря, не только предоставляя детям свободу выбора деятельности и делая досуг более содержательным, но и помогая им в социальном и профессиональном самоопределении.

К положительным особенностям организации дополнительного образования в детском оздоровительном лагере можно отнести:

  • свободу выбора направлений деятельности ребенком;
  • клубный вариант организации занятий, то есть относительно свободный режим работы по времени;
  • самостоятельность программного обеспечения и наполнения содержательным материалом (в отличие от школы, где каждая тема занятия привязана к плану);
  • взаимосвязь творческих объединений, кружков и клубов по интересам;
  • разнообразие форм дополнительного образования (кружки, студии, мастерские, клубы и другие творческие объединения).

Существуют различные способы организации дополнительного образования в лагере – это:

  • Кружок – одна из наиболее распространенных, традиционных, базовых форм добровольного объединения детей в учреждении дополнительного образования. В организационной структуре кружок чаще всего занимает начальную (базовую) ступень закрепления индивидуальной потребности ребенка, его желания, интереса к какому – либо конкретному виду деятельности или выявления способности к активному творчеству.
  • Студия – творческий коллектив, объединенный общими задачами, едиными ценностями совместной деятельности, а также эмоциональным характером межличностных отношений, в котором организованы занятия по усвоению коллективных действий и умений.
  • Мастерская – это объединение детей, важной особенностью которого является не только наличие широкого спектра изучаемых дисциплин, но и ориентация на создание под руководством педагогов предметов декоративно-прикладного искусства. В основе образовательного процесса – изготовление чего-либо или формирование и оттачивание прикладных умений.
  • Клуб – это объединение детей с целью общения по интересам, проведения совместных занятий и досуговой ориентации. Оно приемлемо для массового привлечения школьников к конкретному виду деятельности (клуб космонавтики, клуб моряков, книголюбов, туристический клуб и др.).

В своей деятельности мы определили такую форму занятий как мастерская. И это не случайно. Летние смены по сравнению с учебным годом длятся, краткосрочный промежуток времени (21 календарный день), а перед нами стоит задача разнообразить отдых воспитанников, расширить кругозор, показать различные сферы творческой деятельности. А еще каждому воспитаннику хочется посетить как можно больше творческих мастерских и привезти домой результат своего труда. И здесь организация дополнительного образования в форме творческих мастерских как нельзя, кстати, ведь на выполнение одной работы в среднем необходимо от одного до трех занятий, а значит, ребенок может посетить за смену все творческие мастерские.

Направленность программы: техническая, естественнонаучная, физкультурно спортивная, художественная, туристско-краеведческая, социально педагогическая.

Отличительные особенности данной образовательной программы от уже существующих в этой области заключаются в том, что программа ориентирована на применение широкого комплекса различных направлений деятельности, которые сможет освоить каждый ребенок центра. Каждый образовательный блок состоит из нескольких модулей. Каждый образовательный блок предусматривают не только усвоение теоретических знаний, но и формирование деятельностно-практического опыта. Практические задания способствуют развитию у детей творческих способностей, умения создавать собственные (авторские) модели.

Адресат: данная образовательная программа рассчитана на детей от 6,5 до 17 лет, Занятия возможны практически с любого возраста (от 6 до 17 лет), при любом уровне предшествующей подготовки ребенок может включиться в интересующее его направление деятельности. Дополнительно образовываться - никогда не поздно, и это делает данную сферу существенным фактором непрерывного образования личности.

Актуальность образовательной программы определяется запросом со стороны детей и их родителей на программы художественного развития, материально-технические условия, для реализации которого имеются на базе нашей школы. Программа позволяет обеспечить индивидуальный подход к каждому воспитаннику в зависимости от возраста, его умений и интересов.

Новизна программы заключается в качественно новой организации процесса дополнительного образования, позволяющей охватить большее количество воспитанников различными видами деятельности.

Таким образом, дополнительное образование детей — неотъемлемая часть системы лагеря дневного пребывания, призванная обеспечить ребенку дополнительные возможности для духовного, интеллектуального и физического развития, удовлетворения его творческих и образовательных потребностей.

Целью программы является создание развивающей среды в системе дополнительного образования, способствующей самореализации личности в искусстве, культуре, спорте, общении, удовлетворению постоянно изменяющихся индивидуальных социокультурных и образовательных потребностей детей.

Цель достигается посредством решения следующих задач:

  1. Сформировать систему дополнительного образования, способную дать возможность каждому ребенку выбрать себе занятие по душе, позволяющую создать условия для полной занятости воспитанников.
  2. Способствовать интеллектуальному, творческому, физическому развитию детей и подростков.
  3. Воспитывать трудолюбие, целеустремлённость, усидчивость и аккуратность.
  4. Стимулировать детей к дальнейшему самообразованию и самосовершенствованию.
  5. Охватить максимальное количество воспитанников дополнительным образованием.

Планируемые результаты:

  1. Осмысление воспитанниками (в рамках своего возраста) досуга как ценности, его значимости для развития и самореализации личности;
  2. Осознание воспитанниками своих возможностей и способностей, путей и способов их реализации в свободное время;
  3. Приобретение воспитанниками практических навыков организации досуговых дел, умения содержательно и разнообразно проводить свободное время;
  4. Освоение воспитанниками основных средств общения, повышение культуры взаимоотношений детей и их поведения во взаимодействии со сверстниками и взрослыми;
  5. Увеличение числа воспитанников, посещающих творческие мастерские.

Отслеживание результатов программа осуществляется с помощью:

  • систематических наблюдений за детьми и фиксации происходящих в них изменений;
  • проведения социологических опросов детей и родителей;
  • бесед с родителями;
  • организации самодиагностики детей и отслеживания изменений в их самооценке (самохарактеристике);
  • анализа творческих работ воспитанников.

 

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

Название раздела

Количество часов

Формы аттестации

Теория

Практика

Всего

Художественная направленность

1

Художественная мастерская

3

1.1

«Город мастеров» - работа в технике граттаж

0,5

0,5

1

1.2

Аппликация,  оригами

0,5

0,5

1

1.3

Техника рисования “Свеча + акварель”

0,5

0,5

1

2

Под звуки музыки

3

2.1

Вводное занятие

0,5

0,5

1

2.2

Разучивание песенного репертуара

0,5

0,5

1

2.3

Мини-концерт «Веселый остров детства».

1

1

Техническая направленность

4

Выжигание

3

4.1

Выжигание пейзажа

0,5

0,5

1

4.3

Выжигание цветов

0,5

0,5

1

4.4

Выжигание героев мультфильмов

0,5

0,5

1

Туристско-краеведческая направленность

5

Лесные тропинки

12

5.1

Природа родного края и его история, краеведческая работа в походе

1

1

2

5.2

Компас. Азимут. Измерение расстояний

1

1

2

5.3

Топографические знаки. Топографическая карта

1

1

2

5.4

Снаряжение туриста. Узлы

1

1

2

5.5

Туристический бивак. Костер

1

1

2

Естественнонаучная направленность

6

Тайны живой природы

6

6.1

Растения лечат людей

1

1

2

6.2

Царство почвы – уникальный мир природы

1

1

2

6.3

Вода – чудо природы. Пресные воды – наше богатство

1

1

2

Физкультурно-спортивная направленность

7

Олимпиец

8

7.1

Игры на свежем воздухе

1

1

2

7.2

Малоподвижные игры

1

1

2

7.3

Подвижные игры

1

1

2

7.4

Квесты /Челенджи

0,5

1,5

2

Социально-педагогическая направленность

8

Школа лидера

3

8.1

Лидер

0,5

0,5

1

8.2

Самовыражение лидера

0,5

0,5

1

8.3

Поведение лидера

0,5

0,5

1

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Художественная направленность

«Художественная мастерская»

Цель - создание условий для развития личности, способной к художественному творчеству и самореализации личности ребенка через творческое воплощение в художественной работе собственных неповторимых черт и индивидуальности.

Задачи

Обучающие:

  • закрепление и расширение знаний и умений, полученных на уроках трудового обучения, изобразительного искусства, природоведения, литературы, способствовать их систематизации; обучение приемам работы с инструментами; обучение умению планирования своей работы;
  • обучение приемам и технологии изготовления композиций; изучение свойств различных материалов; обучение приемам работы с различными материалами; обучение приемам самостоятельной разработки поделок.

Развивающие:

  • развитие у детей художественного вкуса и творческого потенциала; развитие образного мышления и воображения; создание условий к саморазвитию учащихся; развитие у детей эстетического восприятия окружающего мира.

Воспитательные:

  • воспитание уважения к труду и людям труда; формирование чувства коллективизма; воспитание аккуратности; экологическое воспитание обучающихся; развитие любви к природе.

Материалы и технология

  • галька в качестве исходного материала;
  • ватман;
  • мелованный картон;
  • кисти разной толщины;
  • грунтовка (при необходимости);
  • эскизные карандаши (темный и светлый);
  • краски (акрил, гуашь, акварель или масло);
  • лак (мебельный или акриловый);
  • растворитель.

Содержание раздела

1. “Город мастеров” - работа в технике граттаж (1ч.).

ТЕОРИЯ: Этапы выполнения техники.

ПРАКТИКА: Освоение техники выполнения, выполнение индивидуального рисунка.

Способ работы проходит несколько этапов: нанесение сырого желтка на лист (2-3 слоя); покрытие поверхности желтка чёрной краской; выцарапывание рисунка зубочисткой.

2. Аппликация/оригами

Основные задачи:

  • формирование умения передавать простейший образ предметов, явлений окружающего мира посредством объемной аппликации;
  • учить основным приемам в аппликационной технике «бумажная пластика» (обрывание, сминание, скатывание в комок);
  • развитие мелкой моторики, координации движений рук, глазомер;
  • развитие творческой фантазии, эстетического и цветового восприятия; воспитание навыков аккуратной работы с бумагой; воспитание желания участвовать в создании индивидуальных и коллективных работах.

3. Техника рисования “Свеча + акварель” (1ч.).

ПРАКТИКА: Нанесение свечой рисунка и покрытие его акварелью.

Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура.

Материалы: свеча, плотная бумага, акварель, кисти.

«Под звуки музыки»

Цель: создание условий для развития творческих способностей и нравственного становления детей младшего школьного возраста посредством вовлечения их в певческую деятельность.

Программа предполагает решение образовательных, воспитательных и развивающих задач с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей:

  • обучить основам музыкальной культуры, совершенствовать вокальное мастерство;
  • сформировать основы сценической культуры;
  • развивать навыки сольного и ансамблевого исполнения;
  • развивать творческую активность детей;
  • воспитывать эстетический вкус и исполнительскую культуру.

Каждое занятие посвящено различным видам песен. На занятия ребята разучивают песни, знакомятся с особенностями исполнения, историей создания.

Материально-техническое обеспечение:  Музыкальный центр или колонки, ноутбук, микрофон, записи фонограмм «+» и «-», USB носитель, музыкальные сборники.

Содержание раздела.

Вводное занятие. (1ч)

ТЕОРИЯ:  Знакомство с детьми. Беседа о правилах поведения и технике безопасности на занятиях. Ознакомление с певческой установкой (посадка певца, положение корпуса, голова), певческое дыхание, дыхательные упражнения. Смена дыхания в процессе пения.

ПРАКТИКА: Разучивание текстов распевки.

Разучивание песенного репертуара. (1ч)

ПРАКТИКА: Знакомство с музыкальным репертуаром, ознакомление с текстом, распевки, вокально-хоровая работа, разучивание песенного репертуара. Песни о лете («Чунга-Чанга», «Песенка кота Леопольда», «Оранжевая песенка», «Кап-Кап»). Русские народные песни-игры («Во поле береза стояла», «Бояре, мы к вам в гости пришли»)

Итоговое занятие. (1ч)

Мини-концерт «Веселый остров детства».

Техническая направленность

«Выжигание»

Основная цель – способствовать формированию у учащихся художественной культуры как составной части материальной и духовной культуры, художественно-творческой активности, помочь им в овладении навыками декоративно-прикладного искусства и его значением в жизни каждого человека.

Задачи:

  • знакомство с народными промыслами, использующими древесину, с их современным состоянием;
  • научить соблюдать правила техники безопасности при работе с техническими средствами и инструментами.
  • развитие эстетического и художественного вкуса, умение видеть прекрасное;
  • расширение кругозора воспитанников, творческого воображения, активности, интереса к предмету;

Теоретический блок

Инструменты и материалы, необходимые для работы. Организация рабочего места. Правильное положение рук и туловища во время работы. Правила техники безопасности.

Значение труда в жизни человека. Выдающиеся мастера декоративно-прикладного искусства. Выпиливание и выжигание как разновидности декоративно-прикладного искусства. Демонстрация изделий с элементами выпиливания и выжигания. Программа, содержание работы. Внутренний распорядок, общие правила безопасности труда, производственной санитарии и личной гигиены. Распределение по рабочим местам.

Технико-технологические сведения

Виды пород древесины. Основные свойства древесины. Природные пороки древесин: сучки, трещины, плесень, червоточины. Получение шпона и фанеры. Свойства фанеры и область ее применения. Правила нанесения размеров на технических рисунках, чертежах и эскизах. Планирование работы по изготовлению изделия. Разметка заготовок из древесины. Пиление древесины. Приёмы получения отверстий ручными инструментами. Соединение, изделий на гвоздях и шурупах.

Практический блок

Ознакомление с внешним видом древесины разных пород и образцами фанеры. Чтение эскиза, технического рисунка, чертежа детали изделия. Изготовление деталей по технологической карте. Организация рабочего места для обработки древесины. Разметка заготовок и пиление древесины, сверление отверстий в заготовке из древесины.

Выжигание рисунка

Украшение изделия выжиганием. Инструменты и приспособления, используемые при выжигании. Устройство электровыжигателя. Технология выжигания. Выжигание обычным прибором и при помощи нагретых металлических стержней определенного профиля (штемпелей). Организация рабочего места и правила безопасной работы при выжигании, Отделка изделий после выжигания.

Практические работы

Подготовка основы для выжигания. Перевод рисунка на основу. Выжигание рисунка электровыжигателем.

Комплексная работа по выпиливанию и выжиганию

История народного декоративно-прикладного искусства в России. Закономерности процесса развития искусства на примере формообразования мебели. Подготовка основы для выпиливания и выжигания. Перенос чертежа или технического рисунка на основу. Выпиливание внутренних поверхностей. Выпиливание наружных поверхностей. Отделка выпиленных поверхностей. Выжигание рисунка на фанере. Окончательная отделка изделия.

Практические работы

Подготовка основы для выпиливания и выжигания. Перевод рисунка на основу по выпиливанию и выжиганию. Выпиливание внутреннего и наружного контура изделия. Отделка выпиленных поверхностей. Выжигание рисунка на фанере. Сборка изделия на шипах и клею. Отделка изделия после сборки.

Изготовление предметов на произвольную тему

Просмотр и обсуждение чертежей и рисунков для изготовления изделий. Посещение и коллективное обсуждение выставок декоративно-прикладного искусства, музеев. Просмотр и анализ лучших работ учащихся, изготовленных выпиливанием и выжиганием. Самостоятельная разработка чертежа или рисунка изделия. Обсуждение лучших разработок, внесение коррективов. Изготовление изделия по выбранному чертежу.

Практические работы

Разработка чертежа или рисунка (рамка для фотографии, разделочная доска, картина, посуда, подставка под календарь и т.д.). Изготовление в материале.

Итоговое занятие

Организация выставки лучших работ учащихся. Обсуждение результатов выставки, подведение итогов, награждение.

Туристско-краеведческая направленность

«Лесные тропинки»

Цель – всестороннее и гармоничное развитие личности, воспитание физически и нравственно здорового человека, формирование логического и экономического мышления.

Задачи:

  • дать определённый набор знаний и умений;
  • прививать здоровый образ жизни;
  • воспитывать полноценного гражданина своей страны;
  • формировать чувство коллективизма.

Содержание

Тема 1. Природа родного края и его история, краеведческая работа в походе.

Климат, растительность и животный мир родного края, его рельеф, реки, озера, полезные ископаемые.

История нашей области, памятные исторические места, знатные люди. Роль туристов в охране памятников истории и культуры.

Охрана природы. Закон об охране природы.

Краеведческая и экскурсионная работа в походах. Ведение путевых записей: личный и групповой дневник, описание пути движения, описание экскурсионного объекта, путевой очерк. Сбор экспонатов и других краеведческих материалов.

Тема 2. Компас. Азимут. Измерение расстояний.

Типы компасов. Правила обращения с компасом. Визирование. Прямые и обратные засечки. Определение азимута. Обратный азимут. Способы измерений расстояний на местности. Средний шаг. Глазомер.

Практические занятия по теме. Ориентирование карты по компасу. Упражнение на засечки. Построить на бумаге из данной точки заданные азимуты (СВ, Ю, ЮЗ и т.д.) и показать величину азимута. Определить обратный азимут по данному. Упражнение на смешанное ориентирование без применения компаса. Графическое решение задач на смешанное ориентирование. Упражнение на глазомерную оценку азимута. Измерение своего среднего шага. Тренировка глазомера.

Тема 3. Топографические знаки. Топографическая карта.

Местные предметы на аэрофотосъемке участка земной поверхности. Роль топографических знаков на плане и карте. Группы знаков. Цвет, формы и размеры знаков. Зарисовка топографических знаков по группам(65 знаков). Объяснение знаков и незнакомых местных предметов. Топографическая и географическая карта. Обращение с картой в походе. Виды масштаба. Определение азимутов, линий по карте.

Практические занятия по теме. Опознавание знаков на карте. Чтение карты по маршрутам. Топографический диктант. Определение на карте элементов, менее других подверженных изменением. Составление списка местных предметов, сгруппированных по степени быстроты изменений. Преобразование масштаба в натуральный. Измерение азимутов различных направлений на карте.

Тема 4. Снаряжение туриста. Узлы.

Обувь и одежда туриста. Список личного снаряжения. Требования к рюкзаку, посуде и т.д. Уход за ногами и обувью в походе шаг туриста. Построение цепочки. Интервалы. Обязанности направляющего и замыкающего. Режим движения: ходовой час и привалы, нормальная скорость движения, количество ходовых часов. Привал и бивак. Различные узлы

Практические занятия по теме. Укладка рюкзака. Установка палатки.

Практическое занятие по теме: "Узелок".

Прямой узел. Ткацкий узел. Академический узел. Узел проводника. Схватывающий узел (практическая отработка соединения верёвок).

Тема 5. Туристический бивак. Костер.

Что такое привал и бивак в походе. Основные требования к месту привала и бивака. Планировка бивака. Виды и производство хозяйственных работ на биваке (развертывание и свертывание бивака). Графики дежурств на биваках.

Питание в походе. Что такое калорийность пищи. Примерный набор продуктов питания для туристского похода. Рас фасовка, упаковка и переноска продуктов. Что такое меню, как оно составляется. Учет расхода продуктов в пути Водно-солевой режим в походе. Выбор и обеззараживание воды.

Типы костров и их назначение. Костровое оборудование. Выбор и заготовка топлива. Сушка обуви и одежды. Общественно полезная работа на дневках. Охрана природы, Свертывание бивака. Противопожарные меры.

Практическое занятие по теме «Костер». Организация костровища. Разведение костра из подручного материала.

Практические занятия. Расчет продуктов питания для двухдневного похода. Зарисовка схем правильной планировки бивака с учетом требований, предъявляемых к месту привала.

Естественнонаучная направленность

«Тайны живой природы».

Цель: формирование творчески развитой личности ребенка путем совершенствования знаний и умений, формирования общей экологической культуры.

Задачи:

  • углубление и расширение имеющихся у школьников бытовых знаний экологии и знаний о природе, полученных в школе;
  • формирование экологического взгляда на мир, целостного представления о взаимодействии живой и неживой природы с человеком;
  • воспитание экологической культуры, которая поможет учащимся сейчас и в будущем жить в гармонии с окружающей средой, убережет иx от разрушительных для экосистем действий.

Содержание

1. Растения лечат людей

Теория: Необычные случаи. Живые организмы-рекордсмены. Правда ли это? Загадочное поведение. Реальность или вымысел? Забавные случаи. История поиска и использования лекарственных растений. Легенды о лекарственных травах. Как приготовить себе природное лекарство? Культурные растения, используемые как лекарственные.

Практика. Работа с подобранной литературой. Поиск и сбор лекарственных растений на территории школы.

2. Царство почвы - уникальный мир природы

Почва-источник питательных веществ для растений, место жизни животных. Загрязнение почв и их охрана.

Практика. Эксперимент: «Как растения помогают бороться с загрязнением почвы?»

3. Вода - чудо природы. Пресные воды - наше богатство.

Вода - самое важное вещество на Земле. Вода в природе. Круговорот воды в природе. Как подчеркивали важность воды на Земле писатели? Использование пресной воды человеком. Сколько надо воды, чтобы почистить зубы? Пресные воды: поверхностные, подземные. Методы очистки воды. Проблемы недостатка пресной воды.

Практика. Составление рассказа по экологическому рисунку. Водные процедуры, закаливание.

Физкультурно-спортивная направленность

«Олимпиец»

Цель: приобщение подрастающего поколения к здоровому образу жизни, регулярным занятиям спортом.

Задачи:

- укрепление здоровья, улучшение осанки, содействие гармоническому физическому развитию;

- обучение жизненно важным двигательным умениям и навыкам, формирование опыта двигательной активности;

- овладение общеразвивающими и корригирующими упражнениями, умениями использовать их в режиме учебного дня, активного отдыха и досуга;

- приобщение к самостоятельным занятиям подвижными играми, использование их в свободное время на основе формирования интересов к определенным видам двигательной активности и выявления предрасположенности к тем или иным видам спорта;

- воспитание познавательной активности и интереса к занятиям физическими упражнениями, культуры общения и взаимодействия в учебной и игровой деятельности.

Социально-педагогическая направленность

«Школа лидера»

Цель: обеспечить получение каждым подростком определенного минимума знаний и умений лидерского профиля, в области деятельности детских общественных объединений.

Задачи:

  • Выявление и развитие организаторских, творческих качеств участников.
  • Формирование системы знаний и умений, составляющих основное содержание теории лидерства (понятие, стили, принципы, типология, способы деятельности).
  • Приобретение навыков лидерского поведения, индивидуальной и коллективной деятельности.
  • Обучение подростков умениям и навыкам организаторской деятельности, самоорганизации, формированию ответственности за себя и других.
  • Развитие умений и навыков по подготовке и проведению коллективно-творческих дел.
  •  Развитие культурного, коммуникативного потенциала старшеклассников в процессе участия в совместной общественно-полезной деятельности.
  • Формирование ценностных основ нравственности, поведенческих  норм в условиях уважения к правам и свободам человека.

Содержание

Занятие 1: «Лидер». Создание условий для развития лидерского потенциала. Ознакомление с понятием: ученическое самоуправление.

Занятие 2: «Самовыражение лидера». Формирование и развитие лидерских и конкурентоспособных качеств личности. Ознакомление с правовыми основами деятельности ученического самоуправления.

Занятие 3: «Поведение лидера». Развитие навыков уверенного поведения. Ознакомление с различиями и возможностями органов самоуправления и детских общественных организаций.

Занятие 4: «Общение лидера». Ознакомление подростков с приёмами конструктивного, бесконфликтного общения, с моделями ученического самоуправления.

Занятие 5: «Команда лидера» Ознакомление участников с алгоритмом создания команды. Проектирование системы ученического самоуправления.Получение подростками опыта принятия важных для группы людей решений (как элемента лидерского поведения). Ознакомление с выборными технологиями формирования органов ученического самоуправления.

КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК

Количество учебных недель: 3 недели

Количество учебных дней: 21 календарный день

Продолжительность каникул: -

Даты начала и окончания учебных периодов/этапов: с 1.06 – 22.06

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

1.Материально-технические и информационные условия предусматривают:

2 игровых комнаты с набором художественных средств, настольных игр; аудиотека, фонограммы; канцелярские принадлежности; компьютер с выходом в Интернет, принтер, ксерокс, ТСО; мультимедийный проектор;

большой спортивный зал с набором спортивного инвентаря;

столовая;

игровая площадка;

спортивная площадка;

хозяйственный инвентарь.

3. Кадровое обеспечение

Кадровое обеспечение программы лагеря дневного пребывания МОУ «Мугунская СОШ»: 

В соответствии со штатным расписанием в реализации программы участвуют:

Начальник лагеря.

4 воспитателя

Медицинский работник

Педагогические работники (воспитатели) имеют педагогическое образование, знакомы с методами воспитания, знают педагогические приемы и средства возрастных и индивидуальных особенностей детей. Подбор начальника лагеря, воспитателей проводит администрация школы. Начальник лагеря определяет функциональные обязанности персонала, руководит всей работой лагеря и несет ответственность за состояние воспитательной, хозяйственной и финансовой работы, соблюдение распорядка дня, трудового законодательства, обеспечение здоровья и жизни воспитанников, планирует, организует и контролирует все направления деятельности лагеря, отвечает за качество и эффективность. Воспитатели проводят воспитательную работу, организуют активный отдых учащихся, несут ответственность за жизнь и здоровье воспитанников, следят за исполнением программы смены лагеря. Медицинский работник осуществляет периодический контроль за санитарным состоянием лагеря, проведение спортивных мероприятий, мониторинга здоровья. Педагоги организуют воспитательную работу, отвечают за жизнь и безопасность ее участников.

Обязанности обслуживающего персонала определяются начальником лагеря. Начальник и педагогический коллектив, отвечают за соблюдение правил техники безопасности, выполнение мероприятий по охране жизни и здоровья воспитанников во время участия в соревнованиях, массовых праздниках и других мероприятиях.

ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ

Для оценки результативности учебных занятий по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе применяется следующие виды контроля

- Текущий контроль - осуществляется в конце каждого занятия, работы оцениваются по следующим критериям – качество выполнения изучаемых на занятии приемов, операций и работы в целом; степень самостоятельности, уровень творческой деятельности (репродуктивный, частично продуктивный, продуктивный). Формы проверки: собеседование, творческие задания, самостоятельная работа, выставка.

- Итоговый контроль – проводится в конце смены. Формами итогового контроля являются выполнение творческих заданий и контрольных упражнений, собеседование, коллективная рефлексия, отзыв о работе, выставка работ.

Формами отслеживания и фиксации образовательных результатов по программе при проведении итогового контроля являются:

-журнал посещаемости творческого объединения;

-поделки учащихся;

-грамоты и дипломы учащихся;

-отзывы родителей о работе творческого объединения.

Форма отслеживания результатов усвоения дополнительной образовательной программы предполагает:

• индивидуальное наблюдение — при выполнении практических приемов обучающимися;

• тестирование — при проверке терминологии и определении степени усвоения теоретического материала.

Формой подведения итогов становятся выставки работ. Так как дополнительное образование не имеет четких критериев оценки результатов практической деятельности обучающихся, то выставка — это наиболее объективная форма подведения итогов. Такая форма работы позволяет учащимся критически оценивать не только чужие работы, но и свои.

ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

При оценивании учебных достижений учащихся по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе стартового уровня применяются следующие критерии:

-критерии оценки по освоению базовых универсальных учебных действий по направлениям деятельности;

-тестовые задания для определения уровня освоения дополнительной общеразвивающей программы.

Диагностические материалы:

-диагностика «Склонность к творчеству» (приложение 1);

-диагностика «Твои таланты» (Приложение 2);

-тест дивергентного (творческого) мышления (Ф.Е.Вильямс) (Приложение 3);

-форма отслеживания полученных результатов (Приложение 4).

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

Учебный процесс реализуется очно.

Принципы реализации программы:

-гуманизации образования (необходимость бережного отношения к каждому ребенку как личности);

-от простого - к сложному (взаимосвязь и взаимообусловленность всех компонентов программы);

-творческого самовыражения (реализация потребностей ребенка в самовыражении);

-психологической комфортности (создание на занятии доброжелательной атмосферы);
-индивидуальности (выбор способов, приемов, темпа обучения с учетом различия детей, уровнем их творческих способностей); 
-наглядности (достижение задач при помощи иллюстраций, электронных презентаций, педагогических рисунков, натуры);.

-дифференцированного подхода (использование различных методов и приемов обучения, разных упражнений с учетом возраста, способностей детей).

При реализации программы используется следующие методы обучения:

-словесный (беседа, рассказ, обсуждение, анализ);

-наглядный (демонстрация схем, рисунков, таблиц, видеоматериалов, работ учащихся на всевозможных выставках, конкурсах);

-практический (поделок, аппликаций, макетов, совершенствование учебных действий);

-эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления);

-репродуктивный (воспроизводящий);

-творческий.

При реализации программы используется следующие методы воспитания:

-упражнение (отработка и закрепление полученных компетенций);

-мотивация (создание желания заниматься определенным видом деятельности);

-стимулирование (создание ситуации успеха).

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ:

  1. Никульников А.Н. к.п.н., доцент, «Дополнительное образование в детском оздоровительном лагере», http://b2camp.ru/blog/%D0%B4%D0%BE%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D0%BD%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D0%B5-%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D0%B2-%D0%B4%D0%B5%D1%82%D1%81%D0%BA%D0%BE/
  2. Е.М. Аллекова. Живопись. – М.: Слово, 2007
  3. Г. Беда Живопись и ее изобразительные средства. – М., 2008
  4. А.Л. Гаптилл Работа пером и тушью. – Минск: Поппури, 2010
  5. Н.А Горяева Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. – М.: Просвещение, 2007.
  6. Н.И. Еременко Дополнительное образование в образовательном учреждении. – Волгоград: ИТД “Корифей”, 2007
  7. В.П. Копцев Учим детей чувствовать и создавать прекрасное: Основы объемного конструирования/ Ярославль: Академия Развития: Академия Холдинг, 2010
  8. С.В. Кульневич “Не совсем обычный урок”, Издат. программа “Педагогика нового времени”, “Воронеж”, 2006 год.
  9. Сборник нормативных документов образовательной области “Искусство”. – М.: Дрофа, 2007
  10. А.А.Павлова, Е.И .Корзинова Графика в средней школе. Методическое пособие для учителя. – М.: ВЛАДОС, 2006
  11. В.В. Ячменева Занятия и игровые упражнения по художественному творчеству с детьми 7-14 лет. – М.: Гуманит. Изд. Центр “Владос”, 2009
  12. Астраханцева С.В., Рукавица В.Ю., Шушпанова А.В., « Методические основы преподавания декоративно - прикладного творчества», учебно методическое пособие Ростов Н/Д: Феникс, 2006.
  13. Бондаренко Т.В.«Куклы своими руками». Материалы, выкройки, технология изготовления. М.Полиграфиздат, 2009. В. Войдинова « Куклы в доме», М. Профиздат, 2000. 
  14. Ванханен Н. А. «Фантазии из колготок»,М. Профиздат, 2007.
  15. Белоусенко М.И.. Постановка певческого голоса. Белгород, 2006г
  16. Соболев А. Речевые упражнения на уроках пения.
  17. Никифоров Ю.С. « Детский академический хор» 2003г.
  18. Школяр Л., Красильникова М. Критская Е. и др.: «Теория и методика музыкального образования детей»
  19. Жукова О.Г. “Бисерное рукоделие”
  20. Божко Л.А. “Бисер”
  21. Божко Л.А. “Бисер. Уроки мастерства”
  22. Гадаева Ю.В. Бисероплетение. Флора и фауна.
  23. Гришина Н.Н, Анистратова А.А.Поделки из кусочков бумаги – М.,Оникс, 2009 г
  24. Еременко Т.И., Забалуева Е.С. Художественная обработка дерева. М. «Просвещение» 2000
  25. Коваленко В.И., Кулененок В.В. Дидактический материал по трудовому обучению М., «Просвещение» 2007
  26. «Искусство выжигания по дереву» Дэниел Райт «Контэнт» Москва 2005 г.
  27. «Пирография уроки выжигания по дереву» Анна Зайцева  «Эксмо» Москва  2012 г
  28. Ресурсы интернета: http://stranamasterov.ru/taxonomy/term/511 , http://www.rukomeslo.ru/vyzhiganie/vyzhiganie-po-derevu-master-klass.html , http://www.livemaster.ru/topic/127343-vyzhigaem-zacharovannuyu-pajper
  29. Арефьев И.П. Занимательные уроки по технологии для мальчиков. 5 класс, 6 класс, 7 класс.- М.: «Школьная пресса», 2004
  30. Беляков С.М. Альбом рисунков для выпиливания. Минск,1959.
  31. Большаков Н.С. Художественное выпиливание из дерева. М., 1954.
  32. Делай сам. [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://delai.sam.com /
  33. Матвеева Татьяна Александровна. Мозаика и резьба по дереву. Татьяна
  34. Александровна Матвеева. — М.: Высшая школа, 1989. – 77 - 128 с.
  35. Милова М.Ф. Красота и удобство своими руками. - М.: 1999
  36. Мурашов В.П. Художественное выпиливание. Минск.. 1963.
  37. Костина Л.А. Выпиливание лобзиком. Выпуск 1,2. / Л.А. Костина . // - М.: Издательство "Народное творчество". - 2004. – С. 40.
  38. Куксов В.А., Куксов Ю.В. Материаловедение для столяров и плотников. М., 1969.
  39. Рыженко В.И. и др. Работа по дереву. Резьба. Мозаика. Столярка. Лобзик. - М.: 1998
  40. Норма Грегори. Выжигание по дереву. Практическое руководство. Грегори Норма. – М.: “Ниола-Пресс”, 2007. – 116 с.
  41. Симоненко В.Д. Технология.5,6,7 класс. - М.: ВентанГраф, 1999.
  42. Соколов Ю.В. Альбом по выпиливанию,-М., Лесная промышленность,1991. - 64 с.
  43. Страна Мастеров. [Электронный ресурс] / Режим доступа: stranamasterov.ru/‎
  44. Федотов Г.А. Волшебный мир дерева. - М.: Просвещение, 1994
  45. Хотунцев Ю.Л., Симоненко В.Д. Программы общеобразовательных учреждений. Технология. Трудовое обучение.- М.: Просвещение, 2006
  46. Шемуратов Ф.А., Выпиливание лобзиком.- 2-е изд.- М. Легпромбытиздат, 1992.- 208 с.: ил.
  47. Алешин, В. М. Туристская топография [Текст] / В. М. Алешин // М.: Профиздат, 1985. - 285 с.
  48. Бардин, К.В. Азбука туризма [Текст] / К.В. Бардин// М.: Просвещение, 1981. - 176 с.
  49. Лысогор, Н. А. Питание туристов в походе [Текст] / Н. А. Лысогор // М.: Пищевая пром-ть, 1980. - 156 с.

  1. Лисицкая Т.С. Хореография и танец [текст] /Т.С.Лисицкая. - М, 1998.-с.18-42.
  2. Организация дополнительного образования в школе: планирование, программы, разработки занятий/авт.-сост. Н.А.Белибихина, Л.А.Королева. - Волгоград: Учитель, 2009. -с.35-46.
  3. Виленский Е.Р. Растение раскрывает свои тайны. - М.: Колос, 1964.
  4. Ефремов Ю.К. Природа моей страны - М.: Мысль, 1985.
  5. Рик Моррис "Тайны живой природы - М.: Росмэн, 1996.
  6. Родионова И.А. Глобальные проблемы человечества - М., 1995.
  7. Тарабарина Т.И. И учеба, и игра: природоведение. - Ярославль: Академия развития, 1997.
  8. Экология России. Хрестоматия - М.,  1995.

  1. Белоусова В.В. «Воспитание в спорте». М. 1984г.
  2. Былеева Л.Л. «Подвижные игры». М. 1984г.
  3. Добровольский В.К. «Физическая культура и здоровье». М. 1982г.
  4. Куколевский Г.М. «Советы врача спортсмену». М. 1984г.
  5. Лыхов В.И. «Судейство соревнований по легкой атлетике». М. 1988г.
  6. Торабрин И., Чумаков А. «Спортивная смена». М.1982г.
  7. Уваров В. «Смелые и ловкие». М. 1982г.
  8. Филин В.П. «Воспитание физических качеств у юных спортсменов». М. 1984г.
  9. Безопасные игры / Сборник социально-психологических игр. Под общей редакцией: Молокановой Т.В. – заведующей социально-психологической службой ВДЦ «Орленок», 2006 г.;
  10. Васильев Н.Н. Тренинг преодоления конфликтов.- СПб.: Речь, 2002.
  11. Дилтс Р. НЛП: навыки эффективного лидерства. СПб., 2003.
  12. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Эффективная команда: шаги к созданию. Руководство для тех, кто хочет создать свою команду.- СПб.: Речь, 2003.
  13. Кристофер Э., Смит Л. Тренинг лидерства. СПб., 2002.
  14. Рогаткин Д.В. Школьное ученическое самоуправление. Учебник. – Петрозаводск, Юниорский союз «Дорога», 2002.
  15. Смолий Е.С. Организация и развитие ученического самоуправления в общеобразовательном учреждении. – М., 2003.
  16. Тренинги с подростками: программы, конспекты занятий/ авт.-сост. Голубева Ю. А. и др. – Волгоград: Учитель, 2009.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

МЕТОДИКА «СКЛОННОСТЬ К ТВОРЧЕСТВУ»

Цель: выявить, в какой степени у учащихся развита склонность к творчеству.

Ход опроса: учащихся просят ответить на вопросы либо «да», либо «нет», имея в виду, что «плохих» или «хороших» ответов не бывает.

Педагогу следует ответ «да» оценивать в 1 балл, ответ  «нет» в 0 баллов.

Вопросы

  1. Есть ли предметы, которые тебе очень нравятся и по которым у тебя всегда всё получается?
  2. Задаешь ли ты много вопросов?
  3. Нравится ли тебе играть в сложные игры?
  4. Постоянно ли ты что-то мастеришь?
  5. Есть ли у тебя новые интересные идеи?
  6. Нравится ли тебе слушать о выдающихся великих людях?
  7. Всегда ли тебе интересна новая работа?
  8. Считаешь ли ты, что солнце на картине может быть синего цвета?
  9. Часто ли ты становишься инициатором новых дел в детском саду, в ЦВО, во дворе?
  10. Считаешь ли ты, что сочинять стихи не пустая трата времени?
  11. Любишь ли ты читать, в том числе и литературу по интересующим тебя темам?
  12. Нравится ли тебе выступать на сцене (петь, читать стихи)?

Обработка результатов

Необходимо подсчитать количество ответов «да». Это и будет сумма баллов.

10 и более баллов – учащийся имеет много из того, что называют творческими способностями. Проявляет инициативу, придумывает интересные и даже оригинальные идеи. Это приносит не только удовлетворение, но и стимулирует появление новых идей. Можно говорить о высоком уровне склонности к творчеству.

5-9 баллов – у учащегося тоже есть все шансы стать творческой личностью. Но надо обязательно развивать и укреплять способности. Необходимо быть решительнее и настойчивее, не пасовать перед препятствиями – они преодолимы. Это средний уровень направленности на творческую деятельность.

4 и менее баллов – склонность к творчеству у учащегося дремлет (низкий уровень). Она скована нерешительностью, боязнью проявить себя. Возможно, учащийся стесняется высказывать свои идеи на людях.

ТЕСТ  «СКЛОННОСТЬ К ТВОРЧЕСТВУ»

Цель: выявить, в какой степени у Вас развита склонность к творчеству.

Ход опроса: просим ответить на вопросы либо «да», либо «нет». Имейте в виду, что «плохих» или «хороших» ответов не бывает.

Ф.И. воспитанника __________________________  Дата _______________

№ вопроса

Ответы на вопросы («да», «нет»)

Выводы ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Педагог


ПРИЛОЖЕНИЕ 2

МЕТОДИКА «ТВОИ ТАЛАНТЫ»

Цель: выявить способности испытуемых, уровень творческого мышления.

Инструкция: испытуемых просят при ответах на вопрос отвечать «да» или «нет». Педагогу следует ставить оценку – 1 за ответ «да» или оценку - 0, за ответ «нет».

Вопросы:

1. Случается ли тебе находить необычное применение какому-либо предмету?

2. Меняешь ли ты со временем свои наклонности?

3. Любишь рисовать абстрактные картины?

4. Любишь рисовать воображаемые предметы?

5. Любишь фантастические истории?

6. Сочиняешь рассказы или стихи?

7. Любишь вырезать затейливые узоры из бумаги?

8. Изобрел когда-нибудь что-то неизвестное всем?

9. Бывает ли желание переделать что-нибудь на свой вкус?

10. Боишься темноты?

11. Изобрел ли когда-нибудь новое слово?

12. Считал ли это слово понятным без объяснения?

13. Пробовал ли переставлять мебель дома по своему вкусу?

14. Был ли удачен этот эксперимент?

15. Использовал ли свои вещи не по назначению?

16. Мог ли, будучи маленьким, угадывать назначение предметов?

17. В выборе одежды предпочитаешь свой вкус или носишь то, что купят?

18. Есть ли у тебя свой собственный мир?

19. Ищешь ли ты объяснение тому, что не понимаешь?

20. Часто ли просишь окружающих объяснить тебе непонятное?

21. Любишь ли читать книжки без иллюстраций?

22. Изобретаешь ли собственные игры и развлечения?

23. Помнишь ли и рассказываешь ли свои сны или пережитые впечатления?

Обработка полученной информации. Необходимо подсчитать количество набранных баллов.

Если ты набрал 20-23 балла: ты очень сообразителен, способен иметь свою точку зрения на окружающее.

15-19 баллов: ты не всегда обнаруживаешь свои способности, но находчив и сообразителен, лишь, когда чем-то заинтересован.

9-14 баллов: твоя сообразительность достаточна для многих областей знаний, где необязателен свой взгляд на вещи. Однако для творческой деятельности тебе многого не хватает.

4-8 баллов: твое творческое мышление проявляется только тогда, когда ты увлечен важной для тебя целью, ты более склонен к практической деятельности.

До 4 баллов: тебе пока не хватает изобретательности. Ты можешь быть хорошим исполнителем, даже в сложных профессиях.

ТЕСТ «ТВОИ ТАЛАНТЫ» (раздаточный лист)

Цель: выявление Ваших способностей, уровень творческого мышления.

Инструкция: Просим при ответах на вопрос

ответить – «да»

или – «нет».

Ф.И. воспитанника __________________________ Дата _______________

№ вопроса Ответы на вопросы («да», «нет»)

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

17.

18.

19.

20.

21.

22.

23.

Выводы _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Педагог ДО.


ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Тест дивергентного (творческого) мышления (Ф.Е.Вильямс)

Автор методики  Вильямс Ф.Е. (адаптация Туник Е.Е.).

Серия рисуночных тестов, выявляющих способности к творческому самовыражению ребенка по пяти показателям: беглость мышления (продуктивность), гибкость мышления (подвижность), оригинальность, разработанность, название (богатство словарного запаса и  образность речи).

Время проведения:  для детей 5 – 10 лет - 25 минут;  11 – 17 лет – 20 минут.

Возраст респондентов: 5 - 17 лет.

Цель: выявление способности к творческому самовыражению.

Тестирование проводится в групповой форме. Желательно, чтобы во время тестирования дети сидели за столом или партой по одному. Для детей детского сада тестирование следует проводить в малых группах по 5-10 человек.

Инструкция

Перед началом тестирования нужно прочитать инструкцию к Тесту дивергентного мышления: «Это задание поможет узнать, насколько вы способны к творческому самовыражению с помощью рисунков. Вам предлагается 12 рисунков. Работайте быстро. Постарайтесь нарисовать настолько необычную картинку, которую никто другой не сможет придумать. Вам будет дано 20 (25) минут, чтобы нарисовать ваши рисунки. Работайте в квадратиках по порядку, не прыгайте беспорядочно с одного квадрата на другой. Создавая картинку, используйте линию или фигуру внутри каждого квадрата, сделайте ее частью вашей картины. Вы можете рисовать в любом месте внутри квадрата, в зависимости от того, что вы хотите изобразить. Можно использовать разные цвета, чтобы рисунки были интересными и необычными. После завершения работы над каждым рисунком подумайте над интересным названием и запишите название в строчке под картинкой. Не волнуйтесь о правильном написании. Создание оригинального названия более важно, чем почерк и орфография. Ваше название должно рассказать о том, что изображено на картинке, раскрыть ее смысл».

Далее приводятся незаполненные бланки тестовой тетради, необходимые для проведения тестирования.

Тестовая тетрадь состоит из трех отдельных листов, стандартного формата А-4, на каждом листе бумаги изображено по четыре квадрата, внутри которых имеются стимульные фигуры. Под квадратами стоит номер фигуры и место для подписи.

Работа с каждой из трех методик обсуждается отдельно ниже.

Обработка полученных данных

Описываемые далее четыре когнитивных фактора дивергентного мышления тесно коррелируют с творческим проявлением личности (правополушарный, визуальный, синтетический стиль мышления). Они оцениваются вместе с пятым фактором, характеризующим способность к словарному синтезу (левополушарный, вербальный стиль мышления). В результате получаем пять показателей, выраженных в сырых баллах:

—  беглость (Б)        

—  гибкость (Г)

—  оригинальность (О)

—  разработанность {?)                  

—  название (Н)

1.  Беглость — продуктивность, определяется путем подсчета количества рисунков, сделанных ребенком, независимо от их содержания.

Обоснование: творческие личности работают продуктивно, с этим связана более развитая беглость мышления. Диапазон возможных баллов от 1 до 12 (по одному баллу за каждый рисунок).

2.  Гибкость — число изменений категории рисунка, считая от первого рисунка.

Четыре возможные категории:

— живое (Ж) — человек, лицо, цветок, дерево, любое растение, плоды, животное, насекомое, рыба, птица и т. д.

— механическое, предметное (М) — лодка, космический корабль, велосипед, машина, инструмент, игрушка, оборудование, мебель, предметы домашнего обихода, посуда и т. д.

— символическое (С) — буква, цифра, название, герб, флаг, символическое обозначение и т.д.

— видовое, жанровое (В) — город, шоссе, дом, двор, парк, космос, горы и т. д.        

(см. иллюстрации на следующей странице).          

Обоснование: творческие личности чаще предпочитают менять что-либо, вместо того чтобы инертно придерживаться одного пути или одной категории. Их мышление не фиксировано, а подвижно. Диапазон возможных баллов от 1 до 11, в зависимости от того, сколько раз будет меняться категория картинки, не считая первой.

3. Оригинальность — местоположение (внутри-снаружи относительно стимульной фигуры), где выполняется рисунок.

Каждый квадрат содержит стимульную линию или фигуру, которая будет служить ограничением для менее творческих людей. Наиболее оригинальны те, кто рисует внутри и снаружи данной стимульной фигуры.

Обоснование: менее креативные личности обычно игнорируют замкнутую фигуру-стимул и рисуют за ее пределами, т. е. рисунок будет только снаружи. Более креативные люди будут работать внутри закрытой части. Высоко креативные люди будут синтезировать, объединять, и их не будет сдерживать никакой замкнутый контур, т. е. рисунок будет как снаружи, так и внутри стимульной фигуры.

1 балл — рисуют только снаружи (см. образец 1); 2 балла — рисуют только внутри (см. образец 2).

3 балла — рисуют как снаружи, так и внутри (синтез — см. образец 3).

Общий сырой балл по оригинальности (О) равен сумме балов по этому фактору по всем рисункам.

4. Разработанность — симметрия-асимметрия, где расположены детали, делающие рисунок асимметричным.

0 баллов — симметрично внутреннее и внешнее пространство (образец 1)

1  балл — асимметрично вне замкнутого контура (образец 2).

2 балла — асимметрично внутри замкнутого контура (образец 3).

3 балла — асимметрично полностью: различны внешние детали с обеих сторон контура и асимметрично изображение внутри контура (образец 4).

Общий сырой балл по разработанности (Р) — сумма баллов по фактору разработанность по всем рисункам.

5. Название — богатство словарного запаса (количество слов, использованных в названии) и способность к образной передаче сути изображенного на рисунках (прямое описание или скрытый смысл, подтекст).

0 баллов — название не дано.

1 балл — название, состоящее из одного слова без определения (см. пример 2 заполненной тестовой тетради: рисунки 2, 4, 8, 10, 12).

2 балла — словосочетание, несколько слов, которые отражают то, что нарисовано на картинке (см. пример 1 заполненной тестовой тетради: рисунки 5, 9, 11).

3 балла — образное название, выражающее больше, чем показано на картинке, т. е. скрытый смысл (см. пример 1 заполненной тестовой тетради: рисунки 1, 3, 6, 7).

Общий сырой балл за название (Н) будет равен сумме баллов по этому фактору, полученных за  каждый рисунок.

Итоговый подсчет по тесту дивергентного мышления 

(смотри оценки Б — Г — О — Р — Н, приведенные в образце теста на следующих страницах).

БЕГЛОСТЬ

Общее количество выполненных рисунков. Возможно  тах 12 баллов (1 балл за каждый рисунок).

ГИБКОСТЬ

Количество изменений категорий, считая от первой картинки. Возможно тах 11 баллов (1 балл за каждое изменение категории).

ОРИГИНАЛЬНОСТЬ

Где выполняется рисунок:

— вне стимульной фигуры — 1 балл

— внутри стимульной фигуры — 2 балла

— внутри и снаружи стимульной фигуры — 3 балла

(суммируются баллы по данному фактору по всем нарисованным картинкам). Возможно тах 36 баллов.

РАЗРАБОТАННОСТЬ

Где дополняющие детали создают асимметрию изображения:

— симметрично повсюду — 0 баллов

— асимметрично вне стимульной фигуры — 1 балл

— асимметрично внутри стимульной фигуры — 2 балла

— асимметрично внутри и снаружи — 3 балла

(суммируются баллы по данному фактору для всех нарисованных картинок). Возможно тах 36 баллов.

НАЗВАНИЕ

Словарный запас и образное, творческое использование языка:

— название не дано — 0 баллов.

— название из одного слова — 1 балл.

— название из нескольких слов  — 2 балла.

— образное название, выражающее больше, чем показано на картинке — 3 балла.        

(суммируются баллы по данному фактору для всех нарисованных картинок). Возможно тах 36 баллов.

Примеры заполненной и обработанной тестовой тетради

Пример 1

Баллы по пяти факторам, оценивающим креативность, приводятся слева от рисунка, рядом с соответствующей буквой (первая буква названия фактора).

Итог подсчета по основным параметрам теста дивергентного мышления

Беглость — учащийся работает быстро, с большой продуктивностью. Нарисовано 12 картинок. Оценивание — по одному баллу за каждую картинку. Максимально возможный сырой балл — 12.

Гибкость — учащийся способен выдвигать различные идеи, менять свою позицию и по-новому смотреть на вещи. Один балл за каждое изменение категории, считая с первой перемены (существует четыре возможные категории). Максимально возможный суммарный сырой балл — 11.

Оригинальность — учащегося не сдерживают замкнутые контуры, он перемещается снаружи и внутри контура, чтобы сделать стимульную фигуру частью целой картины. По три балла за каждую оригинальную картинку. Максимально возможный суммарный сырой балл — 36.

Разработанность — учащийся добавляет детали к замкнутому контуру, предпочитает асимметрию и сложность при изображении. По три балла за каждую асимметричную внутри и снаружи картинку. Максимально возможный суммарный сырой балл — 36.

Название — учащийся искусно и остроумно пользуется языковыми средствами и словарным запасом. По три балла за каждую содержательную, остроумную, выражающую скрытый смысл подпись к картинке. Максимально возможный суммарный сырой балл — 36.    

Максимально возможный общий суммарный показатель (в сырых баллах) за весь тест — 131.

Краткое объяснение обработки данного примера 1.

Беглость — Максимально возможное число рисунков — 12. По одному баллу за рисунок. В наличии 12 рисунков. Оценка — 12 баллов.

Гибкость — Максимально возможное число изменений — 11, считая от первого изменения категории — по одному баллу за каждое изменение. Категория первой картинки — живое (Ж) сохраняется во второй картинке без изменений. На третьей картинке — механическое (М), изменение 1, на четвертой картинке — вид (В), изменение 2. Изменения отсутствуют до шестой картинки, на которой — символ (С) — это изменение 3. Затем изменение на восьмой картинке — вид (В), изменение 4. Снова изменение на символ (С) в картинке девять — изменение 5. Последнее изменение в картинке десять на категорию живое (Ж) дает изменение 6. Эта категория сохраняется и на 11-12 картинках. Суммарная оценка по гибкости — шесть баллов.

Оригинальность — где рисует учащийся. Наибольшее количество баллов (три балла) за рисунок внутри и снаружи стимульной фигуры. Девять рисунков, имеющих изображения внутри и снаружи стимульной линии (№ 1, 2, 4, 5, 6, 8, 9, 10, 11) получают по  три балла. Рисунки три и семь получают только по одному баллу — рисунок только вне стимульной фигуры. Рисунок 12 получает два балла — рисунок только внутри замкнутого контура. Суммарная оценка по оригинальности — 31 балл.      

Разработанность — где размещаются детали для получения  асимметричного изображения (асимметрия — отсутствие зеркальности относительно любых воображаемых осей). Наибольшее количество баллов (три) начисляется за асимметрию рисунка и внутри и снаружи стимульной линии или формы. Только один рисунок 8 является асимметричным и внутри и снаружи 1 и получает три балла. Рисунки 3, 9, 11, 12 симметричны внутри и снаружи и получают ноль баллов за разработанность. Рисунки 1, 2 и 5 асимметричны внутри замкнутого контура и дают по два балла. Рисунки 4,6,7 и 10 имеют асимметрию снаружи замкнутого контура и получают по одному баллу за разработанность. Суммарная оценка за разработанность — 13 баллов.

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Форма отслеживания получаемых результатов

На заключительных занятиях по каждому этапу проводится анализ выполняемых работ.

В оценке работ учитываются:

Ф. И.

Элементы

творчества

Цветовые

решения

Композиционное

построение

работы

Качество

1) Элементы творчества:

Выявленыhttps://fsd.kopilkaurokov.ru/up/html/2020/02/01/k_5e356920412d0/538076_1.png

https://fsd.kopilkaurokov.ru/up/html/2020/02/01/k_5e356920412d0/538076_2.png

Не выявлены

2 ) Цветовое решение:https://fsd.kopilkaurokov.ru/up/html/2020/02/01/k_5e356920412d0/538076_3.png

соответствует теме

https://fsd.kopilkaurokov.ru/up/html/2020/02/01/k_5e356920412d0/538076_4.png

не соответствует теме

3) Композиционное построение работы:

Хорошееhttps://fsd.kopilkaurokov.ru/up/html/2020/02/01/k_5e356920412d0/538076_5.png

Удовлетворительноеhttps://fsd.kopilkaurokov.ru/up/html/2020/02/01/k_5e356920412d0/538076_6.png

4 ) Качество работыhttps://fsd.kopilkaurokov.ru/up/html/2020/02/01/k_5e356920412d0/538076_7.png

Хорошее

Удовлетворительноеhttps://fsd.kopilkaurokov.ru/up/html/2020/02/01/k_5e356920412d0/538076_8.png