Участие в районном конкурсе педагогического мастерства "Педагог года- 2020"

Токачев Виталий Александрович

Предварительный просмотр:

Эссе на тему:

«Музыку отдаю детям»

«Учитель без любви к ребенку - все равно,

что певец без голоса, музыкант без слуха,

живописец без чувства цвета»

Каждый человек талантлив по своему, но обнаружить этот талант не просто. Кем быть? Этот вопрос встает рано или поздно перед каждым человеком. Один становится поэтом или музыкантом, другой – физиком, третий – геологом, четвертый – хирургом, а кто-то хочет стать учителем. Учитель, наставник – это не профессия, а скорее призвание. Ведь не каждый может стать гениальным художником, великим музыкантом или актером. Не каждый может стать и настоящим учителем.

Профессия учителя  привлекает меня своей гуманностью и благородством. Чтобы стать учителем, надо много работать над собой, самосовершенствоваться. Человек жестокий, властный, эгоистичный не может быть учителем. Но им не может быть и сухой, пассивный, замкнутый только на себе, на своих интересах человек. Быть учителем значит быть человеком творческим, индивидуальным, с богатым внутренним миром и неистощимой жизненной энергией, человеком, постоянно стремящимся к контакту с учениками.

Учитель, как строитель строит, но строит, самое сложное, и самое ценное на свете - внутренний мир   человека. Именно музыка помогает человеку стать лучше, добрее, чище.

Музыка – это целый мир необычных звуков, ярких красок в звучании. Это мир красоты, фантазии и глубоких чувств. Но не каждому дано войти в этот мир. Мир Музыки открыт лишь для тех, у кого «музыка в душе».

«Тот, у кого нет музыки в душе,
Кого не тронут сладкие созвучья,
Способен на грабёж, измену, подлость.
Не верь такому!», - говорил Шекспир.

Каждый ребёнок, который входит в мой класс, – это уникальный мир, единственное в своём роде сочетание особенностей личности, характера, темперамента, по словам Э. Ильинкова «…есть однажды случающееся чудо».

Каждый мой урок - это полет творческой мысли, фантазии, таланта и духовного совершенства. Главная моя задача в мотивации; пробудить творческую активность учащихся, ведь не зря учеными доказано, что музыкой можно влиять на работоспособность, интеллектуальное развитие, эмоциональное состояние.

Никакое другое искусство не вторгается  с такой властной силой  в эмоциональной мир ребят, как это доступно - музыке. С помощью музыки в детях можно воспитать мудрость и мужество, гуманность и справедливость, любовь и милосердие.

К. Ушинский в свое время заметил: « Запоет школа – запоет весь мир!»

Поэтому ко всем ученикам важно подобрать разные формы педагогического взаимодействия. По моему убеждению, работа с детьми может быть успешной только тогда, когда учитель опирается на глубокое знание детской психологии и понимает их возрастные особенности.        

Мои сегодняшние педагогические взгляды держатся на трех китах: «Любовь к детям», «Любовь к музыке», «Вера в себя». Эти три грани  я вижу в своем уроке, в каждом слове, обращенном к ребенку, что помогает мне вечно изобретать, развиваться.

Музыка - синоним красоты, той высшей красоты, которой наделен человек от природы. «Одна красота, - отмечал Шуберт, - должна вдохновлять человека в течение всей его жизни».

Музыка - это особенное стихийное явление контролирующие состояние ума души ребенка, уподобляя его психики, настроения эмоций, фантазий впечатлений, ведь ничто не может выразить эго и сущность слушателя, так, как музыка. В этом мне помогают великие музыканты: П.И. Чайковский, М.П. Мусоргский, М.И. Глинка, Ф.Шопен, А. Вивальди, И. Пахельбель, И.С. Бах, Д. Букстехудэ, В.А. Моцарт, Л. Бетховен и многие другие.

Любовь к большой музыке, как известно, не врожденное чувство, его нужно воспитывать. Когда ученик подготовлен к восприятию музыки, к пению, игре на музыкальном инструменте, когда деятельность в музыкальной сфере становится привычной, она перерастает в потребность. Личность ребенка с точки зрения музыкального воспитания содержит в себе грани, отвечающие за развитие духовного мира и зависящее от социального и мировоззренческого положения музыкального искусства.

Моя задача, как учителя – выявить, учесть, развить творческие способности детей и приобщить их к многообразной творческой деятельности;  сделать творческую деятельность потребностью, а искусство – необходимой частью жизни ребенка.

Чтобы достичь результатов, решая данные задачи, я использую информационно-коммуникативные, игровые, технологию критического мышления, современные образовательные технологии. 

Восприятие музыки – один из основных и важных видов деятельности на уроке. Услышать музыку — значит почувствовать и пережить чувства, по-новому размышлять об окружающей жизни, «вживаться» в музыкальный образ, пройти школу духовного, нравственного совершенства. Нет ничего скучнее в жизни, чем однообразие, поэтому пагубно действуют на процесс и результаты общения с музыкой постоянное повторение традиционных вопросов или заданий. На каждом уроке нужна проблема, новизна, неожиданность, интригующая ситуация, актуальная и доступная конкретному классу.

На своих уроках при слушании и анализе музыки я использую различные методы и приемы такие как:  смешивание жанров ( классика в современной обработке, мотивы классической музыки в «РЭП»-е и других жанрах), иллюстрирование музыкального произведения, метод «Пластическое интонирование», инструментальное музицирование, метод моделирования художественно – творческого процесса. 

Используемые мною методы способствуют организации учебно-познавательной деятельности учащихся в условиях проблемной ситуации: написание мини-сочинения, размышления о музыке, описание музыкального образа после слушания музыки, придумывание названия произведения, сравнение двух вариантов звучания одного и того же произведения в разном исполнении.

На своих уроках я стараюсь научить детей верить в свои силы, испытывать волнение и восторг от прослушивания произведений. Стремлюсь, чтобы каждый урок нёс радость и добро, стал открытием для учеников своих возможностей. Пытаюсь, чтобы на моих учеников никогда не ложился груз комплекса неполноценности, чтобы было адекватное отношение не только к личным качествам, своим возможностям, но и к чужим успехам и неудачам.

«Роль учителя состоит в том, чтобы открывать  двери, а не в том, чтобы проталкивать в них ученика», - говорил А. Шнабель. Как точно сказано!

Учитель открывает перед детьми прекрасный мир музыки, вводит их в волшебное царство звуков и тем самым помогает рождению настоящих,  образованных, гармоничных людей. Различная  форма урока, способствуют духовному взаимообогащению ученика и учителя. Годы, наполненные не только музыкой, но и совместными переживаниями, открытиями, победами и поражениями, творчеством и вдохновением, несомненно, оставят глубокий след в душе ребёнка, его родителей и учителя.

Ведь музыка способна вылечить душу ребёнка. Приветливая улыбка, доброе слово учителя  и прекрасная мелодия настраивают ребят на иной лад восприятия жизни, более возвышенный, поэтичный, благородный. Здесь сбываются мечты о чистой любви, о подвигах, доблести и славе, торжестве добра над злом. Ведь именно к этому, пусть подсознательно, тянется светлая детская душа.

Учитель музыки –

прекрасная работа

Ей отдаюсь весь без остатка я.

Концерты, развлечения, отчеты -

И это не работа – это жизнь моя!



Предварительный просмотр:

СЦЕНАРИЙ ВЫПУСКНОГО ВЕЧЕРА

9 класса школы-интерната.

Цель: создание условий для доброжелательного общения и содержательного досуга учителей, родителей и учащихся, воспитание любви к школе.

Задачи: способствовать развитию кругозора и коллективно-творческих качеств учащихся; 

создать учащимся и родителям с разными возможностями и способностями условия для творчества;

использовать новые формы и методы при проведении праздника;    

формировать гармоничные отношения «ученик – родитель – учитель».

Планируемые результаты: 

Личностные: 

Ценить и принимать базовые ценности, поступать в соответствии с ценностными ориентирами общества;

оценивать свое поведение в соответствии с ценностями общества;

активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;

проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных ситуациях и условиях.

Познавательные: строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

делать умозаключения (индуктивное и по аналогии) и выводы на основе аргументации.

 Регулятивные: 

управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять сдержанность, рассудительность;

технически правильно выполнять действия в игровой и соревновательной деятельности.

Коммуникативные:

выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы;

отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета;

аргументировать свою точку зрения;

учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

Форма: праздничная программа.

Целевая аудитория: 9 класс школы-интерната, родители, педагоги школы-интерната.

Реквизит: воздушные шары для запуска по количеству участников, плакаты с названиями учебных дисциплин, ленты атласные.

Оборудование: микрофоны, микшерный пульт, проектор, ноутбук, презентация, фонограммы (минусы) песен.
                                                 

Ход мероприятия.

ВЕДУЩИЙ: Вся жизнь – театр,  а люди в нем - актеры,

Сказал поэт и был, конечно, прав.

На школьной сцене 9 лет сыграв,

Они уйдут играть другие роли.

Мы роли в жизни разные играем:

Ребенка, взрослого, ученика,

Сыграть учителя мечтаем…

Раз в жизни – роль выпускника.

Мы пригласили вас сегодня на премьеру. Кто же главные герои? Конечно, выпускники! Уважаемая публика, встречайте тех, кто демонстрировал нам чудеса оптимизма на протяжении этих лет и поражали нас своими артистическими способностями.

Заставка на экране, ДЕФИЛЕ.

  1. ДИАЛОГ УЧИТЕЛЯ И ШКОЛЬНИКА

Звучит  музыка

В зале гаснет свет. На сцене только блики от зеркального шара. Медленным, плавным шагом выходит выпускник, который  ведет за руку первоклассницу.
Первоклассница. А что сейчас будет? Сказка? 
Ведущий. Сказка.
Первоклассница. Страшная? 
Ведущий. Нет, грустная.
Первоклассница. Но у нее будет счастливый конец?
Ведущий. Безусловно! Все сказки имеют счастливый конец. Но эта сказка имела очень  счастливое начало... Много-много лет назад, когда деревья были большими, тропинки в школьном дворе длинными, а школьные лестницы - крутыми и высокими, мамы привели в школу  мальчиков и девочек. Каким-то чудом они оказались в одном классе ...
Так началась эта светлая сказка под названием «Детство».
Первоклассница. Я эту сказку знаю. Я сама живу в этой сказке!
Ведущий. Но для выпускников сегодня эта сказка заканчивается. И они уходят в большой взрослый мир.
Первоклассница. И в детство уже не вернутся? 
Ведущий. Нет, не вернутся. 
Первоклассница. Никогда-никогда? 
Ведущий. Никогда-никогда!

Первоклассница: Ну, тогда остаётся пожелать им счастливого пути!

Ведущий: А хочешь, я покажу тебе, какими были школьные годы наших выпускников?

Первоклассница: Конечно, хочу, это жутко интересно!

ПРЕЗЕНТАЦИЯ О ВЫПУСКЕ

Ведущий1: Добрый вечер, дамы и господа!

Дорогие родители и уважаемые педагоги!

Сегодня у нас волнующий момент, ради которого мы и собрались в этом зале – вручение аттестатов выпускникам нашей школы.

Встречайте радостно сейчас

Достойный общего вниманья

Наш выпускной 9 класс!    (аплодисменты).

Музыка

       (Выходят выпускники)

  1. Время И стекло- Наверно потому что)

Первый Куплет: 
Почему из школы нашей трудно очень уходить? 
Почему не можем мы расслабиться и школу позабыть. 
Почему не «досвидос» пока прощай учителя. 
Почему так получается, мы любим, нужно все вам рассказать: 
Припев: 
Наверно потому что, всё это наши чувства. 
Одновременно радостно, и почему-то грустно. 
Наверно потому что, всё это наши чувства. 
Ведь нам без школы первой на сердце будет грустно. 
Второй Куплет: 
Вопрос?! Почему идем без вас? 
Учителя - все теперь всерьез. 
Институт, общага, сессия это перегруз, это передоз. 
Ну почему, уходим сейчас, классная мама поставила класс! 
В памяти вашей не станем мы старше, для ваас! 
Припев: 
Наверно потому что, всё это наши чувства. 
Одновременно радостно, и почему-то грустно. 
Наверно потому что, всё это наши чувства.
 
Ведь нам без школы первой на сердце будет грустно. 

Выпускники выстраиваются в ряд на сцене.

Ира.

Вот и опустела наша школа,
Коридоры гулкие молчат.
Снова в сентябре звонок весёлый,
К партам позовёт других ребят.

Антон.

Ну а мы новой жизни скоро встретим рассвет.
К этому шли мы всего девять лет.
И как только заря расцветёт за окном,
Наше звонкое детство помашет крылом.

Мая.

Мы привыкли гордиться школой.
Мы уверены, что нигде
Лучше нашей, честное слово,
Школы нет на большой земле.

Валя П..

Школа нас вела дорогой знаний,
Повзрослели все мы, но не вдруг,
И всегда был рядом вместе с нами
Школьный наш учитель – лучший друг!

Артем.

Мы друзей, конечно, не забудем.
И, листая дни календаря,
Свои жизни, судьбы строить будем,
С каждым днем мудрее становясь.

Валя А.

Что же будем вспоминать о школе?
Дружный класс, своих учителей
Чай с лимоном, булочки в столовой,
Множество веселых, светлых дней.

Гуля.

Даем торжественное обещание

Вас будем помнить и любить,

Оксана.

К вам в гости будем заходить,

И навсегда из школы не уйдем

Сюда детей и внуков приведем.

Ведущий. Слово для поздравления предоставляется ___________________________________

Ведущий. Приглашаем Вас на сцену.

  1. ФАНФАРЫ.

(слово гостей)

Ведущий. Слово для поздравления предоставляется ___________________________________

  1.  ФАНФАРЫ.

(слово гостей)
Ведущий: Заключительным аккордом школьной симфонии отзвучали экзамены. Вы дописали до конца сложное предложение своего детства – времени счастливых открытий, добрых и весёлых забот, времени, с которым связаны первые друзья, первая любовь, и первое расставание – сегодня вы прощаетесь со школой.

Ведущий: Смолкли фанфары, ждать все устали

Главного действия ждут в этом зале,
Ждут церемонию награждения
Высшей наградой за годы учения.

Ведущий: На сцену приглашаем директора школы _____________________________ для вручения выпускникам аттестатов.

  1. ФАНФАРЫ

 (Вручение аттестатов)

 после выпускники поют песню

4.1 гр.Звери, “Районы-кварталы”

Больше нечего ловить,
Мы теперь выпускники,
Если надо уходить,
Не кусайте кулаки!

Аттестат теперь в руках,
Много знаний в голове,
Дальше нам открыта дверь,
И выпускники теперь:

Припев:

Кайфуют от счастья, смакуют свободу,
Нам в дальний путь предстоит дорога!

ВЫПУСКНИКИ.

Артем: Ребята, неужели пролетело 9 лет?

Оксана: Я вчера вспоминала, как мы пришли в 1-ый класс.

Антон: Я был очень гордый.

Валя А.: А мне было немножко страшно.

Мая: А помните наш первый урок?

Валя П.: Наш первый учитель только и успевала нас ловить по коридору и усаживать на свои места в классе.

Гуля: Наш первый учитель – самый лучший в мире!

Ирина: Это точно! Она и сегодня с нами рядом.

Мая: Спасибо вам за вашу душу, за труд, терпение, добро, За то, что много в нас вложили, хоть было это нелегко.

  1. песня Макаревича «За тех, кто в море»

Ты помнишь, как все начиналось?

 Все было впервые у нас:

Банты и косички, и в книжке страничка,

И первый учитель и класс.

Как робко чертили овалы,

От страха слабея чуть-чуть.

По буквам читали и знали едва ли,

Каким долгим будет наш путь.

 П-в: Споем, друзья, о тех, кто с нами

По первым ступенькам шагал,

И с нами до звезд долетал,

И скажем им сейчас вот в этом зале

Как крепко любили и вас не забыли,

Учитель мой первый и класс!

Оксана: Дорогая ___________________. Вы учили нас писать, читать, дружить, уважать. Столько сил и труда Вы вложили в каждого из нас, столько нервов потратили, что просто невозможно подсчитать.

Мая: Ваша душа полна добра и любви. Низкий Вам поклон. Мы всегда будем признательны за всё, что от Вас получили!

Гуля: Ребята, сколько же прекрасных учителей учили нас всему целых 9 лет!  

Все: Это тоооочно!!!!

Оксана: Благодарим мы всех учителей,
За нежность, доброту и ласку,
Которую в теченье многих лет,
Дарили всем вы безотказно

Валя А.: Желаем всем вам здоровья и счастья!
Улыбок по - больше и в  сердце тепла!
И чтобы работа прекрасная Ваша
Счастье и радость несла!

Антон: Ребята, а всегда ли мы хорошо вели себя на уроках? Давайте вспомним, как иногда это было.

Артем:  Сейчас каждый учитель вспомнит хоть один из классов.

  1. Сценка «На контрольной» (МУЗЫКА НА КОНТРОЛЬНОЙ)

1: Здравствуйте, дети!

все: здрасте

1: здравствуйте дети

все: здрасте

1.сегодня контрольная

Гуля: а мы не знали!

1.сегодня контрольная

Мая: а мы не знали!

Антон. а можно выйти?

1: нет

Антон: а можно выйти?

1: нет

1: решаем сами

все: да

1: решаем сами

все: да

Валя А: откройте окно, мне душно

Валя А: откройте окно, мне душно

Антон: а можно выйти?

1: нет

Антон: а мне в медпункт?

1: нет

Оксана: о, птичка

Оксана: о, птичка

Артем: какой вариант

Оксана: шестой

Артем: блин, какой вариант

Оксана: шестой

Артем: блин, дайте шестой вариант

Артем: дайте шестой вариант

1: решаем сами все:

 да

1: решаем сами все:

да

Валя А.: закройте окно, мне холодно

Валя А.: закройте окно, мне холодно

Антон: а можно выйти?

1: нет

Антон: а можно домой?

1: нет

Валя А: на, сфоткай.

Артем: сам не решил

Валя А: на, сфоткай.

Артем: сам не решил

Валя А: откройте окно, мне душно

Валя А: закройте окно, мне холодно

Гуля: Валя, отсядь от окна

Мая: Валя, отсядь от окна

Антон. а можно выйти?

1: нет

Антон: а можно выйти?

1: нет

Валя П: когда в столовку?

Валя П: а чё дают?

Валя П: когда в столовку?

Валя П: а чё дают?

Артем: а я решил

1: молодец

Артем: а я решил

1: молодец

Антон: а можно в медпункт?

1: нет

Антон: а можно в медпункт?

1: нет

Артем: а я не понял!

1: твои проблемы

Антон: а он не понял!

1: его проблемы

Валя А.: откройте окно, мне душно,

Валя А.: откройте окно, мне душно

Антон: а можно выйти?

1: нет

Антон: а можно выйти?

1: нет

Артем: а можно выйти?

1: иди

Артем: а можно выйти?

1: иди

Антон других отпускаете, меня нет

Антон других отпускаете, меня нет

Оксана: о, медик (медик как раз вошел)

Оксана: о, медик

Медик: кто на прививку?

Все: я

Медик: кто на прививку?

Все: я

Антон: других отпускают, меня нет.

Антон: других отпускают, меня нет.

Валя П.: скоро в столовку.

все: да!

Валя П.: скоро в столовку.

все: да!

1: сдаем тетради.

Валя П.: а я в столовку.

1: сдаем тетради.

Валя П.: а я в столовку .

1: урок окончен.

все: до свиданья!

1: урок окончен.

все: до свиданья!


Антон: Школа, школа! Сколько слов о ней было сказано!
Ира: А сколько стихов в ее честь прозвучало!
Валя А.: А сколько песен о ней спето!
Валя П.: Ребята, а вы знаете, что многие песни о школьных предметах и сотрудниках школы!

Мая: И ведь это действительно так!
Артем: А давайте продемонстрируем!

7. УЧИТЕЛЯМ
Ира: Выносит плакат «Директор» на обратной стороне «География» (Дима Билан «ты должна рядом быть», «Крутится, верится шар голубой»)

Валя Пяк: выносит плакат «Русский язык» (Валерия «Маленький принц»)

Валя А.: выносит плакат «Алгебра и физика» (А. Пугачева «Песенка первоклассника»)

Артем: выносит плакат «История обществознание» (С. Пьеха  «Старая история»)

Оксана: выносит плакат «Физ-ра» (А. Студио  «Зарядка»)

Антон: выносит плакат «Биология» (Виагра  «Биология»)

Мая: выносит плакат «Английский язык» (Лепс «Я уеду жить в Лондон»)

Гуля: выносит плакат «Труд» («Про рукоделие»)

Ира: выносит плакат «ИЗО» (Елка «Нарисуй мне небо»)

Валя Пяк: выносит плакат «музыка» (Iowa «Эта песня простая»)

Артем: выносит плакат «информатика» (Технология  «нажми на кнопку»)

Оксана: выносит плакат «Родной язык» («Ненецкая песня») 

Мая. выносит плакат «воспитатели»(«Воины добра, воины свете» Трубецкой)

Валя А.: выносит плакат «Столовая» (Земфира «Хочешь»)

Антон: выносит плакат «звонок с урока» («Позвони мне, позвони»)

Все выходят с плакатами под музыку (Ваенга « Желаю»)

8. Родителям

Ира: Наши горячо любимые родители! Дорогие мамы и папы! Сегодня для нас наступил ответственный день прощания со школой и вступления на новый жизненный этап.

Антон: Ваши птенцы подросли и улетают из родного гнезда, но они всегда будут помнить своих родителей. Мы обещаем идти по жизни с чистым сердцем и открытой душой.
Валя А.: Мама, посмотри, как я выросла,
Куклы брошены, нет косичек,
Слезы первой любви несчастной
Я смахнула с густых ресничек.

 Антон: Мама, посмотри, как я вырос,
Я все реже с тобой бываю,
СМС-ки шлю девчонке,
О тебе иногда забываю.

 Оксана: Папа, посмотри, как я выросла,
За плечами уже вся школа,
Но к тебе за советом и помощью
Я, как в детстве идти готова.

 Артем: Мама, посмотри, как я вырос,
Я бываю резок и вспыльчив,
Но в душе я по-прежнему,
И раним и очень обидчив.

 Валя П.: Папа, посмотри, как я выросла,
Вечерами спешу на свиданье,
Но по-прежнему, только ты
Для меня - самый, самый, самый.

 Мая: Мама, посмотри, как я выросла,
Но к тебе я все так же привязана.
И всем лучшим, что есть в моем сердце,
Лишь тебе я, родная, обязана.

 

Ирина: Что ты плачешь, моя родная?
Закусила губы упрямо...
Улыбнись же, ведь школа окончена,
Ну засмейся же, милая мама!

 Гуля: Да, мы выросли, стали выше,
Сильнее и даже мудрее,
Но все также, в любую минуту,
В вашу помощь, родители, верим.

 9. Дом родной

Нас разделят скоро холода,
Не сможем друг без друга мы согреться.
Но расстоянье - это не беда.
Всё потому, что родом мы из детства.
Я непременно вновь к тебе вернусь,
Услышу ранним утром птичий гомон,
И в этот миг от счастья вдруг проснусь,
И не поверю, что опять я дома.

 ПРИПЕВ

Дом родной,
Знакомый с детства
Уголок, что у реки.
Дом родной,
Где любят сердцем,
Всем разлукам вопреки.
Дом родной
В краю чудесном,
Был и есть в моей судьбе.
Дом родной,
Знакомый с детства,
Все пути ведут к тебе.

На сцену выходят родители выпускников. (На слайде картинка с иконой)

(Выступление родителей) Выпускники выстраиваются по 4 человека

Родители: Дорогие дети! Примите наше родительское благословение на ваши долгие годы, на добрые дела и великие свершения.

9.1 на молитву

Артем: А сейчас мы просим подняться к нам на сцену нашего горячо любимого классного руководителя _______________________.

(КР садится на стул, выпускники по очереди отдают ей один конец ленты, другой конец держат в руке)

10. кл. руководителю

Мая: Вот и подошли к концу наши школьные годы. Еще немного и мы покинем эти стены.

Антон:  Дорогая __________________________, очень трудно перечислить всё, чем мы вам обязаны. Мы загружали Вас проблемами, решая которые, Вы не спали ночами.

Артем:  Вы всегда были для нас заботливой мамой, любимым учителем, и добрым воспитателем.

Выпускник: Но только сейчас мы понимаем, как трудно расставаться.

Оксана: Мы шалили, прогуливали уроки, не выполняли домашние задания. Но мы всегда знали то, что всей душой любили Вас.

Валя А.: С каждым днём вы начинаете осознавать, что сердце стучит все сильнее, а пульс учащается. Сколько интересных историй связанных со школой, но многих вы даже не знаете.

Гуля: Не каждый имеет такой талант общения с людьми. Вы же обладаете им в совершенстве.

Валя П:  И даже если нас не возьмут в институт, это не беда, потому, что благодаря Вам, мы умеем всё!

 (начинают отдавать ленты)

Мая: Пусть между нами были разногласия, но мы любим друг - друга. Мы стали все дружной семьей.

Антон: Вы наша звезда, путеводитель. Вы добрая, строгая, непобедимая.

Артем: Примите нашу благодарность от всех учеников.

Оксана: Мы любим вас и сохраним самые светлые воспоминания о школе и ваших уроках на всю жизнь. 

Валя А.: И сегодня, в этот праздничный день все мы дружно и искренне просим прощения и от всей души благодарим вас за неповторимые уроки, доброту и понимание! 

Гуля:  Все эти годы вы были с нами, вы были нашим помощником, нашим старшим товарищем, нашим капитаном.

Валя П.: И всё это Вы ___________________, и всех нас не хватит, чтобы передать те чувства, которые переполняют нас в эти минуты.

Ира: Вот и закончилось наше с вами путешествие – путешествие под название школа. 

Валя А.: Вот и стали видны все наши связи, но Вы должны отпустить нас.

(КР разрезает ленты)

11. ВИДЕО

12. Финальная песня

 Школа - отдавая тепло нам, открывая сердца свои

1 куплет
Отдавая тепло нам
Открывая сердца свои
Нас любили учителя 
Нас жалели порой они
Опустел наш любимый класс
Неслышны в нем не шум, не гам
Грустно стало ему без нас
Без него стало грустно нам
Припев
Опустел наш любимый класс
Неслышны в нем не шум, не гам
Грустно стало ему без нас
Без него стало грустно нам
2 куплет
Скоро мы улетим в даль
Словно стайка шаров ввысь
Если грустно тебе плачь
Если радостно улыбнись
Сколько было пустых слов
Обещаний и глупых фраз
До свиданья, прости, прощай

Скажем школе в последний раз
Припев
Сколько было пустых слов
Обещаний и глупых фраз
До свиданья, прости, прощай
Скажем школе в последний раз 
3 куплет
Теплой, тихой осеней порой
Постучимся мы в окна твои
Двери настежь свои открой
На минуточку нас впусти 
Там где сотни знакомых лиц
Где повсюду лишь звонкий смех 
Где тетради поблеклый лист
Эта школа любимей всех
Припев
Если грустно тебе - плачь
Если радостно - улыбнись
Скоро мы улетим в даль
Словно эти шары в высь



Предварительный просмотр:

Презентация из опыта работы.

Тема: «Современные образовательные технологии на уроках музыки»

 «Музыка - могучий источник мысли.

Без музыкального воспитания невозможно

полноценное умственное развитие ребенка».

В.А.Сухомлинский

СЛАЙД №1

Идет  21 век. Цивилизация развивается. Информация становится самым выгодным и важным товаром. СЛАЙД №2. Возникают информационные технологии, позволяющие огромным массам людей общаться, видеть друг друга, спорить, оказывать влияние друг на друга, находясь на противоположных сторонах земного шара. Растет потребность в людях, умеющих самостоятельно принимать решения, инициативных, изобретательных. Для современной школы возникает главная задача: научить детей жить в динамичном, быстро меняющемся мире. Учитель не может всех учащихся сделать гениями, но может многих из них вооружить способами решения новых задач.

СЛАЙД №3. В условиях образования искусство – единственная область, в которой может закономерно развиваться эмоционально-нравственное развитие растущего человека и его приобщение к высшим духовным ценностям. Современное поколение, на мой взгляд, не имеет четкого представления о том, какую несомненную практическую пользу приносят занятия музыкой, поэтому к предмету «Музыка» относятся как к малозначимому, ненужному предмету.  А еще Пифагор, создавая свою «школу мудрости», положил в ее основу два искусства – музыку и математику. Он считал, что гармония чисел сродни гармонии звуков и что оба этих занятия упорядочивают хаотичность мышления и дополняют друг друга.

       СЛАЙД №4.  Программы общеобразовательных учреждений «Музыка», предусматривают в ходе изучения курса достижения многих задач.

        Таким образом, чтобы реализовать поставленные задачи, содержанием моей работы стало сделать предмет «Музыка» интересным и привлекательным для учащихся, при этом максимально учитывая межпредметные и внутрипредметные связи, логику учебного процесса и возрастные особенности школьников. Через формирование слушательского интереса достичь повышения эффективности усвоения учебной программы, культурного уровня учащихся, воспитание у них эстетического вкуса и высоких нравственных качеств. Чтобы решить эту задачу, урок надо сделать не только интересным, но и современным. Как этого можно достичь? Прежде всего, используя в своей работе современные принципы педагогической техники и информационные технологии.

Для решения поставленных задач в работе я использую различные приемы современных образовательных технологий. Приведу некоторые примеры. Всем известно, какое значение в становлении человека имеет игра, игровое начало. Играют все и во все. Игра - есть очень близкая и привычная для ребенка деятельность, в которой он чувствует себя комфортно и раскованно. СЛАЙД №5. Такие интерактивные игры как «Угадай мелодию», «Своя игра», «В мире музыкальных инструментов», расширяют представления о музыкальных инструментах, их звучании, жанрах музыки, музыкальных стилях разных эпох и т. д.  Основанные на соревновании, они путем сравнения показывают играющим школьникам уровень их подготовленности, тренированности, подсказывают пути самосовершенствования, а значит, побуждают их познавательную активность. Интерактивные музыкальные игры направлены не только на изучение и закрепление пройденного материала, но и позволяют детям развивать музыкальный слух, а так же развивать одно из важнейших музыкальных способностей – музыкальную память.

Пример: СЛАЙД №6. При изучении темы «Оркестр русских народных инструментов» я использую музыкальную интерактивную игру «Угадай инструмент». С её помощью дети могут по очертанию инструмента попробовать угадать инструмент, прослушать его звучание как отдельно, так и в оркестровом варианте, узнать историю происхождения инструмента. ПРИМЕР.

СЛАЙД №7. Знакомство с биографией представителей изучаемых наук и искусств в той или иной степени присуще всем учебным предметам. Обычно это происходит в качестве иллюстрации к изучаемым законам, положениям, литературным и музыкальным произведениям. На этом этапе я пользуюсь «Биографическом методом обучения», разработанным Ларисой Николаевной Хуторской. Данный метод предполагает через личность композиторов, их жизненные ситуации приходить к пониманию сути написанных ими произведений. Ведь жизненный путь любого человека невольно отражается на его работе и творчестве.

Ярким примером служит страдание, тоска от неразделённой любви Л. Бетховена к
18-летней Джульетте Гвиччарди, которой композитор посвятил сонату № 14, более известную как «Лунная» соната.

 И тут не остаются без внимания занимательные факты из жизни исторических персонажей. Композиторы (писатели, артисты, певцы, дирижёры) в первую очередь люди, и у каждого из них были привычки, жизненные истории и особенности, которые стоят пересказа. В головах детей прочно залягут интересные, а порой смешные факты из жизни композиторов. Рассмотрим несколько примеров: 

СЛАЙД №8 - Никколо Паганини был сыном грузчика, который сумел добиться невероятных высот. Иногда казалось, что его игра на скрипке выходила за пределы человеческих возможностей. Поэтому некоторые говорили, что скрипач заключил договор с дьяволом. СЛАЙД №9. На основе этой легенды был снят фильм «Скрипач дьявола» с известным скрипачом в роли Паганини Дэвидом Гарреттом.

СЛАЙД №10 - Перед тем как сесть сочинять музыку, Бетховен погружал голову в холодную воду. Предположительно, именно эта привычка стала причиной воспаления среднего уха, закончившегося глухотой. И особенно приятно детям узнавать, что Бетховен совершенно не умел делить и умножать.

Слушание музыки.

СЛАЙД №11. Слушание музыки является важнейшим этапом в ходе урока. Именно слушание музыки является одной из лучших форм работы для развития способностей активно воспринимать музыку и внимательно вслушиваться в разные ее особенности. Необыкновенно полезно, по моему мнению, на этом этапе – смешивание жанров. Например, при знакомстве с оперой мною используется такой жанр, как «реп». После прослушивания современных жанров, дети с особым интересом слушают и вслушиваются в оригинал произведения.

Пример:  СЛАЙД №12 Опера «Князь Игорь» А.П. Бородин;

                Warren G & Sissel – Prince Igor.

     Н. Паганини Каприс №24;

     Ария – Игра с огнем.

Контроль знаний.

Процесс обучения невозможен без проведения контроля знаний и умений. Разработкой системы контроля занимаются не только учёные – педагоги, издающие различные пособия, но и каждый учитель – предметник в частности.

На уроках музыки мной активно используется современные приемы контроля знаний как способ повышения качества знаний и учебной мотивации обучающихся, а также оптимизации моей работы: это платформы «Kahoot» и «Plickers»..

Разберемся подробнее. СЛАЙД №13

Платформа «Kahoot». Что бы использовать платформу все, что мне понадобится на уроке, это мой компьютер, подключение к сети интернет, проектор и наличие смартфонов у ребят в классе. Это бесплатный сервис, полный достоинств. Яркий, очень социальный, чрезвычайно простой для учителя, а уж дети от него просто в восторге. Kahoot – это инструмент для быстрого создания всего интерактивного, что можно представить: викторин, опросов и обсуждений. Всё, что создаётся на платформе, так и называется — «кахуты». Для добавления соревновательного эффекта к вопросам можно добавить таймер. Чтобы начать игру в классе, учителю нужно предоставить группе учеников сгенерированный системой код, который они потом вводят на своих устройствах (планшет, смартфон) — и да начнётся веселье!

Не менее интересная платформа «Plickers». Если очень хочется использовать викторины, тесты в учебной работе, но у учеников нет смартфонов или в школе нет WiFi, тогда на смену платформе «Kahoot» приходит «Plickers». Интернет-сервис Plickers, который позволяет организовать тестирование при наличии одного смартфона или планшета в классах, где отсутствуют компьютеры и большое количество обучающихся.

Для организации тестирования в Plickers используются QR-коды, которые представляют собой миниатюрный носитель данных в виде двухмерного штрих-кода, содержащего зашифрованную с помощью белых и черных квадратов информацию. Расшифровку информации QR-кодов осуществляется с помощью камеры смартфона или планшета и установленной на него программы для распознавания.

При использовании QR-кодов, для ввода ответов обучающимся не нужны собственные устройства, достаточно одной карточки для каждого обучающегося, с которой учитель считывает QR-коды с помощью своего смартфона или планшета. На каждой карточке нанесен QR-код для считывания и мелким шрифтом для обучающихся номер карточки и буквы ответов. Карточка у каждого обучающегося своя, универсальная для всех вопросов теста.

Самим ученикам становится интереснее учиться, потому что появляется элемент игры. Таким образом, использование современных ИКТ на уроках музыки, позволяет детям без напряжения в интересной форме приобщится к музыкальному искусству.

Применение в своей работе описанных выше приемов и методов обучения и музыкального воспитания привело к следующим некоторым результатам моей работы:

1 выпускница поступила в музыкальный колледж г. Салехард.

1 призер районного фестиваля- конкурса вокального творчества «Снегирек», и у нее же есть желание связать свою жизнь с музыкой.

Выросло количество детей на внеурочных музыкальных занятиях. Считаю, что в этом есть, в некотором роде, моя заслуга.

Уверен, что музыкальное воспитание посредством приобщения учеников к образцам мировой классической, народной, современной музыки на современном этапе имеет важную роль в жизни каждого ребенка. В особенности детей КМНС. Свое выступление хотелось бы завершить словами прекрасного композитора Д. Шостаковича «Любите и изучайте великое искусство музыки. Оно откроет вам целый мир высоких чувств, страстей, мыслей. Оно сделает вас духовно богаче. Благодаря музыке вы найдете в себе новые неведомые вам прежде силы. Вы увидите жизнь в новых тонах и красках».

 

С древнейших времен музыкальному воспитанию придавалось большое значение. Так, в Древней Индии считалось, что благодаря этому виду искусства человек может достигнуть благочестия и благосостояния. В странах Древнего Востока верили, что музыка развивает такие качества, как искренность, человечность и справедливость.

         Знаменитый венгерский композитор Золтан Кодаи, который основал свою систему обучения, говорил, что воспитание человека не будет полным, без музыкального обучения.

         Благодаря тому, что ребенок познает мир музыки, развиваются его творческие способности, формируется общая духовная культура и эмоциональное развитие. Искусство оказывает благотворное влияние на память и интеллект. Ничто так не пробуждает чувства и фантазию, как мир музыки. При этом большая роль здесь отводится именно прослушиванию классической музыки, благодаря чему активизируется мыслительный процесс, память и эмоциональный слух.

         Наверняка многие слышали о пользе классической музыки, эффекте Моцарта и опытах, которые ученые проводили с участием кристаллов воды. Именно под воздействием знаменитых произведений великих классиков: Бетховена, Гайдна, Шопена и Моцарта структура воды изменялась и кристаллы приобретали удивительно красивую, гармоничную форму, чего не скажешь о других направлениях.

С первых дней развития школы и до настоящего времени музыкальной воспитание рассматривалось в неразрывной связи с общим задачами нравственного воспитания. Д.Б. Кабалевский (советский композитор, педагог), выражая мнение ряда представителей педагогики, писал: «Главной задачей массового музыкального воспитания является не только изучение самой музыки само по себе, сколько воздействие через музыку на весь духовный мир учащихся, на их нравственность» (Кабалевский Д. Идейные основы музыкального воспитания в Советском Союзе, Музыкальное воспитание в современном мире / Материалы IX конференции Международного общества по музыкальному воспитанию (ИСМЕ), Москва, 1973 г. стр. 28)

Музыкальное воспитание в школе – составная часть воспитания в целом, поэтому каждый учитель, воспитатель должен себе ясно представлять общие задачи, поставленные перед школой.

Новизна моего опыта заключается в стремлении выстроить систему методических приемов музыкального воспитания детей наиболее эффективных в работе на предметном уровне. Так как учащиеся нашей школы - это дети коренных малочисленных народов Севера (далее КМНС), процесс музыкального воспитания на уроках музыки, имеет ряд условий, затрудняющих его практическую реализацию:

  1. Кочевые народы (народности, племена) до сих пор остаются в условиях добровольной социальной депривации. Ведение традиционного образа жизни затрудняет приобщение детей КМНС к образцам мировой музыкальной культуры.
  2. Многие дети не считают нужным и интересным знакомится с музыкальной культурой мира в целом, как прошлого так и современности.
  3. Музыкальная культура народов КМНС держится на уровне пения народных песен, имеющих религиозное содержание, a-capella, либо с применением простейших ритмических фигур звуков бубна.

Выявленные проблемы позволяют сформулировать следующие задачи моей работы:

  1. Увлечь школьников музыкой, вызвать интерес и любовь к музыке.
  2. Формирование музыкальной культуры школьников посредством их приобщения к народной, классической, современной музыке, прежде всего к шедеврам музыкального искусства во всем богатстве его форм и жанров;
  3. Развитие потребности в общении с высокохудожественной музыкой.

  1. Музицирование.
  2. Интерактивные музыкальные игры
  3. Наглядный метод
  4. Словесный метод
  5. Практический метод

В.В. Нестерук

г. Нижневартовск

МБОУ «СОШ» №22

Актуальные проблемы музыкального воспитания в современной общеобразовательной школе.

История эстетической и педагогической мысли подтверждает необходимость всеобщего музыкального воспитания. Одна из главных задач музыкального воспитания – формирование личности ребенка, а, значит, и человека и, соответственно, исходя из воспитания индивидуума, общества в целом. «Если хотите узнать, как страна управляется и какова её нравственность, прислушайтесь к её музыке», - писал 25 веков назад Конфуций.

Платон называл музыкантом не того, кто владел игрой на каком- либо инструменте, но того кто достиг согласованности, гармоничности внешнего и внутреннего, мысли, слов и дел.

В. А Сухомлинский считал, что самое важное в школе, в воспитании, - воспитание чувств. Начинается оно с любви к своей маме, с заботы о ней. Из чувства любви к матери вырастают все лучшие качества человека. Поэтому школа должна воспитывать вместе с матерью и отцом. О необходимости целенаправленного воздействии на ребенка родителей и школы говорит и современная педагогика. «Как гимнастика выпрямляет тело, так музыка выпрямляет душу человека»,- слова В.А.Сухомлинского, которые перекликаются с высказыванием Т.И.Баклановой о том, что музыка обеспечивает среду формирования духовно-нравственной культуры личности.

На сегодняшний день мы имеем лучшую в мире систему массового музыкального воспитания. Этим мы обязаны великому композитору и педагогу Д.Б. Кабалевскому. В 50- 80-х г. он смог возродить эстетическое воспитание детей в школе, создав уникальную систему музыкального воспитания, не имеющую аналогов в мире. Она успешно развивается и совершенствуется, принята как основная в 15 странах Европы и Азии.

Согласно истории, эпоха перестройки в нашей стране приходится на вторую половину 80-х г. Педагогическая наука откликнулась на перемены в социальной жизни, выдвинула личностно- ориентированный подход в воспитании и обучении детей. Модернизация общеобразовательной школы была направлена на совершенствование структуры и содержания обучения. Появилась необходимость ухода от идеологизированной, политизированной её сути к  конкретной цели, находящейся в рамках музыкального искусства. Но перестройку музыкально- педагогических процессов вряд ли можно считать завершенной и в наши дни. Музыкальная педагогика   пребывает в состоянии сдвигов и преобразований. Современная социокультурная ситуация выдвигает ряд важнейших проблем, определяющих цели и содержание урока музыки в общеобразовательной школе, как основной формы массового музыкального образования. Важнейшей проблемой музыкальной педагогики является проблема соотношения, сочетания или доминирования различных интонационных пластов музыки на уроке.  

Федеральный государственный образовательный стандарт музыкального образования определяет учебно-познавательные и учебно-практические задачи, выполнение которых требует от учащихся овладением системой универсальных и специфических учебных действий. Они в свою очередь способствуют достижению цели урока. От учителя требуется использование педагогических технологий, которые основываются на дифференциации требований к подготовке обучающихся. Планируемые личностные, метапредметные и предметные  результаты освоения основной образовательной программы, содержание и организация образовательного процесса на ступени основного общего образования  направлены на формирование общей культуры, духовно-нравственное, гражданское, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, саморазвитие и самосовершенствование обучающихся, обеспечивающие их социальную успешность, развитие творческих способностей, сохранение и укрепление здоровья.

Педагогическая мысль и деятельность поставлены перед проблемой поиска  нового содержания учебного процесса, отвечающего современным требованиям и новой методологии, позволяющей формировать необходимые сегодня качества личности. Появляются новые технологии, направленные на формирование универсальных учебных действий:

- проблемно-диагностическая (постановка проблемы и поиск её решения)

- оценивание образовательных достижений;

- технология продуктивного чтения.

В основе музыкально- педагогической деятельности лежит системно- деятельный подход – знания не передаются, а добываются учащимися в процессе познавательной деятельности. Этот подход требует от учителя большей подготовки к уроку и творчества. Возможная проблема:  диалог учителя и учеников, подводящий школьников к выводу о том, какова же тема урока, может несколько затянуться и плохо повлиять на дальнейший ход урока.

Музыка обеспечивает среду формирования духовно- нравственной культуры личности на основе культурно- исторических и национально- культурных традиций России, формирование опыта музыкально- творческой деятельности.

Известно, что хорошая организация урока – это половина успеха обучения. При подготовке к  уроку учитель всегда должен отвечать на вопрос чему учить детей, какие умения и навыки развивать, для чего изучается определенный материал уроков, с какой целью необходимо использовать какие- либо виды деятельности, пользоваться определенными методами изучения.

Главным звеном в проблеме музыкально- эстетического воспитания в общеобразовательной школе является личность учителя. По словам Б. С. Рачиной, «пока интересно учителю – интересно детям». На первый план выступает творчество учителя. Оно должно опираться на художественно- педагогическую интуицию. Урок музыки должен являться результатом творчества. Если учитель влечёт творческое общение с учениками, проявляет себя как педагог и как музыкант, дети ему верят и всегда готовы к сотрудничеству.

Учитель музыки в школе – это должно быть серьезно, ответственно и престижно. Но как им стать? В общеобразовательных школах не хватает учителей музыки. Куда деваются выпускники музыкально-педагогических вузов? Необходимо усилить школьную практику студента в годы учебы в учебном заведении.

Учитель музыки должен знать, что успех обучения зависит от того, как мы вступаем в него, как поддерживаем диалог и как мы его завершаем.  Профессионализм учителя также зависит от умения держать в поле зрения и внимания весь класс, живо реагировать на реплики и порывы учащихся.

Использование на уроке электронных образовательных ресурсов позволяет учиться с максимальной эффективностью. Но при этом учитель не должен перенасыщать урок многообразием информации мультимедиа, лишней теорией. На первый план необходимо  выдвигать музыкально-практическую, творческую  деятельность.

Среди актуальных проблем музыкального воспитания в современной общеобразовательной школе по-прежнему являются охрана голоса учителя музыки (профессиональный голос педагога-музыканта требует от него большей затраты сил и энергии, чем голос, применяемый в быту); непонимание специфики воздействия музыки на человека многими детьми, родителями, руководителями образовательных заведений; информационная  перегрузка детей; недостаточное количество часов, выделяемых для изучения предмета. К сожалению, проблемой остается непонимание, недооценка того факта, что музыка обладает огромным лечебным воздействием на человека.

Серьезной проблемой является современная звуковая среда. Еще с прошлого века утрачены азы исконной  культуры, подвергся изменению интонационный строй русского бытия.

Порою можно услышать проблемы учеников, что они слушают «дореволюционную» музыку; поют «скучные», неинтересные  песни; учат много о композиторах. Какую музыку любят дети?                               Некоторые статистические исследования дают цифры: 20% школьников за классическую музыку, 80% - за «попсу». И это не удивительно. Ведь «попса» на сегодняшний день стала бытовой музыкой, это среда, в которой дети повседневно пребывают. Необходимо перебросить мост между общеобразовательными школами и профессиональной музыкальной системой, посещать концерты классической музыки, как можно чаще слушать ее в живом исполнении. Музыканты-профессионалы должны поднимать престиж классической музыки. На школьных концертах, городских фестивалях дети поют эстрадным голосом в низком диапазоне 1 – 2 альта. Приветствуется использование фонограммы аккомпанемента с бек-вокалом даже для хора. Школьный хор все чаще становится эстрадным. Многие музыкальные  руководители забывают о том, что только академическое пение способствует духовному росту подрастающего поколения.

Актуальной проблемой не только педагогики, но и всей нашей жизни является тот факт, что дети разучились трудиться. Ученики Павлыжской школы, в которой работал В.А.Сухомлинский, строили модели, работали на станке, управляли трактором и мотоциклом. Вокруг школы – прекрасный сад, мастерские, учебная электростанция, теплица, крольчатник, пассика. И всё выстроили и сделали сами ребята с помощью взрослых. По мнению В.А Сухомлинского интерес к учебной деятельности был в успехах детей, в их ощущении роста, достижения трудного.

Вчера не понимал – сегодня понял. Вот где радость! Вчера не умел – сегодня научился. Вот в чём счастье! В. А Сухомлинский считал, что ленивыми ребята становятся в самой школе от того, что их с первых классов не научили любить школьный труд и не дали почувствовать радость успеха в учении.

Для преодоления проблем музыкального образования необходимо объединить все научные музыкальные силы России для обобщения и обмена опытом.

Для решения поставленных задач на уроках музыки мною используются следующие методы развития музыкальной памяти:

Память - это сложный процесс преобразования сенсорного и перцептивного материала, получаемого органами чувств; это организация, сохранение и воспроизведение того, что было в прошлом опыте человека. Она активно включается во все проявления психики: внимание, ощущение, восприятие, представление, мышление, воображение; входит составным компонентом в такие сложнейшие структуры личности, как темперамент, характер и способности. В результате органического объединения прежнего опыта с любым действием и любой деятельностью сама память становится активной направляющей силой этих процессов, становясь их структурным компонентом.

Одной из важных проблем музыкального воспитания детей школьного возраста является развитие музыкальной памяти. Наряду с музыкальным слухом и ритмом музыкальная память – значимое звено в структуре музыкальных способностей, необходимое для любого вида деятельности. Согласно результатам исследований, в музыкальной деятельности память не развивается. Для улучшения памяти Лев Семенович Выготский предлагал вырабатывать специальные навыки, считая запоминание деятельностью, которую можно улучшить при помощи упражнений (Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М.: АСТ: Астрель, 2010. Стр. 136).  Борис Михайлович Теплов не причислял музыкальную память к основным музыкальным способностям, относя запоминание, узнавание и воспроизведение звуковысотности и ритмического движения к проявлениям музыкального слуха и чувства ритма [см. 15]. Галина Петровна Овсянкина считает музыкальную память самостоятельной музыкальной способностью. Согласно её определению, музыкальная память – это «свойство нервной системы хранить в психике и воспроизводить опыт взаимодействия с музыкальными образами» [12; 36].

Музыкальная память по содержанию психофизиологических процессов имеет много общего с мнемическими закономерностями других видов деятельности. Ее особенности связаны с большей зависимостью от пространственно-временной структуры музыки и доминированием образного, главным образом слухового вида мышления. Содержанием музыкальной памяти, так же как и в других видах деятельности, является накопление, сохранение и использование индивидуального опыта, который оказывает решающее воздействие на формирование личности музыканта и непрерывное его развитие.

Использование на уроках музыки приемов пластического интонирования, движений, инсценировок сюжетов песен и инструментальных сочинений программного характера, «разыгрывания» фольклорных образцов музыки совершенствует координацию простых движений детей под музыку (маршировка, применение элементов танцев), улучшает осанку младших школьников, пластичность и образность движений, ориентацию детей в пространстве в процессе движений под музыку. Пластические этюды и музыкально-двигательные импровизации позволяют детям проявлять выдумку, фантазию, свободу интерпретации музыкальных произведений.

Музицирование детей на музыкальных инструментах также способствует развитию тембрового слуха и развивает мелкую пластику пальцев, что особенно важно для совершенствования навыков письма.



Предварительный просмотр:

Слайд №1

Я: Здравствуйте, уважаемые члены жюри, коллеги и гости сего мероприятия. Благодарю за возможность выступить сегодня перед Вами. И тема моего выступления:

«Об искусстве… и не только»

Слайд №2

Искусство зародилось на заре цивилизации как отражение чувств и мыслей человека.

Сама жизнь была его источником. Человека окружал огромный и многообразный мир. События, происходившие вокруг, влияли на его характер, жизненный уклад. Искусство никогда не существовало отдельно от жизни, не было чем-то иллюзорным. Оно слито с языком людей, обычаями, особенностями темперамента.

Слайд №3

В настоящее время в России, наряду с радикальными политическими, экономическими, социальными преобразованиями, происходят серьезные изменения в области культуры, искусства и общественного сознания.

Современное музыкальное  искусство  —  элемент  современной  массовой  культуры.  Ряд  происходивших  в  XX  веке  исторических  событий  оказал  влияние  на  развитие  культуры  России  и  на  возникновение  понятия  «массовая  культура»  как  основной  характеристики  культурного  развития  XX  и XXI  веков. 

Слайд №4

По мнению болгарского искусствоведа Богомила Райнова,  массовая  культура  — это  «специфическая  и  особо  коварная  форма  обработки  сознания  масс»,  возникшая  в  результате  «слияния  элитарного  течения  и  массового  в  один  мутный  поток  псевдокультуры». Для  него  характерно  низкое  художественное  качество,  полная  девальвация  ценностей  и  всеобщее  снижение  критериев.  Б.  Райнов  при  характеристике  современного  искусства  говорит о его  античеловечности:  «Современное  искусство  по  существу  представляет  собой  форму  разрушения  искусства».  Особенно  страдает  от  пагубного  воздействия  современной  музыки  молодежь,  сознание  и  эстетические  вкусы  которой  еще  не  до  конца  сформировались  и  окрепли. Современное  музыкальное  искусство  —  страшный  и  безостановочный  механизм,  развращающий  сознаний  подрастающего  поколения. 

Современной  музыке  свойственны  такие  характеристики,  как  антиинтеллектуализм  и  оргиазм.

Слайд №5 (определения)

Антиинтеллектуализм  — то есть  направленность  современного  музыкального  искусства  против  интеллектуальной  деятельности  и  интеллектуальных  ценностей.  Современная  популярная  музыка  не  призывает  человека  к  размышлению,  не  развивает  в  нем  способности  к  образному  мышлению.

Оргиазм  (разнузданность, буйство) —  термин, определяющий  тяготение  современного  музыкального  искусства  к  культовой  музыке,  музыке  для  ритуалов,  а,  следовательно,  указывающий  на  преобладание  в  ней  ритмических  конструкций  и  группы  ударных  инструментов.

Действительно,  если  проанализировать  современную  музыку  с  точки  зрения  жанрового  разнообразия,  то  можно  отметить  тот  факт,  что  жанр  вокально-инструментальной  музыки 20 века был  замещен  жанром  танцевальной  музыки 21 века, который очень полюбился молодежи.  При  этом  необходимо  отметить,  что  музыка  призвана  носить  развлекательный,  фоновый  характер, по мнению российского культуролога Дарьи Журковой, создавать так называемый «слуховой пузырь». 

Об  этом  же  говорит  анализ  структуры  современных  музыкальных  композиций,  называемых  «треками».

Слайд №6

Прослушивание  такой  музыки  невольно  накладывает  отпечаток  на  работу  слухового  аппарата  слушателя,  а  использование  повторяющихся  ритмических  конструкций  и  опора  на  группу  ударных  инструментов  в  инструментальной  части  оказывают  воздействие  на  физиологические  функции  организма  человека.

Слайд №7

На мой взгляд, одна из причин вышеуказанных проблем очень проста - коммерциализация музыки и культуры в целом. Непримечательный "шоу-бизнес" вытеснил талантов со сцены. В чем же кроется идея "шоу-бизнеса"? Это не развитие национальной культуры, а жажда наживы, стремление получить как можно больше прибыли.

Один из ярких примеров современных явлений коммерциализации музыкального искусства – погоня за рейтингами. СЛАЙД №8.

В этом случае для показа или исполнения выбирают не лучшие в художественном отношении произведения, а те, которые привлекают больше внимания публики ("имеют больший рейтинг"), а значит, способны принести больше денег. Если выбирать лучшее должно простое большинство народа - это приведёт к деградации. Потому что массовый вкус, как получается, достаточно дурен.

Например, если выбирать телепередачи по рейтингу, то получится, что пошлые шоу вроде "Дома-2" или фильмы про бандитов более популярны, а значит, им должно отводиться больше времени на ТВ. Такие передачи всё больше портят вкус публики, что ведёт к культурной деградации общества. Аналогично и в музыке. Какую-нибудь, Бузову показали несколько раз по телевидению, и она стали очень популярной. Это не потому, что она поет хорошие песни, а потому, что её хорошо "раскрутили". И таких примеров множество. Тогда нужно вводить ограничения на содержание телепередач, музыкальных записей и других произведений искусства (цензуру!), либо составлять рейтинги не по мнению простого большинства, а как-то по-другому. Сразу вопрос: «А кто должен принимать участие в составлении этих рейтингов?» В этом случае жажда наживы может привести просто к уничтожению национальной культуры. Все современные проблемы в искусстве происходят от того, что экономические законы в искусстве начинают «выталкивать» само искусство. А когда бизнес начинает выталкивать искусство и создается коллапс в культуре, потому что культура, основанная на коммерции – не может быть хорошей культурой. Деньги действительно важны для развития индустрии, но деньги должны «работать» на искусство, помогать развиваться, но никак не заменять само искусство.

СЛАЙД №9. К сожалению, дети, с которыми я работаю, также не застрахованы от пагубного влияния массовой культуры. И я не могу глобально, на уровне государства, повлиять на сохранение и развитие «настоящей» музыкальной культуры России, но в моих силах сделать это на уровне школы. Моя задача как учителя музыки приобщить детей к прекрасному миру музыкального искусства, научить детей слушать музыку, увлечь их, заинтересовать музыкой, вызвать ясное понимание того, что музыка - важная часть самой жизни. На уроках музыки дети приобщаются к лучшим образцам классической музыки, что развивает в них творческую, духовно богатую личность, прививается  любовь к музыке. Но в общеобразовательной школе, где по программе предмету «МУЗЫКА» отводится всего лишь 1 час в неделю, процесс приобщения детей к «настоящей» музыке немного затягивается, и, конечно же, я продолжаю это делать во время внеурочной деятельности. На занятиях мы с детьми продолжаем слушать классическую музыку, стараемся, чтобы она проникла в самые сокровенные уголки нашей души, тем самым чувствовать красоту «настоящего» искусства. При подготовке к выступлениям на школьных концертах и конкурсах совместно с детьми выбираются песни с более содержательными по смыслу текстами, нежели как у большинства современных «звезд шоу-бизнеса». Для сохранения национальной культуры КМНС обращаемся к народному творчеству. Исполнение песен на родном языке у детей формируется чувство гордости за свой народ, за его творчество как части национальной культуры.  

В заключение хочется сказать о том, что искусство не должно быть "шоу-бизнесом" и должно служить народу, а не каким-то непонятным организациям. Решением этой проблемы должно заняться государство. Еще больше развиваться программам поддержки деятелей культуры; должен быть усилен контроль за прессой, радио и телевидением; должны приниматься меры по снижению влияния иностранной культуры и пропаганде русской культуры в других странах мира. Целью искусства должно быть развитие национальной культуры, а не погоня за доходами.